ТЕМА 4 Понятие и методы устранения двойного налогообложения — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

ТЕМА 4 Понятие и методы устранения двойного налогообложения

2021-03-18 83
ТЕМА 4 Понятие и методы устранения двойного налогообложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1 Экономическая сущность двойного налогообложения.

2 Причины возникновения двойного налогообложения.

3 Механизм устранения двойного налогообложения.

4 Двойное налогообложение прямыми и косвенными налогами.   

 

1Экономическая сущность и виды двойного налогообложения

 

Двойное налогообложение - одновременное обложение в разных странах идентичными или имеющими одинаковую природу налогами. В современной экономической литературе разграничивают понятия юридического и экономического двойного налогообложения.

Юридическое двойное налогообложение возникает тогда, когда один и тот же объект налогообложения неоднократно подпадает под налогообложение разными налогами или уплата налога с одного и того же объекта осуществляется разными налогоплательщиками.

Экономическое (международное) двойное налогообложение производитсятогда, когда один и тот же доход или собственность попадают под налоговую юрисдикцию более чем одной страны.

Различие между юридическим и экономическим двойным налогообложением заключается в сфере действия: юридическое связано с несовершенством национального законодательства, а экономическое с несогласованностью в области международного налогового права.
Существуют и другая формулировка понятия юридического и экономического двойного налогообложения. Так под двойным экономическим налогообложением понимается ситуация, когда взимаются два и более налога с одной налоговой базы. Это проявляется, к примеру, при обложении налогом дохода предприятия как самостоятельного плательщика и обложении налогом дохода акционера при распределении прибыли. Юридическое двойное налогообложение возникает в тех случаях, когда один и тот же налогоплательщик облагается сопоставимыми (похожими) налогами в отношении одного и того же объекта обложения (налоговой базы) в двух или более юрисдикциях за один и тот же период времени.


2 Причины возникновения двойного налогообложения

 

На практике ситуации, приводящие к возникновению обеих видов двойного налогообложения, можно подразделить на следующие:                                     

- одно и то же лицо признается резидентом в более чем одной стране (двойное резидентство);

- один и тот доход облагается в одной стране - на основе резидентства его получателя, а в другой - на основе правила об источнике дохода (двойное обложение всей суммы дохода);

- расходы, понесенные налогоплательщиком, по-разному зачитываются на территориях различных государств (двойне обложение одного и того же объекта);

- один и тот же доход рассматривается как имеющий свой источник (происхождение) в двух (или более) странах (двойне обложение иностранного дохода).

Двойное налогообложение имеет несколько негативных последствий. Оно влечет за собой не только то, что одна и та же операция фактически облагается налогом более одного раза, но и то, что общая налоговая нагрузка превышает налог, исчисляемый по другим сопоставимым с экономической точки зрения операциям.  

Переизбыточность налогообложения приводит к дискриминации субъектов налоговых отношений как резидентов, так нерезидентов. Это имеет особенно негативный эффект при решении проблем инвестирования экономики и прежде всего при привлечении иностранных инвестиций. Налоговая дискриминация порождает различные формы налогового уклонения, для устранения которых требуется ряд дополнительных процедур как на международном, так и на национальном уровне.

 

3 Механизм устранения двойного налогообложения

 

Эффективность налогообложения в регулировании международных сделок можно оценить по степени беспристрастности национального налогового законодательства как в отношении субъектов сделок, так и видов осуществляемой деятельности. Концепция эффективного налогообложения основывается на том, что решение об организации коммерческой деятельности, инвестировании или потреблении принимаются по причинам, независимым от налогообложения.

На основании концепции эффективного налогообложения международное налогообложение должно исходить из принципов:

1) беспристрастности в отношении экспорта капитала, т.е. на выбор налогоплательщика между инвестированием у себя в стране или за рубежом не влияет вопрос о налогообложении;

2) беспристрастности в отношении импорта капитала, когда все действующие на рынке субъекты и операции облагаются налогом по одинаковой ставке;

3) национальной беспристрастности – в соответствии с этим принципом общая прибыль с капитала или дохода, остающаяся после налогообложения у плательщика, должна быть одинаковой, независимо от того, где инвестирован капитал либо получен доход;

4) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основыва­ется на признании всеобщности и равенства налогообложения;

5) налоги не могут иметь дискриминационный характер и по – разному применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Международная практика выработала различные способы налогового регулирования двойного налогообложения. К ним относятся так называемые процедуры избежания двойного налогообложения:

- односторонние меры по устранению двойного налогообложения, предусмотренные в национальном налоговом законодательстве;

- двусторонние межправительственные договоры и конвенции по вопросам налогов и избежания двойного налогообложения;

- многосторонние соглашения аналогичного характера.

