Отечественная история культурно-досуговой деятельности — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Отечественная история культурно-досуговой деятельности

2021-03-17 110
Отечественная история культурно-досуговой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тут мы сталкиваемся с тем же натуральным хозяйством, с той же большой семьей, с тем же трудом для прокорма, в результате которых у народа выработалось свое отношение к свободному времени. Досуг трактовался как время для гуляний, освобождение от дел. В традициях крестьянской культуры понятия свободного времени в нашем понимании не существовало.

Основным показателем проведения рабочего и свободного времени была народная система будней и праздников. Термин «будни» в быту отождествлялся с понятием рабочего времени. Будни состояли из семейных забот, обучения детей, присмотр за больными, сватаний, крестин, Частью активной д-ти в будни были ритуальные действия – обряды магически-религиозного происхождения. Характерной чертой будничного досуга было его различное проведение в зависимости от пола. Мужчины собирались в каком-нибудь домике на окраине, чаще в домике бобыля, возле трактира или просто на траве и обговаривали хозяйственные дела, слушали старейшин, рассказывали байки, анекдоты, пели песни и, конечно выпивали. Женщины тоже никогда не были бездейственными, они всегда что-нибудь делали – вязали, вышивали, пряли, оговаривая семейные дела, пели песни.

Вторую половину жизни составляли праздники – воскресенья, семейные и общинные торжества. Особое значение придавалось ритуальным дням, когда работа могла и не останавливаться – Благовещенье, рождественские и весенние святки и др. Основным стабильным регулятором чередования будней и праздников было воскресенье. С воскресением Христа связана так называемая пасхалия – система подвижных праздников – Великдень, Вознесение, Троица, Масленица. Ко всем большим праздникам варилось пиво, что было чуть ли не главным признаком праздника. Было даже такое выражение: «сколько пива, столько и песен». В эти дни меняли все: обновлялись и украшались дома, одевали лучшую одежду. Один к другому обращались по имени и отчеству, исключались разговоры на бытовые и хозяйственные темы: «День свят, дела наши спят». «Великие свята» продолжались 2-3 дня, постепенно прекращаясь и продолжаясь в последние воскресные дни.

Праздник рассматривался как долг перед Богом. Участие в празднике было обязательным для всех жителей села. К тому, кто уклонялся от праздника, относились с осуждением и подозрением. Существовало поверье, что из-за таких «богоотступников» бог может покарать все село. Отношение к празднику очень четко определено в пословице: «Мы целый год работаем для праздника». Совершались совместные ритуалы языческого характера при общинном укладе, позже они были заменены христианскими обычаями и ритуалами. Практически до конца 19 века сохранилась народная ритуализированная забава – кулачные бои, которые проходили на льду реки, ставка, озера между мужчинами соседних сел, хуторов или улиц.

Праздничная система выходила далеко за рамки церковного и государственного календарей. По подсчетам этнографов общее число праздничных дней достигало 150.

Досуг высших сословий также не отличалось глубокой содержательностью. В допетровской Руси помещики общались редко, да и круг общения был ограниченным, Жили замкнуто, встречи носили обычно деловой или эпизодический характер.

Первую попытку вытянуть человека из скорлупы домашнего досуга, расширить круг его интересов и контактов осуществил Петр 1. Понимая, что разрушить установленные обычаи и традиции досуга невозможно слишком скоро, он сделал это насильно. Так появились царские указы об ассамблеях. От всех требовалось участие в весельях, раскрепощенности, свободного общения, звучала новая музыка, внедрялись в кдд знати европейские танцы. Петр 1 сам составлял программы маскарадов и шутовских ходов. Этот период в нашей истории стал переломным не только в плане государственного переустройства и сменой мышления и насаждения другой культуры, но и досуг стал наполняться другим содержанием. Постепенно наступает эпоха Просветительства. Необходимость культивирования знаний в среде низших сословий и крестьянства понимали и некоторые дальновидные представители дворянских верхов, на рубеже 17-18 веков это даже стало в какой-то степени модно – учить крестьян грамоте.

Решение проблемы просветительства на тот момент виделось передовым людьми эпохи прежде всего в распространении светской книги, которая уже сама по себе являлась способом массового образования. Первые такие книги Петр 1 печатал в Голландии («Сжатое введение во всякую историю», «Движение кругов небесных»). Затем их печатание наладилось и в России. В начале 19 века уже насчитывалось четыре печатных учреждения – в Синоде, Сенате, Александро-Невской Лавре и Морской академии. Появляются публичные библиотеки, которые рассматриваются как центры просвещения. Первая бесплатная публичная библиотека была основана также Петром 1 в 1714году в Петербурге. В ней на момент открытия насчитывалось 2000 книг. По свидетельствам иностранцев библиотека была одной из лучших в Европе. В конце 18 века библиотеки создаются в центральных губерниях, на Украине, в Алтайском крае. В 1830году циркуляром министра внутренних дел всем предводителям дворянства вместе с купечеством и директорам гимназий было поручено создавать в губернских центрах публичные библиотеки. И уже в конце 19 века по неполным данным в России их насчитывалось около 600.

