Правовая культура и ее воспитание. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Правовая культура и ее воспитание.

2021-03-17 84
Правовая культура и ее воспитание. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правовая культура — совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей и действие в соответствии с ними.

Правовую культуру можно рассматривать в двух аспектах:

1. оценочная категория. Правовая культура общества – качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Применительно к личности отдельного гражданина в данном аспекте правовая культура – это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

2. содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей.

Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте:

а) право как система норм, выражающих возведенную в закон государственную волю

б) правосознание как система духовного отражения всей правовой действительности

в) правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права.

г) правовое поведение, деятельность.

 

Таким образом, правовую культуру можно рассматривать в узком смысле:

1. образ мышления

2. стандарты поведения

3. нормы поведения

Правовая культура в широком смысле:

1. право

2. правовое сознание

3. правомерное поведение

4. правовые учреждения.

5. правовые отношения

Исходя из того, что правовая культура – это качественное состояние жизни общества, можно выделить элементы правовой культуры:

1. уровень развития правового сознания населения

2. уровень развития правовой деятельности. Деятельность состоит из теоретической – деятельность ученых-юристов, образовательной – деятельность студентов юридических школ, вузов, практической – правотворческой, правореализующей, в том числе правоприменительной деятельности. Правовая культура общества зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Существенно влияет на правовую культуру правоприменение – властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации.

3. уровень развития всей системы юридических актов

Любой юридический акт должен быть правовым (отвечать представлениям о справедливости, равенстве свободе), совершенным с точки зрения его формы (непротиворечивым, по возможности кратким, понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике).

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться состояние индивидуальных правовых актов.

Уровни правовой культуры:

1. обыденный уровень – ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновениями с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры в том, что она активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения.

2. профессиональный уровень – складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблеем, задач, целей, правомерного поведения.

3. правовая культура теоретического уровня – научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов.

 

По субъектному составу правовую культуру делят на:

1. индивидуальная

2. групповая

3. общественная

 

По содержанию:

1. знание права

2. отношение к праву

3. привычка соблюдать закон

4. правовая активность.

 

Функции правовой культуры:

1. познавательно-преобразовательная функция связана с деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития.

2. праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом.

3. ценностно-нормативная функция проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках. Указанная функция проявляется при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности.

4. правосоциализаторсккая функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. На этот процесс оказывает существенное влияние правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, мероприятия по организации обучения населения.

5. коммуникативная функция – обеспечивает общение граждан.

Высокий уровень правовой культуры предполагает фактическое правовое поведение людей, позитивное отношение к праву и правовым явлениям, осознание социальной значимости права и правопорядка, признание уважительного отношения к правам другого человека, привычку к правомерному поведению и, наконец, гражданско-правовой активности (в РФ низкий уровень).

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Правовое воспитание — это целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности.

 

Элементы механизма правового воспитания:

1. формы, конкретные способы организации воспитательного процесса (правовое обучение, пропаганда права в СМИ, правовоспитательная работа в связи с проведением конституционных мероприятий (референдумы, выборы)).

2. методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка.

В прошлом заметную роль в осуществлении задач правового просвещения населения играло Всесоюзное общество «Знание». Оно проводило работу как посредством активной лекционной, так и издательской деятельности. К чтению лекций привлекались ученые-правоведы, массовыми тиражами издавались брошюры по широкому спектру вопросов укрепления правопорядка и юридической помощи населению. В настоящее время лекционная работа по правовому просвещению в стране практически свернута.

Особое место здесь занимает проблема "правового минимума ", некоего обязательного уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Однако уровень этой работы не отвечает современному этапу развития нашего общества. Государственные органы, призванные решать эту проблему, действуют разобщенно. В эту деятельность слабо вовлекаются общественные объединения. Происходит естественное разрушение системы правового воспитания, созданной в предшествующий период. В настоящее время практически не ведется последовательная пропаганда действующего законодательства. Средства массовой информации, некоторые государственные и политические деятели в своих публичных выступлениях нередко допускают примиренческое отношение к фактам нарушения законности, существования организованной преступности и коррупции. В стране отсутствует концепция формирования нетерпимого отношения к подобным антисоциальным явлениям, особенно в сфере предпринИмательской деятельности.

В целях создания системы правового воспитания и правового просвещения граждан следует:

1. рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в Положение о Министерстве юстиции дополнительной функции, в соответствии с которой Минюст должен осуществлять координационное и методическое руководство в области правового воспитания всеми государственными органами и организациями.

2. разработать и принять Указом Президента «Федеральную целевую программу развития правовой культуры в РФ», которая должна обеспечить проведение планомерной работы в этом направлении

3. создать Межведомственный координационно-методический совет по правовому воспитанию, который будет заниматься изучением уровня правовой просвещенности граждан, обобщением форм и методов работы по распространению юридических знаний и организации правового воспитания.

4. возродить просветительскую работу общества «Знание»

5. обеспечить разработку и внедрение во всех типах учебных заведений учебных программ по изучению основ российского законодательства.

6. разработать и осуществить конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению уровня правового сознания населения.

7. подготовить и издать Квалификационные требования к основным специалистам, работающим на предприятиях, учреждениях, организациях, органах управления, определить необходимый объем их юридических знаний

8. организовать сеть общественных юридических консультаций для правовой помощи малоимущим слоям населения.

9. обеспечить издание юридической литературы

10. принять меры по улучшению научно-исследовательских работ, обеспечивающих сочетание творческих разработок с повседневной практикой правового воспитания граждан.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.