Влияние заботы и ее депривации — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Влияние заботы и ее депривации

2021-01-31 96
Влияние заботы и ее депривации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Забота о других и ощущение заботы о себе оказывают значительное влияние на мозг с момента рождения. Наглядным примером того, как недостаток заботы влияет на функции головного мозга, стала ситуация, сложившаяся в Румынии. После свержения репрессивного режима Николае Чаушеску в 1989 году в детских домах по всей стране находились более 150 тысяч сирот. Им не уделяли достаточно внимания, многие умирали от инфекционных болезней. В среднем на одного воспитателя приходилось 30 и больше детей. Они были накормленными и чистыми, но в остальном получали минимальную заботу.

Дети часто прибегали к таким примитивным методам самостимуляции, как мотание головой, непрерывное качание, беспорядочные размахивания руками. У них проявлялись признаки многочисленных задержек развития из-за отсутствия человеческого общения на критически важных этапах развития. У младенцев до года, которые находились в румынских детских домах дольше восьми месяцев, наблюдался более высокий уровень кортизола в крови (показатель сильного стресса), чем у детей, которых усыновили в течение первых четырех месяцев жизни. Уровень кортизола у детей, остававшихся в детских домах после восьми месяцев пребывания там, продолжал возрастать. Это означает, что чем дольше дети были лишены внимания и заботы, тем выше был у них уровень стресса.

Когда европейские, канадские и американские семьи начали усыновлять этих детей, они столкнулись с огромной проблемой трагических последствий эмоциональной депривации в раннем возрасте. Несколько исследований были посвящены тому, как усыновленные дети адаптировались в новых семьях и как они учились в школе. Например, британский психолог Майкл Раттер провел сравнение 156 румынских детей, усыновленных в возрасте трех с половиной лет, с 50 детьми, усыновленными в возрасте до полугода, не испытывавшими эмоциональной депривации.

За всеми детьми проводились наблюдения на протяжении длительного времени для выявления различных поведенческих проблем. У усыновленных румынских детей чаще проявлялись поведенческие проблемы, такие как СДВГ, аутистически подобное поведение, а также нарушения когнитивных функций. Такие проблемы чаще возникали у детей, усыновленных и покинувших Румынию в возрасте после двух лет. Румынские дети, усыновленные в возрасте до полугода, мало чем отличались от детей, усыновленных в Великобритании и не испытывавших эмоциональной депривации.

Риск возникновения поведенческих проблем возрастал у детей, усыновленных из румынских детских домов в возрасте после полугода. Для детей, усыновленных в возрасте после двух лет, этот риск был еще выше. Результаты исследования доказали, что в течение первого года жизни ребенок развивается благодаря вниманию и заботе или останавливается в развитии из-за недостатка внимания. Влияние этого процесса на головной мозг в значительной степени определяет, насколько успешно ребенок адаптируется к дальнейшей жизни.

Важное влияние депривации внимания, особенно в первые годы жизни, подтверждается не только британским исследованием. Похожая ситуация наблюдалась и в Канаде, где семьи из Британской Колумбии усыновили детей из румынских детских домов. Канадские ученые выяснили, что у румынских детей, которые провели в детских домах хотя бы восемь месяцев, наблюдались значительные проблемы в развитии. В то время как у детей, находившихся в детских домах меньше четырех месяцев, степень серьезности проблем была гораздо меньше.

Аналогичным образом, у детей, усыновленных американскими родителями, наблюдались похожие симптомы, обусловленные ранней социальной депривацией. Эти дети мужественно переносили трудности, были склонны припрятывать еду, их мало интересовали игры, им было сложно демонстрировать, что им больно, или плакать. Сканирования головного мозга показывали, что основные области социального мозга, такие как орбитофронтальная кора, отличались у них пониженной активностью.

Кроме того, социальная депривация способна вызывать значительные нейрохимические отклонения в организме. Опыты на взрослых животных, при рождении разлученных со своими родителями, показали значительные отклонения в выработке и нормальном функционировании нейромедиаторов, включая следующие изменения:

• экспрессия генов, переносящих дофамин;

• реакция на стресс, управляемая дофамином;

• экспрессия серотониновых рецепторов;

• экспрессия бензодиазипиновых рецепторов;

• восприимчивость младенца к морфину;

• кортизоловые рецепторы, связанные с реакцией на стресс.

