Раздел 1. Предмет и задачи курса. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Раздел 1. Предмет и задачи курса.

2021-03-17 49
Раздел 1. Предмет и задачи курса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

1. Примерная образовательная программа………2

2. Рабочая программа дисциплины………………………………………2

3. Материалы для самостоятельной работы……………………………15

4. Методические указания для студентов………………………………27

5. Методические рекомендации для преподавателей..………………...31

6. Презентации к лекциям и семинарским занятиям…………………..36

 

 

 

Утверждено на заседании кафедры

философии, социологии и политологии

2012 г.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.

  Религия и ее социокультурные функции, особенности религиозного сознания. Религия в системе культуры. Типология религий. Ранние формы религии. История и институциональные формы национальных религий. Мировые религии. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Христианство и отечественная культура. Основные проблемы религиозной традиции в мировых религиях: религиозная жизнь, вера, грех, зло, грехопадение, спасение, спаситель, ответственность, предопределение, духовное совершенствование, эсхатология: сравнительный анализ. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм. Культура межконфессионального диалога.

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.

Пояснительная записка

2.1.1. Краткая характеристика дисциплины.

  Предмет учебной дисциплины – изучение религиозной подсистемы духовной культуры. В рамках курса исследуется становление и эволюция религиозных комплексов   архаической эпохи и древних цивилизаций, формирование и диффузия мировых религий, место религии в современном обществе.

2.1.2. Цели: -  реконструкция основных этапов религиозной истории       

- определение общих, особенных и единичных параметров ведущих религиозных систем

- исследование принципов межконфессионального взаимодействия.

2.1.3. Задачи:

- исследовать процессы становления, эволюции и распространения основных религиозных систем;

- определить способы взаимодействия религиозных комплексов с материальными и духовными составляющими исторического процесса, исследовать диалектику взаимодействия структурообразующих предметных и духовных факторов генезиса и эволюции религии;

- реконструировать процесс формирования религиозного сознания, его основные ступени, пути формирования и содержание ключевых понятий и идейных систем;

- восстановить ценностные ориентиры, нормы и модели поведения, содержание традиций, ментальных констант, формировавшихся в религиозной сфере культуры;  

- установить существенные характеристики стабильных и транзитивных периодов религиозной истории, содержание качественных изменений, имевших место при переходе от архаической эпохи к цивилизации и смене цивилизаций;

- исследовать диалектику общего и особенного, диахронные и синхронные моменты в религиозной истории цивилизаций, пути их кросскультурного взаимодействия; 

- определить, как религиозные комплексы воздействовали на форму и содержание, смысловые уровни художественных образов и системы морали, подвергаясь их обратному влиянию.

2.1.4. Требования к результатам освоения программы, компетенции:

Студент, прошедший подготовку по курсу «История и философия религии» усваивает содержание разделов его  рабочей программы, приобретая способность ретрансляции знаний. Выходными качествами студентов педагогических специальностей, связанными с их будущей деятельностью в образовательной сфере, является обретение знаний о мировых религиях и способности использовать их в преподавательской деятельности и общении с детьми и родителями, имеющими собственное отношение к буддизму, исламу и разновидностям христианства.

Студент должен приобрести следующие компетенции:

владеет культурой межконфессионального диалога, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации о традиционных и нетрадиционных религиях России (ОК-1);

способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые религиоведческие проблемы (ОК-2);

способен понимать значение религии и свободомыслия как форм мировоззрения и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества верующих и неверующих(ОК-3);

   способен использовать знания о современных религиях в образовательной и профессиональной деятельности (ОК-4);

готов, способен профессионально взаимодействовать с неверующими и представителями различных конфессий(ОК-7), (ПК-9);

готов использовать нормативные правовые документы о свободе совести в своей деятельности (ОК-13);

готов к толерантному восприятию религиозных и национальных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

способен понимать движущие силы и закономерности исторического развития религиозной подсистемы культуры, место человека в этом процессе, основания деления социальных систем по религиозному признаку(ОК-15);

    способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики на религиозные темы(ОК-16).

    способен использовать систематизированные теоретические и практические знания по истории религии и религиоведению при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

способен использовать возможности образовательной среды для создания атмосферы религиозной терпимости в группах учащихся (ПК-4);

готов включаться во взаимодействие с родителями учащихся с учетом их конфессиональной принадлежности(ПК-5);

способен организовывать толерантное сотрудничество обучающихся и воспитанников, независимо от их отношения к религии (ПК-6);

в области культурно-просветительской деятельности:

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы религиоведческой направленности для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8);

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации гуманитарного сотрудничества (ПК-10);

способен выявлять и использовать возможности региональной конфессиональной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).

2.2. Содержание дисциплины

Раздел 9. Римская религия.

