Каждому безобразию есть свое приличие — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Каждому безобразию есть свое приличие

2021-12-12 33
Каждому безобразию есть свое приличие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 1985 г. американский социолог Нил Постман выпустил книгу, посвященнную исследованию того, как взаимодействуют в современном мире аудитория и сфера шоу-бизнеса. Название ее выглядит более чем саркастично — «Amusing Ourselves to Death»[59], что в переводе на русский означает: «Развлекаем себя до смерти». Варианты подобного «смертельного» развлечения описаны Н. Постманом применительно к различным видам СМИ, но главное его внимание сосредоточено на телевидении, которое подвергается более чем уничижительной оценке. «Телевидение… — пишет зарубежный ученый, — превращает нашу культуру в одну бескрайнюю арену для шоу-бизнеса. Вполне возможно, что, в конце концов, нам это понравится и мы решим, что так и должно быть»[60]. Это было сказано почти тридцать лет назад в отношении американской культуры. К сожалению, можно констатировать, что подобная оценка роли телевидения в деградации культурного и информационного пространства вполне применима и к нынешнему состоянию отечественной медийной сферы. В ней развлекательный сегмент, независимо от вида и типа СМИ, играет все большую роль. При этом экономическая составляющая развлечения в медиа растет прямо пропорциально увеличению количества соответствующих теле- и радиопрограмм, интернет-ресурсов, печатной периодики.

Великий комбинатор Остап Бендер из дилогии И. Ильфа и Е. Петрова признавался, что знает четыреста сравнительно честных способов отъема денег у населения. В наши дни таких технологий значительно больше, учитывая, что мы уже давно и благополучно существуем в обществе потребления. Однако и оно не существует само по себе, ибо встроено в ту самую глобальную систему коммуникационных связей между людьми, различными структурами, образованиями, учреждениями, физическими и юридическими лицами, и т. д. и т. п. И сегодня не столь уж важно, как придумать организационно и осуществить технически отъем этих самых денег. Сейчас гораздо важнее завладеть вниманием потенциального клиента, завлечь его в свои информационные сети и ловушки, создать иллюзию потребности, убедить в том, что тот или иной товар (или услуга) ему жизненно необходим. Или, в крайнем случае, без него нынче неприлично появляться в приличном обществе.

На страницах этой книги уже не раз упоминалось о том, что нынешняя цивилизация при всех своих гигантских возможностях организации ситуации общения и связи между отдельными индивидуумами есть, по сути дела, цивилизация напоказ, т. е. шоу-цивилизация. В ее рамках общение чаще всего имитируется или выстраивается таким образом, что организаторы подобного процесса, оставаясь в тени, добиваются от включенных в него личностей определенных реакций, эмоций, мыслей, а следовательно, действий, поступков и принятия искомых решений. Не будем далеко ходить за примерами, а возьмемся за телевизионный контент как предмет для анализа именно с точки зрения используемых коммуникационных технологий в реальной практике того, кто обеспечивает для нас работу телевидения.

Оговоримся сразу, что наше внимание будет сосредоточено не только на экономических аспектах. Мы подвергнем анализу существующие организационно-технические способы активного вовлечения зрительской аудитории в процесс реализации того или иного телевизионного проекта. Естественно, что более всего нас интересует «телевидение досуга» в его наиболее ярком выражении — игровом телевидении.

В качестве основного объекта нашего анализа рассмотрим реалити-шоу «Дом-2» (ТНТ). Заодно попытаемся проследить судьбу самого проекта, который вобрал в себя многие характерные черты шоу-цивилизации.

Прежде всего, обращаем внимание на интерактивные технологии.

Интерактивность — это новое свойство электронных средств коммуникации, которое характеризуется ростом контроля над коммуникационным процессом как со стороны коммуникатора, так и со стороны реципиента (зрителя). Прототипом интерактивного процесса является обычный разговор между двумя людьми. Каждый его участник может перебить другого, изменить свою точку зрения, высказать новую идею. Это отличает интерактивные СМИ от традиционных, не интерактивных, в которых общение идет односторонне — от коммуникатора к массовой аудитории с очень ограниченными обратными связями — письма в редакцию и рейтинги[61].

Продюсеры реалити-проектов в большей степени исходят из желания создать продукт, максимально интересный аудитории. «Иллюзия управления ситуацией» зрителем, которую они ему предоставляют, приносит свои «плоды»: реалити-шоу — один из самых востребованных форматов не только на российском рынке, но в мировом телепространстве. Термин «иллюзия» нами употребляется вполне осознанно. Реальное влияние зрителей на ход любой телевизионной программы — проблема, которая еще требует своего анализа и расследования. Эксперты и медиакритики не однажды высказывали сомнения в том, что такие широко распространенные приемы, как интерактивное голосование или зрительский иммунитет, не всегда воспроизводятся корректно. Всегда существует возможность фальсификации количества голосов[62].

