Звучат перестукивание коклюшек в процессе кружевоплетения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Звучат перестукивание коклюшек в процессе кружевоплетения

2021-03-17 139
Звучат перестукивание коклюшек в процессе кружевоплетения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Актуализация

 

- Здравствуйте ребята.

Посмотрите на экран, сравните изображения и определите.

- Что здесь лишнее?

-  Какой вид искусства здесь представлен?

- Какие из представленных промыслов вам знакомы? 

 

- Прочтите текст, выделите главную мысль.

 

- Посмотрите на экран, каким инструментом работали мастера представленных промыслов?

 

Существуют промыслы где инструменты очень отличаются от традиционных кистей

Отгадайте загадку:

С ветки на ветку,

Зацепив за сук,

Тоненькую сетку                      

Натянул …    

 

- Сформулируйте с каким промыслом мы познакомимся на уроке?

 

- Кружевоплетение это очень традиционный для России вид декоративно-прикладного искусства.

Эти промыслы актуальны и сегодня,

 

- Послушайте ребята необычную «мелодию», можете определить звучащий инструмент?

- Из чего сделаны звучащие инструменты?

 

1 слайд. На экране картинки с изображениями: пейзаж И. Шишкина «Утро в сосновом бору», жостовский поднос, хохломской ковш, хохломской ковш, дымковские игрушки, гжелевская супница.

- пейзаж кисти И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

- произведения декоративно-прикладного искусства 

- жостовский поднос, хохлома, дымковские игрушки, гжель

 

 

2 слайд. Читают текс. С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества декоративно-прикладное искусство— «промысел» или «промыслы». В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций русской культуры, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.

Главная мысль:

- Промыслы отражение русской культуры

Слайд.

Это роспись.

- Главный инструмент – кисть.

Звучат перестукивание коклюшек в процессе кружевоплетения

- паук.

 

 

Называют тему урока «Кружевоплетение»

Слайд.

На экране слайд перечисляющий виды кружевных промыслов

- из дерева

- это коклюшки

 

Познавательные: Сравнить изображения выделять отличие отрабатывать навыки сравнения с целью установления связей между произведениями культуры   Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемы     Личностные: мотивация на освоение новой информации   отрабатывать навыки сравнения с целью установления связей между произведениями культуры Умение слушать, извлекая нужную информацию. Способность осознавать себя как представителя определённого народа, определённой культуры, развитие интереса и уважения к другим народам; стремление к красоте.  

Проблематизация

 -Ребята вы знакомы с таким видом кружевоплетения?

- Необыкновенные кружева, скажите какой сказочный герой мог создать такие произведения?

- На что похоже эти изделия?

 

- Вам хочется раскрыть таинство такого сказочного кружева?

 

Слайд. Вологодские кружева

 

- Мороз, зима и т.д.

- на снежинки, на морозный рисунок на окне, на зимний пейзаж.

 

 

Соглашаются

Познавательные: сравнивать произведения анализировать, обобщать Регулятивные: формулировать проблему

Целеполагание

- Какую поставим цель? 

- Раскрыть особенности кружевоплетения вологодсих мастериц.

Регулятивные: самостоятельно ставить цель

Планирование

– Что для этого нужно?

1) заглянуть в историю (история промысла)   

2) выяснить, особенности технологии кружевоплетения вологодских мастериц.

3) рассматривая изделия, понять язык промысла

4) выполнить эскиз по мотивам вологодских кружев

Регулятивные: планировать свою деятельность на уроке

ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Освоение нового понятия –«кружевоплетение, сколок, велюшка, плетешок»

Освоение метапредметного способа – выделение главной мысли

Освоение предметного способа – восприятие и осмысление этапов промысла

- Как вы думаете, откуда возникло название «кружева»? Кто может предположить?

- Русское название этого изделия родственно слову «кружить». Может быть, имелось в виду «кружение» повторяющегося узора. А может быть, сыграла свою роль связь с представлением о снежном «кружеве» метели, столь хорошо знакомом русскому человеку. Некоторые предполагают, что понятие «кружева» связано с понятием «окружать», т.е. окружать себя, свою одежду белоснежными узорами.   

