Особенности древнегреческой мифологии — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности древнегреческой мифологии

2021-04-18 247
Особенности древнегреческой мифологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО «АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

  1. Понятие об античности. Значение античной культуры. Основные этапы развития древнегреческой литературы (периодизация).

Antiqvus — лат. - старый, древний

Античность — вся мировая древность до рождения Христа — распространенное определение в Англии и США. У нас Античность — это европейская (средиземноморская) древность до н.э., до рождения Христа, представленная культурой, цивилизацией двух народов — Древней Греции и Древнего Рима.

Античная литература — это единая двуязычная литература древней Европы (древнегреческий и латинский языки)

Древнегреческого языка как такового нет. (Греческая литература написана древнегреческим языком, который состоял из диалектов - эолийского, ионийского, дорийского) Он был создан искусственно в конце эпохи, а писали на различных древнегреческих диалектах, ионийский и т. д. Койне — искусственный язык.

Античная культура начинается с (∞) III тыс. до н.э. и заканчивается V веком н.э.

В V веке христианская церковь окончательно завоевала мировоззрения, язычество умирает. Древний Рим приходит в упадок. С V века н.э. начинается эпоха Средних веков.

Итого длится античная культура — 2,5 тыс. лет, а античная литература — 1,5 тыс. лет.

Признаки античной литературы:

1.Рабовладение узаконенное. 2. Язычество (многобожие, политеизм) 3.Гео- и антропоцентризм (в центре внимания земля и человек, их восхваляют) 4.Стихийный материализм (культ разума, ума. В античной литературе голова на первом месте, поэтому античная литература — холодновата, слишком разумная, рассчитанная, гармоничная; нет искренности, мало эмоциональности)

Значение античной культуры

1.познавательное, информативное 2. идейное: темы, проблемы, мотивы — вечные, актуальные, вековые — смысл жизни, война и мир, отцы и дети, любовь и т. д. 3. Воспитательное 4. художественное (самое главное для филолога) — литературоведческая терминология базируется на древнегреческих понятиях

Периодизация древнегреческой литературы:

1 Архаический - до 5 в. до н.э - время разложения родового строя и перехода к рабовладельческому гос-ву) (эпос и лирика; Гомер, Гесиод; ямбическая и элегическая лирика, мелическая)

2 Аттический - V-IV до н.э. (время расцвета и кризиса рабовладельческих эллинских полисов до потери ими госуд.независимости) (драма; Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан; ораторы)

3 Эллинистический - IV-I до н.э. (лит-ра эллинистического общества) (проза; Менандр, Каллимах, Феокрит)

4 Римский – с конца 1 в.до н.э. (Плутарх, Лукиан) (Греческая лит-ра времен Римской империи)

Особенности: мифологическая тематика (из связи античного мира с общинно-родовым обществом); философское осмысление действительности, мифологию используют как «арсенал», как средство раскрытия действительности; традиционность образов и ситуаций, не тормозящая лит.развитие, а позволяющая углублять раскрытие содержания, обусловленного идейными целями и задачами времени; непосредственная связь с УНТ, позднее – обращение к письменности для фиксации; преобладание стихотворной формы и её тщательная разработка; постоянная близость к фольклору; чел – основной объект художественного изображения; отражены особенности и эволюция художественного восприятия действительности; строгая система жанров, возникающих последовательно и одновременно; традиционная система стилей;метрическая система.

1. МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Греческая лит-ра - древнейшая из литератур Европы,она развивалась самостоятельно, не опираясь на опыт др.литератур. Античная лит-ра «пережила века». Такие памятники, как гомеровские поэмы, воспринимаются читателем не только как исторические документы, но и как эстетически значимые произв-я. Отличительные черты античной литры периода расцвета – прославление доблести и непреклонности в борьбе, любви к родине, вера в силы человека, его способность к всестороннему развитию. Образы и сюжеты мифа, драматические и словесные фольклорные формы продолжают играть огромную роль в античной лит-ре на всех этапах ее развития. Антич.литра выработала большое разнообразие худ. Форм и стилистических средств, большая часть которых до сих пор сохранила свои названия (поэма, комедия, трагедия, ода.)Творческое соприкосновение античн. лит-ры со средневековой и новой Европой никогда не прекращалось, оно имеется даже в принципиально враждебной античному «язычеству» церковной литературе средних в. Следует отметить три периода в истории европейской культуры, когда это соприкосновение было особенно значительным. Во-первых, — эпоха Возрождения, противопоставившая богословскому и аскетическому мировоззрению Средних веков новое, «гуманистическое» мировоззрение, утверждающее земную жизнь и земного человека. Другой эпохой, для которой ориентация на античность являлась литературным лозунгом, был период классицизма XVII — XVIII вв., ведущего течения в литературе этого времени.

