Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-03-17 | 139 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Актуализация
- Здравствуйте ребята.
Посмотрите на экран, сравните изображения и определите.
- Что здесь лишнее?
- Какой вид искусства здесь представлен?
- Какие из представленных промыслов вам знакомы?
- Прочтите текст, выделите главную мысль.
- Посмотрите на экран, каким инструментом работали мастера представленных промыслов?
Существуют промыслы где инструменты очень отличаются от традиционных кистей
Отгадайте загадку:
С ветки на ветку,
Зацепив за сук,
Тоненькую сетку
Натянул …
- Сформулируйте с каким промыслом мы познакомимся на уроке?
- Кружевоплетение это очень традиционный для России вид декоративно-прикладного искусства.
Эти промыслы актуальны и сегодня,
- Послушайте ребята необычную «мелодию», можете определить звучащий инструмент?
- Из чего сделаны звучащие инструменты?
1 слайд. На экране картинки с изображениями: пейзаж И. Шишкина «Утро в сосновом бору», жостовский поднос, хохломской ковш, хохломской ковш, дымковские игрушки, гжелевская супница.
- пейзаж кисти И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
- произведения декоративно-прикладного искусства
- жостовский поднос, хохлома, дымковские игрушки, гжель
2 слайд. Читают текс. С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества декоративно-прикладное искусство— «промысел» или «промыслы». В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций русской культуры, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.
|
Главная мысль:
- Промыслы отражение русской культуры
Слайд.
Это роспись.
- Главный инструмент – кисть.
Звучат перестукивание коклюшек в процессе кружевоплетения
- паук.
Называют тему урока «Кружевоплетение»
Слайд.
На экране слайд перечисляющий виды кружевных промыслов
- из дерева
- это коклюшки
Проблематизация
-Ребята вы знакомы с таким видом кружевоплетения?
- Необыкновенные кружева, скажите какой сказочный герой мог создать такие произведения?
- На что похоже эти изделия?
- Вам хочется раскрыть таинство такого сказочного кружева?
Слайд. Вологодские кружева
- Мороз, зима и т.д.
- на снежинки, на морозный рисунок на окне, на зимний пейзаж.
Соглашаются
Целеполагание
- Какую поставим цель?
- Раскрыть особенности кружевоплетения вологодсих мастериц.
Планирование
|
– Что для этого нужно?
1) заглянуть в историю (история промысла)
2) выяснить, особенности технологии кружевоплетения вологодских мастериц.
3) рассматривая изделия, понять язык промысла
4) выполнить эскиз по мотивам вологодских кружев
ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Освоение нового понятия –«кружевоплетение, сколок, велюшка, плетешок»
Освоение метапредметного способа – выделение главной мысли
Освоение предметного способа – восприятие и осмысление этапов промысла
- Как вы думаете, откуда возникло название «кружева»? Кто может предположить?
- Русское название этого изделия родственно слову «кружить». Может быть, имелось в виду «кружение» повторяющегося узора. А может быть, сыграла свою роль связь с представлением о снежном «кружеве» метели, столь хорошо знакомом русскому человеку. Некоторые предполагают, что понятие «кружева» связано с понятием «окружать», т.е. окружать себя, свою одежду белоснежными узорами.
Ø История зарождения промысла уходит в 19 столетие, когда в Вологде и окрестностях стало развиваться кружевоплетение. В дворянских домах дворовые плели модное в то время кружево. Образцы привозились со всего мира: Франции, Голландии, Германии, Бельгии. Последние модные тенденции воплощались русскими искусницам. Влияние политических изменений и событий, произошедших в то время, позволило промыслу окрепнуть и разрастись. Когда было отменено крепостное право, в Вологодской области появилось большое число кружевниц-надомниц. Наиболее ярким примером являлась Мариинская практическая школа кружевниц в Санкт-Петербурге. В неё приезжали обучаться будущие мастерицы со всех уголков России.
Орнамент вологодского кружева имеет особенную ритмику рисунка и свой характер. Плавность линий, изящные изгибы, мягкие переходы. Геометрия узора тяготеет к округлым формам и гармоничной завершённости. Несмотря на свою ажурность, кружево имеет достаточно весомые очертания. Это связано с материалом, который применяется в его изготовлении: белоснежный или неотбеленный лён (суровый). Нужно отметить, что лён издавна назывался в народе «северным шёлком» из-за своей упругости и красивого блеска. Это позволяет кружеву долго сохранять свою форму и радовать обладательниц вологодских кружев не один год, а часто и не одно столетие.
|
-Давайте тихонечко «заглянем» в окно одного из домов Вологды и узнаем, кто, как и при помощи каких приспособлений создавал кружева в старые времена
Вологодская избушка,
В небе ясная луна,
Одинокая старушка
Засиделась у окна.
