Передача графических знаков в устной речи — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Передача графических знаков в устной речи

2021-03-17 230
Передача графических знаков в устной речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если в тексте подготовленного выступления есть слова в кавычках, то при устном воспроизведении такие слова читаются обычно с помощью фраз так называемый, так сказать либо выделяются особой иронической интонацией. Иногда говорят в кавычках.

Например: И вот эти так называемые (варианты: так сказать, в кавычках) «борцы за народное счастье» сейчас опять претендуют на место в областной думе.

Выразительность речи

И наконец, устная речь обязательно должна быть выразительной. Выразительность касается в первую очередь интонации речи и связана с эмоциональностью, разнообразием интонационного оформления, отсутствием монотонности, точностью интонационной передачи оратором своей мысли, правильной расстановкой логических ударений и пауз, точностью передачи подтекста. Выразительную речь легко слушать и понимать; в невыразительной, монотонной речи оратора слушатели, наоборот, утрачивают способность выделять отдельные слова и смысловые блоки, не могут воспринимать общий смысл слов (осуществить так называемый «синтез смысла»), а иногда просто засыпают. Выразительность речи – важнейшее требование к устному тексту. Выразительность речи оратору надо тренировать.

Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль, делать паузы до и после важных мыслей, а маловажные проговаривать быстрее. Д. Карнеги предлагает специальное упражнение для развития этого навыка: произнесите тридцать тысяч долларов так, чтобы казалось, что это больше, чем три миллиона.

Следует иметь в виду, что для русского языка обычно характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово, как правило, ставится в конце фразы, менее информативное – в начале. Середина фразы наименее информативна. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности его следует поместить в конец фразы.

Задание 2. Выполните предлагаемые ниже задания.

Задания

1. Какие утверждения правильные?

1. Орализация – это устное произнесение текста.

2. Орализация – это громкое произнесение текста.

3. Орализация – это подготовка письменного текста к устному воспроизведению.

4. Популяризация – это объяснение сложных слов и понятий через простые.

5. Популяризация – это сокращение большого текста.

6. Эффективнее приводить в устном выступлении точные цифры.

7. Эффективнее приводить в устном выступлении округленные цифры.

8. Эффективнее приводить цифры в сопоставлении.

9. Эффективнее заменять существительные на глаголы.

10. Эффективнее заменять глаголы на существительные.

11. Дополнительные конкретные детали в устном выступлении усиливают речевое воздействие.

12. Дополнительные конкретные детали в устном выступлении ослабляют речевое воздействие.

13. Повтор основных мыслей в устном выступлении необходим.

14. Повтор основных мыслей в устном выступлении только раздражает аудиторию.

15. Риторических фигур в речи оратора должно быть много.

16. Риторических фигур в речи оратора должно быть мало.

17. Выразительность речи оратора определяется ее интонационным разнообразием.

18. Выразительность речи оратора зависит от его эмоциональности.

19. Важную информацию лучше помещать в середине фразы.

20. Важную информацию лучше помещать в конце фразы.

2. Замените синонимом: аббревиатура, афера, вето, интеграция, контракт, конкурент, конфиденциальный, легитимность, лимитировать, суицид, субмарина, тинейджер, электорат.

3. Дайте простое, доступное определение следующим словам и составьте с ними предложения.

Альтернатива, альянс, анахронизм, апелляция, априори, аутсайдер, баллотироваться, бестселлер, биржа, брифинг, вандализм, визажист, дайджест, джихад (газават), диаспора, ди-джей, диск-жокей, дилер, дистрибьютор, имидж, инаугурация, индексация, Интернет, камуфляж, коммюнике, коррупция, ксенофобия, лоббировать, маргинал, маркетинг, менеджер, менеджмент, мониторинг, олигарх, ортодокс, паблик рилейшнз (пиар), плюрализм, презентация, продюсер, саммит, супермаркет, толерантность, фискальный, хит, холокост, хоспис, шовинизм, экстремальный, эксцесс, эпатаж, шоу, элита.

