Наоми Александровна Ананьева Андрей Сергеевич Ананьев — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Наоми Александровна Ананьева Андрей Сергеевич Ананьев

2021-01-31 82
Наоми Александровна Ананьева Андрей Сергеевич Ананьев 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наоми Александровна Ананьева Андрей Сергеевич Ананьев

Возможностей не допустить самоубийства. Родителям, которые хотят понять своего ребенка

 

Главная книга родителя –

 

 

текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=18422026&lfrom=159481197

«Андрей Ананьев, Наоми Ананьева. 50 возможностей не допустить самоубийства. Родителям, которые хотят понять своего ребенка»: АСТ; Москва; 2016

ISBN 978‑5‑17‑094766‑9

Аннотация

 

Еще вчера он был милым малышом, шаловливым, но послушным, а главное – понятным, и вдруг превратился в самого настоящего инопланетянина: непонятно, чего он хочет, чего не хочет, что его обижает, а что радует. А самое главное – что у него в голове. Да‑да, это ваш ребенок. Уже не малыш и еще не взрослый. Одним словом – подросток.

Эта книга о том, как научиться понимать свое растущее дитя, как предупредить проблемы в отношениях с ним и как разрешить эти проблемы, если они все‑таки возникли. Советы опытных психологов помогут достичь взаимопонимания между подростками и их родителями, сохранить мир в семье и не допустить трагических ситуаций.

 

Андрей Ананьев, Наоми Ананьева

От авторов

 

Наша книга адресована родителям, испытывающим трудности в общении со своими подростками. В основном она состоит из вымышленных историй, после которых идет психологический комментарий и наши рекомендации. Возможно, герои чем‑то напомнят вам собственную семью, и тогда вам может пригодиться то, что мы им советуем.

Трудно сформулировать единые правила, подходящие всем без исключения, ведь каждая семья неповторима. Но мы надеемся, что совокупность наших рассказов расширит ваше представление о том, как можно взаимодействовать со своими детьми. За нашими рекомендациями стоят принципы, перечисленные в последней главе, на которые мы, как психологи, опираемся в любых взаимодействиях между людьми. Они позволяют наладить и укрепить контакт, выстроить близкие, доверительные, уважительные отношения. Если претворять их в жизнь, вы сможете найти собственные решения, подходящие именно вам.

С подростками бывает нелегко. Старые модели отношений теперь не всегда срабатывают, приходится их менять. Подрастающие дети перестают быть похожими на тех милых послушных малышей, которыми были еще так недавно. А как общаться с этими «инопланетянами», отдалившимися, но горячо любимыми, не всегда понятно. Наша книга о том, на что опираться, выстраивая новые отношения; как не потерять, а восстановить и укрепить связь со своим подростком.

 

Глава 1. Мама, папа, поймите меня!

Отношения между родителями и подростками

 

Почему он начал лгать?

 

Вот две истории о подростках, чьи родители столкнулись с их недомолвками, скрытностью и прямым обманом. Похожее, на первый взгляд, поведение подростков вызвано совсем разными жизненными обстоятельствами.

За помощью обратилась семейная пара. Их тринадцатилетний сын Игорь в последнее время стал гораздо хуже учиться. Более того, он собственноручно исправляет в дневнике отметки учителей, вырывает страницы с замечаниями классного руководителя и подделывает подписи родителей в объяснительных записках.

– Он совсем вышел из‑под контроля, – возмущался крепко сбитый папа. – Хамит, врет, совсем перестал помогать по дому.

– Похоже, вас это очень возмущает. И давно его поведение так изменилось?

– Вчера на родительском собрании мне сказали, что у моего сына намечаются четыре двойки в четверти. И я не знал об этом, при том, что дневник проверяю каждую неделю. Я не ожидал, что все зашло настолько далеко.

Его жена мягко положила руку на плечо супругу, явно испуганная его нарастающим гневом, но он продолжал:

– Недалек день, когда он начнет воровать деньги из дома. Что из него вырастет?! И в кого он такой?

Я собралась с духом и снова спросила:

– Как давно он скрывает от вас оценки?

– С начала этого учебного года.

– У любого поведения есть свои причины. Чтобы в них разобраться, мне нужно побеседовать с вашим сыном. Пригласите, пожалуйста, его в мой кабинет, а вас я пока попрошу подождать в соседней комнате.

Игорь произвел на меня неоднозначное впечатление. Тихий и робкий, напоминающий маму манерами, но взгляд исподлобья был упрямым и немного дерзким, как у отца. Из разговора с ним я узнала, что с малых лет отец бил его ремнем за испачканную или разорванную одежду, потерянные ключи, ложь, баловство и особенно сильно за непослушание, когда сын проявлял свою волю, идя наперекор приказам отца.

