Методика воспитания скоростно-силовых способностей пловцов 10-12 лет — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Методика воспитания скоростно-силовых способностей пловцов 10-12 лет

2021-04-18 616
Методика воспитания скоростно-силовых способностей пловцов 10-12 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЛОВЦОВ 10-12 ЛЕТ

 

Выпускная квалификационная работа

Специальность 032101.65 «Физическая культура и спорт»

 

                            Студент-исполнитель:          Шеметов Илья Викторович

                            Научный руководитель: Григорьев Александр Алексеевич

Оценка за работу:       _____________________________

Председатель ГАК:    _____________________________

 

                                      «______» _______________2010 г.

 

Иркутск 2010 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3

ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….…5

1.1. Возрастные особенности пловцов 10 – 12 лет…………………………..5

1.2. Направленность тренировочной работы………………………………...9

   1.3. Специальная подготовка пловцов на суше…………………………….13

1.4. Специальная подготовка пловцов в воде………………………………18

1.5. Сближение силовых и плавательных упражнений в воде…………….22

ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…..26

2.1. Задачи исследования…………………………………………………….26

2.2. Методы исследования…………………………………………………...26

2.2.1. Анализ литературных источников……………………………………26

2.2.2. Педагогическое наблюдение………………………………………….27

2.2.3. Тестирование по физической подготовке……………………………27

2.2.4. Педагогический эксперимент…………………………………………28

2.2.5. Метод математической статистики…………………………………..29

2.3. Организация исследования……………………………………………...29

2.4. Методика, направленная на воспитание скоростно-силовых

способностей пловцов участвовавших в эксперименте…………………...31

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……..41

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...46

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………………………….....……..47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….....……48

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...………..…51


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Развитие физических качеств необходимо в большинстве видов спорта и фундамент для их наилучшего развития необходимо закладывать в самом раннем возрасте.

Известно, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в плавании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств – силы, быстроты и выносливости (Ю.А.Семенов, 1990).

Опыт спортивной практики показывает, что в тренировке спортсменов, уже достигших высокого уровня физической подготовки, дальнейший ее рост связан с нахождением новых, более эффективных методических путей (И.Л.Ганчар, 1994). Однако уровень современных тренировочных нагрузок предъявляет исключительно высокие требования к физической подготовленности спортсменов. Спортсмен проявляет силу, взаимодействуя с опорой, со спортивным снарядом или другим внешним объектом. Вместе с тем, спортивная работоспособность пловцов обеспечивается комплексом специфических и неспецифических двигательных способностей, иерархическая совокупность которых составляет физическую подготовленность пловца (Н.Ж. Булгакова, 1996). В связи с этим, в систему тренировки пловцов органически входит специальная физическая подготовка, предусматривающая систематическое применение пловцами дополнительных силовых упражнений, выполняемых на суше (И.М. Кошкин, 1986; С.М.Вайцеховский, 1986 Б.Д.Зенов, 1987).

В настоящее время, существует несколько методов совершенствования физической подготовленности пловцов. Одни из них направлены на совершенствование скоростно-силовой подготовки на суше, другие в воде (С.М.Вайцеховский, 1986; Н.Ж.Булгакова, 2000; И.Л.Ганчар, 2001).

Однако, сравнительный результат оценки скоростно-силовой подготовки юных пловцов при использовании преимущественно физических упражнений только на суше, либо в воде не проводился. В этой связи, представляет актуальную задачу изучение данного вопроса в виду его не изученности.

Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс, направленный на развитие скоростно-силовых способностей у пловцов 10 – 12 лет.

Предмет исследования. Методика развития скоростно-силовых способностей у пловцов 10 – 12 лет.

Цель. Определить эффективность разработанных методик применения упражнений направленных на повышение скоростно-силовых способностей преимущественно только на суше, только на воде.

Гипотеза. Предполагается что применение специально-подготовительных упражнений пловцов в воде или на суше, окажут различное воздействие на показатели скоростно-силовой подготовки, что позволит определить эффективность разработанных методик и их влияния на спортивную подготовленность.

Практическая значимость. Считаем, что данные экспериментального исследования окажут помощь тренерам при разработке рациональной методики развития физических качеств пловцов 10 -12 лет.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме воспитания скоростно-силовых способностей пловцов 10-12 лет.