Труд у бабки Пелагеи
С молодых годов в чести.
Принялась за рукоделье –
Стала кружево плести.
Время за полночь, не спится
Беспокойной мастерице.
Застучали друг о дружку
Деревянные коклюшки.
Чтоб узор был ровный, гладкий,
У старушки есть булавки:
Их в подушечку воткнёт,
Белой нитью оплетет,
И узорная снежинка,
Как нетающая льдинка,
Все растет, растет, растет.
Так и ночь, глядишь, пройдет.
А в морозное оконце
Светит ласковое солнце,
Новый день в избу стучится.
Ай да бабка – мастерица!
Кружевной, изящный, нежный,
Весь воздушный, белоснежный
Так смогла сплести узор –
Не нарадуется взор!
Нитяная паутинка
Как узоры изо льда…
Пелагеина снежинка
Не растает никогда.
-Ребята, вы обратили внимание, какие приспособления использовала старушка для плетения кружева? Запишите на листочках, проверьте друг друга
-Кружево плетут с помощью маленьких деревянных палочек – коклюшек, булавок и специальной подушечки в форме валика. Для того, чтобы кружево имело определенный узор, сначала мастерицы создают рисунок на плотном картоне, который называется сколок.
Посмотрите на экран, познакомьтесь с технологией плетения.
Закрепляют сколок на подушку, (барабан) а затем ведущей нитью велюшкой, прокладывают рисунок кружева, плетешком оплетают вокруг велюшки делают узелки в необходимых местах, фиксируя их булавочками.
Сколок – это предварительный рисунок, мастерицы разрабатывали свои замечательные рисунки на основе наблюдения окружающей родной природы и действительности.
-У каждого из вас, ребята, есть на парте лист черной бумаги А4 и белая гелиевая ручка, они позволят создать предварительный рисунок, сколок.
Обратите внимание на экран, перед вами самый популярный элемент плетения вологодского кружева, «лапа», посмотрите этот элемент присутствует в представленных работах мастериц.
|
Велюшка – основная линия рисунка, вот она определяет ведущую непрерывную линию (учитель показывает её на произведениях)
Плетешок – нить оплетающая велюшку делая кружево плотнее, фигурные восьмёрки вокруг направляющей нити создадут имитацию вологодского плетения
Рисует на доске пример элемента велюшки и плетешка.
Поэтому кружевоплетение является подлинно народным, а изделия вологодских кружевниц всегда были предметом всеобщего восхищения.
В результате работы мастериц рождается произведение искусства
Координирует работу учащихся.
- кружиться
Слайд
Слайд.
Слайд.
Слайд
Слайд
Слайд
Практическая работа
РЕФЛЕКСИЯ
- Ребята, дайте название своей работе.
- Посмотрите на тему урока: «Декоративно-прикладное искусство, как отражение культуры». (на примере Вологодских кружев)
- Скажите ребята, вологодские кружева являются отражением русской культуры? Аргументируйте ответ.
Ребята вы получили представление о особенностях кружевоплетения?
- О приемах и технологии промысла вологодских кружевниц?
Представление работ учащихся, просмотр
(работы вывешиваются на доске)
- название
- в узорах прослеживаются мотивы русской природы: просторы, пейзажи и т.д.
- традиционно русские мастерица, особенно поздней осенью и зимой, занимались рукоделием.
-Да, знаем о многообразии кружевных промыслах
- Представляем этапы и технологию вологодского кружевоплетения.
ЦЕННОСТНОЕ ОБОБЩЕНИЕ
- Как бы вы ответили на вопрос: актуально ли сегодня промысел кружевоплетения?
- Почему вы так считаете?
Ответы учащихся
САМООЦЕНКА
– Как вы оцениваете результат своей работы, какие эмоции испытываете в процессе работы и по её завершению?
Регулятивные:
оценивать своё эмоциональное состояние
Задачи:
Когнитивные
· дать представление о многообразии народных промыслах кружевоплетения;
· дать представление о особенностях вологодских кружев;
· выделить проблему поиска эскиза для предварительного рисунка;
· дать возможность поработать с новым материалом – черной бумагой и белой гелиевой ручкой, имитируя кружево по мотивам вологодских мастериц;
· в процессе практической деятельности отметить особенности промыслов кружевоплетения.