Ø История зарождения промысла уходит в 19 столетие, когда в Вологде и окрестностях стало развиваться кружевоплетение. В дворянских домах дворовые плели модное в то время кружево. Образцы привозились со всего мира: Франции, Голландии, Германии, Бельгии. Последние модные тенденции воплощались русскими искусницам. Влияние политических изменений и событий, произошедших в то время, позволило промыслу окрепнуть и разрастись. Когда было отменено крепостное право, в Вологодской области появилось большое число кружевниц-надомниц. Наиболее ярким примером являлась Мариинская практическая школа кружевниц в Санкт-Петербурге. В неё приезжали обучаться будущие мастерицы со всех уголков России.

Орнамент вологодского кружева имеет особенную ритмику рисунка и свой характер. Плавность линий, изящные изгибы, мягкие переходы. Геометрия узора тяготеет к округлым формам и гармоничной завершённости. Несмотря на свою ажурность, кружево имеет достаточно весомые очертания. Это связано с материалом, который применяется в его изготовлении: белоснежный или неотбеленный лён (суровый). Нужно отметить, что лён издавна назывался в народе «северным шёлком» из-за своей упругости и красивого блеска. Это позволяет кружеву долго сохранять свою форму и радовать обладательниц вологодских кружев не один год, а часто и не одно столетие.

 

-Давайте тихонечко «заглянем» в окно одного из домов Вологды и узнаем, кто, как и при помощи каких приспособлений создавал кружева в старые времена

Вологодская избушка,
В небе ясная луна,
Одинокая старушка
Засиделась у окна.
Труд у бабки Пелагеи
С молодых годов в чести.
Принялась за рукоделье –
Стала кружево плести.
Время за полночь, не спится
Беспокойной мастерице.
Застучали друг о дружку
Деревянные коклюшки.
Чтоб узор был ровный, гладкий,
У старушки есть булавки:
Их в подушечку воткнёт,
Белой нитью оплетет,
И узорная снежинка,
Как нетающая льдинка,
Все растет, растет, растет.
Так и ночь, глядишь, пройдет.
А в морозное оконце
Светит ласковое солнце,
Новый день в избу стучится.
Ай да бабка – мастерица!
Кружевной, изящный, нежный,
Весь воздушный, белоснежный
Так смогла сплести узор –
Не нарадуется взор!
Нитяная паутинка
Как узоры изо льда…
Пелагеина снежинка
Не растает никогда.

 

-Ребята, вы обратили внимание, какие приспособления использовала старушка для плетения кружева? Запишите на листочках, проверьте друг друга

 

-Кружево плетут с помощью маленьких деревянных палочек – коклюшек, булавок и специальной подушечки в форме валика. Для того, чтобы кружево имело определенный узор, сначала мастерицы создают рисунок на плотном картоне, который называется сколок.

Посмотрите на экран, познакомьтесь с технологией плетения.

Закрепляют сколок на подушку, (барабан) а затем ведущей нитью велюшкой, прокладывают рисунок кружева, плетешком оплетают вокруг велюшки делают узелки в необходимых местах, фиксируя их булавочками.

 

Сколок – это предварительный рисунок, мастерицы разрабатывали свои замечательные рисунки на основе наблюдения окружающей родной природы и действительности.

 

 

-У каждого из вас, ребята, есть на парте лист черной бумаги А4 и белая гелиевая ручка, они позволят создать предварительный рисунок, сколок.

Обратите внимание на экран, перед вами самый популярный элемент плетения вологодского кружева, «лапа», посмотрите этот элемент присутствует в представленных работах мастериц.

Велюшка – основная линия рисунка, вот она определяет ведущую непрерывную линию (учитель показывает её на произведениях)

Плетешок – нить оплетающая велюшку делая кружево плотнее, фигурные восьмёрки вокруг направляющей нити создадут имитацию вологодского плетения

 

 

  Рисует на доске пример элемента велюшки и плетешка.

