Чувственное и рациональное в структуре познания. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Чувственное и рациональное в структуре познания.

2021-03-18 69
Чувственное и рациональное в структуре познания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В структуре познавательного процесса выделяются чувственный и рациональный уровни познания, тесно связанные между собой. 1)В рамках чувственного познания, взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем первичные знания о мире в виде ощущений, восприятий и представлений. Это основные формы чувственного познания. Ощущение – отражение отдельных свойств, сторон, качеств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта; это субъективный образ объективного мира, преобразование энергии раздражителя в факт сознания. Ощущение– это исходный самый простой элемент познания. Различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые и кинестетические ощущения. Через них человек фиксирует все процессы, которые происходят в организме и во внешнем мире. восприятие – это отражение целостного образа предмета, результат синтеза разных ощущений. Восприятие формируется не только в результате непосредственных ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека, его опыта. Представление – это высшая форма чувственного отражения, обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, который непосредственно в данный момент не воздействует на органы чувств. Представление формируется на основе памяти и фантазии. Чувственное познание является первой важной и необходимой ступенькой познания, но оно еще не дает человеку возможности понять сущность предметов.2) Рациональное познание – это активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языковой форме понятий и категорий. Основные формы рационального познания (формы мышления) – понятие, суждение и умозаключение. Понятие – форма мышления, в которой предметы отражаются в их общих существенных признаках.Понятия выявляются и закрепляются в языковой форме в виде слов или словосочетаний. Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается, устанавливается наличие или отсутствие какого-нибудь свойства предмета. Умозаключение – форма мышления, в которой из двух или нескольких суждений (посылок) с логической необходимостью получают новое суждение (вывод, заключение). Умозаключение – форма расширения и обогащения знаний. 

 

40. Проблема истины.

Истина – универсалия культуры субъект-объектного ряда, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте соотношения его с предметной сферой и со сферой процессуального мышления. Проблема И как возможность достижения достоверного знания о действительности была осмыслена в античной философии. Аристотель употреблял понятие И для характеристики знаний о вещах и предметах.И понималась как соответствие знаний объективному предметному миру. Соответствие знаний объектам понималось как их адекватное воспроизведение в идеально-знаковой форме. Под действительностью понимали все то, что существует. Основные положения классической концепции И: 1) предмет познания – действительность, в своем существовании независимая ни от субъекта, ни от знания; 2) есть принципиальная возможность установить однозначное соответствие между знанием и действительностью; 3) существует интуитивно ясный и однозначный критерий, позволяющий установить выше названное соответствие; 4) классическая концепция И явл-тся непротиворечивой системой знания. К концу XIX в основоположения классической концепции И были подвергнуты критике. была обоснована  диалектико-материалистическая концепция И,Главными содержательными компонентами диалек.-материал. концепции И яв-тся следующие:учение об объективной И;учение об И как процессе движения познания от относительной И к И абсолютной;учение о конкретности И. Абсолют. И – это цель, к которой стремится познание;это моменты абсолютного непреходящего знания, истинность которого доказана практикой, в составе знания относительного; это вечные истины или истины факта. Относит. И – это такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, со временем подвергается уточнению. Из диалектики абс. и отн. И вытекает принцип конкретности И, который требует подходить к объекту познания с учетом реальных конкретных условий. Критерием И.яв-ется правктика. Свою программу развития класс. концепции И предложил Тарский, выдвинув семантическую теорию И. В рамках критики класс. концепции И были обоснованы ее некласс. альтернативы: 1) когерентная концепция И (Нейрат, Карнап.) И – это свойство самосогласованности и логической непротиворечивости знаний. 2) прагматическая концепция И(Пирс, Джемс.) истину-полезность знания 3) конвенционалистская концепция истины. И - продукт соглашения внутри научного сообщества.

 

 

41. Специфика научного познания.

Основная форма человеческого познания – наука. Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Наука существует в трех модусах – как особого рода деятельность, как система специфических знаний о мире и как целостность социальных организаций и отношений. Основными характеристиками науки являются: 1) предметный и объективный способ рассмотрения мира; 2) наука способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры; 3) истинность знаний науки проверяется частично в научном эксперименте. 4) наука работает с идеальными объектами; 5) системная организация науки; 6) обоснованность и доказанность знаний; 7) особый язык науки; 8) особые приборные комплексы, особый инструментарий; 9) постоянная разработка специальных методов, обеспечивающих освоение новых объектов безотносительно к возможностям их сегодняшнего практического освоения. 10) особое обучение познающего субъекта науки.В истории науки можно выделить два этапа ее развития: зарож-дающуюся науку (преднауку) и науку в собственном смысле слова. Как социальный институт наука начала оформляться в XVII–XVIII в, когда в Европе возникли первые научные общества. В развитии науки выделяют три основных этапа: 1) классическая наука (XVII – начало ХХ в.), 2) неклассическая наука (первая половина ХХ века), 3) постнеклассическая наука (2пол-на ХХ в и начало ХХI в). Основными соц.функциями науки яв-тся:1) 1) культурно-мировозз. 2) наука – непосредственная производительная сила общества. 3) наука – социальная сила

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.