2. Определить исходный уровень развития скоростно-силовых способностей пловцов 10 – 12 лет учебно-тренировочной группы третьего года обучения.

3. Разработать методику по применению упражнений скоростно-силового характера для пловцов, выполняемых на суше и в воде.

4. Проанализировать и экспериментально оценить динамику роста скоростно-силовых способностей пловцов участвующих в эксперименте.


СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЛОВЦОВ НА СУШЕ

Скоростно-силовая подготовка планируется на базе общей физической подготовки и практически является ее специализированным продолжением (С.М.Вайцеховский, 1986). Спортивная работоспособность пловцов обеспечивается комплексом специфических и неспецифических двигательных способностей, иерархическая совокупность которых составляет физическую подготовленность пловца (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Физическая подготовка – наиболее важный, стержневой раздел спортивной тренировки. Он направлен на оптимальное развитие двигательных способностей, на физическое совершенствование организма в целом и на избирательное совершенствование тех мышечных групп и вегетативных функций, которые обеспечивают высокий уровень специальной спортивной работоспособности (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Скоростно-силовые способности пловца – это комплекс функциональных свойств, обеспечивающих выполнение двигательных действий за минимальное время с высокой скоростью мышечного сокращения на фоне алактатного энергообеспечения (В.Н.Платонов, 1983; Н.Ж.Булгакова, 1996).

Тренировка скоростно-силовых способностей направлена на повышение мощности мышечного сокращения и энергетического обеспечения выполнения отягощенных движений, обычно имитирующих гребковые движения. Она способствует параллельному повышению максимальной силы и функциональных возможностей организма (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Упражнения на суше должны подчиняться решению следующих двух главных задач:

1) развитие силы, гибкости и быстроты спортсмена применительно к улучшению техники основного способа плавания с учетом длины дистанции состязаний;

2) повышение специальной работоспособности организма пловца и воспитание его воли.

Специализация в любом способе предъявляет ряд специфических требований к развитию двигательных качеств пловца. Кролисту, например, необходимо иметь мощную и хорошо подготовленную мускулатуру рук и плечевого пояса, отличную подвижность в суставах ног и в плечевых суставах. Те же качества важны для дельфиниста, но он должен обладать большей гибкостью во всех суставах (особенно позвоночного столба). Несколько иначе обстоит дело с подготовкой современного брассиста: ему желательно развивать одинаково мощную мускулатуру, как плечевого пояса, так и ног, совершенствовать такую подвижность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, которая, с одной стороны, обеспечивала бы возможно лучшую опору ног о воду, а с другой — позволяла бы производить ими эффективное, «жесткое» отталкивание. Определенные требования к специальному развитию двигательных качеств предъявляет и длина основной дистанции, избранной спортсменом в качестве своей узкой специализации. Так, большинство спринтеров отличается более развитой («тяжелой») мускулатурой, способностью производить в единицу времени значительно более мощную работу, но они менее выносливы, а иногда и менее гибки, чем пловцы на средние и длинные дистанции (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Для развития мускулатуры рук и плечевого пояса кролистов, спинистов и дельфинистов в настоящее время широко используются специальные упражнения с гантелями, резиновыми и блочными амортизаторами, а также упражнения на различных приспособлениях. Движения в этих упражнениях по характеру и темпу похожи на движения во время проплывания на соревнованиях основной дистанции. Для этой цели в перечисленных упражнениях необходимо тщательно подбирать оптимальный вес применяемых отягощений (Н.Ж.Булгакова, 1996; В.Н.Платонов, 2000).

Чтобы совершенствовать специальную гибкость (т. е. гибкость, необходимую для формирования лучшего варианта техники основного способа плавания), систематически применяют соответствующие этой задаче упражнения, как в утренней гимнастике, так и в разминке в воде.