 

Описанная степень социальной депривации – все-таки исключение, а не правило. Гораздо чаще в жизни встречаются ситуации, когда матери просто относятся к своим детям не слишком внимательно. Что происходит, когда мать занята собственными проблемами? Исследование, изучавшее детей, матери которых находились в состоянии депрессии, показало, что младенцы вели себя так, словно тоже испытывали депрессию, даже в присутствии взрослых без признаков депрессии.

Депрессия матери вызывает многочисленные отклонения и проблемы в развитии у детей, в том числе не только поведенческие проблемы, но и неврологические и биологические проблемы.

В течение более 20 лет Тиффани Филд и ее коллеги собирали доказательства того, что младенцы матерей, находящихся в состоянии депрессии, испытывают целый ряд проблем. Например, эти младенцы демонстрировали более высокую степень антипатии и беспомощности и меньше произносили звуки. У них была выше частота сердцебиения, сниженный тонус блуждающего нерва и задержки в развитии в возрасте одного года.

Аналогично тому как депривация внимания негативно сказывается на функциях головного мозга, существует растущий корпус исследований, доказывающих, что забота и внимание имеют защитный эффект для мозга и психологического развития. Например, одна из серий исследований показала, что крысята, которых держали на руках, выросли более устойчивыми к стрессу и прожили дольше.

Среди систем мозга, на которые забота и внимание оказывают положительное воздействие, гиппокамп и его рецепторы гормонов стресса, например кортизола. Слишком сильный стресс приводит к повреждениям гиппокампа за счет избыточного поступления кортизола, из-за чего дендриты гиппокампа усыхают. Однако если человек окружен вниманием и заботой в ранние годы жизни, число рецепторов кортизола увеличивается. Эти рецепторы обеспечивают отрицательную обратную связь, как термостат. Когда гормоны стресса попадают в мозг, активируются рецепторы в гиппокампе. Продуцирование кортизола прекращается, словно организм получает сигнал: «Хватит! Я и так получил достаточно гормона стресса!» Но если рецепторов кортизола мало, то сигнал получается обратным: «Еще гормонов стресса!» Отрицательная обратная связь поддерживает низкий уровень стресса и высокий уровень спокойствия, когда человек получает необходимые заботу и внимание.

Когда к вам относятся с вниманием и заботой, вы и сами становитесь способны лучше заботиться о других. Например, исследования показали, что если взрослые крысы заботились о маленьких крысятах, вылизывая им шерстку, то, когда крысята вырастали, они так же ухаживали за своим потомством. А те крысята, которые в детстве не получили такой заботы, не заботились и о собственном потомстве. Для исключения генетического фактора ученые меняли потомство: внимательные матери воспитывали потомство менее внимательных, и наоборот. Крысята, рожденные от менее внимательных матерей, но о которых заботились внимательные матери, выросли неотличимыми от биологического потомства внимательных матерей. Они демонстрировали гораздо меньше страха, когда их помещали в незнакомую обстановку так же, как и крысят, рожденных и воспитанных внимательными матерями. Противоположный эффект наблюдался, когда биологическое потомство внимательных матерей воспитывали невнимательные матери: эти крысята выросли невротичными и запуганными. Таким образом, гены в данном вопросе имеют меньшее значение, чем воспитание.

Кроме того, в ходе исследований выяснилось, что ген, отвечающий за выработку глюкокортикоидного рецептора (у людей – кортизола) в гиппокампе, в два раза активнее у крысят, воспитанных внимательными матерями, по сравнению с крысятами, воспитанными менее внимательными матерями. Можно сделать вывод, что заботливое отношение вызывает увеличение числа молекул, стимулирующих продуцирование глюкокортикоидного рецептора в гиппокампе (Weaver, Cervoni, Champagne, D’Alessio, Sharma, Seckl, et al., 2004). Этот ген вызывает выработку большего числа рецепторов, что стимулирует эффект термостата и повышает стрессоустойчивость. Иными словами, заботливое воспитание способно стимулировать и блокировать действие генов. Это означает, что, если вам повезло расти в атмосфере заботы и внимания, ваш мозг прошел через структурные изменения, влияющие на повышение вашей стрессоустойчивости. Конечно, не стоит считать, что вы стали невосприимчивы к стрессу. Это означает только то, что вы лучше подготовлены к стрессовым ситуациям, чем люди, обделенные вниманием в раннем детстве.

