Что вы знаете о здоровом образе жизни» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Что вы знаете о здоровом образе жизни»

2021-12-12 46
Что вы знаете о здоровом образе жизни» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       

Для проведения исследования с целью выявления мнения школьников о составляющих компонентах понятия «здоровье», определить насколько приоритетным оно является в сознании современных подростков по сравнению с другими жизненными ценностями, мы составили анкету «Что вы знаете о здоровом образе жизни» и разработали программу «Построй свою модель ЗОЖ». В качестве испытуемых были выбраны 21 учащийся 7 класса (возраст 13-15лет). Сначала учащимся было предложено ответить на вопросы анкеты «Что вы знаете о здоровом образе жизни» (см.приложение рис.10), направленные на выявление знаний и представлений о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представление о состоянии своего психологического здоровья, отношения к физическим упражнениям и стремлении к ЗОЖ. (Результаты представлены в приложении рис.11-12). Из анализа анкет мы увидели, что понятие "здоровый образ жизни" у учащихся отождествлено с понятием "здоровье", причем 40% подростков считают, что ЗОЖ - это "занятия спортом", и они предусматривают определенные действия со своей стороны, направленные на укрепление и сохранение здоровья. 32% подростков считают, что "здоровый образ жизни" - это отказ от вредных привычек. Это позволяет сделать вывод, что их знания еще не систематизированы. 20% учащихся считают, что здоровый образ жизни - это правильное питание, т.е. их знания и представления фрагментарны и не точны. 10% учащихся вообще не ответили на поставленный вопрос, что в свою очередь говорит о том, что они не имеют представления о понятии "здоровый образ жизни". Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся не вполне адекватное: 60% учащихся считают, что у них здоровье "отличное", 30% учащихся считают свое здоровье "удовлетворительным", 5% считают, что у них здоровье "не очень хорошее", и лишь 5% считают свое здоровье "плохим". На вопрос "от чего зависит твое здоровье" 37% учащихся ответили, что их здоровье зависит от здорового образа жизни и 45 % учащихся ответили, что от занятий спортом, 13% учащихся к этим двум компонентам отнесли еще и закаливание. И только 5% опрошенных считают, что их здоровье зависит и от хорошего настроения, это говорит о том, что у детей не достаточно знаний о составляющих здоровья, психический компонент осознается недостаточно.

Большинство учащихся владеет знаниями о вредных привычках: 65% учащихся выделили курение как вредную привычку, 25% - употребление алкоголя, 10% - наркоманию. К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся в большей степени положительно, 80% детей занимаются спортом "с полной отдачей", кроме того, 40% учащихся ходят в различные кружки и спортивные секции. Следовательно, большинство учащихся этой группы склонны придерживаться ведущих принципов поддержания здоровья, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно, так всего лишь 5% учащихся делают по утрам зарядку каждый день, а 27% - лишь иногда, также 67% учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование как составляющей психического здоровья присутствует у меньшинства обучающихся данной группы. Таким образом, на основе результатов анализа анкет, можно выделить разно уровневые группы учащихся в зависимости от их знаний и представлений о здоровом образе жизни: Первая группа подростков, обладающая высоким уровнем, характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о ЗОЖ как совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться. Они регулярно включают в свою жизнедеятельность основные элементы здорового образа жизни. Вторая группа подростков, относящаяся к среднему уровню, характеризуется частично сформированной мотивацией на ведение ЗОЖ. Учащиеся понимают важность и необходимость сохранения здоровья, но реальные практические действия совершают обычно в присутствии других детей, по настроению, по настоянию взрослых, т.е. у них отсутствует личная заинтересованности в ведении ЗОЖ. Третья группа подростков относится к низкому уровню - это дети с фрагментарным отношением к ЗОЖ, неполными и не системными знаниями и умениями в этой области. В основных понятиях ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности, интереса к собственному ЗОЖ почти не проявляют. В соответствии с выделенными уровнями учащихся исследуемой группы можно распределить таким образом: высокому уровню учащихся соответствует 30% детей, среднему уровню 40% учащихся, к низкому уровню 30% учащихся.

  В результате выше приведенного анкетирования мы выявили не только уровень знаний и представления детей о ЗОЖ, но и готовность к ведению собственного здорового образа жизни

 

     

2.2. «Ценностная ориентация подростков»       

   Следующая методика, проведенная в группе - Тест М. Рокича «Ценностная ориентация подростков». И Ценностный опросник Ш.Шварца Тесты представлены нами в электронном варианте, который мы сами разработали (Приложение № 3), (смотрите у группе в ВК https://vk.com/club142513289). Мы решили использовать именно два теста, чтобы проверить искренность ответов респондентов, т.к. при сборе информации и анализе уже имеющихся результатов мы поняли, что ответы одних и тех же испытуемых иногда могут расходится, на это может влиять ряд различных факторов, и чаще всего неискренность ответов, именно поэтому мы и взяли две эти методики, т.к. в данном случае это две похожих методики. При разработке опросника Ш.Шварц использовал методику Рокича, качественно модифицировав, расширив и усовершенствовав ее концептуальную базу. При создании электронной версии мы поняли, что определить свои главные жизненные ценности не так уж просто, как кажется на первый взгляд. Именно поэтому решили предложить учащимся пе

