Новый Завет: события, личности, идеи. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Новый Завет: события, личности, идеи.

2021-03-17 75
Новый Завет: события, личности, идеи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  …страдания Христа придали смысл и

человеческим страданиям, примиряя

нас с трагичностью земной жизни

 

А. Тойнби

«Христианское понимание истории»

 

  К самостоятельному изучению рекомендован субраздел «Новый Завет: события, личности, идеи». Он имеет предметом исследования материал, исключительный во многих отношениях. Новый Завет - самый читаемый и издаваемый текст в истории человечества. Он превосходит любой другой по числу изданий, переводов на языки разных культур, тиражам. Его главный герой – Иисус Христос, остается самой известной в мировой истории личностью. Поэтому содержание Нового Завета, мировоззренческие идеи, драматические события, описания противоречивых характеров, реконструкции образов явно, и часто не явно, представлены в различных областях духовной культуры. В этом отношении остается актуальной нравственная проблематика книг Нового Завета. Знакомясь с этой его стороной, мы обнаруживаем, что за две тысячи лет, прошедших со времен, описанных на его страницах, человек почти не изменился в волевом и эмоциональном планах. Сегодня у него те же открытые и тайные желания, его подстерегают те же искушения, он совершает те же ошибки, подвержен тем же переживаниям, в его душе, как и прежде, идет борьба темного и светлого начал.

  Новый Завет – это и самый обсуждаемый, дискутируемый текст. Как и Библия в целом, он дает многие поводы для страстных споров представителей различных течений христианства, христиан и неверующих, христиан и приверженцев других современных религий. Предложенный здесь план семинарских занятий имеет светский характер. Он имеет задачей дать знание о Боге, но не веру в него. Программа подраздела составлена так, чтобы были равно представлены все важнейшие позиции, точки зрения, подходы, чтобы беспристрастная информация преобладала над оценками. В списки дополнительной литературы включены наименования трудов православных, католических и протестантских авторов и известных атеистических сочинений.

  Последовательность тем занятий определяется единством логического и исторического подходов, а значит, как порядком расположения книг в Библии, так и смысловыми связями идей и сюжетов.  

 

  Часть 1. Общая характеристика и особенности Евангелий, их авторство. Рождение и детство Иисуса Христа. Иоанн Предтеча и Иисус. Крещение. Троица. Искушения Иисуса. Первые ученики Христа. События в Галилее и Иудее. Пост.

Литература:

Библия:

Матфей 1 – 4; 6: 16 – 18; 13: 13 – 17; 14: 1 – 12

Марк 1; 2: 1 – 22; 6: 14 – 30

Лука 1 – 5. Иоанн 1 – 4

 

Апокифы древних христиан. – М., 1989. С. 101 – 151.

Всеобщая история религий мира. – М., 2007. С. 567 – 594.

Донини А. У истоков христианства. – М., 1989. Гл. 2. С. 45 – 70.

Книга апокрифов. Неканонические Евангелия. – М., 2006. С. 5 – 249.

Косидовский З. Сказания евангелистов. – М., 1979. Гл. 1, 2, 4. С. 141 – 186.

Крывелев И. А. Библия. Историко – критический анализ. М., 1982.

Мень А. История религии. В 7 т. Т. 7. – М. 1992. Ч. 1. Гл 1 – 4.

Ренан Э. Жизнь Иисуса. – М., 1991. Гл. 2 – 8.

Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1987. С. 9 – 76, 185 – 207, 306 – 319.

Сочинения Оригена, учителя Александрийского. О началах. – Новосибирск, 1993. Кн. 1. Гл. 1.

Толковая Библия. В 3 кн. – Петербург 1904 – 1913. Переизд. Стокгольм, 1987.

 Кн. 3. Т. 8, 9 (комментарии к стихам).

Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса. – М., 1992. Введение. Кн. 1, & 27 – 32. Кн. 2, & 1.

 

Прежде, чем обратиться к обсуждению идей и оценкам событий, описанных в Новом Завете, целесообразно обсудить вопрос о его происхождении и авторах. Почему эта часть Библии имеет такое название? Когда и кем были записаны тексты, вошедшие в Новый Завет, определен его состав, проведено деление на главы и стихи? Несомненный интерес представляют сведения и евангелистах Матфее, Марке, Луке и Иоанне.

