Тема: Особенности публицистического стиля. Общение с аудиторией. Построение публичного выступления — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема: Особенности публицистического стиля. Общение с аудиторией. Построение публичного выступления

2021-03-18 398
Тема: Особенности публицистического стиля. Общение с аудиторией. Построение публичного выступления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: Особенности публицистического стиля. Общение с аудиторией. Построение публичного выступления

 

Мотивация изучения темы: Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь – это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого человека. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенных именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться того, что называется воздействием.

 

Цели занятия:

Учебные (умения, знания):

Обобщить ранее полученные знания о публицистическом стиле речи;

Углубить работу по изучению особенностей публицистического стиля речи.

Учиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль.

Самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.

 

Систематизировать опорные знания:

 

·​ об этапах подготовки публичного выступления;

 

·​ о композиции публичного выступления;

 

·​ о приёмах изложения и объяснения материала;

 

·​ о приёмах стимулирования внимания и интереса;

 

·​ о видах аргументов.

 

Сформировать умения и навыки:

 

·​ создавать тексты публицистического стиля речи и выступать перед аудиторией.

 

Воспитательные:

·​ формировать уважительное отношение к родному языку; чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;

 

·​ воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся: формировать интерес к учебному предмету и выбранной профессии;

 

·​ формировать умение правильно организовывать свой труд и рационально использовать время;

Развивающие:

·​ развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать);

·​ развивать внимание, память, познавательные способности;

·​ развивать коммуникативные качества речи, умение связно и грамотно излагать свои мысли.

 

 

Интеграционные связи (внутридисциплинарные, междисциплинарные, связь с профессиональными модулями): русский язык (школьный курс), литература, стилистика

 

Оснащение (средства обучения): методическая разработка практического занятия для преподавателя, методическая разработка практического занятия для студентов, лингвистический материал (образцы текстов), раздаточный материал (образцы текстов).

 

Основные этапы занятий: (с указанием хронометража):

1 Оргмомент 5 минут

2. Проверка исходного уровня знаний 25 минут

3. Практическая часть 105 минут

4. Итоговый контроль 20 минут

5. Подведение итогов занятия 15 минут

6. Задание на дом 5 минут

 

Ход занятия:

 

1. Орг. момент. Приветствие, проверка готовности доски и аудитории к занятию, посещаемость, внешний вид студентов.

Инструктаж по охране труда (Прилагается)

2. Проверка исходного уровня знаний:

а) проверка знаний (контролирующие материалы с эталонами ответов и критериями оценки прилагаются к плану).

 

Вступительное слово

Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.

Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.

Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны, наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.

 

 

1. Фронтальный опрос

 

1.Дайте определение публицистического стиля. (Публицистический стиль - это стиль, в основе которого лежит воздействие на читателя с помощью убеждения, влияния на его мысли и поступки).

2.Назовите основные функции публицистического стиля. (Информативная и воздействующая).

3.С помощью каких речевых средств осуществляется воздействие публицистического стиля?

4. Скажите, пожалуйста, в каких сферах жизни используется этот стиль?

(СМИ, судебная речь, выступления на собраниях, доклады)

5. Какие жанры публицистического стиля вы знаете? (речь адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон), а также путевой очерк, портретный очерк, эссе).

6. Назовите цель стиля? (Передать важную для общества информацию, воздействовать на читателя и слушателя, в чем-то его убедить, к чему-то призвать).

 

б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы: проверка д.з.

 

2. Входной контроль и коррекция исходного уровня знаний:

Изучение нового материала.

 

(СЛОВАРНАЯ РАБОТА. НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ СЛОВА!)

1.Публицистика – произведения, посвященные актуальным проблемам.

2. Публицист – автор публицистических произведений, т.е. произведений на общественно-политические темы

3. Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)

4. Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе.

 

 

Публицистика уходит корнями в глубокую древность. За тысячелетия публицистика эволюционировала, развилась во многих отношениях, в том числе и в жанровом. Вспомним, что под жанром подразумевается исторически сложившийся и развивающийся тип произведения.

Публицистика включает разнообразные жанры: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фельетон, доклад, дискуссия и т.д.

Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, бытовым, философским.

 

Давайте вспомним типы речи

 

 

Блок информации

Для публицистического стиля речи характерны:

- логичность,

- образность,

- эмоциональность,

- оценочность,

- призывность

и соответствующие им языковые средства.