4. Главнейшим фактором, обеспечивающим успешную защиту диссертации, является наукообразность ее названия, например: «Чем дальше в лес, тем больше дров» – даже к защите не допустят, а «Увеличение топливных ресурсов с продвижением в глубь лесного массива» – годится, хотя бы на кандидатскую.

Угадайте пословицы:

1. «Возможность производить интенсивную физическую работу как средство компенсации ослабленных мыслительных способностей».

2. «Отсутствие функциональной зависимости между интенсивным принудительным питанием хищника и ориентацией в пространстве продольной оси его органов зрения, постоянно направленной в сторону лесного массива».

3. «Констатация неизбежности стремления холоднокровного животного к предельному удалению от поверхности водного бассейна в сочетании со стремлением разумного существа к обнаружению указанного выше животного»

4. «Несовместимость засорения искусственного источника водоснабжения продуктами слюнообразования с возможностью дальнейшего использования этого источника для утоления жажды».

5. «Отсутствие потребности в использовании высококалорийных продуктов при доминирующем желании высокоорганизованной белковой материи продлить свое существование».

6. «О логичности наличия в ячейке общества субъекта с физическими недостатками».

Задание 3. Конкретизируйте (расширьте) фразу.

Образец. По двору ходил петух.По вытоптанному и засыпанному шелухой деревенскому двору, огороженному невысоким плетнем, важно расхаживал, по-хозяйски поглядывая на тихо клевавших вокруг него кур, крупный, яркой окраски петух с порванным гребнем и одним глазом.

1. По улице бежал человек. 2. На столе стояла ваза с цветами. 3. На ступеньке террасы сидела лягушка. 4. По небу летел воздушный шар. 5. Ребенок полез на дерево. 6. Центральный нападающий забил гол. 7. Мы увидели внизу долину. 8. На улице вырыли канаву.

Задание 4. Преобразуйте в единицы разговорного стиля приводимые ниже слова и выражения.

Образец: здесь целесообразно пояснить – здесь важно (нужно, необходимо) пояснить.

Вследствие этого; позвольте мне выразить мнение; по заключению экспертов; в этом проекте задействованы; необходимо сделать акцент на; приобретем возможность; продемонстрировал свою эффективность; мы считаем целесообразным; здесь вы сможете приобрести; это поможет радикально снизить стоимость товара; мы приняли решение; он в данном случае оказался выше в интеллектуальном отношении; мы внесли предложение; нужно интенсифицировать работу в этом направлении.

Задание 5. Преобразуйте выражения в разговорные; где можно, замените существительные на глаголы.

1. Сказанное свидетельствует о... 2. Согласно заключению специалистов... 3. Считается целесообразным... 4. Вследствие этого... 5. Подумать об обеспечении... 6. Наступило время преподнесения сувениров... 7. Распознавание предметов... 8. Преподнесение нового материала... 9. Развивать стремление к...

Приведите свои примеры слов и выражений, одно из которых соответствовало бы признаку разговорности, а второе – не соответствовало.

Задание 6. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько предложений и подготовив таким образом к восприятию на слух.

1. В принципе имеется несколько важных причин, объясняющих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также, почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной. 2. Следует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации негативных последствий произошедшего, создав специальную комиссию из специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях.

Задание 7.

А. Расставьте знаки препинания. К чему может привести неправильная расстановка их?

Учитесь властвовать собою

Не всякий вас как я поймет

К беде неопытность ведет

Так проповедовал Евгений

Сквозь слез не видя ничего

Едва дыша без возражений

Татьяна слушала его.

(А. Пушкин. Евгений Онегин)

Б. От того, как писатель, поэт расставляет знаки препинания, зависит очень многое. Прежде всего – интонация. А изменение интонации влечет за собой изменение смысла. Помня об этом, прочитайте стихотворение М. Цветаевой "Облачко".