В большинстве современных российских реалити-шоу имеет место технологическая интерактивность — взаимодействие с аудиторией посредством новых технологий (компьютерных, мобильных и т. д.). Именно особенности использования подобной технологической интеракции будут здесь рассмотрены.

Первый российский реалити-проект «За стеклом», появившийся в октябре 2001 г., еще не был столь интерактивным, как его последователи. В телевизионный эфир несколько раз в день выходили специальные отчеты с места событий. А в Интернете шла круглосуточная трансляция шоу. Иногда в реальном времени можно было посмотреть на участников проекта. «Застекольщики» жили в стеклянной квартире, которая находилась в здании гостиницы «Россия». И все желающие имели возможность лицезреть героев через стеклянные стены.

Последующие реалити-шоу становились более интерактивными. Отечественные версии иностранных проектов «Стань звездой» и «Фабрика звезд» вовлекали аудиторию непосредственно в процесс управления самим шоу. Помимо подглядывания, телезрители теперь могли помочь номинанту остаться в проекте, послав SMS, или позвонив по телефону. Победителей шоу выбирали путем SMSголосования. В наши дни, когда коммуникационные и компьютерные технологии развиваются особенно активно, все реалити-шоу являются передачами с высокой степенью интерактивности.

Выделим основные интерактивные технологии, применяемые в реалити-шоу. Стоит набраться терпения, ибо почти за десять лет существования проекта в телеэфире их накопилось предостаточно.

Online-вещание

Это одна из первых интерактивных технологий, которую стали использовать создатели реалити-шоу в России. Все началось в проекте «За стеклом», когда в Интернете шла прямая трансляция происходившего внутри замкнутого пространства. Именно поэтому и стал возможным в Сети показ откровенных сцен интимных взаимоотношений участников. Классические образцы подобного интернетhomevideo[63] — сцена совместного принятия душа двумя участниками и сцена в постели. Качество изображения оставляло желать лучшего. Более того, сама визуальная стилистика подобных «трансляций» явно отсылала подсознание многотысячной аудитории к соответствующим сайтам во Всемирной сети, на которых содержатся подобные частные записи интимного характера.

На первом этапе существования проекта «Фабрика звезд» зрители Первого канала тоже получили возможность круглосуточного наблюдения за участниками в интернете. Реалити-шоу «Большой Брат» также транслировалось во Всемирной сети в реальном времени. Кроме того, для поклонников проекта предоставлялась услуга на официальном сайте: из этого источника можно было скачать наиболее интересные моменты из различных выпусков шоу.

В настоящее время создатели проекта «Дом-2» отказались от использования подобной технологической услуги. Авторы и организаторы проекта предоставляют возможность смотреть выпуски в прямом эфире исключительно через подключение с помощью мобильного телефона. Телезрители также могут скачать запись любого выпуска передачи с официального сайта программы. Желающим также предоставляется опция скачивания записей на мобильный телефон. Тенденция использования подобных телекоммуникационных возможностей есть фактическое отражение момента снижения «реальности» в развитие формата реалити-шоу в отечественном телевещании.

Создатели «Дома-2» давно отошли от канонов ими же придуманного формата: участников не держат под прицелом камеры 24 часа в сутки, они могут ездить домой, в отпуск, некоторые даже каждый день отправляются на учебу. Отметим общую тенденцию эволюции формата в российских реалиях. Первоначально реалити-шоу имели на телеэкране более или менее схожие форматные признаки. Они известны. Это была подробная «нарезка» сцен жизни и бытовых отношений обычных людей в замкнутом пространстве обычного дома.

Как правило, каждая из передач подобного формата попадала в ситуацию трансляции с имитацией прямого эфира, когда очередной выпуск («включение») выпускался на экран со сравнительно небольшой, в несколько часов, задержкой. К этому прибавлялся и бонус для зрителей: 24-часовая трансляция live в Интернете. Сейчас для организаторов проекта тип вещания не играет сколь-нибудь существенной роли для продвижения их продукции к потенциальной аудитории. Для них неважно: в записи или прямом эфире идут эпизоды. Да и как их снимают — тоже. Например, «Большой Брат» на ТНТ снимался скрытыми камерами, а «Последний герой» на Первом совершенно открыто[64].


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.