Место и роль государства в политической системе общества — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Место и роль государства в политической системе общества

2021-03-17 86
Место и роль государства в политической системе общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВИДЫ МЕТОДОВ ТГП:

I. ВСЕОБЩИЕ (ФИЛОСОФСКИЕ, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ, МЫШЛЕНИИ): 1) МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ МЕТОД (ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК ВЕЧНЫЕ И НЕИЗМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ, ГЛУБОКО НЕ СВЯЗАННЫЕ ДРУГ С ДРУГОМ И С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ); 2) ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД (ГИП- КАК ЯВЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ, ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ, РАЗВИВАЮЩИЕСЯ): А) МЕТОД ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ (СВЯЗЫВАЕТСЯ С РАЗУМОМ, СОЗНАНИЕМ): – ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ (ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СВЯЗАНО С ОБЪЕКТИВНЫМ РАЗУМОМ); – СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ (С СОЗНАНИЕМ И ВОЛЕЙ ЛЮДЕЙ); Б) МЕТОД МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ (С ОБЪЕКТИВНЫМИ ЗАКОНОМЕРНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА).

ВСЕОБЩИЕ МЕТОДЫ ИМЕЮТ ВАЖНОЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ - ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ СТЕРЖЕНЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОНИ УКАЗЫВАЮТ ЛИШЬ САМЫЕ ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРЕШЕНИЮ НАУЧНЫХ ПРОБЛЕМ.

II. ОБЩЕНАУЧНЫЕ (ПРИЕМЫ, СПОСОБЫ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НА ОТДЕЛЬНЫХ ЕГО ЭТАПАХ; ОНИ ПРИМЕНЯЮТСЯ ВСЕМИ НАУКАМИ): 1) ЛОГИЧЕСКИЙ (ЛОГИКИ,); 2) ИСТОРИЧЕСКИЙ (ИССЛЕДОВАНИИ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ИЗУЧАЕМОГО ОБЪЕКТА); 3) СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ (ИССЛЕДОВАНИИ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИЙ ИЗУЧАЕМОГО ОБЪЕКТА); 4) СИСТЕМНЫЙ (ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ИЗУЧАЕМОГО ОБЪЕКТА С ДРУГИМИ ОБЪЕКТАМИ КАК ЭЛЕМЕНТАМИ СИСТЕМЫ). 5) МЕТОД КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ; ПРЕДПОЛАГАЕТ ДВОЯКИЙ ПОДХОД: А) С ПРЕДМЕТНОЙ СТОРОНЫ (ИССЛЕДОВАНИЕ НЕ ТОЛЬКО ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМЫ, НО И ДРУГИХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ С НЕЙ ПРОБЛЕМ); Б) С МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ (С ПОЗИЦИЙ НЕ ОДНОЙ, А НЕСКОЛЬКИХ НАУК).

III. ЧАСТНОНАУЧНЫЕ/СПЕЦИАЛЬНЫЕ (РАЗРАБОТАНЫ РАЗЛИЧНЫМИ НАУКАМИ И ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ЮР.НАУКОЙ В ГОС-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ): 1) СТАТИСТИЧЕСКИЙ – ОСНОВАН НА СБОРЕ, ОБРАБОТКЕ И АНАЛИЗЕ ИНФОРМАЦИИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЙ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО ОБЪЕКТА; 2) СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ –ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ: НАБЛЮДЕНИЯ, АНКЕТИРОВАНИЯ; 3) СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ –ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ, СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП, ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ; 4) МАТЕМАТИЧЕСКИЙ –МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И МОДЕЛЕЙ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ; 5) КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ –СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ, КАТЕГОРИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ КИБЕРНЕТИКИ.

IV. ЧАСТНОПРАВОВЫЕ (РАЗРАБОТАНЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКОЙ НА ОСНОВЕ ОБЩЕНАУЧНЫХ И ЧАСТНОНАУЧНЫХ МЕТОДОВ): 1) ФОРМАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕТОД – НА ИЗУЧЕНИИ ПРАВА ВНЕ ЕГО СВЯЗИ С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ; 2) МЕТОД СРАВНИТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЯ И ПРАВОВЕДЕНИЯ –СРАВНЕНИЯ С АНАЛОГИЧНЫМ ОБЪЕКТОМ В ДРУГИХ СТРАНАХ; 3) МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ЭКСПЕРИМЕНТА – ОСНОВАН НА АПРОБАЦИИ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ НОВОВВЕДЕНИЙ; 4) МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ – ОСНОВАН НА ПОСТРОЕНИИ НАУЧНЫХ ПРОГНОЗОВ.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ: 1. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ, ХАРАКТЕР ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ.2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ И УРОВЕНЬ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА.3. СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ, ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ (СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НЕ ДОЛЖЕН ПРЕДРЕШАТЬ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ).

МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НЕ ОСТАЕТСЯ НЕИЗМЕННОЙ. ОНА ПОСТОЯННО ОБОГАЩАЕТСЯ. РАЗВИТИЕ НАУКИ ПРИВОДИТ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИМЕЮЩИХСЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И К ПОЯВЛЕНИЮ НОВЫХ.

 

4. ФУНКЦИИ ТГП

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ИЗУЧАЕТ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В НАИБОЛЕЕ ОБЩЕМ ВИДЕ. ОНА ИЗУЧАЕТ НАИБОЛЕЕ ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. КАК ОТРАСЛЬ НАУКИ ОНА ИМЕЕТ СВОИ ФУНКЦИИ.

ФУНКЦИЯМИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ПРИНЯТО СЧИТАТЬ ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫЕ ВЫЯВЛЯЮТ И ПРЕДСТАВЛЯЮТ РОЛЬ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА:

1) ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ. ДАННАЯ ФУНКЦИЯ ИЗУЧАЕТ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ, АНАЛИЗИРУЕТ ИХ;

2) ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ. НАПРАВЛЕНА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУКОЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В БУДУЩЕМ, ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ И ПРОБЛЕМ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВОЗНИКНУТЬ В ПРОЦЕССЕ;

3) ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ. ЭТА ФУНКЦИЯ ПРИЗВАНА ОБЕСПЕЧИТЬ ПОЗНАНИЕ КАТЕГОРИЙ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, А ТАКЖЕ ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ПРАВОВЫХ ЯВЛЕНИЙ.

С ЕЕ ПОМОЩЬЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПОЛУЧЕНИЕ НУЖНЫХ ЗНАНИЙ (ПРИ ЭТОМ ОНИ ТОЛКУЮТСЯ С НАУЧНЫХ ПОЗИЦИЙ);

4) МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ. ПРИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ВЫСТУПАЕТ В КАЧЕСТВЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ДЛЯ ВСЕХ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ТАК КАК В ПРОЦЕССЕ ОБОБЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПРАКТИКИ ОНА ИЗУЧАЕТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВСЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ, ФОРМИРУЕТ БАЗОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПОНЯТИЯ, ВЫВОДЫ, ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ УТВЕРЖДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТ ДРУГИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНЫХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СВОИХ ПРЕДМЕТОВ;

5) ПРИКЛАДНАЯ. ДАННАЯ ФУНКЦИЯ СОСТОИТ В РАЗРАБОТКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ДЛЯ МНОГИХ СФЕР ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ОБЛАСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ;

6) ПОЛИТИЧЕСКАЯ (ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ: ПОЛИТИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ). ФУНКЦИЯ, КОТОРАЯ НАПРАВЛЕНА НА ВЫРАБОТКУ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ ПЕРЕСТРОЙКИ ПРАВОВЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОРМ ПРАВА, ДАЛЬНЕЙШЕГО УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ, А ТАКЖЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАУЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНЫХ ОСНОВ КАК ДЛЯ ВНУТРЕННЕЙ, ТАК И ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ;

7) ЭВРИСТИЧЕСКАЯ. ЭТО ФУНКЦИЯ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОЙ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА, ИСПОЛЬЗУЯ ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ПРАВИЛА ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫЯВЛЯЕТ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В РАЗВИТИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА;

8) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОЙ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВА;

9) ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ. ДАННАЯ ФУНКЦИЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ОНА РЕШАЕТ ВОПРОСЫ ПО СБОРУ ИДЕЙ, ВЗГЛЯДОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ НАУЧНОГО ОБОСНОВАНИЯ ОБЪЯСНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ЯВЛЕНИЙ;

10) ПРАКТИЧЕСКИ-ОРГАНИЗАТОРСКАЯ. ФУНКЦИЯ, КОТОРАЯ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РАЗРАБАТЫВАЕТ РЕКОМЕНДАЦИИ, КОТОРЫЕ ПРИЗВАНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, А ТАКЖЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ;

11) ТЕОРЕТИКО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СОСТОИТ В НАУЧНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ЯВЛЕНИЙ;

12) УЧЕБНАЯ. ЭТА ФУНКЦИЯ ПРИЗВАНА ОБЕСПЕЧИВАТЬ ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

 

5. ОБЩЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

ОБЩЕСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ. ОБЩЕИЗВЕСТНО, ЧТО ГОСУДАРСТВО СУЩЕСТВОВАЛО У НАРОДОВ НЕ ВСЕГДА, ЕГО ОБРАЗОВАНИЮ ПРЕДШЕДСТВОВАЛ ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ – ДРЕВНИЙ ТИП КОЛЛЕКТИВНОГО ИЛИ КООПЕРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА. ТРУДОВЫЕ НАВЫКИ ТОЛЬКО ФОРМИРОВАЛИСЬ, ОРУДИЯ ТРУДА БЫЛИ ПРИМИТИВНЫ. ОДНАКО С МОМЕНТА ЕСТЕСТВЕННОГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОСТИ ТРУД ЧЕЛОВЕКА СТАНОВИТСЯ КОЛЛЕКТИВНЫМ, Т.Е. СОВМЕСТНЫМ ТРУДОМ ВСЕХ ЧЛЕНОВ ОБЩИНЫ, КОТОРАЯ ВЫСТУПАЛА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ. ХАРАКТЕР СОБСТВЕННОСТИ БЫЛ ОБЩИМ, ИНЫМИ СЛОВАМИ, ВСЕ ОРУДИЯ ТРУДА, А ТАКЖЕ ДОБЫТЫЕ С ИХ ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВА К СУЩЕСТВОВАНИЮ (ПЛОДЫ, РЫБА, ЖИВОТНЫЕ И Т.П.) ПРИНАДЛЕЖАЛО ВСЕМ. ПОСКОЛЬКУ ОРУДИЯ ТРУДА И СРЕДСТВА К СУЩЕСТВОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ КОЛЛЕКТИВНО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ ТРУДА БЫЛО УРАВНИТЕЛЬНЫМ. ТАКАЯ КОЛЛЕКТИВНОСТЬ, ОБЩНОСТЬ БЫЛА СВОЕОБРАЗНЫМ «КОММУНИЗМОМ», НЕ РЕЗУЛЬТАТОМ КАКОГО-ЛИБО ОБОБЩЕСТВЛЕНИЯ, А ЕСТЕСТВЕННЫМ СОСТОЯНИЕМ ПЕРВОНАЧАЛЬНО ВОЗНИКШЕЙ КОЛЛЕКТИВНОСТИ. ФОРМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ТОТ ПЕРИОД (ПОСЛЕ ПЕРВОБЫТНОГО СТАДА) БЫЛ РОД, ПРИЧЕМ НЕ ТОЛЬКО КАК ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ, СВЯЗАННЫХ УЗАМИ РОДСТВА (ПРОИСХОДЯЩИЕ ОТ ОДНОГО ПРАРОДИТЕЛЯ), НО И КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ ГРУППА, СЛОЖИВШАЯСЯ ДЛЯ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА. В ЭПОХИ БРОНЗОВОГО И ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКОВ ИЗМЕНИЛИСЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРИСВОЕНИЕ ПРОДУКТОВ ПРИРОДЫ ПЕРЕРОСЛО В КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРИСВОЕНИЕ ПРОДУКТОВ ТРУДА, А ОБЩЕЕ ВЛАДЕНИЕ ОРУДИЯМИ ТРУДА И ПРОДУКТАМИ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТРАНСФОРМИРОВАЛОСЬ В ОБЩИННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ. СТАЛА ДРУГОЙ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – ПЕРВОБЫТНОЕ СТАДО ПРЕОБРАЗОВАЛОСЬ В РОД КАК НОСИТЕЛЬ И НАКОПИТЕЛЬ КОЛЛЕКТИВНОГО ОПЫТА ТРУДА, КОТОРЫЙ ПОСТОЯННО СОВЕРШЕНСТВОВАЛСЯ. РОДЫ ОБЪЕДИНЯЛИСЬ В ПЛЕМЕНА, А ПОСЛЕДНИЕ – В СОЮЗ ПЛЕМЕН. ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ, ТО ЕСТЬ ПОТРЕБНОСТЬ ВО ВЛАСТИ, НО ГОСУДАРСТВА ЕЩЕ НЕ БЫЛО В РОДОВОМ УСТРОЙСТВЕ ОБЩЕСТВА. ХОТЯ ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ УЖЕ СУЩЕСТВОВАЛА, НО ОНА ЯВЛЯЛАСЬ НЕПОЛИТИЧЕСКОЙ, Т.К. НЕ БЫЛА СВЯЗАНА С ГОСУДАРСТВОМ. ВЛАСТЬ – ДРЕВНЕЕ И ПОВСЕМЕСТНОЕ, УНИВЕРСАЛЬНОЕ СВОЙСТВО ЛЮБОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, В КОТОРЫЙ ЭЛЕМЕНТ ВЛАСТВОВАНИЯ И ЭЛЕМЕНТ ПОДЧИНЕНИЯ СКАЗЫВАЮТСЯ ВО ВСЕМ, ЧТО БУДУЧИ СОСТАВЛЕНО ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ. В ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ, ЗАЧАТОЧНОМ ВИДЕ РОДОПЛЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЕСТЬ ВЛАСТЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ В ИНТЕРЕСАХ ВСЕГО ОБЩЕСТВА. ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЕМ БЫЛИ ОБЩИЕ СОБРАНИЯ ЧЛЕНОВ РОДА, ПЛЕМЕНИ, СОВЕТЫ СТАРЕЙШИН КАК «ПЕРВЫХ СРЕДИ РАВНЫХ», ГЛАВА РОДА, ВОЖДЬ ПЛЕМЕНИ, ПО СТАРШЕНСТВУ ПОЛУЧИВШИЕ ПРАВО УПРАВЛЯТЬ РОДОМ, ПЛЕМЕНЕМ В ИНТЕРЕСАХ ВСЕХ СОРОДИЧЕЙ И СОПЛИМЕННИКОВ. ВЛАСТЬ ВНАЧАЛЕ НЕ ДАВАЛА НИКАКИХ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ, А ПОКОИЛАСЬ ТОЛЬКО НА АВТОРИТЕТЕ. ВПОСЛЕДСТВИИ ОНА СТАЛА ВИДОИЗМЕНЯТЬСЯ И ПРИНИМАТЬ НОВЫЕ, НЕ СВОЙСТВЕННЫЕ ЕЙ ИЗНАЧАЛЬНО ФОРМЫ.