  История рождения Иисуса известна многим. Но в ней есть немало обстоятельств, требующих исследования. Можно ли определить точную дату или год рождения Иисуса, место, где началась его земная жизнь, его этническую принадлежность? Прочтите текст «Протоевангелия Иакова» из «Книги апокрифов», в котором описана история жизни Марии и многочисленных чудесах, совершенных маленьким Иисусом.

  Общественное служение Христа начинается после его встречи с Иоанном Крестителем. Понятен интерес к личности последнего, ее роли в становлении христианства. Постарайтесь выяснить, какое влияние идеи и ритуалы Иоанна оказали на формирование христианства, в чем сходство и различие этих идей и учения Христа. Читая о крещении Иисуса Иоанном, мы имеем возможность обсудить важнейший принцип христианской религии – идею троичности Бога. 

В главах, описывающих следующие за крещением искушения Иисуса, мы впервые встречаем его главного оппонента на страницах Нового Завета. Важно рассмотреть библейское учение о положении и роли дьявола в мире, обсудить вопрос о причинах существования зла и человеческих страданий.

  Часть 2. Принципы и нормы христианской нравственности. 12 апостолов. Фарисеи, саддукеи, ессеи. Взаимоотношения Иисуса и иудейских богословов, христианство и иудаизм. Преображение. Исцеления и другие чудеса.

Литература:

Библия:

Матфей 5, 7 – 18. Марк 2: 23 – 28; 3 – 9

Лука 6 – 8; 11: 14 – 54; 12; 9: 1 – 50. Иоанн 5, 6

 

Апокрифы древних христиан…С. 50 – 75.

Каутский К. Происхождение христианства. – М., 1990. Отд. 1 – 4. Гл. 2, & 2.

Лосский О. Н. Условия абсолютного добра. – М., 1991. Гл. 5 – 7.

Мень А. История религии. Т. 7. Гл. 4. Ч. 2.

Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. – М., 1990. Разд. 1, 2. Гл. 7.

Ренан Э. Жизнь Иисуса. Гл. 9 – 17.

Соловьев Вл. Оправдание добра // Соч. Т. 1. – М.,1988. Ч. 2.

Толковая Библия. Кн. 3. Т. 8, 9 (комментарии к стихам).

Трубецкой С. Н. Учение о логосе в его истории // Соч. – М., 1994. Ч. 2. Гл. 1 – 3. 

Франк С. Л. Непостижимое // Соч. – М., 1990. Гл. 10.

Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса. Кн. 1, & 33 – 37, 43. Кн. 2. Гл. 2, & 69 – 82.

Юркевич П. Д. Мир с ближним как условие христианского общения // Философские произведения. – М., 1990. С. 351 – 358.

 

  Одна из основных тем Нового Завета – нравственная жизнь. В нем провозглашены моральные принципы и нормы, неслыханные для той среды, в которой формировалось христианство. Даже сегодня немногие христиане практически следуют им. Квинтэссенция нравственного учения христианства – проповедь Иисуса, приводимая в гл. 5, 6, 7 Матфеем и в гл. 6 Лукой. К девяти содержащимся в них «блаженствам», можно прибавить десятое: «блаженнее давать, нежели принимать» (Деяния 20: 35). Нередко поводом для споров выступает третье «блаженство» о «нищих духом». В православной «Толковой Библии» приводится двадцать толкований этого высказывания. А как вы понимаете его? Основным принципом хритианской морали является любовь к ближнему. Следует обсудить вопрос, заданный когда – то Христу: кто есть наш ближний? Подумайте также, может ли христианин любить себя самого.

  В этой части курса рассматривается вопрос о первых последователях Христа. Кто они, сколько их было? Возникающие здесь затруднения связаны с тем, что в разных Евангелиях одни и те же апостолы носят разные имена. Попытайтесь выделить их. Заменил ли кто ни – будь Иуду Искариота после его предательства? Почему Павел, о котором не упоминается в Евангелиях, считается апостолом? Кто такие семьдесят апостолов?

  Проповедовавший Иисус постоянно вступал в полемику с фарисеями, саддукеями и книжниками. На основе библейских текстов, а также глав книги А. Меня выясните, каких взглядов придерживались представители этих религиозных течений, что было общего в учении Христа и фарисеев.

  Обращаясь к чуду Преображения, определите, что есть чудо. Какие виды чудес, совершенных Иисусом, описаны в Новом Завете? Попытайтесь составить их классификацию. Сталкивались ли вы с чудесами в своей жизни?

 

  Часть 3. Христианский образ жизни. Молитва. Учение о браке и семейной жизни. История взятой в прелюбодеянии. Отношение к богатству. Суд и воздаяние. Учение притчами. Вечность Сына. Послание семидесяти. Вход в Иерусалим.

