Взаимодействие государства с другими элементами политической системы общества — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Взаимодействие государства с другими элементами политической системы общества

2021-03-17 304
Взаимодействие государства с другими элементами политической системы общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛ. СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА: 1. УСТАНАВЛИВАЕТ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ДЕЯТ-ТИ ДРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОЛ.СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА. 2. РЕГИСТРИРУЕТ ИХ В УСТАНОВ. ЗАКОНОМ ПОРЯДКЕ. 3. ОПРЕДЕЛЯЕТ ИХ МЕСТО И РОЛЬ В ПОЛ. СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА. 4. ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯ-ТЬЮ, ЗА СООТВЕТСТВИЕМ ЕЕ НОРМАМ ПРАВА И УСТАВАМ ЭТИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.5. ЛИКВИДИРУЕТ ОРГАНИЗАЦИИ, ДЕЯ-СТЬ КОТОРЫХ ПРОТИВОРЕЧИТ НОРМАМ ПРАВА И ИХ УСТАВНЫМ ЦЕЛЯМ.

ВОЗДЕЙСТВИЕ ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА НА ГОСУДАРСТВО: 1. УЧАСТВУЮТ В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНОВ ГОС. ВЛАСТИ.2. УЧАСТВУЮТ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛ.КУРСА ГОС-ВА. 3. ВЛИЯЮТ НА ПРАВОТВОРЧ. ДЕЯ-ТЬ ГОС.ОРГАНОВ. 4. ИНФОРМИРУЮТ ГОС-ВО И ЕГО ОРГАНЫ О СОСТОЯНИИ ДЕЛ В ОБЩЕСТВЕ. 5. ОСУЩЕСТВЛЯЮТ ОБЩЕ. КОНТРОЛЬ ЗА ГОС-ВОМ И ЕГО ОРГАНАМИ, ЗА ПРОЦЕССОМ ГОС.УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ.

Т.О, ГОСУДАРСТВО ТЕСНО СВЯЗАНО С ДРУГИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА, ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ С НИМИ, ОБЕСПЕЧИВАЯ ЕДИНСТВО, ЦЕЛОСТНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ.

28. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ.

СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – ЭТО ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО, ВЛАСТЬ КОТОРОГО ОГРАНИЧЕНО ПРАВОМ, В КОТОРОМ ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ ПРАВА И СВОБОДЫ, УЧАСТИЕ НАРОДА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЛАСТИ (НЕПОСРЕДСТВЕННО ИЛИ ЧЕРЕЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ). ЭТО ПРЕДПОЛАГАЕТ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, РАЗВИТОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО. В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ В РАМКАХ ЗАКОНА ОТСТАИВАТЬ И ПРОПАГАНДИРОВАТЬ СВОИ ВЗГЛЯДЫ И УБЕЖДЕНИЯ, ЧТО НАХОДИТ СВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ, В ЧАСТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПЛЮРАЛИЗМЕ, В СВОБОДЕ ПРЕССЫ И Т.П.

ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА:

1. ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА ВО ВСЕХ СФЕРАХ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА БАЗИРУЕТСЯ НА ПРИНЦИПЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ, ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ И СУДЕБНУЮ.

3. ВЗАИМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА.

4. РЕАЛЬНОСТЬ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА, ИХ ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ.

5. ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЙСЯ В СВОБОДНОМ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПАРТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В РАМКАХ КОНСТИТУЦИИ, НАЛИЧИИ РАЗЛИЧНЫХ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ, ТЕЧЕНИЙ, ВЗГЛЯДОВ.

6. СТАБИЛЬНОСТЬ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В ОБЩЕСТВЕ.

ОСНОВЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА: 1) ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА, КОТОРОЙ СВОЙСТВЕННО НАЛИЧИЕ СУВЕРЕНИТЕТА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ИНТЕРЕСЫ ЧЛЕНОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА И РЕАЛИЗУЮЩЕГО ПРАВОВОЕ РАВНОВЕСИЕ И СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ ДАННЫХ ИНТЕРЕСОВ; 2) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА, КОТОРАЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СЛОЖИВШИЕСЯ В ОБЩЕСТВЕ. ОНИ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ МНОГОУКЛАДНОСТЬЮ, А ТАКЖЕ НАЛИЧИЕМ РАЗНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ (ГОСУДАРСТВЕННОЙ, ЧАСТНОЙ, КОЛЛЕКТИВНОЙ И Т. Д.); 3) СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА, КОТОРОЙ СВОЙСТВЕННО СОЗДАНИЕ САМОРЕГУЛИРУЮЩЕГОСЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. В НЕМ КАЖДЫЙ ГРАЖДАНИН ГОСУДАРСТВА ИМЕЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СВОИХ ТВОРЧЕСКИХ, А ТАКЖЕ ТРУДОВЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО ОДНОВРЕМЕННО ОБЕСПЕЧИВАЕТ МНОГООБРАЗИЕ МНЕНИЙ, ЛИЧНЫХ СВОБОД И ПРАВ; 4) НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА. ЕЕ ФОРМИРУЮТ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ, ГУМАНИЗМА, СВОБОДЫ И РАВЕНСТВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИ СЛЕДУЕТ:

· ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА В МАССОВОМ СОЗНАНИИ;

· ВЫРАБОТКА ВЫСОКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ;

· ПОЯВЛЕНИЕ ДЕЙСТВЕННОЙ СПОСОБНОСТИ ПРОТИВОСТОЯТЬ ПРОИЗВОЛУ;

· РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПАРТИЙНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ;

· УСТАНОВЛЕНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ;

· ТОРЖЕСТВО ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ПЛЮРАЛИЗМА;

·   ВЫРАБОТКА НОВОГО ПРАВОВОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРАВОВЫХ ТРАДИЦИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ:

А) ПРЕОДОЛЕНИЕ УЗКОНОРМАТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРАВОВОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ТРАКТОВКА ПРАВА КАК ПРОДУКТА ВЛАСТНО-ПРИНУДИТЕЛЬНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА;

Б) ОТКАЗ ОТ ДОГМАТИЧЕСКОГО КОММЕНТИРОВАНИЯ И АПОЛОГИИ СЛОЖИВШЕГОСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА;

В) ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕКОРАТИВНОСТИ И ДЕКЛАРИРОВАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ;

Г) ВЫХОД ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ИЗ САМОИЗОЛЯЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОПЫТА.

 

29. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРАВОПОНИМАНИЯ (ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА, СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА).

30. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ ПРАВА. СУЩНОСТЬ ПРАВА.