 

6.  СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

ФОРМОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ В ТО ВРЕМЯ БЫЛ РОД (ПЕРВОБЫТНАЯ РОДОВАЯ ОБЩИНА), КОТОРЫЙ ПРЕДСТАВЛЯЛ СОБОЙ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА ОСНОВЕ КРОВНОГО РОДСТВА, СОВМЕСТНОГО КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА, ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ОРУДИЯ ТРУДА И ПРОДУКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ДЛЯ СИСТЕМЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ ХАРАКТЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЧЕРТЫ:
1. ЕСТЕСТВЕННО-ПРИРОДНЫЙ (КАК И У ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ) ХАРАКТЕР, ИСТОРИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ.
2. ДЕЙСТВИЕ НА ОСНОВЕ МЕХАНИЗМА ОБЫЧАЯ.
3. СИНКРЕТИЧНОСТЬ, НЕРАСЧЛЕНЕННОСТЬ НОРМ ПЕРВОБЫТНОЙ МОРАЛИ, РЕЛИГИОЗНЫХ, РИТУАЛЬНЫХ И ДР. НОРМ. (ОТСЮДА ИХ НАЗВАНИЕ - «МОНОНОРМЫ», КОТОРОЕ ВВЕЛ РОССИЙСКИЙ ЭТНОГРАФ А.И. ПЕРШИЦ.)
4. ПРЕДПИСАНИЯ МОНОНОРМ НЕ ИМЕЛИ ПРЕДОСТАВИТЕЛЬНО-ОБЯЗЫВАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА: ИХ ТРЕБОВАНИЯ НЕ РАСЦЕНИВАЛИСЬ КАК ПРАВО ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ, ИБО БЫЛИ ВЫРАЖЕНИЕМ СОЦИАЛЬНО НЕОБХОДИМЫХ, ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
5. ДОМИНИРОВАНИЕ ЗАПРЕТОВ. ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В ФОРМЕ ТАБУ, ТО ЕСТЬ НЕПРЕРЕКАЕМОГО ЗАПРЕТА, НАРУШЕНИЕ КОТОРОГО КАРАЕТСЯ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫМИ СИЛАМИ. ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, ЧТО ИСТОРИЧЕСКИ ПЕРВЫМ ТАБУ БЫЛ ЗАПРЕТ ИНЦЕСТОВ - КРОВНОРОДСТВЕННЫХ БРАКОВ.
6. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТОЛЬКО НА ДАННЫЙ РОДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ (НАРУШЕНИЕ ОБЫЧАЯ - «РОДСТВЕННОЕ ДЕЛО»).
7. НОРМАТИВНО-РЕГУЛЯТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МИФОВ, САГ, БЫЛИН, СКАЗАНИЙ И ИНЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.
8. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ САНКЦИИ - ОСУЖДЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ НАРУШИТЕЛЯ СО СТОРОНЫ РОДОВОГО КОЛЛЕКТИВА («ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОРИЦАНИЕ»), ОСТРАКИЗМ (ИЗГНАНИЕ ИЗ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ЧЕЛОВЕК ОКАЗЫВАЛСЯ «БЕЗ РОДУ И ПЛЕМЕНИ», ЧТО ПРАКТИЧЕСКИ БЫЛО РАВНОСИЛЬНО СМЕРТИ). ПРИМЕНЯЛИСЬ ТАКЖЕ ТЕЛЕСНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ И СМЕРТНАЯ КАЗНЬ.
СОВРЕМЕННЫЕ АВТОРЫ В ОБЪЯСНЕНИИ ГЕНЕЗИСА ПРАВА ИСПОЛЬЗУЮТ ПОНЯТИЕ НЕОЛИТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (ОТ СЛОВА «НЕОЛИТ» — НОВЫЙ КАМЕННЫЙ ВЕК), КОТОРАЯ ПРОИСХОДИТ ПРИМЕРНО В VIII-III ВВ. ДО Н. Э. И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ПЕРЕХОДЕ ОТ ПРИСВАИВАЮЩЕЙ ЭКОНОМИКИ К ПРОИЗВОДЯЩЕЙ. ВОЗНИКАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБМЕНА ТОВАРОВ, СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЕВ, КЛАССОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ, ТО ЕСТЬ УСТАНОВЛЕНИЯ ОБЩЕГО ПОРЯДКА, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПОТРЕБНОСТЯМ ПРОИЗВОДЯЩЕГО ХОЗЯЙСТВА.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВА ПРОЯВЛЯЕТСЯ:
А) В ЗАПИСИ ОБЫЧАЕВ, СТАНОВЛЕНИИ ОБЫЧНОГО ПРАВА;
Б) В ДОВЕДЕНИИ ТЕКСТОВ ОБЫЧАЕВ ДО ВСЕОБЩЕГО СВЕДЕНИЯ;
В) В ПОЯВЛЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ), ОТВЕЧАЮЩИХ ЗА НАЛИЧИЕ СПРАВЕДЛИВЫХ ВСЕОБЩИХ ПРАВИЛ, ИХ ОФИЦИАЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ В ЯСНЫХ И ДОСТУПНЫХ ФОРМАХ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
В САНКЦИОНИРОВАНИИ ОБЫЧАЕВ И СОЗДАНИИ СУДЕБНЫХ ПРЕЦЕДЕНТОВ ВАЖНУЮ РОЛЬ СЫГРАЛА СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖРЕЦОВ, ВЕРХОВНЫХ ПРАВИТЕЛЕЙ И НАЗНАЧАЕМЫХ ИМИ ЛИЦ.
САМООРГАНИЗАЦИЯ, ИНЫЕ САМОПРОИЗВОЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ — ВОТ ГЛАВНОЕ, ЧТО ХАРАКТЕРИЗОВАЛО В ЦЕЛОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ПРИСВАИВАЮЩЕЙ ЭКОНОМИКЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ.
ВОЗНИКАЛИ ПРАВИЛА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СМЯГЧЕНИЕ АГРЕССИВНЫХ СТОЛКНОВЕНИЙ МЕЖДУ ГРУППАМИ, ОРГАНИЗАЦИЮ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВЗАИМОПОМОЩИ, СОВМЕСТНЫХ ОХОТ, РЫБОЛОВНОГО ПРОМЫСЛА, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПИЩИ, СОБЛЮДЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСТАНОВЛЕНИЙ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОТЕСТАРНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, ПРОЦЕДУРЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ И Т.П.
ЭТИ РЕГУЛЯТИВНЫЕ НАЧАЛА ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ В РАЗНЫХ ФОРМАХ, НО СУТЬ ИХ ОДНА — ОНИ НАПРАВЛЕНЫ НА ПОДДЕРЖАНИЕ ПРИСВАИВАЮЩИХ ЭКОНОМИК, НА ГАРМОНИЧНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ, НА ЕГО ВОСПРОИЗВОДСТВО КАК БИОЛОГИЧЕСКОГО ВИДА.
ВОЗНИКАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ХРАНЕНИЕ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ОБМЕН ПРИБАВОЧНОГО ПРОДУКТА И ВОЗНИКАЮЩИХ НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ. ПОЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ НОРМИРОВАТЬ, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, И УЧИТЫВАТЬ, ТРУДОВОЙ ВКЛАД КАЖДОГО ЧЛЕНА ОБЩЕСТВА, РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГО ТРУДА, ЕГО УЧАСТИЕ В СОЗДАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОНДОВ, ВЫДАЧИ ЕМУ ИЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОНДОВ. БЕЗ ТАКОГО НОРМИРОВАНИЯ И УЧЕТА ОБЩЕСТВА ПРОИЗВОДЯЩЕЙ ЭКОНОМИКИ ПОПРОСТУ НЕ СМОГЛИ БЫ СУЩЕСТВОВАТЬ. ЭТА ЭКОНОМИКА ОБЪЕКТИВНО ВЕДЕТ К ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗДЕЛЕНИЮ ТРУДА.
В СТРУКТУРЕ РЕГУЛЯТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА— СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ПРИСВАИВАЮЩЕЙ ЭКОНОМИКИ — МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ.
СОДЕРЖАНИЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ, КАК ОТМЕЧАЛОСЬ, БЫЛИ НАПРАВЛЕНЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИСВАИВАЮЩЕЙ ЭКОНОМИКИ, ГАРМОНИЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА КОНКРЕТНЫХ ОБЩИН В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ.
ВАЖНЕЙШИМ ВОПРОСОМ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ЕГО ВОСПРОИЗВОДСТВО КАК БИОЛОГИЧЕСКОГО ВИДА. ДЛЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА КОНКРЕТНЫХ ГРУПП, КЛАНОВ НЕОБХОДИМО БЫЛО НАЛИЧИЕ В НИХ ОПРЕДЕЛЕННОГО КОЛИЧЕСТВА ЖЕНЩИН, ДЕТЕЙ. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ РЕГУЛИРОВАЛИ В ЭТОЙ СВЯЗИ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЖЕНЩИН В ДРУГИХ ГРУППАХ, В НЕКОТОРЫХ СИТУАЦИЯХ — ИХ ПОХИЩЕНИЕ.
СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВНИЯ. ЗДЕСЬ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ТРИ ОСНОВНЫХ СПОСОБА — ЗАПРЕТЫ, ДОЗВОЛЕНИЯ И (В ЗАЧАТОЧНОЙ ФОРМЕ) ПОЗИТИВНОЕ ОБЯЗЫВАНИЕ.
ЗАПРЕТЫ СУЩЕСТВОВАЛИ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, В ВИДЕ ТАБУ,
ДОЗВОЛЕНИЯ (РАЗРЕШЕНИЯ),
ДОЗВОЛЯЛОСЬ ТАКЖЕ ОХОТИТЬСЯ И СОБИРАТЬ ПИЩУ НА ОТВЕДЕННЫХ УЧАСТКАХ, ОТДАВАТЬ ДЛЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДИ ЧЛЕНОВ ОБЩИНЫ И ДЛЯ ПОДАРКОВ ЧЛЕНАМ ДРУГИХ ОБЩИН ТУШИ БОЛЬШИХ ЖИВОТНЫХ, РАСПРЕДЕЛЯТЬ ТУШИ САМИМ ДОБЫТЧИКАМ СОГЛАСНО УСТАНОВЛЕННОМУ ПОРЯДКУ, УЧАСТВОВАТЬ В КОЛЛЕКТИВНЫХ АКЦИЯХ МЩЕНИЯ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ЧЛЕНУ ОБЩИНЫ.