Литература:

Библия:

Матфей 6, 19, 11: 20 –30; 20; 25; 26: 6 – 13; 21: 1 – 11; 14 – 17

Марк 10, 14: 3 – 9; 11: 1 – 11

Лука 9: 51 – 62; 10; 11: 1 – 13; 13 – 18; 19: 1 – 44

Иоанн 7 – 11; 12: 11 – 19

 

Библейский справочник Геллея. – Торонто, 1989. С., 413 – 557.

Мень А. История религии. Т. 7. Ч. 3. Гл. 11 – 14.

Ренан Э. Жизнь Иисуса. Гл. 18 – 22.

Розанов В. В. Люди лунного света. – М., 1990. С. 7 – 193.

Сочинения Оригена, учителя Александрийского. О началах. Гл. 2 –3.

Тертуллиан. Избранные сочинения – М., 1994. С. 83 – 106, 161 – 188.

Толковая Библия. Кн. 3. Т. 8. 9 (комментарии к стихам)

Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Т.1. – М. 1990. Ч. 1. Гл. 6 – 14.

Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса. Кн. 2. Гл. 2, & 77, 82 – 83.

 

  Христианская религия придает большое значение семье, отношениям родственников, воспитанию детей. Особое внимание этой теме уделено в гл. 19 Матфея. Как сложился институт брака, какие категории людей могут вступать в него, поощряет ли христианство добрачные и внебрачные связи, полигинию и полиандрию? Каковы основания развода? Прочтите вставленную в текст историю женщины, взятой в прелюбодеянии, и определите отношение христианства к тем, кто нарушает нормы брака.

  Христиане убеждены в будущем воскресении умерших людей. Установите, существует ли какая – то связь между земным и последующим существованием, влияют ли поступки, совершенные человеком в обычной жизни на то, что ждет его в пакибытии. Как Новый Завет оценивает природу человека и возможности осуществления его надежд на счастливую жизнь?

  Общаясь с окружающими, Христос представлял им свои соображения в особой форме премудростей или притч. Библейские притчи лежат в основе многих произведений, относящимся к различным видам искусства. Определите особенности построения притчи. Дайте истолкование притч о сеятеле и небесном царстве, втором пришествии, зависти, приглашенных на пир, потерянном и найденном.  

 

  Часть 4. События последней недели. О жертве вдовы. Пророчества и последние притчи. Иуда Искариот, его роль в христианстве. Пасхальный ужин. Моление о чаше. Взятие под стражу, суд, распятие и погребение. Воскресение и Вознесение. Христологическая проблема.

Литература:

Библия:

Матфей 21: 18 – 39; 22 – 24; 26 – 28

Марк 11: 12 – 33; 12 – 16

Лука 19: 45 – 48; 20 – 24

Иоанн 12: 20 – 50; 13 – 21

 

Бердяев Н. А. Философия свободы. – М., 1989. С. 142 – 160.

Борхес Х. Л. Три версии предательства Иуды // Проза разных лет. – М., 1984. С. 116 – 120.

Каутский К. Происхождение христианства. Отд. 4. Гл. 2, & 4; Гл. 4.

Книга апокрифов. Неканонические Евангелия. С. 249 – 349.

Косидовский З. Сказания евангелистов. Гл. 4. С. 186 – 231; Гл. 5.

Крывелев И. Христос: миф или действительность. – М., 1987.

Мень А. История религии. Ч. 3. Гл. 15 – 16; Ч. 4.

Ранович А. В. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. С. 233 – 463.

Ренан Э. Жизнь Иисуса. Гл. 23 – 27.

Розанов В. В. Купол храма // религия и культура.Т. 1. – М., 1990. С. 448 – 541

Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. – М., 1989. Чтения 5 – 7.

Толковая Библия. Кн. 3. Т. 8, 9 (комментарии к стихам)

Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса. Кн. 2. Гл. 3.

 

  Эта часть курса посвящена событиям последней недели земной жизни Христа. Подумайте, какими были планы Иисуса, когда он въезжал в Иерусалим, где у него было много врагов. В ночь накануне ареста во время пасхального ужина с учениками Иисус установил действия хлебопреломления и взаимного омовения ног. Попытайтесь выяснить, почему первый обряд получил повсеместное распространение в христианстве, а второй имеет место в немногих деноминациях. Во время этого ужина Христос предсказал отречение Петра и предательство Иуды Искариота. Определите роли этих двух учеников в христианстве. Что произошло с Иудой после ареста Христа. Сравните описания евангелистов со сведениями, приводимыми в Деяниях 1: 16 – 20. Как вы относитесь к предположению Х. Борхеса о том, что Иуда и был настоящим Христом?

