Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2021-03-18 | 155 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Семинар 6. Религиозная идентичность с современном мире
Процесс поиска идеальных типологических конструктов также детерминирован контекстуальными особенностями, и это неизбежно приводит к известному упрощению и дискретности оценки феномена религиозности, лишая его тем самым социетальной силы, которая способствует более глубокому пониманию и выявлению процессов, происходящих в современном обществе. Выход может быть найден в определении социально обусловленных особенностей религиозности, которая должна обладать особыми признаками и свойствами, скрытыми под социокультурными слоями повседневности.
Семинар 6. Религиозная идентичность с современном мире
Феномен религиозности: понятие, критерии
Понятие «религиозность» является основополагающим для социологии религии. Существует множество его интерпретаций. Так, например, под религиозностью понимается «воздействие религии на сознание и поведение как отдельных индивидов, так и социальных и демографических групп» [3, с. 127]. Воздействие религии на индивида и группы выражается не только в особенностях поведения, но также в направленности и глубине религиозной веры. В более широком смысле религиозность – это духовное, культурное и социальное состояние человека, которое выражается в принятии той или иной разновидности религиозного сознания, самоидентификации и выборе определенной модели поведения (соблюдение религиозных практик) на индивидуальном и групповом уровнях.
Религиозность современного человека выражается главным образом в репрезентации некоторой совокупности ключевых смыслов и идей, характерных для религиозной культуры той или иной конфессии. Идеального индикатора религиозности не существует, поэтому в начале 2000-х гг. исследователи стали все чаще применять комплексный подход к операционализации религиозности, подразумевающий одновременное использование религиозной принадлежности, религиозного участия и верований в качестве переменных, объясняющих склонность людей к определенным моделям поведения.
Большинство социологов более позднего времени, как правило, выделяют у респондента три основных критерия или показателя религиозности:
1. Религиозная самоидентификация респондента (в данном случае имеется в виду не то, крещен ли индивид или нет, а то, признает ли он открыто свое следование той или иной религии).
2. Наличие религиозного мировоззрения (включает веру в Бога, в бессмертие души, в существование рая и ада и т. д.).
3. Соблюдение религиозных практик (религиозные ритуалы, элементы поведения и т. д.).
В настоящее время при изучении показателей уровня религиозности социологи обращаются к двум индикаторам – духовному и социокультурному.
Духовный индикатор включает исследование глубинного уровня внутренних ощущений индивида. Основными его критериями выступают внутренние переживания человека, выражающиеся в стремлении к духовному развитию, самопознанию, соблюдение религиозных практик (обрядов). Однако внутренние переживания человека могут носить цикличный характер, поэтому духовный индикатор измерения религиозности не должен быть основополагающим в социологическом исследовании.
В современной ситуации дополнительным индикатором измерения уровня религиозности становится социокультурный. Он включает в себя следующие критерии: самоидентификация человека; ценность религиозной веры в иерархии жизненных ценностей человека; отношение к другим конфессиям; социальная позиция верующих.
Важной составляющей при социологическом подходе является четкое структурирование критериев, отбор и включение их в программу социологического исследования.
Сегодня можно говорить о двух основных концепциях в социологии религии, к которым могут быть сведены различные варианты критериев религиозности.
Первая концепция религиозности обозначена как «классическая». Она основана на исключительно стороннем, объективированном взгляде на религию. Исследователи, работающие в рамках этой концепции, выделяют два принципиальных момента для определения религиозности: практическое подтверждение религиозной позиции субъекта, выражающееся в регулярных культовых действиях (посещение храма, соблюдение постов и пр.); строгое соблюдение канонической чистоты и полноты образа действий и образа мысли, предписываемого той или иной религиозной традицией. Религиозная самоидентификация в данной концепции не играет роли, так как не предполагает, что человек разделяет соответствующие религиозные верования и следует религиозным практикам.
Религиозность здесь оценивается в позитивистском ключе, с точки зрения выполнения/невыполнения верующим определенного комплекса норм и правил мышления и поведения, который и являет собой репрезентативную религиозную культуру той или иной конфессии.
Вторая концепция религиозности обозначена как «постклассическая». Она характеризуется повышенным вниманием к особенностям конкретной религии, к поиску адекватных «инструментов» ее изучения. Это достигается совмещением классического объективированного подхода и подхода интроспективного, предполагающего взгляд с позиций верующего данной религии, который, по мнению некоторых исследователей, является ценным эвристическим ресурсом, способным открыть перед социальными науками новые горизонты познания. Исследователи, работающие в ключе этой концепции, основным критерием религиозности считают соответствующую самоидентификацию личности [2, с. 55].
Таким образом, при попытке определить собственную позицию выбора критерия религиозности социолог должен либо принять за основу одну из существующих на сегодняшний день концепций в изучении феномена религиозности, либо попытаться их синтезировать, определив для себя уровень значимости каждого из критериев. В рамках использования принципа системности будут учитываться влияние на уровень религиозности таких критериев, как самоидентификация человека и его церковная практика. Третий критерий, введенный в рамках системно-динамической модели, – ценность религиозной веры и формы ее проявления в социальной позиции человека.
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!