Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-03-17 | 71 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ-СИСТЕМЫ:
· Антропологический принцип - в центре внимания находится ребенок и серьезное отношение к его свободе и достоинству уже в детском возрасте.
· Принцип условий свободы развития ребенка - воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности.
· Принцип концентрации внимания - умение сосредоточенно работать продолжительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом; слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим.
· Принцип специально подготовленной обучающей среды - использование дидактического материала, тщательно продуманного и обладающего уникальной возможностью всесторонне развивать ребенка с учетом его физических возможностей.
· Принцип сензитивности - дидактический материал по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка.
· Принцип ограничения и порядка – использование оборудования только в соответствии с его назначением и соблюдение порядка на своем рабочем месте.
· Принцип актуального и ближайшего развития - зона ближайшего развития характеризует разницу между тем, на что ребенок способен самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью педагога. Вся развивающая среда, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
|
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!
Длительность работы над опытом – 3 года.
План реализации образовательного проекта
Система мероприятий | Задачи | Способы реализации | Сроки | |
I этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный): | ||||
1.Изучение теоретической части развития вопроса. 2. Повышение квалификации педагога. 3. Выявление уровня математического развития детей 3-7 лет. 4. Разработка диагностического инструментария к материалу. 5. Разработка перспективного плана работы. 6. Проведение диагностики математического развития детей 7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды. | 1 год обучения | |||
II этап – рабочий (внедренческий):
| ||||
Блок – работа с детьми | ||||
· «Сенсорное развитие» · «Количественные представления» · «Формирование представлений о величине предметов и измерении величин» · «Геометрические представления» · «Пространственные представления» · «Временные представления» | - развитие органов чувств: вкус, зрение, осязание, обоняние, слух; - развитие умения различать температуру, ощущатьть разницу в весе предметов. - развитие умения различать высоту и длину, цвет, звучание, запах, форму различных предметов, знакомство с их свойствами. - развитие мелкой и крупной моторики. - дать понятие об образовании чисел в пределах 10; - знакомство с цифрами в пределах 10; - ознакомление с составом числа из единиц в пределах 5; - ознакомление с составом числа из двух меньших на числах до 10; - обучение сравнению рядом стоящих чисел в пределах 10; - обучение определению отношений между смежными числами; - формирование понятия о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; - обучать умению называть эти части, сравнивать целое и части; - упражнять в решении простейших примеров и задач. - обучение раскладыванию предметов (до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем и убывающем порядке; - обучение умению сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) с помощью условной меры; - учить выделять при измерении часть предмета, равную условной мере; определять, сколько раз условная мера уложится в измеряемом объекте; - обучение умению находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. - расширение знаний о геометрических телах – куб, шар, пирамида, конус. - упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник) и тела (шар, куб, цилиндр, пирамида); - подведение к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника; - формирование умения находить в ближайшем окружении предметы различной геометрической формы, анализировать их форму. - закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу, впереди (перед), сзади (за), далеко, близко, между, рядом); - формирование навыка ориентирования на листе бумаги (в середине, внизу, вверху, справа, слева); - обучение умению обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе или другому предмету; - формирование умения двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу. - закрепление знаний о временных отношениях (утро, день, обед, вечер, ночь; сегодня, вчера, завтра, послезавтра). - фФормирование представлений о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; - обучение соблюдению правильной последовательности при назывании дней недели, времен года; - обучение умению устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра; - формирование понятия о том, что в году 12 месяцев, обучать умению знать их последовательность и называть их. | - «Розовая башня»; - «Коричневая лестница»; - «Красные штанги»; - «Цветные таблички»; - «Цилиндры – вкладыши»; - «Шершавые таблички»; - «Шумовые коробочки»; - «Рамки-застежки» и др. - «Числовые (красно-синие) штанги»; - «Цифры из шершавой бумаги»; - «Числовые штанги и цифры»; - «Ящики с веретенами»; - «Числа и чипсы»; - «Игры на запоминание». - «Розовая башня»; - «Коричневая лестница»; - «Красные штанги»; -«Блоки-цилиндры»; - «геометри-ческий камод»; - «Цветные цилиндры»; -«Конструктив- ные треугольники; - «Накладываю-щиеся геометричес- кие фигуры»; -«Геометричес- кие тела»; - «Игра «Волшебный мешочек» - «Игры в кругу»; - « Лабиринты – упражнения» - «Математи- ческие игры». -«математичес- кие игры». | 1-2 год обучения 2-3 год обучения 2-3год обучения 2-3 год обучения 2-3 год обучения 2-3 год обучения | |
Блок – работа с родителями
| ||||
1. Предварительная работа 2. Повышение педагогической культуры родителей 3. «Успехи детей» 4. «Наши игры» | - Выявление запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми. - Обогащение родительский опыт по использованию дидактических игр и упражнений системы М.Монтессори. - Показ достижений детей в области математики. -Демонстрация дидактического оборудования и материалов | -Анкетирова- ние; - беседы - Консультации и беседы - «День открытых дверей» Экскурсии в кабинет -Монтессори | В начале обуче-ния В тече-ние всего обуче- ния 2 раза в год 1 раз в год | |
Блок – работа с педагогами
| ||||
1. Выступления на педагогическом совете 2.Выступления на РМО | - Повышение общей культуры педагогического коллектива Обобщение опыта работы | - Доклады; - презентации - Доклады; - «Мастер-класс» | В тече-ние всего обуче- ния 1 раз в год | |
III этап – коррекционный: | ||||
1.Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми. | В конце каждого учебного года | |||
IV этап – обобщающий: | ||||
1. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп; 2. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати. | Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений; | - Семинары, -публикации, - взаимопосе- щения, -обмен опытом. | В конце каждого учебного года |
Длительность работы над опытом осуществляется в четыре этапа:
1 этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный):
1.Изучение теоретической части развития вопроса.
