Понятие, сущность и типы гос-ва — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Понятие, сущность и типы гос-ва

2021-03-17 73
Понятие, сущность и типы гос-ва 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ТИПЫ ГОС-ВА

Признаки гос-ва: народ, публичная власть, суверенитет (характеризует гос-во в международных отношениях и верховенство во внутренних гос. делах), территория (часть пространства, в пределах которого осуществляется гос. власть и действует нац. законодательство), национальное законодательство, наличие гос. механизма, который представляет собой совокупность гос. органов, учреждений и предприятий, которые реализуют функции гос-ва, гос. символика.

Суверенитет - организационное обособление гос-ва, экономическая самостоятельность, политическая самостоятельность (формирование собственной воли, ее выражение и реализация).

Государство - это особая политика территориальная, организация суверенной публичной власти населения, которая с помощью специально созданного гос. аппарата регулирует общ. отношения с помощью спец. юридических средств (законов).

Сущность гос-ва - это его наиболее важные свойства гос-ва, определяющие его соц. предназначение.

Формально-юридический подход к определению сущности гос-ва.

Классовый подход.

Обще-социальный подход (гос-во абстрагируется от интересов отдельно взятых классов и регулирует общ. отношения, исходя из интересов всего общества, справедливо перераспределяя материальные и духовные блага).

Теологический подход (организация общества в соответствии с религиозной идеологией).

ФОРМА ГОС-ВА

  1. Понятие формы гос-ва. Эта категория призвана характеризовать внешнее выражение сущности гос-ва.

В современной науке понятие формы гос-ва характеризует внешнее проявление методов организации гос. власти. Это абстрактное сложное понятие, включающее в себя следующие элементы:

1. Форма правления. (Кто правит?) Позволяет раскрыть механизм формирования высших гос. органов и специфику их взаимодействия между собой. По форме правления гос-ва традиционно подразделяется на монархии и республики.

Монархия – все виды власти сосредоточены в руках одного лица. При реализации власти монарх не связан чьей-либо волей, неподконтролен какой-либо политической или общественной организацией, осуществляет власть пожизненно, приобретает и передает ее в порядке наследования. В реальной действительности существовали различные виды монархий, которые предполагали, в том числе и ограничение власти монарха либо представительными органами населения, либо конституционными актами. Отсюда конституционная и парламентская монархия.

Республика – является особой организацией гос. власти, при которой обеспечивается разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Взаимодействие различных гос. органов в рамках разделения властей основывается на системе сдержек и противовесов, т.е. в полномочиях реально обеспеченных возможностях органов различных ветвей власти воздействует друг на друга с целью сдерживания произвола. Наличие высших гос. органов, формируемых выборным способом. Высшие гос. органы осуществляют свою деятельность временно и подлежат переформированию.

  1. Формы гос. устройства. Характеризует территориальную организацию власти народа.

Право сецессии – предоставление возможности самоопределения народам вплоть до выхода из состава федерации.

ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ГОС-ВА

Понятие функции гос-ва – основные направления его деятельности, в которых выражается соц. Предназначение и сущность гос-ва. В юридической литературе проблемам исследования функции гос-ва значительное внимание уделяли М.И Байкин, А.И Денисов, Черноголовкин и др. авторы. Отличительными особенностями функций гос-ва является:

  1. Они представляют собой лишь направление деятельности гос-ва.
  2. В этих направлениях деятельности выражается сущность гос-ва, эти направления деятельности опосредуются конкретно-историческими потребностями общества, носят эволюционный характер, находятся в постоянном развитии. Благодаря этим направлениям деятельности решаются конкретно-исторические задачи, соответственно не стоит отождествлять функции гос-ва и задачи. И достигают цели осуществления гос. власти.

Функции гос-ва непосредственно взаимосвязаны с его сущностью и функциями. Механизм гос-ва создается с целью реализации основных направлений его деятельности. Именно благодаря деятельности гос. органов, учреждений, мероприятий происходит осуществление функций гос-ва.

Форма гос-ва также непосредственно влияет на содержание его функций и в то же время сама предопределяется функциями гос-ва. Так, если на современном этапе важнейшей задачей является формирование гражданского общества, институтов общ. Контроля за осуществление гос. власти, то это с неизбежностью влечет необходимость формирования субъектов гражданского общества.

