Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2021-03-17 | 89 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
4.10.1.5. СЛЕДЫ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
На местах дорожно-транспортных и других происшествий можно обнаружить следы горюче-смазочных материалов, которые произошли от разыскиваемого автотранспортного средства. Этот вид следов также эффективно используют при расследовании; в результате их изучения можно получить информацию о виде ГСМ, сузить круг поиска автотранспортных средств, добыть дополнительные данные, которые можно использовать в процессе доказывания.
Следы ГСМ, как правило, обнаруживаются при осмотре участка дороги, где непосредственно произошло ДТП. Они могут быть
выявлены и при осмотре трупа, одежды и обуви потерпевшего. Особенно часто следы горючего, моторного и осевых масел остаются при переезде потерпевшего транспортным средством. Если установлено место стоянки автомобиля, то можно обнаружить потеки моторного масла.
Поиск следов ГСМ на месте происшествия рекомендуется проводить с помощью источника ультрафиолетовых лучей, так как большинство марок горючего и масел люминесцирует в УФ-лучах. Кроме того, этим способом можно сразу производить предварительное исследование обнаруженных ГСМ по характеру люминесценции с использованием' таблицы люминесцентного свечения /табл. 14).
Способ изъятия горюче-смазочного материала в. качестве объ-
екта для исследования зависит от его количества. Если ГСМ достаточно много, бензин, дизельное топливо или масло нужно поместить в стеклянную пробирку с герметической пробкой. При малых количествах вещество изымают на ватный или марлевый тампон и также герметически упаковывают в стеклянную посуду. Следы ГСМ на грунте изымаются вместе с частицами грунта, пятна ГСМ на одежде по возможности вырезаются, небольшие объекты, пропитанные ГСМ, изымаются полностью. Все объекты со следами ГСМ должны быть герметически упакованы в стеклянную посуду и в кратчайший срок направлены на исследование, так как с веществом происходят необратимые изменения, которые могут исказить результаты экспертизы или сделать невозможным ее проведение.
|
4.10.1.6. СЛЕДЫ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
В процессе осмотра места ДТП, при котором потерпевшим были причинены телесные повреждения либо погибли участники дорожного движения или иные лица, могут быть обнаружены следы крови, частицы кожи, мышечной ткани, мозга, волос и других объектов биологического происхождения. Эти следы подлежат выявлению, фиксации и изъятию в целях:
— установления механизма травмирования потерпевшего;
— реконструкции механизма дорожно-транспортного происшествия;
— установления причастности водителя и транспортного средства к событию ДТП.
Объектами — носителями данных следов могут быть любые элементы материальной обстановки места происшествия (проезжая часть, транспортное средство, труп потерпевшего и др.).
Следы крови обычно легко обнаруживаются на участке дороги, т-я" произошло происшествие. При наездах на пешеходов они, как правило, концентрируются на проезжей части. В подавляющем большинстве случаев такие следы позволяют определить место падения потерпевшего на проезжую часть, расположение его тела. Кроме того, по расположению следов крови можно определить место наезда: оно, как правило, находится перед местом падения потерпевшего на дорогу. При наездах следы крови редко остаются на транспортных средствах, так как их контакт с потерпевшим длится доли секунды. Исключение составляют случаи, когда травмирующей поверхностью является острая деталь либо остекление транспортного средства (арматура багажника, лобовое стекло
396
и др.). Поэтому при осмотре трупа необходимо исходя из повреждений сделать предположение о возможном наличии или отсутствии крови на деталях скрывшегося транспортного средства.
|
При переезде тела потерпевшего на транспортном средстве остаются следы крови и другие объекты биологического происхождения (эпидермис, мышечная ткань, частицы внутренних органов, головного мозга, волосы).
При изъятии следов крови и других биологических объектов рекомендуется:
— изымать след вместе с предметом-следоносителем;
— если прямое изъятие или соскоб невозможны — изымать следы на тампон из увлажненной гигроскопической ваты или чистой марли (в этих случаях обязательно подсушивание тампонов);
— соблюдать особую осторожность при изъятии волос, помещая их в бумажную упаковку.
4.10.1.7. ОБЪЕКТЫ, ОТДЕЛИВШИЕСЯ
ОТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
В процессе дорожно-транспортного происшествия транспортное средство получает, как правило, достаточно сильное сотрясение, происходит повреждение его деталей. При этом от него могут отделиться различные объекты, которые содержат в себе ценную розыскную и доказательственную информацию.