В СОВРЕМЕННОЙ ЮР.НАУКЕ ТЕРМИН ПРАВО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В НЕСКОЛЬКИХ ЗНАЧЕНИЯХ: 1. - СОЦ-ПР. ПРИТЯЗАНИЯ ОБЩЕСТВА, КОТОРЫЕ ОБУСЛОВЛЕНЫ ПРИРОДОЙ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА (ЕСТ. ПРАВО). 2. - СИСТЕМА ПРАВОВЫХ НОРМ, УСТАНОВЛЕННЫХ (САНКЦ.) И ОБЕСПЕЧИВАЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ (ПОЗИТ. ПРАВО, ПРАВО В ОБЪЕКТ. СМЫСЛЕ). 3. - МЕРА ВОЗМОЖНОГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТА ПРАВООТНОШЕНИЯ (СУБ. ПРАВО, ПРАВО В СУБ. СМЫСЛЕ). 4. - ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВСЕХ ПР.ЯВЛЕНИЙ, ВКЛЮЧАЯ ЕСТ., ПОЗ.СУБ.ПРАВО (ПРАВОВАЯ СИСТЕМА).

В НАУКЕ СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПРАВА И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЕГО ПОНЯТИЯ:

1. НОРМ.ПОДХОД. П-СИСТЕМА ПРАВОВЫХ НОРМ, УСТАНОВ. (САНКЦ.) И ОБЕСПЕЧИВАЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ. 2. ЕСТЕСТВ.-ПР. (ЦЕННОСТНЫЙ, АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ) П- ЛИШЬ ЧАСТЬ ПРАВА, НО НЕ ВСЕ ПРАВО, СУЩЕСТВУЕТ ЕСТЕСТВ. ПРАВО, КОТОРОЕ НЕ СОЗДАЕТСЯ ГОСУДАРСТВОМ. 3. СОЦ. ПОДХОД. П- ФАКТИЧЕСКИ СЛОЖИВШИЕСЯ ОБЩ. ОТНОШЕНИЯ. ЗАКОН – ЭТО «ПРАВО В КНИГАХ». ЖИВОЕ ПРАВО ФОРМИРУЕТСЯ СУДЬЯМИ В ХОДЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВЫРАЖАЕТСЯ В ПРАВОВЫХ ПРЕЦЕДЕНТАХ.

НАИБОЛЬШЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД - ПРАВО ПО СВОЕЙ СУЩНОСТИ ЕСТЬ ВЫРАЖЕННАЯ В ЗАКОНЕ ИЛИ ИНЫХ ПРИЗНАВАЕМЫХ ГОС-ВОМ ИСТОЧНИКАХ ОБЩАЯ И ИНД. ВОЛЯ, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРОЙ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МАТЕР. И ДУХ. УСЛОВИЯМИ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

В СУЩНОСТИ ПРАВА НЕОБХОДИМО ВЫДЕЛЯТЬ ДВЕ СТОРОНЫ: 1) ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ - ВЫРАЖАЕТ ОБЩУЮ ВОЛЮ ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ИЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЕГО ЧАСТИ); 2) УЗКОСОЦ. - ВОЛЮ ТЕХ СОЦ. ГРУПП, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ У ВЛАСТИ И УЧАСТВУЮТ В ПРАВОТВ. ДЕЯ-ТИ.

В СУЩНОСТИ ПРАВА ЛЮБОГО ГОСУДАРСТВА ВЫРАЖЕНЫ КАК ОБЩЕСОЦИАЛЬНАЯ, ТАК И УЗКОСОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНЫ. В СУЩНОСТИ ПРАВА ИСТОРИЧЕСКИ ПЕРВЫХ ГОСУДАРСТВ ПРЕОБЛАДАЛА ОБЩЕСОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНА, ТАК КАК ЭТИ ГОСУДАРСТВА ВОЗНИКЛИ ИЗ НЕОБХОДИМОСТИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИИ ОБЩИХ ДЕЛ.

ПРАВО – ЭТО СИСТЕМА ОБЩЕОБЯЗ., ФОРМАЛЬНО-ОПРЕДЕЛ., УСТАНОВ. (САНКЦ.) И ОБЕСПЕЧИВАЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ (НОРМ), ВЫРАЖАЮЩИХ ОБЩУЮ И ИНДИВ. ВОЛЮ И ЯВЛЯЮЩИХСЯ ГОС.РЕГУЛЯТОРОМ ОО.

ПРИЗНАКИ ПРАВА: 1. НОРМАТИВНОСТЬ = СОСТОИТ ИЗ НОРМ, Т.Е. ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ СИТУАЦИЯХ). 2. ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ - ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА ЛИЦ.3. ФОРМАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (НОРМЫ ПРАВА ФОРМАЛЬНО ОПРЕДЕЛЕНЫ, Т.Е. СОДЕРЖАТСЯ В ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКАХ ПРАВА). 4. СИСТЕМНОСТЬ -ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СИСТЕМУ, СОСТОЯЩУЮ ИЗ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ). 5. СВЯЗЬ С ГОС-ВОМ: А) НОРМЫ ПРАВА УСТАНАВЛИВАЮТСЯ (САНКЦ.) ГОС-ВОМ; Б) ГОСУДАРСТВО ОБЕСПЕЧИВАЕТ РЕАЛИЗАЦИЮ И ЗАЩИТУ ПРАВА, - ГОС.ПРИНУЖДЕНИЯ. 6. ВОЛЕВОЙ ХАРАКТЕР - ВЫРАЖАЕТ ВОЛЮ ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ИЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЕГО ЧАСТИ, А ТАКЖЕ ВОЛЮ ОТДЕЛЬНЫХ СОЦ. ГРУПП И ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ). 7. РЕГУЛЯТИВНОСТЬ – ГОС. РЕГУЛЯТОРОМ ОО.

СОЦ. НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА - В УПОРЯДОЧЕНИИ ОО В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. ЭТО ДОСТИГАЕТСЯ ПУТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОХРАНЫОО.

31. ЦЕННОСТЬ ПРАВА. ПРАВО И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

32. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

ПРАВО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СИСТЕМУ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫХ, ФОРМАЛЬНО ЗАКРЕПЛЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, ПРЕДПИСАНИЙ И ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ УСТАНАВЛИВАЕТ И РЕАЛИЗУЕТ ГОСУДАРСТВО. ПРАВО ВЫРАЖАЕТ ИНТЕРЕСЫ ВСЕГО ОБЩЕСТВА, РЕГУЛИРУЕТ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЯ ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА, А ТАКЖЕ ВОЗЛАГАЯ НА НЕЕ ОБЯЗАННОСТИ.