  Арестованного Иисуса допрашивали трижды: иудейские лидеры, Пилат и Ирод. Почему они по – разному оценивают вину арестованного, по каким соображениям римский прокуратор решает назначить ему смертную казнь? Попытайтесь выяснить, какую форму имел крест, использованный для распятия, почему православный крест имеет восемь концов. Определите, кто из близких присутствовал при распятии Иисуса, говорил ли он что – либо с креста, сколько времени находился на кресте, какие чудеса имели место при кончине. Могло ли случиться, что Иисус потерял сознание, был снят с креста и погребен живым, или вместо него по ошибке был распят кто – то другой.

  Евангелия заканчиваются описанием воскресения Иисуса и его явлений ученикам. Как воскрес Иисус: телесно или духовно. Почему близкие после воскресения не узнавали его. Завершив чтение Евангелий, поставьте перед собой вопрос: существовал ли Иисус Христос или история о нем – миф. Познакомившись с вариантами ответа на этот вопрос, приводимыми И. Крывелевым, определите свою позицию.

 

  Часть 5. Формирование христианской церкви. Последние встречи Христа с учениками. Пятидесятница. Святой Дух и его дары. Образование церкви в Иерусалиме. Устройство раннехристианских общин. Петр и его проповеди. Мученик Стефан. Крещение евнуха. Обращение Савла. Петр и Корнилий. Миссионерская деятельность Петра и Павла, их роль в христианстве.

Литература:

Библия: Деяния святых апостолов

Апокрифы древних христиан. С. 75 – 101.

Гейтвуд О. История церкви от Иерусалима до Рима. – Н. Новгород, 1994.

Донини А. У истоков христианства. Гл. 3. С. 85 – 94.

Закон Божий. – Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 446 – 478.

Каутский К. Происхождение христианства. Отд. 4. Гл. 1, 3.

Книга апокрифов. Неканонические Евангелия. С. 349 – 414.

Косидовский З. Сказания евангелистов. Гл. 3. С. 80 – 141.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2 т. – М. 1992.

Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. Разд. 2. Гл. 5.

Ренан Э. Жизнь Иисуса. Гл. 28.

Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. С. 76 – 118, 235 – 257.

Смирнов П. История христианской церкви. – М., 1994. & 1 – 19.

Толковая Библия. Кн. 3. Т. 10 (комментарии к стихам).

 

  Большинство авторов Нового Завета оставили свои сочинения неозаглавленными. Книга, обсуждаемая в этой части, во II в. получила название «Деяния апостолов». Это название не вполне точно, так как в ней не описаны деяния всех апостолов, а только некоторые события из жизни Петра, Иоанна и Павла. Основной темой «Деяний» является формирование христианской церкви. Проследите, как складывалась первая христианская община в Иерусалиме (гл. 1 – 7). В этих событиях активную роль выполнял Святой Дух. Попытайтесь определить природу Святого Духа, его связь с другими сторонами Троицы, его функции. Может ли человек быть носителем Святого Духа, каковы дары Духа, описанные в Новом Завете?

  В гл. 8 – 12 описано создание общин в Иудее и Самарии. В центре внимания – Петр и Павел. Как и почему Павел стал христианином? Дайте оценку личности Павла и его роли в христианстве.

  Распространение христианства в Азии (гл. 13 – 15), порождало проблемы, связанные с принятием этой религии язычниками. В чем суть этих проблем? Познакомившись с обстоятельствами диффузии христианства в Европу (гл. 16 – 20), в частности Рим (гл. 21 – 28), постарайтесь установить, как были устроены ранние христианские общины, каким правилам подчинялись входившие в них люди.

       

  Часть 6. Взаимоотношения человека и Бога. Христианская антропология и сотериология. Душа и тело. Разделения среди христиан. Христианское богослужение. Духовные дары. Виды любви. Отношение к нехристианам: христианство, язычество, иудаизм.

Литература:

Библия: Послания Римлянам, 1 и 2 Коринфянам, Галатам, Тимофею 2: 8 – 15

Донини А. У истоков христианства. Гл. 4.

Лютер М. Свобода христианина // Избранные произведения. – СПб. 1994. С. 16 – 55.