Механизм гос-ва.

В литературе понятие механизм гос-ва зачастую отождествляется с понятием госаппарат. В теории права и гос-ва эти понятия наполняются различным содержанием.

Элементами гос. механизма принято считать гос. органы, госпредприятия, госучреждения, гос. организации и материальные придатки: бюджеты, гос. имущество. Благодаря этим ресурсам осуществляется гос. власть.

Гос. органы – это созданные в соответствии с действующим законодательством, организационно-обособленные элементы госаппарата. Элементы госаппарата, обладающие собственной компетенцией для реализации определенных функций гос-ва властным способом, по средствам нормативно-правовых и правоприменительных актов.

Признаки гос. органов:

  1. Реализуют власть.
  2. Состоят из особых субъектов гос. служащих.
  3. Осуществляют определенное направление деятельности гос-ва.
  4.  организационно обособлены.
  5.  имеют собственную материальную базу.

Госпредприятия являются субъектами экономической деятельности, создаются в форме гос. унитарных и федеральных казенных предприятий. Участвуют в процессе производства и распределения материальных благ.

Госучреждения являются некоммерческими организациями, призванными предоставлять публичные услуги населению, реализовывать соц. Функции гос-ва. Могут создаваться в форме бюджетных учреждений, автономных учреждений.

Госаппарат является частью гос. механизма, представляет собой совокупность гос. органов, реализующих власть и занимающихся управлением.

ПОНЯТИЕ ПРАВА

  1. Происхождение права:

Теологическая теория происхождения права – право это совокупность мер поведения, основанных на божественной воле. Основными источниками права в этом случае являются опостольские постановления, каран и т. д. Т. е совокупность религиозных писаний, которые содержат в себе божественную волю, либо акты ее толкования. В соответствии с данной концепции право является естественным. Оно изначально дано человеку. Это божественное право позволяет церковной и светской властям устанавливать собственные нормы поведения, которые не должны противоречить религиозным источникам права.

Естественно-правовая концепция (Гоббс, Монтескье, Руссо) – право разграничивается на естественное и позитивное. Естественное право представляет собой совокупность определенных мер свободы, людей, происходящих из их сущности, данных им от природы. Это свободы человека естественные и неотчуждаемые, их утрата лишает человека возможности нормальной жизнедеятельности. Позитивным правом признаются юридические установления государства, которые должны соответствовать естественному праву общества и должны соответствовать естественному праву общества и обеспечивать механизм реализации естественных прав человека.

Позитивистская концепция (Кельзан) – представители данной концепции правом называют совокупность установленных государством юридических норм. В недействующей системе законодательства право не существует. Эта концепция легла в основу формирования юридической техники.

Социологическая концепция – начала формироваться в 20 веке в англо-саксонской правовой семье. Представители этой концепции выводят право из юридической деятельности правоприменительных органов.

Психологическая концепция правопонимания (Петражицкий, Фрейд).

Историческая концепция права (Савиньи, Кухта – Германия, начало 20 века) – право представляется как совокупность исторически-сложившихся норм поведения общества, отражающих культурные, экономические, политические, климатические особенности развития этого общества. Основными источниками права являются обычаи и традиции.

  1. Современное правопонимание в России.

Неопозитивизм (Байтин М.И) – право – это совокупность формально-определенных общеобязательных правил поведения, установленных либо санкционированных государством (обществом), отражающих исторические особенности развития общества (экономические, культурные, политические) для регулирования общественных отношений, неисполнение которых влечет применение мер гос. принуждения.

Широкое правопонимание – представлено несколькими направлениями:

  1. Либертарно-юридическая концепция Нерсесянса – разграничивает право на естественное и позитивное. Естественное право – меры поведения, соответствующие требованиям равенства, свободы и справедливости (равенство формальное). Позитивное право – совокупность установлений гос-ва. Естественное право может существовать только в позитивной форме.
  2. Коммуникативная теория Полякова

Правотворческий процесс.

Способ введение в действие НПА. Действие НПА в пространстве, времени.

В широком смысле правотворчество означает процесс формирования права, включая все факторы и условия его опоследующие.

На процесс формирования права в обществе влияют особенности общественного сознания, особенности экономического развития в обществе, особенности климата, политической организации и т.д.