ПРАВО НАХОДИТСЯ В ТЕСНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ЭКОНОМИКОЙ, ПОЛИТИКОЙ И ГОСУДАРСТВОМ. ТАК, В ЧАСТНОСТИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА, ЯВЛЯЯСЬ СИСТЕМОЙ ОТНОШЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКАЮТ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА, ПОТРЕБЛЕНИЯ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ. СУЩНОСТЬ ПРАВА ТАКЖЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СИСТЕМОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ НАХОДЯТ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ В ПРАВЕ, ВЫСТУПАЮТ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕННАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, НИ ОДИН ПРАВОВОЙ АКТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СОЗДАН БЕЗ УЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕОБХОДИМОСТИ ОБЩЕСТВА И ОБОСНОВАННОСТИ.

НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ СВЯЗЬ ИМЕЕТ ПРАВО С ПОЛИТИКОЙ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ ОПТИМАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, ПОСТАВЛЕННЫХ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ, А ТАКЖЕ ИМЕЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ СВЯЗЬ С ГОСУДАРСТВОМ. ЧЕРЕЗ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ОБЩЕСТВО РЕАГИРУЕТ НА РАЗЛИЧНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ. ПОЭТОМУ ПОЛИТИКА ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ МОЖЕТ ЯВЛЯТЬСЯ РЕАЛЬНОЙ, ДЕЙСТВЕННОЙ, КОГДА ОНА ВЫРАЖАЕТ ИНТЕРЕСЫ ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОБУСЛОВЛИВАЕТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ.

ВСЕ ВАЖНЫЕ РЕШЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРАВА, КОТОРОЕ ОБЪЕДИНЯЕТ САМЫЕ ВАЖНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ, А ТАКЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЙСТВЕННЫМ ИНСТРУМЕНТОМ ИХ ПОЛНОГО ДОСТИЖЕНИЯ.

СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА ПРОЯВЛЯЕТСЯ:

1) В ЕДИНСТВЕ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА. ОНО ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТОМ, ЧТО И ПРАВО, И ГОСУДАРСТВО ЯВЛЯЮТСЯ ИНСТРУМЕНТАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ИМЕЮТ ОБЩУЮ ТИПОЛОГИЮ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ОДИНАКОВО СВЯЗАНЫ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ, ДУХОВНЫМИ, КУЛЬТУРНЫМИ И ИНЫМИ СТОРОНАМИ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, ДОПОЛНЯЯ ДРУГ ДРУГА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СВОЕГО СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ;

2) РАЗЛИЧИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, КОТОРОЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯХ, СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ, ФОРМЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ЭТО ПРОИСХОДИТ ПО ТОЙ ПРИЧИНЕ, ЧТО РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЩЕСТВЕ – УСТАНАВЛИВАТЬ И ОБЕСПЕЧИВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПОРЯДОК, А РОЛЬ ПРАВА – СОЗДАВАТЬ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОГО ПОРЯДКА ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ;

3) ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НАЛИЧИИ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРУГ НА ДРУГА. ПРАВО ФОРМИРУЕТСЯ, ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ГОСУДАРСТВОМ, НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ГОСУДАРСТВО С ПОМОЩЬЮ ПРАВА ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕРЕЗ ПРАВО ФОРМИРУЕТСЯ ГОСУДАРСТВО, А ИМЕННО ЕГО ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМА, СТРУКТУРА, УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ГЛАВНЫЕ ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕАЛИЗУЮТСЯ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА;

4) ПРОТИВОРЕЧИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, КОТОРОЕ ВОЗНИКАЕТ В СЛУЧАЯХ ВЫХОДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ ОБЩЕСТВА, СТРЕМЛЕНИИ ПРАВА ОГРАНИЧИТЬ ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВА, ПРЕДОТВРАЩАЯ ПРОИЗВОЛ ГОСУДАРСТВА.

ВЫДЕЛЯЮТ МОДЕЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА:

  1. ТОТАЛИТАРНАЯ;
  2. ЛИБЕРАЛЬНАЯ;
  3. ПРАГМАТИЧЕСКАЯ.

 

33. СООТНОШЕНИЕ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА.

34. СООТНОШЕНИЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА.

ПОЛИТИКА – ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОС-ВА И ИНЫХ ПОЛИТ, ИНСТИТУТОВ (ПРЕЖДЕ ВСЕГО – ПОЛИТ, ПАРТИЙ), НАПРАВЛЕННАЯ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ, ИМЕЮЩИХ ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ – ГОС-ВО КАК ПОЛИТ, ОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕГО ОБЩЕСТВА.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИКИ И ПРАВА МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ В СЛЕДУЮЩИХ АСПЕКТАХ:

1) ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ НА ПРАВО. ПОСКОЛЬКУ ПОЛИТИКА ОТЧАСТИ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПУТЕМ ПРАВОТВОРЧЕСТВА, ПОЛИТИКА ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРАВО, СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ;

2) ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ВНЕ ПРАВОВЫХ ФОРМ (Т. Н. «ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ»). ГОС-ВО ПРОВОДИТ СВОЮ ПОЛИТИКУ В ПРАВОВЫХ ФОРМАХ (ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ) И В НЕПРАВОВЫХ. ГОС-ВО МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ И ИНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, КАК ПРАВОМЕРНЫЕ (НАПР., РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОЛИТИКИ ГОС-ВА В ПЕЧАТИ, ОБРАЩ. К ГРАЖДАНАМ, КОНСУЛЬТАЦИИ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ СОЦ. ГРУППАМИ), ТАК И НЕПРАВОМЕРНЫЕ (НАПР., ЗАПУГИВАНИЕ ПОЛИТ, ОППОНЕНТОВ). ДЛЯ ПРАВОВОГО ГОС-ВА ЯВЛЯЕТСЯ АКСИОМОЙ, ЧТО ВСЯКОЕ ДЕЙСТВИЕ ГОС-ВА, ОГРАНИЧИВАЮЩЕЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА, ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО НА ОСНОВАНИИ ПРАВОВОЙ НОРМЫ.