ред тестированием написать сочинение-рассуждение на тему «Мои жизненные ценности». Таким образом, мы решили сначала дать им порассуждать, попытаться объяснить, почему те или иные ценности являются для респондента более или менее важными, мы думаем, это сочинение-рассуждение поможет учащимся при ответе на тесты и позволит им быть более искренними в ответах. При анализе полученных результатов были выявлены наиболее значимые терминальные ценности (убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к

 

ней стремиться): на 1-м месте - счастливая семейная жизнь, на 2-м - наличие хороших и верных друзей, на 3-м – здоровье, на 4-м – любовь, на 5-м – развлечения. Достаточно значимыми являются также: материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); интересная работа; красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве).

Наименее значимыми для учеников оказались следующие ценности: свобода как

независимость в поступках и действиях; возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие; счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего человечества в целом). Здоровье как ценность большинство подростков (15 %) поставили на 3 место. Главное для них это счастливая семья и хорошие товарищеские отношения.

          Таким образом, полученные материалы указывают на необходимость воспитания у учащихся полезных привычек, формирования у них систематизированных знаний и представлений о сущности ЗОЖ и выработки индивидуального способа психологически обоснованного поведения.

 

Построй свою модель ЗОЖ»

 

      Все наши проведённые исследования, анкетирования, тестирования, ещё раз убедили нас в необходимости создания нашей программы, перед её разработкой, нами было составлено учебно-информационное пособие по ведению ЗОЖ в котором выделили основные пункты для создания программы. Так же было проведено анкетирование среди учащихся с целью выяснения приорите тов восприятия информации.

Для начала было решено написать программу в приложение Ехсel. В ходе написания программы и выявления недочётов на ранней стадии разработки, мы отдельно тестировали каждый готовый блок, параллельно проводя информационно–обучающие классные часы. Так сначало были созданны несколько игровых программ «Определи свой рос», «Посчитай свой ИМТ», «Узнай сколько ты весишь в бабочках?» При совмещении программ и при переходе с одного листа на другой, мы наводим курсор на красную стрелку с надписью «далее». Для выполнения данной операции нами была использована функция «гиперссылка». А для получения результата простые арифметические формулы.

1. На этом листе, респондент, должен будет заполнить розовые клеточки ввсести свой возраст, имя, фамилию, класс и свой рост и в таблице он сможешь увидеть соответствие своего роста своему возрасту.(для вывода данной информации использовалась формула (=БИЗВЛЕЧЬ(V8:X23;"МАХ";V8:X9))

Что бы таблица не отображалась на экране мы выделяем столбцы со значениями и используем функцию скрыть.

2. - составляем калькулятор для определения индекса массы тела, в программе Microsoft Excel. Для этого используем функцию (ЕСЛИ)

3.Составляем калькулятор «Твой вес в…»

Оформляем картинку и вводим формулы.(твой вес /на вес животного)

Для просмотра объяснения, нажмите на ссылку ячейки.

    После тестирования, ряда программ мы сделали вывод, что детям данная тема и такое преподнесение информации интересно, поэтому разработав дальнейший план построения своей модели ЗОЖ, мы шаг за шагом, создавали странички с вопросами, обучающей и познавательной информацией:

1. ЛИСТ. Необходимо ответить на вопрос и записать свои предположения в таблицу, далее на графике можно увидеть ответ наглядно.

2.7ЛИСТ. Сравниваем результаты

 

Необходимо ввести значения в таблицу, далее наблюдаем результат на диаграммах.

Следующий лист- показывает сколько белков, жиров, углеводов необходимо для суточного рациона твоего возраста. Возраст выводится автоматически, данные по энергии из таблицы с использованием формулы (=БИЗВЛЕЧЬ(Z3:AA19;"БЕЛКИ";Z3:AA4)_

Далее информационный лист

 

Следующий лист - показывает сколько калорий необходимо ребёнку твоего возраста. Возраст выводится автоматически, данные по энергии из таблицы с использованием формулы (=БИЗВЛЕЧЬ(Z3:AA19;"БЕЛКИ";Z3:AA4)_

Следующий лист – говорит о том, как и в каких количествах расходуется энергия необходимая нам.

Снова информационная страничка, чтобы респондент смог отвлечься и отдохнуть.

15 ЛИСТ – позволяет познакомится с заболеваниями которые могут быть вызваны неправильным питанием и самостоятельно сделать выводы оценив свои графики.

16 ЛИСТ объясняет как можно проверить состояние своей сердечно-сосудистой системы.

 

С 17 по 22 ЛИСТ- учащемуся предлагают оценить самостоятельно свои показатели.

 

 

Изменения и дополнения к работе листов: движение, закаливание, режим дня, эмоции, личная гигиена, вредные привычки.

