Р азвивающая предметно - пространственная среда — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Р азвивающая предметно - пространственная среда

2021-12-12 27
Р азвивающая предметно - пространственная среда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Предметный мир детства — это среда развития всех специфически детских видов дея-тельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто наглядном и вербаль-ном уровне, вне реальных действий в предметной среде.

 

Развивающая среда детства — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предмет-ных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, позна-вательного и социального развития детей. К ним относятся природные среды и объекты, культурные ландшафты (парк, сад), физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, дизайн-студия, музы-кально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др. Базисные компоненты развивающей среды обеспечивают разнообразие дет-ской занятости по интересам, а также обладают релаксирующим воздействием на личность ребенка. Напротив, пустое и однообразное по содержанию предметное пространство утомля-ет, побуждает к безделью и агрессии.

 

Основные общие требования к развивающей предметно-пространственной среде:

 

● Предметная среда должна быть системной, отвечающей целям воспитания и обу-чения и требованиям проектной культуры.


135

 

● Предметная среда должна инициировать деятельность ребенка: ее объекты, сред-ства, цели и способы их достижения задаются предметной средой.

 

● Предметная среда должна учитывать специфику возрастных этапов развития ре-бенка, т.е. специфику как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т.е. обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития. Иначе говоря, способствовать решению задачи создания зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский).

 

● Предметная среда наряду с консервативными компонентами должна иметь часто меняющиеся составляющие, которые проблематизируют взаимодействие с ней, побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также в связи с этим и к наделению как их, так и консервативных компонентов новыми смыслами. Это порождает идеи, образы, новые способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т.д.), так и развитие детей в ней.

 

● Предметная среда должна обеспечивать возможность ребенка жить в разномас-штабном пространстве: сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз — рука»), сомас-штабном его росту и сомасштабном предметному миру взрослых.

 

● Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность разви-тия деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.

 

● Базисной характеристикой развивающей предметной среды является ее дизайнер-ское, в том числе стилевое решение. Предметная среда детского учреждения не должна быть загружена обилием разностильных и несомасштабных вещей.

 

● В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда предполагает вариативность, что обеспечивается на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях.

 

В современных условиях, когда возможности детей для общения с природой крайне ограничены, очень важно создать в здании и на территории детского сада (там, где это воз-можно) варианты среды для такого общения и исследовательской деятельности дошкольни-ков: уголки природы, мини-лаборатории, разнообразные мини-музеи, экологические комна-ты, зимние сады, экологические тропинки.

 

Особое значение имеет предметная среда ведущей деятельности дошкольника — иг-ровой. Она обязательно должна включать игрушки для развития сюжетной игры. В младшем

 

и среднем дошкольном возрасте это условно-образные сюжетные игрушки и куклы с необ-ходимой атрибутикой, а также разнообразный бросовый материал, строительные наборы, конструкторы и поделочные материалы. К старшему дошкольному возрасту предпочтение следует отдать обобщенной модульной среде, которая может принимать любые значения в смысловом поле игры. Стремление старшего дошкольника к реалистичной игрушке находит разрешение в создании из разных поделочных материалов детализированной самодельной среды, создаваемой детьми по ходу игры в соответствии с их игровыми замыслами. Готовые среды, при всей их привлекательности для ребенка, не имеют должного развивающего эф-фекта.

 

Огромный резерв развития воображения и образного мышления ребенка — использо-вание новых информационных технологий (в том числе компьютерных), которые могут вой-ти в дошкольное детство через игру и другие виды символико-моделирующей деятельности. Новые информационные технологии формируют у ребенка мотивационную, интеллектуаль-ную и операциональную готовность к жизни в современном информационном обществе. Од-нако этому способствуют только компьютерные игры развивающего характера, ставящие де-тей в условия необходимости мысленного взаимодействия с плоскостными изображениями объектов и оперирование ими в пространстве.