ЗАПРЕЩАЛОСЬ: НАРУШАТЬ РАЗДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ В ОБЩИНЕ МЕЖДУ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ, ВЗРОСЛЫМИ И ДЕТЬМИ; УБИЙСТВО; ТЕЛЕСНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ; КАННИБАЛИЗМ; КРОВОСМЕШАНИЕ; КОЛДОВСТВО (ИМ МОГЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ЛИШЬ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЛИЦА — КОЛДУНЫ); ПОХИЩЕНИЕ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ; НЕДОЗВОЛЕННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ НА СТОЯНКАХ; ВОРОВСТВО; НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ СУПРУЖЕСКОГО СОЮЗА, В ТОМ ЧИСЛЕ ЭКВИВАЛЕТНОСТИ МЕЖДУ ОБЩИНАМИ ПРИ ОБМЕНЕ ЖЕНЩИНАМИ ДЛЯ БРАКА; СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОЖЬ; НАРУШЕНИЕ СУПРУЖЕСКОЙ ВЕРНОСТИ И Т.П.
ПОЗИТИВНОЕ ОБЯЗЫВАНИЕ ИМЕЛО СВОЕЙ ЦЕЛЬЮ ОРГАНИЗОВАТЬ НЕОБХОДИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПРОЦЕССАХ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ, СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛИЩ, РАЗЖИГАНИЯ КОСТРОВ И ПОДДЕРЖАНИЯ ОГНЯ, ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОРУДИЙ, СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ (НАПРИМЕР, ЛОДОК).
ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРИСВАИВАЮЩЕЙ ЭКОНОМИКИ НАХОДИЛИ СВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В МИФОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ, В ТРАДИЦИЯХ, ОБЫЧАЯХ, РИТУАЛАХ, ОБРЯДАХ, В ИНЫХ ФОРМАХ.
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА — ОДНА ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ И ОЧЕНЬ МОЩНЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
В ЕДИНСТВЕ С ОБРЯДАМИ, «СВЯЗАННЫМИ» ПРЕДМЕТАМИ, РИТУАЛАМИ, МЕСТНОСТЯМИ МИФЫ ИГРАЛИ ОСНОВНУЮ СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНУЮ И ИНФОРМАЦИОННУЮ РОЛЬ: В НИХ ЗАКРЕПЛЯЛИСЬ СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОРУДИЙ, СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТАХ КОЧЕВИЙ, МЕСТАХ ДЛЯ СТОЯНОК, О ВСЕХ ГЕОГРАФИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ МЕСТАХ, О НОРМАХ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ, О КЛАССАХ РОДСТВА, ТОТЕМИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ, ПОЛОВЫЕ, ПИЩЕВЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ТАБУ, ИМЕВШИЕ ВАЖНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕДИЦИЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. МНОЖЕСТВО СПОСОБОВ — ОТ ОБРЯДОВОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА МИФОВ ДО НАКАЗАНИЯ «НАРУШИТЕЛЕЙ» В СООТВЕТСТВИИ С УСТАНОВЛЕННЫМИ И ЗАКРЕПЛЕННЫМИ В
ФОРМОЙ ВЫРАЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ ВЫСТУПАЛИ, ОДНАКО, НЕ ТОЛЬКО МИФЫ. ТАКОЙ ФОРМОЙ БЫЛО И КЛАССИФИКАЦИОННОЕ РОДСТВО, КОГДА КОНКРЕТНЫЕ ЛЮДИ ВКЛЮЧАЛИСЬ В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ КОНКРЕТНЫЕ ГРУППЫ (КЛАССЫ) РОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОТ ЭТИХ РОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОСНОВОЙ КОТОРЫХ ЯВЛЯЛИСЬ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ НОРМЫ, ЗАВИСЕЛИ ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (ОТНОШЕНИЯ ПОДЧИНЕНИЯ ОДНИХ ГРУПП, ОДНИХ ИНДИВИДОВ ДРУГИМИ), РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИОННОЕ РОДСТВО, ХАРАКТЕРНОЕ ДЛЯ ПРИСВАИВАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА, РЕГУЛИРОВАЛО ТАКИМ ОБРАЗОМ СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ ЛЮДЕЙ, ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ДАЖЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ, В ЧАСТНОСТИ, ОХОТНИЧЬИМИ УГОДЬЯМИ.
ФОРМОЙ ВЫРАЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ БЫЛИ ТАКЖЕ САМОПРОИЗВОЛЬНО СКЛАДЫВАЮЩИЕСЯ ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, В СВЯЗИ С ЧЕМ ЭТИ ОБЩЕСТВА НАЗЫВАЮТ В ЛИТЕРАТУРЕ ТРАДИЦИОННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ.
ПРОЦЕДУРЫ.
В ДОКЛАССОВОМ ОБЩЕСТВЕ ИМЕЛИСЬ ДОПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЛАСТНЫЕ ОРГАНЫ (ПОТЕСТАРНЫЕ ОРГАНЫ), КОТОРЫЕ ТОЖЕ ВЫРАБАТЫВАЛИ НОРМЫ. ПО ОБЪЕКТУ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОСЛЕДНИЕ МОЖНО УСЛОВНО ПОДРАЗДЕЛИТЬ НА НОРМЫ ЗЕМЕЛЬНЫЕ, ИМУЩЕСТВЕННЫЕ, УГОЛОВНЫЕ, А ПО СУБЪЕКТАМ — НА НОРМЫ РОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ, ГРУППОВЫЕ, МЕЖГРУППОВЫЕ. БЫЛИ В ЭТОМ ОБЩЕСТВЕ И СВОЕОБРАЗНЫЕ «ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ» НОРМЫ. ТАК, НАРУШЕНИЕ РАЗБИРАЛОСЬ И НАКАЗАНИЕ НАЗНАЧАЛОСЬ САМИМ КОЛЛЕКТИВОМ, ПРИЧЕМ НЕ ТОЛЬКО В ЛИЦЕ СТАРЕЙШИН И ВОЖДЕЙ, НО И БЛИЖАЙШИМИ РОДСТВЕННИКАМИ ВИНОВНОГО ИЛИ ПОСТРАДАВШЕГО.
В ЗАПАДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ, НЕ СТРЕМЯЩЕЙСЯ ПРОВЕСТИ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ РАЗНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ СИСТЕМАМИ, СДЕЛАН ВЫВОД, ЧТО МОЖНО ГОВОРИТЬ ВСЕГО ЛИШЬ О «ДВОИЧНЫХ» И «ТРОИЧНЫХ» ПРОЦЕДУРАХ ТАКИХ РАЗБИРАТЕЛЬСТВ. ПРИ «ДВОИЧНЫХ» — СПОРЫ РЕШАЮТСЯ И НАКАЗАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ САМИМИ ВРАЖДУЮЩИМИ И СПОРЯЩИМИ СТОРОНАМИ, А ТАКЖЕ ИХ РОДСТВЕННИКАМИ. ПРИ «ТРОИЧНЫХ» — ЭТИМ ЗАНИМАЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНО НАЗНАЧЕННОЕ ЛИЦО ЛИБО ВЫДЕЛЕННЫЙ ДЛЯ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ ОРГАН, СЛОВОМ, ВНЕШНЯЯ, ПОСТОРОННЯЯ ДЛЯ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН ИЛИ НАРУШИТЕЛЯ СИЛА.
САНКЦИИ ИМЕЛИ СВОЮ СТРУКТУРУ: ОБЩЕСТВЕННОЕ ПОРИЦАНИЕ, ИЗГНАНИЕ ИЗ ОБЩИНЫ, НАНЕСЕНИЕ ТЕЛЕСНОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ, СМЕРТНАЯ КАЗНЬ — НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ИХ ФОРМЫ.
ОДНАКО ПРАВИЛА (НОРМЫ) ПОВЕДЕНИЯ В ДОКЛАССОВОМ, ДОГОСУДАРСТВЕННОМ ОБЩЕСТВЕ НЕ МОГУТ БЫТЬ ОТНЕСЕНЫ НИ К КАТЕГОРИИ ПРАВОВЫХ, НИ К КАТЕГОРИИ МОРАЛЬНЫХ НОРМ. ОНИ, ПО ВЫРАЖЕНИЮ ИЗВЕСТНОГО ИСТОРИКА ПЕРВОБЫТНОСТИ И ЭТНОГРАФА А. И. ПЕРШИЦА, ИМЕЮТ ХАРАКТЕР «МОНОНОРМ», Т.Е. ЕДИНЫХ ЕЩЕ НЕРАСЧЛЕНЕННЫХ СПЕЦИФИЧЕСКИХ НОРМ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ЭТИ «МОНОНОРМЫ» ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ПРАВА, КОТОРОЕ КАК ИНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГУЛЯТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЛИШЬ НА СЛЕДУЮЩЕМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА, В ЕГО КЛАССОВОЙ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФОРМЕ. ОТЛИЧАЮТСЯ ОНИ И ОТ МОРАЛИ. В ЧАСТНОСТИ, ИХ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО ОБЩЕСТВЕННЫМ ПОРИЦАНИЕМ, ЧТО ХАРАКТЕРНО ДЛЯ МОРАЛИ, НО И НАКАЗАНИЕМ НА ОСНОВЕ ТВЕРДО ФИКСИРОВАННЫХ САНКЦИЙ.
НЕЛЬЗЯ МОНОНОРМЫ ДЕЛИТЬ И НА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ,Т.Е. ВЫРАБОТАННЫЕ И САНКЦИОНИРОВАННЫЕ ОСОБЫМИ ОРГАНАМИ, И НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ, Т.Е. ВЫРАБОТАННЫЕ И ВЫПОЛНЯЕМЫМИ ОДНИМИ И ТЕМИ ЖЕ ОБЩНОСТЯМИ. ПОЯВЛЕНИЕ МОНОНОРМ ОСНОВЫВАЕТСЯ КАК НА ТОМ, ТАК И НА ДРУГОМ, ТОГДА КАК ПРАВО — ПРОДУКТ В ОСНОВНОМ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО, А МОРАЛЬ — НЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.
МОНОНОРМЫ НАХОДЯТСЯ В ОРГАНИЧНОЙ СВЯЗИ С ЭКОНОМИКОЙ И ИДЕОЛОГИЕЙ ПРИСВАИВАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА, В КОТОРОМ ЧЕЛОВЕК ЕЩЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ПРИРОДЫ. ОН ПРИСВАИВАЕТ ГОТОВЫЕ ЕСТЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ, И ИМЕННО ЭТО ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКИ И В СОЦИАЛЬНО-РЕГУЛЯТИВНОЙ СИСТЕМЕ.