  Ранние римские верования: «обожествление абстракций». Эллинизация римской религии. Ассимиляция восточных религий в имперский период. Религиозная толерантность и отношение к христианству.

  Сакрализация государственной власти. Государственные культы и частная обрядность. Коллегии жрецов.

Раздел 11. Иудаизм.

  Священное писание иудеев. Состав и структура Танаха. Принципы вероучения. Утрата бессмертия. Пророк Даниил и проблема воскресения. Богоизбранность и мессианизм.

  Развитие иудейского вероучения и практики в Талмуде. Ортодоксия и реформаторство. Холокост.

  Иудейская обрядность. Обращение. Религиозные праздники.

Раздел 13. Ислам.

   Истоки и история возникновения. Пророк Мохаммед. Формирование мусульманского мира. Книга книг Священный Коран. Принципы вероучения. Предопределение и ответственность. Основные течения ислама.

  Мусульманский культ. Пять столпов веры: исповедание, молитвы, пост, пожертвования, паломничество. Мусульманский образ жизни.

Раздел 1.

Основная

Всеобщая история религий мира / Иллюстрированная энциклопедия. - М.: ЭКСМО, 2007 – Введение, & 1.

Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение. - М.: Юрайт, 2011. – Гл. 1.

Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А.А. Грицанов, Г.В. Синило. – Мн.: Книжный дом, 2007 – статья Религия.

Религиоведение. Под ред. М.М. Шахнович - М.: Питер, 2011. – С. 414 - 429.

Элиаде М., Кулиано И. Словарь обрядов и верований – М.: Академический проект, 2011 – Введение.

Дополнительная

Гараджа В. И. Социология религии. – М., 2005.

Гегель. Философия религии. В 2 т. – М. – Т. 1 – 1976. Т. 2 – 1977.

Ермишин О.Т. Философия религии. М., 2008.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2- х томах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Классики мирового религиоведения. В. 2 т. – М. – Т. 1 – 1996. Т. 2 – 1998.

Муравьев В. В. Религия и общественная психология // Вестник Вятского гос. гуманитарного ун –та. - 2009. - № 3. – С. 35 – 40.

Религиоведение / под ред. А. Ю. Григоренко. – М., 2008.

Религиоведение: энциклопедический словарь / под ред. А. Ю. Григоренко. – М., 2006

Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. – М., 1996 

Томпсон М. Восточная философия. - М., 2000.

Раздел 2.

Основная

Всеобщая история религий мира / Иллюстрированная энциклопедия. - М.: ЭКСМО, 2007 – Введение, & 2.

Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение. - М.: Юрайт, 2011. – Гл. 2.

Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А.А. Грицанов, Г.В. Синило. – Мн.: Книжный дом, 2007 – статьи Культ, Магия.

Религиоведение. Под ред. М.М. Шахнович - М.: Питер, 2011. – С. 308 – 384.

Элиаде М., Кулиано И. Словарь обрядов и верований – М.: Академический проект, 2011 – раздел 26.

Дополнительная

Вебер М. Социология религий. Типы религиозных сообществ // Вебер М. Избранное – М., 1994.

Клемен К. Жизнь мертвых в религиях человечества. – М., 2002.

Мень А. История религии / в 2 кн. - М.: Форум – Инфра – М, 2001.

Муравьев В. В. Производство жизни, болезнь и смерть в древнем обществе. Первобытная эпоха и Древний Восток / под ред. доктора философских наук, профессора Г. К. Черкасова. – СПб., 2006.

Наука и религия: междисциплинарный и кросс – культурный подход: сб. – М., 2006.

Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / в 2 ч. – М. – 1994.

Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. – СПб., 2005.

Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999.

Livingston, James C. Anatomy of the Sacred. An Introduction to Religion / James C. Livingston. – Second edition. – N. Y.: Macmillan Publishing Company, 1993.

Johnstone, L. R. Religion in Society. A sociology of Religion / L. R. Johnstone. – Fifth Edition. – New Jersy: Prentice Hall, 1997.

Раздел 3.

Основная

Всеобщая история религий мира / Иллюстрированная энциклопедия - М., 2007 – Раздел 1.

Зубов А. Б. История религий / в 2 кн. М., 1997 – Кн. 1.

Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение - М., 2011 – Гл. 3, 3.1.

Религиоведение. Под ред. М.М. Шахнович - М., 2011. – Гл. 1.

Элиаде М., Кулиано И. Словарь обрядов и верований – М., 2011 – разделы 1- 5, 22, 32.

Дополнительная

Астрология. Учебно– мет. пособие. Сост. Московский А. - Екатеринбург, 1992.

Леви – Строс К. Структурная антропология.– М., 1983.

Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев. М., 1992.

Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Сов. Энцикл. Т. 1. А – К., 1987. Т. 2. К – Я. 1988.

Муравьев В.В. Население и религия в культуре первобытного общества. – Сыктывкар, 2000.

Религии мира: словарь – справочник / под ред. А. Ю. Гриненко. – СПб., 2009. 

Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. – М., 1989.

Токарев, С. А. Ранние формы религии / С. А. Токарев. – М., 1990.

Фрейд, З. Тотем и табу / З. Фрейд. – СПб., 1997.

Фрэзер, Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Д. Д. Фрэзер. - М., 1983.            

  

Раздел 4.

Основная

Всеобщая история религий мира / Иллюстрированная энциклопедия. - М., 2007 – & 12 - 22.

Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение. - М., 2011. – раздел 3.2.

Религиоведение. Под ред. М.М. Шахнович - М., 2011. – Гл. 2, 1.2.

Элиаде М., Кулиано И. Словарь обрядов и верований – М., 2011 – раздел 20.

Дополнительная

Ассиро – вавилонский эпос / пер. В. К. Шилейко. – Спб., 2007.

Ламберг – Карловски, Л., Саблов, Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика / Л. Ламберг – Карловски, Дж. Саблов. – М., 1992.

Мелларт, Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока / Дж. Мелларт. – М., 1982.

Муравьев В.В. Идея смерти в древней культуре // Вестник Челябинского университета. Философия. Социология. Культурология. – 2008. – № 10. – С. 41– 52.

Якобсен Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. М., 1995.

Sacred texts of the world. A Universal Anthology / ed. By N. Smart and R. D. Hecht. – N.Y.: The Crossroad Publishing Company, 1982.

The World’s Religions / Eerdman’s Hadbook. – Mishigan, 1991.

Mesopotamian Religions // The Encyclopedia of Religion. By M. Eliade.15 vol. Vol. 9. – N. Y.: Macmillan Publishing Company, London: Collier Macmillan Publishers, 1987. P. 447 – 469.

 

Раздел 5.

Основная

Всеобщая история религий мира / Иллюстрированная энциклопедия. - М., 2007 – & 8 - 11.

Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение. - М., 2011. – раздел 3.3.

Религиоведение. Под ред. М.М. Шахнович - М., 2011. – Гл. 2, 1.1.

Элиаде М., Кулиано И. Словарь обрядов и верований – М., 2011 – раздел 12.

Дополнительная

Бадж У. Египетская религия. Египетская магия. – М., 1995.

Большаков А.О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб., 2001.

Брестед Д., Тураев Б. История Древнего Египта. – Минск, 2003.

Древнеегипетская Книга Мертвых. Слово Устремленного к Свету. – М., 2003.

Котрелл, Л. Во времена фараонов / Л. Котрелл. М.: Наука, 1982. 

Муравьев В.В. Религия Древнего Египта // Очерки теории и истории культуры: в 2-х ч. / под ред. В.П. Ефименко. – Ч. 1. Древний мир и Средневековье. – Сыктывкар, 1996. – С. 30–32.

Тураев Б.А. Бог Тот. СПб., 2002.

Egyptian Religion // The Encyclopedia of Religion. By M.Eliade. 15 vol. Vol. 5. – N. Y.: Macmillan Publishing Company, London: Collier Macmillan Publishers, 1987. P. 37 – 54.

Раздел 6.

Основная

Всеобщая история религий мира / Иллюстрированная энциклопедия. - М., 2007 – Разд. VII, VIII && 68 - 69

Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение. - М., 2011. – разделы 4.2 – 4.4;  гл. 5.

Религиоведение. Под ред. М.М. Шахнович - М., 2011. – Гл. 2, & 3; гл. 3, & 1.

Элиаде М., Кулиано И. Словарь обрядов и верований – М., 2011 – разд. 10,14, 15, 6, 27.

Дополнительная

Бхагавадгита / Пер. с санскрита, исслед. и примеч. В. С. Семенцова; [Предисл. Г. М. Бонгард - Левина] - 2 изд-е испр. и доп. – М., 1999. 

Законы Ману. Манавадхармашастра. М.: ЭКСМО – Пресс, 2002.

Классическая йога. («Йога- сутры» Патанджали и «Вьяса- бхашья») / пер. с санкрита, введ, коммент, и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. – М. Наука, 1992.

Махабхарата. Книга третья. Лесная. (Араньякапарва) / пер. с санскрита, предисловие и комментарий Я.В. Васькова и С.Л. Невелевой. – М., 1987.

Муравьев В.В. Идея деторождения в религиях древних цивилизаций // Религиоведение. – 2008. – № 3. – С. 3–12.

Ригведа. Мандалы I- IV / пер. и комм. Т. Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1989.