 

Поэтому кружевоплетение является подлинно народным, а изделия вологодских кружевниц всегда были предметом всеобщего восхищения.

 

В результате работы мастериц рождается произведение искусства

 

Координирует работу учащихся.

- кружиться

 

Слайд

Слайд.

Слайд.

 

Слайд

Слайд

Слайд

Практическая работа

РЕФЛЕКСИЯ

- Ребята, дайте название своей работе.

- Посмотрите на тему урока: «Декоративно-прикладное искусство, как отражение культуры». (на примере Вологодских кружев)

- Скажите ребята, вологодские кружева являются отражением русской культуры? Аргументируйте ответ.

Ребята вы получили представление о особенностях кружевоплетения?

- О приемах и технологии промысла вологодских кружевниц?

 

Представление работ учащихся, просмотр

(работы вывешиваются на доске)

- название

- в узорах прослеживаются мотивы русской природы: просторы, пейзажи и т.д.

- традиционно русские мастерица, особенно поздней осенью и зимой, занимались рукоделием.

-Да, знаем о многообразии кружевных промыслах

- Представляем этапы и технологию вологодского кружевоплетения.

Коммуникативные: владеть монологической речью при представлении своих работ Регулятивные: делать вывод Познавательные: обобщать  

ЦЕННОСТНОЕ ОБОБЩЕНИЕ

 - Как бы вы ответили на вопрос: актуально ли сегодня промысел кружевоплетения?

- Почему вы так считаете?

Ответы учащихся

Личностные эмоционально- ценностное отношение к произведениям народного творчества

САМООЦЕНКА

– Как вы оцениваете результат своей работы, какие эмоции испытываете в процессе работы и по её завершению?

 Называют эмоции

Регулятивные:

оценивать своё эмоциональное состояние

         

Задачи:

Когнитивные

· дать представление о многообразии народных промыслах кружевоплетения;

· дать представление о особенностях вологодских кружев;

· выделить проблему поиска эскиза для предварительного рисунка;

· дать возможность поработать с новым материалом – черной бумагой и белой гелиевой ручкой, имитируя кружево по мотивам вологодских мастериц;

· в процессе практической деятельности отметить особенности промыслов кружевоплетения.

Образовательные:

· формировать знания детей по истории кружевоплетения;

· формировать навыки исследовательской работы;

· формировать навыки работы на картинной плоскости;

Развивающие:

· развивать художественный вкус;

· развивать образное мышление и наблюдательность;

· развивать чувство причастности в деле сохранения культурного наследия в области искусства кружевоплетения на коклюшках;

· развивать стремления к самообразованию;

· развивать поэтическое восприятие окружающей природы через творчество

Воспитательные:

· воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность;

· прививать любовь к родной культуре;

· формировать патриотическую позицию учеников.

Формирование УУД:

Личностные действия: формирование желания участвовать в творческом, созидательном процессе, способность осознавать себя как представителя определённого народа, определённой культуры, развитие интереса и уважения к другим народам; стремление к красоте.

Регулятивные действия: способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные действия: умение слушать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

мировоззренческие

дать опыт видения что промыслы, декоративно-прикладного искусства – это отражение русской культуры;

донести следующую мысль: ручная работа, особенно декоративно-прикладное искусство всегда актуально и современно в новом прочтении.

Эмоционально-ценностные

дать возможность на этапе рефлексии высказать своё суждение о том, что декоративно-прикладное искусство это – искусство не разделимо, тесно связанное с каждым человеком. Русское декоративное искусство, особенно кружевоплетение популярное во всем мире. Стоимость этих изделий говорит о востребованности и актуальности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Актуализация

 

- Здравствуйте ребята.

Посмотрите на экран, сравните изображения и определите.

- Что здесь лишнее?

-  Какой вид искусства здесь представлен?