Для развития силы и гибкости ног брассистов планируют различные приседания, подскоки, прыжки, а также специальные упражнения с отягощениями. Немецкие тренеры, к примеру, разработали целую систему упражнений для брассистов, включающую разнообразные движения ногами, обутыми в ботинки со свинцовыми подошвами (вес которых можно изменять). Как показали наблюдения, эти упражнения укрепляют мускулатуру ног и увеличивают скорость проплывания различных отрезков. Упражнения на суше, используемые для повышения специальной работоспособности (той, которая необходима пловцу на основной дистанции), применяются в тренировке пловцов на короткие, средние и особенно длинные дистанции. Известно, что продолжительная по объему и интенсивности тренировка только в воде утомляет пловца, спортсмен теряет чувство «свежести», утрачивает желание посещать бассейн. Значительно легче переносятся те же нагрузки, если часть упражнений, направленных на повышение специальной работоспособности, будет выполняться на суше, а другая в воде. К числу таких упражнений на суше можно отнести бег, спортивную ходьбу, передвижение на лыжах и т. д. в различном темпе (от умеренного до предельного), в течение времени, равного планируемому результату на основной дистанции (Н.Ж.Булгакова, 1996).

При развитии скоростно-силовых способностей основным тренирующим фактором является максимальная частота движений при субмаксимальных и больших отягощениях (на уровне 70-90% от максимальной силы). Режим энергетического обеспечения скоростно-силовой работы – анаэробный алактатный (ресинтез АТФ осуществляется за счет расщепления КрФ), длительность однократной работы не должна превышать 15-20 секунд, количество повторений в серии 10-16 при интервале отдыха 40-90 секунд. Считается, что большом количестве повторении активизируется гликолитический реситнтез АТФ (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Для развития скоростно-силовых способностей при тренировке на суше используется всё многообразие средств силовой подготовки – штанги, блочные, фрикционные, пружинно-рычажные и изокинетические тренажёры. В отягощенных движениях, имитирующих гребковые движения, должны применятся такие отягощения, с которыми спортсмены способны выполнять движения с угловой скоростью 140-210 градусов в секунду (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Тренировка на наклонной скамье (тележке). В этом случае нагрузка дозируется в зависимости от количества движений и наклона скамьи. Если тренировка на скамье направлена на развитие выносливости, то выполняется, например, серия 10 раз по 50 движений (скамья имеет при этом довольно пологий наклон – 25 - 30º). Если же тренировка направлена на развитие силы, наклон скамьи больше, а серия составляет 10 – 20 раз по 20 движений. (И.М.Кошкин, 1986).

Тренировка на комплексное развитие выносливости и быстроты. Вначале выполняются серии на выносливость (5 раз по 3 мин, или 10 раз по 2 мин, или 3 раза по 5 мин). Затем следует работа на быстроту (10 раз по 30 секунд сопротивлением 90 – 95% от максимального и 10 раз по 20 секунд с увеличением сопротивления во второй серии). (Б.Д.Зенов, 1987).

Специальная тренировка на суше включается в программу не реже 3 раз в неделю. Ее продолжительность до 25 мин «чистого» времени.

Планируя тренировку на суше, мы стремимся к тому, чтобы разнообразить средства и методы работы в течение сезона. Это делается не только ради того, чтобы добиться всестороннего воздействия на организм спортсмена, но и для того, чтобы создать условия для психологического переключения. Дело в том, что современная практика пловца с ее большими и продолжительными нагрузками весьма монотонна и однообразна и нередко приводит к большим психическим перегрузкам. Возможность внести разнообразие лучше всего предоставляется во время занятий на суше. (С.М.Вайцеховский, 1987).

В результате объёмной и напряженной работы скоростно-силовой направленности, выполняемой на суше с применением разнообразных тренажеров и оборудования, у пловцов существенно возрастает уровень максимальной силы, силовой выносливости, взрывной силы. Однако возросший уровень этих качеств преимущественно проявляется в тех двигательных действиях и условиях работы, которые имели место в процессе тренировки. Возросший уровень скоростно-силовых качеств в результате работы на суше далеко не всегда обеспечивает повышение уровня скоростно-силовых возможностей и выносливости при выполнении скоростно-силовой работы специального характера в воде. А задачей скоростно-силовой подготовки пловцов является именно достижение высоких показателей силы и мощности движений при выполнении основных двигательных действий характерных для плавания: старта, поворота, работы циклического характера. Поэтому в скоростно-силовой подготовке пловца выделяется очень важный раздел, связанный с повышением способностей пловцов к реализации имеющегося силового потенциала в процессе плавания.

