Краткие сведения об общинах прихода (общины начали формироваться в 2007 году) — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Краткие сведения об общинах прихода (общины начали формироваться в 2007 году)

2021-03-17 71
Краткие сведения об общинах прихода (общины начали формироваться в 2007 году) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О приходской жизни

Иоанновские общины

 

Деятельность православного прихода — это, прежде всего, общая молитва и социальное служение. Каждый прихожанин, в зависимости от профессии, наклонностей, опыта, духовного призвания вносит свою посильную лепту. Именно в православном приходе возможно достичь того, что так трудно достичь в нашем обществе. Здесь необходимы братская любовь, послушание, смирение, милосердие и подлинное народное самоуправление под духовным руководством священника.

Поскольку во главе прихода стоит назначенный епископом священник (настоятель), то активность приходской жизни во многом зависит от его желания и возможностей. Известны приходы, где, например, эффективно лечат наркоманов, борются с пьянством, организуют богадельни, воспитывают «трудных» подростков, ведут широкую паломническую работу и т.д. Все зависит от священника, и если он сумеет организовать прихожан, то налицо и очень серьезные результаты.

Для того чтобы вновь приходящий человек остался в храме и стал прихожанином, ему нужно прежде всего оказать внимание, справиться о его здоровье, семейном положении, о работе, поинтересоваться о том, что его волнует, что привело его в храм, рассказать о жизни прихода. Если этому уделять должное внимание, то при помощи Божией приход будет обязательно возрастать и укрепляться.

Говоря о социальном служении на приходе, необходимо отметить, что существует большая разница в организации приходской жизни в малочисленных и многолюдных приходах. В небольших приходах священник и прихожане, как правило, очень хорошо знают друг друга, знают, кто чем живет, кто в чем нуждается, и легко могут помочь друг другу. Такой приход живет как одна большая семья.

В крупных приходах ситуация намного сложнее. Годами ходя в свой храм, прихожане зачастую ничего не знают друг о друге. И чтобы изменить это положение, по нашему мнению, необходимо искать новые формы организации приходской жизни.

Одну из таких форм нам удалось реализовать в нашем приходе, объединив прихожан по близости их профессий или интересов в мирской жизни. Эти объединения могут иметь разные названия — группы, ячейки, подразделения и т.д. В статье священномученика Серафима (Чичагова) «О возрождении приходской жизни» (1908 г.) мы нашли призыв «сплотиться по приходам в дружные общины». Это название нам пришлось по душе, и было решено наши образования назвать «общинами».

В настоящее время в приходе более тридцати различных по численности (от 2 до 150 человек) общин. Для удобства каждая из них имеет свое краткое название («Гиппократ» — врачебная, «Закон» — юридическая, «Педагог» — педагогическая. См. Приложение). Как правило, каждая община имеет 2-3 взаимозаменяемых руководителя. Общины регулярно собираются для обсуждения своей деятельности, а в конце года каждая община готовит отчет. На отчетных собраниях обычно присутствуют руководители всех общин, чтобы иметь полную информацию о работе прихода.

Внутри больших общин существуют разделения на подгруппы (обычно по 10 человек) со своим руководителем. Это позволяет эффективно и быстро доводить любую общеприходскую и внутриобщинную информацию до каждого члена общины (о поездках, встречах, просьбах о помощи и т.д.).

Чтобы исключить необоснованные обращения прихожан за помощью к тем или иным специалистам, существует твердый порядок, при котором нуждающийся в помощи информирует об этом приходского «диспетчера». Ознакомившись с просьбой, диспетчер обращается к руководителю соответствующей общины, который и рекомендует прихожанину необходимого специалиста. Следует отметить, что такая система никоим образом не должна подменять государственных форм помощи.

Для связи друг с другом и с «диспетчером» у руководителей имеется исчерпывающая информация. Члены общины могут часто общаться друг с другом (отмечать дни Ангела, юбилеи, совершать паломнические поездки и т.д.). Все вместе общины встречаются вне храма на общеприходских праздниках («Праздник Рождества Христова», «Пасхальная радость», «Покров» и т.д.), которые готовят совместными усилиями.

Время показало, что описанная выше организация приходской жизни имеет ряд положительных сторон.

