Рода —от распределения квартир до работы над макетом — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Рода —от распределения квартир до работы над макетом

2021-03-18 104
Рода —от распределения квартир до работы над макетом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

≪Горя от ума≫. Из макетной Товстоногов зашел в кабинет заведующего

Литературной частью (многие годы в этой сложной

Должности работает Д. М. Ш в а р ц), где группа актеров и режиссеров

Горячо обсуждала речь А. Твардовского на X X I I съезде

КПСС. ≪Ну как было не включиться в этот волнующий всех

разговор? Как-то незаметно разговор перешел на вопросы репертуара,

Перспективы заграничных гастролей, создание своей

Театральной студии. Возникла оживленная дискуссия о современной

Актерской школе, современной пьесе, современном театре.

Я слушал, говорил сам, приводил примеры и вдруг понял,

Что нашел отправную точку для своего доклада. (В статье упоминается

о подготовке доклада ≪Художественная выразительность

современного спектакля≫.— Ю. Р.). Партия говорит народу

Правду и от художника требует только одного —правды. Современность

—есть высшее проявление правды жизни в искусс

т в е... ≫ 1

Слово ≪современность≫ становится едва ли не самым характерным

Словом театрального обихода. О современности думают,

Спорят, ее ищут в пьесах и спектаклях. Советское искусство

Все больше приближается к современности, открывая новые

Темпы жизни, выводя новых героев, обретая иную меру

Художественной правды. Мысли о современности искусства активно

Занимают Товстоногова.

Замысел ≪Горя от ума≫ вызревал в атмосфере резко обострившихся

Творческих споров, художественных поисков, активного

Пересмотра некоторых старых положений и репутаций. Вся деятельность

Товстоногова подчинена в это время, как мы видели,

Поискам современности в театре, которую он понимал не как

Злободневность, но как формулу искусства, способную сегодня

На базе культурного наследия дать новую художественную систему,

Ответить на духовные запросы зрителей, связать исконную

Духовную традицию с современным днем. Об этом же говорил

В упоминавшейся уже речи А. Твардовский, считавший,

что ≪мы не должны забывать, что наследуем непосредственно

Нашей великой классической литературе, которая оказала и

Оказывает властное влияние на многие самые развитые литературы

Мира. И достойными нашего великого времени мы сможем

Быть, только будучи достойными продолжателями традиций

Высокого мастерства и нравственной силы великих предшественников

советской литературы≫.

Все крупные статьи Товстоногова 1961 года посвящены этой

проблеме: ≪Классик и современник≫, ≪Современность и традиции

≫, ≪Что есть современность?≫, ≪Современность в театре≫,

≪О новом по-новому≫. Это не выборочно взятые названия —ста-

1 ≪Театр≫, 1962, № 2, с. 66.

93

Тьи напечатаны подряд, одна за другой. В следующем году Товстоногов

Начнет публикацию серии статей под общим заголовком

≪Проблемы современной режиссуры≫, которые послужат

в будущем основой для его книги ≪О профессии режиссера≫.

Спектакль ≪Горе от ума≫ не мог не вызвать острейшей полемики.

Никто из оппонентов не отказывал спектаклю в яркости,

Талантливости, никто не отрицал наличия в нем ясного

Режиссерского замысла и многих актерских удач, никто не отрицал

Его новизны. Спор шел о принципиальной возможности нового

Подхода к классическому произведению, спор шел о природе

Реализма.

Самым авторитетным противником товстоноговского спектакля

явился Б. Бабочкин, опубликовавший статью ≪Традиционная

классика и классическая традиция≫,1 в которой подверг

Резкой критике и спектакль Товстоногова, и постановку этой

же пьесы в Малом театре (режиссер Е. Симонов).

≪Коренным недостатком товстоноговской постановки, несомненно,

Является ее антиисторизм,—писал Б. Бабочкин.—Неправомерное

Сближение грибоедовской пьесы с современностью привело

К тому, что конфликты и типы прошлой эпохи предстали

Как бы вневременными, присущими всем эпохам, в том числе и

нашему времени≫.

Д р у г о й критик —Ю. Зубков, солидарный с Б. Бабочкиным,

Указывал на то, что зрительный зал слишком современно воспринимает

слова Чацкого: ≪Где, укажите нам, отечества отцы,

которых мы должны принять за образцы≫ —и делал вывод, что

театр пропагандирует конфликт ≪отцов и детей≫.

Солидарны были эти критики в утверждении, что спектакль

Товстоногова лишает Чацкого, а с ним и всю комедию ≪романтической

приподнятости≫, ≪начисто лишает образ начал героических,

качеств борца≫.

Вопрос о правомерности такой трактовки, которую предложил


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.