1.Расставляем единички в первой табличке, в зависимости от расстановки заполняется 2 таблица,

2.В ячейках которой забиты формулы (=ЕСЛИ(C8=1;100;0) =ЕСЛИ(C8=1;25;0) =ЕСЛИ(C8=1;50;0) =ЕСЛИ(C8=1;75;0) =ЕСЛИ(C8=1;0;0)) соответственно каждому столбцу.

3.Нижняя строчка таблицы 2 суммирует результаты.

4. Итоговую цифру в (%) мы видим в левом углу экрана.

5. В ячейке где отображается итоговый результат забита формула (=X13*100/500)

ПЕРЕХОДИМ К СДЕДУЮЩЕЙ ТАБЛИЦЕ

1.Расставляем единички в первой табличке, в зависимости от расстановки заполняется 2 таблица,

2.В ячейках которой забиты формулы (=ЕСЛИ(C8=1;100;0) =ЕСЛИ(C8=1;25;0) =ЕСЛИ(C8=1;50;0) =ЕСЛИ(C8=1;75;0) =ЕСЛИ(C8=1;0;0)) соответственно каждому столбцу.

3.Нижняя строчка таблицы 2 суммирует результаты.

4. Итоговую цифру в (%) БУДЕТ ОТОБРАЖАТЬСЯ НА ЛИСТЕ С РЕЗУЛЬТАТАМИ (В таблице и на диаграмме)

5.Выделяем вспомогательные таблицы и с помощью функции скрыть, удаляем их с экрана.

Следующим шагом переходим на следующий лист

Аналогично работают и остальные листы: закаливание, режим дня, эмоции, личная гигиена, вредные привычки.

23ЛИСТ- показывает результаты ваших ответов. Здесь использованы формулы ссылок.

24 ЛИСТ -показывает конечный результат нашей программы- модель твоего ЗОЖ. (используются формулы ссылок, формулы суммы и построение диаграмм).  

 

С 25 по27 ЛИСТЫ информационные, предлагают общие рекомендации.

 

28 ЛИСТ -небольшой тест.(используются формулы ссылки и функция «ЕСЛИ») =ЕСЛИ(U13=1;"МОЛОДЕЦ";ЕСЛИ(U13=2;"МОЛОДЕЦ";ЕСЛИ(U13=3;"МОЛОДЕЦ";ЕСЛИ(U13=4;"МОЛОДЕЦ";"ПОДУМАЙ ЕЩЁ"))))

Для более легкого доступа к нашей программе, а также для дальнейшей работы, мы создали группу в ВК «Здоровье лучшее лекарство» (https://vk.com/club142513289 по этой ссылке вы сможете протестировать программу сами).

      Эта программа была разработана нами после ряда проведённых исследований, тестирований и анкетирований учащихся в результате которых мы сделали вывод что именно такое преподнесение материала интересно подросткам и детям, и имеет наиболее большой показатель усвоения информации. В программе мы использовали весь теоретический материал по теме ЗОЖ собранный нами в течении 3 лет) в результате прохождения данного теста, каждый из респондентов смог наглядно увидеть своё отношение к ЗОЖ и проанализировать причины, влияющие на него, на построившихся в результате тестирования диаграммах, одна из которых наглядно изображает модель твоего ЗОЖ, а вторая причины, приведшие к такому результату.

Обратная связь

 

В результате отстроенных каждым участником исследования моделей своего ЗОЖ, мы вновь проанализировали результаты и получили следующие данные, у 5 % учащихся нет интереса к ЗОЖ, 55% ссылаются на отсутствие времени, 25 на отсутствие условий, 5% на лень, 5% на материальные затруднения, 5% просто считает, что болезни им не грозят.(см приложение). После нашего анализа, мы обсудили результаты с респондентами и подтвердили полученные результаты. Кроме того мы убедились в своём предположение, интерес учащихся к программе был большой, дети даже стали сравнивать свои модели, что натолкнуло нас на мысль устроить соревнования «на лучшую модель ЗОЖ», через месяц снова провести тестирование и сравнить результаты. Что и было сделано. Модели детей незначительно, но поменялись. Было выделено несколько лидеров, которым было предложено рассказать, о том, что им пришлось изменить в своём распорядке дня, что привело к изменению в их моделях ЗОЖ, и довольны ли он полученным результатам, так же было предложено выступить и тем, чей результат оказался без изменений. В итоге было предложено через три месяца снова провести тестирование и сравнить результаты.

    В результате тестирования, каждый из учащихся смог наглядно увидеть своё отношение к ЗОЖ и проанализировать причины, влияющие на него. Также можем с уверенностью сказать, что наша программа имела успех, да, у неё были выявлены некоторые недочёты, над исправлением которых мы будем работать, но в общем поставленная цель была нами достигнута. Согласитесь, самый легкий способ начать вести здоровый образ жизни – научиться ему от кого-то, приобретая таким образом новые поведенческие навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья. И мы надеемся, что наши испытуемые не просто начнут перенимать положительный опыт друг у друга, но и заинтересуют этим окружающих их сверстников и не только.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.