V .Общая характеристика памяти человека — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

V .Общая характеристика памяти человека

2021-12-12 56
V .Общая характеристика памяти человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Память следует рассматривать как непременный атри­бут жизни. Жизнь не могла бы возникнуть и развиваться на Земле, если бы живое не обладало способностью за­поминать свою собственную структуру и воспроизводить подобные структуры в будущих поколениях, если бы живое не было способно совершать обменные процессы по определенным закрепленным схемам, не могло бы, на­капливая, храня и используя опыт, адаптироваться к из­меняющимся условиям среды.

Память - (по гречески - мнеме; отсутствие или на­рушение памяти - амнезия) пронизывает и определяет собой всю деятельность человека, что было понято очень давно. Так, у древних греков наиболее почитаемой боги­ней была Мнемосина - богиня памяти. Древние прекрас­но осознавали, что никакая деятельность человека не мо­жет быть осуществлена без памяти, и они в своих мифах распространили влияние Мнемосины на все сферы дея­тельности вольного человека, сделав ее матерью несколь­ких муз, каждая из которых была покровительницей оп­ределенной формы науки или искусства. Так, например, Евтерна была музой лирической поэзии, Клио - музой истории, Терпсихора - музой танца, Талия - музой ко­медии, Мельпомена - музой трагедии, Эрато - любов­ной поэзии, Урания - астрономии, Каллипса - эпоса.

Классификация видов памяти. Единой общепринятой классификации памяти до настоящего времени нет. На основании имеющихся данных литературы предлагаем ис­пользовать следующую классификацию.

1. Генетическая память (наследственность), в том чис­ле эпигенетическая.

2. Иммунологическая память (память лимфоцитов и других клеток крови) - врожденная; приобретенная (пассивная и активная).

3. Нервная, или нейрологическая, память.

3.1. Врожденная (видовая, или генотипическая, или филогенетическая; например, безусловные реф­лексы и инстинкты).

3.2. Приобретенная (приобретаемая, или индивиду­альная, или фенотипическая), в том числе

3.2.1. Элементарные виды памяти и научения (привыкание, сенситизация, временная связь, или условный рефлекс, или условнорефлектор-ная память).

3.2.2. Сложные виды памяти: неосознаваемая, или бессознательная, память (включая импринтинг); осознаваемая, или сознательная, память (непро­извольная и произвольная), в том числе такие виды специфической памяти как двигательная, образная, или модально-специфическая (зритель­ная, в частности эйдетическая, или фотографи­ческая, слуховая, обонятельная, вкусовая); логи­ческая (словесно-логическая, семантическая), в том числе механическая («зубрежка»); эмоцио­нальная; процедурная, декларативная.

3.3. Виды нейрологической памяти в зависимости от ее временной организации:

- иконическая (сенсорная)

- кратковременная (краткосрочная, оперативная, рабочая)

- долговременная (долгосрочная, декларативная, пропозиционная, вторичная, или семантическая).

3.4. Виды нейрологической памяти в зависимости от доступности энграмм для воспроизведения:

- пассивная память (недоступная для воспроизве­дения)

- активная память (доступная для воспроизведения) Генетическая память. Под генетической памятью по­нимают всю информацию, получаемую организмом при его зачатии. На молекулах ДНК в хромосомах в виде генного кода записана вся информация о строении конк­ретного организма и о его функционировании по генети­чески определенной программе.

Эпигенетическая память. Это вариант генетической памяти. Она представляет собой память поколений кле­ток специализированных тканей высших животных. Эпи­генетическая память возникает в эмбриогенезе посред­ством блокирования в геноме ряда определенных генов, что обеспечивает формирование и последующее существо­вание тканей организма как специализированных в морфофункциональном отношении структур. Эпигенетическая память существует в пределах клеток данной ткани и пе­редается от поколения к поколению клеток в процессе митотического деления.