Упражнения на суше предполагают более полное соответствие специфическим требованиям и условиям скоростного плавания на той или иной дистанции. По всем параметрам нагрузки (темп движений, их форма, координационная структура и т.д.), кроме величины отягощения, упражнения должны ещё максимально приближаться к основным специально-подготовительным и соревновательным.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЛОВЦОВ В ВОДЕ

Из средств специальной физической подготовки спортсмена в воде (как ее именуют, специальной плавательной подготовки) необходимо выделить две основные группы подводящих упражнений. Первая — должна обеспечивать повышение абсолютной скорости плавания, вторая — направлена на развитие скоростной выносливости спортсменов, иначе говоря, — способности удерживать максимально высокую скорость плавания на протяжении всей основной дистанции.

Абсолютные «скоростные» возможности пловца следует «измерять» на отрезках в 25 или 50 м, которые он в состоянии преодолевать с максимальной скоростью. Более продолжительные нагрузки не будут уже характеризоваться работой максимальной интенсивности. Недаром проплывание 75 м, а для некоторых спортсменок даже и 50 м связано уже с нагрузками, предъявляющими значительные требования к уровню развития их скоростной выносливости.

Методика повышения абсолютной скорости плавания. Средствами всесторонней физической подготовки на протяжении многих лет занятий спортом развивается и совершенствуется быстрота юного пловца, т. е. то двигательное качество человека, которое определяет его способность осуществлять быстрые движения в высоком темпе.

Совершенствуя быстроту ученика, тренер тем самым создает благоприятные предпосылки и для повышения абсолютной скорости плавания. Однако сам по себе высокий уровень быстроты спортсмена еще не сопровождается отличными показателями в плавании на коротких отрезках.

Для решения этой задачи должна быть проведена серьезная тренировка спортсмена в воде.

Было время, когда эта тренировка главным образом сводилась к повторному преодолению отрезков 25 и 50 м в максимальном темпе. Однако это упражнение не всегда способствовало увеличению скорости плавания. В некоторых случаях картина была иной — ухудшилась техника спортсмена, а вслед за этим утрачивалась его способность проплывать отрезки даже с доступной ранее скоростью.

Известно, что первая половина дистанции в заплыве на 50 м проплывалась спортсменами несколько быстрее, чем в каждой из двух отдельных попыток, посвященных достижению максимальной скорости на отрезках длиной в те же 25 м. В тренировке спортсменов с этим можно столкнуться довольно часто: излишняя мобилизация всех сил во время плавания на очень короткие отрезки сковывает их движения, ухудшает технику, приводит к падению скорости на дистанции. В заплыве на 50 м первая половина отрезка преодолевается опытным пловцом энергично, но довольно экономно. Это и приводит к тому, что он зачастую проплывает ее лучше, чем в специальном заплыве на 25 м.

Таким образом, методика повышения абсолютной скорости плавания будет эффективна лишь тогда, когда она тесно увязана с методикой совершенствования техники спортсмена.

В дополнение к специальной подготовке на суше применяется широкий комплекс специальных силовых упражнений в воде, которые обычно называют «силовым плаванием».

В воде для развития скоростно-силовых способностей используется плавание в полной координации и по элементам на отрезках 10-25 метров, плавание на этих отрезках с дополнительными сопротивлениями и в лопатках с максимальной интенсивностью движений, плавание с удержанием груза на блоке, а также соревновательное плавание на 25 и 50 метров. Используется повторный и интервальный методы при небольшом числе повторений от 6-8 до 12-16 раз(Н.Ж.Булгакова, 1996).

Тренировка скоростно-силовой направленности способствует гипертрофии и повышению силы быстрых мышечных волокон, хотя и в несколько меньшей степени, чем метод повторного максимума. Повышение скорости креатинфосфокиназной реакции и ресинтеза АТФ на фоне увеличения мощности мышечных сокращений сопровождается увеличение скорости плавания (Н.Ж.Булгакова, 1996).

Рассмотрим наиболее употребительные упражнения «силового плавания»:

Плавание с резиновым шнуром. Впервые комплексы упражнений с резиновыми шнурами были разработаны в 1978 г. при подготовке к чемпионату мира. В последующие годы проводились длительные практические эксперименты, в результате которых тренировка со шнурами совершенствовалась, уточнялась, пока не стала такой, как в настоящее время.