Облачко, белое облачко с розовым краем

Выплыло вдруг, розовея последним огнем.

Я поняла, что грущу не о нем,

И закат мне почудился – раем.

Облачко, белое облачко с розовым краем

Вспыхнуло вдруг, отдаваясь вечерней судьбе.

Я поняла, что грущу о себе,

И закат мне почудился раем.

Облачко, белое облачко с розовым краем

Кануло вдруг в беспредельность движеньем крыла.

Плача о нем, я тогда поняла,

Что закат мне – почудился раем.

Сравните последние строчки в первой и в третьей строфе. Опишите, как меняется смысл фразы.

Задание 8. Выполните следующие упражнения.

Упражнение 1. Укажите антонимы в следующих примерах. Особо выделите слова, которые в тексте противопоставлены, но к антонимам не принадлежат.

1. Пусть море говорит, а ты молчи, // Не изливай ни радости, ни горя... // И Пушкин, величайший златоуст, // Молчал всегда, покамест пело море (Р. Гамзатов). 2. Не у камней бессмертию учись, // А у цветов и у стеблей полыни... // Цветы не выгорели те // И помнят все, что мы забыли (б. Шефнер). 3. Поле любимо, но небо возлюбленно (А. Вознесенский). 4. Поминают, когда мертвы, // Забывая, когда живые (А. Вознесенский). 5. Я музыка горя, ты музыка лада! // Ты музыка счастья, я нота разлада {А. Вознесенский). 6. Все летит, летит Земля мильоны верст... // Вдруг да в бездорожье улетели? // А дорога наша: колыбель — погост, // Майский дождь — февральские метели {Л. Марков). 7....Ищу я выход из ворот, // но нет его, есть только вход — и то не тот (В. Высоцкий). 8. Все девы издали прелестны, // И поэтичны, и милы — // Вблизи скучны, неинтересны, // И меркантильны, и пошлы (И. Северянин). 9. Меж ежедневных Черных речек // Я светлую благодарю, // Меж тыщи похоронных свечек — // Свечу заздравную твою (А. Вознесенский). 10. Белый аист московский на белое небо взлетел, // Черный аист московский на черную землю спустился (Б. Окуджава).

Упражнение 2. В следующих примерах укажите антонимы и другие лексические средства, придающие живость высказыванию. При этом особо выделите слова-конверсивы.

1. Кто не успел, тот опоздал. 2. Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится. 3. Лучше с умным потерять, чем с глупым найти. 4. Поменьше говори, побольше услышишь. 5. Беду скоро наживешь, да нескоро выживешь. 6. Бери, пока дают. 7. Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого. 8. Сильнее тот, кто меньше любит, // Кто больше любит, тот слабей... // Кто больше любит, тот богаче, // Кто меньше любит, тот бедней (В. Солоухин). 9. — Ты кто? — Часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла (Б. Пастернак). 10. Время собирать камни и время разбрасывать камни (Библия). 11. Свет этот — порожденье тьмы ночной (Б. Пастернак).

Упражнение 3. К слову близкий подберите ряд антонимов, учитывая его разные значения. Постройте с полученными антонимическими парами словосочетания.

Примечание: слово близкий имеет следующие оттенки значения: 1) находящийся на небольшом расстоянии; 2) отдаленный небольшим промежутком времени; 3) кровно связанный; 4) сходный, похожий.

Упражнение 4. Составьте словосочетания с антонимами легкий — тяжелый, холодный — горячий, высокий — низкий, учитывая их разные значения.

Упражнение 5. Проанализируйте семантические функции антонимов в следующих примерах, указывая, когда антонимия отражает: 1) противоречивую сущность понятий; 2) совмещение противоположностей; 3) всеохватность; 4) последовательность, чередование явлений.

