Принцип совместной деятельности. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Принцип совместной деятельности.

2021-03-17 132
Принцип совместной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кдд может осуществляться человеком как индивидуально, так и вместе с другими людьми. Совместная деятельность – это такое взаимодействие, в процессе которого человек находится в определенных отношениях взаимной зависимости и ответственности (самодеятельные объединения, клубы, кружки по интересам).

Проблема управления в сфере свободного времени является очень актуальной на сегодняшний день. При ее решении следует сразу признать, что любая попытка непосредственного (прямого, авторитарного) управления кдд противоречит самой сущности свободного времени. Управление содержанием свободного времени - это, прежде всего, самоуправление, то есть управление здесь должно строиться на индивидуальных интересах и потребностях человека, на создании условий для саморазвития личности, для выявления и реализации ее способностей. Задача органов управления состоит в том, чтобы как можно более полно и точно отразить в кдд основные тенденции социально-культурных процессов, развивающихся в среде той или иной группы населения. Что же является ведущим в современных условиях – управление или самоуправление? Сегодня становится очевидным, что если игнорируется роль самоуправления, то социальные процессы в сфере досуга становятся стихийными и неуправляемыми явлениями.

Управление свободным временем – это целенаправленное воздействие на условия и содержание кдд в соответствии с закономерностями ее развития с целью формирования духовно богатой, социально-активной личности, создание условий для саморазвития личности, проявление и реализации ее способностей и интересов.

Новые методологические подходы проявляются в переосмыслении содержания и принципов организации и управления кдд. На первый план выдвигаются такие категории как «демократизация» и «гуманизация» этого процесса.

Демократизация – принцип, отражающий переход от авторитарно-бюрократической к демократической модели общественного развития, который реализуется в социально-культурной сфере и заключается в децентрализации и дебюрократизации условий для развития личности.

Преодоление отчуждения между личностью и основными социально-культурными институтами является одним из важнейших направлений управленческого процесса в сфере досуга. Содержание этого процесса должно быть связано с гуманистическим измерением. В современных условиях гуманистические принципы и идеалы: свобода, милосердие, справедливость, бескорыстие, добро и др. приобретают все более заметную практическую значимость в кдд. Необходимо, чтобы формировались гуманистические мировоззрение и культура, моральные и эстетические ценности, любовь к родине и уважение к народам и культурам мира. Технико-технологический экстремизм, сформированный эпохой научно-технического прогресса, должен уступить место гуманистическому мировоззрению. Не человек для техники, а наоборот — техника для человека. Человечество заплатило колоссальную цену, пока не убедилось, что гуманизм — это, в сущности, единственный и главный принцип, благодаря которому становится возможным будущее для разрозненного, многомерного и вместе с тем внутренне единого мира.

Управление кдд строится на определенных принципах:

- принцип объективности – своевременное выявление, познавание, осмысление и использование объективных закономерностей кдд;

- принцип конкретности – отказ от иллюзорных схем, общих формул, любая закономерность обретает свою плоть и кровь лишь в конкретных жизненных обстоятельствах. Для этого необходимо соблюдать ряд требований:

- 1) учет социально-демографических и психологических особенностей кдд;

- 2.) адекватная оценка возможностей субъекта управления;

- 3.) целевой выбор методов и форм воздействия на личность.

- Воздействие на кдд осуществляется через систему территориального управления. Развитие же отдельных видов досуга попадает в сферу отраслевого управления: библиотеки, музеи и др. В настоящее время отраслевое управление является доминирующим по сравнению с территориальным. Повышение роли территориального управления кдд является актуальной задачей.

 

 

Лекция 4

 Генезис культурно-досуговой деятельности. Исторические формы организации культурно-досуговой деятельности

Изучение культурно-досуговой деятельности в её динамическом развитии способствует более глубокому проникновению в сущность этого явления, помогает увидеть современные черты как закономерный результат развития человеческого общества. На протяжении всех периодов развития человеческой цивилизации существовали определенные взгляды на сферу свободного времени человека, а формы досуговой д-ти претерпевали различные изменения и преображения. Однако, практически все ныне существующие формы (групповые и массовые) кдд уходят своими корням в эпоху Античности. Именно в этот период мы сталкиваемся с общественным строем, когда государство и общество начинают выступать в единой роли воспитателя, который формирует человека социально. Воспитание теперь становится не частным делом, а общественным.