Мы исходили из того, что плавание с растягиванием резинового шнура создает, прежде всего, дополнительное сопротивление в воде и способствует быстрому росту силовых качеств. Однако это еще не все. Плавая с резиной, спортсмен довольно быстро (быстрее, чем с помощью других средств и приемов) находит правильную координацию движений, повышает слитность (взаимодействие) движений рук и ног, что в целом приводит к быстрому и ощутимому росту скорости плавания (особенно на отрезках 50, 75 и 100 метров). При плавании с растягиванием шнура исключительно хорошие условия для развития у пловца волевых качеств, что является важным условием для подготовки спортсмена мирового класса. Кроме всех перечисленных факторов немаловажно и то, что при правильной организации тренировка со шнуром вносит в работу пловца определенное разнообразие, вызывает дополнительные эмоции и в целом способствует психологической разгрузке спортсмена. (И.М.Кошкин, 1986).

На тренировке применяется резина разного диаметра и разной упругости, чтобы спортсмен был способен во время плавания растягивать шнур на 25 метров. При этом с помощью динамометра мы подбираем шнуры с натяжением 15, 20 и 25 кг для девочек и 20, 25, 30 и 40 кг – для мальчиков. Если шнур при растягивании не дает нужного сопротивления, его немного укорачивают (наматывая на стартовый поручень тумбочки).

Следует заметить, что работа с резиновым шнуром наиболее эффективна тогда, когда она сопровождается постоянным контролем за силой тяги на суше и в воде. Смысл систематических измерений силы тяги (особенно в воде) состоит, прежде всего, в следующем: знание максимальных показателей тяги позволяет тренеру подбирать такие шнуры и такие режимы выполнения упражнения, с которыми спортсмен постоянно должен (хотя бы немного) поработать выше предела своих возможностей – «через не могу». Вторая причина обязательного измерения силы тяги заключается в том, что сами измерения силы тяги являются для спортсменов постоянным стимулом, т. е. позволяют постоянно фиксировать рост и развитие силовых качеств, и непросто силовых качеств, а именно тех, в которые спортсмены верят (сила тяги в воде в общей координации и отдельно рук и ног). (Б.Д.Зенов, 1987).

Широко используется в нашей тренировке и буксировка спортсмена на резиновом шнуре. Этот прием позволяет создать такие условия, при которых спортсмен может плыть со скоростью, превышающей соревновательную.

Очень важно подчеркнуть, что эффективность упражнений с резиновым шнуром в значительной степени зависит от индивидуального подбора, как натяжения шнура, так и чередования упражнений.

В целом в программе на работу со шнуром в течение года отводится в среднем 1,5 – 2 часа в неделю, т. е. 3 – 4 раза по 30 минут «чистого» времени.

В период непосредственной подготовки к соревнованиям (последние 2 – 3 недели) в программу включаются два варианта упражнений:

a) интервальное плавание: 15 раз по 25 м при помощи ног, стартуя через 1 мин 15с; 10 раз по 25 м при помощи рук, стартуя через каждые 1 мин 20 с; 20 раз по 25 м с полной координацией движений, стартуя через 1 мин. Интервалы отдыха – возвращение к стенке бассейна – свободное плавание кролем;

b) повторное плавание на максимальное растягивание шнура: 20 раз с полной координацией движений, 15 раз при помощи ног и 15 раз при помощи рук. Интервалы отдыха – в зависимости от самочувствия, но не более 1 – 1,5 мин.

Плавание на блоках. Плавание на блоках включается в нашу программу главным образом в подготовительных периодах тренировки, когда закладывается фундамент общей и специальной силовой подготовки. Обычно выполняется следующая стандартная серия:

груз 8 – 12 кг, плавание с полной координацией движений; 3 раза по 5 мин;

груз 5 – 6 кг, плавание при помощи рук; 3 раза по 5 мин;

груз 6 – 8 кг, плавание при помощи ног; 3 раза по 5 мин.

 

Методы исследования

 

1. Анализ литературных источников.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Тестирование по физической подготовке.

4. Педагогический эксперимент.