Но генетическая память представляет собой не толь­ко информацию, необходимую для формирования струк­тур человеческого организма, но и информацию, используемую для функционирования организма по генетически закрепленным программам безусловных рефлексов. Воз­можность осуществления безусловнорефлекторной деятельности основывается на том, что в эмбриогенезе в пределах центральной нервной системы создаются слож­ные сети связанных между собой нервных центров. Они функционируют при воздействии на организм безуслов­ных раздражителей. Каждый из безусловных раздражи­телей, воздействуя на строго определенный рецепторный аппарат, обуславливает формирование определенной от­ветной реакции. Например, при механическом раздраже­нии слизистой оболочки рта и губ грудного ребенка про­является сосательный рефлекс, при световом воздействии на рецепторный аппарат глаза - зрачковый рефлекс.

Иммунологическая память. Различают врожденную (ви­довую) и приобретенную (индивидуальную) иммунологичес­кую память. В свою очередь, приобретенная иммунологичес­кая память бывает пассивной (например, ее можно передать от матери к ребенку при грудном вскармливании или за счет введения иммунных сывороток) и активной (в этом случае организм приобретает способность самостоятельно вырабатывать антитела в ответ на чужеродные антигены).

Иммунологическая память (врожденная и приобре­тенная) формируется клетками иммунной системы - В-лимфоцитами, которые при встрече с проникшим во внут­реннюю среду организма чужеродным антигеном при­обретают информацию об его строении и отвечают на вне­дрение пришельца выработкой специфических антител. Антитела представляют собой белковые комплексы, обла­дающие способностью связываться с антигеном по прин­ципу «замка и ключа». В результате реакции «антиген + антитело» может происходить выпадение антигена в оса­док (преципитация), склеивание частиц антигена (агглю­тинация), лизис или нейтрализация его токсических свойств. После ликвидации антигена в отдельных лимфо­цитах или в их потомках (клоновые клетки) сохраняется (иногда пожизненно) информация о встрече с конкрет­ным антигеном. При повторном введении аналогичного антигена во внутреннюю среду организма клоновые В-лимфоциты размножаются и очень быстро вырабатывают требуемое количество специфических антител. По отно­шению к возбудителям инфекционных заболеваний этим достигается возможность исключения повторного разви­тия данного инфекционного процесса, например, кори. Передача приобретенной в онтогенезе иммунологической памяти по наследству невозможна. Кроме того, иммуно­логической памятью обладают и Т- лимфоциты, кото­рые способны узнавать «чужеродные» клетки и элимини­ровать их из организма. Способность Т- лимфоцитов отличать собственные клетки организма от чужеродных приобретается во внутриутробном периоде. Нарушение этой функции (иммунологическая амнезия) приводит к развитию опухолевого процесса.

1.Нервная или нейрологическая память

Нервная память - это память, обеспечиваемая цент­ральной нервной системой. В физиологии рассматривается именно этот вид памяти, поэтому обычно употребляется термин «память» без указания на ее природу.

Хотя роль памяти в организации деятельности чело­века понятна была давно, но и до настоящего времени не существует точного определения этого явления, которое И.М. Сеченов назвал «едва ли не самым великим чудом животной и, особенно, человеческой организации».

Определения термина «память». Одно из первых на­учных определений памяти принадлежит известному не­мецкому физиологу Л. Герману: память - это сохране­ние следа от действия того или иного раздражителя пос­ле того, как его действие уже прекратилось. Но такое определение не отражает различия памяти живых и не­живых природных систем. Ведь камень после сильного удара по нему молотком будет хранить след от этого удара в виде трещины, царапины.

Выдающийся отечественный физиолог А.А.Ухтомский полагал, что память - это «непрестанно возрастающая совокупность следов от пройденного, определяющая по­ведение в наступающем настоящем». Отсюда, память - это хранящийся в организме объем информации о про­шлом опыте, который может быть использован при орга­низации сегодняшней деятельности биологической особи.

Согласно представлениям И.П. Ашмарина, память можно определить как способность живых существ (или их популяций), воспринимая воздействия извне, закреп­лять, сохранять и в последующем воспроизводить вызы­ваемые этими воздействиями изменения функционального состояния и структуры. Иначе говоря, память - это способность или свойство организма воспринимать, хра­нить и воспроизводить информацию.

Согласно Т.Н. Греченко, память - это сохранение модификации поведения, которая вызвана научением.

Таким образом, память - это свойство нервной сис­темы воспринимать информацию о раздражителе, хранить и воспроизводить ее. По современным представлениям, в памяти закрепляются не отдельные информационные эле­менты, а целостные системы знаний, позволяющие всему живому приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру.