В узком значении правотворчество представляет собой особый вид юридической деятельности по принятию, изменению, отмене НПА. Эта деятельность осуществляется особо уполномоченным органом, органы исполнительной власти, юридические лица в пределах предоставленных полномочий. Эта деятельность осуществляется в процедурно-процессуальной форме и подразделяется на ряд стадий:

1. Инициатива принятия НПА.

2. Обсуждение проекта НПА.

3. Принятие.

4. Обнародование и введение в действие.

Результатом этой деятельности является принятие официального документа, регулирующего определенную группу общественных отношений.

Законотворческий процесс.

Деятельность по принятию изменений отмене законов специально уполномоченными лицами, в специально предусмотренном порядке. Законы в РФ могут приниматься:

1. Непосредственно населением (в порядке референдума, в соответствии с федеральным Конституционным законом от 22 июня 2004г №5-ФКЗ), а так же представительными органами населения – федеральное собрание и представительные органы субъектов РФ (Ростовское областное законодательное собрание).

В соответствии с ч.1 ст.104 Конституции РФ право законодательной инициативы в РФ принадлежит:

1. президенту РФ

2. Совету федерации.

3. Членам совета федерации

4. Депутатам гос. думы.

5. Правительству РФ.

6. Законодательным органам субъектов РФ, а так же Конституционному, Верховному, Высшему Арбитражному судам по вопросам их ведения.

Законотворческая инициатива является первой стадией и имеет узко юридическое и широкое фактическое содержание. В узко юридическом значении законотворческая инициатива сводится в представлении проекта закона управомоченным субъектам в Гос. Думу. Фактически же это стадия гораздо шире. Она начинается с изучения общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. Затем принятие решения и осуществление соответствующих поручений по разработке проекта закона, затем определение вида будущего закона, его место в системе законодательства, согласование проекта закона с субъектами, участвующими в законотворческой деятельности, например с правительством и только после этого законопроект вносится в гос. думу. Законопроекты, предусматривающие расходы бюджета могут быть внесены только при наличии заключения правительства ч.3 ст. 104 Конституции РФ.

Законопроекты регистрируются, на них заводится карточка, содержащая информацию об обязательных реквизитах проекта закона, субъекте законодательной инициативы, дате его внесения и т.д.

Законопроект из канцелярии гос. думы отправляется председателю гос. думы, который направляет его в соответствующий комитет гос. думы. В комитете гос. думы с участием автора законопроекта происходит его обсуждение. Затем в соответствии с графиков пленарных заседаний законопроект рассматривается на пленарном заседании гос. думы. Депутаты могут принять одно из следующих решений: 1. принять. 2. отклонить. 3 направить на доработку. В последнем случае он возвращается в комитет гос. думы и затем снова рассматривается на пленарном заседании.

В соответствии с Конституцией РФ федеральный законы принимаются гос. думой, федеральный конституционные законы – гос. думой и советом федерации. Федеральные законы принимаются просто большинством.

Федеральные Конституционные – квалифицированным большинством (не менее 2/3), в течении 5 дней направляется в Совет федерации, который в течении 14 дней должен его рассмотреть и принять решение либо об одобрении, либо об отклонении и возврате закона в гос. думу. По рассмотрения в Совете федерации закон в течении 5 дней направляется президенту на подпись, президент рассматривает закон в течении 14 дней и либо подписывает его либо возвращает его в гос. думу. Если после этого большинство представителей гос. думы снова за него проголосуют, то президент будет обязан подписать закон.

Обнародование.

Федеральные конституционные законы публикуются в течении 7 дней с момента подписания президента. (отыскать указ президента указ президента 15.03 «о классификаторе правовых актов» и в соответствии с ним определить систему Российского законодательства)

ТГП

Юридическая деятельность – это активное поведение дееспособного субъекта, направленное на удовлетворение своих потребностей с помощью юридических средств и способов путем совершения юр. действий, операций.

 Условияàпотребностьàцельàпоиск, описание объектаàсредства и способы воздействияàюр. действия, операцияàвоздействие на объектàрезультат;

Структура юр. деятельности: субъект – физическое юридическое лицо, либо публично-правовое образование.