5. Метод математической статистики.

 

Педагогическое наблюдение

Педагогический анализ за развитием скоростно-силовых способностей пловцов проводилось в процессе учебно-тренировочных занятий, для оценки сравнительной динамики скоростно-силовой подготовленности пловцов, выполняющих скоростно-силовые упражнения на суше или в воде.

Педагогический анализ используется за наблюдением тренировочного занятия спортсменов 10-12 лет с целью определения соотношения применения специально-подготовительных упражнений направленных на воспитание скоростно-силовых качеств и на соотношение упражнений направленных на воспитание других физических способностей и технической подготовки.

 

2.2.3. Тестирование по физической подготовке

Для определения уровня скоростно-силовой полготовки пловцов использовались тесты, рекомендованные для спортсменов 10-12 лет программой для ДЮСШ (А.А.Кашкин, 2009).

Тест на определение скоростных способностей:

- проплывание 25 м. вольным стилем. Проплывание 25 м вольный стиль выполнялось следующим образом: спортсмен выполнив старт со стартовой тумбочки преодолевал дистанцию вольным стилем, секундомер останавливается по касанию спортсменом бортика бассейна;

Тест на определение скоростно-силовых способностей:

- проплывание 50 м. вольным стилем;

Тест на определение силовых способностей:

- проплывание 100 м. вольным стилем.

Проплывание отрезков 50 и 100 м вольным стилем выполнялось по правилам соревнований спортивного плавания.

Тесты на определение физических качеств и скоростно-силовых способностей на суше:

- подтягивания в висе на перекладине за 45 секунд;

- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа за 45 секунд;

- пресс за 30 секунд.

Во всех контрольных тестах на суше, занимающиеся должны были выполнить максимальное количество повторений за определённый промежуток времени.

Педагогический эксперимент

Основную значимость в исследовании имели методы педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент позволил шире, чем другие методы установить характер связей между различными компонентами педагогического процесса, а также между факторами, условиями и результатами педагогического воздействия. Он дал возможность проверить эффективность построения учебно-тренировочного процесса на основе рабочей гипотезы, сравнить эффективность факторов, измерений в структуре процесса и выбрать наилучшие для данных условий их сочетание.

Педагогический эксперимент был организован с целью апробирования:

- тренировочной методики и тренировочных занятий для более рационального построения спортивной тренировки преимущественно на суше и в воде.

- экспериментально обосновать оптимальный вариант преимущественной направленности скоростно-силовых упражнений пловцов на суше и в воде.

Организация исследования

 

Работа проводилась на базе бассейна ДЮСШ «ЗЕНИТ» г. Иркутска. Тестирование проводилось среди мальчиков 10 – 12 лет, на протяжении 2009 (октябрь) - 2010 (апрель) годов. Всего в контрольных испытаниях приняли участие 30 человек. Две группы (экспериментальная группа – выполняли упражнения преимущественно на суше, контрольная группа – преимущественно в воде) по 15 человек. Занятия проводились одним педагогом, в вечернее время.

Программа предусматривала проведение трёх занятий в неделю, продолжительность каждого занятия два часа. При составлении программы учитывались рекомендации, данные в работах С.М.Вайцеховского, (1986); Н.Ж.Булгаковой, (2000); И.Л.Ганчар, (2001).

Тренировочная программа предусматривала развитие преимущественно скоростно-силовых качеств. Применялись комплексы упражнений для пловцов, выполняемых на суше, а так же упражнения, выполняемые в воде: плавание с резиновым шнуром, плавание с «тормозом», плавание с лопатками.

Во время педагогического эксперимента было использовано тестирование по трём показателям для определения скоростно-силовых качеств на воде: проплывание отрезков 25, 50, 100 м вольным стилем. В контрольных тестах на воде спортсмен должен был преодолеть дистанцию за максимально короткий промежуток времени. И по трём показателям для определения скоростно-силовых качеств на суше: подтягивание на перекладине в висе за 45 секунд, сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 45 секунд, поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд. Во всех контрольных тестах на суше, занимающиеся должны были выполнить максимальное количество повторений за определённый промежуток времени.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап заключался в том, что, изучив литературу по данному вопросу пришли к выводу, что в настоящее время, существует несколько направлений совершенствования физической подготовленности пловцов. Одни из них направлены на совершенствование скоростно-силовой подготовки на суше, другие в воде (С.М.Вайцеховский, 1986; Н.Ж.Булгакова, 2000; И.Л.Ганчар, 2001).