Мандалы V- VIII - М.: Наука, 1995. Мандалы IX- X - М.: Наука, 1999. 

Самаведа / пер. и ком. С.А. Матвеева. – М., 2005.

Сутта-питака // Антология мировой философии: в 4 т. Т.1. Ч.1... С. 117 – 128.

Упанишады / пер. с санскрита, исследования и комментарий А.Я. Сыркина. – М.: «Восточная литература» РАН, 2000.

Шатапатха – брахмана: книга I; книга X – М.: Вост. лит., 2009.

Раздел 7.

Основная

Всеобщая история религий мира / Иллюстрированная энциклопедия. - М., 2007 – Разд. VIII && 70 – 76.

Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение. - М., 2011. – разделы 4.2 – 4.4;  гл. 5.

Религиоведение. Под ред. М.М. Шахнович - М., 2011.– Гл. 2, & 3, 5; гл. 3,& 1.

Элиаде М., Кулиано И. Словарь обрядов и верований – М., 2011 – разд. 9, 19, 24.

Дополнительная

Древнекитайская философия: в 2 т. – М., 1994.

Духовная культура Китая. Энциклопедия. Т.1. Философия. М.:, 2006. Т. 2. Мифология, Религия. М., 2007.

И Цзин. «Книга перемен» и ее канонические комментарии / пер. с кит., предисл. и примеч. В.М. Яковлева. – М., 1988.

Кравцова, М.Е. История культуры Китая / М. Е. Кравцова. – СПб., 2003.

Малявин, В.В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин. – М., 2000.

Торчинов, Е.А. Даосизм. «Дао- Дэ цзин» / Е. А. Торчинов. – СПб., 2004.

Торчинов, Е.А. Даосские практики / Е. А. Торчинов. – СПб., 2001.

Фицджеральд, С.П. Китай. Краткая история культуры / С. П. Фицджеральд. – СПб., 1998.

Шицзин. Книга песен и гимнов / пер. с кит. А. Штукина. – М., 1987.

Loewe, W. Chinese Ideas of Life and Death (Faith, Myth and Reason in the Han Period) / W. Loewe. – London, 1982.

Раздел 8.

Основная

Всеобщая история религий мира / Иллюстрированная энциклопедия. - М., 2007 – && 29 - 36.

Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение. - М., 2011. – разд. 3.4.

Религиоведение. Под ред. М.М. Шахнович - М., 2011. – Гл. 2, разд. 2.1.

Элиаде М., Кулиано И. Словарь обрядов и верований – М., 2011 – разд. 8,  33.

Дополнительная

Раздел 9.

Основная

Всеобщая история религий мира / Иллюстрированная энциклопедия. - М., 2007 – && 37 – 44, 48 – 51.

Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение. - М., 2011. – разд. 3.5.

Религиоведение. Под ред. М.М. Шахнович - М., 2011. – Гл. 2, разд. 2.2.

Элиаде М., Кулиано И. Словарь обрядов и верований – М., 2011 – разд. 23, 7.

Дополнительная

Гиро П. Быт и нравы древних римлян – Смоленск: Русич, 2000.

Джеймс П. Римская цивилизация – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000.

Дюмезиль, Ж. Верховные боги индоевропейцев / Ж. Дюмезиль. – М., 1986.

История Древнего Рима / под ред. В. И. Кузищина. – М., 2001.

Иллюстрированная история религий. В 2 т. / ред. Д.П. Шантепи де ля Соссей. – М.: Изд. Спасо – Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1992.

Ливий Тит. История Рима от основания Города. - М., 1989.

Муравьев В. В. Римская религия // Очерки теории и истории культуры: в 2-х ч. / под ред. В.П. Ефименко. – Ч. 1. Древний мир и Средневековье. – Сыктывкар, 1996. - С. 79 – 81.

Немировский А. И. Легенды ранней Италии и Рима. М.,1996.

Элиаде М. История религиозных идей: В 3- х т. – М., 2002.

Раздел 10.

Основная

Всеобщая история религий мира / Иллюстрированная энциклопедия. - М., 2007 – && 23 - 28.

Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение. - М., 2011. – разд. 4.1.

Религиоведение. Под ред. М.М. Шахнович - М., 2011. – Гл. 2, & 6.

Элиаде М., Кулиано И. Словарь обрядов и верований – М., 2011 – разд. 11, 13.

Дополнительная

Авеста. – Душанбе, 1990.

Авеста в русских переводах (1861 – 1996) – СПб, 1998.

Бойс, М. Зороастрийцы. Верования и обычаи / М. Бойс. – СПб., 1994.

История Древнего Востока / А. А. Вигасин [ и др. ] / под ред. В.И. Кузищина. – 3-е изд., перераб. и доп. М., 2001.

История Древнего Востока. Тексты и документы / под ред. В. И. Кузищина. – М., 2002.   