Несмотря на важность внимания в раннем детстве, вы можете получать преимущества от этого явления в течение всей жизни. Если вам повезло и вы получали достаточно внимания в раннем детстве, у вас есть преимущество, так что в полной мере воспользуйтесь всеми положительными моментами социальной медицины. Благодаря нейропластичности головного мозга можно либо увеличить эффект от хорошей заботы, либо, как Марк, устранить ограничения от плохой заботы.

В следующей главе я расскажу о том, как прочные отношения с родителями помогают развивать крепкие отношения с другими людьми. Прочные отношения формируют базу для хорошего умственного и физического здоровья. Если у вас не было таких отношений, еще не поздно все изменить. Если вам повезло иметь такие отношения, возьмите их за основу.

 

Фактор привязанности

 

С момента рождения проявление эмоций – это способ коммуникации младенца со взрослыми, которые о нем заботятся. Эмоции – это чувства, реакции и поведение, возникающие в ответ на персонально значимые ситуации или события.

Привязанность начинается с рождения и становится основой для развития коммуникационных навыков. Психологи называют этот тип взаимоотношений привязанностью, так как он отражает степень, в которой младенец привязан к тем, кто о нем заботится. Ранняя привязанность формируется еще до развития языковой компетенции, а многие базовые механизмы привязанности формируются в период доминирования правого полушария, то есть в течение первых двух лет жизни. Правое полушарие продолжает играть доминирующую роль в процессах оценки, понимания контекста и установления значения межличностного опыта.

Миндалевидное тело также играет важную роль в установлении ранних отношений привязанности. Миндалевидное тело тесно связано с другими областями мозга, оно присваивает всем входящим стимулам эмоциональную оценку. Это происходит очень оперативно, в терминах «черное-белое», «хорошо-плохо». Эту оценку получают как внутренние стимулы, так и внешние, которые младенец воспринимает посредством органов слуха, зрения и через поверхность кожи. Как и правое полушарие, миндалевидное тело играет важную роль при оценке значения выражения лиц и другой эмоциональной коммуникации, которая у младенца происходит сначала с теми, кто о нем заботится, а потом уже и в отношениях со всеми остальными.

Специалисты в области возрастной психологии использовали разнообразные методы для выяснения, почему ранние отношения привязанности имеют столь серьезное значение для качества отношений в дальнейшей жизни. Например, Мэри Эйнсворт смоделировала лабораторный метод, который назвала «Незнакомая ситуация». В комнату в Университете Джонса Хопкинса, где на момент проведения этого психологического эксперимента работала Эйнсворт, поставили одностороннее зеркало, стол, стулья и десяток игрушек. В комнату приглашали мам с детьми и предлагали им поиграть с игрушками. Затем туда заходил и садился незнакомый человек.

Исследователи наблюдали за поведением ребенка при изменении ситуации: старался ли он держаться поближе к маме или продолжал так же заниматься игрушками. Затем мама на несколько минут выходила из комнаты, оставляя малыша с незнакомым ему человеком, а когда возвращалась, незнакомец уходил. Затем мама вновь выходила из комнаты, оставляя ребенка одного. Благодаря этому методу были выявлены несколько типов поведения, которые демонстрировали дети, вместе с соответствующим поведением их матерей. На основе этих типов поведения была предложена классификация типов привязанности между матерью и ребенком.