1. Ты и убогая, // Ты и обильная, // Ты и могучая, //Ты и бессильная, // Матушка-Русь (Н. Некрасов). 2. Я все былое бросил в прах: // Мой рай, мой ад в твоих очах (М. Лермонтов). 3. И горек мне мой сладкий, мой эмигрантский хлеб (Б. Окуджава). 4. Мгновенно сердце молодое // Горит и гаснет. В нем любовь // Проходит и приходит вновь (А. Пушкин). 5. Я молод и здоров, трудиться день и ночь готов (А Пушкин). 6. Встречал беду и радость на дороге я, // Смеялся, плакал я, но время мчалось... // И горем оборачивалось многое, //То, что сначала радостью казалось (Р. Гамзагов). 7. Все в душе у меня слилось: боль и радость, любовь и злость (Р. Гамзагов). 8. Идут — красивые и безобразные, // Идут веселые, идут печальные. // Такие схожие — такие разные, // Такие близкие — такие дальние (3. Гиппи-ус). 9. Если я богат, как царь морской, // Крикни только мне: «Лови блесну!» // Мир подводный и надводный свой, // Не задумываясь, выплесну! (В. Высоцкий) 10. Корабли постоят — и ложатся на курс, // но они возвращаются сквозь непогоды... // Не пройдет и полгода — и я появлюсь, // чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на полгода (В. Высоцкий).

Упражнение 6. В приведённых примерах укажите простые и сложные антитезы, отметьте каламбуры. Разграничьте антонимы языковые и контекстуальные.

1. Ты богат, я очень беден; // Ты прозаик, я поэт; // Ты румян, как маков цвет, //Я, как смерть, и тощ и бледен (А. Пушкин). 2. Двери настежь у вас, а душа взаперти (В. Высоцкий). 3. День улетевший, день прекрасный, // Убитый ночью снеговой (А. Блок). 4. Но почти у края гроба // Верю я: придет пора — // Силу подлости и злобы // Одолеет дух добра (Б. Пастернак). 5. Нет, товарищ, не забудь // На войне жестокой: // У войны короткий путь, // У любви — далекий (А. Твардовский). 6. Легкое дело — тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить — тяжелое дело (В. Ключевский). 7. Жизнь достаточно продолжительна, чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка, чтобы не успеть впасть в новые (Л. Лиходеев). 8. Полюбил богатый — бедную, // Полюбил ученый — глупую, // Полюбил румяный — бледную, // Полюбил хороший — вредную: // Золотой — полушку медную (М. Цветаева). 9. Я глупая, а ты умен, //Живой, а я остолбенелая [М. Цветаева). 10. Учитель речь ведет издалека. // Внимательны глаза ученика. // Но кто из них сильнее, кто слабей? // Попробуй вникнуть глубоко и тонко. // Сильнее станет взрослого рука, // Держась за руку тонкую ребенка (А. Михалевич).

Упражнение 7. Проанализируйте использование контрастных слов в оксюмороне; укажите антонимы, попутно замечая, к каким частям речи относятся те противоположные слова, которые нельзя рассматривать как антонимы.

1. «Эти непростые простые вопросы». 2. «Неофициальное об официальном». 3. «Начало конца». 4. «В разгар периода застоя». 5. «Отступление вперед». 6. Наступил матриархат: сильный слабый пол стал командовать слабым сильным полом (Из газет). 7. Это был кипучий лентяй (И. Ильф и £. Петров). 8. Здравствуй, мой далекий близкий друг! 9. И в памяти взрослое детство // Военной дорогой идёт (М. Дудин).

Упражнение 8. В следующих примерах укажите антонимы, в том числе и контекстуальные, и прокомментируйте их употребление как стилистического средства для создания антитезы, подчеркивания той или иной мысли, совмещения понятий, оксюморона, антифразиса.