Однако, сравнительный результат оценки скоростно-силовой подготовки юных пловцов при использовании преимущественно физических упражнений только на суше, либо в воде не проводился. В этой связи, представляет актуальную задачу изучение данного вопроса в виду его не изученности.

Выдвинув гипотезу, в которой послужило предположение, о том, что применение специально-подготовительных упражнений пловцов в воде или на суше, окажут различное воздействие на показатели скоростно-силовой подготовки спортсменов, что позволит определить эффективность разработанных методик и их влияния на спортивную подготовленность.

На втором этапе нашего исследования была разработана методика по развитию скоростно-силовой подготовке пловцов, отдельно для группы занимающейся преимущественно в воде и группы занимающейся преимущественно на суше.

На третьем этапе был проведён основной эксперимент. Окончательно сформулирована концепция комплексной программы тренировочного занятия. Были проведены тестирования по определению скоростно-силовых способностей и физической подготовки спортсменов.

 

ВЫВОДЫ

1. В ходе анализа научно-методической литературы было выявлено, что существует два направления совершенствования скоростно–силовой подготовленности пловцов 10-12 лет. Один из них направлен на совершенствование скоростно-силовой подготовки на суше, другой - в воде.

2. На основе данных, полученных в результате тестирования, установлено, что уровень развития скоростно-силовых качеств у пловцов 10-12 лет наблюдаемых в двух группах статистически не отличается (P > 0,05).

3. Разработана методика по воспитанию скоростно-силовых качеств у пловцов на суше и в воде. Предложенная методика имеет целенаправленный комплексный подход и варьирование содержания тренировочных заданий в планомерно построенных мезоциклах с учетом основных задач и требований для каждого периода.

4. В конце эксперимента установлен статистический значимый рост показателей в экспериментальной группе пловцов, выполняющей преимущественно скоростно-силовые упражнения на суше, которая показала результаты выше в тестах обще - физической направленности на 13,8% (P > 0,05). Контрольная группа показала результаты выше в тестах выполняемых в воде, по определению скоростных показателей на 9,7% (P > 0,05); по скоростно-силовым показателям 9,4% (Р < 0,05).

5. Методика воспитания скоростно-силовых качеств пловцов должна содержать преимущественно упражнения, выполняемые в воде. Упражнения, выполняемые преимущественно на суше, являются отличным дополнением подготовки юных пловцов, но не могут быть включены в основной раздел планирования совершенствования скоростно-силовых способностей пловцов.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

   

1. Установлен благоприятный эффект от выполнения подготовительных упражнений на суше. Они подготавли­вают организм к предстоящей деятельности, сокращая время для разминки в воде, удлиняя тем самым основную часть занятия. Рекомендуем применение подготови­тельных упражнений на суше в интервалах отдыха между отрезка­ми плавания. Причем из таких вариантов, как пассивный отдых в воде, пассивный отдых на суше, активный отдых на суше — последний является более рациональным и эффективным.

2. Воспитание скоростно-силовых качеств пловцов целесообразно осуществлять главным образом путем применения скоростно-силовых упражнений выполняемых в воде. Скоростно-силовыми упражнениями, которые должны широко использоваться в тренировке пловцов являются: плавание с резиновым шнуром, плавание с лопатками, плавание с тормозами и др.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Басик Т.В. и др. // Способ оценки выносливости. // Теория и практика физической культуры. – 2000. - №1. – С.28.

2. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - М.: Физкультура и спорт, 2000.  – С.48.

3. Булгаков Н.Ж. Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1999. – С.46.

4. Булгакова Н.Ж. Плавание: Учебник для вузов. - М., Физкультура и спорт, 2001. – 156.

5. Белоусов // Скоростно-силовые способности. // ТиПФК. – 2000. - №4. – С33.

6. Вайцеховский С.М. Быстрая вода. - М.: Мол. гвардия, 1983. – С.175.