1. Любому прихожанину предоставляется возможность творчески реализовать себя не только на работе, но и в любимом приходе, сочетая служение Богу и людям.

2. Происходит достаточно быстрое и естественное знакомство прихожан друг с другом. С одной стороны — внутри своей общины, а с другой — членов разных общин друг с другом (например, юристы помогают педагогам, автолюбители — сестрам милосердия, те и другие могут нуждаться в помощи врачей и т.д.).

3. Помощью охвачены все возрасты от рождения (община «Жизнь жительствует») до кончины (община «Мемориал») и все события и возможные трудности в жизни прихожанина.

4. Находясь в профессионально ориентированной общине, прихожане могут на работе рассказать о своем храме и тем самым стать миссионерами, т.к. любому человеку впервые легче переступить порог храма с коллегой. Повседневная жизнь это подтверждает — наши общины постоянно пополняются.

5. Внутри общин при такой работе накапливается опыт, энергия и желание послужить Богу и людям за пределами своего прихода. Так, наши некоторые общины по своей инициативе стали помогать Клинике детской гематологии и трансплантологии им. Р. Горбачевой, городской многопрофильной больнице №2, детскому дому № 69, заниматься организацией летних лагерей, заботиться о многодетных семьях, оставшихся без кормильца, принимать из «глубинки» и организовывать пребывание и отдых в Санкт-Петербурге детей из православных семей, оказывать серьезную медицинскую помощь иногородним священникам, недоступную им по месту проживания и т.д.

6. Независимо от своей профессиональной деятельности, каждый прихожанин имеет возможность в приходе выбрать служение по душе, т.к. направлений достаточно.

7. Делает возможным для прихода и значительно облегчает проведение серьезных массовых мероприятий вне храма. Ежегодно мы проводим четыре многолюдных праздника. Самый большой из них «Праздник Рождества Христова», который посещают около 3-х тысяч человек. В 2009 году в честь 180-летия со дня рождения Святого Праведного Иоанна Кронштадтского был организован Праздник – встреча «Прииди и виждь» (www.ioann100.spb.ru), в котором участвовало 1,5 тысячи человек и т.д.

8. У членов общин имеется возможность не только участвовать в жизни прихода, но и учиться организации приходской жизни. Это особенно относится к учащейся иногородней молодежи, которая по окончании учебы разъедется по просторам нашего Отечества и может, уже имея опыт, более эффективно помогать священникам в своих новых приходах.

9. Такое постоянное общение в труде и молитве, естественно, рождает любовь к своему храму (обители) и своему народу. Это помогает прихожанам, особенно молодым, осознавать себя участниками возрождения Отечества, укреплять православную веру, и, конечно, создавать крепкие православные семьи.

10. По нашему мнению, общины, организованные таким образом, несложно создать на любом более или менее многочисленном приходе.

Следует отметить, что в приходе уделяется особое внимание молодежи. Молодые люди и дети объединены (в зависимости от возраста) в подростковые клубы и молодежные движения. На первом месте мы ставим привлечение молодежи к труду, привитие трудовых навыков, ответственность и умение доводить до конца порученное дело. А привлекая ее к уходу за больными, престарелыми и беспомощными, нуждающимися во внимании и заботе, нам хочется научить детей, юношей и девушек сострадательности и милосердию. Взрослая молодежь привлекается также к организации досуга, здорового отдыха и посильного труда детей прихода.

Естественно, основой работы и жизни общин является молитва. Помимо участия в богослужении и таинствах каждая община имеет особое молитвенное правило. Ежедневно по графику общинами читаются 6 канонов и 9 акафистов (с поминовением членов общины). Если кто-то из прихожан нуждается в сугубой молитве (тяжелая болезнь, жизненные испытания и т.д.), то к молитве за него подключаются все общины.

По нашему мнению, одним из итогов работы Межсоборного присутствия могла бы стать организация курсов по обмену опытом приходской работы как внутри епархий, так и более широкого масштаба, на которых приходские священники могли бы делиться опытом своей работы. Вероятно, было бы полезно иметь возможность и публикаций такого опыта.