Я понимала, что Игорь перестает быть ребенком. Он взрослеет, и ему все меньше хочется терпеть диктатуру отца. Из‑за разницы в возрасте и социальном положении он еще не может прямо противопоставить свою волю отцовской, поэтому использует пассивную агрессию: лжет, скрывает.

Обман помогает ему избежать наказания или отложить его. Так как в их семье у него нет возможности легально заявить о своих желаниях, он проявляет свою волю в непослушании. Также у него нет права на ошибку – любая двойка вызывает неминуемый гнев отца и суровое наказание.

Он давно потерял надежду стать для отца хорошим сыном. Отчаялся завоевать его любовь и признание. И, поскольку терять ему уже нечего, он, скрыто протестуя, продолжает гнуть свою линию.

Я рассказала об этом родителям Игоря, но не была уверена, что отец меня услышал. Упрямый, как и сын, он не сомневался, что его стратегия – наилучшая и единственно верная.

– Наказания приводят к страху и отчуждению, они воздвигают между вами и ребенком стену, которая со временем только укрепляется, – попыталась я донести свою мысль до отца мальчика. – Страх наказания не способствует изменению его поведения, не вдохновляет его стать лучше – напротив, Игорь замыкается и становится еще более скрытным. Слыша в свой адрес только упреки и обвинения, он теряет надежду заслужить вашу любовь и одобрение.

– Но ведь раньше все было иначе, – сердито ответил недоверчивый папа.

– Раньше ваш сын был еще ребенком. Теперь в нем все больше проявляется желание стать взрослым, самостоятельным, независимым, иметь свое мнение и права.

– Какие права?! – голос отца угрожающе загремел. – Он элементарных вещей по дому не делает! В комнате у него такой свинарник!

– Я понимаю, что вам это не нравится, – пытаюсь его слегка успокоить. – Но ведь таким способом он стремится обозначить свою территорию, найти место, где у него будет возможность хоть чем‑то распоряжаться самостоятельно. Вспомните себя в его возрасте, каким вы были?

Отец растерянно умолк, его лоб пересекла морщинка.

– Похоже, он весь в вас, – улыбнулась я.

Папа озадаченно посмотрел на меня.

– Зато вырастет человек со своим мнением и позицией, – продолжила я. – Разве это плохо? Или вы бы предпочли, чтобы он стал бесхребетным и всем подчинялся?

– Хм… – задумался отец. – Я ведь тоже с батей спорил не раз и не два.

 

Родителям, привыкшим строго контролировать своих детей, бывает трудно принять, что, взрослея, подростки чаще отстаивают свои желания и мнения, или, как говорят некоторые родители, – «качают права». Один из распространенных способов, к которому прибегают подростки, чтобы сопротивляться чрезмерному контролю, – это ложь и недомолвки.

 

Важно понимать, что взрослому легче адаптироваться к переменам, чем подростку. Родители не всегда об этом помнят, особенно когда им самим приходится нелегко. Но подростки очень нуждаются в любви, заботе, внимании и поддержке, особенно в такие моменты. Ведь они не уверены в себе, их самооценка неустойчива в силу переходного возраста.

 

Что делать, если ваш ребенок недоговаривает и скрывает что‑то

♦ Выразить ему любовь и свое хорошее отношение. Например, обнять утром или вечером и сказать, как сильно вы его любите.

♦ Заверить, что его не будут ругать или осуждать. Например, сказать: «Мне кажется, что‑то происходит, я бы хотела узнать, что именно. Я знаю, тебе может быть страшно, но я обещаю тебя не ругать».

♦ Попробовать понять и озвучить его чувства: «Мне было бы тревожно и неловко в такой ситуации».

♦ Поддержать его в трудной ситуации: «Помню, в школе я тоже часто так себя чувствовала».

♦ Отделять поступок от личности подростка: «Меня огорчают замечания учительницы, но ты для меня все равно хороший, я по‑прежнему тебя люблю».

♦ Предложить свою помощь: «Я вижу, что тебе трудно, и хотела бы помочь. Что я могу для тебя сделать?»

 

Подростку очень важно оставаться хорошим и любимым в глазах самых дорогих для него людей. Родителям будет легче наладить с подростком контакт, если они понимают и верят, что его недомолвки и даже обман – не со зла, не потому, что он плохой или испортился, а признак того, что подросток встретился с трудной ситуацией, с которой он не справляется.

