Этические взгляды А. Шопенгауэра — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Этические взгляды А. Шопенгауэра

2022-01-17 27
Этические взгляды А. Шопенгауэра 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПредМарскистская этика

К. Маркс и Ф. Энгельс разработали историко-материалистическую теорию морали. По их представлениям, человек в буржуазном обществе отчуждает не только свою человеческую, но и моральную сущность. Феодальная система социальных отношений, основанная на принципах личной зависимости, сменяется при капитализме товарно-денежными безличными отношениями. Лозунги - "свобода", "равенство", "братство" - в итоге оказались неравенством, несвободой, кровопролитием. Лозунги - "наука и прогресс" - обернулись нищетой и безысходности. Религия привлекается для оправдания богатства как - показателя Богоизбранности, а бедность и разорение - это свидетельство "греховности".

Маркс говорит о том, что общество не оставляет между людьми другой связи, кроме выгоды и финансового интереса. Человек уравнивается с вещью, его ценность измеряется функциональным использованием - размером услуг, которые он может оказать. Человек меняет статус с цели на средство. Выход - отрицание существующей системы ценностей.

Отчуждение предстает как раздвоение личности на "подлинную" и "неподлинную". "Подлинной" оказывается личность за рамками социальной ролей, лишь в личной жизни. Остальные люди воспринимаются как чуждый и враждебный мир, источник опасности и ударов.

Марксистская этика

Таким образом, в центре марксистской этики находится реальный человек. Определяющим элементом морали является социальный идеал, который исторически развивается. Пролетариат в капиталистическом обществе должен поставить целью ликвидацию несправедливого общественного строя. Пролетарская мораль исторически прогрессивна. Она имеет общечеловеческую сущность и возникает из "материальной практики". Моральным идеалом является коммунистическое общество, которое живет в соответствии с принципом: "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех".

 

ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А. ШОПЕНГАУЭРА

Во второй половине XIX века в Европе широко распространяются этические концепции, основанные на индивидуализме, эгоизме, своекорыстии, приспособленчестве, лицемерии. Из истории этики на щит поднимаются отрицательные характеристики морали. Формируются пессимистические концепции буржуазной морали, которые нашли наиболее очевидное проявление в трудах Шопенгауэра и Ницше.

Артур Шопенгауэр (1788-1860), создавая свою концепцию морали, исходит из того, что страдание - неизбежный и истинный удел человека. Оптимизм - свидетельство тупости или издевательство над безмерностью человеческого страдания. Этого избежать может или беспристрастный, творческий гений или аскет. Все поступки расцениваются как эгоистические и исключает их из числа нравственных. Критерием нравственности является отсутствие эгоистических мотивов. Это возможно, когда люди настолько близки, что чужое воспринимают как свое, что опять свидетельствует об эгоизме. Такое возможно лишь при взаимной симпатии, которая считается – единственной формой нравственности.

Из принципа сострадания вытекают две нормы поведения: пассивное (не вреди никому) и активное (помогай каждому по мере сил). При пессимистическом взгляде на мир нравственный поступок может привести лишь к облегчению страдания, но не избавить от него, ибо страдание бесконечно. Поэтому, чем глубже и нравственнее человек, тем шире его сочувствие, тем больше его собственное страдание и чувство безысходности, ибо мир полон страданий, нищеты, несчастий. Единственным искуплением может быть аскетизм.

ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ф. НИЦШЕ.

Фридрих Ницше - последователь Шопенгауэра - восстает против своего учителя, противопоставляя его тезису подавления воли тезис ее титанического перенапряжения, пессимизму - оптимизм на основе морального нигилизма. Он отрицает страдание и опирается на теорию Дарвина, в которой утверждается тезис о борьбе за существование. Эту идею он переносит на общество периода свободной конкуренции. В центр внимания в своей этике он ставит вопросы "переоценки ценностей", "иерархии страстей", "воли к власти". Переоценки подверглись христианские социальные добродетели - любовь в ближнему, сострадание, защита слабых, альтруизм теперь на их месте безраздельная власть сильных духом, индивидуализм, мораль "сверхчеловека", который находится "по ту сторону добра и зла", вне традиционных моральных ценностей. Главная идея учения Ницще - сильному не нужна мораль, он должен быть вне морали. Мораль рабов должна уступить место морали господ. Главной ценностью становится воля к власти. Он критикует мораль сочувствия, осуждает изнеженность, эмоциональность, духовную стадность и равенство мелочного торгашества. Он воспевает сильного человека, которого можно воспитать суровой, жесткой, насильственной дисциплиной. Он - за кастовую мораль. Любая уступка господ рабской морали ведет к ослаблению жизнеспособности, к упадку и ухудшению породы.

Несмотря на всю прямоту, в целом этика Ницше весьма противоречива. В ней есть не только негативные моменты, но и остроумная критика того, что можно было бы назвать моралью "третьей силы". Он призывает быть сильным и не сдаваться ни при каких обстоятельствах не поддаваясь ханжеству, лицемерию и фальши в человеческих отношениях. Подлинная нравственность основывается на искренности, открытости, желании по-настоящему помочь, а не погубить слащавым отношением, жалостью и временной иллюзорной поддержкой.