Муравьев В.В. Религии народов Востока // Очерки теории и истории культуры: в 2-х ч. / под ред. В.П. Ефименко. – Ч. 1. Древний мир и Средневековье. – Сыктывкар, 1996. – С. 90–97.

Zoroastrianism // The Encyclopedia of Religion. By M.Eliade. 15 vol. Vol. 5. – N. Y.: Macmillan Publishing Company, London: Collier Macmillan Publishers, 1987. – P. 579 – 590.

Раздел 11.

Основная

Всеобщая история религий мира / Иллюстрированная энциклопедия. - М., 2007 – && 77 - 81.

Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение. - М., 2011. – Гл. 6.

Религиоведение. Под ред. М.М. Шахнович - М., 2011. – Гл. 2, & 7.

Элиаде М., Кулиано И. Словарь обрядов и верований – М., 2011 – разд. 17, 30.

Дополнительная

Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей – М., 2006.   

Библейская энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. – М.: Типография А. И. Снегиревой, 1891.

Библейский словарь. Сост. Нюстрем Э. Торонто Канада 1989.

Геллей Г. Г. Библейский справочник. Торонто. Канада. 1989.

Даймонт М. И. Евреи. Бог и история. Иерусалим, 1989.

Джонсон П. Популярная история евреев. – М., 2001.

Мировоззрение талмудистов. – М., 1994.

Пилкингтон С. М. Иудаизм – М., 2001.

Тантлевский, И.Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма – СПб.: Изд- во С.- Петерб. ун-та, 2005.

Фрэзер, Д. Д. Фольклор в Ветхом завете. – М.,1985.

Раздел 12.

Основная

Всеобщая история религий мира / Иллюстрированная энциклопедия. - М., 2007 – && 82 - 87.

Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение. - М., 2011. – Гл. 7 - 8.

Религиоведение. Под ред. М.М. Шахнович - М., 2011. – Гл. 3, & 2.

Элиаде М., Кулиано И. Словарь обрядов и верований – М., 2011 – разд. 31.

Дополнительная

Библейская энциклопедия Брокгауза. – Кременчуг, 1999.

Библия. Книги Ветхого и Нового Завета. М.: Издание Московской Патриархии, 1990.

Булгаков С. Н. Православие: очерки учения православной церкви. М., 1991.

Закон Божий. Свято- Троицкая Сергиева Лавра. 1993.

Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2 т. М., 1991.

Книга апокрифов. Неканонические Евангелия. – М.: Эксмо, 2006.

Лютер М. Избранные произведения. – М., 1994.

Основы православия / Протопресвитер Фома Хопко – М.: ЭКСМО, 2011.

Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. – СПб, 1994.

Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т. – М.: Большая Росс. Энцикл. – Т. 1, 1993. Т. 2, 1995. Т. 3, 1995. 

Раздел 13.

Основная

Всеобщая история религий мира / Иллюстрированная энциклопедия. - М., 2007 – && 88 - 93.

Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение. - М., 2011. – Гл. 9.

Религиоведение. Под ред. М.М. Шахнович - М., 2011. – Гл. 3, & 3.

Элиаде М. История веры и религиозных идей: От Магомета до Реформации – М.: Академический проект, 2009. – Гл. XXXIII, XXXV.

Элиаде М., Кулиано И. Словарь обрядов и верований – М., 2011 – разд. 16.

Дополнительная

Грюненбаум Г. Классический ислам. Очерки истории /600-1258/. М.,1988.

Ислам в СНГ. М., 1998.

Ислам. Энциклопедический словарь. - М., 1991.

Ислам: религия, общество, государство. - М.,1984.

Климович Л. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.,1986.

Коран / пер. И.Ю. Крачковского. Ростов – на – Дону: Феникс, 2001.

Максуд Р. Ислам. М.,1998.

Матвеев К.П. История ислама. - М., 2007.

Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991.

Резван Е. А. Коран и его толкования. СПб.,2000.

Хисматулин А.А. Суфийская ритуальная практика. СПб., 1996.

Раздел 14.

Основная

Всеобщая история религий мира / Иллюстрированная энциклопедия. - М., 2007 – Раздел Х.

Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение. - М., 2011. – Гл. 10.

Религиоведение. Под ред. М.М. Шахнович - М., 2011. – Приложение, & 1 - 5.

Федеральный закон № 125 от 26 сентября 1997г. «О свободе совести и религиозных объединениях».

Дополнительная

Арсеньев И. Секты Европы от Карла Великого до Реформации. – М., 2005.

История религий в России / Учебн. пособие под ред. Л. Баширова. В 2 ч. М., 2000.

Кантеров И. Я. Новые религиозные движения России: религиоведческий анализ. – М., 2007.  