3) ВЛИЯНИЕ ПРАВА НА ПОЛИТИКУ (ПРЯМОЕ ИЛИ КОСВЕННОЕ). В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА ПРЯМОГО ВЛИЯНИЯ МОЖНО ПРИВЕСТИ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТ. ОБ ОСНОВАХ КОНСТ. СТРОЯ И ПРАВАХ И СВОБОДАХ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. В ЧАСТНОСТИ, КОНСТ.: 1) ПРОВОЗГЛАШАЕТ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ПРАВА И СВОБОДЫ ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТЬЮ; 2) УКАЗЫВАЕТ НА ДЕМОКРАТИЧ. СОЦИАЛЬНЫЙ И ПРАВОВОЙ ХАР-Р ГОС-ВА; 3) ГАРАНТИРУЕТ СВОБОДУ ЭКОНОМ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИТИ; 4) ГАРАНТИРУЕТ РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ; 5) ЗАПРЕЩАЕТ ЦЕНЗУРУ И Т. П. ПО ЭТИМ И МНОГИМ ДРУГИМ ВОПРОСАМ ПОЛИТИКА ГОС-ВА ЖЕСТКО СВЯЗАНА ПРАВОМ. КОСВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ ПРАВА НА ПОЛИТИКУ МОЖНО ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ НА ПРИМЕРЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА. ВЛИЯНИЕ ПРАВА НА ПОЛИТИКУ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ТАКЖЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРОЙ, Т. К. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВА САМО ПО СЕБЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛИТИКОЙ, ПРИЧЕМ НЕ ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНОЙ. НЕРЕДКО ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ПРОСТО ИГНОРИРУЮТСЯ В ПОЛИТ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; 4) ВОЗМОЖНОСТЬ НЕСООТВЕТСТВИЯ ПРАВА ПОЛИТИКЕ. ПРАВО ВСЕГДА БОЛЕЕ КОНСЕРВАТИВНО, ЧЕМ ПОЛИТИКА, ОТСТАЕТ ОТ ПОЛИТИКИ. НАПР., В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧ. РЕШЕНИЯ, ТРЕБУЮЩЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ЗАКОНЕ, НЕОБХОДИМО РАЗРАБОТАТЬ ПРОЕКТ ЗАКОНА И ПРОЙТИ ВСЕ СТАДИИ ЗАКОНОДАТ. ПРОЦЕССА. НЕСООТВЕТСТВИЕ ПРАВА ПОЛИТИКЕ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЗАНО И С НЕСОВЕРШЕНСТВОМ ЗАКОНА, ПРИМЕНЕНИЕ КОТОРОГО МОЖЕТ ПОВЛЕЧЬ НЕПРЕДВИДЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

 

35. ПРИНЦИПЫ ПРАВА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ЗНАЧЕНИЕ.

ПРИНЦИПЫ ПРАВА – ЭТО ОСНОВНЫЕ, ИСХОДНЫЕ ИДЕИ, НАЧАЛА, ТРЕБОВАНИЯ, ВЫРАЖАЮЩИЕ СУЩНОСТЬ ПРАВА И ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОБЩУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

ЧЕРТЫ ПРИНЦИПОВ ПРАВА: 1. ПО СВОЕМУ СОДЕРЖАНИЮ -ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ОСНОВНЫЕ, ИСХОДНЫЕ ИДЕИ, НАЧАЛА, ТРЕБОВАНИЯ. 2. ВЫРАЖАЕТСЯ СУЩНОСТЬ ПРАВА. 3. ИМЕЮТ ОБЪЕК. ХАРАКТЕР, ТАК КАК ОНИ ОТРАЖАЮТ ОБЪЕКТИВНО СУЩЕСТВУЮЩИЕ ОБЩ.ОТНОШЕНИЯ. 4. СТАБИЛЬНЕЕ, ЧЕМ КОНКРЕТНЫЕ НОРМЫ ПРАВА.5. ЯВЛЯЮТСЯ СТЕРЖНЕМ ВСЕЙ СИСТЕМЫ ПРАВА, ТАК КАК ОНИ ДЕТАЛИЗИРУЮТСЯ В КОНКРЕТНЫХ НОРМАХ ПРАВА.

ПРИНЦИПЫ ПРАВА ВЫРАЖАЮТСЯ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ ДВУМЯ СПОСОБАМИ: А) ТЕКСТУАЛЬНЫМ (ФОРМУЛИРУЮТСЯ В ТЕКСТЕ НПА); Б) СМЫСЛОВЫМ (В ТЕКСТЕ НПА НЕ ФОРМУЛИРУЮТСЯ; ОНИ ВЫВОДЯТСЯ ИЗ СМЫСЛА ЭТОГО АКТА ПУТЕМ АНАЛИЗА ЕГО ТЕКСТА).

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРАВА:

I. ОБЩЕПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ (ПРИСУЩИ ВСЕМУ ПРАВУ В ЦЕЛОМ):

1. ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ СВОБОДЫ (ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУБЪЕКТАМ МАКСИМАЛЬНОЙ СВОБОДЫ В ИХ ЖИЗНЕД-ТИ).

2. ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ (СПРАВЕДЛИВОСТЬ ПРЕДПИСАНИЙ ПРАВОВЫХ НОРМ).

3. ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗМА (В СФЕРЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА- УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ПРИНЯТИИ НОРМ; В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА - В СТЕПЕНИ ОТКРЫТОСТИ И ПОДКОНТРОЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОПРИМ.ОРГАНОВ, А ТАКЖЕ В ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВЕ ЮР. ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ).

4. ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА (ПРАВОВОЕ ПРИЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА В КАЧЕСТВЕ ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТИ, А ТАКЖЕ В УТВЕРЖДЕНИИ БЛАГА ЧЕЛОВЕКА КАК КРИТЕРИЯ ОЦЕНКИ ОБЩ. ОТНОШЕНИЙ).

5. ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ (ОЗНАЧАЕТ ФОРМАЛЬНОЕ ЮР. РАВЕНСТВО ВСЕХ ЛЮДЕЙ ПЕРЕД ЗАКОНОМ И СУДОМ).

6. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА СУБ.ПРАВ И ЮР. ОБЯЗАННОСТЕЙ (СУБ. ПРАВО И ЮР. ОБЯЗАННОСТЬ ТЕСНО ВЗАИМОСВЯЗАНЫ: СУБ. ПРАВУ КОРРЕСПОНДИРУЕТ (СООТВЕТСТВУЕТ) ЮР. ОБЯЗАННОСТЬ; СУБ.ПРАВО МОЖЕТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ БУДЕТ ИСПОЛНЕНА ЮР.ОБЯЗАННОСТЬ).