  1. Понятие о мифологии. Особенности древнегреческой мифологии. Космогония и первые поколения земных богов в мифах Эллады.

Мифология - буквально миф +логос: сказание, предание, история + слово, наука, информация

Основные объекты мифологии:

● о происхождении мира

● о богах и героях

● об основных закономерностях природной и общественной жизни

Миф — система ориентации в жизни, необходимость объяснить мир.

Мифология (Ницше) — это сосредоточенный образ мира, аббревиатура явлений.

Миф (Элиаде Мирча) — это парадигма жизни (модель).

Миф (Саллюстий) — то чего никогда не было, но что всегда есть.

Миф (Лосев!) - это Слово. (дает название предметам, вызывает их из небытия.

Фрейденберг — сочиняя миф, человек сочиняет мир.

Миф может понять или ребенок, или поэт.

Пигмалион и Галатея

Нарцисс и Эхо

Адмет и Алкеста (Альцеста)

Геро и Леандр. Геро- жрица Афродиты или Артемиды, жившая в г. Сесте. В Геро влюбился юноша Леандр из г. Абидос в Троаде, расположенного на другом берегу пролива Геллеспонт. Каждую ночь Геро ждала, когда ее возлюбленный переплывет пролив и, чтобы ему было светлее, зажигала огонь на башне. Леандр плыл на маяк и всякий раз благополучно добирался до берега. Но однажды огонь погас и Леандр не смог доплыть. Утром его тело прибило к ногам Геро, безнадежно сидящей на берегу. Увидев его, Геро в отчаянии бросилась в море.

Кейк и Альциона ( Алкиона) им было так хорошо друг с другом, что она даже посмела называть себя Герой, а его Зевсом. Кейк утонул, а его дух явился Алкионе, которая вынуждена была против своей воли остаться в Трахяне. Горе ее было так велико, что она бросилась в море, а растроганные происшедшим боги превратили их обоих в зимородков.

Некоторые утверждают, что Кейк был превращен в чайку.

Пирам и Тисба (Фисба).

Пирам и Фисба— легендарная вавилонская пара, история которой имеет нечто схожее с историей шекспировских несчастных влюблённых.

Овидий рассказывает о том, как они, несмотря на запрет их родителей, решили тайно встретиться однажды ночью за стенами города. Свидание было назначено у высокой шелковицы, стоящей на берегу ручья. Фисба пришла первой, но пока она дожидалась возлюбленного, «появляется с мордой в пене кровавой, быков терзавшая только что, львица». Фисба спасается бегством, но в это время с её плеч спадает платок, который львица, найдя, разорвала кровавой пастью. Когда Пирам пришёл и увидел окровавленное покрывало, он представил себе самое худшее. Коря себя за предполагаемую гибель возлюбленной, он вонзил в себя меч. Его брызнувшая кровь навсегда обагрила ягоды шелковицы. Фисба, вернувшись, нашла своего возлюбленного умирающим; она схватила меч и, направив его себе прямо в сердце, бросилась на него. В поэме Нонна они превращены в реки, постоянно стремящиеся друг к другу. Река Пирам в Турции ныне называется Джейхан.

«Антигерои»:

царь Мидас (Мидас и золото; Мидас и его ослиные уши).

Мидас - царь Фригии, сын Гордия. В награду за почет, оказанный учителю Диониса Силену, получил от бога необычный дар - все, к чему прикосался Мидас превращалось в чистое золото. Только во время пира понял царь ошибочность своей просьбы - золотыми становились у него во рту все яства и вина. В ответ на просьбу забрать свой дар, Дионис отправил Мидаса к реке Пактол, в водах которого тот смог бы смыть с тела и дар и свою вину. С тех пор золотоносным стал Пактол. Однажды, во время соревнования между Паном и Аполлоном в музыкальном искусстве, отдал предпочтение Пану. В отместку был награжден Аполлоном ослиными ушами, когда бог схватил его за уши и вытянул их. Об ослиных ушах знал только брадобрей Мидаса, но тот, не выдержав, вырыл в земле ямку и прошептал туда свою тайну. На этом месте вырос тростник и расшелестел об этой тайне по всему свету.