Итак, выделяют следующие типы привязанности: надежная (безопасная), избегающая привязанность, амбивалентная (сопротивляющаяся) и дезорганизованная. (Первые три типа определила Мэри Эйнсворт, а четвертый – Мэри Мейн из Калифорнийского университета в Беркли.) При надежной привязанности ребенок выражает недовольство уходом матери и успокаивается, как только она возвращается. Ребенок хорошо реагирует на старания матери его успокоить и быстро возвращается обратно к игрушкам. При избегающей привязанности ребенок никак не реагирует на уход и возвращение матери. При амбивалентной привязанности ребенок обычно проявляет признаки тревоги, когда мама уходит, опасается незнакомого человека, но, когда мама возвращается, встречает ее с раздражением или безразличием и не решается снова вернуться к игре. При дезорганизованной привязанности (это наиболее неблагоприятный тип) ребенок реагирует на уход матери тем, что застывает на несколько секунд или начинает раскачиваться. У ребенка нет очевидной организованной стратегии действий, как справиться с ситуацией.

Исследователи, занимающиеся темой привязанности, уверены, что младенцы не выстраивают свои типы привязанности самостоятельно, а делают это в ответ на восприятие поведения родителей. Тип привязанности, который демонстрирует ребенок, коррелирует с поведением и характером коммуникации его матери. Реакция матери на своего ребенка может проявляться в разных формах, например, в следующих:

• Матери тех младенцев, которые показывают надежную привязанность, чутко реагируют на их потребности и вполне адекватно и быстро их удовлетворяют.

• Матери младенцев с избегающей привязанностью проявляют безразличие к эмоциям ребенка, часто оставляют его на попечение других людей.

• Матери младенцев с амбивалентной привязанностью отличаются непоследовательностью поведения, бывая иногда чуткими, а иногда безразличными к эмоциям ребенка.

• Матери детей с дезорганизованной привязанностью импульсивны, могут бить ребенка, находятся в состоянии депрессии.

 

Таким образом, тип привязанности вырабатывается в условиях социального контекста на основе поведения окружающих людей. Например, определенные типы привязанности между матерью и ребенком более характерны для одних культур, чем для других. На севере Германии доминирующей является избегающая привязанность. В Японии преобладают амбивалентная привязанность и младенцы, которых сложно успокоить.

В Северной Германии мать может спокойно оставить младенца без присмотра дома или около супермаркета. Вследствие такого стиля воспитания дети учатся находиться в одиночестве. Почти половина детей, участвовавших в эксперименте, не проявили реакции на возвращение матери.

В Японии матери и младенцы практически все время вместе. В этой стране не принято оставлять детей на попечение няни, присматривать за ребенком могут дедушка с бабушкой. Так что японские младенцы редко разлучаются с мамами. Дети, участвовавшие в эксперименте, сильно расстроились, когда мама ушла, и с трудом успокоились после ее возвращения.

Возможно, сейчас вы задаете себе вопрос: «Все это очень интересно, но какое отношение это имеет ко мне в настоящий момент?» Дело в том, что тип привязанности, сформировавшийся у вас в возрасте одного года, становится устойчивой личностной характеристикой, проявляющейся на протяжении всей жизни. Многолетние исследования подтвердили, что в 68–75 % случаев тип привязанности сохраняется неизменным и проявляется во взрослой жизни. (В исследованиях Мэри Мейн эта цифра немного выше – около 80 %.)

Если тип привязанности настолько устойчив, то каковы шансы перенастроить мозг и изменить эту модель поведения? Майкл Раттер (уже знакомый нам по сравнению английских и румынских приемных детей) изучил, какой степени перенастройки мозга можно добиться даже у людей, испытывавших сильную эмоциональную депривацию. Он исследовал возможность лечения ранних травм, обусловленных эмоциональной депривацией, через увеличение социального взаимодействия. Ученые пришли к осторожному, но оптимистичному заключению, что ребенок, которого окружили заботой и вниманием, способен в определенной степени преодолеть последствия даже наиболее серьезной ранней депривации.

Если у вас сформирован неблагополучный тип привязанности и вы не пытаетесь перенастроить мозг, чтобы изменить его, какова вероятность, что у ваших детей сформируется такой же тип привязанности? Существуют многочисленные доказательства: то, как родители реагируют на ребенка, зависит от типа привязанности, присущего самим родителям. Во многих исследованиях теорию привязанности применяют по отношению ко взрослым людям. Мэри Мейн создала надежную систему оценки типа привязанности у взрослых людей, получившую название «Оценка типа привязанности у взрослых». Классификация родителей на основе этой оценки достоверно предсказывает степень безопасности или небезопасности ребенка в 75 % случаев. Результаты оказывались достоверными, даже если оценка родителей проводилась еще до рождения ребенка.