7. ПРИНЦИП ВЗАИМНОЙ ОТВ-ТИ ЛИЧНОСТИ И ГОС-ВА (ЛИЧНОСТЬ НЕСЕТ ЮР.ОТВ-СТЬ ПЕРЕД ГОС-М ЗА СОВЕРШЕННОЕ П\Н, А ГОС-ВО ДОЛЖНО НЕСТИ ЮР.О ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЛИЧНОСТИ, ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПЕРЕД ЛИЧНОСТЬЮ).

8. ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ (ТОЧНОЕ И НЕУКОСНИТЕЛЬНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЙ ПРАВ.НОРМ ВСЕМИ СУБ. ПРАВА).

II. ОТРАСЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ (ПРИСУЩИ КОНКРЕТНЫМ ОТРАСЛЯМ ПРАВА, НАПРИМЕР ПРИНЦИП РАВЕНСТВА ПРАВ СУПРУГОВ – В СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ).

III. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ (ПРИСУЩИ НЕСКОЛЬКИМ РОДСТВЕННЫМ ОТРАСЛЯМ ПРАВА, НАПРИМЕР ПРИНЦИПЫ СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ, ОТКРЫТОСТИ ПРОЦЕССА, НАЦ. ЯЗЫКА СУД-ВА – В ГРАЖДАНСКО-ПРОЦ., АРБИТРАЖНО-ПРОЦ., УГОЛОВНО-ПРОЦ. ПРАВЕ).

IV. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ (ПРИСУЩИ КОНКРЕТНОМУ ИНСТИТУТУ ПРАВА, НАПРИМЕР ПРИНЦИП РАВНОГО ДОСТУПА ГРАЖДАН К ГОС.СЛУЖБЕ – В ИНСТИТУТЕ ГОС.СЛУЖБЫ).

ПРИНЦИПЫ ПРАВА ТЕСНО ВЗАИМОСВЯЗАНЫ И РЕАЛИЗУЮТСЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ.

 

36. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ ПРАВА

37. ФУНКЦИИ ПРАВА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ

ФУНКЦИИ ПРАВА - ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ ПРАВА НАПРАВЛЕНИЯ ПРАВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ - ПУТИ, ФОРМЫ, СПОСОБЫ ВЛИЯНИЯ ПРАВА НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

ОСОБЕННОСТИ:

1) ОПРЕДЕЛЯЮТ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА В ОБЩЕСТВЕ.

2) ОПРЕДЕЛЯЮТ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

3) ОПРЕДЕЛЯЮТ СУЩНОСТЬ, ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА.

4) ОТЛИЧАЮТСЯ ДИНАМИЗМОМ.

5) НО ПРИ ЭТОМ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОСТОЯННЫ.

УСЛОВНО ФУНКЦИИ ПРАВА МОЖНО РАЗБИТЬ НА ДВЕ ГРУППЫ:

ОБЩЕ СОЦИАЛЬНЫЕ (СОВПАДАЮЩИЕ С ФУНКЦИЯМИ ГОС-ВА):

А) ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ - К ПРИМЕРУ, ПРАВО ЗАКРЕПЛЯЕТ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ.

Б) ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ - ПРАВО РЕГУЛИРУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

В) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ - ПРАВО ОТРАЖАЕТ ОПРЕДЕЛЁННУЮ ИДЕОЛОГИЮ, ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ПОВЕДЕНИЕ ЛИЦ.

Г) КОММУТАТИВНАЯ - ОБЕСПЕЧИВАЕТ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ И СУБЪЕКТАМИ УПРАВЛЕНИЯ.

Д) ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И Т.Д.

СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЕ.

ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА СИСТЕМЫ ПРАВА ЛЮБОЙ СТРАНЫ – УПОРЯДОЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВВЕДЕНИЕ ИХ В РАМКИ СОЦ. СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ. ОНА ОБУСЛАВЛИВАЕТ 2 ГРУППЫ ФУНКЦИЙ ПРАВА: РЕГУЛЯТИВНУЮ И ОХРАНИТЕЛЬНУЮ,

- РЕГУЛЯТИВНАЯ – УПОРЯДОЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПУТЕМ ЗАКРЕПЛЕНИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ПОРЯДКОВ;

РЕГУЛЯТИВНО-СТАТИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ – ВЫРАЖАЕТСЯ В ВОЗДЕЙСТВИИ ПРАВА НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПУТЁМ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИХ В ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ПРАВЫХ ИНСТИТУТАХ (ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ).

РЕГУЛЯТИВНО-ДИНАМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ – ВЫРАЖАЕТСЯ В ВОЗДЕЙСТВИИ ПРАВА НА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯ, ПУТЁМ ОФОРМЛЕНИЯ ИХ ДВИЖЕНИЯ В ФОРМЕ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (ДЕЕСПОСОБНОСТЬ, КОМПЕТЕНЦИЯ).

ОХРАНИТЕЛЬНАЯ - УСТАНОВЛЕНИЕ МЕР ЮРИДИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПОРЯДКА ИХ ВОЗЛОЖЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ.

ОЦЕНОЧНАЯ - ПОЗВОЛЯЕТ ВЫСТУПАТЬ ПРАВУ В КАЧЕСТВЕ КРИТЕРИЯ ПРАВОМЕРНОСТИ ИЛИ НЕПРАВОМЕРНОСТИ ЧЬИХ-ЛИБО ПОСТУПКОВ.

ПО СУБЪЕКТАМ ГОС. ВЛАСТИ М. ВЫДЕЛИТЬ: ЗАКОНОДАТ., ИСПОЛ И СУДЕБНОЮ ФУНКЦИИ.

 

 38. ИСТОЧНИК ПРАВА В МАТЕРИАЛЬНОМ, ИДЕАЛЬНОМ И СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКОМ СМЫСЛАХ

1) ИСТОЧНИК В МАТЕРИАЛЬНОМ СМЫСЛЕ (МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ, ИНТЕРЕСЫ И ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ И Т.П.);

2) ИСТОЧНИК В ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ (РАЗЛИЧНЫЕ ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ И ДОКТРИНЫ, ПРАВОСОЗНАНИЕ И Т.Д.);

3) ИСТОЧНИК В ФОРМАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ — ЭТО И ЕСТЬ ФОРМА ПРАВА.