  1. Гомер. Фабула и идейное содержание «Илиады», образы главных героев.

8 век до н.э. - время жизни Гомера. Записана в 6 веке до н.э., долгое время передавалась устно. Народные певцы — аэды и рапсоды. Первые непрофессионалы, пели песни, а вторые профессионалы начитывали напевами поэмы.

Гомер — рапсод.

Размер античных поэм — гекзаметр. Шестистопный стих, состоящий из пяти дактилей (или спондеев) и последней стопы — спондея. Стопа — группа слогов с постоянным ударением. Гекзаметр — дактилический 3-х стопный размер с ударением на 1 слог. Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

У Гомера 2 больших поэмы, сохранившиеся до наших дней — Илиада и Одиссея. Есть еще гомеровские гимны, но они под вопросов об авторстве.

Обе поэмы о греко-троянской войне.

Гомер изображает богов без почтения, это говорит о кризисе веры в мифы.

Время действия в поэме Гомера 12 век до н.э., задолго до рождения поэта.

Сюжет: Гера, Афродита и Афина поспорили за золотое яблоко с надписью «Самой прекрасной». Третейским судьей выбрали троянского принца Париса (в честь которого затем переименовали Лютецию в Париж). Он отдал яблоко Афродите за Прекрасную Елену (Троянская, Спартанская). Парис похищает Елену. У Гомера Елена по наваждению уходит с Парисом, о чем впоследствии горько сожалеет.

Почему называется Илиада?

Троянцы называли Трою Илионой, значит Илиадапоэма об Илионе, поэма о Трое.

Война длилась 10 лет, но Гомер описывает только последние 50-51 день последнего года войны.

Конфликт возник между двумя героями — Ахиллом (Ахиллесом) и Агамемноном.

В Илиаде 24 песни (части). Упоминается больше 1000 имен, 1000 островов. Кто прочел «Список кораблей», тот прочел Илиаду.

Герои: греки: Ахилл, Одиссей (Уллис в римлян: Одиссей, Олиссей, Улиссей, Уллис); Аякс — воин; Патрокл, Менелай, Агамемнон; Троянцы - Данайцы: Гектор (противник Ахилла), Приам — отец Гектора, Андромаха — жена Гектора, Кассандра — прорицательница

Главные вопросы Илиады:

1. Тема справедливости (Агамемнон — Ахилл)

2. Темы смысла жизни (Ахилл — полубог. Мать Ахилла — богиня Фетида, морская богиня, предсказала ему смерть на Троянской войне. Ахиллес постоянно готов к смерти. Он говорит — человек не должен быть бесполезным бременем земли. Умирает Ахиллес ради весной славы.

3. Тема войны и мира. Гомер за мир, но именно благодаря войне герои добиваются свой цели, славы, справедливости. Война неизбежна, хотя и ужасна. Ахилл говорит — тяжкое бремя войны.

Уроки Гомера

1.Гомер грек, но изображает врагов благородными. Гектор — положительный герой. Гомер не принижает героев.

2.Говори правду. Гомер очень реалистично изображает войну.

 

4. Тема гуманизма. Прощание Гектора с Андромахой. Встреча Ахилла с Приамом. Приам просит тело сына, затем плачут они оба, они начинают видеть друг в друге человека.

Философия Гомера

1. Мудрое приятие жизни такой какая она есть. Жизнь — прекрасна, она сложна, но самоценна.

Читать Илиаду в переводе

1. Гнедич (сложно написана, но передает речь Гомера)

2. Минский — поэт-символист. (Более понятный перевод стилизованный под символизм, стиль Гомера извращен)

3. Упрощенный перевод эллинского писателя. Просто стихи. Сюжет остался, но ценности не имеет.

Одиссею читать в переводе Жуковского. Лучший перевод.

Ген рих Шлима н раскопал Трою, и разрушил ее.

Тема поэмы объявлена в первом же стихе, где певец обращается к Музе, богине песнопения: «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына». Гнев Ахилла и его последствия. «Илиада» - военно-героическая эпопея, где центральное место занимает рассказ о событиях. Ахилл – особый герой, он заменяет собой целое войско.