Если смотреть более широко, зная нужды прихода, хотелось бы видеть в епархиях под патронажем Русской Православной Церкви православный круглогодичный детский лагерь или молодежный образовательный центр, родильный дом, хорошую богадельню (хотя бы для старых одиноких священников и их матушек). И любые другие начинания, которые призваны облегчить жизнь православного человека.

Приложение

Увидеть вокруг себя людей

Когда у человека возникает осмысленное понятие, что все, что Господь тебе дает, — это, действительно, все: Он дает тебе всю Свою жизнь, Он тебе отдает всего Себя, Он все Евангелие делает твоей жизнью, если только ты готов на это решиться, если только ты готов себе это позволить, если ты не испугаешься на этом пути. Но это не означает, что с этого момента жизнь человека стала другой, что он моментально духовно возрос, что с ним что-то такое необыкновенное произошло, и он совсем по-другому смотрит на мир. Ничего подобного. Просто эта первая решимость осмысляет все остальные шаги человека в его церковной жизни. Тогда само богослужение воспринимается человеком таким образом: «Раз Бог служит мне, то как я-то могу Ему служить? Где мое служение Богу? Каким образом я тогда могу Ему на это ответить, Ему послужить?»

И опять мы находим ответ в Евангелии. После того, как Господь умывает ноги Своим ученикам, Он говорит апостолам: «Так и вы поступайте. По тому узнают, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собой». И тогда мы понимаем, что служение Богу — это когда мы наконец-то начинаем вокруг себя видеть людей. Это очень важная вещь. Человеку свойственно ничего, кроме себя, в жизни не видеть и не хотеть этого видеть. Но в Церкви человек понимает, что его служение не может быть выстраиванием в формальные ряды, не может происходить по циркулярным письмам: «Сколько у вас человек занято социальным служением? Сколько у вас в молодежную группу набрано? Какие мероприятия вы провели сегодня по миссионерской деятельности?» Ну, не может такого быть. Так не бывает. Бывает по-другому.

Бывает и молодежное служение, и миссионерская жизнь, но просто они исходят из другого: из этой блаженной тревоги о других, которые рядом с тобой, но которые еще не услышали, не увидели, еще не узнали того, что знаешь ты. Для этого не обязательно становиться в ряды, для этого не надо каких-то серьезных организованностей, они не нужны. Все строится по-другому. Тут и возникает община, как центр этой жизни.

Так вот, община, которая собирается таким образом на богослужение, таким образом вкушает Евхаристию, таким образом понимает слова Христа «все Мое — твое, и все твое — Мое», не может жить иначе, как только отдавая себя другим. Община, собственно говоря, рождается в этом пространстве: когда Евхаристия стоит в центре, когда люди понимают, что они пришли туда, где им служит Бог, что приняв Христа, как крест, и радость, и жизнь, и смерть, и ад, и воскресение, они готовы идти за Христом до конца, и дальше готовы себя раздавать в служении, потому что через это являет себя любовь.

Любовь являет себя через служение. Любовь являет себя через Евхаристию, потому что Евхаристия — это явленная любовь, и мы причащаемся любви настоящей, истинной, вечной. И эта любовь не может быть нами присвоена. Любовь нельзя присвоить. Эта любовь должна в нас расцвести, и жить, и идти дальше, раздавать себя. Любовь всегда себя раздает.

И тогда складывается община. Община складывается из людей, которые собираются на Евхаристию, конечно, через священника, который возглавляет Литургию, который вокруг Чаши собирает людей, который способен людям рассказать, и показать, и явить эту радость раздающей себя любви. И тогда люди будут стремиться потихоньку, понемногу этой любви учиться через общинную жизнь. И тогда община — это уже не кружок по интересам, не «православие и шашки», а община — это человек плюс Бог. Христос плюс человек. Это, собственно, и есть сама Церковь.

Такая община сегодня является, наверное, самым главным, самым важным, к чему мы должны стремиться. Такие общины должны появляться, такие общины должны расцветать, такие общины должны быть. Собственно, Церковь должна быть такой общиной.

Про общину, про ее церковно-богослужебный смысл можно говорить много и долго, тем более, что это очень актуальная тема для современного церковного сообщества. Но при чем здесь гражданское общество? Постараюсь теперь поговорить и об этом.