В МАТЕРИАЛЬНОМ: СМЫСЛЕ ИСТОЧНИКОМ ПРАВА ЯВЛЯЮТСЯ ТЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ ОБУСЛОВЛИВАЮТ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЭТО ТЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ИЗ КОТОРЫХ ВОЗНИКАЕТ ПРАВО. ТЕРМИН «ИСТОЧНИК ПРАВА» В ИДЕАЛЬНОМ СМЫСЛЕ ОЗНАЧАЕТ ПРАВОСОЗНАНИЕ. ПОД ПРАВОСОЗНАНИЕМ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ПОНИМАЕТСЯ ЖЕЛАЕМОЕ ПРАВО, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БУДУЩЕМ ПРАВЕ. В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ИДЕАЛЬНЫЙ СМЫСЛ НЕОТДЕЛИМ ОТ МАТЕРИАЛЬНОГО, ТАК КАК ПОЖЕЛАНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПРАВА СВЯЗАНЫ С ИМЕЮЩИМИСЯ УСЛОВИЯМИ. В ФОРМАЛЬНОМ (ЮРИДИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ) ИСТОЧНИКОМ ПРАВА ЯВЛЯЮТСЯ ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ НОРМАТИВНОЙ ВОЛИ. ИМЕННО ФОРМАЛЬНЫЙ СМЫСЛ ТЕРМИНА «ИСТОЧНИК ПРАВА» УРАВНИВАЕТСЯ С ТЕРМИНОМ «ФОРМА ПРАВА». ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИСТОЧНИК (ФОРМА) ПРАВА - ЭТО ОБЪЕКТИВИРОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ ПРАВИЛА ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ, КОТОРЫЕ В СИЛУ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЧИН ПРИЗНАЮТСЯ ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ.

 

 

39. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА

ВЫДЕЛЯЮТ ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРАВА:

1 НОРМАТИВНЫЙ АКТ — ЭТО ПРАВОВОЙ АКТ, СОДЕРЖАЩИЙ НОРМЫ ПРАВА И НАПРАВЛЕННЫЙ НА УРЕГУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОБЩЕСТВЕН­НЫХ ОТНОШЕНИЙ. (К ИХ ЧИСЛУ ОТНОСЯТСЯ КОНСТИТУЦИЯ, ЗАКОНЫ, ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ И Т.П.);

2 ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ — ЭТО ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШЕЕСЯ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ, СОДЕРЖАЩЕЕСЯ В СОЗНАНИИ ЛЮДЕЙ И ВОШЕДШЕЕ В ПРИВЫЧКУ В РЕЗУЛЬТАТЕ МНОГОКРАТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ, ПРИВОДЯЩЕЕ К ПРАВОВЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ (НАПРИМЕР, СОГЛАСНО СТ. 5 ГК РФ, ОТДЕЛЬНЫЕ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МОГУТ РЕГУЛИРОВАТЬСЯ ОБЫЧАЯМИ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА);

3 ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ — ЭТО СУДЕБНОЕ ИЛИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ПО КОНКРЕТНОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ДЕЛУ, КОТОРОМУ ПРИДАЕТСЯ СИЛА НОРМЫ ПРАВА И КОТОРЫМ РУКОВОДСТВУЮТСЯ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СХОЖИХ ДЕЛ (РАСПРОСТРАНЕН ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В СТРАНАХ ОБЩЕЙ ПРАВОВОЙ СЕМЬИ — АНГЛИИ, США, КАНАДЕ И Т.Д.);

4 НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР — СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВОТВОРЧЕСКИМИ СУБЪЕКТАМИ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ВОЗНИКАЕТ НОВАЯ НОРМА ПРАВА (ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР РФ 1992 Г.).

 