Действие поэмы протекает в двух параллельных планах, человеческом - под Троей и божественном - на Олимпе. Троянская война разделила и богов на два лагеря, между которыми постоянно происходят грубые пререкания, изображенные не без значительной примеси комического элемента. В земном плане все определяется последствиями гнева Ахилла, в небесном – волей Зевса. Но его воля не всеобъемлюща. Зевс не может распорядиться судьбами греков и троянцев. Он использует золотые весы судьбы. Композиция: чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются. Гомер свою поэму на песни не разбивал. Впервые ее разбили александрийские ученые в 3 в до н э. Главы нумеруются по буквам греческого алфавита.

Гомер показывает, что родовая коллективность уходит в прошлое, начинает формироваться новая нравственность, где на первый план выходит представление о ценности собственной жизни. События в «Илиаде» развиваются поступательно и последовательно.

Гомер впервые дает нам опыт сравнительной характеристики. (III песнь «Илиады»: Елена рассказывает о героях. В расспросах Приама и ответах Елены встает ряд образов -величавый Агамемнон, «многоумный» Одиссей, могучий Аякс (Аянт)) Боевые картины «Илиады» чередуются с трогательными сценами в стенах осажденной Трои и несколько комическими пререканиями на Олимпе

Длинным перечнем кораблей, племен и вождей греческого войска («каталог кораблей»), а также троянских сил, выступающих из города под предводительством своего храбрейшего витязя Гектора, сына царя Приама, заканчивается II книга.

3-я книга знакомит с виновниками войны - Парисом, Менелаем, Еленой. Парис «перед началом сражения вызывает храбрейшего из ахейцев на единоборство, но в страхе отступает перед оскорбленным мужем Елены; лишь упреки Гектора заставляют его вернуться обратно; В единоборстве Менелай уже почти оказывается победителем, но Афродита похищает Париса с поля сражения. Смотр со стены.

Центральное место в описании первого дня боя занимает 5-я книга, «подвиги Диомеда». Диомед убивает Пандара и ранит покровительствующих троянцам богов Ареса (Арея) и Афродиту. Эта книга имеет очень архаический характер и заключает в себе ряд сказочных» черт, обычно чуждых повествованию «Илиады» (мотив шапки-невидимки). Боги и люди представлены здесь сражающимися как равные.

Совершенно иной характер имеет 6-я книга, действие которой развертывается главным образом в стенах осажденной Трои. Обреченность города показана в двух сценах: шествие Троянских женщин к храму Афины-градодержицы с мольбой о спасении. Вторая - прощание Гектора с его женой Андромахой и сыном.

Безрезультатным единоборством Аякса и Гектора (кн. 7) кончается первый день боя. С 8-й книги вступает в силу решение Зевса помогать троянцам, и они начинают одолевать ахейцев. Тогда Агамемнон снаряжает посольство к Ахиллу (9-я книга).

Особняком в общем ходе повествования «Илиады» стоит 10-я книга - рассказ о ночной экспедиции Одиссея и Диомеда в троянский стая, три которой они захватывают в плен троянского лазутчика и производят резню в лагере вновь прибывшего союзника Трои, фракийца Реса.

Книга 11-я и последующие - новые успехи троянцев. Описание боя разбито на ряд эпизодов, посвященных «подвигам» различных ахейских героев, и перемежается с действием в «олимпийском» плане, где дружественные ахейцам боги пытаются помочь им, обманув бдительность Зевса.

Особенно интересна сцена «обольщениям Зевса» в 14-й книге: Гера отвлекает Зевса с помощью любовных чар и усыпляет его.

Проснувшись, Зевс заставляет богов прекратить всякую помощь ахейцам. К концу 15-й книги положение греков почти безнадежно: они оттеснены к берегу моря, и Гектор уже готовится зажечь их корабли и отрезать таким образом путь к возвращению домой.

С 16-й книги начинается поворот в ходе событий. Ахилл дает согласие на то, чтобы его друг Патрокл одел его доспехи и отразил непосредственную опасность. Обезоруженный Аполлоном, он гибнет от руки Гектора.

Вокруг тела Патрокла возгорается ожесточенный бой, но Гектор уже завладел доспехами, и ахейцы, не надеясь отстоять тело, посылают к Ахиллу сообщить о случившемся (кн. 17). Ахилл потрясен гибелью друга; «гнев» сменяется жаждой мести. 19-я книга приносит «отречение от гнева». Ахилл возвращается к военным действиям.