 

Публицистический стиль обслуживает широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Он используется в средствах массовой информации, политической литературе, в документальном кино. Публицистический стиль реализует две функции языка: информативную и воздействующую. Эти функции определяют особенности организации языковых средств. Информативная функция обусловливает наличие и формирование нейтральной лексики, речевых стандартов, необходимых для словесного оформления сообщений. Функция воздействия предполагает наличие и формирование оценочной лексики (идеологической, общественно-политической). Социальная оценочность – одна из главных особенностей публицистического стиля, нуждающегося не только в констатации явлений, фактов, событий, но и в их социальной оценке. Кроме того, разнообразие лексики определяется тематической широтой: политика, идеология, экономика, социальная жизнь, культура, спорт, повседневность.

Таким образом, взаимодействие информативной и воздействующей функций и широта тематики обусловливают основное лексическое отличие публицистического стиля от других функциональных разновидностей – использование нейтральной и оценочной лексики.

 

Выделяется три группы жанров публицистического стиля:

1) информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет);

2)аналитические (беседа, статья, корреспонденция, рецензия, обзор, обозрение)

3)художественно-публицистические (эссе, очерк, фельетон, памфлет).

 

Рассмотрим некоторые из них

 

Эссе – литературное произведение небольшого объема, обычно прозаическое, свободной композиции, передающее индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, теме, о том или ином событии или явлении

 

Очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях Очерки могут быть проблемными, портретными, путевыми, событийными. Информация передается ярко, выразительно, убедительно и доказательно. Композиция текста обусловлена тематикой очерка: событийная композиция представляется как рассказ с завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой.автора.

Фельетон — малая художественно-публицистическая форма, характерная для периодической печати (газеты, журнала) и отличающаяся злободневностью тематики, сатирической заостренностью или юмором

Памфле́т (от англ. pamphlet «брошюра, буклет») — разновидность художественно публицистического произведения, обычно направленного против политического строя в целом или его отдельных сторон, против той или иной общественной группы, партии, правительства и т. п., зачастую через разоблачение отдельных их представителей.

Интервью – текст, представляющий обсуждение в диалогической форме только что свершившегося события (информационное интервью) и развернутый диалог по проблеме (аналитическое интервью). При аналитическом интервью познания журналиста по обсуждаемой проблеме определяют формирование концепции текста и делают его более развернутым и глубоким. Стилистика и структура интервью в целом ориентированы на нормы устной публичной речи.

 

Статья – текст, в котором представлены результаты исследования проблемы или события. Статья представляет собой рассуждение, развертывающееся от главного тезиса к его обоснованию через цепочку тезисов, аргументов и примеров к выводу.

Публицистический стиль речи — это особая манера изложения, основная задача которой — максимальное воздействие на аудиторию. В публицистическом стиле к нам обращаются ведущие новостей и дикторы радио, создаются статьи для печатных СМИ, звучат ораторские и судебные речи. Другими словами, все репортажи, заметки, интервью, доклады, выступления участников судебных процессов — примеры этого информативного и оценочного стиля речи.

В первую очередь публицистика призвана сообщать зрителю, слушателю, читателю актуальные сведения. Кроме того, посредством публицистики осуществляется определенное влияние на массы: сформированные в текст тем или иным образом факты могут вызвать у людей нужную реакцию и необходимые размышления.

Если рассматривать заметку и фельетон, вы наверняка заметите разницу в этих публицистических жанрах. Напомним, что заметка — короткое, строго информативное сообщение. Фельетон — это сатира, высмеивающая пороки современности. Откуда же такое различие между жанрами одного стиля? Несомненно, и фельетон, и заметка — это публицистика. Различие между жанрами данного стиля происходит из-за совмещения в одном тексте информационной функции и функции влияния. Для донесения информации и для воздействия на публику используются различные языковые инструменты, и при одинаковой направленности жанры не похожи друг на друга.

 

Особенностями жанров публицистики являются: логичность, связность, законченность, структурность, оценочность. Согласитесь, не имея четкой структуры своего сообщения, его логичности и законченности мысли, сообщить конкретную информацию и вызвать у слушателя реакцию будет нелегко. Большинство жанров публицистики реализуют функцию влияния посредством эмоционально окрашенной, выразительной лексики, метафоричности, образности, оценочности.

 

Правильно использовав инструменты публицистического стиля, можно при помощи слова не только информировать аудиторию, но и воспитывать у людей мнение о конкретных реалиях.