Память выступает также как своеобразный инфор­мационный фильтр, поскольку в ней обрабатывается и сохраняется лишь ничтожная доля от общего числа раз­дражителей, воздействующих на организм. Без отбора и вытеснения информации из памяти живое существо было бы «затоплено» бесконечным потоком по­ступающих извне раздражителей. Результаты этого были бы так же катастрофичны, как и отсутствие способнос­ти к обучению и памяти.

Энграмма, или следы памяти. Память как результат обучения связана с такими изменениями в нервной систе­ме, которые сохраняются в течение некоторого времени и существенным образом влияют на дальнейшее поведение живого организма. Комплекс таких структурно-функцио­нальных изменений связан с процессом образования энграмм, т.е. следов памяти. Термин «энграмма» предложен зоологом Дж. Янгом в 50-х гг. По современным пред­ставлениям, энграмма представляет собой след памяти, сформированный в результате научения. При этом описа­ние энграммы может быть выполнено как минимум по трем параметрам: по динамике развития процессов, при­водящих к становлению следа; по параметру состояния энграммы, характеризующему ее готовность к воспроизве­дению; по устройству энграммы, характеризующему меха­низмы, которые лежат в основе ее создания. Эти три разных аспекта описания энграммы составляют основу трех направлений в изучении памяти. Первое исходит из принципа временной организации памяти и описывает динамику формирования энграммы в терминах кратков­ременного и долговременного хранения; второе - оце­нивает степень ее готовности к воспроизведению, а тре­тье - анализирует нейронные и молекулярные механиз­мы памяти.

Врожденная и приобретенная память. Нейрологическую память принято разделять на врожденную и приоб­ретаемую память.

Врожденная (видовая, или генотипическая, или фи­логенетическая) нейрологическая памятьпредставляет со­бой многовековой опыт поколений, передаваемый по на­следству в виде множества безусловных рефлексов и ин­стинктов. Вся информация об межнейронных контактах хранится в геноме зиготы и по мере внутриутробного и внеутробного развития она реализуется в виде дуг безус­ловных рефлексов и комплексов последовательных дей­ствий, т.е. инстинктов.

Приобретенная (приобретаемая, или индивидуальная, или фенотипическая) память представляет собой тот вид памяти, который и составляет основной предмет изучения в физиологии. Именно на основании нейрологической па­мяти (главным образом, индивидуальной) осуществляется адаптационная деятельность человека и животных - на­капливая в памяти информацию о прошлом воздействии факторов внешней среды и сопоставляя ее с характерис­тиками раздражителей, воздействующих на организм в данный момент, выбирается целесообразный в конкрет­ной обстановке поведенческий акт. На основании нейро­логической памяти возможна психическая деятельность человека - речь, мышление, сознание человека. Приобре­тенная память имеет элементарные и сложные виды.

Элементарные виды приобретенной памяти. Элемен­тарные, или простые, виды памяти являются простейши­ми формами фенотипической (приобретаемой) памяти. К ним относятся привыкание, сенситизация, а также ус­ловный рефлекс, или условнорефлекторная память. Привыкание проявляется в постепенном уменьшении ре­акции по мере повторного предъявления раздражителя. Привыкание всегда сопровождает угашение ориентиро­вочной реакции. Сенситизация - это процесс, противо­положный привыканию. Он выражается в снижении по­рога при предъявлении раздражителей. Благодаря сенситизации организм начинает реагировать на ранее нейт­ральный раздражитель.