Если в структуре мозга сформировались нейронные связи, характерные для надежной привязанности, высока вероятность, что и в дальнейшей жизни человек будет чувствовать себя уверенно и в безопасности. Согласно результатам исследований, к этой категории относятся 55 % взрослых людей. Человек, у которого с детства сформировалась надежная привязанность, скорее всего, считает, что достоин любви и внимания. Он с разумной легкостью вступает в отношения, сближается с партнером и чувствует себя комфортно в этих отношениях. Он ожидает, что его партнер также будет эмоционально открыт и окажет ему поддержку в случае необходимости. У него высокий уровень самооценки, он отличается гибким подходом, оптимизмом, интеллектуальным любопытством и открытостью новым идеям. В случае недопонимания или споров он меньше поддается ощущению, что его отвергли или оскорбили.

Примерно 20 % людей испытывают тревожность, находясь в отношениях, и беспокоятся, что их партнер на самом деле их не любит. Такие люди чувствуют себя недостойными внимания и заботы, могут быть навязчивыми, кроме того, им свойственно формирование зависимостей. Они часто беспокоятся, что партнер хочет разорвать отношения, и склонны к ревности.

Примерно 25 % взрослых людей присущ избегающий тип привязанности. Такие люди некомфортно чувствуют себя в близких отношениях, им трудно доверять своему партнеру. Обычно они не делятся своими переживаниями, а иногда могут даже не отдавать себе отчета в своих ощущениях.

Вполне логично, что если у ребенка сформировался небезопасный тип привязанности, он склонен относиться к окружающим и к миру вокруг с недоверием и всегда готов защищаться. Ему сложно развить у себя чувство собственной значимости, и он склонен к пессимизму. Когда у всех вокруг полно недостатков и то, что говорят или делают окружающие, не всегда правильно, бывает сложно простить и двигаться дальше.

Согласно результатам исследований типа привязанности у взрослых небезопасный тип привязанности коррелирует с развитием тревожности и расстройствами настроения в дальнейшей жизни. Людям, относящимся к этой категории, следует обратить дополнительное внимание на информацию и рекомендации, изложенные в главах 3 и 4. И наоборот, безопасный тип привязанности коррелирует с более низкой вероятностью развития психических расстройств, чем у основной массы населения.

Однако независимо от того, какой тип привязанности сформировался у вас в детстве, вполне возможно перенастроить свой мозг и обрести чувство безопасности, которое ляжет в основу позитивных взаимоотношений. Для этого требуется активизировать свои социальные контакты. Сначала это может вызывать дискомфорт, но Марк справился, значит, получится и у вас.

Побудить себя выйти из зоны комфорта проще, чем изначально кажется. Чтобы подготовиться к увеличению социальных контактов, можно представить, как вы успешно общаетесь с другими людьми. Это вызовет активацию тех же нейронов, которые будут задействованы в ситуации реальной коммуникации. Эта техника называется фиксированием установки, или праймингом. Ее используют, чтобы научить людей доверять тем, кому они не доверяли в прошлом. Например, технику прайминга успешно применили в работе с арабскими и еврейскими студентами в Израиле. Позитивные образы и ассоциации чувства безопасности формировались у респондентов методом прайминга до того, как они начинали общаться с теми людьми, с которыми обычно им казалось общаться небезопасным.

Метод фиксирования установки можно успешно применять, если тревожность или склонность к избеганию свойственны человеку от природы. Позитивные образы и ассоциации формируются даже с помощью таких слов, как «любовь», «удача», «объятия» и «поддержка». Увеличивая мысли о позитивной привязанности, вы повысите чувство сострадания и готовность к взаимопомощи и уменьшите ощущение дискомфорта.

Чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами социальной медицины, нужно быть готовым идти на риск, как Марк, и расширять границы своего безопасного пространства в отношениях. Чем больше усилий вы приложите, тем ощутимее станет награда. Если вы одиноки, подумайте о том, что вы ничего не потеряете, если хотя бы попытаетесь.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.