ТЕРМИН «ИСТОЧНИК ПРАВА» СЛЕДУЕТ РАССМОТРЕТЬ С ТРЕХ СТОРОН: С МАТЕРИАЛЬНОЙ, ИДЕОЛОГИИ, ФОРМАЛЬНО ЮРИДИЧЕСКОЙ. ПОД МАТЕРИАЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ПРАВА ПОНИМАЮТСЯ МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА, ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ, ИНТЕРЕСЫ И ПОТРЕБНОСТИ ЛЮДЕЙ. ПОД ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКОМ ПРАВА, РАЗЛИЧАЮТ ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ, ДОКТРИНЫ, ПРАВОСОЗНАНИЕ. ИСТОЧНИКОМ ПРАВА В ФОРМАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ ПОНИМАЮТ ФОРМУ ПРАВА. ФОРМА ПРАВА - ЭТО СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ ВОВНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВОЛИ, ЮРИДИЧЕСКИХ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ.
ВЫДЕЛЯЮТ 4 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРАВА:
1. НОРМАТИВНЫЙ АКТ - ЭТО ПРАВОВОЙ АКТ, СОДЕРЖАЩИЙ НОРМЫ ПРАВА И НАПРАВЛЕННЫЙ НА УРЕГУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. (КОНСТИТУЦИЯ, ЗАКОНЫ, ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ) НОРМАТИВНЫЙ АКТ - ДОМИНИРУЮЩИЙ ИСТОЧНИК ПРАВА ВО ВСЕХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ МИРА. ОН ИМЕЕТ РЯД НЕОСПОРИМЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ.
1. НОРМАТИВНЫЙ АКТ МОЖЕТ БЫТЬ ИЗДАН ОПЕРАТИВНО, В ЛЮБОЙ СВОЕЙ ЧАСТИ ИЗМЕНЕН, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ОТНОСИТЕЛЬНО БЫСТРО РЕАГИРОВАТЬ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.
2. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, КАК ПРАВИЛО, ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ СИСТЕМАТИЗИРОВАНЫ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ЛЕГКО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПОИСК НУЖНОГО ДОКУМЕНТА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИЛИ РЕАЛИЗАЦИИ.
3. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ПОЗВОЛЯЮТ ТОЧНО ФИКСИРОВАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ, ЧТО ПОМОГАЕТ ПРОВОДИТЬ ЕДИНУЮ ПОЛИТИКУ, НЕ ДОПУСКАТЬ ПРОИЗВОЛЬНОГО ТОЛКОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ.
4. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ПОДДЕРЖИВАЮТСЯ Г, ИМ ОХРАНЯЮТСЯ. В СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ НАРУШИТЕЛИ ПРЕСЛЕДУЮТСЯ И НАКАЗЫВАЮТСЯ НА ОСНОВАНИИ ЗАКОНА.
2. ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ - ЭТО ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШЕЕСЯ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ, СОДЕРЖАЩЕЕСЯ В СОЗНАНИИ ЛЮДЕЙ И ВОШЕДШЕЕ В ПРИВЫЧКУ..). В РФ ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ ИМЕЕТ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ (СТ. 5 ГР-ГО КОДЕКСА РФ – ОНА ПРИЗНАЕТ ОБЫЧАИ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА В КАЧ-ВЕ ПРАВОВЫХ НОРМ). ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ ПРИЗНАЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ ПРАВА ТОГДА, КОГДА ОН ЗАКРЕПЛЯЕТ УЖЕ ДАВНО СЛОЖИВШИЕСЯ ОТНОШЕНИЯ, ОДОБРЯЕМЫЕ НАСЕЛЕНИЕМ. В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ И ФЕОДАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВАХ ОБЫЧАИ САНКЦИОНИРОВАЛИСЬ РЕШЕНИЯМИ СУДА ПО ПОВОДУ ОТДЕЛЬНЫХ ФАКТОВ. СЕЙЧАС ВСТРЕЧАЕТСЯ И ДРУГОЙ СПОСОБ САНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВОМ ОБЫЧАЕВ — ОТСЫЛКА К НИМ В ТЕКСТЕ ЗАКОНОВ.
3. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ - ЭТО СУДЕБНОЕ ИЛИ АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ПО КОНКРЕТНОМУ ЮР.ДЕЛУ, КОТОРОМУ ПРИДАЕТСЯ СИЛА НОРМЫ ПРАВА И КОТОРЫМ РУКОВОДСТВУЮТСЯ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СХОЖИХ ДЕЛА. СУЩНОСТЬ СУДЕБНОГО ПРЕЦЕДЕНТА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПРИДАНИИ НОРМАТИВНОГО ХАРАКТЕРА РЕШЕНИЮ СУДА ПО КОНКРЕТНОМУ ДЕЛУ. ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ СУДОВ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ВСЕ РЕШЕНИЕ ИЛИ ПРИГОВОР, А ТОЛЬКО «СЕРДЦЕВИНА» ДЕЛА, СУТЬ ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ СУДЬИ, НА ОСНОВЕ КОТОРОЙ ВЫНОСИТСЯ РЕШЕНИЕ. ЭТО, КАК НАЗЫВАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ПО АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ, «RATIO DCIDENDI». ИЗ ПРЕЦЕДЕНТА ПОСТЕПЕННО МОГУТ СКЛАДЫВАТЬСЯ И НОРМЫ ЗАКОНОВ. В НЕДАВНЕМ ПРОШЛОМ В СОВЕТСКОЙ ПРАВОВОЙ НАУКЕ ПРЕЦЕДЕНТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА ОЦЕНИВАЛСЯ ТОЛЬКО ОТРИЦАТЕЛЬНО, ОДНАКО В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ТОН КРИТИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НЕСКОЛЬКО СМЯГЧИЛСЯ. БОЛЕЕ ТОГО, УЖЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИРАВНЯТЬ СУДЕБНУЮ ДОКТРИНУ К ИСТОЧНИКАМ ПРАВА. ДУМАЕТСЯ, ЧТО ПРЕДЛАГАЕМОЕ ВОЗМОЖНО, НО ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМЫ НЕЗАВИСИМЫЙ СУД И СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА СУДЕЙ, А ТАКЖЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИХ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ТОМ НАПРАВЛЕНИИ, ПРИ КОТОРОМ СТАНЕТ ВОЗМОЖНЫМ ИХ ПРАВОТВОРЧЕСТВО.
4. НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР - СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВОТВОРЧЕСКИМИ СУБЪЕКТАМИ В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ВОЗНИКАЕТ НОВАЯ НОРМА ПРАВА. В ОТЛИЧИЕ ОТ НОРМАТИВНОГО АКТА, ДОГОВОРЫ ВЫСТУПАЮТ РЕЗУЛЬТАТОМ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ПО ПОВОДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБОЮДНЫЙ ИНТЕРЕС. НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР, РЕШЕНИЕ, КОНВЕНЦИИ), НО ПРИОРИТЕТ РЕГУЛИРУЕТСЯ Г-М. В РФ НАИБОЛЬШЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛОЙ ОБЛАДАЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР.

 

40. ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ. СТ. 5 ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РФ ОБ ОБЫЧАЯХ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА

 

41. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА (ИСТОЧНИК) РОССИЙСКОГО ПРАВА. ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ - ЭТО ПРАВОВОЙ АКТ, ПРИНЯТЫЙ ПРАВОМОЧНЫМ НА ТО ОРГАНОМ И СОДЕРЖАЩИЙ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ, Т.Е. ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА И ПОСТОЯННОГО ДЕЙСТВИЯ, РАССЧИТАННЫЙ НА МНОГОКРАТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ИЗДАЮТСЯ ОРГАНАМИ, ОБЛАДАЮЩИМИ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ, В СТРОГО УСТАНОВЛЕННОЙ ФОРМЕ. НОРМАТИВНЫЙ АКТ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ ДОКУМЕНТОМ, НОСИТЕЛЕМ ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ.

НОРМАТИВНЫЙ АКТ ЗАНИМАЕТ ОСОБОЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ НОРМ. ЕГО СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ОТ АКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ.

ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЕ ВСЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА ДВЕ БОЛЬШИЕ ГРУППЫ: ЗАКОНЫ И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ.

ВИДЫ ЗАКОНОВ:

1 КОНСТИТУЦИЯ (ЗАКОН ЗАКОНОВ) — ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ, УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРАВОВОЙ АКТ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ, ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФОРМУ ПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, УЧРЕЖДАЮЩИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ; 2 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТ УЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ ПРИНИМАЮТСЯ ПО ВОПРОСАМ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМ И ОРГАНИЧЕСКИ СВЯЗАННЫМ С КОНСТИТУЦИЕЙ. 3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ — ЭТО АКТЫ ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОСВЯЩЕННЫЕ РАЗЛИЧНЫМ СТОРОНАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА; 4 ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ — ИЗДАЮТСЯ ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ И РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ТОЛЬКО НА СООТВЕТСТВУЮЩУЮ КАТЕГОРИЮ.

ВИДЫ ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ:

1.) УКАЗЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ (ВТОРЫЕ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ПЕРВЫХ, ПРИНИМАЮТСЯ БОЛЬШЕ ПО ПРОЦЕДУРНЫМ, ТЕКУЩИМ ВОПРОСАМ); 2.) ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ — АКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВА, НАДЕЛЕННОГО ШИРОКОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПРОЦЕССАМИ; 3) ПРИКАЗЫ, ИНСТРУКЦИИ, ПОЛОЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВ, ВЕДОМСТВ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМИТЕТОВ РЕГУЛИРУЮТ, КАК ПРАВИЛО, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ПРЕДЕЛАХ КОМПЕТЕНЦИИ ДАННОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ; 4) РЕШЕНИЯ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ; 5) РЕШЕНИЯ, РАСПОРЯЖЕНИЯ, ПОСТАНОВЛЕНИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ; 6) НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ (НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ) ОРГАНОВ; 7) ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ — ЭТО НОРМАТИВНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, ПРИНЯТЫЕ НА УРОВНЕ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ (ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО ТРУДОВОГО РАСПОРЯДКА).