 

Если поведение ребенка вызывает у родителей сильные негативные эмоции, не надо выплескивать их на подростка, лучше выразить свои переживания как‑то иначе – пожаловаться супругу, подруге или маме, обсудить с психологом. Успокоившись, можно попробовать побеседовать уже с подростком. Разговор пройдет успешнее, если ребенок будет чувствовать не злость, осуждение и стыд, а любовь, принятие и заботу.

 

***

 

Мы решили объединить эти две истории, так как в них отражены два противоположных полюса в поведении детей, которые что‑то недоговаривают.

В истории Игоря причиной обмана стал страх наказания и желание сделать хотя бы что‑то по‑своему. Такой подросток, взрослея, становится бунтарем, сначала скрытно, при помощи лжи, проявляя несогласие с родителями. В дальнейшем, когда он станет старше и сильнее, от него можно ожидать и открытой агрессии: ругани, грубости, побегов из дома.

В истории Дениса причиной недомолвок и скрытности ребенка стал страх разочаровать маму и потерять ее, желание помочь ей в тяжелое время, не нагружая своими проблемами. Такие дети часто не уверены в себе и сильно зависят от мнения окружающих, особенно близких людей. Если в таком случае оставить все, как есть, в перспективе он рискует так и не стать самостоятельным, взрослым человеком, так как будет всю жизнь искать одобрения со стороны других людей. Его внутреннее ощущение ценности себя останется слабым.

Обе истории объединяет то, что с обмана, даже, на первый взгляд, вполне невинного, могут начинаться серьезные подростковые трудности. Если с подобными случаями не разбираться, сочтя их неважными, то пассивная агрессия, проявляемая в виде лжи, в дальнейшем может принять более явные формы.

Легче заранее понять причины обмана и изменить ситуацию, чтобы подросток больше не был вынужден что‑то скрывать, чем потом вести дома постоянную войну.

 

Подросткам важно, чтобы в их жизни было место, где они могут проявлять себя, свою инициативу, желания, вкус. Им необходимы рамки, какие‑то домашние правила, принятые совместно, но в то же время они нуждаются в некоторой доле свободы.

 

Свобода? Да! Но в определенных границах

 

Большинство детей в начальной школе учатся с удовольствием, проявляя интерес к учебе, с радостью осваивая новые предметы. Ребенок гордится своими успехами, и ему нравится рассказывать о них дома. У родителей вырабатывается привычка следить за успеваемостью детей, проверять домашние задания и требовать, чтобы ребенок вовремя выполнял их. Но в подростковом возрасте у детей растет желание быть более взрослыми и самостоятельными. И теперь повышенное внимание со стороны папы и мамы может их тяготить.

– Ты куда собралась, гулять? А уроки не сделаны!

– Ну, мам, я сделаю, когда захочу, потом.

Подростки больше не хотят следовать правилам, которые раньше были приняты в семье. Они все чаще хотят самостоятельно решать, чем и когда заниматься, что делать, а чего не делать. Они с меньшей охотой выполняют домашние обязанности, именно потому, что те навязаны родителями, а не добровольно взяты детьми на себя. У них могут возникать следующие вопросы:

– Почему я должен убирать разбросанные младшим братом игрушки?

– Кто сказал, что я должен делать уроки сразу после школы? Я сначала хочу погулять.

– Почему я должен ложиться в десять вечера, если родители ложатся после часа ночи?

Часто они не получают от родителей внятных ответов на такие вопросы.

– Должен, и все!

– Я так сказала!

– Не будешь слушаться – накажу! Отберу телефон и отключу Интернет.

Родители часто в недоумении, почему их милый послушный ребенок начал критиковать принятые в семье правила, ставить под сомнение правоту родителей и спорить с ними.

– Почему я должна это делать? Объясни и докажи!

Нередко именно с подобного неповиновения подростка начинается кризис переходного возраста.

Родители часто жалуются, что ребенок стал неуправляемым, больше не слушается, грубит, не поддерживает чистоту в своей комнате, пренебрегает домашними делами, не выполняет семейных правил.

 

Многие родители понимают, что в этой ситуации нужно прежде всего самим учиться по‑новому строить отношения со своим, уже подросшим сыном или дочерью, договариваться с ним. Возникновение подобных трудностей – естественный этап взросления ребенка. Если родители пересмотрят свои способы обращения с подростком, им будет легче выстроить с ним новые отношения.