2. Повышение квалификации педагога.
3. Выявление уровня математического развития детей 3-7 лет.
4. Разработка диагностического инструментария к материалу.
5. Разработка перспективного плана работы.
6. Проведение диагностики математического развития детей
7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
2 этап – рабочий (внедренческий):
1. Использование дидактических материалов и упражнений системы М.Монтессори в процессе формирования элементарных математических представлений;
2. Развитие у детей памяти, внимания, логического мышления, воображения, смекалки, самостоятельности.
3 этап – коррекционный:
1. Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.
4 этап – обобщающий:
1. Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений;
2. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;
3. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати;
4. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 3-6 лет.
Содержание воспитательно-образовательного процесса:
Средства реализации:
|
1. Розовая башня;
2. Коричневая лестница;
3. Блоки-цилиндры;
4. Красные штанги;
5. Цветные таблички;
6. Цветные цилиндры;
7. Шершавые таблички.
Средства реализации:
- математические игры.
Данная система работы будет способствовать более эффективному формированию математических представлений и развитию мышления у детей дошкольного возраста.
Особенности работы с семьей
Сотрудничество с семьей начинается до приема ребенка в д / сад. Первый шаг – знакомство родителей с методами Монтессори – педагогики. Затем те родители, которые приняли решение, что Монтессори – система подходит для их ребенка, становятся помощниками не только в проведении ремонтов, субботников и прочих хозяйственных делах, но и заинтересованными участниками формирования ЛИЧНОСТИ своего малыша.
Работа с родителями строится на следующих принципах:
1. Доброжелательность. Устанавливается признанием положительного образа ребенка, т.е. сообщаются сведения только о хороших качествах и поступках ребенка. Обсуждается не “что он натворил”, а “в чем уникальность ребенка?”.
2. Индивидуальность работы с родителем. Эти отношения возможно построить на основе консультаций – бесед (а не указаний или замечаний) об особенностях развития ребенка, его возможностях, помощи ему дома.
3. Доверительность между родителем и воспитателем. Возникает на основе двух первых качеств, когда обе стороны могут удостовериться в обоюдной порядочности.
Примерный ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В качестве примера приведем один из планов работы:
Содержание работы | Сроки |
I. Работа с родителями до приема детей. | |
1. Информирование через СМИ. | |
2. Предоставление родителям книг о Монтессори-методике (в метод. кабинете). | |
3. Просмотр видеофильма о работе группы. | |
4. Ознакомление с “Информационной программой” д/сада, “Картой достижений”. | |
5. Собеседование с родителями (анкетирование). | |
6. Ознакомление родителей с системой М.Монтессори. | |
7. Проведение семинара-тренинга “Монтессори-материалы” с посещением оборудованной группы. | |
8. Заполнение листа “В чем уникальность моего ребенка”. | |
II. Работа в течении учебного года. | |
1. Заполнение первых листов “Карты” (листы “Умений”). | Сентябрь |
2. Индивидуальное консультирование. Взаимоотчеты. Заполнение “Карты”. | Весь год |
3. Проведение совместных педсоветов. | 2 раза в год |
4. Проведение совместных производственных совещаний. | 2 раза в год |
5. Участие родителей в организации экскурсий. | Весь год |
6. Совместная деятельность детей, родителей и воспитателей в переоборудовании группы. | Март |
7.Тренинг родительских умений “Помоги мне это сделать самому”. | Раз в квартал |
8.Взаимоотчеты родителей и коллектива, работающего с детьми. | Раз в квартал |
9.Анкетирование родителей (приложение). | Конец года |
Сотрудничество с родителями и их просвещение - необходимые элементы педагогической технологии М. Монтессори.