Наиболее часто при ударе из-под ходовой части транспортного средства осыпается грунт, который может иметь большое значение. Установлено, что загрязнения на днище автомобиля, как правило, откладываются равномерно и в различных условиях и поэтому представляют собой весьма характерные объекты, обладающие такой степенью индивидуальности, которая может иметь криминалистическое значение в случае переноса части этих загрязнений (в результате ДТП) на одежду и тело потерпевшего, дорогу, окружающие предметы. Такие почвенные объекты могут быть носителями идентификационных признаков транспортного средства либо способствовать установлению факта его нахождения в определенном месте. -
Грунт при ДТП может осыпаться не только с днища, рессор и других деталей, но и с колес автомобиля. В отделившихся загрязнениях кроме почвенных объектов могут находиться объекты растительного происхождения, а также другие вещества и объекты. При обнаружении на месте происшествия осыпавшегося грунта и других загрязнений эти частицы необходимо изъять, надлежащим
397
образом их упаковав. Особое внимание при этом следует уделить обеспечению их сохранности и не допустить разрушения кусочков, целиком отделившихся от днища кузова.
|
С грузового транспортного средства при ДТП может отделиться также часть перевозимого груза. Такие объекты, естественно, тоже несут в себе информацию о скрывшемся транспорте и должны быть соответствующим образом зафиксированы.
В результате дорожно-транспортного происшествия, сопровождавшегося столкновением или наездом, может произойти повреждение деталей транспортного средства и отделение от них некоторых частей. Кроме обнаружения на месте происшествия осколков разрушенных светосигнальных устройств и остекления иногда могут быть найдены обломки облицовочной решетки радиатора, декоративных пластмассовых накладок бампера, - части молдинга,. зеркала, колпаки колес, части конструкции, которые защищают фары, и т. д. Все эти объекты также подлежат обязательному изъятию.
4.10.1.8. СЛЕДЫ НА ТРУПЕ И ОДЕЖДЕ ПОТЕРПЕВШЕГО
Центральным узлом места ДТП, при котором совершен наезд и транспортное средство скрылось, является труп потерпевшего. Его осмотр следует проводить самым тщательным образом,, так как при этом можно получить большое количество розыскной и доказательственной информации.
Начинать надо с изучения одежды пострадавшего. Если он направлен в больницу, необходимо принять меры к сохранению и изъятию одежды.
Осмотр одежды на месте происшествия является предварительным и выполняет задачу обнаружения следов и признаков, которые необходимо немедленно использовать для розыска автотранспортного средства, а также с целью фиксации некоторых следок и предотвращения их утраты и уничтожения.
Осмотр" одежды производится при хорошем освещении, с применением оптических увеличительных приборов. Прежде всего внимание уделяют выявлению следов колес. Это могут быть следы наслоения, образованные протектором шины, но следует иметь в виду, что следы колес на одежде потерпевшего образуются, как правило, от плеч и боковых стенок шин. При этом могут отобразиться рисунок боковины шины, грунтозацепы, маркировочные и технологические обозначения, торговые марки заводов. Иногда след плохо различим на внешней поверхности одежды, контактирующей:
|
398
с шиной, но четко виден с внутренней ее стороны. Поэтому осматривать одежду надо как с наружной, так и с изнаночной стороны. Аналогично одежду изучают с целью выявления следов выступающих частей транспортного средства, уделяя внимание поврежденным участкам.
Выявляются кусочки стекла и пластмассы от разрушенных светосигнальных приборов, частицы лакокрасочного покрытия, кусочки древесины и другие объекты и микрочастицы. Особое внимание следует обращать на места разрыва тканей, где наиболее вероятно нахождение указанных объектов.
На одежде также обнаруживаются частицы загрязнений, осыпавшихся с транспортного средства, пятна ГСМ, частицы выпавшего сыпучего груза и другие объекты.
После фиксации и изъятия объектов, которые могут быть утеряны при транспортировке, одежду тщательно и осторожно упаковывают. При этом производят как можно меньше резких движений, чтобы не утратить микрочастицы. Каждый предмет одежды упаковывается в отдельности, наружной стороной вовнутрь.
После осмотра отдежды потерпевшего изучают его обувь, и прежде всего подошву, на которой могут отобразиться признаки, характеризующие положение потерпевшего при наезде и позволящие выяснить механизм травмы. При скольжении тела после удара, нанесенного транспортным средством, или волочении его по дорожному покрытию на обуви пострадавшего довольно часто образуются следы в виде множественных параллельных бороздок. Важно зафиксировать направление таких следов относительно оси подошвы, их выраженность, форму (дуговая, прямая), локализацию (по всей поверхности, на носочной части, каблуке и т. д.), наличие частиц грунта. Целесообразно провести предварительное исследование имеющихся на подошве частиц с материалом дорожного покрытия на участке ДТП. Направление следов скольжения на подошве прямо противоположно направлению удара.