В эпоху Античности мы находим организованные формы кдд – массовую групповую. Групповые - в виде симпосионов: застолий с беседами о литературе, философии, с декламациями. Массовые – в виде торжеств и праздников, наполненных песнями, танцами, зрелищами. Много внимания уделяется физическому совершенствованию.

Симпосионами руководил распорядитель, которого избирали. Он определял ход беседы, оговариал условия разнообразных соревнований, определял победителей и раздавал награды.

Особое место в застолье принадлежало женщинам, которые вели свободный образ жизни и и находились за рамками семейно- бытового уклада, они назывались подругами, что по-гречески звучит – гетеры. Гетеры были женщинами образованными, умными и красивыми. Они могли поддержать разговор даже тогда, когда речь шла об очень серьезных и важных вещах.

За общими столами наставники и опытные мудрецы учили молодежь гражданским обязанностям. Тут же образовывались объединения, члены которых делали гимнастические упражнения и демонстрировали военное искусство. Позднее гимнасии превратились в своеобразные клубы, где проводили время не только занимаясь гимнастическими упражнениями, но и, слушая ораторов, ведя диспуты, здесь собирались ученые и философы.

С появлением и развитием ораторского искусства зарождается массовое просвещение народа. Ораторы выступают с речами, пропагандирующими идеи добра, справедливости, вскрывают «язвы» общества.

В период высокой классики в Афинах влияние на содержание и характер досуга обогатилось развитием системы образования и искусства. В период правления Перикла (5 век до н. э.) в Афинах не было ни одного неграмотного. Сооружается знаменитый храмовый ансамбль Акрополь – культурный центр всего греческого мира.

С развитием драматической поэзии начинается строительство театров. Афинские театры вмещали гораздо больше зрителей, чем современные. Театр, который находился на юго-восточном склоне Акрополя, вмещал до 36000 зрителей (в Афинах в то время проживало около 180000 человек). Государство, осознавая какую огромную роль играли театры в воспитании граждан-патриотов, платили особую субсидию «на зрелища». Театр, помимо всего прочего, формировал и отношение к досугу. В древней трагедии Софокла «Ифигения» есть такие строки: «Не сладок плод бесдельного досуга, и праздному не помогает бог».

Инфраструктура досуга древних впечатляет и удивляет. Так, знаменитые общественные бани-термы, которые были местом общения и развлечений, известны уже в 8-6 веках до н. э. В Александрии в 639 г. было 4000 общественных бань, 4000 дворцов и 4000 развлекательных учреждений.

Особое место в структуре досуга античного общества занимали культовые обряды, содержательная направленность которых несла в себе духовные и эстетические ценности, которые культивировало в своих гражданах государство. В многочисленных божествах пантеона древних эллинов и римлян воплощались духовные представления человека о возвышенном и нравственном. Так, Зевса почитали за воплощение идеи наивысшей духовной сущности в мире, наивысшей мудрости и могущества. Афродита символизировала красоту и любовь, Аполлон – источник вдохновения, а его музы – источник вдохновения и др.

Вместе с ростом культуры увеличилась потребность в книгах и местах их сбора. Просвещенные люди уже в 5 веке до н. э. начали собирать библиотеки. Одной из первых больших библиотек была библиотека трагического поэта Эврипида. Все мы знаем о существовании библиотеки в Александрии, которую так безжалостно сожгли.

В Римской империи такая массовая форма досуга как зрелище регулируется должностными особами. Зрелища были трех видов: в театре ставились комедии и фарсы на сюжеты из повседневной жизни, в амфитеатрах проводили гладиаторские бои и устраивали зрелища с дикими животными, в цирке проходили состязания на колесницах. Кроме этого устраивали навмахии – инсценировки морских боев в специально вырытых водоемах. В период расцвета Рим жил не только зрелищами. Греческие философы, которые переселились в Италию, и граматики подталкивали римлян к интеллектуальной жизни, к публичным чтениям, дискуссиям. Неотъемлемой частью культурного устройства Рима стали публичные чтения поэтами своих произведений. Такие чтения-рецитации шли часами несколько дней, стихи не только слушались, но и обсуждались. Греческих гимнасий и палестр Рим не знал, их функции выполняли знаменитые римские термы, которые стали центрами досуга. Тут занимались гимнастикой, прогуливались, слушали выступления поэтов. Даже в небольших поселениях было несколько терм. Термы роскошно оформлялись, их интерьеры были украшены скульптурами. Так статуя Аполлона Бельведерского украшала в свое время термы Каракалы, а группа «Лакоон» термы Траяна.