 

Об авторе

С именем святителя Серафима (Чичагова) связана целая эпоха в жизни Русской Православной Церкви. Митрополит Серафим (Во время написания работы «О возрождении приходской жизни» владыка Серафим находился в сане архиепископа Орловского) происходил из древней дворянской семьи и был потомственным военным. В 1874 году Леонид Михайлович Чичагов — так звали в миру будущего иерарха Русской Православной Церкви — окончил Пажеский корпус и был зачислен на службу в Гвардейскую артиллерийскую бригаду Преображенского полка. В 1877-78 гг. в рядах действующей армии он принял участие в Русско-турецкой войне. За смелость и мужество молодой офицер был награжден многочисленными орденами. Военную карьеру Леонид Михайлович закончил в чине полковника. В 1879 году молодой гвардейский офицер знакомится с праведным кронштадтским протоиереем о. Иоанном Сергиевым. Эта встреча резко меняет его жизнь. Леонид Михайлович оставляет службу в армии, сулившую блестящее светское будущее, и переходит к духовному поприщу. Он принимает в 1893 году сан священника и проходит пастырское служение в Московской Кремлевской церкви Двенадцати Апостолов, а затем в церкви Святителя Николая на Старом Ваганькове. Через три года, в 1896 году, умирает жена Леонида Михайловича, и он принимает монашеский постриг с именем Серафим, будучи причислен к братству Свято-Троице-Сергиевой Лавры. С этого времени вся его жизнь была посвящена выполнению послушаний, налагаемых на монаха, восходящего по ступеням иерархической лестницы. Особое место среди трудов владыки Серафима занимают труды по прославлению блаженного старца о. Серафима Саровского. «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», составленная о. Серафимом (Чичаговым), была преподнесена им императору Николаю II в 1896 году. Этот благодатный труд послужил основой для прославления преподобного Серафима Саровского, состоявшегося в 1903 году. В 1905 году в Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Серафим, ставший к тому времени наместником Спасо-Евфимиевского монастыря, был хиротонисан во епископа Сухумского. Святительское послушание владыки Серафима продолжалось сорок лет и проходило во многих епархиях России: в Москве, Суздале, Новом Иерусалиме, Орле, Кишиневе, Твери и Ленинграде. Главным делом своего служения владыка считал проповедь Слова Божия. От Господа он был щедро наделен талантами писателя, богослова, историка, философа, проповедника и даже художника и музыканта. Во всех этих областях владыка потрудился во славу Божию. В XIX столетии, в результате отхода высших слоев общества от Церкви и вследствие многих нарушений в церковно-каноническом устройстве, ясно обнаружился упадок церковно-приходской жизни. Владыка Серафим с сочувствием и живым интересом принял постановление Святейшего Синода от 18 ноября 1905 года по разработке мер для возрождения Русской Православной Церкви. Свою деятельность в этой области он начал в 1906-1908 гг., находясь во главе Орловской епархии, а продолжил, управляя Кишиневской (1909-1912 гг.) и Тверской (1912-1917 гг.) епархиями. В результате появилось написанное владыкой «Обращение к духовенству Тверской епархии по вопросу о возрождении приходской жизни», в котором очень подробно рассматриваются все стороны жизни прихода и даются практические рекомендации по исправлению имевшихся нестроений. Проверенные владыкой на практике, эти рекомендации, несмотря на почти столетнюю давность, актуальны ив настоящее время. Митрополит Серафим всю свою жизнь боролся за чистоту Православия. Он был участником Всероссийского Поместного собора 1917-1918 гг. Вместе со всей Церковью испил митрополит Серафим и чашу гонений от безбожной власти. 1921-1925 гг. он проводит в тюрьмах и ссылках. Последним местом святительского служения владыки Серафима был Ленинград. На этой кафедре, начиная с 1928 года, он провел пять лет. В 1933 году владыка уходит на покой и живет под Москвой. Последовательная стойкость и принципиальность, всегда отличавшие митрополита Серафима, в условиях советской власти привели его к мученической кончине. Владыку Серафима арестовали и 11 декабря н. ст. 1937 года в Таганской тюрьме г. Москвы расстреляли. (Спустя более полувека, в 1988 году владыка Серафим был реабилитирован.) Таким был славный жизненный путь высокопреосвященного митрополита Серафима (Чичагова), талантливого иерарха, пламенно послужившего Господу и людям, до конца сохранившего верность Церкви и Родине.