Условнорефлекторная память. Согласно И.П. Павло­ву, условный рефлекс (т.е. проявление сформированной в процессе индивидуального развития ассоциативной связи между двумя участками мозга) представляет собой осно­ву запоминания. Выделение данной формы памяти в са­мостоятельную категорию обусловлено механизмом ста­новления условнорефлекторных связей. При выработке условного рефлекса необходимо сохранение в памяти следа от воздействия на организм условного раздражите­ля до момента его подкрепления безусловным раздражи­телем. Очаг возбуждения от воздействия безусловного раздражителя является доминантным, он обладает спо­собностью к суммации возбуждения и к нему, по образ­ному выражению А.А. Ухтомского, «пристает все нужное и ненужное, из чего потом делается подбор того, что обогащает опыт». Замыкание или закрепление условнорефлекторной связи между указанными очагами возбуждения в коре головного мозга достигается в мо­мент исчезновения доминанты, или, иными словами, в мо­мент удовлетворения потребности. Такой механизм явля­ется универсальным как для выработки и закрепления любого двигательного условного рефлекса, так и для закрепления в памяти информации, а также для осуще­ствления практически всех форм психической деятельнос­ти человека. В целом, условнорефлекторная память явля­ется связующим звеном между простыми и сложными видами памяти.

2.Сложные виды памяти

Все виды сложной памяти можно разделить на нео­сознаваемую память, включая импринтинг, и осознавае­мую (сознательную) память. Среди форм сознательной памяти выделяют непроизвольную, а также произвольную память. В том и другом случае выделяют зрительную, в том числе эйдетическую, или фотографическую, слухо­вую, обонятельную, вкусовую, двигательную, логическую, или словесно-логическую, или семантическую, эмоцио­нальную память, а также процедурную и декларативную память. Рассмотрим подробнее все варианты сложных ви­дов нейрологической памяти

Импринтинг. Он представляет собой запечатление первых (в период рождения) раздражителей, на базе чего формируется сложное поведение, в основе которого ле­жит комплекс безусловных рефлексов. Явление имприн­тинга было детально описано известным этологом К. Лоренцом в 1937. Он считал, что молодые птицы узнают взрослых членов своего вида не инстинктивно, а с помо­щью импринтирования. Это выполняется на основе врож­денной способности следовать за движущимся объектом, который попадает в их поле зрения сразу после вылуп-ления из яйца. По К. Лоренцу, импринтинг характеризу­ется четырьмя особенностями: 1) он приурочен к ограни­ченному (критическому) периоду жизни; 2) он необратим, т.е. возникнув в критический период жизни, он не унич­тожается последующим жизненным опытом, а сохраняет­ся всю жизнь; 3) уникальность импринтинга определяется тем, что он происходит в тот период, когда соответству­ющее поведение еще не развито; 4) при проявлении имп­ринтинга запечатлеваются не индивидуальные, а видоспецифические характеристики жизненно важного объекта.

Импринтинг наблюдается у некоторых птиц (куры, утки) и млекопитающих, например, у коз, детеныши ко­торых с первых дней своего существования обладают способностью к самостоятельному передвижению. Имп­ринтинг проявляется в том, что вылупившиеся из яиц цыплята начинают следовать за первым попавшим в их поле зрения движущимся предметом - палкой, коляс­кой, человеком. Это происходит точно так, как они обычно следуют за наседкой, имитируя при этом ее пове­денческие реакции. Импринтинг является врожденной формой поведения - это безусловный рефлекс, но раз­дражитель, вызвавший импринтинг, отличается от обыч­ных безусловных раздражителей: импринтинг может быть вызван любым зрительным раздражителем, но обя­зательно - движущимся.

Импринтинг проявляется на протяжении первого или второго дня жизни. При групповом содержании им-принтированных животных рефлекс следования за объектом, вызвавшим импринтинг, прекращается. Ха­рактерно, что явление импринтинга, не выявленное в первые дни жизни животного, может проявиться на бо­лее поздних стадиях онтогенеза. Так, горлицы, имприн-тированные при вылуплении из яиц движениями руки человека, в половозрелом возрасте пытаются спариться с ней (т.е. проявляют половое влечение) или же заботливо ухаживают за рукой человека как за своим птенцом - приносят червячков и букашек и пытаются кормить ее.

У человека, как известно, после рождения имеется достаточно длительный период беспомощности. У него отсутствует явление импринтинга, т.е. следования за дви­жущимся объектом, попавшим в поле зрения при рожде­нии, не наблюдается. Но известный факт возможного проявления импринтинга в поздние периоды онтогенеза заставляет проявлять осторожность к выбору раздражи­телей, воздействующих на организм ребенка в первые часы или дни после его рождения. Например, имеются данные о том, что лишение новорожденного на несколь­ко часов контакта с матерью, впоследствии у взрослого приводит к выраженным нарушениям психики - форми­рованию чувства неуверенности в себе, незащищенности, навязчивых состояний страха (фобии).