Запруженный трупами поток Ксанф тщетно убеждает Ахилла ослабить рвение и даже обрушивается на него своими волнами, но на помощь Ахиллу приходит Гефест, обратив против вод огонь (кн. 21). Наибольшей напряженности повествование достигает в 22-й книге («умерщвление Гектора»)

23-я книга, очень интересная для истории греческих религиозных представлений, посвящена похоронам Патрокла. Душа Патрокла является к Ахиллу в виде призрачной тени и требует скорейшего погребения. Описывается погребальный обряд и состязания, устроенные по этому случаю Ахиллом.

Примиряющую ноту вносит в поэму последняя, 24-я книга. Приам у ног Ахилла, и Ахилл, держа Приама за руку, - оба плачут о горестях человеческого существования. Ахилл соглашается принять выкуп и вернуть тело. Описанием погребения Гектора заканчивается «Илиада»

  1. Фабула и идейное содержание «Одиссеи» Гомера. Образ Одиссея.

Одиссея — поэма об Одиссее.

Одиссей, герой Троянской войны, странствовал 10 лет. Возвращается на остров Итаку. Там его ждет жена Пенелопа (ждет 20 лет — 10 лет война и 10 лет странствий) и сын Телемах (Телемак).

Пенелопа — универсальное олицетворение верной жены. Антипод Клитемнестра, убившая мужа Агамемнона.

Телемах — духовное сиротство, безотцовщина. Одисей оставил ему учителя Ментора (синоним наставника). Когда последний спился, воспитанием Телемаха занялась Афина.

Это основные герои, остальные — эпизодические.

Троянский жрец, разгадавший Троянского коня, с сыновьями метал в него копья — Лаокоон, запечатлен в знаменитую структуру. «Бойся данайцев (греков) и дары приносящих». Даянский конь, даянский дар.

Трагедии

1. Эсхил 2. Софокл 3. Эвпирид (Евпирид)

Комедия

4. Аристофан

Эсхил начало 5 века до н.э. Отец трагедии

Самый политизированный гражданский драматург. Любитель важных общественных вопросов. Мало психологии, но глобальные проблемы: смена матриархата партиархатом, новое в политике. Сила в чем: могучие конфликты, могучие герои, потрясения, большой объем пьес (трилогии). Поражает читателя мощностью — много монологов, песен. Использовал мифы, но актуализировал их. Сильный язык, характеры, страсти. Много шума, смертей, мучений. Текст тяжеловесный, затянутый.

Известные (сохранившиеся) произведения:

1. Трилогия «Орестея» (об Оресте, сыне Агамемнона, мстящего матери)

2. Прикованные Прометей (сохранилась только 1 часть трилогии) Титан Прометей выступил против Зевса ради людей, которых сам же и создал согласно мифам. Пишется в период борьбы за демократию, подготовки переворота против тирании.

3. «Персы» (472 до н. э.)

4. «Просительницы» (2-я пол. 470-х или 463 до н. э.)

5. «Семеро против Фив» (467 до н. э.)

Очень важная тема Эсхила «Прометей» — тема прогресса, кроме политической темы.

Трагедия родилась благодаря демократии, свободе слова, собраний, обсуждений.

Эсхил, поэт эпохи становления афинского государства и греко-персидских войн, является основоположником античной трагедии в ее установившихся формах, подлинным «отцом трагедии.

Являлся сторонником демократического государства.

Эсхил первый увеличил количество актеров от одного до двух, уменьшил партии хора и придал первенство диалогу.

трагедии «Прикованный Прометей» Старые, известные нам уже из Гесиода мифы о смене поколений богов и людей, о Прометее, похитившем с неба для людей огонь, получают у Эсхила новую разработку. Прометей, один из титанов, т. е. представителей «старшего поколения» богов, — друг человечества. В борьбе Зевса с титанами Прометей принимал участие на стороне Зевса; но когда Зевс, после победы над титанами, вознамерился уничтожить людской род и заменить его новым поколением, Прометей этому воспротивился. Он принес людям небесный огонь и пробудил их к сознательной жизни.

Письмо и счисление, ремесла и науки — все это дары Прометея людям. Эсхил, таким образом, отказывается от представления о былом «золотом веке» и последовавшем затем ухудшении условий человеческой жизни. За услуги, оказанные людям, он обречен на мучения. Пролог трагедии изображает, как бог-кузнец Гефест, по приказанию Зевса, приковывает Прометея к скале; Гефеста сопровождают при этом две аллегорические фигуры — Власть и Насилие. Зевс противопоставляет Прометею только грубую силу. Вся природа сочувствует страданиям Прометея; когда в финале трагедии Зевс, раздраженный непреклонностью Прометея, посылает бурю и Прометей, вместе со скалой, проваливается в преисподнюю, хор нимф Океанид (дочерей Океана) готов разделить с ним его судьбу.

