Личной заинтересованности, личной страсти. Личный интерес — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Личной заинтересованности, личной страсти. Личный интерес

2021-03-18 93
Личной заинтересованности, личной страсти. Личный интерес 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

к ≪Ревизору≫ пришел через Достоевского.

Достоевский дал общий ключ к атмосфере, подсказал, вернее

Сказать, подтолкнул на поиски особой, насыщенной психологически

Атмосфере действия, подвел к тому, чтобы страх городничего

Увидеть еще и как муку совести, страх как болезнь

Времени, которой охвачен не только взяточник-городничий, но

все общество, вся эпоха царствования Николая I≫.1

После спектакля стало понятно, что слова о Достоевском

Не нужно понимать впрямую, что тут мы имеем дело со своеобразным

режиссерским ≪остранением≫, приемом, который позволяет

Увидеть произведение одного автора в свете другого,

Интуитивно ощутить движение русской художественной мысли

от Гоголя к Достоевскому. Не Товстоногов сказал, что ≪все мы

вышли из гоголевской ≪Шинели≫, но Товстоногов режиссерски,

В сценической атмосфере ощутил и передал зрителям эту живую

Взаимосвязь огромных литературных явлений.

Чуть заостряя вопрос, можно сказать, что режиссер передвинул

точку отсчета на ≪Ревизора≫ и посмотрел на комедию

Не с позиций предшественников (Фонвизин, Капнист), а с позиций

Последователей Гоголя.

Режиссерский замысел у Товстоногова всегда опирается на

Пьесу, строго ей соответствует. В спектакле мы увидим не

Только точное соответствие духу автора в его глубинных мотивах,

Но и совпадение во многих частностях, которые неожиданно

Кажутся новыми.

В первой же сцене, утром в доме городничего, стоят, подпирая

Стены, трое квартальных, никогда, кажется, ранее не появлявшиеся

В этой сцене. Их присутствие сразу рождает напряженную

Атмосферу этого утра. Квартальные появились здесь

Не по режиссерскому своеволию, а по указанию самого автора.

≪Действие первое. Комната в доме городничего. Явление первое.

Городничий, попечитель богоугодных заведений, смотритель

Училищ, судья, частный пристав, лекарь, два квартальных

≫. Ремарка Гоголя предусматривает присутствие квартальных,

Но, видимо, в других спектаклях, для другой атмосферы

Действия, иных режиссерских предлагаемых обстоятельств эти

Квартальные не требовались, а если и присутствовали, то не запоминались,

Ибо были тут фигурами случайными. В спектакле

Товстоногова они оказались необходимыми, их присутствие при-

1 ≪Советская культура≫, 1972, 23 мая.

116

Дало сцене зловещий оттенок, указало на те средства, которые

Использует в своем городничестве Антон Антонович Сквозник-

Дмухановский. Социальная тема спектакля была задана с первых

Же мгновений спектакля, еще до первых реплик.

Но еще до первой сцены зрители увидят суперзанавес, с графически

изображенным пейзажем провинциального города:

Дома, колокольня, деревья на берегу реки, их опрокинутое отражение

В воде. Покойная, мирная, идиллическая картина вдруг

Размылась, как ломается и исчезает о т р а ж е н и е в воде, когда

В воду падает камень. Побежали круги по воде, закачались

Колокольня, дома, деревья —и исчезли. А голос Иннокентия

Смоктуновского произнес значительно, внятно, неторопливо, как

бы вслушиваясь в знакомые с детства слова эпиграфа: ≪На

зеркало неча пенять, коли рожа крива. Народная пословица≫.

Он же представляет и действующих лиц комедии, читая

≪Замечания для гг. актеров≫. Первую, хрестоматийно знаменит

Ую фразу предваряет небольшая предпауза спектакля, во

Время которой торопясь входят, вбегают в комнату утренние

Гости городничего, обмениваются тревожными взглядами, вопросительно

Смотрят на сосредоточенно молчащего градоправителя.

И как бы отвечая на их молчаливое недоумение, городничий

(К. Лавров) просто объясняет: ≪Я пригласил вас, господа,

С тем, чтобы сообщить пренеприятное известие. К нам

едет ревизор≫.

На минуту объединенные общим испугом, оглушенные известием

о ревизоре, ≪да еще с секретным предписанием≫, чиновники

Оказываются в состоянии глухой и лютой вражды друг

С другом и все вместе, разве кроме Хлопова и Гибнера, с городничим.

Быстро обмениваются понимающими взглядами и усмехаются

многозначительно Земляника (В. Кузнецов) и Ляпкин-

Тяпкин (В. Медведев). Городничий перехватывает их взгляды,

Спиной чувствуя, как злорадствуют коллеги, пересчитывая его

Грехи. Атмосфера действия мгновенно накаляется, ибо традиционный

Совет грешников, дружно готовящихся спрятать концы

В воду, предстает здесь осиным гнездом, где каждый норовит


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.