- Какие из представленных промыслов вам знакомы? 

 

- Прочтите текст, выделите главную мысль.

 

- Посмотрите на экран, каким инструментом работали мастера представленных промыслов?

 

Существуют промыслы где инструменты очень отличаются от традиционных кистей

Отгадайте загадку:

С ветки на ветку,

Зацепив за сук,

Тоненькую сетку                      

Натянул …    

 

- Сформулируйте с каким промыслом мы познакомимся на уроке?

 

- Кружевоплетение это очень традиционный для России вид декоративно-прикладного искусства.

Эти промыслы актуальны и сегодня,

 

- Послушайте ребята необычную «мелодию», можете определить звучащий инструмент?

- Из чего сделаны звучащие инструменты?

 

1 слайд. На экране картинки с изображениями: пейзаж И. Шишкина «Утро в сосновом бору», жостовский поднос, хохломской ковш, хохломской ковш, дымковские игрушки, гжелевская супница.

- пейзаж кисти И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

- произведения декоративно-прикладного искусства 

- жостовский поднос, хохлома, дымковские игрушки, гжель

 

 

2 слайд. Читают текс. С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества декоративно-прикладное искусство— «промысел» или «промыслы». В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций русской культуры, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.

Главная мысль:

- Промыслы отражение русской культуры

Слайд.

Это роспись.

- Главный инструмент – кисть.

Звучат перестукивание коклюшек в процессе кружевоплетения

- паук.

 

 

Называют тему урока «Кружевоплетение»

Слайд.

На экране слайд перечисляющий виды кружевных промыслов

- из дерева

- это коклюшки

 

Познавательные: Сравнить изображения выделять отличие отрабатывать навыки сравнения с целью установления связей между произведениями культуры   Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемы     Личностные: мотивация на освоение новой информации   отрабатывать навыки сравнения с целью установления связей между произведениями культуры Умение слушать, извлекая нужную информацию. Способность осознавать себя как представителя определённого народа, определённой культуры, развитие интереса и уважения к другим народам; стремление к красоте.  

Проблематизация

 -Ребята вы знакомы с таким видом кружевоплетения?

- Необыкновенные кружева, скажите какой сказочный герой мог создать такие произведения?

- На что похоже эти изделия?

 

- Вам хочется раскрыть таинство такого сказочного кружева?

 

Слайд. Вологодские кружева

 

- Мороз, зима и т.д.

- на снежинки, на морозный рисунок на окне, на зимний пейзаж.

 

 

Соглашаются

Познавательные: сравнивать произведения анализировать, обобщать Регулятивные: формулировать проблему

Целеполагание

- Какую поставим цель? 

- Раскрыть особенности кружевоплетения вологодсих мастериц.

Регулятивные: самостоятельно ставить цель

Планирование

– Что для этого нужно?

1) заглянуть в историю (история промысла)   

2) выяснить, особенности технологии кружевоплетения вологодских мастериц.

3) рассматривая изделия, понять язык промысла

4) выполнить эскиз по мотивам вологодских кружев

Регулятивные: планировать свою деятельность на уроке

ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Освоение нового понятия –«кружевоплетение, сколок, велюшка, плетешок»

Освоение метапредметного способа – выделение главной мысли

Освоение предметного способа – восприятие и осмысление этапов промысла

- Как вы думаете, откуда возникло название «кружева»? Кто может предположить?

- Русское название этого изделия родственно слову «кружить». Может быть, имелось в виду «кружение» повторяющегося узора. А может быть, сыграла свою роль связь с представлением о снежном «кружеве» метели, столь хорошо знакомом русскому человеку. Некоторые предполагают, что понятие «кружева» связано с понятием «окружать», т.е. окружать себя, свою одежду белоснежными узорами.   