(© В.В. Черная-Чичагова. Составление, 1994 г. © А. В. Лобашинский. Оформление, 1994 г.)

 

Возлюбленнейшие о Господе братья — пастыри!

(Настоящее издание представляет собой извлечение из обращения Высокопреосвященного Серафима, архиепископа Тверского и Кашинского, к духовенству епархии по вопросу о возрождении приходской жизни.)

 

Распоряжением Св.Синода ввиду, ниспосланного нашему Отечеству и всему миру величайшего испытания, — небывалой по размеру, упорству и замыслам Германии чудовищной войны — открыты или учреждены во всех приходах, как городских, так и сельских, попечительные советы, которые, заботятся о нуждах семей воинов, братьев своих, ушедших в великую русскую армию для защиты веры, родины и оставшихся дома отцов, матерей и малолетних. За год работы много совершено советами в тех приходах, где причты самоотверженно трудятся, и заслуги приходских советов никогда не будут забыты русским народом и историей. Благодаря этим советам, все население великого русского государства участвует в небывалой от сотворения мира упорнейшей борьбе, требующей чрезвычайного напряжения народных сил. Отчеты, по окончании войны, раскроют всю величественную картину труда, сочувствия и участия православных приходов в этом отечественном испытании. Еще в 1905 году Св. Синод (18 ноября) издал постановление об устроении и возрождении приходской жизни, которое было вызвано требованиями времени и общественным голосом, ввиду переживаемого лихолетия. Св. Синод признал тогда благовременным обратиться к пастырской ревности епископов и священников в надежде, что их усилиями вновь возгорится вера народная и правда Божия вразумит русских людей. Указанный путь не требовал ломки существующей организации приходов и новой реформы, а устанавливал лишь новую форму оживления приходской деятельности с помощью постоянно действующего церковно-приходского совета. Для начала возрождения приходов было совершенно довольно этого постановления Св. Синода, ибо православные приходы имеют канонически правильное и целесообразное устройство и лишь замерла их деятельность. Ныне обстоятельства чудовищной войны быстро развили эту приходскую деятельность и понудили провести реформу в кратчайший срок. Благие результаты налицо, и естественно, что избранные советы не должны более никогда закрытым, а, наоборот, приступить к развитию и утверждению своей деятельности, тем более, что после войны должен быть рассмотрен в законодательных учреждениях новый приходской устав, ожидаемый столько лет и вполне выработанный Св. Синодом. Необходимо подготовиться к воспринятию приходами этого устава, а поэтому теперь же начать вводить положения, на которых основана христианская жизнь в церковных общинах. С этою целию я и решил обратиться к вам, братья — пастыри, с моими указаниями, поручениями и разъяснениями. Но прежде всего я должен на основании моего опыта в Орловской и Кишиневской епархиях вам сказать, что такая серьезная реформа может быть проведена в жизнь только яри условии, что все пастыри предварительно изучат вопрос до мельчайших подробностей, согласятся в своих действиях, станут убежденными сторонниками реформы и их речи и объяснения народу будут исходить из собственного убеждения, а не из одной заученной теории и предположений. Необходимо духовенству в предстоящих собраниях и съездах разобрать приходский вопрос со всех сторон н выяснять себе не только важность его, но и безусловную необходимость. А тогда можно приступить к проповеди и к делу. Что значит возродить приходскую жизнь? Когда говорят, что приходская жизнь исчезла, упала, распалась, приход бездействует, — это значит, что и причт, и прихожане потеряли между собою связь, единение, исчезла христианская жизнь, взаимопомощь, христианское делание. Следовательно, чтобы возродить приходские общины, необходимо улучшить жизнь людей, искоренить дурные обычаи и привычки, утвердить веру, православное исповедание, воскресить любовь, единение и в особенности понятие об обязанностях христиан. Определение Св. Синода от 18 ноября 1905 г. мною было принято с живейшим интересом и сочувствием. Я видел в этом распоряжении давно ожидаемое мероприятие первейшей важности, единственное надежное средство к возрождению в приходах благочестия и нравственности. По моему убеждению, необходимо было все реформы начать с возрождения приходов, ибо, пока народная и общественная нравственность не улучшится и жизнь наша не будет согласована с верою, никакие свободы, новые узаконения и реформы не приведут к ожидаемому результату и благополучию. Без улучшения нравственности не могут кончиться испытания, ниспосланные Господом, и не начнется возрождение духовное. Духовное же возрождение России возможно только тем путем, каким совершилось ее духовное рождение. А именно: необходимо вернуться к церковно-общественной жизни древнерусского прихода, чтобы приходская община единодушно занималась не только просвещением, благотворительностью, миссионерством, но и нравственностью своих сочленов, восстановлением прав старших над младшими, родителей над детьми, воспитанием и руководством молодого поколения, утверждением христианских и православных установлений. Многие, сомневаясь в пользе учреждения приходских советов, однако