Детальный осмотр трупа потерпевшего производится в морге, но, учитывая важность информации о скрывшемся транспортном средстве, которая может содержаться в "следах, оставшихся на трупе, необходимо произвести его исследование на месте происшествия. При этом основное внимание уделяют изучению повреждений и всех имеющихся следов.
Повреждения на трупе наиболее часто образуются в результате травмы от столкновения человека с движущимся автомобилем (удар автомобилем). Основным механизмом образования телесных повреждений при этом виде травм являются удар частями машины и сотрясение тела пропорционально силе удара.
399
Первичный удар частями передней поверхности легкового автомобиля с традиционной компоновкой кузова (бампером, облицовкой радиатора, фарой, передним краем капота, крылом) наносится на уровне голеней, бедер, таза, после чего пострадавший падает на наезжающую машину и получает повреждения головы, груди от вторичного удара о капот, стекло и другие части кузова, а затем — на дорогу, обычно ударяясь головой о дорожное покрытие. Первичный удар грузовым автомобилем, особенно с вагонной компоновкой кузова, а также автобусом и троллейбусом наносится чаще всего по груди и голове (т. е. намного выше центра тяжести), после чего пострадавший сразу падает и ударяется о покрытие дороги.
|
От удара бампером легкового автомобиля возникают бампер-повреждения голени: ссадины, кровоподтеки, переломы, нередко располагающиеся на обеих конечностях (на одной высоте). Повреждения от удара фарой локализуются в тазобедренной области и имеют вид кровоподтеков округлой или дугообразной формы, соответствующей следообразующему объекту. Обширные кровоподтеки в этой же области тела возникают от удара передним краем капота или крылом автомобиля.
Удар бампером грузовой автомашины средней грузоподъемности причиняет бампер-повреждения бедер. В месте удара, как правило, образуются кровоподтек и перелом бедренной кости. Удар грузовой автомашиной с вагонным типом кузова, автобусом или троллейбусом нередко локализуется в области груди и головы. На голове образуются дырчатые, вдавленные, оскольчатые переломы черепа. Удар по груди ведет обычно к односторонним переломам ребер.
Отбрасывание тела, падение и скольжение его по покрытикудо-роги приводят к повреждениям головы и конечностей в виде ссадин и ушибленных ран, а также следов скольжения.
На теле потерпевшего может образоваться травма от переезда' колесами автомобиля, что обычно сочетается с предшествующим ударом по телу пешехода или выпадением пассажира из движущейся машины. Как правило, переезды совершаются грузовыми автомобилями, так как диаметр колес и дорожный просвет у этих машин намного больше, чем у легковых.
Специфическими для переезда повреждениями являются следы протектора шины на теле. Позитивные следы обычно имеют вид грязевых наложений или ссадин. Негативные следы, как празило, представляются в виде кровоподтеков и образуются вследствие кровоизлияний в местах, соответствующих углублениям прогекто-ра. Часто колесо соприкасается с телом пострадавшего своей боко-
400
вой поверхностью. При этом могут остаться следы боковой части шины, иногда с отображением маркировочных обозначений.
Осмотр трупа целесообразно проводить с участием судебно-медицинского эксперта и специалиста криминалистического подразделения. После точной фиксации его положения по отношению к частям дороги, окружающим предметам и следам и после осмотра одежды изучаются повреждения на трупе. Очень важно правильно определить повреждения, возникшие при первом ударе, и измерить расстояние от верхнего и нижнего краев повреждения до подошв обуви. Тщательно изучают и фиксируют форму этих повреждений и их размеры. При обнаружении на теле следов от высту-лающих частей транспортного средства или шины производят их фиксацию путем описания в протоколе, фотосъемки и составления схематической зарисовки. При изучении ссадин и ран обращают внимание на наличие внедрившихся инородных частиц краски, стекла, металла, дерева и др., которые при необходимости отделяются, упаковываются и изымаются.
Дальнейшее обнаружение и изучение следов автотранспортного средства на трупе производятся в морге, а также непосредственно после вскрытия. Установлено, что возникающее в процессе судебно-медицинского исследования трупов лиц, погибших при дорожно-транспортных происшествиях, значительное обескровливание приводит к более четкому контурированию всех кровоподтеков. При этом часто следы выступающих частей транспортного средства или протектора шин, невидимые на фоне трупных пятен, становятся заметными, достаточно отчетливыми и пригодными для дальнейшего использования. Следы транспорта на трупе фиксируются путем фотосъемки, по возможности на цветную пленку.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!