 

Пока ребенок учился в начальной школе, он принимал установленные в семье порядки как должное. Но подросток – уже не ребенок, хотя еще и не взрослый. Следовательно, с ним нужны новые способы взаимодействия. Часто родителям, привыкшим к детскому послушанию, нелегко перестроиться. Им порой проще загнать ребенка в угол, вынудить его согласиться с их требованиями и оставаться в иллюзии, что они «договорились». Потом они удивляются и возмущаются, почему он не делает того, что «обещал». Но есть разница между вынужденным согласием и добровольной обоюдной договоренностью. Договор – это диалог, где услышан каждый, где учитываются позиция, мнение и потребности обеих сторон. Проблема же некоторых родителей в том, что они считают свою позицию единственно верной и не готовы прислушиваться к детям. При таком отношении договор невозможен. И требования звучат авторитарным диктатом.

Например, если отец считает, что учеба важнее всего, а все прочие увлечения подростка не имеют значения, то он даже не будет всерьез рассматривать желание ребенка заняться, скажем, большим теннисом, как бы тот его ни просил. Или, допустим, если мама убеждена, что ребенок обязан выполнять работу по дому, именно ту и так, как она сказала, то неудивительно, что подросток постоянно откладывает домашние обязанности, выполняет их спустя рукава или стремится от них уклониться. Его протест вызван тем, что с ним не договариваются, а навязывают обязанности, на которые он не соглашался.

На меня произвело сильное впечатление письмо пятнадцатилетней Анны, которое я во время нашей консультации предложила ей написать родителям, чтобы выразить свои чувства.

 

«Дорогие мама и папа!

Хочу, чтобы вы знали, что я вас очень люблю. Но мне трудно с вами договариваться, потому что вы меня не слушаете. Я наизусть знаю все ваши нравоучения. Вы всерьез думаете, что я этого еще не запомнила?! Просто мне важно другое. Мне все равно, вымыты ли полы и будет ли обед из трех блюд. Меня заботит совсем не это.

Я так хотела поехать на каникулы в Москву к подружке по Интернету, но вы меня не отпустили! Никогда вам этого не прощу! Сказали, что я могу попасть в плохую компанию. Почему вы мне настолько не доверяете? Неужели вы считаете, что я совсем дурочка и не разбираюсь в людях? А ее вы тоже совсем не знаете! Как вы можете заочно ее осуждать? Она увлекается древнегреческой культурой, мы планировали вместе сходить в музей Маяковского. Я там никогда не была, а ребята в один голос твердят, что он очень крутой и вообще не похож на скучные обычные музеи.

Мне было обидно до слез, когда я пригласила в гости Лешу, а вы начали его унижать, расспрашивая его о семье и планах на будущее с такими лицами, словно он малолетний преступник из криминальной среды. Мне было ужасно стыдно, когда вы рассказывали ему, как я в детстве плакала, когда мама оставляла меня в садике, а сейчас в моей комнате вечный бардак. Нельзя о таком говорить! Неужели не понятно? Как бы вам было, если бы я о вас такое начала рассказывать вашим друзьям?

Мне очень важно ваше одобрение. Чтобы вы меня похвалили, поддержали, помогли. Меня очень ранят ваши насмешки, то, что вы не воспринимаете меня всерьез. Рядом с вами я чувствую себя глупой малолеткой, неуклюжей и смешной, а я уже взрослая!

Вы часто диктуете мне свои условия. Меня просто бесит, когда вы спрашиваете «Мы договорились?» – после того, как прочтете мне нотацию и перечислите список требований! Я чувствую себя припертой к стенке. Что мне остается, кроме как согласиться? Только мы ни фига не договорились! А еще никак не можете простить и забыть мои косяки и все время мне их припоминаете! Почему вы такие мелочные и злопамятные? Это так больно! Хоть бы раз спросили меня, чего я хочу на самом деле!»

 

 

Отношения и привычки в семье не меняются по щелчку пальцев. Не стоит ждать мгновенных изменений после одного разговора. Скорее, придется возвращаться к этому снова и снова. Поговорить и договориться – мало. Всем членам семьи нужно выполнять условия договора. И при необходимости их пересматривать. Но родителям, последовательно применяющим основные принципы воспитания, основанные на уважении к личности ребенка, учитывающие его интересы, и при этом твердо придерживающимся установленных в семье правил, часто удается выстроить с подростком хорошие отношения.

 

Про лень настоящую и мнимую

 

Родители часто жалуются, что подростки ленятся. Лежат на диване, ничего не делая, уставившись в потолок. Предаются несбыточным фантазиям. Тратят уйму времени ни на что. Строят воздушные замки, рисуя в воображении будущие умопомрачительные карьеры.

