Глава 1. Историко-биографические сведения — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава 1. Историко-биографические сведения

2021-03-18 86
Глава 1. Историко-биографические сведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация на произведение

«Sanctus»

    из мессы «Harmonimessa» Й. Гайдна

         

 

                                                                                                           Выполнила:

студентка 1 курса ДАХ

Левшонкова Мария

 

Класс преподавателя:

 почетный работник

высшего профессионального

образования,

профессор Малышева Т.А

 

 

Москва 2015

                                             Содержание:

1. Историко-биографические сведения

1.1. Историко-эстетический анализ……………………………………….3-8

1.2. Творческая биография композитора………………………………….8-11

1.3. Обзор литературного первоисточника……………………………….11

 

2. Музыкально-теоретический анализ произведения

2.1. Разбор произведения…………………………………………………12-18

2.2. Вокально-хоровой анализ……………………………………………18-22

2.3. Дирижерское воплощение……………………………………………22-23

2.4. Список используемой литературы…………………………………...24

 

 

                         

 

Глава 1. Историко-биографические сведения

Историко-эстетический анализ

Мессы до 1782 года.

Общий процесс эволюции стиля композитора отразился на жанре мессы. По манере исполнения они отчетливо разделяются на два периода: до 1782 и после властвования императора Иосифа II. Мессы первого периода  при большей торжественности не всегда отличаются уравновешенностью стиля. Хор и оркестр блистают в начале и в конце, местами даже излишне громко, в то время как солисты заняты почти исключительно в продолжительных ариях и дуэтах.

Маленькая месса F-Dur для пяти певцов, двух скрипок, баса и органа, созданная около 1750 года - первая месса Гайдна.

В 1766 году возникла Большая месса Es Dur - “Missa in honorem Beatissimae Virginis Mariae” (“Mecca в честь пречистой девы Марии”). Между этой мессой и первой, были еще две, не дошедшие до нас. К струнным и обычным двум трубам с литаврами добавлены еще две валторны, а также концертный орган.

Месса святой Цецилии (“Cacilienmesse”, между 1769-1773).

Малая органная месса (“Missa brevis S-t Iohannis de Deo”, 1772) принадлежит к числу прекраснейших творений Гайдна. Она была написана композитором для церкви монастыря милосердных отцов в Эйзенахе, настоятелем которого был Иоганн фон Готт (1495-1565). Benedictus с органным соло уже поражает неземной проникновенностью. Здесь перед нами уже вполне зрелое мастерство, хотя оно пока проявляется в небольших формах и в очень скромном звучании.

Месса святого Николая (“Nikolaimesse”,1772), сочиненная, предположительно, ко дню именин князя Николая I, - это первая месса Г айдна в задушевной песенной манере.

Мариацельская месса (“Mariazellermesse”, 1782) Мариацель - самое знаменитое святое место в Австрии, связанное с именем Богородицы. Эта месса относится к числу крупных торжественных сочинений Гайдна. В этом произведении все элементы партитуры: солисты, хор, оркестр - выполняют самостоятельные задачи.

Далее последовал четырнадцатилетний перерыв в сочинении Гайдном месс, который был вызван не какими-нибудь субъективными причинами, а государственным указом. В 1773 году император Иосиф II ограничил торжественные богослужения и запретил мессы с музыкой. Эта политика потерпела крах, и после смерти Иосифа свобода богослужения была восстановлена.

Послелондонекие мессы.

 

Вновь к сочинению месс композитор приступил в 1796 году. Лишь с одним небольшим перерывом он почти каждый год писал по мессе. Шесть последних гайдновских месс можно объединить в серию месс, подобно серии квартетов или симфоний. На эту мысль наталкивают интонационные реминисценции тематизма всех месс серии в последней из них “Harmoniemesse” и единообразие форм циклов, обычное для таких серий. При этом различными средствами, от внутритематических преобразований до тональных противопоставлений, подчеркивается устремленность к общей кульминации произведения. Вместе с тем, в драматургии послелондонских месс прослеживаются традиционные для жанра черты: координация с латинским текстом и, до некоторой степени, с обычной эмоциональной трактовкой разделов.

Первая из серии послелондонских месс большая месса “С ударом литавр”, называемая также “Месса из времен войны”, уже свидетельствует о совершенстве формы, столь свойственной всем остальным мессам. Использование литавр в Agnus Dei - отсюда и название произведения - гениальная находка композитора: то “удары сердца’ трепещущих в страхе перед войной ее бедствиями народов (развивающаяся европейская война, в 1796 году Наполеон выступил в поход против Австрии).

 

Третья большая месса серии в d-moll занимает особое место. Она

выдержана не в радужных тонах, как остальные, - она серьезна и могуча, а

порой даже угнетает своей мощью. Обычно ее называют мессой

“Нельсон” (по имени адмирала Нельсона, победителя в морском сражении

под Абукиром). В своем каталоге композитор называет это сочинение

“Missa angustiis”, мессой, написанной в страхе и под гнетом.