7. Волков Н.И.; Олейников В.И. Биологически активные пищевые добавки в специализированном питании спортсменов. - М.: Спортакадемпресс, 2001. – С.80.

8. Викулов А.Д. Плавание. - М.: Владос-пресс, 2003. – С.84.

9. Гапон Г.И. Исследование эффективности средств и методов воспитания физических качеств у детей. // Теория и практика физической культуры. - 1971. - № 3. – С.8-10.

10. Губа В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. – М.: Серия «Наука и спорт», 2000. – С.89.

11. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. - М.: Владос, 2002. – С.75.

12. Егорова Н.Г. // силовые упражнения на тренажерах специального типа. // ТиПФК. - 2002. - №2. – С.18.

13. Захаров Е.Н. и др. Развитие быстроты. Энциклопедия // ФП. – М., 1994. гл. 6. – С.218-231.

14. Зенов Б.Д.; Кошкин И.М.; Вайцеховский С.М. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. - М.: Физкультура и спорт, 1986. – С.80.

15. Карпеев А.Г. // Развитие скоростных циклических движений. // ТиПФК. - 2000. - №10. – С.12.

16. Кашкин А.А. Программа по плаванию. – М.,2009. – С.58-74.

17. Коновалова И.В. Эффективность игрового метода в занятиях пловцов групп начальной подготовки: Автореф. Дис. …канд. пед. наук. – М., 2000. – С.22.

18. Кузнецов В.В. Проблемы скоростно-силовой подготовки квалифицированных спортсменов. - М.: физкультура и спорт, 1981. – С.87.

19. Макаренко Л.П. Юный пловец. - М.: Физкультура и спорт, 1983. – С.91-96.

20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для студентов институтов ФК. – М.: физкультура и спорт, 1991. – С.91-118.

21. Матвеев А.Л.; Мельников С.Б. Методика Физического воспитания с основами теории. – М.: физкультура и спорт, 1991. – С.33-34.

22. Миронов П.П.; Духовская Е.Е. // Система средств формирование специальной подготовки. // ТиПФК. - 2001. - №1. – С.12.

23. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1998. – С.8-12.

24. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. - М.: Астрель, 2003. – С.58.

25. Плавание: Справочник. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – С.383.

26. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. – С.107.

27. Платонова В.Н. Плавание: Учебник - Киев: Олимпийская литература, 2000. – С.107.

28. Платонов В.Н. Физическая подготовка пловцов высокого класса. – Киев, 1983. – С.58-59.

29. Приказ Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001 г. № 390 «Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ И УОР).

30. Проскурина И.К. Биохимия. – М.: Владос – Пресс, 2001. – С.194.

31. Саблин А.Б.; Костиков А.В. // Особенности специальной подготовки спортсмена. // ТиПФК. - 2002. -№2. – С.36.

32. Семенов В.Г.; Сячин В.Д.; Смольянов В.А. Технология выполнения курсовой, выпускной квалификационной (дипломной) работы. Нормативные и положения и указания. Смоленск, 1999. – С.68.

33. Сокунова С.Ф. // Контроль за уровнем развития выносливости спортсмена. // ТиПФК. - 2002. - №8. – С.51.

34. Смирнов В.М.; Дубровский В.И. Физиология ФВиС: Учебник для вузов. – М.: физкультура и спорт, 2002. – С.54-62.

35. Талаче Ежи. Энциклопедия физических упражнений. - М.: Физкультура и спорт, 1998. – С.96-108.

36. Холодов Ж.К. Теория и методика спорта. Учеб пособие для училищ олимпийского резерва. – М., 1997. – С.67-122.

37. Широковец Е.А. Система оперативного управления и корректирующие воздействия при тренировке в циклических видах спорта: Автореф. дис. д-ра пед. наук. – М.,2001. – С.47.

38. Шиян Б.М. // Теория и методика физического воспитания. – М., 1998. – гл. У1.1. – С.66-73.

39. Яскевич Е.Е. // Модель специальной силовой подготовки. // ТиПФК. - 2000. - №1. – С.33.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Результаты тестов экспериментальной группы, до начала эксперимента

Фамилия, Имя 25 м в/с 50 м в\с 100 м в/с Подтягивание Отжимание Пресс за 30 сек.
1.Голобоков Р.

Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.