Каутский К. Происхождение христианства. Отд. 4. Гл. 3.

Косидовский З. Сказания евангелистов. Гл. 3. С. 75 – 80.

Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. Разд. 2. С. 117 – 176.

Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. Чтения 2, 8.

Токовая Библия. Кн. 3. Т. 10. С. 362 – 519. Т. 11. С. 1 – 181 (комментарии к стихам).

Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Т. 1. С. 83 – 108.

Франк С. Л. Непостижимое. Гл. 9.

 

  Письмо Павла римским христианам написано за три года до его личного прибытия в столицу великой древней империи. Его основная тема – спасение. Павел утверждал, что в конечном счете оправдание зависит не от того, что человек делал или может сделать, а от того, что Христос сделал для него. Определите, как христианство оценивает человеческую природу, соотношение в нем духовного и телесного. Можно ли утверждать, что судьбы людей, направление и события их жизни предопределены Богом? Каковы смысл и последствия крещения?

    Город Коринф находился примерно в 80 км. От Афин и был одним из самых богатых в Римской империи. Поводом для посланий его христианам были их разногласия, беспорядочное поведение, вольнодумство, в частности выражавшееся в отрицании воскресения умерших (1 Коринфянам 15: 12). История христианства показывает, что такие явления не раз повторялись и в других местах. Потому интересны и поучительны их оценка и критика Павлом. Обратите также внимание на указания о порядке богослужения, требования к проповеди, хлебопреломлению, сбору пожертвований. Как в раннем христианстве решался вопрос об оплате деятельности служителей церкви?

  Различия в толковании гл. 12 и 14 1 Послания Коринфянам – одна из причин дискуссий в современном христианстве. Подумайте о роли проявлений даров Святого Духа, в том числе иноговорений. Имеют ли сегодня место эти проявления? Обратите внимание, что в гл. 13 «1 Послания Коринфянам» Павел ставит выше всех даров способность к любви.

  В письме Павла христианам галатийской общины вновь обсуждается тема соотношении христианства, иудаизма и язычества. Мы обнаруживаем, что Петр и Павел имели разногласия в понимании этого вопроса. В чем суть их спора и различия их позиций?

 

   Часть 7. События и идейные споры, связанные с диффузией христианства. Единство христиан. Второе пришествие и отступничество. Женщина и мужчина в церкви, семье и обществе. Природа веры. Бог, ангелы и пророки. Руководство церковью, качества христианских лидеров.

Литература:

Библия: Послания Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, 1 и 2 Фессалоникийцам, 1 и 2 Тимофею, Титу, Филемону, Евреям.

Апокрифы древних христиан. С. 219 – 263.

Библейская энциклопедия. – М., 1891.

Донини А. У истоков христианства. Гл. 5.

Каутский К. Происхождение христианства. Отд. 4. Гл. 5.

Нюстрем Э. Библейский словарь. – Торонто, 1989.

Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства.Разд. 2.Гл. 9

Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. С. 118 – 161, 257 – 279.

Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. Чтение 11.

Толковая Библия. Кн. 3. Т. 11. С. 181 – 495 (комментарии к стихам).

 

  Письма Павла Ефесянам, Филиппийцам и Колоссянам написаны им в римской тюрьме и отправлены одновременно (Еф. 6: 21; Колос. 4: 7 – 9). В них понимаются сходные вопросы: еще раз об отношении христианства и иудейства, взаимоотношениях членов церкви и их отношении к внешнему миру, идейной борьбе с вероотступничеством. Обратите внимание, что говоря о единстве церкви, Павел отводит в ней каждому свою роль, соответствующую наклонностям, призванию, понимая церковь как единую внутренне дифференцированную организацию. Аналогичен подход Павла к жизни семьи, положениюв ней жены и мужа, родителей и детей.

  Главная тема 1 и 2 писем фессалоникийской церкви – втрое пришествие Христа. Каковы причины замедления нового прихода Иисуса, какие события будут ему предшествовать, явится он духовно или телесно? Можно ли определить дату осуществления предсказания о возвращении основоположника христианства.

1 и 2 Тимофею и письмо Титу называют пасторскими посланиями, так как в них много внимания уделено вопросам управления христианской общиной. Выясните, какие должности существовали в ранних христианских церквях. Какие требования к личным качествам христианских служителей выдвинуты в Новом Завете.