 Петр, также, основал еще два культурно-просветительских заведения, которые приобщали человека к знаниям и втягивали в «мирские дела». Это публичный естественно-исторический музей «Кабинет редкостей» («Кунсткамера») и газета «Ведомости», благодаря которой, по словам Н. А. Добролюбова, россияне впервые смогли открыто читать о всенародных событиях. Музеи как форма просветительской работы начали зарождаться только во второй половине 19 века. Инициаторы их создания – земства, местные научные общества, аматоры-коллекционеры. Основными посетителями музеев были школьники, ремесленники, рабочие, крестьяне соседних сел.

Начиная с 40-х годов 19 века, распространяется практика чтения популярных лекций. Сначала такие лекции проводились в крупных городах известными учеными, профессорами, затем, после отмены крепостного права, популярные лекции стали читать и в провинциальных центрах. Вместе с лекциями по инициативе представителей прогрессивной интеллигенции стали проводиться народные чтения. В 1894 году возник правительственный орган опеки, заданием которого было «заменить народу дикий разгул шинка духовной пищей, пищей для разума, разумными развлечениями». Наиболее значимым проявлением организованного досуга стали опекунские народные дома. Первый такой дом Николая ІІ был открыт в Петербурге в 1900 году, который стал общедоступной народной аудиторией для чтения лекций, проведения занятий, театральных постановок, концертов и народных гуляний. В начале 1917 года в стране действовало 237 казенных, земских, кооперативных и частных народных домов. В годы советской власти аналогом таких домов стали Дома и Дворцы культуры, социальная функция которых заключалась в культурно-просветительской работе, а сама система социальных институтов досуга рассматривалась государством как система культурно-просветительскиех учреждений. В начале 20 века расширяется сеть просветительских учрежденй в сфере свободного времени: функционируют воскресные школы, разнообразные кружки и курсы, первые народные университеты, Народные дома. В таких домах силами интеллигенции проводится культурно-просветительская работа: лекции, выставки, экскурсии, создавались хоровые и драматические колективы, избы-читальни.

В послевоенные годы (1950-е) наблюдается смена культурных потребностей, способах проведения свободного времени. На общественных началах создаются самодеятельные театры, оркестры, хоры, оперные, вокальные и балетные студии, областные народные филармонии. Для сферы профессионального искусства – консерватирии, театральные институты, музыкальные училища и музыкальные школы. В клубных учреждениях активно используются такие формы работы, как «тематический вечер» - вечер-встреча, вечер боевой и трудовой славы, вечер ответов и вопросов. 

История клубных объединений.

Первые сведения о клубных объединениях как форме групповой деятельности мы находим уже на папирусах, которые свидетельствуют о том, что в Древнем Египте процветали и множились разнообразные досуговые объединения. Найден отчет такого рода «клуба» любителей пообедать с пересчетом его членов и указанием заявок на хлеб, вино и украшения.

В эллинскую эпоху профессиональные, религиозные и др. объединения в свободное время удовлетворяли потребность в неформальном общении, создавали ощущение социального равенства в среде.

Как групповая форма организации и проведения свободного времени досуговые объединения исчезают вместе с Античностью. Возрождается она с середины 17 века в Европе среди представителей господствующей части общества. Среди первых таких объединений можно назвать кружок княгинь и герцогинь, которые собирались у королевы. Далее смысл этого понятия расширился при Людовике 16 и стал означать собрание мужчин и женщин для беседы. («Декамерон» Бокаччо).

В 1693г. возникает первое институализованное объединение в Англии, которое получило название клуба. Несмотря на распространенное мнение, что клубы – институт чисто англосаксонский, первый клуб «Уайт» был основан предприимчивым итальянцем Франческо Бьянко. Англия подарила миру не вид досуового объединения, а его название. В английском языке слово «клуб» означает часть, которая приходилась на каждого члена какого-либо объединения. «Уайт» и существовал на основе паев. Кроме того, его особенностью было то, что функционировал он в специально отведенном для него доме и имел регламентированное членство. За «Уайтом» стали возникать и другие клубы – «Карлтон», «Тревелес», «Бакс». Состав этих клубов определялся местом их расположения. Они находились в середине треугольника: Лондона: один угол – столица фунта Сити, второй – столица политики Уайтхолл, третий – столица светской жизни Мейфеер.

В конце 19 в. появляются многочисленные рабочие клубы, и возникает Союз рабочих клубов, который находился под покровительством власти и получал поддержку королевы. В конце века в Англии насчитывалось 4000 различных клубов, членами которых было около 2 млн. человек. Содержание их деятельности – развлечения (карты, бильярд, крокет, танцы), постановка спектаклей и др.