В юр. деятельности участвует определенными качествами:

1 )внутренние, психические его качества(способность адекватного понимания собственных потребностей и их описание);способность к постановке целей; к интеллектуально-волевому поиску и описанию объекта своей деятельности к определению средств и способов осуществления, наличие волевых качеств, позволяющих принимать решение и управлять своим поведением.

2) внешние: способность совершать юр. действия и операции;

Субъект юр. деятельности рассматривается в индивидуальном, коллективном, институциональном аспектах;

В индивидуальном аспекте речь идет о самостоятельном участнике юр. деятельности, обладающим всеми необходимыми свойствами и качествами субъекта;

Коллективный субъект – множественность лиц, сохраняющих свою автономность, собственный правовой статус, но объединенных единой целью и общим механизмом реализации юр. деятельности, при этом правовой результат возникает у каждого участника юр. деятельности;

Институциональный субъект- юр. лица

Объект юр. деятельности(объект) - объект более абстрактное понятие – совокупность всех юр. явлений(юр. норма)

Предмет – конкретное правовое явление;

Средства и способы юр. деятельности- (исковое заявление, ходатайство) способы подачи, средство – то что подаем;

Действия и операции- юр. операция – совокупность юр. действий, объединенных общей задачей;

Результат - определенный итог деятельности;

Виды юр. деятельности: Правотворческая, правоохранительная, правоприменительная, правоисполнительная деятельность

По субъектам: физических, юридических лиц, индивидуальным, коллективные субъектам, научная, практическая деятельность!

Толкование юр. норм

1. Понятие и виды толкования юр. норм

2. Способы толкования

3. Современные проблемы толкования юр. норм

Толкование юр. норм - вид юр. деятельности по уяснению и в необходимых случаях разъяснению содержания юр. норм.

Субъектами данной деятельности могут выступать как специально уполномоченные лица, осуществляющие толкование на профессиональной основе, так и любые иные физические, юридические лица.

Объектом толкования выступает воля законодателя (в широком понимании) выраженная в юр. установлениях.

Стадии толкования - уяснение и разъяснение;

Факторы влияющие на необходимость толкования юр. норм:

1. Использование в правовом регулировании спец. терминологии недоступной для большинства адресатов этой нормы;

2. Пробельность в правовом регулировании, либо коллезионность (противоречие юр. норм друг другу) правовых норм;

Виды толкования юр. норм

Классификация деятельности по толкованию юр. норм может быть основана на различных критериях:

1. По характеру порождаемых правовых последствий и статусу субъекта толкования: официальное и неофициальное;

Неофициальное толкование может осуществляться любыми субъектами, эта деятельность нормативно не регламентирована, ни каких правовых последствий не порождает. Подразделяется на:

А) обыденное

Б) профессиональное (осуществляется лицами обладающими спец. образованием, юр. подготовкой, а также собственным опытом)

В) доктринальное (осуществляется учеными, обладающими глубокими теоретическими знаниями, о содержании юр. норм, истории толкования их развития, системное виденье правовой нормы в соотношении с другими институтами, отраслями, подотраслями)

Официальное толкование подразделяется на:

А) аутентичное (осуществляется субъектом, издавшим правовоюнорму)

Б) делегированное (лицами спец. уполномоченными на толкование – судьи

Подразделяется на:

Казуальное (для участников конкретных правоотношений)

Нормативное (осуществляется для индивидуально - неопределенного круга лиц)

Официальное толкование юр. норм завершается изданием актов толкования – письменные документы, содержащие обязательные для участников правоотношений разъяснения содержания юр. норм.

В качестве актов официально толкования можно привести – постановления пленума верховного высшего арбитражного суда, информационные письма центрального банка РФ, федеральной налоговой и таможенной службы.

Казуальное официальное разъяснение правовых норм может также содержаться в мотивировочной части правоприменительных актов.

По объему толкования:

1. Ограниченная

2. Буквальная

3. Расширенная

По общему правилу юр. нормы толкуются буквально, однако если дух закона не соответствует его букве (символическому выражению) то применяются иные правила толкования. В частности если смысл юр. нормы шире её текста используем расширенное толкование.

Если смысл нормы уже её текста, то применяем ограниченное толкование.