  С первых веков христианской истории богословы спорят, является ли Павел автором Послания к евреям. Предположительно, это письмо написано после убийства брата Иисуса Иакова и имело целью дать наставления христианам иерусалимской общины, лишившимся пастора. Пользуясь текстом, проведите сравнение личности и роли Христа с личностями и образами Моисея, Мелхиседека, левитских священников, ангелов. Проведите сопоставление иудейской и христианской обрядности, Ветхого и Нового Заветов.

  Согласно вероучению все христиане являются братьями и сестрами друг другу. Вместе с тем, в обычной жизни христиане имеют разное социальное и материальное положение. Возможности для обсуждения этой темы дает письмо Павла Филимону.

 

  Часть 8. Апостолы об испытаниях и искушениях. Христианская теодицея. Вера и дела. Замедление второго пришествия. Ложные учения. Церковь и земные правители. Праведная речь.

  Христианство о прошлом, настоящем и будущем мира и человека. Толкования и символы Откровения. Проблема Тысячелетнего Царства. Воскресение, суд, наказание и воздаяние. Учение о двух смертях.

Литература:

Библия: Послания Иакова, 1 и 2 Петра, 1 – 3 Иоанна, Иуды, Откровение Иоанна Богослова.

Бердяев Н. А. Смысл творчества. – М., 1989. Гл. 14.

Библейская энциклопедия Брокгауза. – Кременчуг, 1999.

Донини А. Происхождение христианства. Гл. 6, 7.

Геллей Г. Г. Библейский справочник. С. 653 – 733.

Ключевые понятия Библии. В тексте Нового Завета. Словарь – справочник. – СПб., 1996.

Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. Разд. 2. Гл. 8.

Ренан Э. Христианская церковь. Гл. 4, 27.

Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. С. 161 – 185.

Толковая Библия. Кн. 3. Т. 10. С. 205 – 362. Т. 11. С. 494 – 609 (комментарии к стихам).

 Swedenborg Em. Apocalypse Revealed. – New York, 1981.

 

  Согласно христианской экзегетике, все книги Нового Завета, обсуждаемые в этой части, написаны людьми, лично знавшими Иисуса в течение долгого времени. Поэтому в них обсуждаются не только сложные теологические вопросы, но и практические аспекты христианского образа жизни.

  В Послании Иакова даны наставления о качествах, необходимых человеку, столкнувшемуся с жизненными испытаниями. Каковы эти качества? Обдумайте вопрос об отношении христианства к богатству. Может ли христианин наслаждаться избытком материальных благ, зная, что кто – то лишен самого необходимого? Вспомните притчу о богаче и нищем Лазаре. Многие стихи Послания Иакова посвящены языку, манере изъясняться. Каким нормам должны следовать христиане в их словах и поступках?

  1 и 2 Послания Петра, по – видимому, написаны в период гонений против христиан. Их главная тема – страдания. Почему страдают праведники, невинные люди, как следует воспринимать страдания – вопросы, которые целесообразно обсудить по прочтению писем Петра. В них также поставлены важные вопросы об отношении христиан к светским властям, втором пришествии, взаимоотношениях супругов.

  Согласно христианской истории, любимый ученик Христа Иоанн был единственным апостолом, дожившим до глубокой старости. К концу его жизни христианство стало влиятельным во многих областях Римской империи учением. При этом сторонники иных учений пытались выдавать свои идеи за христианские. В трех письмах Иоанна вопросы о сущности Бога, Богочеловечестве, истине, христианской любви, праведности, вечной жизни обсуждаются в полемике с лжеучителями. 1 и 2 Послания – единственные тексты Библии, где использовано понятие «антихрист». Каково его содержание на ваш взгляд?

  Тема лжеучительства повторяется в Послании Иуды. Обличая «нечестивых учителей», Иуда заслуживающие внимания и обсуждения замечания о падших ангелах, споре Архангела Михаила с дьяволом, пророчестве праотца Еноха.

  Откровение – самая загадочная книга Нового Завета. Думается, ни один серьезный теолог не возьмется утверждать, что полностью понимает ее. Символический язык, неожиданные аналогии, грандиозные пророчества породили множество истолкований. Многие исследователи полагают, что Откровение – наиболее ранняя из книг Нового Завета, написанная прежде остальных неизвестным сегодня христианским автором. Читая текст, имейте в виду, что последняя книга Библии не является всецело футуристической, многие ее главы описывают события, современной автору истории, и следовательно, для нас уже осуществившиеся.