Мартин У. Царство культов. – СПб, 1992. 

Муравьев В. В. Религия в культуре XX века // Очерки теории и истории культуры / под ред. В. И. Ефименко. - В 2 ч. Ч 2. От Возрождения к современности. – Сыктывкар, 1997 - С. 142 – 146.

Народы и религии мира: Энциклопедия / гл. ред. В. А. Тишков. – М.: Большая Рос. энцикл., 1998.

Рассел, Бертран. Почему я не христианин: Избранные атеист. Произведения. – М., 1987.

Религиозные практики в современной России: сборник. – М., 2006.

Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М., 1997.

Фрейд, З. Будущее одной иллюзии / З. Фрейд // Сумерки богов / сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. – М., 1989. – С. 94 – 143.

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

 

3.1. Перечень вопросов для самостоятельной работы.

 

1.Религиозные учения Востока. Теория структурного полиморфизма.

2.Особенности религиозной философии индуизма.

3.Вероучение и религиозная практика даосизма.

4.Религиозные и мировоззренческие принципы конфуцианства.

5.Буддийская религиозная антропология.

6.Учение о сансаре и карме.

7. Восьмеричный путь, пять правил праведного поведения.

8. Религиозные основания философии ненасилия.

9.Православное богословие сущность, структура, специфика.

     Христианские догматы.

  10. Таинства православной церкви.

11.Основные положения православной антропологии.

12. Христианство на Руси.

13.Религиозное и социально-политическое значение Реформации.

14. Реформаторский индивидуализм и протестантская “этика труда”.

15. Основы вероучения протестантизма. Различия между основными

течениями протестантизма.

16.Общее и особенное в иудаизме, христианстве и исламе.

17. Вероучение ислама и исламская картина мира.

18.Вопросы войны и мира в исламской идеологии.

19.Место ислама в современном мире.

 

Перечень вопросов к зачету.

1. Предмет религиоведения.

2. Особенности теологии и религиоведения.

3. Религия как подсистема духовной культуры.

4. Особенности религиозной веры.

5. Религиозное сознание.

6. Религиозный культ.

7. Типология религий.

8. Основные подходы к проблеме происхождения религии.

9.  Ранние формы религии.

10. Тотемизм.

11. Фетишизм.

12. Анимизм.

13. Магия.

14. Понятие национально-государственной религии и ее особенности.

15. Религия Древнего Египта.

16. Религии Древней Месопотамии.

17. Религия Древней Греции. Мифология.

18. Религия Древнего Рима.

19. Индуизм: возникновение, основные этапы развития.

20. Основы вероучения индуизма.

21. Основные направления индуизма.

22. Иудаизм: возникновение и основы вероучения.

23. Культ иудаизма.

24. Даосизм.

25. Конфуцианство.

26. Буддизм как мировая религия, ее возникновение.

27. Буддизм: основы вероучения.

28. Религиозная практика буддизма.

29. Региональные формы буддизма: чань-буддизм и ламаизм.

30. Христианство как мировая религия. Христианские источники о личности Иисуса Христа.

31. Основные направления христианства.

32. Православие как разновидность христианства.

33. Православное вероучение.

34. Православная культовая система.

35. История Русской православной церкви.

36.Католицизм как разновидность христианства. Особенности вероучения.

37. Особенности католической обрядности.

38. Управление Римской католической церковью.

39. Протестантизм: возникновение и основы вероучения.

40. Основные направления протестантизма.

41. Ислам как мировая религия. История возникновения.

42. Ислам: особенности вероучения.

43. Культовая система ислама.

44. Нетрадиционные религии.

45. Принципы межконфессионального диалога.

46. Принцип свободы совести.

Библия:

Матфей 6, 19, 11: 20 –30; 20; 25; 26: 6 – 13; 21: 1 – 11; 14 – 17

Марк 10, 14: 3 – 9; 11: 1 – 11

Лука 9: 51 – 62; 10; 11: 1 – 13; 13 – 18; 19: 1 – 44

Иоанн 7 – 11; 12: 11 – 19

 

Библейский справочник Геллея. – Торонто, 1989. С., 413 – 557.

Мень А. История религии. Т. 7. Ч. 3. Гл. 11 – 14.

Ренан Э. Жизнь Иисуса. Гл. 18 – 22.

Розанов В. В. Люди лунного света. – М., 1990. С. 7 – 193.

Сочинения Оригена, учителя Александрийского. О началах. Гл. 2 –3.

Тертуллиан. Избранные сочинения – М., 1994. С. 83 – 106, 161 – 188.

Толковая Библия. Кн. 3. Т. 8. 9 (комментарии к стихам)

Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Т.1. – М. 1990. Ч. 1. Гл. 6 – 14.

Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса. Кн. 2. Гл. 2, & 77, 82 – 83.

 

  Христианская религия придает большое значение семье, отношениям родственников, воспитанию детей. Особое внимание этой теме уделено в гл. 19 Матфея. Как сложился институт брака, какие категории людей могут вступать в него, поощряет ли христианство добрачные и внебрачные связи, полигинию и полиандрию? Каковы основания развода? Прочтите вставленную в текст историю женщины, взятой в прелюбодеянии, и определите отношение христианства к тем, кто нарушает нормы брака.

  Христиане убеждены в будущем воскресении умерших людей. Установите, существует ли какая – то связь между земным и последующим существованием, влияют ли поступки, совершенные человеком в обычной жизни на то, что ждет его в пакибытии. Как Новый Завет оценивает природу человека и возможности осуществления его надежд на счастливую жизнь?

  Общаясь с окружающими, Христос представлял им свои соображения в особой форме премудростей или притч. Библейские притчи лежат в основе многих произведений, относящимся к различным видам искусства. Определите особенности построения притчи. Дайте истолкование притч о сеятеле и небесном царстве, втором пришествии, зависти, приглашенных на пир, потерянном и найденном.  

 

  Часть 4. События последней недели. О жертве вдовы. Пророчества и последние притчи. Иуда Искариот, его роль в христианстве. Пасхальный ужин. Моление о чаше. Взятие под стражу, суд, распятие и погребение. Воскресение и Вознесение. Христологическая проблема.

Литература:

Библия:

Матфей 21: 18 – 39; 22 – 24; 26 – 28

Марк 11: 12 – 33; 12 – 16

Лука 19: 45 – 48; 20 – 24

Иоанн 12: 20 – 50; 13 – 21

 

Бердяев Н. А. Философия свободы. – М., 1989. С. 142 – 160.

Борхес Х. Л. Три версии предательства Иуды // Проза разных лет. – М., 1984. С. 116 – 120.

Каутский К. Происхождение христианства. Отд. 4. Гл. 2, & 4; Гл. 4.

Книга апокрифов. Неканонические Евангелия. С. 249 – 349.

Косидовский З. Сказания евангелистов. Гл. 4. С. 186 – 231; Гл. 5.

Крывелев И. Христос: миф или действительность. – М., 1987.

Мень А. История религии. Ч. 3. Гл. 15 – 16; Ч. 4.

Ранович А. В. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. С. 233 – 463.

Ренан Э. Жизнь Иисуса. Гл. 23 – 27.

Розанов В. В. Купол храма // религия и культура.Т. 1. – М., 1990. С. 448 – 541

Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. – М., 1989. Чтения 5 – 7.

Толковая Библия. Кн. 3. Т. 8, 9 (комментарии к стихам)

Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса. Кн. 2. Гл. 3.

 

  Эта часть курса посвящена событиям последней недели земной жизни Христа. Подумайте, какими были планы Иисуса, когда он въезжал в Иерусалим, где у него было много врагов. В ночь накануне ареста во время пасхального ужина с учениками Иисус установил действия хлебопреломления и взаимного омовения ног. Попытайтесь выяснить, почему первый обряд получил повсеместное распространение в христианстве, а второй имеет место в немногих деноминациях. Во время этого ужина Христос предсказал отречение Петра и предательство Иуды Искариота. Определите роли этих двух учеников в христианстве. Что произошло с Иудой после ареста Христа. Сравните описания евангелистов со сведениями, приводимыми в Деяниях 1: 16 – 20. Как вы относитесь к предположению Х. Борхеса о том, что Иуда и был настоящим Христом?

  Арестованного Иисуса допрашивали трижды: иудейские лидеры, Пилат и Ирод. Почему они по – разному оценивают вину арестованного, по каким соображениям римский прокуратор решает назначить ему смертную казнь? Попытайтесь выяснить, какую форму имел крест, использованный для распятия, почему православный крест имеет восемь концов. Определите, кто из близких присутствовал при распятии Иисуса, говорил ли он что – либо с креста, сколько времени находился на кресте, какие чудеса имели место при кончине. Могло ли случиться, что Иисус потерял сознание, был снят с креста и погребен живым, или вместо него по ошибке был распят кто – то другой.

  Евангелия заканчиваются описанием воскресения Иисуса и его явлений ученикам. Как воскрес Иисус: телесно или духовно. Почему близкие после воскресения не узнавали его. Завершив чтение Евангелий, поставьте перед собой вопрос: существовал ли Иисус Христос или история о нем – миф. Познакомившись с вариантами ответа на этот вопрос, приводимыми И. Крывелевым, определите свою позицию.