Таким образом, импринтинг - это комплекс поведен­ческих адаптации новорожденного животного, которые обеспечивают привычную связь между ним и родителями и как бы замыкают цепь преобразований эмбрионального пе­риода, позволяя реализовать новорожденному уже сфор­мированные механизмы восприятия и реагирования.

Для изучения импринтинга применяется специальная установка, в которой перемещается фигура искусственной матери. В данной установке проверяется сохранение при­обретенного опыта по реакции следования утенка, напри­мер, за муляжом взрослой утки. В таких опытах было показано, что для выработки предпочтения длительность экспозиции объекта оказывается несущественной. Это оз­начает, что возникающие при импринтинге связи шире, чем реакции следования, которые изучал К. Лоренц. От­сюда становится понятным запоминание животными мест­ности, положения норы, гнезда и других жизненно важ­ных ориентиров. Спорным является вопрос о продолжи­тельности критического периода импринтирования и о факторах, его определяющих. Если расширяется спектр воздействующих на организм раздражений и возрастает вероятностный характер появления той или иной жиз­ненной ситуации, то увеличивается уровень тревожности организма. Одной из основных функций импринтинга яв­ляется установление контакта молодых особей с родите­лями и сородичами, то есть установление социальных от­ношений между молодыми и другими представителями вида. Период первичной социализации у незрело рожда­ющихся животных накладывает отпечаток на всю после­дующую жизнедеятельность.

В самостоятельную категорию явлений запечатления, по К. Лоренцу, относится «половое импринтирование», которое заключается в том, что самец птицы, воспитан­ный среди особей другого вида, став взрослым, предпо­читает в качестве половых партнеров только самок этого вида, а не своего собственного. Усыновленные самцы иг­норируют самку собственного вида и ухаживают за сам­кой, принадлежащей виду его приемных родителей.

Импринтинг возникает задолго до созревания соот­ветствующего поведения, что подтверждается следующим наблюдением — проигрывание песни молодым птицам влияет на песню, которую они будут петь спустя месяцы, когда достигнут половой зрелости. Таким образом, имп­ринтинг может служить примером долговременной образ­ной памяти (И.С. Бериташвили), возникающей без биоло­гического подкрепления после одноразового воздействия раздражителя. В проявлениях импринтинга используется взаимодействие индивидуального опыта и врожденных свойств молодого организма к быстрой фиксации его в механизмах памяти. Исследование нейробиологических механизмов импринтирования, как одной из форм памя­ти, еще только начинается (Г. Хорн, 1988).

Неосознаваемая, или бессознательная, память челове­ ка. До недавнего времени даже постановка вопроса о су­ществовании бессознательной памяти (как и о бессозна­тельной психической деятельности) человека считалась аб­сурдом. В настоящее время принято считать, что наряду с хранящейся в памяти информацией, которую мы можем охарактеризовать словом, в недрах мозга находится ог­ромное количество информации, которая в обычных условиях не может быть вербализована. Однако эта па­мять легко извлекается из памяти при электрическом раздражении отдельных участков коры полушарий голов­ного мозга, а также при нарушении сознания или в усло­виях применения гипноза.

Так, У. Пенфильд впервые показал, что при раздра­жении электрическим током отдельных участков коры больших полушарий головного мозга испытуемый извле­кает из памяти и очень красочно и точно описывает со­бытия весьма отдаленного времени. Он безошибочно на­зывает имена людей, вступавших с ним в контакт, опи­сывает мельчайшие элементы их одежды, особенности места встречи, что не представлялось возможным в обычных условиях.

Документально засвидетельствован факт, что безгра­мотная девушка, прислуга богослова, изучавшего древние мертвые языки, находясь в бессознательном состоянии, во время горячки безошибочно воспроизводила длинные тексты древних рукописей, которые когда-то вслух при ней читал богослов. Естественно, девушка не понимала смысла ни одного произносимого ею слова.

Стал хрестоматийным пример извлечения информа­ции из памяти под гипнозом: 60-летний каменщик, пост­роивший на протяжении тридцатилетней трудовой дея­тельности не один десяток домов, под гипнозом точно описывал укладку кирпичей с характерными трещинами или изломами в каждый этаж построенного дома.