В Риме располагалось много различных выставок. Специальных музеев в современном понимании не было. Произведения искусства – памятники, скульптуры, мозаики были везде, а все остальное, что могло бы заинтересовать публику, просто выставлялось напоказ. Выставляли диковинных представителей других народов, скелеты необычных рыб, сохраняли и выставляли даже тела мертвых людей, которые отличались ростом. Историк Плиний Старший пишет, что сам наблюдал как-то сохраненные и выставленные тела карликов.

Постепенно Античность сходит с исторической арены и на долгие годы исчезает отношение к досугу как свободе человеческого духа. Наступает эпоха Средневековья, а для средневекового человека свобода была привилегией, это гарантированный статус, законное место перед Богом и людьми, то есть принадлежность к общине. Свободный человек тот, у кого есть могущественный покровитель.

Средневековое общество Западной Европы было жестко регламентированным, имело сложную иерархию. Общественное сознание эпохи в самом простом виде представляло ее из трех частей: те, кто молится, те, кто воюет, те, кто работает. Первые два это феодалы, духовные и светские, третий – крестьянство. Жизнь феодалов проходила в войнах, охоте, рыцарских турнирах и застольях.

Высшую ступень в этой иерархии занимала церковь со своими проповедями о загробном мире и страданиях на этом свете. Проповедовались аскетизм, умеренность, отказ от мирских забав. Однако это не мешало церкви ярко и пышно проводить религиозные праздники и поддерживать народные религиозные обряды и традиции, которыми в основном был заполнен сельский досуг. Основу всего составляла работа с утра и до ночи народных масс, которые едва могли прокормить себя и имели очень немного. Праздником были религиозные церемонии, а из литургий возникал настоящий театр. Особое место принадлежало карнавалу. Целый пласт народной культуры, который очень хорошо описал в своем труде «Смеховая культура Средневековья» М.М. Бахтин, берет свое начало в празднике дураков, во время которого доставалось и церкви, с чем она вынуждена была мириться.

Все прослойки общества увлекались песнями, танцами, музыкой – церковное пение, танцы в замках, сельские танцы. Над всем этим царила азартная игра, кости стучали везде. Даже святые отцы сосредотачивались не столько на «духовных предметах», сколько на игральных костях и шахматах. А когда в 14, веке появились карты, то они приобрели такую широкую популярность, что святой Бернард в публичной проповеди объявил карты творением Люцифера, а многие монархи вынуждены были издавать указы об их запрете. Досуг в замке феодалов заключался в банкетах, турнирах, выступлениях труверов – средневековых поэтов, жонглеров, менестрелей и др.

В связи с ростом городов произошли изменения в образе жизни средневекового общества и наложило свой отпечаток на характере проведения свободного времени. Быть горожанином или крестьянином – это один из основополагающих вопросов жизнедеятельности для средневекового человека 13-14 века. Досуг горожанина относительно члена сельской общины выглядел более раскрепощенным и разнообразным. Сосредоточием духовной, административной, гражданской жизни средневекового города была площадь. Она была и рынком, и клубом, и рестораном, и центром всяческих праздников и развлечений.

Карнавал стал поистине воплощением всей городской жизни, особенно в Италии. Центром возникновения карнавала считается Венеция. Ее сенат уделял большое значение организации карнавалов и даже определил сроки их проведения специальным декретом. Это праздненство рассматривалось как эффективный способ погасить бунтарские настроения среди моряков и арсенальских работников.

Еще одна форма проведения массового досуга – религиозные спектакли – мистерии, которые были частью многодневного действа. Характерно, что сценарии мистерий создавались не столько духовенством, сколько самими участниками – ремесленниками, членами цехов и гильдий.

В средневековых городах Европы существовали также «риторические камеры» - литературные объединения или общества, которые имели свой статус, герб, знаменосца, председателя. Эти своеобразные клубы брали активное участие в разработке сценариев и проведении праздников.

Конец 18 – начало 19 века было временем развития салонов, кружков, обществ разнообразной направленности: музыкальных, литературных, спортивных и пр. 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.