7.  

8. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПРАВА

  ПЕРВОЙ ФОРМОЙ ПРАВА - ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ — ОБЫЧАЙ, САНКЦИОНИРОВАННЫЙ ГОСУДАРСТВОМ. ПО СОДЕРЖАНИЮ ОН ОСТАЕТСЯ ТЕМ ЖЕ САМЫМ ПРАВИЛОМ ПОВЕДЕНИЯ, НО ОБРЕТАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ: ЕСЛИ НЕ СРАБОТАЕТ СИЛА ПРИВЫЧКИ, К ДЕЛУ ПОДКЛЮЧИТСЯ ГОСУДАРСТВО. ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБЫЧАЯ ПРОИЗВОДИТСЯ ДВУМЯ СПОСОБАМИ:
А) ПУТЕМ УКАЗАНИЯ НА ОБЫЧАЙ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ АКТЕ (ОТСЫЛКИ К ОБЫЧАЮ);
Б) ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЫЧАЯ В КАЧЕСТВЕ НОРМАТИВНОЙ ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ. ЕСЛИ НОРМА ОБЫЧАЯ ПОЛНОСТЬЮ ВОСПРОИЗВЕДЕНА В ТЕКСТЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА ИЛИ ПОЛОЖЕНА В ОСНОВУ СУДЕБНОГО ПРЕЦЕДЕНТА, ТО КАЧЕСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИСТОЧНИКА ПРАВА (ПРАВОВОГО ОБЫЧАЯ) ОБЫЧАЙ НЕ ОБРЕТАЕТ:
НОРМА ОБЫЧАЯ СУЩЕСТВУЕТ УЖЕ В ФОРМЕ НОРМАТИВНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО АКТА ИЛИ СУДЕБНОГО ПРЕЦЕДЕНТА.
В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОЛЬ ПРАВОВОГО ОБЫЧАЯ КАК ИСТОЧНИКА ПРАВА НЕЗНАЧИТЕЛЬНА.

ОБЫЧНОЕ ПРАВО ГОСПОДСТВОВАЛО НА РАННИХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ. ОДНАКО ОНО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ И В СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ США, АНГЛИИ, ФРГ, В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ.

 ВТОРОЙ ВИД ИСТОЧНИКОВ ПРАВА — СУДЕБНЫЙ БЫЛ РАСПРОСТРАНЕН В СРЕДНИЕ ВЕКА. ВАЖНЫМ ИСТОЧНИКОМ ПРАВА СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЯВЛЯЕТСЯ В СТРАНАХ, В КОТОРЫХ ПОЛУЧИЛО РАСПРОСТРАНЕНИЕ АНГЛО-САКСОНСКОЕ ОБЩЕЕ ПРАВО. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ — ЭТО РЕШЕНИЕ СУДЕБНОГО ИЛИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОРГАНА, КОТОРОЕ ПОСЛУЖИЛО ОБРАЗЦОМ (ЭТАЛОНОМ, ПРИМЕРОМ) ПРИ РАССМОТРЕНИИ ПОДОБНОГО (АНАЛОГИЧНОГО) ДЕЛА И СТАЛО ЮРИДИЧЕСКИМ ПРАВИЛОМ. ТРЕТЬИМ ВИДОМ ИСТОЧНИКОВ НОРМ ПРАВА МОЖНО НАЗВАТЬ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР. НОРМОУСТАНАВЛИВАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ ПРИЗНАЕТСЯ ВО ВСЕХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМАХ. ОДНАКО НУЖНО ОТЛИЧАТЬ ДОГОВОР КАК ИСТОЧНИК ПРАВА (НОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР) ОТ ПРАВОВОГО ДОГОВОРА КАК ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО АКТА (НАПРИМЕР, ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ), КОТОРЫЙ УСТАНАВЛИВАЕТ НЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА, А КОНКРЕТНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КОНКРЕТНЫХ СУБЪЕКТОВ. ЧЕТВЕРТЫМ (И ВАЖНЕЙШИМ) ИСТОЧНИКОМ ПРАВА ЯВЛЯЕТСЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ. В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ ЮРИДИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА (ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ, УЧЕНИЯ О ПРАВЕ). СУЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОНА ИМЕЛА ДЛЯ ПРАВА ДРЕВНЕГО РИМА. НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫМ РИМСКИМ ЮРИСТАМ ПРЕДОСТАВЛЯЛОСЬ ПРАВО ДАВАТЬ РАЗЪЯСНЕНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ СУДОВ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДОКТРИНА ПРИЗНАЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ НОРМ В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ. В АНГЛИИ СУДЬИ НЕРЕДКО ОБОСНОВЫВАЮТ СВОИ РЕШЕНИЯ ССЫЛКАМИ НА ТРУДЫ УЧЕНЫХ.