 

Развивающая предметная среда моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, что является ее базисным признаком и отличает от обычной бытовой предметной среды. Это значит, что статус развивающей имеет не всякое материально-техническое оснащение дошкольной организации, а только такая предметная среда, которая


136

 

обеспечивает развитие разнообразных видов деятельности ребенка, их переходу к более сложным формам.

 

Перечень примерных структурных компонентов развивающей предметно-пространственной среды


 

-игровая среда

 

животные и пр.),

 
   
Развивающая предметно  

Образные игрушки (куклы,

 
     

 

Предметы домашнего обихода

 

 

Техника и транспорт

 

М ЛАДЕНЧЕСКИЙ

   

Р АННИЙ ВОЗРАСТ

 

М ЛАДШИЙ ДОШКОЛЬ-

   

С ТАРШИЙ ДОШКО-

   

ВОЗРАСТ

 

       

НЫЙ ВОЗРАСТ

 

 

   

ЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 

                                                                                 

Условные и реали-

               

Разнообразные по те-

стичные по художе-

               

матике и большей ча-

ственному образу

               

стью условные по ху-

сюжетные игрушки

               

дожественному образу

(куклы, в т.ч. пред-

               

сюжетные игрушки

ставляющие людей

         

Среднего размера

(куклы, в т.ч. представ-

разных профессий,

 

Среднего разме-

 

условно-образные

ляющие людей разных

национальностей; иг-

   

игрушки (куклы,

профессий, националь-

рушки, изображаю-

 

ра условно-

     

животные, знако-

ностей; игрушки, изо-

щие животных раз-

 

образные иг-

     

мые детям по сказ-

бражающие разных

ных континентов, а

 

рушки (куклы,

     

кам, мультфильмам

животных, а также

также птиц, насеко-

 

животные: кош-

     

и т.п.), в т.ч. народ-

птиц, насекомых, рыб и

мых, динозавров, рыб

 

ка, собака, заяц,

     

ные, в т.ч. наборы

других обитателей мо-

и других обитателей

 

медведь и т.п.)

     

для режиссерской

рей); народные игруш-

морей); народные иг-

                   

игры

ки, тематические набо-

рушки, тематические

               

ры для режиссерских

наборы для режис-

               

игр («Гараж», «Ферма»,

серских игр («Гараж»,

               

«Магазин», «Пожарная

«Ферма», «Пожарная

               

станция», «В деревне»

станция», «Аэро-

               

и т.п.)

порт», «В деревне»

                         

«Пираты» и т.п.)

 

Игрушечная со-

 

Соразмерная куклам

Соразмерная куклам

             

посуда (в т.ч. каст-

           

размерная кук-

 

разнообразная мебель,

             

рюльки, половники

Соразмерная куклам

 

лам посуда (та-

 

посуда, одежда (ком-

   

и пр.), мебель, по-

разнообразная ме-

 

релка, чашка,

 

плекты сезонной, про-

   

стельные принад-

бель, посуда, одежда,

 

ложка), мебель

 

фессиональной и на-

   

лежности, простая

но в меньших количе-

 

(кровать, стул,

 

циональной одежды);

   

одежда с разными

ствах, чем в младшем

 

стол), постель-

 

знакомые детям инст-

   

видами застежек,

дошкольном возрас-

 

ные принадлеж-

 

рументы и орудия тру-

   

Игрушки-орудия

те; знакомые детям

 

ности (простынь,

 

да и быта (в т.ч. быто-

   

(лопатки, сачки и

инструменты и ору-

 

подушка, одея-

 

вая техника), соразмер-

   

т.п.), соразмерные

дия труда и быта.