По мнению М. Монтессори, родительство – это, прежде всего труд Души, а уже потом рук. Нельзя сужать родительство до бытового обслуживания. Родительство – это творение Души и Характера вашего ребенка, это Вера в ребенка, Любовь к нему.
Словарь основных понятий
Алгоритм - последовательность команд для решения поставленной задачи.
Величина - одно из основных математических понятий, возникших как абстракция от числовых характеристик физических свойств.
Вес - это сила, с которой тело, имеющее определенную массу, притягивается к земле. Вес предмета зависит от его массы.
Временные отношения - порядок сменяющих друг друга событий, а также их длительность.
Дискретное множество - множество, все точки которого являются изолированными.
Знак рассматривается как материально, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и обобщения в качестве представителя других предметов (явлений, действий) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем.
Измерение - сравнение данной величины с некоторой величиной, принятой за единицу. Цель измерения - получение численной характеристики данной величины при выбранной единице.
Классификация - объединение объектов или явлений на основе общих признаков в класс или группу.
Логика - наука о законах мышления; разумность, правильность, внутренняя закономерность.
Масса - количество вещества, содержащегося в том или ином физическом объекте.
Множество - совокупность элементов, выделенных по какому-либо признаку в обособленную группу.
Моделирование - построение модели и ее использование с целью познания нового путем отвлечения существенных свойств действительности из их многообразия, их абстрагирования, схематизации и выражения при помощи заместителей.
Модель (от лат. modus - мера, образ, способ) — мысленно или материально представленная система, отражающая или воспроизводящая объект, способная замещать его так, что изучение модели дает новую информацию об объекте.
Натуральный ряд - множество натуральных чисел. Свойства: имеет начальное число (1); за каждым числом следует только одно число; каждое последующее число на 1 больше предыдущего, а предыдущее — на 1 меньше последующего; натуральный ряд бесконечен.
Отношение - общность двух и более предметов.
Опредмечивание — создание образов предметов для успешного отражения способов человеческой жизнедеятельности.
Познание - процесс, в котором различие и сходство находятся в непрерывном единстве. Сравнение органически входит во всю практическую деятельность людей.
Презентация материала - показ ребенку рационального способа работы с материалом, образца действий с ним, направленных на раскрытие свойств и отношений, заключенных в материале.
Пространственные отношения выражают, с одной стороны, порядок одновременно существующих событий, а с другой - протяженность материальных объектов.
Разбиение - логическое действие, состоящее в разделении, разбивке непустого множества на непересекающиеся и полностью исключающие его подмножества.
Ритм - временная упорядоченность.
Самоконтроль – самостоятельная проверка ребенком выполненного действия и исправление своих ошибок.
Свойство - сторона предмета, обусловливающая его различия или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними. Свойство — то, что присуще предметам, что отличает их от других предметов или делает их похожими на другие предметы (например, твердость, шероховатость, упругость и др.).
Сериация - выявление и упорядочивание различий.
Символ - знак, ассоциированный с определенным объектом, представлениями, убеждениями, мыслями или чувствами, относимый к той части действительности, который этот знак представляет.
Сохранение - сбережение чего-нибудь.,
Сравнение - один из основных логических приемов познания внешнего мира. Познание любого предмета и явления начинается с того, что мы его отличаем от всех других предметов и устанавливаем сходство его с родственными предметами.
Трехступенчатый урок – техника обогащения активного словаря ребенка новыми понятиями.
Цифра - письменный знак, обозначающий число.
Число - общее свойство множеств, между элементами которых устанавливается взаимнооднозначное соответствие.
Список использованной литературы
1.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. /А.В.Белошистая. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.: ил.
2. Брыжинская Г.В. Педагогика М. Монтессори как личностно ориентированная гуманистическая система образования: Лекции / Мордов.гос. пед. ин-т. Саранск, 2000.- 50 с.
3. Ерофеева, Т. И. и др. Математика для дошкольников: книга для воспитателей детского сада./ Т. И. Ерофеева, А. Н. Павлова, В. Н. Новикова. – М.: Просвещение. 1992.
4. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста., - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384 с, илл.
5. Монтессори М. О принципах моей школы // Учительская газета. – 1992.- N 28. – С.4.
6. Монтессори М. Метод научной педагогики применимый к детскому воспитанию в Домах ребенка: Пер. со 2-го ит. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ТОО "Монтессори-Центр". -1993. – 168 с.
7. Монтессори - материал: школа для малышей. Ч.1. - М.: Мастер, 1992. - 80 с.
8. Монтессори М. Арифметика в детском саду: Пер. с итал. Ю Фаусек. – Пг: Начатки знаний, 1922. – 48с.
9.Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. – М.: Московский Монтессори-Центр, 1993. – 203с.
10. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов /Л.Ф.Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – 144.: ил. – (Развивающее обучение. Практические задания).
11. Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада /Пер. с польск. О.А. Павлович. – М.: Просвещение, 1981. – с ил.
Список рекомендуемой литературы
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию познават. Способностей детей дошкол. возраста /Рус. пер. под ред. В.В. Юртайкина. – М.: Просвещение, 1984. – 64 с., ил.
1. Асанин С.. Смекалка для малышей. /С.Асанин. - М.: Омега, 1994. - 256с.
2. Беженова М.А.. - Веселая математика. /М.А.Беженова. - Д.: Сталкер, 1998. - 320 с.
3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада/ под ред. А. А. Венгер - М.: Просвещение. 1989.-127 с.
4. Ильина Н.Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребёнка к школе. /Н.Н.Ильина. – М.: ООО «Аквариум-Принт», К.: ОАО «Дом печати – ВЯТКА», 2005. – 160 с.: ил.
5. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. /А.М.Леушина. - М.: Просвещение, 1974.
6. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста/ А.М. Леушина - М.: Просвещение. - 1974. – 204с.
7. Леушина, А.М. Математические знания и их роль в умственном развитии/ А.М. Леушина // Дошкольное воспитание. - 1969. - № 9. - С. 57-65.
8. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. - Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. /В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. - СПб.: Акцидент, 1996.
9. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях: Семинар., практ. и лаб. занятия по курсу «Методика формирования элементар. мат. представлений у детей»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк)» /Р.Л.Березина, В.В.Данилова, Т.Д.Рихтерман и др. //Сост. В.В. Данилова. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.: ил.
10. Метлина Л.С. Математика в детском саду. /Л.С.Метлина. - М.- Просвещение, 1984.
11. Минскин Е.М. От игры к знаниям. /Е.М.Минскин. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
12. Михайлова, З. А., Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста/ З. А. Михайлова, Р. А. Непомнящая. – Л.: ЛГПИ 1988. – С. 41-42.
13. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. /Е.А.Носова. - Л., 1990.
14. Поддъяков, Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/ И. Н. Поддъяков, А. Ф. Говоркова, Н. П. Патищева и др. – М.: Педагогика. 1985. – 189 с.
15. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/ под ред. Л. А. Венгера. – М.: Педагогика, 1980. – 182с.
16. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста/ под ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 228 с.
17. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1982.
18. Тарунтаева, Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников/Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение. –1980.- 82с.
19. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: /Л.Ф.Тихомирова.- Логика для дошкольников: - Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004. – 144.: ил. – (Развивающее обучение. Практические задания).
20. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. - /Т.А.Фалькович, Л.П.Барылкина. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.
21. Федорова, Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников/ Е. Федорова//Дошкольное воспитание, 1996. - №3. – С. 12-22.
22. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец № 2110 «Педагогика и психология дошк.»: /Под. ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.: ил.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы М.Монтессори»
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников.
Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению (А. М. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.).
В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Растет интерес педагогов-практиков к идеям Монтессори, повсеместно возникают детские сады, реализующие эти идеи. Однако, как среди исследователей в области психологии и педагогики, так и среди педагогов-практиков зачастую имеет место поверхностное знакомство и слабое знание теории и методики Монтессори.
Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Важно помнить, что главное — не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания.
Возможности совершенствования процесса формирования математических представлений у детей дошкольного возраста не исчерпаны до конца, поскольку все еще остаются нечеткими границы и потенциальные возможности детей в овладении математическими представлениями и понятиями. Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы М.Монтессори, в частности, дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля.
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М.Монтессори».
Объект исследования – процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – механизмы формирования элементарных математических представлений, посредством включения элементов педагогической системы М. Монтессори.
Цель исследования – обосновать эффективность применения элементов системы М. Монтессори в формировании математических представлений.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях).
2. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация);
5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
8. Развитие активности и инициативности детей;
9. Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
10. Налаживание связи с родителями в области формирования математических представлений у детей, учитывая интересы родителей. Подключать родителей к накоплению опыта детей в данном направлении.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что включение в процесс формирования математических представлений элементов педагогической системы М.Монтессори будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т.е. познавательной деятельности в целом.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования; наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности; индивидуальный и групповой констатирующий эксперимент; обучающий эксперимент; контрольный эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в процессе образовательной деятельности получены данные, свидетельствующие о том, что возможности усвоение математических представлений значительно выше и, что использование элементов педагогической системы М. Монтессори позволяет поднять на более высокий уровень развития всю познавательную деятельность детей в целом.
Практическая значимость исследования состоит в том, что методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование процесса формирования математических понятий детей, повышают уровень умственной, математической и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом. Разработаны конспекты занятий по формированию математических представлений для детей дошкольного возраста с использованием элементов предложенной системы. Полученные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно-образовательной работы с детьми.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!