 

9. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО С ДАВНИХ ПОР ИНТЕРЕСОВАЛОСЬ ПРОБЛЕМАМИ, КАСАЮЩИМИСЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. В РЕЗУЛЬТАТЕ СЕГОДНЯ МЫ ИМЕЕМ МНОЖЕСТВО ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ И ГОСУДАРСТВА, И ПРАВА. ЭТИ ТЕОРИИ РАЗРАБАТЫВАЛИСЬ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ И ИЗМЕНЯЛИСЬ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЭКОНОМИКИ.

ОСНОВНЫМИ ТЕОРИЯМИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ПРИНЯТО СЧИТАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ.

1. ТЕОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ. ЭТО ТЕОРИЯ О БОЖЕСТВЕННОМ НАЧАЛЕ В ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА. СОГЛАСНО ДАННОЙ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВО БЫЛО СОЗДАНО И СУЩЕСТВУЕТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ПО ВОЛЕ БОГА, ПРИ ЭТОМ ПРАВО СЧИТАЕТСЯ БОЖЕСТВЕННОЙ ВОЛЕЙ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, СЧИТАЛОСЬ, ЧТО ВЛАСТЬ ЦЕРКВИ ИМЕЕТ БОЛЕЕ ВЫСОКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, НАХОДИТСЯ НАД СВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ, МОНАРХ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ НА ПРЕСТОЛ ОСВЯЩАЛСЯ ЦЕРКОВЬЮ, ПОЧИТАЛСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ БОГА НА ЗЕМЛЕ. СТОРОННИКИ ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: Ф. АКВИНСКИЙ, Ф. ЛЕБЮФФ, Д. ЭЙВЕ И ДР.

2. ПАТРИАРХАЛЬНУЮ ТЕОРИЮ. СОГЛАСНО ДАННОЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВО ПРОИЗОШЛО В РЕЗУЛЬТАТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕМЬИ. РАЗРОСШАЯСЯ СЕМЬЯ ПРЕВРАТИЛАСЬ В ГОСУДАРСТВО. ПОЭТОМУ МОНАРХ ПРИХОДИТСЯ ОТЦОМ (ПАТРИАРХОМ) ВСЕМ СВОИМ ПОДДАННЫМ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАНЫ ЕГО СЛУШАТЬСЯ И ОТНОСИТЬСЯ К НЕМУ С БОЛЬШИМ ПОЧТЕНИЕМ. ОБЯЗАННОСТЬ ЖЕ МОНАРХА – ЗАБОТА О СВОИХ ПОДДАННЫХ И СПРАВЕДЛИВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. СТОРОННИКАМИ ПАТРИАРХАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ЯВЛЯЮТСЯ: АРИСТОТЕЛЬ, КОНФУЦИЙ, Р. ФИЛМЕР, Н.К. МИХАЙЛОВСКИЙ И ДР.

3. ДОГОВОРНУЮ ТЕОРИЮ. ПО ЭТОЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ПРОДУКТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА, НО НЕ ПРОЯВЛЕНИЕМ ВОЛИ БОГА. В РЕЗУЛЬТАТЕ ГОСУДАРСТВО ВОЗНИКЛО ВСЛЕДСТВИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЛЮДЬМИ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА МЕЖДУ СОБОЙ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ОБЩУЮ ПОЛЬЗУ И ИНТЕРЕСЫ. ЕСЛИ ЖЕ БУДУТ НАРУШЕНЫ ИЛИ НЕ ВЫПОЛНЕНЫ УСЛОВИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА, ТО НАРОД ВПРАВЕ РАСТОРГНУТЬ ЕГО, ПРИЧЕМ ДАЖЕ ЧЕРЕЗ РЕВОЛЮЦИЮ. СТОРОННИКИ ДОГОВОРНОЙ ТЕОРИИ: Т. ГОББС, ДЖ. ЛОКК, Ж.Ж. РУССО, А.Н. РАДИЩЕВ И ДР.

4. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ. В СООТВЕТСТВИИ С ЭТОЙ ТЕОРИЕЙ ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА СТАЛО РЕЗУЛЬТАТОМ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА ПОД ДЕЙСТВИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРИЧИН. СТОРОННИКИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: К. МАРКС, Ф. ЭНГЕЛЬС, В.И. ЛЕНИН, Г.В. ПЛЕХАНОВ.

5. ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ. ДАННАЯ ТЕОРИЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА СВЯЗЫВАЕТСЯ С ОСОБЕННЫМИ СВОЙСТВАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ, А ИМЕННО С ТЯГОЙ К ВЛАСТИ ОДНИХ НАД ДРУГИМИ И ПОТРЕБНОСТЬЮ ОДНИХ ПОДЧИНЯТЬСЯ ДРУГИМ. СТОРОННИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: Л.И. ПЕТРАЖИЦКИЙ, Д. ФРЕЗЕР, 3. ФРЕЙД И ДР.

6. ТЕОРИЮ НАСИЛИЯ. СТОРОННИКИ ТЕОРИИ НАСИЛИЯ СЧИТАЮТ, ЧТО ГОСУДАРСТВО ВОЗНИКЛО КАК РЕЗУЛЬТАТ НАСИЛИЯ, ЧЕРЕЗ ЗАВОЕВАНИЯ БОЛЕЕ СЛАБЫХ И БЕЗЗАЩИТНЫХ НАРОДОВ БОЛЕЕ СИЛЬНЫМИ И ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПЛЕМЕНАМИ. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ТЕОРИИ НАСИЛИЯ: Е. ДЮРИНГ, К. КАУТСКИЙ И ДР.

7. ПАТРИМОНИАЛЬНУЮ ТЕОРИЮ. СОГЛАСНО ПАТРИМОНИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВО ОБРАЗОВАЛОСЬ ОТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ И ПРАВА ВЛАДЕНИЯ ЕЙ ТЕМИ ЛИЦАМИ, КОТОРЫЕ ПРОЖИВАЮТ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ. СТОРОННИК ПАТРИМОНИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ – А. ГАЛЛЕР.

8. ОРГАНИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ. СТОРОННИКИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СЧИТАЛИ, ЧТО ГОСУДАРСТВО ПОЯВИЛОСЬ И РАЗВИВАЛОСЬ ДАЛЬШЕ КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОРГАНИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: Г. СПЕНСЕР, А.Э. ВОРМС И ДР.

 

10.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

ГОСУДАРСТВО - ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВЛАСТИ.

ДРУГИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА:

«ГОСУДАРСТВО – ЭТО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ И КОНЦЕНТРИРОВАННАЯ СИЛА ПОДДЕРЖАНИЯ ПОРЯДКА. ГОСУДАРСТВО – ЭТО ИНСТИТУТ ИЛИ РЯД ИНСТИТУТОВ, ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА КОТОРЫХ (НЕЗАВИСИМО ОТ ВСЕХ ПРОЧИХ ЗАДАЧ) – ОХРАНА ПОРЯДКА. ГОСУДАРСТВО СУЩЕСТВУЕТ ТАМ, ГДЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОРГАНЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ПОРЯДКА, КАК, НАПРИМЕР, ПОЛИЦИЯ И СУД, ОТДЕЛИЛИСЬ ОТ ОСТАЛЬНЫХ СФЕР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНИ И ЕСТЬ ГОСУДАРСТВО» (ГЕЛЛНЕР Э. 1991. НАЦИИ И НАЦИОНАЛИЗМ / ПЕР. С АНГЛ. – М.: ПРОГРЕСС. С.28).