Считается, что мы не можем вспомнить события на­шего далекого детства в силу того, что строение нашего мозга в то время резко отличалось от строения мозга взрослого человека. Но под гипнозом, подчиняясь раппор­там гипнотизера, мы легко воспроизводим поведенческие реакции далекого детства, например, поведение и речь в трехлетнем возрасте. Если человеку внушить, что ему все­го 10 дней, то он воспроизводит типичные рефлекторные акты периода новорожденности, например, у него сужива­ются глазные щели, возникает рассогласованность движе­ний глазных яблок - один глаз может двигаться в одном направлении, второй - в противоположную сторону.

Приведенные примеры проявления бессознательной па­мяти позволяют считать, что человек запечатлевает и хранит в памяти информацию о практически всех раздражителях, которые воздействовали на него на протяжении всей жиз­ни. Но в обычных условиях человек не способен самостоя­тельно извлечь всю имеющуюся в мозге информацию.

Находящаяся в бессознательной памяти информация не лежит мертвым бесполезным грузом - она активно используется для нашей бессознательной ориентации на местности, для формирования сновидений в стадии быст­рого сна. Таким образом, она применяется для активного поиска выхода из тупиковых для сознания ситуаций. Кроме того, бессознательная память - основа творческих озарений, или инсайта.

Очень часто с помощью сознания человек не может воспринять воздействие на организм раздражителей подпороговой силы, но сам факт такого воздействия откладывается в бессознательной памяти и существенным обра­зом влияет на поведенческие реакции. Например, если в киноленту художественного фильма включить единичные кадры, рекламирующие товар, а затем показать такой фильм зрителям, то редкие, мгновенно исчезающие с эк­рана кадры рекламы не будут замечены ни одним из си­дящих в кинозале, но после фильма большинство зрите­лей обязательно будут искать и приобретать рек­ламируемый товар. Характерно, что для бессознательно организуемых форм деятельности присущ очень жесткий консерватизм. Например, при выработке условных реф­лексов путем подкрепления неосознаваемого стимула дос­тигается формирование условнорефлекторных связей, не поддающихся тормозному воздействию диазепама, кото­рый очень легко угнетает проявление условных рефлек­сов, выработанных в обычных ситуациях, при которых условный и подкрепляющий его безусловный раздражи­тели в равной мере осознавались человеком.

Осознаваемая, или сознательная, память и ее разно­ видности (двигательная, образная, эйдетическая, логичес­ кая, эмоциональная). Косознаваемой (сознательной) па­мяти, относится память, которая может быть охарактери­зована словом или выявлена путем совершения человеком какого-либо осознаваемого поведенческого акта.

Выделяют четыре вида сознательной памяти: двигатель­ную, связанную с запоминанием и воспроизведением движе­ний; образную, сферой которой является запоминание чув­ственных образов предметов, явлений и их свойств; словес­но-логическую, характерную только для человека, связан­ную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыс­лей, понятий, умозаключений и т.д. (этот вид памяти непос­редственно связан с обучением); эмоциональную память, от­ветственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.

Образная, или модально-специфическая, память про­является формированием, хранением и воспроизведением ранее воспринятого образа реального сигнала, его не­рвной модели. Образная память связана с функциониро­ванием анализаторов - зрительного, слухового, вестибу­лярного, двигательного, тактильного, болевого, темпера­турного, обонятельного и вкусового. Поэтому можно го­ворить о памяти зрительной, слуховой и так далее. Уро­вень развития этих видов памяти у разных людей разли­чен, что, вероятно, связано с индивидуальными особенно­стями анализаторных систем, а также с профессиональ­ной деятельностью человека. С другой стороны, именно хорошо развитая модально-специфическая память нередко является профессионально важным качеством. Например, у художников особенно развита зрительная память, у му­зыканта - слуховая. И. Моцарт, С. Рахманинов, С. Та­неев и другие выдающиеся композиторы и музыканты обладали способностью запоминать после первого прос­лушивания музыкальные произведения разной степени сложности. Слуховая память хорошо развита и у поли­глотов. Вкусовая и обонятельная память слабо развиты у большинства людей, но у ряда лиц данные формы памя­ти развиты настолько сильно, что позволяют им произво­дить дегустацию вин, табачных и парфюмерных изделий. У скульпторов обычно хорошо развита тактильная па­мять. Этот же вид модально-специфической памяти раз­вит и у слепых людей, чем достигается определенная компенсация в получении информации о внешнем мире при недеятельном органе зрения.