Для примера проанализируем текст статьи блестящего публициста В.Г. Белинского, определим его особенности:

Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что должно делать для этого при изучении произведений его? Изучить поэта, значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые формы общечеловеческое. И потому в созданиях поэта люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слово и что, следовательно, поэт умел только выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не вошло в голову создать что-нибудь подобное: ведь это так просто и легко! (Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина //Собр.соч.: ВЗт.Т. 3. М. } 1948. С. 376).

Характерными особенностями приведенного отрывка являются актуальность содержания, острота и яркость изложения, авторская страстность. Цель текста — оказать воздействие на разум и чувства читателя, слушателя. Используется весьма разнообразная лексика: термины литературы и искусства: поэт, произведение, образ, поэзия, художественное достоинство; общелитературные слова: тайна, личность, творение, чтение. Многие слова имеют окраску высокого стиля: перечувствовать, облекать, предощущать, восхищаться. Активно применяются средства речевой выразительности, например, художественное определение: истинный поэт, живые формы, ясный образ, общечеловечественное содержание, предощущение смутно и неопределенно, инверсия: Что должно делать для этого при изучении произведений его?

Употребляются прилагательные в качестве дополнений: облекает в живые формы общечеловечественные, находит что-то давно знакомое им; что-то собственное; создать что-нибудь подобное. Синтаксис текста достаточно разнообразен. Автор использует повествовательные и вопросительные предложения, сложные и простые. В тексте встречаются градация: перечувствовать, пережить; давно знакомое,что-то свое собственное, антитеза: Изучить поэта значит не только ознакомиться <...> с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их.

 

в) подведение итогов контроля: подводится итог с комментариями преподавателя

3. Практическая часть:

 

а) подготовка студентов к самостоятельной работе (проведение инструктажа по выполнению заданий):

 

1. Словарный диктант ( Выделите слова, относящиеся к публицистическому стилю)

Ассортимент, благоуханный, взоры, бездуховность, демократический, корумпированный, колея, беспрецедентный, интервью, эксклюзив, приоритетный, безнравственность, пирушка, амперметр, экстремальный, политикан, реформатор, экономические рычаги, головомойка, рейтинг.

2. Подчеркните названия жанров публицистики.

Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.

Ораторское искусство

 

Выдающийся русский правовед А.Ф.Кони отмечал, что юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального, так как юрист постоянно находится в общении с людьми, решает их правоотношения. И на первом месте находится риторическая подготовка, формирующая навыки применения речи в профессиональной деятельности. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство — сильнейший рычаг культуры.

 

Уверенность в себе

90% людей боятся публичных выступлений. Для некоторых страх перед аудиторией занимает второе место после страха смерти.

 

Памятка для оратора

1. Практика. (Она способствует приобретению привычки находиться в центре внимания).

2. Предварительная подготовка, т.е. доскональное знание темы, наличие плана выступления, подсказок.

3. Физическая расслабленность. Неконтролируемые мышечные зажимы отнимают часть эмоциональной энергии.

4. Верить в то, что выглядишь и говоришь хорошо.

5. Работа с зеркалом, магнитофоном. Сбор мнений и замечаний слушателей.

6. Делать то, что страшно. Пример - рассказать свою биографию в автобусе. Спеть песню в публичном месте.

7. Самовнушение (для создания нужного настроения) Представить, что слушатели - Ваши друзья. Представить, что слушатели - Ваши подчиненные или люди, которые заняли у Вас деньги и не вернули в срок. Самовнушением надо заниматься непосредственно перед выступлением.

8. Надевать «маску» уверенности. Внешняя уверенность способствует проявлению внутренней уверенности.

 

Задание 3. Тема для обсуждения в аудитории – «Почему я решила стать врачом».

· Напишите текст своего выступления на заданную тему.

 

Используйте следующие рекомендации.