«ГОСУДАРСТВО ЕСТЬ ОСОБАЯ ДОСТАТОЧНО УСТОЙЧИВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ ОТДЕЛЁННУЮ ОТ НАСЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЮ ВЛАСТИ И АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И ПРЕТЕНДУЮЩАЯ НА ВЕРХОВНОЕ ПРАВО УПРАВЛЯТЬ (ТРЕБОВАТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ) ОПРЕДЕЛЁННЫМИ ТЕРРИТОРИЕЙ И НАСЕЛЕНИЕМ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОГЛАСИЯ ПОСЛЕДНЕГО; ИМЕЮЩАЯ СИЛЫ И СРЕДСТВА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВОИХ ПРЕТЕНЗИЙ» (ГРИНИН Л.Г. 1997. ФОРМАЦИИ И ЦИВИЛИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЭТНИЧЕСКИЕ И ДУХОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИИ ИСТОРИИ // ФИЛОСОФИЯ И ОБЩЕСТВО. № 5. С. 20).

«ГОСУДАРСТВО – ЭТО НЕЗАВИСИМАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ОНО СУЩЕСТВУЕТ В СЛОЖНОМ, СТРАТИФИЦИРОВАННОМ ОБЩЕСТВЕ, РАСПОЛОЖЕННОМ НА ОПРЕДЕЛЁННОЙ ТЕРРИТОРИИ И СОСТОЯЩЕМ ИЗ ДВУХ ОСНОВНЫХ СТРАТ – ПРАВИТЕЛЕЙ И УПРАВЛЯЕМЫХ. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЭТИМИ СЛОЯМИ ХАРАКТЕРИЗУЮТСЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ ГОСПОДСТВОМ ПЕРВЫХ И НАЛОГОВЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ ВТОРЫХ. ЭТИ ОТНОШЕНИЯ УЗАКОНЕНЫ РАЗДЕЛЯЕМОЙ, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ЧАСТЬЮ ОБЩЕСТВА ИДЕОЛОГИЕЙ, В ОСНОВЕ КОТОРОЙ ЛЕЖИТ ПРИНЦИП РЕЦИПРОКНОСТИ» (CLAESSEN H. J. M. 1996. STATE // ENCYCLOPEDIA OF CULTURAL ANTHROPOLOGY. VOL. IV. NEW YORK. P.1255).

«ГОСУДАРСТВО ЕСТЬ МАШИНА ДЛЯ УГНЕТЕНИЯ ОДНОГО КЛАССА ДРУГИМ, МАШИНА, ЧТОБЫ ДЕРЖАТЬ В ПОВИНОВЕНИИ ОДНОМУ КЛАССУ ПРОЧИЕ ПОДЧИНЕННЫЕ КЛАССЫ» (ЛЕНИН В.И., ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ, 5 ИЗД., Т.39, С.75).

ОСНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ - ПРАВА НАРОДОВ, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, ОСНОВНЫЕ ДОЗАКОНОТВОРЧЕСКИЕ И ВНЕЗАКОНОТВОРЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ МЕРЫ СВОБОДЫ, КОТОРЫЕ ПЕРВИЧНЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЛАСТИ И ОГРАНИЧИВАЮТ СУВЕРЕНИТЕТ.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:
ЭТНИЧЕСКИЙ - НАРОД, КАК ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ В СМЫСЛЕ ПРАВА НАЦИИ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ: СОЗДАВАТЬ СВОЮ СУВЕРЕННУЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ ФОРМУ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ. ПРИ ЭТОМ НЕ МОГУТ НАРУШАТЬСЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ДРУГИХ НАЦИЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ДАННОЙ ТЕРРИТОРИИ.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ - СТРАНА, ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ С КОТОРОЙ СВЯЗАНА НАЦИЯ, СУБЪЕКТ ПРАВА НА ПОЛИТИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ - ПРИЗВАНО ОБЕСПЕЧИТЬ СВОБОДНОЕ СОВМЕСТНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ДУХОВНОЕ БЫТИЕ ЛЮДЕЙ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:
• ГОСУДАРСТВО ЕСТЬ ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ, А НЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ НАСИЛИЕ, ПОСКОЛЬКУ ОГРАНИЧЕНО ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА.
• ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ ОГРАНИЧЕНО (ОБЫЧНО В КОНСТИТУЦИИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ГАРАНТИЙ) ПРАВОМ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ САМОРЕГУЛИРУЮЩЕГОСЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. ГОСУДАРСТВО ЧЕРЕЗ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В СФЕРУ САМОРЕГУЛЯЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА МОЖЕТ СПОСОБСТВОВАТЬ БОЛЕЕ РАННЕМУ ВКЛЮЧЕНИЮ МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВА, НО ДЕЛАТЬ ЭТО ДОЛЖНО НА УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА СОГЛАСНО РАМОК, УСТАНОВЛЕННЫХ КОНСТИТУЦИОННЫМ ПРАВОМ, ДАБЫ НЕ ПОВРЕДИТЬ ИНСТИТУТАМ И МЕХАНИЗМАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ.
• ОГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА ДОСТИГАЕТСЯ ПУТЕМ ПОСТОЯННОГО ТОЛКОВАНИЯ СУДАМИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ.
• КОНКУРЕНТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ: НЕВОЗМОЖНОСТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОЗИТИВНЫХ ПРАВ В УЩЕРБ НЕГАТИВНЫМ; ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В УЩЕРБ РЫНОЧНОМУ, ПОДМЕНЫ СУДЕБНОЙ ПРОЦЕДУРЫ РАССМОТРЕНИЯ СПОРА АРБИТРАЖНОЙ ПРОЦЕДУРОЙ, УПРОЩЕННОЙ ПО СРАВНЕНИЮ С ПЕРВОЙ; ПОДМЕНУ ПАРЛАМЕНТСКОГО ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОХОДА И Т.Д.

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.
ГОСУДАРСТВО ЧЕРЕЗ БЮРОКРАТИЮ СТРЕМИТСЯ К УСИЛЕНИЮ СВОЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ, НО КАК ТОЛЬКО ПРОХОДИТ ТОЧКУ РАВНОВЕСИЯ, НАЧИНАЕТСЯ АКТИВИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО НАЧАЛА САМОГО ГОСУДАРСТВА, КОТОРОЕ ОСТАНАВЛИВАЕТ ДАЛЬНЕЙШУЮ "ИНТЕРВЕНЦИЮ" И ДАЛЕЕ УМЕНЬШАЕТ МАСШТАБЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА. АКТИВИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО НАЧАЛА ПРОИСХОДИТ ЧЕРЕЗ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ КАК САМОЙ ВЛАСТИ, ТАК И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (НАПРИМЕР: АКТИВНАЯ РОЛЬ ОППОЗИЦИИ, ПАРЛАМЕНТАРИЗМ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ), РЫНОК (ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ), НЕЗАВИСИМОЕ ПРАВОСУДИЕ (ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ).
ГОСУДАРСТВО - ЭТО УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА, РЕГУЛИРУЕТ ОТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ТОЙ СТЕПЕНИ, В КОТОРОЙ ПОСЛЕДНИЕ ОТДАЛИ ЕЙ СВОЮ СВОБОДУ, ВЫДАВ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПОЛНОМОЧИЯ ЛИЦАМ, ЕЕ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМ. ЛИЦА, ЕЕ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ, ДЕЙСТВУЮТ ОТ ИМЕНИ И В ПОЛЬЗУ ВСЕХ ЧЛЕНОВ.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - УПРАВЛЯЕМАЯ СИСТЕМА, СОСТОИТ ИЗ ЛЮДЕЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ЧАСТНЫХ ИНТЕРЕСАХ. САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА, НАПРИМЕР ЧЕРЕЗ ВЫБОР РЕГУЛИРУЮЩЕЙ (УПРАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ). ЧЛЕНЫ СИСТЕМЫ ФОРМАЛЬНО РАВНЫ, АВТОНОМНЫ НЕЗАВИСИМО ОТ ТИПА ЛИЦА.