Мода на клубы распространяется по всей Европе. Сначала это были клубы для аристократии и буржуазии. И хотя содержание их деятельности составляли отдых и развлечения, некоторые из них оказывают влияние и на культурную жизнь, на формирование общественных ценностей и даже общественно-политической ситуации. Так во Франции, когда клубы стали создавать представителями третьего сословия – буржуазия, их деятельность в период Французской буржуазной революции становится знаковой. Показательным в этом отношении стал Якобинский клуб. Он был организован в 1789г. как Британский клуб. Потом название сменили на «Клуб друзей конституции» и, наконец, на «Клуб якобинцев». Клуб имел 3000 отделений, которые, фактически были центрами революционной борьбы. Первыми членами клуба были мэр Парижа, Лафайет, Мирабо, Ларошфуко и др. Говоря о периоде Французской революции, нельзя не сказать о том, что в это время большое внимание уделяется праздникам. Конвент придумывал и старался воплотить в жизнь идеи новых праздников, исходя из философских и политических концепций Ж. Ж. Руссо и Д. Дидро, которые трактовали праздник как общественно важное явление, которое призвано служить делу воспитания народа. Ж. Ж. Руссо, в частности, писал о том, что «если вы хотите сделать народ трудолюбивым, дайте ему праздники».

В городах Европы возникают объединения по типу английских клубов. В России старейшим был клуб российской аристократии – петербургский Английский «клоб» (1770 год). Возник он по инициативе иностранцев. В первые годы царствования Екатерины 2 многие иностранцы, в основном торговый люд, собирался раз в неделю в гостинице, которую держал Корнелий Гарднер. Когда гостиницу закрыли, один из ее посетителей фабрикант Франсис Гарднер предложил своим товарищам организовать там клуб. К 1780 году Английский клуб стал очень популярен среди знати. Быть его членом означало иметь положение в свете. Его членами были А. С. Пушкин, В. О. Жуковский, И. А. Крылов и много других, особенно высших чиновников. Почетным членом клуба был М. И. Кутузов. Появляются и другие клубы. В Москве создателями такого досугового объединения под названием «Московские аристократические сборы» стали сенатор М. Ф. Соймонов и князь А. Б. Долгорукий. Его правилом стали, отражающим направление деятельности стали такие слова: «никаких осуждений веры, правительства и руководства здесь терпимы быть не могут». Появляются клубы офицерские, купеческие, артистические и даже клубы приказчиков и лакеев. Содержание деятельности практически всех этих объединений не выходит за рамки развлечений. Устраиваются балы, обеды, маскарады. Ярким явлением среди подобных клубов был первый клуб интеллигенции (январь 1862 года) – Шахматный клуб. Но не шахматы там были главным предметом деятельности. Здесь собирались, чтобы обсудить литературные и общественные проблемы. В этом клубе читал вслух свои статьи В. Г. Чернышевский, что стало причиной закрытия клуба. В 1865 году появляется клуб художников – самое излюбленное место художественного и интеллигентного Петербурга. Однако деятельность этих клубов охватывала незначительную часть населения. Появлению народных клубов в России дала толчок Первая русская революция. Воспользовавшись царским манифестом с его гражданскими свободами, социал-демократы организовали ряд своих легальных клубов.

В США приобщение народных масс к содержательной реализации свободного времени в первую очередь распространялось на молодежь. Большая часть движений имело английское происхождение. К ним следует отнести движение УМСА – Ассоциацию клубов для молодых людей, а также Ассоциацию клубов для молодых женщин. Исключительно американскою является организация клубов для мальчиков, которая имела свои дома культуры, отдыха, имеющие свои собственные статусы. Эти клубы начали действовать в 19 веке, позже к ним присоединились клубы для девочек. Традиция создания центров культуры и отдыха для широких масс населения связана с именем Джейн Адамс, которая купила в округе один из огромных домов и открыла его для представителей национальных меньшинств, которые переселились в Америку. Сейчас дома Джейн Адамс не существует, однако работа и деятельность общедоступных центров культуры и отдыха основывается на принципах, заложенных Адамс.

Смена общественной парадигмы повлекла и смену в системе кдд. Сегодня материальная база учреждений культуры в упадке, их количество сокращается. Распространяется коммерческая досуговая деятельность с широким спектром платных услуг: частные театры-студии, картинные галереи, концертные залы (Коллизей), ночные клубы, казино, рестораны с разнообразными шоу-программами, часные формы, которые обеспечивают контакты самодеятельного и профессинального искусства со слушателем и зрителем (арт-агентства), включая проведение корпоративных праздников и вечеринок, организация отдыха населения в области кинопроката, театрально-концертной деятельности, туризма, в СМИ – частное телевидение, частные издания и газеты. В конце 20 века возникло множество проблем, решение которых необходимо искать в наши годы.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.