Способы толкования юр. норм

1. Грамматическое толкование предполагает использование в процессе толкования юр. норм правил русского языка;

2. Логический (предполагает установление смысла юр. нормы по средствам применения законов логики ст. 105 уг. кодекса, наказывается лицо, а не деяние)

 

Проблемы толкования

1. Проблема существования воли законодателя, закрепленного в НПА

2. Возможность изменения представления о содержании юр. нормы, в связи с изменением характера общественных отношений

3. Уровень развития юр. техники

Реализация юр. норм

1. понятие и формы реализации юр.норм(реализация юр. норм представляет собой воплощение в реальных, жизненных ситуациях требований юр. норм)

Реализация возможна в следующих формах:

А) соблюдение - предполагает пассивную форму поведения субъекта, который воздерживается от запрещенной юр. нормой правил поведения, в такой форме реализуются нормы запреты;

Б) исполнение – предполагает активную форму поведения субъекта, который осуществляет возложенные на него юр. нормой обязанности, реализуются нормы предписания

С) использование - допускает как активную так и пассивную форму поведения субъекта, который реализует требования юр. нормы по своей воле, в такой форме реализуются управомочивающие нормы;

Д) применение

Применение юр. норм

Признаки правоприменительной деятельности:

1. эта деятельность носит властный характер и позволяет принуждать участников правоотношений к реализации требований юр. норм;

2. осуществляется специально уполномоченными субъектами;

3. осуществляется в процессуальной форме детально регламентированной законодательством;

4. завершается вынесением правоприменительного акта;

правоприменительная деятельность - это особый вид юр. деятельности осуществляемый специально уполномоченными субъектами в процессуальной форме, предполагающий принуждение участников общественных отношений к реализации требований юр. норм по результата которой выносится правоприменительный акт.

Стадии применения юр. норм

1. устанавливаем фактическую основу правоотношений (определяем состав участников правоотношений, объект правоотношения, время, место его возникновения, характер поведения участников правоотношения, средства, способы совершения деяний и др.фактические обстоятельства, имеющие значения для дела);

2. установление юридической основы дела (даем юр. оценку, классификацию всем фактическим обстоятельствам, определяем отраслевую принадлежность правоотношений, отыскиваем НПА регулирующий данное правоотношение, отыскиваем юр. норму, подлежащую применению)

3. принятие решения и вынесение правоприменительного акта (решение по делу представляет собой волю правоприменителя относительно прав и обязанностей участников праввоотношения, решение должно быть законным и обоснованным)

Законным является решение при следующих условиях:

1. применена норма, подлежащая применению

2. не применена норма, не подлежащая применению

3. правильно уяснен смысл юр. нормы

Обоснованным является решение, если в его основе лежат все юр. факты, подлежащие установлению по делу;

Правоприменительный акты - официальные письменные документы, которые содержат решения правоприменительного органа по конкретному делу и обязательный для исполнения участниками правоотношений (определения, постановления, приговоры, приказы и др)

Они имеют реквизиты:

1. указания на вид правоприменительного акта

2. указание на дату и место вынесения правоприменительного акта

3. Указание на правоприменительный орган и должностное лицо, вынесшее этот акт

4. подпись уполномоченного субъекта

5. Дополнительные отметки

Структура:

1. вводная

2. описательная

3. мативировочная

4. резалютивная

Правоотношения

правоотношение- общественное отношение урегулированные нормами права.

1. Основная классификация- отраслевая(гражданские, уголовные)

2. В зависимости от кол-ва участников (двухсторонние, многосторонние)

3. В зависимости от степени определенности сторон (абсолютные- известна только управомоченная сторона(авторские права) и относительные- точно известны обе стороны)

Состав правоотношений

1. Субъекты - участник правоотношений, он должен обладать правосубъектностью = правоспособность +дееспособность

Правоспособность -способность иметь права;

Дееспособность –способность своими действиями приобретать права и осуществлять обязанности; внутри дееспособности иногда выделяют такой подвид как деликтоспобность – способность нести юридическую ответственность;

Виды субъектов:

1. физические лица- это люди;

Виды физ.лиц по признаку гражданства:

А) граждане -лица, имеющие гражданство РФ;только гражданин обладает максимальным набором обязанностей и прав.

Гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях

Филиация -приобретение гражданства по рождению

Натурализация - приобретение гражданства

Б) иностранные граждане - лица у которых нет гражданства России, но есть доказательство их принадлежности к другим государствам.