 

“Месса Терезия” (В Dur) была написана по заказу Марии Терезии - супруги императора Франца I. Это произведение сочетает возвышенное и радостное в самом совершенном виде.

Месса “Сотворение мира” (В Dur) от других отличается своим спокойным течением. Свое название она получила по “Qui tollis” в Gloria, которое Гайдн написал на мотив мелодии “Росистое утро” (Дуэт №32 в оратории “Сотворение мира”).

 

Творческая биография

Детские годы.

Гайдн родился 31 марта 1732 года в деревне Рорау (Нижняя Австрия) в семье каретного мастера. Отец любил петь, аккомпанируя себе по слуху на арфе. Он обратил внимание на редкие способности сына, и отправил его в городок Гайнбург к своему родственнику (Франку), который служил ректором школы и регентом хора. С 5 он обучается игре на духовых и струнных инструментах, а также на клавесине, и поет в церковном хоре.

Следующий этап жизни Гайдн это пение в музыкальной капелле при соборе св. Стефана в Вене. Георг Ройтер каждый год набирал новых певчих, в их числе оказался и Гайдн, талант которого он оценил сразу. Выступление и исполнение музыки и церковной, и оперной, весомо повлияло на его развитие. Но в капелле ценили лишь его голос, а тяга к композиции, осталась незамеченной. Когда маленький Гайдн стал непригоден как певец, Рейтер из сооб­ражений экономии решил с ним распроститься. Его шалость ускорила увольнение.

1749-1759-первые годы самостоятельной жизни в Вене.

Самые трудные годы в биографии Гайдна, особенно в начале пути. Не было крыши над головой, денег, перебивался случайными заработками (иногда получалось найти частные уроки, поиграть в бродячем ансамбле). Но в то же время это счастливые годы надежд, веры в свое призвание композитора. Гайдн самостоятельно занимается контрапунктом, знакомится с трудами крупнейших немецких теоретиков, изучает клавирные сонаты Филиппа Эммануэля Баха. Вопреки превратностям судьбы он сохранил и открытость характера, и чувство юмора, никогда ему не изменявшее.

Среди самых ранних сочинений 19-летнего Гайдна – зингшпиль «Хромой бес», написанный по предложению известного венского комика Курца (утерян). Со временем его знания в области композиции обогатились благодаря общению с Никколо Порпорой, известным итальянским оперным композитором и педагогом по вокалу: Гайдн некоторое время служил у него аккомпаниатором.

В 1759 году место капельмейстера в домашнем оркестре графа Морцина. Для этого оркестра написана первая гайдновская симфония – D-dur в трех частях. Спустя 2 года Морцин из-за материальных затруднений распустил капеллу, и Гайдн заключил контракт с богатейшим венгерским магнатом, страстным поклонником музыки – Антоном Эстергази.

      Период творческой зрелости.

На службе у князей Эстергази Гайдн проработал 30 лет: сначала – вице-капельмейстером (помощником), а спустя 5 лет обер-капельмейстером. Он сочинял не только музыку, но и проводил репетиции, следил за порядком в капелле. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; Должен был писать музыку только для князя, и был ограничен в свободе, но мог распоряжаться оркестром, который исполнял все его произведения.

Очень мало выезжал в Вену, для капеллы написано большинство его сочинений.

Музыкальная жизнь в резиденции Эстергази была по-своему открытой. На концертах, оперных спектаклях, торжественных приемах, сопровождаемых музыкой, присутствовали знатные гости, в том числе иностранцы. Постепенно известность Гайдна вышла за пределы Австрии. Его произведения с успехом исполняются в крупнейших музыкальных столицах.

Поздний период творчества.

В 1790 году умер князь Николай Эстергази, его сын принял решение распустить капеллу, но сохранил за Гайдном звание капельмейстера. Когда же композитор освободился от службы, он осуществил свою мечту – выехать за пределы Австрии. В 1790-х годах он совершил 2 гастрольные поездки в Лондон по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Саломона (1791-92, 1794-95).

 12 «Лондонских» симфоний завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизм. В Оксфорде ему была присуждена степень почётного доктора музыки.

Последний при жизни Гайдна владелец Эстергази князь Николай II оказался страстным любителем искусства. Композитора вновь начал службу во дворе князя, правда теперь он сочинял для Эстергаза преимущественно мессы.

Под впечатлением услышанных в Лондоне ораторий Генделя Гайдн написал 2 светские оратории – «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Эпико-философские, монументальные произведения, которые утверждают классические идеалы гармонии и красоты жизни, единства человека и природы, достойно увенчали творческий путь композитора.

Гайдн ушел из жизни в самый разгар наполеоновских походов, когда французские войска уже заняли столицу Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого». [1]

 

Вокально-хоровой анализ.