   

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Студентам, изучающим дисциплину, предстоит усвоить комплекс знаний о религии как системе, ее элементах, структуре, функциях, становлении и эволюции в связи с историей общества. Им рекомендуется изучить и разобрать основные подходы к пониманию сущности религии, причин и условий ее изменений, Курс содержит сведения об ведущих национальных религиях, определяет их характеристики, раскрывает исторические и социально-политические предпосылки формирования национально-государственных религий.

 

Словарь терминов.

Анимизм – (от лат. Anima – душа, дух) – ранняя форма религиозных представлений, вера в возможность самостоятельного существования психеи (души) человека и одухотворение природных объектов и явлений. В научный оборот в указанном значении введено английским антропологом Э. Тайлором.

Антропоморфизм – перенесение на богов, явления природы, животных качеств, присущих человеку.

Апокалипсис - (Откровение св. Иоанна Богослова), одна из книг Ветхого Завета, повествующая о конце мира.

Апостолы – в первых христианских общинах это были странствующие проповедники. В Новом Завете так называют двенадцать ближайших учеников Христа.

Апологетика – отрасль христианского богословия, занимающаяся защитой и оправданием христианского вероучения.

Аскеза – отказ от мирских благ и удовольствий, посвящение своей жизни служению Богу.

Баптизм – одно из направлений в протестантизме, признающее единственным источником веры «Священное Писание», утверждающее принцип оправдания верой, отвергающее большинство христианских таинств, культ святых, монашество.

Богословие – религиозное учение о сущности, природе и действии Бога, основывающееся на священных текстах, трактуемых как божественное откровение.

Бодхисаттва – в буддизме человек, достигший высшего просветления, но отказавшийся от нирваны из-за любви к живым существам и стремления помочь им в спасении.

Брахма – один из трех (Вишну, Шива) высших божеств в индуизме.

Брахманизм – религия Древней Индии, возникшая в результате развития арийских (ведических) и доарийских представлений в период становления кастового строя и возвышения института жречества.

Будда (Сиддхартха Гаутама)– основатель буддизма, древнейшей мировой религии зародившейся в середине первого тыс. до н.э. на севере Индии.

Бытие – первая книга Ветхого Завета, повествующая о сотворении мира, грехопадении, всемирном потопе, строительстве Вавилонской Башни, жизни христианских патриархов.

Ваххабизм – одно из течений в исламе, проповедующее возрождение «чистоты веры», подлинного единобожия, отвергающее культ святых. Является официальной идеологией Саудовской Аравии.

Ведическая религия (ведизм) – религиозные верования и обрядность населения Древней Индии, получившие письменное закрепление в Ведах состоящих из четырех сборников: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа.

Вероучение – систематизированное изложение содержания веры в догматах, признанных раз и навсегда неизменными истинами, которые не подлежат критике.

Ветхий Завет – христианское название Священных книг иудаизма, включенных в Библию. Состоит из 39 канонических книг.

Дао – одно из центральных понятий китайской религиозной философии, означающее путь, метод, образ жизни, всеобщий закон, абсолют. На основе философии Даосизма в Китае в первые века н.э. складывается даосизм.

Дзен – одно из направлений буддизма, возникшее в шестом веке в Китае, акцентирующее путь духовного просветления посредством медитации.

Догмат – основное вероучительное богословское положение, являющееся неизменным и обязательным для всех верующих.

Дхарма – одно из важнейших понятий буддийской религиозной философии, имеющее множество значений, но чаще всего используемое для определения учения Будды или неделимых духовных частиц лежащих в основе всех вещей и явлений.

Ереси – религиозные учения, отклоняющиеся от официальной позиции церкви в вопросах догматики, культа и церковной организации.

Закят - в исламе налог в пользу бедных.

Иудаизм – национально-государственная религия евреев. Особенностью является монотеизм и идея богоизбранности еврейского народа.

Ислам (мусульманство, магометанство) – одна из мировых религий возникшая в седьмом веке на аравийском полуострове. Провозглашает существование единого бога Аллаха и Мохаммеда посланника его. Вероучение ислама изложено в священной книге Коран.

Кааба – главное святилище ислама (камень черного цвета предположительно метеоритного происхождения) в его сторону обращаются во время молитвы и совершают ежегодные паломничества (хаджж).

Карма – одно из основных понятий индийской религиозной философии, обозначающее закон обязательного воздаяния в новых рождениях за прошлые деяния, мысли и слова.

Католицизм – (от лат. catolicos - всеобщий) одно из основных направлений в христианстве, возникшее после разделения в 1054 году христианской церкви на западную и восточную.