Разновидности:

1. временнопребывающие -это те у кого нет не вида на жительство, не разрешение на временное проживание; въезжать с помощью визы

2. временно проживающие в РФ –разрешение выдаётся на три года, и жить только в том месте, где он попросил разрешение; чтобы получит вид на жительство необходимо год прожить временно;

3. постоянно проживающие в РФ – те кто получил вид на жительство; это этап для получения гражданства, прожить 5 лет.

Общее: ограничение в правах- иностранные граждане обладают теми же правами и несут те же обязанности что и граждане России за исключением нескольких случаев, предусмотренным законом(избирательные права, исключение местные, не могут создавать партии, ряд экономических ограничений, профессиональные ограничения(юридические))

В)апотриды – лица у которых нет гражданства России и нет доказательств принадлежности к другому государству

Г) лица с двойным гражданством- бипотриды гражданство России и гражданство другого государства

2.юридические лица

3.государство –именно государство определяет правила игры для всех других субъектов.

Правоспособность физических лиц возникает в момент рождения и заканчивается в момент смерти

Дееспособность у физических лиц зависит от возраста, состояния психического здоровья, развитие дееспособности можно проследить на примере имущественных отношений;

1.Дееспособность малолетних(от 6 до 14 лет)- мелкие бытовые сделки, распоряжаться средствами, которые предоставили его родители, быть участником безвозмездных сделок, напрвленных на их пользование

2.дееспособность несовершеннолетних (от14-18) могут совершать крупные бытовые сделки с согласия родителей)делать в клады в кредитные учреждения, пользоваться правами авторов; Исключение-при эмансипации -признание несовершеннолетнего полностью дееспособным, если ему есть 16 лет и он работает по трудовому договору, а также при вступлении в брак приводит к полной имущественной дееспособности

З.полная дееспосбность(от 18)

Физические лица могут быть признаны недееспособными если они страдают психическим заболеванием, которое не позволяет им понимать значение своих действий и руководить, над такими лицами назначается опека, которые являются представителями.

Может быть ограничено в дееспосбности - лица которые злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами и при этом ставят семью в тяжелое материальное положение

Общие(материальные)

Специальные (юридические)

1.Общие – наличие как минимум 2-х субъектов; Наличие объекта; Интересы участников общественных отношений, относительно этих объектов; время, место возникновения правоотношения; средства, способы;

2. Юридические – наличие правовой нормы; правосубъектность участников правоотношения: правоспособность(с момента отделения плода от тела матери заканчивается с момента окончания полного функционирования головного мозга), деликтоспособность, дееспособность; наличие юридического факта; конкретные жизненные ситуации с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений именуются юридическими фактами.

Признаки юридических фактов:

1. Должен быть выбран вовне

2. Этот факт должен быть связан с порождением правовых последствий

3. Этот юр. факт должен быть закреплен или предусмотрен юридической нормой(в гипотезе)

Классифицировать юр. факты можно по различным основаниям:

По волевому критерию:

1) Деяние –действие и бездействие, зависят от воли человека

2)  Событие- абсолютные(возникают, возникают и прекращаются помимо воли человека: цунами, пожар и т.д) и относительные(возникают по воле человека, развиваются и прекращаются помимо его воли: поджог,)

Деяние на

1)  правомерныеюр. акты (деяния, осознанно направленные на порождение правовых последствий- сделки) и юр. поступки (это действия специально не направленные на порождение правовых последствий, но порождающие их фактом своего совершения- создание произведений литературы, искусства)

2) Противоправные- проступки и преступления - степень общественной опасности; формальным критерием является уголовный кодекс, все преступления перечисленные в нем в особенной части.

По характеру порождаемых правовых последствий юр. факты подразделяются на:

Правообразующие

Правоизменяющие

Правопрекращающие

Простые

Длящиеся (брак)

Правонарушение

Вина – психическое отношение лица к совершению деяния.

Цель – это предполагаемый результат противоправного посягательства, является факультативным элементом, имеет юридическое значение в случаях предусмотренных законом.

Мотив-это совокупность факторов побуждающих лицо к совершению правонарушения, является факультативным элементом, имеет юридическое значение в случаях предусмотренных законом.