за столько лет не придумали никакой другой меры и ничего лучшего не предложили. А беда росла, вера падала, народ и юношество гибли! На наших глазах совершались невероятные события (невероятные по христианским понятиям!), и сколько раз за это время мы задавались вопросом, вдумываясь в газетные известия и в дикие проявления современной безнравственности: как это изменить, что делать? Ответ ясен: иного средства и пути нет, как возрождение духовное, которое возможно лишь в приходе и в школах. Этой целию должны задаться все русские люди, без различия положения, состояния, профессии, развития, и сплотиться по приходам в дружные общины. Государство наше было в опасности со всех сторон, а в особенности со стороны веры, и следовало, отбросив всякие различия и положения, всем задаться одною целью объединения под сению храмов на главной основе народной — православной вере. Равнодушие, отсутствие ревности по вере — вот что более всего страшит! Беда, если не прозревают будущего, не отдают себе должного отчета в происходящем и мало интересуются упадком религии, как будто это не опасно! Поэтому как в 1905 году, так и теперь я настаиваю, что единственное средство к вразумению, это возрождение приходской жизни. Оно необходимо, неотложно! а) Необходимо прежде всего в религиозном отношении для утверждения веры, для возрождения духа, любви в людях, взаимопомощи, патриотизма, для восстановления влияния Церкви на жизнь каждого прихожанина. б) Необходимо для воспитания и руководства молодого поколения, для поднятия нравственности, для борьбы пастыря с современными нестроениями и совращениями соединенными силами прихода. Одному священнику в приходе немыслимо справиться со всеми делами и удовлетворить духовные нужды прихожан; он постоянно занят то учительством в школе, то письмоводством, то требами, то отпиской по начальству, то исполняет различные поручения; времени для пастырского дела у него остается немного, и он не может знать всех нужд прихода и вовремя прийти на помощь, если прихожане не будут ему помогать. Борьба же пастыря с современными нестроениями и безнравственностью также немыслима, если он не призовет к себе на помощь членов приходского совета и вообще всех объединившихся между собой прихожан. Без сомнения, приходская деятельность потому и замерла, что священники были одиноки в своей работе и не привлекали к общему делу своих прихожан. в) Необходимо для восстановления семьи, семейной жизни, повиновения детей родителям, для противодействия разделам и разводам, которых стало такое множество. Это — новое бедствие в народе! г) Необходимо в государственном отношении, потому что если приходы не в порядке, то и все государство не в порядке. д) Необходимо в национальном отношении, так как единение может быть основано только на вере и произойти под сению храмов. е) Необходимо ввиду дарования в России свободы вероисповеданиям, а также расколу и сектантству. Без единения православных в настоящее время невозможны защита и охранение православия! Без помощи прихода пастыри не могут теперь бороться с инославием и многочисленными сектами, враждебно относящимися к Православной Церкви. Миссионерский вопрос стал теперь одним из самых важных после манифеста 17 апреля «О свободе в России всех вероисповеданий». Законоположения, которые предстоит выработать Гос. Думе и Гос. Совету на основании объявленной «свободы совести», имеют для Церкви и Отечества величайшее значение. И мне думается, что если бы господа члены знали об организациях и средствах католической и протестантской миссии, то они, несомненно, иначе отнеслись бы к решению вероисповедных вопросов. Скажу кратко: католическая миссия обладает 27-ю специальными миссионерскими семинариями и содержит 7 университетов при многомиллионном капитале и нескольких десятках тысяч миссионеров. Протестантская миссия имеет еще больше семинарий, миссионеров и капитала. А мы обладаем только двумя миссионерскими школами, из которых одна принимает в год лишь по 16-ти воспитанников. И при таких силах мы сами по своей доброй воле открываем этим боевым, богатым, сильным и враждебным миссиям свободный путь и доступ в наши города, села и деревни, не желая больше ни защищать, ни предостерегать добродушный и неразвитый свой народ от совращения, душегубства, и основу нашего могущества — Православие — предаем поруганию и ниспровержению. Чем и как мы будем бороться? Если бы и нашлись средства для учреждения в России миссионерских семинарий, то уже немыслимо вовремя поспеть с обучением миссионеров. Недаром католики пророчествуют, что через 20 лет вся Россия будет католической! Следовательно, единственное средство борьбы — противопоставить натиску инословных миссий наши приходы, сплотив их в дружные общины, чтобы мы все поддерживали слабых, малодушных и не допускали до совращения. ж) Необходимо для организации самих приходов, выбора уполномоченных членов совета, разделения труда пастыря с прихожанами. Пока не будет восстановлен приход, нельзя приступить к созыву церковного Собора и управлению Церковью на соборных началах. Как нам выбирать мирян для участия в Соборе, если приходы не организуются? Неужели назначать только церковных старост или избранных для проверки денежного отчета?