Так называемая моторная, или двигательная, память составляет основу разнообразных двигательных навыков - танца, катания на велосипеде и коньках, ходьбы, бега. Частным случаем образной, или модально-специфи­ческой, памяти является эйдетическая, или фотографичес­кая, память. Она проявляется в том, что отдельные люди обладают способностью мгновенного запечатления всех характеристик раздражителя, как бы сложен и многогра­нен он не был. И в нужный момент человек, обладаю­щий эйдетической памятью, способен воспроизвести во всех деталях ранее виденные предметы, картину, страни­цу книги и т.д. Эйдетический образ отличается от обыч­ных тем, что человек как бы продолжает воспринимать образ в его отсутствие. Предполагается, что физиологи­ческую основу эйдетических образов составляет остаточ­ное возбуждение зрительного анализатора. В качестве примера приведем описание известных путешественников И. Ганзелки и М. Зигмонда. В книге «Африка грез и действительности» они писали, что африканские пастухи, пасущие тысячные стада овец, мгновенно отмечают исчез­новение из стада отдельной овцы или ягненка.

Эйдетизм чаще всего встречается у детей дошкольного возраста. Затем по мере взросления это явление постепен­но исчезает и остается у 2-7% людей, достигших взросло­го состояния. Эйдетизм, главным образом, характерен для людей искусства, а также для лиц, испытывающих по тем или иным причинам душевный дискомфорт или имеющих патологию ЦНС.

Синестезии при образной памяти. Разделение образ­ной, или модально-специфической памяти на отдельные ее варианты во многом условно, так как человек получа­ет наиболее полное представление о свойствах раздражи­теля, используя одновременно многие анализаторы. По­этому у ряда лиц возможно отложение в памяти и впос­ледствии проявление смешанных по отношению к конк­ретным раздражителям представлений. Музыканты, на­пример, могут воспринимать музыкальную фразу не толь­ко как совокупность звуковых волн, но и как зри­тельный образ. Известно, что композитор А.Н. Скрябин видел цвет нот звуковой гаммы. Такая способность со­здания смешанных представлений о раздражителе называ­ется синестезией. У некоторых лиц она может достигать чрезвычайно сильной выраженности, что существенно рас­ширяет границы и объемы памяти и облегчает извлечение хранящейся в памяти информации. Так, известный синес-тетик СВ. Шерешевский, по описанию А.Р. Лурии в «Маленькой книге о большой памяти», обладал практи­чески необъятной слуховой памятью, он воспринимал словесные и цифровые сигналы как звуковые волны, ок­рашенные в различные цвета. Он говорил о желто-рас­сыпчатом голосе, он ощущал вкус слов и их цвет. Типич­но описание Шерешевским забора около одной дачи, у которой он был много лет тому назад: «Я не могу его спутать ни с чем - он такой зеленый-зеленый, такой кисло-соленый и так пронзительно пищит».

В целом, считается, что в большинстве случаев запечатление и воспроизведение картин окружающего мира связано с синтезом модально-специфических впечатлений. В этом случае фиксируются сложные образы, объединя­ющие зрительные, слуховые и другие модально-специфи­ческие сигналы. Такую память собственно и называют об­разной. Она гибка, спонтанна и обеспечивает длительное хранение следа. По некоторым представлениям, ее мор­фологической основой служат сложные нейрональные сети, включающие в себя взаимосвязанные нейронные зве­нья, расположенные в разных отделах мозга. Поэтому выпадение какого-либо одного звена или нескольких зве­ньев образной памяти не способно разрушить всю ее структуру. Это дает образной памяти большие преимущества как в эффективности процессов усвоения и хране­ния, так и в объеме и прочности фиксации информации. Вероятно, что с подобными особенностями образной па­мяти связаны внезапные, нередко безо всяких усилий, припоминания забытого материала.