  1. Творчество Софокла. Проблематика и образная система трагедии «Антигона».

5 век до н.э.

Тема творчества

  1. прославление демократии
  2. прославление г. Афины
  3. прославление человека

Софокл — философ и психолог. Читать более интересно, чем Эсхила. Появляется детективный сюжет в «Царе Эдипе». «Антигона». Сохранилось 7 трагедий Софокла.

Главные герои сильные люди, борются с судьбой, погибают физически, но побеждают морально.

Софокл изображает людей такими, какими они должны быть. Дает нравственный образец.

«Антигона» - одна из первых трагедий Софокла. Открывается прологом: умер Эдип, братья (Этеокл и Полиник) боролись за власть и погибли в братоубийственной войне, у власти – царь Креонт. Креонт запретил погребение Полиника, ибо он предатель, войной пошел на родину, Антигона посыпает тело землей из кувшина. Диалог Креонта Антигоны – важный момент в произведении. Общечеловеческая мораль. Боги положили закон о погребении человека. Человеческие законы, указы правителей – Антигона считает, что пусть она будет виновата перед Креонтом, но чиста перед богами. Трагическая война Антигоны: соблюдая общечеловеческий закон, она нарушает закон государства в трагическое военное время. Этот закон поможет удержать государство, но идет против моральных законов. Вина Креонта, Софокл на стороне Антигоны. Антигона подчиняется не писаным законам, а законам общечеловеческой морали. Ради этих законов она не желает отвечать за плохие безнравственные поступки Креонта. Трагедия написана на мифологический сюжет фиванского цикла. Она не входила в состав трилогии, как это было у Эсхила, а представляет собой вполне законченное произведение. В "Антигоне" Софокл показывает противоречия между законами божественными и произволом человека и ставит выше всего неписаные божественные законы.

Образы трагедии

Преобладающая черта в характере Антигоны - сила воли, к-ю она проявляет в борьбе с Креонтом за право похоронить брата по установленному обряду. Она чтит древний закон родового общества. У нее нет сомнения в правильности принятого решения. Чувствуя свою правоту, Антигона смело бросает вызов Креонту.

Свои действия он софистически оправдывает интересами государства. Он говорит, что во имя блага родины не может одинаково почтить спасителя отечества и врага К людям, идущим против государства, Креонт готов применить самые жестокие законы Всякое сопротивление своему приказу Креонт рассматривает как выступление антигосударственное (678-679). Другие действующие лица: Исмена - сестра Антигоны, Сторож, Гемон - сын Креонта, жених Антигоны - появляются в трагедии эпизодически, чтобы оттенить основные черты главных действующих лиц. Слабость, нерешительность Исмены являются контрастом силе, стойкости Антигоны, а корыстолюбие и трусость Сторожа - самозабвенной решимости героини. Второстепенные образы как бы дополняют характеристики Антигоны и Креонта. Софокл строит трагедию в соответствии с характерами основных персонажей. Уже с самого начала в диалоге с Исменой обнаруживается решительный характер Антигоны, который она, по словам хора, унаследовала от отца. Хотя в песнях хора часто упоминается роковое проклятие, тяготеющее над родом Эдипа, но не оно лежит в основе развивающегося действия. Решительность и твердость Антигоны в осуществлении своей идеи, в борьбе с единовластием Креонта связаны с целеустремленным развитием действия, которое отличается большой напряженностью. В композиционном отношении большое значение имеет допрос Креонтом Антигоны.

Появление Гемона, порицающего отца и осуждающего его политику, в идейном отношении имеет значение как выражение политических взглядов самого Софокла, а в композиционном - как протест, который окончательно выводит Креонта из себя, он велит слугам привести Антигону, чтобы убить ее на глазах жениха.

Монолог Антигоны перед казнью - высшая степень напряжения. Жалобы Антигоны, приведенные в коммосе, вызывают живую симпатию к героической девушке, не знающей страха перед всесильным Креонтом, а сравнение ее судьбы с уделом Ниобы, дочери Тантала, обращенной в утес, усиливает драматизм.

Песни хора связаны с ходом действия, но не играют большой роли в его развитии. Хор признает правильность поступков Антигоны (848-851) и вместе с тем чутко относится ко всему, что касается безопасности и блага государства (119-123). В отдельных случаях хор порой удивляется храбрости Антигоны, боится за нее, порой сочувствует ей (807-811).