 

ло), соразмерные

 

ные куклам коляски,

   

куклам коляски,

           

куклам коляски

 

санки

             

санки

                                                 

Пластиковые круп-

Разные виды машинок

                   

и транспорта (наземно-

Разные виды маши-

         

ные машинки на ве-

         

го, воздушного, водно-

нок и транспорта (на-

         

рерочке, небольшие

         

го; в т.ч. специализиро-

земного, воздушного,

         

неразборные креп-

         

ванная техника: авто-

водного); с разными

 

Пластиковые

 

кие машинки, со-

   

бус, пожарная машина,

способами приведе-

 

легкие крупные

 

размерные руке,

   

машина скорой помо-

ния в движение

 

машинки на ве-

 

крупные функцио-

   

щи, полицейская и др.);

(инерционные, с дис-

 

ревочке

 

нальные машинки (в

   

частично крупногаба-

танционным управле-

         

которые можно по-

         

ритный и функцио-

нием), среднего раз-

         

садить игрушку, по-

         

нальный, частично —

мера и соразмерные

         

грузить кубики и

         

соразмерный руке ре-

руке ребенка

         

т.п.)

         

бенка

                                                                         


137


 

Атрибутика ролевая

 

Маркеры пространства

 

 

ма-

 

заместители териалы, предметы-Бросовые и поделочные

 

 

М ЛАДЕНЧЕСКИЙ

 

Р АННИЙ ВОЗРАСТ

 

М ЛАДШИЙ ДОШКОЛЬ-

   

С ТАРШИЙ ДОШКО-

 
 

ВОЗРАСТ

 

     

НЫЙ ВОЗРАСТ

 

 

   

ЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

 

 
                 
                                 
           

Разнообразные элемен-

           
           

ты разной одежды:

           
           

профессий, сказочных

Количество конкрет-

 
           

героев (халаты, шапоч-

 
           

ной атрибутики

 
           

ки, пелерины, ленточ-

 
     

Предметы для реа-

уменьшается, предла-

 
     

ки, юбочки, фартуки,

 
     

гаются многофунк-

 
     

лизации ролевого

кепки, фуражки и пр.),

 
     

циональные атрибуты

 
     

поведения (руль,

предметы для реализа-

 
     

(ткани, шарфики,

 
     

посуда, простые ме-

ции ролевого поведе-

 

-

   

платочки, головные

 
   

дицинские инстру-

ния (руль, бинокль,

 
     

уборы, ленточки, са-

 
     

менты и т.п.), набо-

жезл полицейского,

 
     

мые разные аксессуа-

 
     

ры «Магазин», «По-

верстак, телефон и

 
     

ры предметы-

 
     

ликлиника».

т.п.), тематические иг-

 
     

заместители, поде-

 
           

ровые наборы («Поли-

 
           

лочные материалы и

 
           

клиника», «Парик-

 
           

т.п.)

 
           

махерская» и т.п.)

 
                       
                     

Крупногабаритные

 
                     

напольные средооб-

 
                     

разующие конструк-

 
                     

торы (пластик, поли-

 
     

Игровая мебель,

Игровая мебель, мо-

меры и т.п.), «пере-

 
     

движные шкафы»,

 
     

ширмы, пластико-

дульная среда, «пере-

 
     

модульная среда,

 

-

   

вые или тканевые

движные шкафы»,

 
   

ширмы, макеты, до-

 
     

домики, домашние

ширмы, домашние пе-

 
     

машние песочницы и

 
     

песочницы

сочницы и пр.

 
     

пр.

 
                       

 

  Ткани, чурочки не-      
  большого размера,      
  детали строитель-

Ткани, пробки, не-

Ткани, пробки, не-  
 

ных наборов, не-

большие пластиковые

 
 

большие пластиковые

 
 

большого размера

пузырьки, природный

 
 

пузырьки, природный

 

-

(соразмерные руке)

материал, палочки,

 

материал, палочки,

 
 

предметы без закре-

шнуры, проволока,

 
 

шнуры, проволока, по-

 
 

пленного функцио-

разнообразные поде-

 
 

делочные материалы

 
 

нального значения

лочные материалы

 
     
  (предметы-      
  заместители)      


138


 

      игрушки и оборудова-ние  

Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.23 с.