Важно помнить при подготовке к устному выступлению следующие правила:

• необходимо тщательно подготовиться. Надо обязательно продумать со­держание речи (о чём говорить, какие факты, использовать примеры, на какие источники ссылаться, чем и как аргументировать, продумать вы­воды и обобщения);

• надо хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателя следует до­биться, в чём убедить их, к каким подвести выводам, на что настроить, против чего предостеречь;

• должна быть личная убеждённость оратора, докладчика в том, о чём он будет говорить: надо отстаивать своё мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая сложившееся общественное мнение;

• нужно поработать над своей речью. Она должна звучать плавно и ров­но, без скороговорок и постоянного жестикулирования;

• следует выделить наиболее важные слова и выражения, обороты речи, продумать, какие выразительные средства языка можно использовать в своем выступлении;

• вся речь, особенно её начало, должна быть построена так, чтобы сразу заинтересовать слушателя развитием своей главной мысли, аргумента­цией, завладеть его вниманием, а потом всё время держать его в эмо­циональном напряжении, сделать своим единомышленником;

• чтобы слушатели поверили, чтобы «пошли» за вашими мыслями, старай­тесь воздействовать не только логикой, рассуждениями, но и своей во­лей, эмоциями, посредством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях - посредством жес­тов, скупых, но выразительных;

• чтобы не потерять нить выступлений, следует иметь пред собой крат­кий его план, в котором тезисы и обороты, с помощью которых будете переходить от одной мысли к другой; выводы, заключение;

• надо по плану предварительно продумать всё своё выступление, а затем наедине или перед кем-либо из товарищей произнести его вслух. Так вы можно понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить себя в правильности произношения отдельных слов.

Итак, публичное выступление требует от оратора живости, эмоцио­нальности, увлечённости тем, о чём говорит, и убеждённости в том, что говорит, умения общаться с публикой.

Композиция речи

Три принципа построения речи:

1. Классическая схема (вступление, основная часть, заключение). Вступление и заключение по объему должно быть не более 1/3 от всего объема выступления.

2. Целеустремленность. Любая речь имеет общую и конкретную цель.

В выступлении обязательно должна быть главная мысль (тезис), которому посвящено все выступление. Это «ствол дерева речи». На нем надо фокусироваться. С него начинать и им заканчивать.

3. Последовательность. Каждая мысль должна логично вытекать из предыдущей. Нужен «мостик». Надо готовить слушателей. Переход к последующей мысли только после того, как закончена последняя (не пересекаться и не повторяться).

Речь - самолет в полете. Есть взлет, основной маршрут, посадка, определено время полета. Нельзя отклоняться от маршрута, возвращаться назад, нужно «перелетать» в следующий участок только поле того, как закончен предыдущий.

 

Задание 4. Ролевая игра. Надо представить себя в роли Президента России. Слушатель садится за стол перед аудиторией. Аудитория задает вопросы (в т.ч. и «неприятные») касающиеся медицины, на которые необходимо ответить, проявив все признаки уверенности.

Контакт с аудиторией

Когда аудитория незнакомая, то между выступающим и публикой возникает стена «официальности», недоверия, которое препятствует воздействию на слушателей. Такое происходит практически всегда. Стену надо разрушить, т.е. установить контакт. Хотя со временем «стена» разрушается сама, лучше убрать ее сразу. Этому помогают следующие средства контакта с аудиторией:

· Доброжелательность, которая выражается в улыбке, доверительном тоне голоса.

· Естественность.

· Раскрепощенность.

· Разговорный стиль изложения.

· Свободные жесты и движения.

Зрительный контакт (это забота о слушателе). Большая часть времени надо смотреть в глаза, фиксируя взгляд.

Задание 5. Для тренировки надо проговаривать скороговорки. Подготовьте и произнесите несколько скороговорок.

1. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. 2. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит. 3. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора! 4. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

 

б) самостоятельная работа студентов:

Задание 5. Представьте, что вы журналист. Подготовьтесь к интервью: напишите список вопросов, которые вы задали бы интересующему вас человеку.

Задание 6. Придумайте рекламный слоган:

1) своей учебной группы;

2) своего факультета;

3) своего вуза;

4) курса «Русский язык и культура речи».

 

Задание 7. Прочитайте фрагмент статьи О.Сулейменова «Золотая латынь»

 

Золотая латынь

 

В феврале этого года в Париже на Всемирной лингвистической выставке я говорил о судьбе книги. Это моя давняя тема. Имел в виду не какой-то конкретный труд, а книгу вообще.

 

Сказал, что в истории цивилизации, очевидно, наступает постграмотная эпоха: человечество читателей на глазах превращается в человечество зрителей и слушателей. Наши дети уже не читали «Войну и Мир», «Дон Кихота», «Моби Дик»; они видели их на экране, экранизировав всего Толстого, Чехова, Диккенса, Дюма, Шолохова, Марка Твена, Гюго – духовно ограбили целые поколения. Десять лет назад, выступая на съезде кинематографистов, я просил кинорежиссеров оставить в покое классику. Неужели не хватает современной прозы: она на экране только улучшается!