Ламаизм – разновидность махаянской ветви буддизма, возникшее в Тибете. Отличительные особенности: распространение монашества и идея спасающей роли духовного наставника – ламы.

Литургия – главное христианское богослужение, на котором совершается таинство причащения или евхаристии.

Магия – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определенных символических действий возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении.

Махаяна (широкий путь спасения) – одно из основных направлений в буддизме возникшее в первом веке. Не требует обязательного принятия монашеского сана для духовного спасения.

Мировые религии – религии, получившие распространение во многих цивилизациях, объединяющие людей независимо от национальной, государственной, расовой, языковой, социальной и др. принадлежности.

Монотеизм – вера в единственного бога.

Намаз – ежедневная пятикратная молитва мусульман.

Нирвана – одно из основных понятий религиозной философии буддизма, обозначающее выход из круга перерождений и слияние с единой мировой субстанцией.

Патристика - религиозное учение, обозначающее совокупность теологических, философских и социальных доктрин, получившее распространение со второго по седьмой века.

Политеизм – вера в существование множества богов.

Протестантизм – одно из основных направлений в христианстве, возникшее в XVI в. в Европе как следствие антикатолического движения. Отвергает Священное Предание, провозглашает принцип спасения личной верой и принцип священства всех верующих.

Религия – подсистема культуры, включающая группы верующих, их отношения, действия и сознание, проникнутые верой в сверхъестественное.

Комплекс верований и практических действий, посредством которых люди сообщаются с сакральным, сферой, лежащей за пределами обыденного опыта.

Религиоведение – особая разновидность гуманитарного знания, изучающая поведение человека по отношению к сверхъестественному, трансцендентному, Богу или богам, или к чему бы то ни было, рассматриваемому как священное или сакральное.

Религиозный обряд – совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той или иной общности, имеющих назначением воздействие на сверхъестественные силы.

Религиозный культ – реализация веры в сверхъестественное в обрядах группы или отдельных индивидов.

Сакрализация – наделение предметов, вещей, явлений, людей «священным» (в религиозном понимании) содержанием, подчинение политических и общественных институтов, социальной и научной мысли, культуры и искусства, бытовых отношений религиозному влиянию.

Схоластика – тип религиозной философии, возникший в средние века и характеризующийся повышенным вниманием к формально-логическому способу доказательства тех или иных религиозных положений.

Сикхизм – религия возникшая в семнадцатом веке на Северо - Западе Индии. Особенностью является признание единого не персонифицированного бога. Отвергает кастовость и провозглашает равенство всех людей.

Синтоизм – национально-государственная религия Японии, оформившаяся в VI - VII вв. Основывается на поклонении многочисленным божествам и духам. Связь между миром божественных сущностей и людьми осуществляется через императора - потомка богини солнца.

Сунна – сборник священных преданий о жизни, деяниях и поучениях пророка Мохаммеда.

Суннизм – одно из главных направлений в исламе, возникло во второй половине VII века, почитающее наряду с Кораном Сунну, возвеличивающее наряду с пророком Мохаммедом и его наследниками халифов.

Табу – система религиозно-культовых запретов.

Таинства - обрядовые действия в христианстве, посредством которых верующим сообщается божественная благодать.

Теодицея – религиозно-философское учение. Доказывающее, что существование зла в мире не противоречит представлениям о Боге как воплощении абсолютного добра.

Теократия – форма государственного правления, в которой глава церкви или духовенства является и главой государства.

Тотемизм – одна из древних форм религии основанная на вере в сверхъестественное родство между группами людей и определенным видом животных или растений.

Тора – (закон), иудаистское название «Пятикнижия Моисея», является составной частью Ветхого Завета.

Трансцендентный – религиозно- философский термин, обозначающий то, что находится за пределами человеческих чувств и разума.

Фетишизм – почитание отдельных объектов (предметов), которым приписываются сверхъестественные свойства.

Хинаяна (узкий путь спасения) – одно из основных направлений в буддизме, предлагает монашество и аскетизм.

Христианство – одна из мировых религий монотеистического толка, возникшая в первом веке в Римской империи. В основе вероучения заложена идея боговоплощения Иисуса Христа, его искупительной жертвы, воскресения и второго пришествия. В процессе эволюции распалось на три основные направления – православие, католицизм, протестантизм.

Целибат – обет безбрачия, обязательный для католического духовенства.

Церковь – централизованное, иерархическое объединение священнослужителей и мирян, призванное распространять вероучение и организовывать культовую практику.

Шариат – свод норм


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.