Основные понятия и положения о приходе

Православным приходом именуется союз православных христиан, составляющий часть паствы местного епископа и чрез сие принадлежащий к единой святой Соборной и Апостольской Церкви, находящийся в известной местности, объединенный в общину при своем храме и врученный епископом ближайшему пастырскому руководству одного или нескольких священников для достижения членами оного вечного спасения посредством общей молитвы, благодатных Таинств, церковного назидания и дел христианского благотворения. Все лица, входящие в состав прихода и именуемые прихожанами, а также члены их семейств, вносятся приходским причтом в особые приходские списки с показанием фамилии, имени, отчества, звания и рода занятий каждого, времени его рождения и крещения, бытия у исповеди и святого причастия и вступления в брак, времени смерти, времени переселения в приход или из прихода и места, откуда кто водворился и куда выселился, а также сведений о том, кто какие проходил должности приходские и чем содействовал благосостоянию прихода. Форма этих списков утверждается высшею церковною властью, а самые списки выдаются на 5 лет от епархиального начальства или от тех учреждений и лиц, которым это поручено будет. Приходские списки однажды в год свидетельствуются благочинным или его помощником. Законченные приходские списки сдаются в церковный архив для хранения. В случае переселения кого-либо из одного прихода на постоянное жительство в другой, переселяющиеся лица могут испрашивать от настоятеля прежнего прихода переходное свидетельство на переселение с прописанием в нем всех сведений, имеющихся в приходских списках. Православные лица, проживающие в пределах какого-либо прихода и числящиеся в списках его прихожан, могут одновременно, по своему желанию, быть приписанными к составу другого прихода, если на сие последует согласие приходского собрания этого прихода. Таковое причисление не освобождает этих лиц от связи с их приходским храмом и приходскими учреждениями. Участие прихожан в управлении приходскими делами осуществляется чрез приходское собрание и приходской совет. Приходское собрание составляют все лица, платящие приходские сборы, а также и другие прихожане, коих приходское собрание признает полезным пригласить к участию в своих занятиях. Церковный староста есть непременный член приходского собрания. Не имеют права участия в приходских собраниях: 1) не достигшие гражданского совершеннолетия; 2) не исполняющие христианского долга исповеди и святого причастия по крайней мере в течение трех лет сряду; 3) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного через обман имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы; 4) отрешенные по судебным приговорам от должности в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью; 5) состояние под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в п. 3 сей статьи или влекущих за собою отрешение от должности; 6) лишенные права участия в приходском собрании по постановлению оного; 7) лица, состоящие под епитимиею, наложенной по церковному суду. Приходское собрание может лишить права участия в своих заседаниях и права быть избранными на какие-либо приходские должности лиц, неоднократно нарушавших своими поступками благочиние в приходских собраниях, а также постоянно уклоняющихся от взноса общеприходских сборов, устанавливаемых согласно сим правилам. Приходские собрания происходят в существующих в местности удобных для сего помещениях. При отсутствии таких помещений они в исключительных случаях с разрешения каждый раз местного архиерея могут быть созываемы в храме, в свободное от богослужения время. Приходское собрание созывается по постановлениям приходского совета не менее двух раз в год — в начале гражданского года и осенью. В случаях нужды может быть созываемо чрезвычайное приходское собрание или по распоряжению епархиальной власти, или по постановлению приходского совета, основанному на заявлении приходского