 

Книга гибнет. Первопричина цивилизации. Электроника – всего лишь последствие. Культура, не породившая Шекспиров, не произведет Ньютонов. Письменность угасает, потому что мы не поняли ее истории и значения.

Вид гомосапиенс существует три миллиона лет. И только в последние максимум тридцать тысячелетий он образовался в народе – создал языки, культуру. За шесть тысяч лет с момента появления строчного письма – информационного средства, наиболее активно стимулирующего ум, человек стал Человеком. И теперь, облегчив все трудоемкие процессы своей многообразной деятельности, он незаметно для себя вступил на опасную тропу, ведущую в обрыв, – предельно облегчает труд получения информации. Уже не пишут письма: телефон. Все меньше читают журналы: телевизор. Некогда серьезные газеты выходят в цвете, раскрашенные, как азбука – максимум иллюстраций, минимум крупно набранного текста. У таких газет наибольший тираж: читатель деградирует, впадает в детство.

 

Потому и наши постсоветские общества, неожиданно для себя оказавшиеся в полосе экономической депрессии, без заметного сожаления расстаются с культурой и прежде всего с книгой.

 

Казахстанские издательства, выпускавшие еще несколько лет назад сотни названий миллионными тиражами, сегодня печатают только вокзальное чтиво – несколько раскрашенных детективов.

 

В центре сиятельного Парижа писатели говорили об угасании Письменной цивилизации. Пройдет несколько десятилетий – погаснут и экраны телевизоров, остановятся компьютеры – обескультуренное человечество уничтожит себя в одной из незначительных мировых войн. Единственная одаренная разумной жизнью планета опустошенно продолжит свой путь в бесконечность в ожидании новых миллионолетних этапов бессмертной эволюции. В ожидании нового Первого письменного знака.

 

А. К какому стилю относится данный текст? Аргументируйте свое мнение, использовав ответы на вопросы, данные ниже.

1) Какова цель авторского высказывания?

2) Как проявляются в статье убедительность, эмоциональность,

3) Какие языковые средства, характерные для данного речевого стиля используются в тексте? (однородные члены с сопоставительным, противительным значением, риторические вопросы, неполные предложения, обратный порядок слов в предложении, параллельный способ связи предложений, односоставные предложения, оценочная лексика).

4) Какой тип речи характерен для текста данного содержания?

Б. Выделите смысловые части текста, предварительно ответив на следующие вопросы.

1. На какую тему говорил О.Сулейменов в Париже на Всемирной лингвистической выставке

Что для автора означает «постграмотная эпоха в истории цивилизации»?

4. Как вы понимаете тезис. «Культура, не породившая Шекспиров, не произведет Ньютонов»?

5. Каким образом человек облегчил труд получения информации?

6. Что пишет О.Сулейменов о взаимосвязи экономики и культуры?

7. Каковы последствия угасания Письменной цивилизации?

 

Задание 8. (Задание группам). Прочитать текст и привести доказательства, что этот текст

публицистического стиля

1. Понаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С. Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля.

Учитесь говорить и писать

 

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек

обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его

язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся

сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик,

его характер – прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не

говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а

жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше,

сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок,

неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным

человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в

обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были

длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно

быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна,

главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма,

дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на

велосипеде».

 

· Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и

слушателя. Сообщение информации).

· Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст

публицистического стиля? (эмоциональность, страстность). Эмоциональность

“роднит” публицистику с художественным стилем.

· К чему призывает автор прочитанного нами текста? Постоянно учиться говорить

и писать.

· Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают

эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только

наличие высшего образования).

· Какие языковые средства указывают на данный стиль? (побудительные (по цели

высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;

риторические вопросы (на которые отвечает сам автор); повторы; однородные

члены; параллелизмы (сходное построение предложений текста).

· Определим, какие лексические средства связи использует автор. Найдите в тексте

антонимы (говорить – “плеваться словами”; обычные слова – жаргонные

выражения, сильнее всех – трус и робок и др.); слова книжной и разговорной речи

(обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать –

книжная лексика; нипочем, плюется словами – разговорная лексика).

· Найдите в тексте слова и выражения, использованные в переносном значении. С

каким стилем речи они сближают наш текст? (“Плюется словами”, с

художественным стилем.)