 

11.  СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВ

 ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ О СУЩНОСТИ И НАЗНАЧЕНИИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ. ЭТО ОБЪЯСНЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПРИЧИНАМИ: 1. ГОС-ВО – ЭТО ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ И ВНУТРЕННЕ ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ СОЦ.ИНСТИТУТ.2. НИКАКАЯ ДРУГАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕ МОЖЕТ КОНКУРИРОВАТЬ С ГОС-ВОМ В МНОГООБРАЗИИ ВЫПОЛНЯЕМЫХ ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ, ВО ВЛИЯНИИ НА ОБЩЕСТВО.3. ЭТИ ВОПРОСЫ ПРЯМО И НЕПОСРЕДСТВЕННО ЗАТРАГИВАЮТ ИНТЕРЕСЫ РАЗЛИЧНЫХ СОЦ. ГРУПП, ПОЛ. ПАРТИЙ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛ. ДВИЖЕНИЙ, ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ. 4. НЕРЕДКО ТЕРМИНОМ «ГОС-ВО» ОБОЗНАЧАЮТСЯ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ СОЦ.ЯВЛЕНИЯ (ОБЩЕСТВО, СТРАНА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ).

СУЩНОСТЬ ГОС-ВА. В ОТЕЧ.ЮР. НАУКЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ХХ В. ГОСПОДСТВОВАЛ КЛАССОВЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА.

В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЮР.НАУКЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ:

1. ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ (ГОС-ВО РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК БОГОУСТАНОВЛЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ, СУЩНОСТЬ КОТОРОГО НЕПОЗНАВАЕМА). 2. КЛАССИЧЕСКИЙ/АРИФМЕТИЧЕСКИЙ (ГОС-ВО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОВОКУПНОСТЬ ТРЕХ ЭЛЕМЕНТОВ: ТЕРРИТОРИЯ, НАСЕЛЕНИЕ, ВЛАСТЬ). 3. ЮРИДИЧЕСКИЙ (ГОС-ВО РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ЮР. ЛИЦО, КАК ЮР. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ НАЦИИ). 4. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ (ГОС-ВО – ЭТО ЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ, СУЩЕСТВУЕТ ТОЛЬКО В ОБЩЕСТВЕ, ТЕСНО С НИМ СВЯЗАНО, ПОРОЖДЕНО ОБЩЕСТВОМ). СОЦ.ПОДХОД ИМЕЕТ ДВА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯ:

А) ГОСУДАРСТВО – ЭТО ПОЛ.ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА; Б) ГОСУДАРСТВО – ЭТО ОТНОСИТЕЛЬНО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ВЫДЕЛИВШАЯСЯ ИЗ ОБЩЕСТВА И НЕ СОВПАДАЮЩАЯ С НИМ.

5. ИНФОРМАЦИОННО-КИБЕРНЕТИЧЕСКИЙ (ГОС-ВО РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК СИСТЕМА, В КОТОРОЙ ДВИЖЕТСЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО КАНАЛАМ ПРЯМОЙ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ).

КАЖДЫЙ ИЗ ЭТИХ ПОДХОДОВ ОТРАЖАЕТ КАКУЮ-ТО ОДНУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ ГОС-ВА. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ИМЕЕТ ПОД СОБОЙ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ. В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ НАИБОЛЬШЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИМЕЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД (ОБА ЕГО НАПРАВЛЕНИЯ).

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВ А – ЭТО ДОСТАТОЧНО УСТОЙЧИВАЯ КАТЕГОРИЯ. ОДНАКО ПОД ВЛИЯНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ ОНА МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ, НАПОЛНЯТЬСЯ НОВЫМ СОДЕРЖАНИЕМ. ПОЗНАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА ЗНАЧИТ ВЫЯВИТЬ, В ЧЬИХ ИНТЕРЕСАХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СЛОЖИЛИСЬ ТРИ ОСНОВНЫХ ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА: 1. КЛАССОВЫЙ ПОДХОД. ГОС-ВО ВЫРАЖАЕТ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ИНТЕРЕСЫ ЭКОНОМ. ГОСПОДСТВУЮЩЕГО КЛАССА. ГОС-ВО ПОНИМАЕТСЯ КАК КЛАССОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛ.ВЛАСТИ, КАК АППАРАТ НАСИЛИЯ, ПОДАВЛЕНИЯ И ПРИНУЖДЕНИЯ. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА СОСТАВЛЯЕТ ДИКТАТУРА ЭКОНОМИЧЕСКИ ГОСПОДСТВУЮЩЕГО КЛАССА. 2. ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЙ ПОДХОД. ГОС-ВО ВЫРАЖАЕТ ИНТЕРЕСЫ ВСЕГО ОБЩЕСТВА. ОНО ВЫСТУПАЕТ СРЕДСТВОМ ДОСТИЖЕНИЯ СОЦ.КОМПРОМИССА. 3. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД. В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА ВЫРАЖЕНЫ ДВЕ СТОРОНЫ:

А) УЗКОСОЦИАЛЬНАЯ СТОРОНА, В ТОМ ЧИСЛЕ – КЛАССОВАЯ (ГОСУДАРСТВО ВЫРАЖАЕТ ИНТЕРЕСЫ ТЕХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ У ВЛАСТИ ИЛИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ);Б) ОБЩЕСОЦИАЛЬНАЯ (ГОС-ВЫРАЖАЕТ ИНТЕРЕСЫ ВСЕГО ОБЩЕСТВА ИЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЕГО ЧАСТИ).

ЭТИ ДВЕ СТОРОНЫ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА В РАЗЛИЧНЫХ СОЧЕТАНИЯХ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ВО ВСЕХ ГОС-ВАХ. В СУЩНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РАЗВИТЫХ ДЕМОКР.ГОС-В ВСЕ БОЛЕЕ ВЫХОДИТ ИЗ ТЕНИ ОБЩЕСОЦ.СТОРОНА. ЭТО ОБЪЕКТИВНО ОБУСЛОВЛЕНО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМ. ПРИЧИНАМИ. Т.О, ТОЛЬКО УЧИТЫВАЯ ОБЩЕСОЦИАЛЬНУЮ И УЗКОСОЦИАЛЬНУЮ СТОРОНЫ В СУЩНОСТИ ГОС-ВА, МОЖНО ДОСТИЧЬ НАУЧНОЙ ОБЪЕКТИВНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ГОСУДАРСТВА.

 

12.  ТИПЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ ПОДХОД

ТИПОЛОГИЯ ЕСТЬ УЧЕНИЕ О ТИПАХ - БОЛЬШИХ ГРУППАХ (КЛАССАХ) ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ОБЪЕКТОВ, ОБЛАДАЮЩИХ НАБОРОМ ОБЩИХ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ КАЖДОГО ТИПА ПРИЗНАКОВ. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА - ЭТО ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ВСЕХ ПРОШЛЫХ И НАСТОЯЩИХ ГОСУДАРСТВ НА ТАКИЕ ГРУППЫ, КОТОРЫЕ ДАЛИ БЫ ВОЗМОЖНОСТЬ РАСКРЫТЬ ИХ СОЦИАЛЬНУЮ СУЩНОСТЬ.

ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА ПРОВОДИТСЯ В ОСНОВНОМ С ПОЗИЦИИ ДВУХ ПОДХОДОВ: ФОРМАЦИОННОМ И ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ.

ГЛАВНЫМ КРИТЕРИЕМ ПЕРВОГО ПОДХОДА ВЫСТУПАЮТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ (ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ). В ЕГО ОСНОВЕ ЛЕЖИТ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИ, КОТОРАЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТИП ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (БАЗИС) И СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ЕМУ ТИП НАДСТРОЙКИ (ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И Т.П.). ИМЕННО БАЗИС (ТИП ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ) ЯВЛЯЕТСЯ, ПО МНЕНИЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА (К. МАРКСА, Ф. ЭНГЕЛЬСА, В.И. ЛЕ


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.