Ø История зарождения промысла уходит в 19 столетие, когда в Вологде и окрестностях стало развиваться кружевоплетение. В дворянских домах дворовые плели модное в то время кружево. Образцы привозились со всего мира: Франции, Голландии, Германии, Бельгии. Последние модные тенденции воплощались русскими искусницам. Влияние политических изменений и событий, произошедших в то время, позволило промыслу окрепнуть и разрастись. Когда было отменено крепостное право, в Вологодской области появилось большое число кружевниц-надомниц. Наиболее ярким примером являлась Мариинская практическая школа кружевниц в Санкт-Петербурге. В неё приезжали обучаться будущие мастерицы со всех уголков России.

Орнамент вологодского кружева имеет особенную ритмику рисунка и свой характер. Плавность линий, изящные изгибы, мягкие переходы. Геометрия узора тяготеет к округлым формам и гармоничной завершённости. Несмотря на свою ажурность, кружево имеет достаточно весомые очертания. Это связано с материалом, который применяется в его изготовлении: белоснежный или неотбеленный лён (суровый). Нужно отметить, что лён издавна назывался в народе «северным шёлком» из-за своей упругости и красивого блеска. Это позволяет кружеву долго сохранять свою форму и радовать обладательниц вологодских кружев не один год, а часто и не одно столетие.

 

-Давайте тихонечко «заглянем» в окно одного из домов Вологды и узнаем, кто, как и при помощи каких приспособлений создавал кружева в старые времена

Вологодская избушка,
В небе ясная луна,
Одинокая старушка
Засиделась у окна.
Труд у бабки Пелагеи
С молодых годов в чести.
Принялась за рукоделье –
Стала кружево плести.
Время за полночь, не спится
Беспокойной мастерице.
Застучали друг о дружку
Деревянные коклюшки.
Чтоб узор был ровный, гладкий,
У старушки есть булавки:
Их в подушечку воткнёт,
Белой нитью оплетет,
И узорная снежинка,
Как нетающая льдинка,
Все растет, растет, растет.
Так и ночь, глядишь, пройдет.
А в морозное оконце
Светит ласковое солнце,
Новый день в избу стучится.
Ай да бабка – мастерица!
Кружевной, изящный, нежный,
Весь воздушный, белоснежный
Так смогла сплести узор –
Не нарадуется взор!
Нитяная паутинка
Как узоры изо льда…
Пелагеина снежинка
Не растает никогда.

 

-Ребята, вы обратили внимание, какие приспособления использовала старушка для плетения кружева? Запишите на листочках, проверьте друг друга

 

-Кружево плетут с помощью маленьких деревянных палочек – коклюшек, булавок и специальной подушечки в форме валика. Для того, чтобы кружево имело определенный узор, сначала мастерицы создают рисунок на плотном картоне, который называется сколок.

Посмотрите на экран, познакомьтесь с технологией плетения.

Закрепляют сколок на подушку, (барабан) а затем ведущей нитью велюшкой, прокладывают рисунок кружева, плетешком оплетают вокруг велюшки делают узелки в необходимых местах, фиксируя их булавочками.

 

Сколок – это предварительный рисунок, мастерицы разрабатывали свои замечательные рисунки на основе наблюдения окружающей родной природы и действительности.

 

 

-У каждого из вас, ребята, есть на парте лист черной бумаги А4 и белая гелиевая ручка, они позволят создать предварительный рисунок, сколок.

Обратите внимание на экран, перед вами самый популярный элемент плетения вологодского кружева, «лапа», посмотрите этот элемент присутствует в представленных работах мастериц.

Велюшка – основная линия рисунка, вот она определяет ведущую непрерывную линию (учитель показывает её на произведениях)

Плетешок – нить оплетающая велюшку делая кружево плотнее, фигурные восьмёрки вокруг направляющей нити создадут имитацию вологодского плетения

 

 

  Рисует на доске пример элемента велюшки и плетешка.

 

Поэтому кружевоплетение является подлинно народным, а изделия вологодских кружевниц всегда были предметом всеобщего восхищения.

 

В результате работы мастериц рождается произведение искусства

 

Координирует работу учащихся.

- кружиться

 

Слайд

Слайд.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.