Марина мечтала поехать учиться за границу, чтобы стать дизайнером высокой моды. В сентябре она решила, что Англия – то место, где ей хотелось бы обязательно побывать, и начала усердно учить английский язык. Но уже в октябре ее поманила Франция, английский был заброшен, зато она с небывалым рвением принялась изучать французский. Ее домашние не удивились, когда в ноябре страной ее мечты стала Испания, а из ее комнаты зазвучали эмоциональные испанские фразы. Каждый месяц она меняла страну, куда хотела поехать, и принималась за новый язык.

Михаил готов днями и ночами бренчать на своей гитаре, изображая перед зеркалом любимого рок‑музыканта, уверяя, что скоро прославится на весь мир.

Арина переодевается по семь раз в день, меняя прически и макияж, разрисовывает альбомы эскизами платьев и «крутых прикидов».

Но всех их объединяет одно: когда нужно сделать уроки или помочь по дому, на них нападают острые приступы лени. На словах они могут согласиться принять участие в уборке, но когда уже пора идти мыть посуду или подметать, всячески это откладывают, всем видом демонстрируя, как сильно чем‑то заняты.

Самым сложным препятствием к выполнению домашних заданий подростки называют захватывающие сериалы. Невозможно посмотреть одну серию, а потом сделать перерыв на упражнение по русскому языку или пример по математике, ведь так хочется узнать, признается ли главный герой в любви героине и кто же убил злобного богача. Одна девочка рассказывала, что если она пропустит хоть одну серию, ее «ломает».

 

Лень возникает, когда человек должен сделать то, что ему кажется бесполезным, бессмысленным или скучным. Чаще всего это реакция на принуждение. Подросткам часто неинтересно учиться в школе, но учителя и родители требуют этого.

 

Основная проблема в том, что смотреть сериалы, читать детективы или любовные романы, играть в компьютерные игры или сидеть в Интернете, «тусить» с друзьями гораздо интереснее, чем учиться или выполнять обязанности по дому. Обычно тем, что человека увлекает, он готов заниматься долго, часто и усердно. На это у него находятся и силы, и вдохновение, и упорство.

– Как быть с ленью? – спрашивают взволнованные родители.

Но стоит им вспомнить свои школьные годы, они соглашаются, что и им часто бывало скучно или сложно учиться. Те учителя, кто горел любовью к своему предмету, умел привить ее ученикам, пользовались популярностью, но таких обычно единицы в любой школе. Даже взрослым нередко не хочется идти на работу, если она не слишком увлекательная и не очень любимая, так что же спрашивать с детей?

Что же касается фантазий и масштабных жизненных планов, которые взрослым часто кажутся пустыми, то для подростков они как раз очень важны. Так их психика готовится к взрослой жизни: воображая свое будущее, подростки пытаются выйти за рамки привычного детского образа себя. Они прикидывают различные перспективы и возможности, задаются вопросами, кем станут и в чем вообще смысл их жизни. Рассматривая разные варианты карьер и увлечений, они пытаются найти себя, ощутить свое предназначение.

Кроме того, в это время у них внутри происходят важные перемены, в том числе на уровне физиологии. Гормональная перестройка, физическое изменение тела тоже забирают у подросткового организма много сил, и, как следствие, внимание подчас рассеивается, его не хватает для сосредоточенности на том, что взрослым кажется важным.

В сериалах же и книгах подростки невольно считывают модели поведения, построения отношений, реакций людей на те или иные поступки. Они видят, как могут строиться жизни людей, и примеряют их на себя, пробуют разные амплуа.

 

Игнорируя желания ребенка, считая его печаль или скуку несущественными, можно упустить то, что для него важнее всего, в чем он мог бы максимально реализоваться. Статистика показывает, что люди, занимающиеся делом по душе, зарабатывают больше тех, кто, скрепя сердце, тащится на доходную, но нелюбимую работу. Любовь к своему делу дает силу и энергию, позволяет больше вкладываться, развиваться и расти в избранной нише. Что неизбежно приносит больше денег и заказов.

 

У страха глаза велики?

Самое печальное, что сильно тревожащиеся родители перестают доверять подросткам. А доверие – одна из наиболее ценных вещей, связывающих близких людей. Как бы вам этого ни хотелось, вы не сможете проконтролировать каждый шаг подростка. А чрезмерный контроль, строгие запреты и суровые ограничения только усилят скрытность подростка, спровоцируют его протест, желание вступить в борьбу с вами, что лишь увеличит пропасть между детьми и родителями.

 

Для мальчика очень важно, чтобы в его психике сформировался внутренний образ мужчины. Он создается при активном участии папы в воспитании сына или других мужчин, влияющих на мальчика. Положительный мужской образ позволяет мальчику развивать и проявлять свои мужские качества.

 

 

Наоми Александровна Ананьева Андрей Сергеевич Ананьев


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.