 

  Часть 5. Формирование христианской церкви. Последние встречи Христа с учениками. Пятидесятница. Святой Дух и его дары. Образование церкви в Иерусалиме. Устройство раннехристианских общин. Петр и его проповеди. Мученик Стефан. Крещение евнуха. Обращение Савла. Петр и Корнилий. Миссионерская деятельность Петра и Павла, их роль в христианстве.

Литература:

Библия: Деяния святых апостолов

Апокрифы древних христиан. С. 75 – 101.

Гейтвуд О. История церкви от Иерусалима до Рима. – Н. Новгород, 1994.

Донини А. У истоков христианства. Гл. 3. С. 85 – 94.

Закон Божий. – Свято – Троицкая Сергиева Лавра, 1993. С. 446 – 478.

Каутский К. Происхождение христианства. Отд. 4. Гл. 1, 3.

Книга апокрифов. Неканонические Евангелия. С. 349 – 414.

Косидовский З. Сказания евангелистов. Гл. 3. С. 80 – 141.

Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2 т. – М. 1992.

Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. Разд. 2. Гл. 5.

Ренан Э. Жизнь Иисуса. Гл. 28.

Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. С. 76 – 118, 235 – 257.

Смирнов П. История христианской церкви. – М., 1994. & 1 – 19.

Толковая Библия. Кн. 3. Т. 10 (комментарии к стихам).

 

  Большинство авторов Нового Завета оставили свои сочинения неозаглавленными. Книга, обсуждаемая в этой части, во II в. получила название «Деяния апостолов». Это название не вполне точно, так как в ней не описаны деяния всех апостолов, а только некоторые события из жизни Петра, Иоанна и Павла. Основной темой «Деяний» является формирование христианской церкви. Проследите, как складывалась первая христианская община в Иерусалиме (гл. 1 – 7). В этих событиях активную роль выполнял Святой Дух. Попытайтесь определить природу Святого Духа, его связь с другими сторонами Троицы, его функции. Может ли человек быть носителем Святого Духа, каковы дары Духа, описанные в Новом Завете?

  В гл. 8 – 12 описано создание общин в Иудее и Самарии. В центре внимания – Петр и Павел. Как и почему Павел стал христианином? Дайте оценку личности Павла и его роли в христианстве.

  Распространение христианства в Азии (гл. 13 – 15), порождало проблемы, связанные с принятием этой религии язычниками. В чем суть этих проблем? Познакомившись с обстоятельствами диффузии христианства в Европу (гл. 16 – 20), в частности Рим (гл. 21 – 28), постарайтесь установить, как были устроены ранние христианские общины, каким правилам подчинялись входившие в них люди.

       

  Часть 6. Взаимоотношения человека и Бога. Христианская антропология и сотериология. Душа и тело. Разделения среди христиан. Христианское богослужение. Духовные дары. Виды любви. Отношение к нехристианам: христианство, язычество, иудаизм.

Литература:

Библия: Послания Римлянам, 1 и 2 Коринфянам, Галатам, Тимофею 2: 8 – 15

Донини А. У истоков христианства. Гл. 4.

Лютер М. Свобода христианина // Избранные произведения. – СПб. 1994. С. 16 – 55.

Каутский К. Происхождение христианства. Отд. 4. Гл. 3.

Косидовский З. Сказания евангелистов. Гл. 3. С. 75 – 80.

Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. Разд. 2. С. 117 – 176.

Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. Чтения 2, 8.

Токовая Библия. Кн. 3. Т. 10. С. 362 – 519. Т. 11. С. 1 – 181 (комментарии к стихам).

Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Т. 1. С. 83 – 108.

Франк С. Л. Непостижимое. Гл. 9.

 

  Письмо Павла римским христианам написано за три года до его личного прибытия в столицу великой древней империи. Его основная тема – спасение. Павел утверждал, что в конечном счете оправдание зависит не от того, что человек делал или может сделать, а от того, что Христос сделал для него. Определите, как христианство оценивает человеческую природу, соотношение в нем духовного и телесного. Можно ли утверждать, что судьбы людей, направление и события их жизни предопределены Богом? Каковы смысл и последствия крещения?

    Город Коринф находился примерно в 80 км. От Афин и был одним из самых богатых в Римской империи. Поводом для посланий его христианам были их разногласия, беспорядочное поведение, вольнодумство, в частности выражавшееся в отрицании воскресения умерших (1 Коринфянам 15: 12). История христианства показывает, что такие явления не раз повторялись и в других местах. Потому интересны и поучительны их оценка и критика Павлом. Обратите также внимание на указания о порядке богослужения, требования к проповеди, хлебопреломлению, сбору пожертвований. Как в раннем христианстве решался вопрос об оплате деятельности служителей церкви?

  Различия в толковании гл. 12 и 14 1 Послания Коринфянам – одна из причин дискуссий в современном христианстве. Подумайт<


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.27 с.