священника, либо на ходатайстве прихожан (не менее 15 лиц из числа имеющих право участвовать в собрании). Объявление о созыве приходского собрания делается настоятелем в церкви после богослужения в три предшествующие собранию воскресные дня, а также вывешивается на церковных дверях; кроме того, в потребных случаях доводятся до сведения прихожан иными какими-либо способами, указанными приходским собранием. По делам, не терпящим отлагательства, приходское собрание может быть созвано и в семидневный срок, но на таком собрании не могут быть постановляемы решения о каких-либо общеприходских денежных сборах. В объявлении о созыве приходского собрания точно обозначаются время и место собрания и предметы, подлежащие обсуждению. Дело, не обозначенное в объявлении о созыве, не может быть решаемо на собрании. В случае возбуждения какого-либо нового вопроса на самом собрании, последний может быть предметом обсуждения, но окончательному решению он подлежит на следующем приходском собрании. Приходское собрание считается состоявшимся, если присутствует председатель и явилась хотя бы одна десятая часть (в сельских приходах) или одна двадцатая часть (в городских приходах) из имеющих право участвовать в собрании прихожан. Для действительности решения о выборах в члены приходского совета, об установлении сборов на нужды прихода и по другим денежным вопросам, касающимся прихода, о приобретении и отчуждении приходского недвижимого имущества, о возбуждении судебного дела, касающегося прихода, достаточно присутствие половины общего числа прихожан, фактически проживающих в приходе. Если собрание не состоится по неприбытию указанного числа прихожан, то оно созывается вновь через неделю и считается состоявшимся при всяком количестве собравшихся. На приходском собрании председательствует священник настоятель; в случае его болезни или отсутствия, а также если подлежащее обсуждению дело касается его личных выгод или интересов, председательствует другой священник, по назначению благочинного. Если епархиальное начальство признает необходимым участие благочинного в приходском собрании, то он и председательствует в собрании. Предметами обсуждения приходских собраний служат: а) сооружение, ремонт и содержание в надлежащем благолепии храма и других церковных зданий; б) приобретение ризницы, церковной утвари, богослужебных книг и других принадлежностей храма и богослужения; в) устройство домов для церковного причта и ремонт их; улучшение содержания причту; г) оказание пособий по страхованию церковных и причтовых зданий; д) содержание собственных приходских благотворительных и просветительных учреждений; е) избрание церковного старосты согласно действующей инструкции церковным старостам, членов приходского совета и лиц для заведывания учреждениями прихода и его имуществом; ж) вопросы, касающиеся религиозно-нравственной жизни прихода (об учреждении в приходе миссионерских, просветительных и благотворительных братств, кружков и союзов, а также обществ трезвости, хоругвеносцев, певческих хоров, об устройстве школ и вспоможении им, об учреждении стипендий в духовно-учебных заведениях для окончивших учение в начальных школах прихода); з) содействие к охранению приходского храма и его имущества от посягательств со стороны злонамеренных людей; содержание в порядке приходского кладбища; и) приобретение и отчуждение приходского имущества; принятие пожертвований в пользу прихода; к) изыскание средств на нужды прихода посредством сборов, подписки и другими способами, допускаемыми духовною властью; л) в случае недостатка приходских средств — ходатайство перед епархиальным начальством об оказании пособия из церковных сумм на благоукрашение приходского храма и нужды приходских учреждений; м) оказание пособий на общие епархиальные нужды; н) рассмотрение годичного отчета приходского совета о приходе и расходе приходских сумм и о других предметах; о) <


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.