ОТВЕТЫ НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО «АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

  1. Понятие об античности. Значение античной культуры. Основные этапы развития древнегреческой литературы (периодизация).

Antiqvus — лат. - старый, древний

Античность — вся мировая древность до рождения Христа — распространенное определение в Англии и США. У нас Античность — это европейская (средиземноморская) древность до н.э., до рождения Христа, представленная культурой, цивилизацией двух народов — Древней Греции и Древнего Рима.

Античная литература — это единая двуязычная литература древней Европы (древнегреческий и латинский языки)

Древнегреческого языка как такового нет. (Греческая литература написана древнегреческим языком, который состоял из диалектов - эолийского, ионийского, дорийского) Он был создан искусственно в конце эпохи, а писали на различных древнегреческих диалектах, ионийский и т. д. Койне — искусственный язык.

Античная культура начинается с (∞) III тыс. до н.э. и заканчивается V веком н.э.

В V веке христианская церковь окончательно завоевала мировоззрения, язычество умирает. Древний Рим приходит в упадок. С V века н.э. начинается эпоха Средних веков.

Итого длится античная культура — 2,5 тыс. лет, а античная литература — 1,5 тыс. лет.

Признаки античной литературы:

1.Рабовладение узаконенное. 2. Язычество (многобожие, политеизм) 3.Гео- и антропоцентризм (в центре внимания земля и человек, их восхваляют) 4.Стихийный материализм (культ разума, ума. В античной литературе голова на первом месте, поэтому античная литература — холодновата, слишком разумная, рассчитанная, гармоничная; нет искренности, мало эмоциональности)

Значение античной культуры

1.познавательное, информативное 2. идейное: темы, проблемы, мотивы — вечные, актуальные, вековые — смысл жизни, война и мир, отцы и дети, любовь и т. д. 3. Воспитательное 4. художественное (самое главное для филолога) — литературоведческая терминология базируется на древнегреческих понятиях

Периодизация древнегреческой литературы:

1 Архаический - до 5 в. до н.э - время разложения родового строя и перехода к рабовладельческому гос-ву) (эпос и лирика; Гомер, Гесиод; ямбическая и элегическая лирика, мелическая)

2 Аттический - V-IV до н.э. (время расцвета и кризиса рабовладельческих эллинских полисов до потери ими госуд.независимости) (драма; Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан; ораторы)

3 Эллинистический - IV-I до н.э. (лит-ра эллинистического общества) (проза; Менандр, Каллимах, Феокрит)

4 Римский – с конца 1 в.до н.э. (Плутарх, Лукиан) (Греческая лит-ра времен Римской империи)

Особенности: мифологическая тематика (из связи античного мира с общинно-родовым обществом); философское осмысление действительности, мифологию используют как «арсенал», как средство раскрытия действительности; традиционность образов и ситуаций, не тормозящая лит.развитие, а позволяющая углублять раскрытие содержания, обусловленного идейными целями и задачами времени; непосредственная связь с УНТ, позднее – обращение к письменности для фиксации; преобладание стихотворной формы и её тщательная разработка; постоянная близость к фольклору; чел – основной объект художественного изображения; отражены особенности и эволюция художественного восприятия действительности; строгая система жанров, возникающих последовательно и одновременно; традиционная система стилей;метрическая система.

1. МИРОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Греческая лит-ра - древнейшая из литератур Европы,она развивалась самостоятельно, не опираясь на опыт др.литератур. Античная лит-ра «пережила века». Такие памятники, как гомеровские поэмы, воспринимаются читателем не только как исторические документы, но и как эстетически значимые произв-я. Отличительные черты античной литры периода расцвета – прославление доблести и непреклонности в борьбе, любви к родине, вера в силы человека, его способность к всестороннему развитию. Образы и сюжеты мифа, драматические и словесные фольклорные формы продолжают играть огромную роль в античной лит-ре на всех этапах ее развития. Антич.литра выработала большое разнообразие худ. Форм и стилистических средств, большая часть которых до сих пор сохранила свои названия (поэма, комедия, трагедия, ода.)Творческое соприкосновение античн. лит-ры со средневековой и новой Европой никогда не прекращалось, оно имеется даже в принципиально враждебной античному «язычеству» церковной литературе средних в. Следует отметить три периода в истории европейской культуры, когда это соприкосновение было особенно значительным. Во-первых, — эпоха Возрождения, противопоставившая богословскому и аскетическому мировоззрению Средних веков новое, «гуманистическое» мировоззрение, утверждающее земную жизнь и земного человека. Другой эпохой, для которой ориентация на античность являлась литературным лозунгом, был период классицизма XVII — XVIII вв., ведущего течения в литературе этого времени.

