Темповые и агогические оттенки. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Темповые и агогические оттенки.

2021-03-18 176
Темповые и агогические оттенки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Темп является определенной сферой эмоций, образов, жанров. В данном произведении  роль темпа велика в создании расчлененности музыкальной формы темп разделяет два раздела, и показывает различие их характеров.

Первый раздел написан в темпе Adagio - неторопливый, торжественный, величественный.

Второй раздел написании в темпе Allegro – порывистый, легкий, живой, взволнованный.

Можно также просмотреть взаимозависимость регистра и темпа. Первый раздел, в отличии от второго, написан в более низком регистре, который обычно требует более медленного движения, для отчетливости звучания мысли. Второй же раздел, написан в более высоком и звонком регистре.

Агогические нюансы. Должы быть естественны, и уравновешенны. Так как первый раздел написан в медленном темпе, дирижер должен почувствовать живое движение, не затягивать, не «вязнуть». Гайдн выписал мелодию ровными длительностями, это дает дирижеру возможность найти свободный ритм, который диктует характер произведения.

Также используются такие агогические приемы как:

-расширение последних звуков построения (психологическая реакция успокоения)

 

-ускорение звука, завершающего  построение.

 

Метроритм - Главное в произведении почувствовать пульс музыки. Поразительна упругость ритмики, она выпукла, рельефна, разрабатываются мелкие тематические элементы, в приемах ритмических нарастаний и торможений. Произведение написано в размере ¾, в то время данный размер был характерен музыке танцевальной. Некоторые критики того времени высказывали мнение, что эта музыка не просто театральна, но предназначена скорее для танцев нежели для храма.

Ритмическая акцентуация, связана с строением музыкальной речи, фразировкой, которая выражается и в музыке и в тексте. Важна роль «внутридолевой» метрической пульсации, её дирижер должен ощущать особенно в первом разделе произведения, где темп намного умереннее, а ритмические фигуры отчетливее.

Значение «микроакцентов» довольно существенно. От удачно найденных и подчеркнутых акцентов внутри такта нередко зависит экспрессия в исполнении мелодии.                               

Вокально-хоровой анализ.

Общий диапазон хоровых партий: фа большой – соль второй октавы

Диапазон партии баса: фа большой – ми первой октавы

Диапазон партии тенора: фа большой – фа первой октавы

Диапазон партии альта: ля малой – ми второй октавы

Диапазон партии сопрано: до первой – соль второй октавы

Произведение «Sanctus» написано для 4-хголосного смешанного хора a cappella без divisi.

Общий диапазон хора –  фа большой октавы-соль второй октавы.

В целом диапазон каждой партии удобен. Тесситурные условия, как правило, совпадают с естественной динамикой, что значительно облегчает достижение верного баланса между партиями, не прибегая к выстраиванию искусственного ансамбля. Гайдн проставляет динамические оттенки в зависимости от фразировки, увеличивая звучность при поступенном восходящем движении и уменьшая на нисходящем.

Несмотря на градации нюанса от «p» до «ff» сам характер голосоведения предполагает свободное, ненапряженное извлечение звука, основанное на традиции bel canto. Этому способствует распевный, кантиленный характер мелодии первого раздела, умеренное использование голосов, уравновешенность движения.

 При наличии такого медленного темпа, а в нем крупных длительностей, хористы должны петь на хорошей певческой опоре, при разучивании можно взять темп чуть более подвижный.

 Некоторые особенности музыкального построения могут вызвать трудности с интонированием в отдельных голосах.

Несмотря на естественный и удобный характер голосоведения, дирижер должен добиваться округлого насыщенного звучания и не допускать зажатого, плоского, безтембренного звука ввиду постоянно преобладающей тихой динамики.

Размеренный, отрешенный характер произведения предполагает использование певцами навыка широкого цепного дыхания; продолжительные фразы с длинным развитием требуют точного распределения подвижной динамики, гибкое владение голосом.

Например:

Диатонический полутон в партии А. Диатонические полутоны интонируются узко.

Интонационная точность вводных полутонов партии С

 

Цепочка отклонений при помощи секвенций сначала в шестую ступень, потом в доминанту и опять в шестую. Может возникнуть проблема «сползания» хора. Чтобы этого не возникло, необходимо пользоваться высокой певческой позицией и правильным дыханием. Также необходимо пользоваться правилом интонирования полутонов.

Интонационные оттенки помогают в развитии усиления или ослабления устремления мелодического движения подготовливают и подчеркивают кульминацию, тем самим активно участвуя в становлении и развитии музыкального образа.

Значительна роль

Но так как это произведение дублируется сопровождением все полутоны хроматические и диатонические петь намного легче, чем в произведении a cappella.

Для хора может составить небольшую трудность пение октавного скачка в унисон. Необходимо проработать это место с каждой партией, добиться вокального единства, и интонационной точности и только потом соединять все 4 голоса в унисон. Для того чтобы вокально и интонационно он  был удачен, необходимо не грузить нижний звук «ми» а спеть его легко, уже представляя октавный скачек.

Нисходящий ход необходимо петь с ощущением того, что мелодическая линия идет вверх.

 

Нисходящий хроматический ход партии Т                

Поочередное вступление голосов   

 

Приемы работы над строем:

-пение мест представляющих трудность в более медленном темпе;

-ритмическое дробление длительностей на более мелкие;

- остановки по руке дирижера, выверение точности интонирования;

-подключение партий поочередно к звучанию вертикального аккорда, начиная с нижнего голоса.

Необходимо добиться правильного звучания частного ансамбля, ровности, вокального единства в звучания партии.

В общем ансамбле необходимо развить навык динамического равновесия. Сначала динамику нужно проработать в неподвижных нюансах, позже можно переходить к подвижным, важно уравновесить громкость. Громкая звучность не должна быть форсированной.

Необходимо уделить внимания различному звучанию тембров квартета солистов и тембру хорового звучания.

Главное в метроритмическом ансамбле – это ощущение внутредолевой пульсации, единства ритмического стремления, одновременное вступление и снятие, ощущение единого темпа всеми хоровыми париями.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.