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТА ПРАВОТВОРЧЕСТВА ВСЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ НА:

1 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ; 2 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ИНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР (МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ПРОФСОЮЗОВ, АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ, ТОВАРИЩЕСТВ И Т.П.); 3 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ СОВМЕСТНОГО ХАРАКТЕРА (ГО И ИНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР); — -НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, ПРИНЯТЫЕ НА РЕФЕРЕНДУМЕ.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СФЕРЫ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЕЛЯТ НА:

1 ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНЫЕ; — НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; 2 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ; — ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ. В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СРОКА ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ КАК:

1 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ НЕОПРЕДЕЛЕННО-ДЛИТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ; 2 ВРЕМЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ.

 

 

42. ДОГОВОР НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ

В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ ИСТОЧНИКОМ ПРАВА МОЖЕТ БЫТЬ ДОГОВОР НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ. ОСНОВНОЕ ЕГО ОТЛИЧИЕ ОТ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ ДОГОВОРОВ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ОН СОДЕРЖИТ НОРМУ ПРАВА — ПРАВИЛО ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ КРУГОМ ЛИЦ. ОДНАКО, ОТЛИЧАЯСЬ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ДОГОВОРОВ, НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ ДОГОВОР ОТВЕЧАЕТ И УСЛОВИЯМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ДОГОВОРОВ. ТАК, ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ НЕОБХОДИМЫ:

§ СОГЛАСНАЯ ВОЛЯ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ЛИЦ;

§ ВЗАИМНОЕ ПОЗНАНИЕ ЭТОЙ ВОЛИ;

§ ВОЗМОЖНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ВОЛИ.

ЕЩЕ ОДНО ОТЛИЧИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО ДОГОВОРА В ТОМ, ЧТО ОН МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ НЕ ТОЛЬКО НОРМЫ НРАВА, НО И ПРИНЦИПЫ НРАВА (НАПРИМЕР, ПРИНЦИП ГУМАННОСТИ, СОДЕРЖАЩИЙСЯ В БОЛЬШИНСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ КОНВЕНЦИЙ).

С 90-Х ГГ. XX В. ДОГОВОРЫ НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОЛУЧАЮТ В РОССИИ ВСЕ БОЛЬШЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ КАК ИСТОЧНИК (ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ) ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА. ОНИ МОГУТ НАЗЫВАТЬСЯ ПО- РАЗНОМУ («КОНТРАКТ», «СОГЛАШЕНИЕ», «ДОГОВОРЕННОСТЬ»), НО В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ДОКУМЕНТ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ НОРМУ НРАВА.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР — ЭТО СОВМЕСТНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ, ОФОРМЛЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЯ СОГЛАСОВАННЫХ ОБОСОБЛЕННЫХ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ПРАВОТВОРЧЕСТВА, НАПРАВЛЕННЫХ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ.

ХАРАКТЕРНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ДАННОЙ ФОРМЫ ПРАВА ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ОН НЕ ПРИНИМАЕТСЯ КАКИМ-ЛИБО ПРАВОТВОРЧЕСКИМ ОРГАНОМ, А ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОДЕРЖАЩЕЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ СОГЛАШЕНИЕ ДОГОВАРИВАЮЩИХСЯ СТОРОН.

ИСХОДЯ ИЗДАННОГО ПОНИМАНИЯ ДОГОВОРА НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ЧЕРТЫ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ДОГОВОРА НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК ЮРИДИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА:

§ ОБЩИЙ ВЗАИМНЫЙ ИНТЕРЕС СТОРОН;

§ РАВЕНСТВО СТОРОН;

§ ДОБРОВОЛЬНОСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЯ;

§ ВОЗМЕЗДНОСТЬ;

§ ВЗАИМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ПРИНЯТЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ;

§ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

В НАШЕЙ СТРАНЕ ПРИНЯТА СЛЕДУЮЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ (ПО ОТРАСЛЕВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ):

§ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ (ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР 1922 Г.. ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР 1992 Г. И ДР.);

§ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ (СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРААЛЕНИЯ О ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПОСЛЕДНИМ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ);

§ ТРУДОВЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ.

КАК ВИДИМ, ЭТА КЛАССИФИКАЦИЯ КАСАЕТСЯ В ОСНОВНОМ ДОГОВОРОВ, ВЫСТУПАЮЩИХ ЮРИДИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА. ОДНАКО ЧАШЕ ВСЕГО НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОГОВОРЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОЮ ПРАВА, ГДЕ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ, В СУЩНОСТИ, ОСНОВНЫМ ИСТОЧНИКОМ (ФОРМОЙ ВЫРАЖЕНИЯ): ТОЛЬКО ДВУ- ИЛИ МНОГОСТОРОННИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ НАСЧИТЫВАЕТСЯ СВЫШЕ 500 ТЫС. В КОНСТИТУЦИЯХ МНОГИХ ГОСУДАРСТВ (ФРАНЦИЯ, НИДЕРЛАНДЫ, РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ) УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ПРИ ПРОТИВОРЕЧИЯХ МЕЖДУ НОРМАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА И НАЦИОНАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ПЕРВЫЕ БУДУТ ПРЕОБЛАДАТЬ.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ ДОГОВОР ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВЕСЬМА ЗНАЧИМУЮ РАЗНОВИДНОСТЬ ДОГОВОРНЫХ АКТОВ, СУЩЕСТВУЮЩИХ В РАМКАХ НЕ ТОЛЬКО НАЦИОНАЛЬНОГО, НО И МЕЖДУНАРОДНОЮ НРАВА. НОРМОУСТАНАВЛИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ ЯРКО ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТАКИХ ОТРАСЛЯХ ПРАВА, КАК МЕЖДУНАРОДНОЕ И КОНСТИТУЦИОННОЕ. ПОЭТОМУ ЕЩЕ ОДНОЙ ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО ДОГОВОРА ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ЧТО ОН ЧАЩЕ ВСЕГО ИМЕЕТ ПУБЛИЧНЫЙ ХАРАКТЕР, Т. Е. СТОРОНАМИ ТАКИХ ДОГОВОРОВ ВЫСТУПАЮТ ГОСУДАРСТВА, ОТДЕЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.112 с.