  1. Понятие о мифологии. Особенности древнегреческой мифологии. Космогония и первые поколения земных богов в мифах Эллады.

Мифология - буквально миф +логос: сказание, предание, история + слово, наука, информация

Основные объекты мифологии:

● о происхождении мира

● о богах и героях

● об основных закономерностях природной и общественной жизни

Миф — система ориентации в жизни, необходимость объяснить мир.

Мифология (Ницше) — это сосредоточенный образ мира, аббревиатура явлений.

Миф (Элиаде Мирча) — это парадигма жизни (модель).

Миф (Саллюстий) — то чего никогда не было, но что всегда есть.

Миф (Лосев!) - это Слово. (дает название предметам, вызывает их из небытия.

Фрейденберг — сочиняя миф, человек сочиняет мир.

Миф может понять или ребенок, или поэт.

Особенности древнегреческой мифологии

1. Синкретизм (соединение, сочетание) — сочетание различных форм искусства и познания. т. е. Миф — это одновременно и религия, и история, и наука, и философия, и поэзия и т. д. В современном искусстве пример синкретизма — опера: либретто, музыка, танец, пение.

2. Политеизм (многобожие)

3. Антропоморфизм (человек + образ) - боги похожи на людей. Боги — это другие люди, а люди — это иные боги (от греч. — человек и — форма, вид), уподобление человеку, наделение человеч. психич. свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифич. существ.

4. Архетипичность (старые + модель) — символичность, обобщение образов; — часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях.

Космогонические мифы – мифы о происхождении мира и первых богов.  

Согласно одному из космогонических мифов, из Хаоса появилась Гея-земля, Тартар – прародитель всех чудовищ, Уран – небо и Эрос. От Геи и Урана появились циклопы и гекатонхейры (необузданная сила) – первое поколение богов. Второе поколение: титаны и титаниды (старший титан – Океан, младший – Крон, Хронос (всепоглощающее время)). Крон хитростью низвергнул Урана в Тартар – усыпил его зельем. Уран проклял Крона, его должна была ожидать та же участь. Крон, чтобы этого избежать, проглотил пять младенцев своей жены Реи. Рее стало жаль детей, она пошла за советом к Гее и Урану. Рея вместо ребенка дала Крону камень в пеленках. Зевса отправили на остов Крит, там его охраняли куреты, нимфы и коза Амалфея. Когда он вырос, он усыпил Крона и заставил его выплюнуть сначала булыжник, потом Посейдона, Аида, Деметру, Гестию и Геру.

Титаномахия – битва богов и титанов за власть над миром. В классической мифологии действует второе поколение олимпийцев.

Из мифологии:

Селена - богиня луны, Диана - богиня охоты и луны.

Апполон — бог солнца, брат Дианы

Циклопическое строение — очень крупное. Циклопы еще и кузнецы

Хронос, Кронос, Сатурн — бог времени с косой в руке.

Еврому Зевс привез из Азии. Еврома переводится как прекрасноглазая, широкоглазая. Европа — финикийская царица.

Ящик Пандоры — в нем все несчастья, горести, а Пандора заглянула и выпустила все из него; на дне ящика осталась только надежда.

Рогатая нимфа — Ио. Зевс за отказ от любви превратил ее в корову.

Хорон. Ладья Хорона.

  1. Боги Олимпа: Зевс, Посейдон, Аид.

Зевс - Юпитер — Кронид верховный бог. Бог неба, грома и молнии, верховный блюститель справедливости, покровитель молящих и странников. Сын титана Кроноса и Реи. Низвергнув в Тартар своего отца Кроноса, стал владыкой богов и людей. Атрибутами Зевса были эгида (щит), скипетр, иногда орел; местопребыванием считался Олимп (Зевс-Олимпиец). Брат Аида, Деметры и Посейдона. Зевсу соответствует римский Юпитер. Кронид (Кронион)— имя (по отцу) Зевса, сына Кроноса.

Посейдон - Нептун. «Царство Нептуна» один из богов-олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими с помощью трезубца; сын Кроноса и Реи. Е


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.