Образовательные:
· формировать знания детей по истории кружевоплетения;
|
· формировать навыки исследовательской работы;
· формировать навыки работы на картинной плоскости;
Развивающие:
· развивать художественный вкус;
· развивать образное мышление и наблюдательность;
· развивать чувство причастности в деле сохранения культурного наследия в области искусства кружевоплетения на коклюшках;
· развивать стремления к самообразованию;
· развивать поэтическое восприятие окружающей природы через творчество
Воспитательные:
· воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность;
· прививать любовь к родной культуре;
· формировать патриотическую позицию учеников.
Формирование УУД:
Личностные действия: формирование желания участвовать в творческом, созидательном процессе, способность осознавать себя как представителя определённого народа, определённой культуры, развитие интереса и уважения к другим народам; стремление к красоте.
Регулятивные действия: способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные действия: умение слушать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
мировоззренческие
дать опыт видения что промыслы, декоративно-прикладного искусства – это отражение русской культуры;
донести следующую мысль: ручная работа, особенно декоративно-прикладное искусство всегда актуально и современно в новом прочтении.
Эмоционально-ценностные
дать возможность на этапе рефлексии высказать своё суждение о том, что декоративно-прикладное искусство это – искусство не разделимо, тесно связанное с каждым человеком. Русское декоративное искусство, особенно кружевоплетение популярное во всем мире. Стоимость этих изделий говорит о востребованности и актуальности.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Актуализация
- Здравствуйте ребята.
Посмотрите на экран, сравните изображения и определите.
- Что здесь лишнее?
- Какой вид искусства здесь представлен?
- Какие из представленных промыслов вам знакомы?
- Прочтите текст, выделите главную мысль.
- Посмотрите на экран, каким инструментом работали мастера представленных промыслов?
Существуют промыслы где инструменты очень отличаются от традиционных кистей
Отгадайте загадку:
С ветки на ветку,
Зацепив за сук,
Тоненькую сетку
Натянул …
- Сформулируйте с каким промыслом мы познакомимся на уроке?
- Кружевоплетение это очень традиционный для России вид декоративно-прикладного искусства.
Эти промыслы актуальны и сегодня,
- Послушайте ребята необычную «мелодию», можете определить звучащий инструмент?
- Из чего сделаны звучащие инструменты?
1 слайд. На экране картинки с изображениями: пейзаж И. Шишкина «Утро в сосновом бору», жостовский поднос, хохломской ковш, хохломской ковш, дымковские игрушки, гжелевская супница.
- пейзаж кисти И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
- произведения декоративно-прикладного искусства
- жостовский поднос, хохлома, дымковские игрушки, гжель
2 слайд. Читают текс. С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества декоративно-прикладное искусство— «промысел» или «промыслы». В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций русской культуры, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.
Главная мысль:
- Промыслы отражение русской культуры
Слайд.
Это роспись.
- Главный инструмент – кисть.
Звучат перестукивание коклюшек в процессе кружевоплетения
- паук.
Называют тему урока «Кружевоплетение»
Слайд.
На экране слайд перечисляющий виды кружевных промыслов
- из дерева
- это коклюшки
Проблематизация
-Ребята вы знакомы с таким видом кружевоплетения?
- Необыкновенные кружева, скажите какой сказочный герой мог создать такие произведения?
- На что похоже эти изделия?
- Вам хочется раскрыть таинство такого сказочного кружева?
Слайд. Вологодские кружева
- Мороз, зима и т.д.
- на снежинки, на морозный рисунок на окне, на зимний пейзаж.
Соглашаются
Целеполагание
- Какую поставим цель?
- Раскрыть особенности кружевоплетения вологодсих мастериц.
Планирование
– Что для этого нужно?
1) заглянуть в историю (история промысла)
2) выяснить, особенности технологии кружевоплетения вологодских мастериц.
3) рассматривая изделия, понять язык промысла
4) выполнить эскиз по мотивам вологодских кружев
ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Освоение нового понятия –«кружевоплетение, сколок, велюшка, плетешок»
Освоение метапредметного способа – выделение главной мысли
Освоение предметного способа – восприятие и осмысление этапов промысла
- Как вы думаете, откуда возникло название «кружева»? Кто может предположить?