Общий диапазон хоровых партий: фа большой – соль второй октавы

Диапазон партии баса: фа большой – ми первой октавы

Диапазон партии тенора: фа большой – фа первой октавы

Диапазон партии альта: ля малой – ми второй октавы

Диапазон партии сопрано: до первой – соль второй октавы

Произведение «Sanctus» написано для 4-хголосного смешанного хора a cappella без divisi.

Общий диапазон хора –  фа большой октавы-соль второй октавы.

В целом диапазон каждой партии удобен. Тесситурные условия, как правило, совпадают с естественной динамикой, что значительно облегчает достижение верного баланса между партиями, не прибегая к выстраиванию искусственного ансамбля. Гайдн проставляет динамические оттенки в зависимости от фразировки, увеличивая звучность при поступенном восходящем движении и уменьшая на нисходящем.

Несмотря на градации нюанса от «p» до «ff» сам характер голосоведения предполагает свободное, ненапряженное извлечение звука, основанное на традиции bel canto. Этому способствует распевный, кантиленный характер мелодии первого раздела, умеренное использование голосов, уравновешенность движения.

 При наличии такого медленного темпа, а в нем крупных длительностей, хористы должны петь на хорошей певческой опоре, при разучивании можно взять темп чуть более подвижный.

 Некоторые особенности музыкального построения могут вызвать трудности с интонированием в отдельных голосах.

Несмотря на естественный и удобный характер голосоведения, дирижер должен добиваться округлого насыщенного звучания и не допускать зажатого, плоского, безтембренного звука ввиду постоянно преобладающей тихой динамики.

Размеренный, отрешенный характер произведения предполагает использование певцами навыка широкого цепного дыхания; продолжительные фразы с длинным развитием требуют точного распределения подвижной динамики, гибкое владение голосом.

Например:

Диатонический полутон в партии А. Диатонические полутоны интонируются узко.

Интонационная точность вводных полутонов партии С

 

Цепочка отклонений при помощи секвенций сначала в шестую ступень, потом в доминанту и опять в шестую. Может возникнуть проблема «сползания» хора. Чтобы этого не возникло, необходимо пользоваться высокой певческой позицией и правильным дыханием. Также необходимо пользоваться правилом интонирования полутонов.

Интонационные оттенки помогают в развитии усиления или ослабления устремления мелодического движения подготовливают и подчеркивают кульминацию, тем самим активно участвуя в становлении и развитии музыкального образа.

Значительна роль

Но так как это произведение дублируется сопровождением все полутоны хроматические и диатонические петь намного легче, чем в произведении a cappella.

Для хора может составить небольшую трудность пение октавного скачка в унисон. Необходимо проработать это место с каждой партией, добиться вокального единства, и интонационной точности и только потом соединять все 4 голоса в унисон. Для того чтобы вокально и интонационно он  был удачен, необходимо не грузить нижний звук «ми» а спеть его легко, уже представляя октавный скачек.

Нисходящий ход необходимо петь с ощущением того, что мелодическая линия идет вверх.

 

Нисходящий хроматический ход партии Т                

Поочередное вступление голосов   

 

Приемы работы над строем:

-пение мест представляющих трудность в более медленном темпе;

-ритмическое дробление длительностей на более мелкие;

- остановки по руке дирижера, выверение точности интонирования;

-подключение партий поочередно к звучанию вертикального аккорда, начиная с нижнего голоса.

Необходимо добиться правильного звучания частного ансамбля, ровности, вокального единства в звучания партии.

В общем ансамбле необходимо развить навык динамического равновесия. Сначала динамику нужно проработать в неподвижных нюансах, позже можно переходить к подвижным, важно уравновесить громкость. Громкая звучность не должна быть форсированной.

Необходимо уделить внимания различному звучанию тембров квартета солистов и тембру хорового звучания.

Главное в метроритмическом ансамбле – это ощущение внутредолевой пульсации, единства ритмического стремления, одновременное вступление и снятие, ощущение единого темпа всеми хоровыми париями.

 

Аннотация на произведение

«Sanctus»

    из мессы «Harmonimessa» Й. Гайдна

         

 

                                                                                                           Выполнила:

студентка 1 курса ДАХ

Левшонкова Мария

 

Класс преподавателя:

 почетный работник

высшего профессионального

образования,

профессор Малышева Т.А

 

 

Москва 2015

                                             Содержание:

1. Историко-биографические сведения

1.1. Историко-эстетический анализ……………………………………….3-8

1.2. Творческая биография композитора………………………………….8-11

1.3. Обзор литературного первоисточника……………………………….11

 

2. Музыкально-теоретический анализ произведения

2.1. Разбор произведения…………………………………………………12-18

2.2. Вокально-хоровой анализ……………………………………………18-22

2.3. Дирижерское воплощение……………………………………………22-23

2.4. Список используемой литературы…………………………………...24

 

 

                         

 

Глава 1. Историко-биографические сведения


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.