 

Задание 9. (Задания по рядам)

1 ряд. Репортаж – рассказ с места событий очевидца или участника. Репортаж воссоздает картину происшествия, рассказывает о том, как оно произошло. Описание обстановки с живыми деталями, разговорами, личные впечатления. Цель репортажа – воссоздать полную картину события. (Репортаж об открытии роддома).

2 ряд. Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким- либо актуальным вопросам. Вначале сообщаются необходимые сведения о собеседнике и тема разговора, далее содержание беседы, в заключении вопросы о планах на будущее, пожелание собеседнику. Изложение содержания беседы ведется от имени человека, который дает интервью. (Интервью с Главврачом детской больницы).

3 ряд. Путевые заметки, зарисовки – сообщение впечатлений, собранных во время путешествий. (Путевые заметки обычно включают в себя повествования о дорожных происшествиях, впечатлениях и наблюдениях.)

 

в) подведение итогов самостоятельной работы: подводится итог с комментариями преподавателя. (Критерии оценки прилагаются)

 

Примечание.

Продолжительность практического занятия по УД – 4 академических часа.

 

Оцениваются 50 % студентов.

 

Компетентностный подход рассматривает не сумму усвоенной информации, а умение

действовать в различных стандартных и нестандартных ситуациях (деятельность, нацеленная

на результат).

 

Инструктаж по охране труда

-Ознакомление обучающихся с назначением, оборудованием кабинета, правилами безопасного поведения в кабинете, общих требованиях безопасности оборудования;

-действия обучающихся в различных аварийных ситуациях, при возникновении несчастных случаев;

-основные приемы оказания первой доврачебной помощи;

-санитарно-гигиенические требования, предъявляемые при занятиях в кабинете

-знать место хранения медицинской аптечки;

-уметь оказать первую помощь при производственных травмах;

- иметь опрятный вид в соответствии с требованиями и т.д.

 

Тема: Особенности публицистического стиля. Общение с аудиторией. Построение публичного выступления

 

Мотивация изучения темы: Свобода общественной жизни требует от каждого члена общества активных речевых действий и умения говорить убедительно. Ведь речь – это основной инструмент деятельности не только преподавателя, политика, юриста, но и любого другого человека. Игнорирование этой очевидной истины приводит к полному отсутствию умения вести диалог, дискуссии в разных ситуациях, неспособности построить монолог, предназначенных именно для данной аудитории, произнести торжественную речь, добиться того, что называется воздействием.

 

Цели занятия:

Учебные (умения, знания):

Обобщить ранее полученные знания о публицистическом стиле речи;

Углубить работу по изучению особенностей публицистического стиля речи.

Учиться находить в текстах элементы, указывающие на стиль.

Самостоятельно делать выводы и аргументировать свои ответы.

 

Систематизировать опорные знания:

 

·​ об этапах подготовки публичного выступления;

 

·​ о композиции публичного выступления;

 

·​ о приёмах изложения и объяснения материала;

 

·​ о приёмах стимулирования внимания и интереса;

 

·​ о видах аргументов.

 

Сформировать умения и навыки:

 

·​ создавать тексты публицистического стиля речи и выступать перед аудиторией.

 

Воспитательные:

·​ формировать уважительное отношение к родному языку; чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;

 

·​ воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся: формировать интерес к учебному предмету и выбранной профессии;

 

·​ формировать умение правильно организовывать свой труд и рационально использовать время;

Развивающие:

·​ развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать);

·​ развивать внимание, память, познавательные способности;

·​ развивать коммуникативные качества речи, умение связно и грамотно излагать свои мысли.

 

 

Интеграционные связи (внутридисциплинарные, междисциплинарные, связь с профессиональными модулями): русский язык (школьный курс), литература, стилистика

 

Оснащение (средства обучения): методическая разработка практического занятия для преподавателя, методическая разработка практического занятия для студентов, лингвистический материал (образцы текстов), раздаточный материал (образцы текстов).

 

Основные этапы занятий: (с указанием хронометража):

1 Оргмомент 5 минут

2. Проверка исходного уровня знаний 25 минут

3. Практическая часть 105 минут

4. Итоговый контроль 20 минут

5. Подведение итогов занятия 15 минут

6. Задание на дом 5 минут

 

Ход занятия:

 

1. Орг. момент. Приветствие, проверка готовности доски и аудитории к занятию, посещаемость, внешний вид студентов.

И


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.23 с.