- Русское название этого изделия родственно слову «кружить». Может быть, имелось в виду «кружение» повторяющегося узора. А может быть, сыграла свою роль связь с представлением о снежном «кружеве» метели, столь хорошо знакомом русскому человеку. Некоторые предполагают, что понятие «кружева» связано с понятием «окружать», т.е. окружать себя, свою одежду белоснежными узорами.
Ø История зарождения промысла уходит в 19 столетие, когда в Вологде и окрестностях стало развиваться кружевоплетение. В дворянских домах дворовые плели модное в то время кружево. Образцы привозились со всего мира: Франции, Голландии, Германии, Бельгии. Последние модные тенденции воплощались русскими искусницам. Влияние политических изменений и событий, произошедших в то время, позволило промыслу окрепнуть и разрастись. Когда было отменено крепостное право, в Вологодской области появилось большое число кружевниц-надомниц. Наиболее ярким примером являлась Мариинская практическая школа кружевниц в Санкт-Петербурге. В неё приезжали обучаться будущие мастерицы со всех уголков России.
Орнамент вологодского кружева имеет особенную ритмику рисунка и свой характер. Плавность линий, изящные изгибы, мягкие переходы. Геометрия узора тяготеет к округлым формам и гармоничной завершённости. Несмотря на свою ажурность, кружево имеет достаточно весомые очертания. Это связано с материалом, который применяется в его изготовлении: белоснежный или неотбеленный лён (суровый). Нужно отметить, что лён издавна назывался в народе «северным шёлком» из-за своей упругости и красивого блеска. Это позволяет кружеву долго сохранять свою форму и радовать обладательниц вологодских кружев не один год, а часто и не одно столетие.
-Давайте тихонечко «заглянем» в окно одного из домов Вологды и узнаем, кто, как и при помощи каких приспособлений создавал кружева в старые времена
Вологодская избушка,
В небе ясная луна,
Одинокая старушка
Засиделась у окна.
Труд у бабки Пелагеи
С молодых годов в чести.
Принялась за рукоделье –
Стала кружево плести.
Время за полночь, не спится
Беспокойной мастерице.
Застучали друг о дружку
Деревянные коклюшки.
Чтоб узор был ровный, гладкий,
У старушки есть булавки:
Их в подушечку воткнёт,
Белой нитью оплетет,
И узорная снежинка,
Как нетающая льдинка,
Все растет, растет, растет.
Так и ночь, глядишь, пройдет.
А в морозное оконце
Светит ласковое солнце,
Новый день в избу стучится.
Ай да бабка – мастерица!
Кружевной, изящный, нежный,
Весь воздушный, белоснежный
Так смогла сплести узор –
Не нарадуется взор!
Нитяная паутинка
Как узоры изо льда…
Пелагеина снежинка
Не растает никогда.
-Ребята, вы обратили внимание, какие приспособления использовала старушка для плетения кружева? Запишите на листочках, проверьте друг друга
-Кружево плетут с помощью маленьких деревянных палочек – коклюшек, булавок и специальной подушечки в форме валика. Для того, чтобы кружево имело определенный узор, сначала мастерицы создают рисунок на плотном картоне, который называется сколок.
Посмотрите на экран, познакомьтесь с технологией плетения.
Закрепляют сколок на подушку, (барабан) а затем ведущей нитью велюшкой, прокладывают рисунок кружева, плетешком оплетают вокруг велюшки делают узелки в необходимых местах, фиксируя их булавочками.
Сколок – это предварительный рисунок, мастерицы разрабатывали свои замечательные рисунки на основе наблюдения окружающей родной природы и действительности.
-У каждого из вас, ребята, есть на парте лист черной бумаги А4 и белая гелиевая ручка, они позволят создать предварительный рисунок, сколок.
Обратите внимание на экран, перед вами самый популярный элемент плетения вологодского кружева, «лапа», посмотрите этот элемент присутствует в представленных работах мастериц.
Велюшка – основная линия рисунка, вот она определяет ведущую непрерывную линию (учитель показывает её на произведениях)
Плетешок – нить оплетающая велюшку делая кружево плотнее, фигурные восьмёрки вокруг направляющей нити создадут имитацию вологодского плетения
Рисует на доске пример элемента велюшки и плетешка.
Поэтому кружевоплетение является подлинно народным, а изделия вологодских кружевниц всегда были предметом всеобщего восхищения.
В результате работы мастериц рождается произведение искусства
Координирует работу учащихся.
- кружиться
Слайд
Слайд.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!