Если деяние субъекта порождает правовые последствия, выходящие за пределы его умысла, то ответственность за них может наступить. Если лицо предвидело эти последствия, могло либо должно было их предвидеть(небрежность либо легкомыслие).

Вину исключает казус, тоесть случай. Признаки казуса:

1) Неосозновал общественно-опасных характер своего поведения

2) Не предвидел, не мог и не должен был предвидеть наступление общественно опасных последствий

Объективная сторона характеризует внешние признаки поведения субъекта и последствия этого поведения, включает следующие элементы:

1. Характерные признаки самого деяния

2. Последствия этого деяния

3. Причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями

4. Факультативные элементы: время, место, средства, способы совершения дияния.

По объективной стороне правонарушения могут делится на оконченные и неоконченные, в зависимости от того наступили или не наступили последствия.

Причинно-следственная связь может носит прямой либо косвенный характер.

Составы правонарушений могут быть формальными и материальными.

При формальном составе деяние признается правонарушением независимо от наступления общественно-вредных последствий.

Материальный состав правонарушения предусматривает обязательное наступление общественно-вредных последствий, для признания деяния правонарушением.

Обстоятельства, исключающие правонарушения:

Обстоятельства, исключающие правонарушения могут содержать все элементы состава правонарушения, но при этом не обладать одним из существенных признаков правонарушения.

К таким обстоятельствам относятся:

1. Необходимая оборона

Признаки необходимой обороны:

1.наподение должно быть реальным

2. нападения должны быть противоправными

3.Вред наподающему можно причинять только в момент нападения либо в случае реальной угрозы такого нападения

4.Вред наподдающему должен быть соразмерен тому вреду, который нападающий может нанести

5.критерий соразмерности может быть нарушен в случае если в результате внезапности нападения либо иных объективных условиях обороняющийся не мог оценить реальный характер нападения. (часть 2.1 ст.37 УК РФ)

2.Крайняя необходимость - не является правонарушением причинения вреда третьим лицам либо их имуществу, в целях защиты публичных интересах индивидуально неопределенного круга лиц, для предотвращения более тяжких общественно-опасных последствий.

Признаки: соразмерность

Обоснованный риск. признаки:

1.лицо действует для достижения общественно полезного результата.

2.достижение этого результата, может быть связано с причинением вреда третьим лицам либо их имуществу.

3. наступление не благоприятных последствий носит рисковый(вероятностный) характер

4. соразмерность

5.иным способом достичь этого результата не возможно

6. лицо предприняло все необходимые меры, для уменьшения либо исключения общественно-опасных последствий(ст.41 УК РФ)

7. невменеямость определяется по двум критериям:

А) юридическому- неспособность лица осознавать значение своих действий и или руководить ими

Б) медецинскому – перечень хранических психических заболеваний

Юридическое значение имеет момент возниконовения невменяемости, если оно возникло до совершения преступления то субъективная сторона будет отсутствовать, в этом случае отсутствие правонарушения.

8. Причинение вреда при задержании правонарушителя. Основные критерии:

А) Характер сопротивления 

Б) Соразмерность причиняемого вреда

9. Исполнение приказа либо распоряжения, не считается правонарушением совершение лицом незаконного деяния во исполнение своих обязанностей, ответственность в данном случае несет лицо отдавшее приказ, распоряжение.

10. физическое либо психическое принуждение, исключает правонарушение так как отсутствует субъективная сторона преступления.

Юридическая ответственность

1. Основные концепции юр. ответственности

А)негативная или ретроспективная

Б) позитивная или проспективная

В рамках ретроспективной –негативной концепции юр. ответственность может восприниматься как:

1. Как санкция юр. нормы, санкция – это часть юр. нормы, которая может иметь позитивный либо негативный характер.

2. Юр. ответственность – это наказание, отождествляется с наказанием за нарушенное определение.

3. Юр. ответственность – это правоотношение между государством и правонарушителем в связи с возложением на последнего предусмотренных санкций юр. нормы неблагоприятных последствий за совершенное правонарушение.

В рамках проспективной (позитивная)юр. ответственности:

сводит юр. ответственность к способности субъекта согласовывать свое поведение с интересами окружающих, проявлять осмотрительность при осуществлении


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.208 с.