 

ПредМарскистская этика

К. Маркс и Ф. Энгельс разработали историко-материалистическую теорию морали. По их представлениям, человек в буржуазном обществе отчуждает не только свою человеческую, но и моральную сущность. Феодальная система социальных отношений, основанная на принципах личной зависимости, сменяется при капитализме товарно-денежными безличными отношениями. Лозунги - "свобода", "равенство", "братство" - в итоге оказались неравенством, несвободой, кровопролитием. Лозунги - "наука и прогресс" - обернулись нищетой и безысходности. Религия привлекается для оправдания богатства как - показателя Богоизбранности, а бедность и разорение - это свидетельство "греховности".

Маркс говорит о том, что общество не оставляет между людьми другой связи, кроме выгоды и финансового интереса. Человек уравнивается с вещью, его ценность измеряется функциональным использованием - размером услуг, которые он может оказать. Человек меняет статус с цели на средство. Выход - отрицание существующей системы ценностей.

Отчуждение предстает как раздвоение личности на "подлинную" и "неподлинную". "Подлинной" оказывается личность за рамками социальной ролей, лишь в личной жизни. Остальные люди воспринимаются как чуждый и враждебный мир, источник опасности и ударов.

Марксистская этика

Таким образом, в центре марксистской этики находится реальный человек. Определяющим элементом морали является социальный идеал, который исторически развивается. Пролетариат в капиталистическом обществе должен поставить целью ликвидацию несправедливого общественного строя. Пролетарская мораль исторически прогрессивна. Она имеет общечеловеческую сущность и возникает из "материальной практики". Моральным идеалом является коммунистическое общество, которое живет в соответствии с принципом: "Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех".

 

ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А. ШОПЕНГАУЭРА

Во второй половине XIX века в Европе широко распространяются этические концепции, основанные на индивидуализме, эгоизме, своекорыстии, приспособленчестве, лицемерии. Из истории этики на щит поднимаются отрицательные характеристики морали. Формируются пессимистические концепции буржуазной морали, которые нашли наиболее очевидное проявление в трудах Шопенгауэра и Ницше.

Артур Шопенгауэр (1788-1860), создавая свою концепцию морали, исходит из того, что страдание - неизбежный и истинный удел человека. Оптимизм - свидетельство тупости или издевательство над безмерностью человеческого страдания. Этого избежать может или беспристрастный, творческий гений или аскет. Все поступки расцениваются как эгоистические и исключает их из числа нравственных. Критерием нравственности является отсутствие эгоистических мотивов. Это возможно, когда люди настолько близки, что чужое воспринимают как свое, что опять свидетельствует об эгоизме. Такое возможно лишь при взаимной симпатии, которая считается – единственной формой нравственности.

Из принципа сострадания вытекают две нормы поведения: пассивное (не вреди никому) и активное (помогай каждому по мере сил). При пессимистическом взгляде на мир нравственный поступок может привести лишь к облегчению страдания, но не избавить от него, ибо страдание бесконечно. Поэтому, чем глубже и нравственнее человек, тем шире его сочувствие, тем больше его собственное страдание и чувство безысходности, ибо мир полон страданий, нищеты, несчастий. Единственным искуплением может быть аскетизм.

ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ф. НИЦШЕ.

Фридрих Ницше - последователь Шопенгауэра - восстает против своего учителя, противопоставляя его тезису подавления воли тезис ее титанического перенапряжения, пессимизму - оптимизм на основе морального нигилизма. Он отрицает страдание и опирается на теорию Дарвина, в которой утверждается тезис о борьбе за существование. Эту идею он переносит на общество периода свободной конкуренции. В центр внимания в своей этике он ставит вопросы "переоценки ценностей", "иерархии страстей", "воли к власти". Переоценки подверглись христианские социальные добродетели - любовь в ближнему, сострадание, защита слабых, альтруизм теперь на их месте безраздельная власть сильных духом, индивидуализм, мораль "сверхчеловека", который находится "по ту сторону добра и зла", вне традиционных моральных ценностей. Главная идея учения Ницще - сильному не нужна мораль, он должен быть вне морали. Мораль рабов должна уступить место морали господ. Главной ценностью становится воля к власти. Он критикует мораль сочувствия, осуждает изнеженность, эмоциональность, духовную стадность и равенство мелочного торгашества. Он воспевает сильного человека, которого можно воспитать суровой, жесткой, насильственной дисциплиной. Он - за кастовую мораль. Любая уступка господ рабской морали ведет к ослаблению жизнеспособности, к упадку и ухудшению породы.

Несмотря на всю прямоту, в целом этика Ницше весьма противоречива. В ней есть не только негативные моменты, но и остроумная критика того, что можно было бы назвать моралью "третьей силы". Он призывает быть сильным и не сдаваться ни при каких обстоятельствах не поддаваясь ханжеству, лицемерию и фальши в человеческих отношениях. Подлинная нравственность основывается на искренности, открытости, желании по-настоящему помочь, а не погубить слащавым отношением, жалостью и временной иллюзорной поддержкой.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.