Механизм устранения двойного налогообложения направлен на урегулирование налоговых взаимоотношений между странами-партнерами путем распределения прав по налогообложению между договаривающимися государствами. Он включает:

1) регулирование сферы действия, т. е. места, субъекта и объекта обложения;

2) установление налогового режима - перечня налогов, попадающих в сферу действия и методов устранения двойного налогообложения;

 3) определение организационно-правовых процедур, обеспечивающих механизм устранения, т. е. недискриминации, процедуры соглашения, сотрудничества налоговых органов.

 

4 Двойное налогообложение прямыми и косвенными налогами

 

Методики устранения двойного налогообложения позволяют не только разрешить проблему налоговой юрисдикции, т.е. разграничить права между государствами в налогообложении собственных и иностранных доходов, но и обеспечить реальную возможность в установлении единых подходов организации налогообложения на территории регионального интеграционного образования как основу для дальнейшей налоговой гармонизации.

Действующие на сегодняшний день методики устранения двойного налогообложения направлены, прежде всего, на разграничение налогообложения доходов, капитала и собственности, что же касается косвенного налогообложения, договоренность между странами обычно представляет только форму выбора принципа места изъятия налога без учета национальных особенностей в налогообложении. При различных ставках налога, а также методиках исчисления налогооблагаемой базы государство-импортер может нести дополнительные расходы, возмещая (недополучая) из бюджета разницу фактически уплаченного в бюджет другого государства налога, а при более высокой ставке - увеличивая расходы получателя-импортера.

Определенные проблемы могут также возникать в установлении места реализации работ и услуг, нематериальных активов и обязательств, где четко должны оговариваться форма налогообложения по месту оказания (получения) услуги или же по месту нахождения лица, оказывающего (получающего) услугу.

Для избежания двойного налогообложения (а в отношении косвенных налогов - это увеличение импортных (экспортных цен) на данные виды продукции) возможно введение дополнительного зачета налога на добавленную стоимость в стране - получателе такой продукции.

Обычные методы устранения двойного налогообложении косвенными налогами также недостаточно эффективны в случае наличия в национальных налоговых системах прочих форм косвенного налогообложения, на которые не распространяется действие международных принципов происхождения или назначения потребляемого (производимого) товара либо услуги. К ним относятся так называемые оборотные налоги как государственного, так и местного значения. Эти налоги не попадают под международную юрисдикцию, в то же время их введение существенно изменяет базу налогообложения, увеличивает налоговую нагрузку. Механизм налогового регулирования в устранении двойного налогообложения должен также обеспечиваться наличием организационно-правовых процедур, предусматривающих действенность его функционирования.

В первую очередь за основу во взаимоотношениях договаривающихся государств должен устанавливаться принцип недикриминации, согласно которому не допускается в одном государстве взимание более обременительных налогов с граждан другого государства, независимо от того, являются ли они резидентами одного из государств. В то же время этот принцип не обязывает государство, выплачивающее доходы, и удерживающее налоги, предоставлять нерезидентам какие либо личные льготы, освобождения и скидки в налогообложении. Принцип недискриминаци разрешается также путем осуществления процедуры взаимного соглашения, которая предоставляет возможность налогоплательщику обратиться в налоговые органы страны резиденции если он считает, что в отношении его налогообложения была допущена дискриминация. Для того чтобы дело было принято к рассмотрению, оно должно быть предоставлено в течение трех лет с даты первого уведомления о действиях, приведших к дискриминации плательщика.

Сотрудничество налоговых администраций договаривающихся государств также является важной мерой в борьбе с уклонением от уплаты налогов и с целью предотвращения двойного налогообложения. Существует два основных метода обмена информацией: первый — автоматический, когда налоговые органы одной страны по своей инициативе предоставляют информацию налоговым органам другой страны; второй — по запросу, когда налоговые органы одной страны письменно запрашивают органы другой страны о предоставлении информации на одного или более налогоплательщиков.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.