Отложение характеристик раздражителя в образной памяти практически невозможно без одновременного со­здания эмоционального отношения человека к восприни­маемой информации: чем большая выраженность эмоцио­нального состояния достигается при этом, тем больше образная память приближается к памяти эмоциональной.

Эмоциональная память. Под эмоциональной памятью понимают воспроизведение некоторого пережитого ранее эмоционального состояния при повторном предъявлении сигнала, вызвавшего первичное возникновение такого эмо­ционального состояния. Эмоциональная память характе­ризуется высокой скоростью и прочностью. В этом, оче­видно, главная причина более легкого и устойчивого за­поминания человеком эмоционально окрашенных сигна­лов. Напротив, неинтересная информация запоминается намного труднее и быстро стирается в памяти. Эмоцио­нальная память выделяется некоторыми исследователями в ранг самостоятельной из-за быстроты ее формирования, длительности существования и надмодальности. Для фор­мирования эмоциональной памяти не требуется много­кратного воздействия раздражителя - ребенку, напри­мер, достаточно один раз соприкоснуться с огнем, чтобы на всю жизнь сохранить память о его свойствах и избе­гать прямого контакта с ним. Длительность существова­ния эмоциональной памяти поистине удивительна - она приближается к незыблемости памяти генетической и не­подвластна воле человека.

Надмодальность эмоциональной памяти проявляется в том, что для воспроизведения ранее пережитого эмоци­онально окрашенного состояния, для извлечения связан­ной с ним информации бывает достаточно воздействия не полного раздражителя, а лишь какой-либо его части, мо­жет быть даже несущественной. Черты эмоциональной памяти - быстрота формирования, длительность суще­ствования и надмодальность - определяют очень важную ее роль в формировании поведенческих реакций организ­ма. Например, при незаслуженно тяжелом наказании в детстве ребенок длительное время находится под его воз­действием и может сохранить недоверчивость к людям и боязнь их на всю свою жизнь. Сильный испуг ребенка, например, при падении с велосипеда, может сформиро­вать длящуюся на протяжении всей жизни неприязнь к езде на велосипеде.

Этот вид памяти во многом сходен с образной, но иногда эмоциональная память оказывается даже более устойчивой, чем образная. Ее морфологической основой предположительно служат распределенные нервные сети, включающие нейрональные группы из разных отделов коры и ближайшей подкорки.

Однако ряд авторов не считает возможным выделе­ние эмоциональной памяти в самостоятельную форму, так как запоминание образов внешнего мира всегда сопро­вождается более или менее четко выраженной эмоцио­нально окрашенной оценкой человеком характеристик лю­бого раздражителя.

Логическая (словесно-логическая, семантическая) па­ мять. Это память на словесные сигналы, обозначающие как внешние объекты и события, так и вызванные ими ощущения и представления. Она присуща только челове­ку. В результате развития второй сигнальной системы действительности в памяти человека хранятся не только образы объектов внешней среды, но и словесные харак­теристики этих образов. Этим обеспечивается словесно-логическое мышление человека и его сознание.

Словесно-логическая память выделяется в самос­тоятельную форму на такой же основе, что и условно-рефлекторная память. При становлении этой формы па­мяти также происходит замыкание связи между очагами возбуждения в коре головного мозга после воздействия на организм словесного и материального раздражителей. В результате осуществления этого процесса слово приобретает смысл, становясь абстракцией реального раз­дражителя. В дальнейшем подобные связи возникают между очагами возбуждения в коре головного мозга при восприятии различных по смысловому значению слов, в результате чего формируются общности слов и достигает­ся основа абстрактного, или словесно-логического, мыш­ления человека.

Рассмотрим взаимосвязь различных видов памяти. По своему проявлению все формы памяти взаимно переплетаются. Так, элементы эйдетической памяти могут проявляться во всех формах осознаваемой памяти, условнорефлекторная память является основой формирования практически всех форм памяти, эмоциональная память также пронизывает собой все формы памяти.

Преимущественное проявление тех или иных форм памяти зависит от стадии онтогенеза. У новорожденных детей, например, преимущественно проявляется двигатель­ная (моторная) память, первым признаком на


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.