1. Все «хорошо» и «плохо» уходят в мир иной. // Была моя эпоха повернута спиной // Ко всем своим кошмарам, пожарам и ветрам, // И к красным комиссарам, и к белым юнкерам. // Мы все еще в дороге — и люди, и страна. // Но где ж лицо эпохи? Кругом одна спина. // И как же мы узнаем, куда наш путь ведет, // Когда мы отступаем, когда идем вперед (Ф. Кривин). 2. Люблю тебя сейчас // не тайно — напоказ. // Не «после» и не «до» в лучах твоих сгораю. // Навзрыд или смеясь, // но я люблю сейчас, // а в прошлом — не хочу, а в будущем — не знаю (В. Высоцкий). 3. Как мало пройдено дорог, // Как много сделано ошибок (С. Есенин). 4. Мне снится старый друг, который стал врагом, // но снится не врагом, а тем же самым другом (£. Евтушенко). 5. Я не знаю, ты жив или умер, — // На земле тебя можно искать // Или только в вечерней думе // По усопшем светло горевать (А Ахматова). 6. До чего земля большая, // Величайшая земля. // И была б она чужая, // Чья-нибудь, а то — своя (А Твардовский). 7. Поглядеть — и впрямь — ребята! // Как, по правде, желторот, //Холостой ли он, женатый, // Этот стриженый народ (А Твардовский). 8. Не зарвемся, так прорвемся, // Будем живы — не помрем. // Срок придет, назад вернемся, // Что отдали — всё вернем (А Твардовский). 9. Было так поздно, что стало уже рано (А Солженицын) 10. А голова ему вослед, // Как сумасшедшая, хохочет, // Гремит: «Ай, витязь! ай, герой! // Куда ты? Тише, тише, стой!» (А Пушкин). 11. Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета: не красив и не дурен, не высок и не низок ростом (И. Гончаров). 12. Передо мной — холодный мрак могилы, // Перед тобой — объятия любви (Н. Некрасов).

Упражнение 9. Сравните разные редакции стихотворных строк русских поэтов (в правой колонке окончательный вариант) и обратите внимание на замену эпитетов. Каким эпитетам отдают предпочтение поэты — эмоциональным или изобразительным?

1. Сквозь печальные туманы пробирается луна. 2. Он по полю едет на смирном коне. 3. Идет престарелый кудесник. 4. И к гордому старцу подъехал Олег. 5. Уж не ступит нога в твое заслуженное стремя. 6. Ты им доволен ли, божественный (увенчанный) (разборчивый) художник? 7. Зеленый (молодой) листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился, холодною (безжалостной) бурей гонимый. 8. И корни мои умывает покорное (послушное) море. 9. Его свободный чудный дар. 10. Добыча ревности немой. 11. Зачем он руку дал клеветникам безбожным? 12. Отравлены его последние мгновенья коварным шепотом презрительных (бесчувственных) невежд. И умер он с глубокой жаждой мщенья... 13. Худой! Седые длинные усы, фуражка белая высокая, с околышем из красного сукна. 14. Нос с горбинкою, усы седые длинные. И разные глаза: один здоровый — светится. А левый — тусклый, матовый... 15. Когда б не (княжеская) (Чернышевых) кровь текла в вас — я б молчал. ... волнистые туманы... ...на верном коне.. ..вдохновенный кудесник.. ..к мудрому старцу... ...позлащенное стремя. ...взыскательный художник? (А.С. Пушкин) Дубовый листок... жестокою бурей гонимый. ...холодное море. ...свободный смелый дар. ...ревности глухой. ...клеветникам ничтожным. ...насмешливых невежд. И умер он с напрасной жаждой мщенья... (М.Ю. Лермонтов) Худой! Как зайцы зимние, весь бел, и шапка белая... Нос клювом, как у ястреба, усы седые длинные. И разные глаза... А левый — мутный, пасмурный, как оловянный грош! ...не доблестная кровь... (Н.А. Некрасов)

 


План практического занятия №4 по курсу «Риторика».


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.