Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2021-03-17 | 135 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
При"расследовании целого ряда преступлений возникает необходимость установить автотранспортное средство, побывавшее на месте происшествия. Прежде всего это необходимо для раскрытия дорожно-транспортных происшествий, с мест которых водители скрылись, а также иных преступлений, связанных с использованием автомототранспортного средства. Часто решение этих вопросов имеет большое значение при расследовании убийств (например, если труп вывозился на автомашине), крупных краж, разбойных нападений, изнасилований и т. д. Поиски следов автотранспорта должны быть организованы во всех случаях, когда характер совершенного преступления или обстановка на месте происшествия дают основание предполагать, что преступники использовали транспортное средство. На это, в частности, может указывать большое количество похищенных ценностей, которые нельзя унести в руках, применение громоздкого оборудования для взлома (аппаратура термической резки), наличие свидетельских показаний
•и т. д.
Одним из важнейших источников информации об автотранспортном средстве являются следы, оставленные на месте происшествия. Под следами транспортных средств в широком смысле понимаются:
— следы, отображающие внешнее строение отдельных частей транспортного средства (например, следы шин, выступающих час-
•тей);
— части, составляющие с транспортным средством единое це-.лое и отделившиеся от него (например, осколки фарного рассей-вателя, кусочки краски);
— вещества, используемые при эксплуатации транспортных средств (например, смазочные материалы, тормозная жидкость);
379
— вещества, связанные с эксплуатацией транспорта: почвенные и иные загрязнения, части перевозимого груза;
|
— следы, отображающие техническое состояние некоторых механизмов и агрегатов.
Криминалистическое значение следов транспортных средств определяется данными, которые могут быть установлены в результате их осмотра и экспертного исследования. По этим следам, в. частности, можно установить:
— групповую принадлежность транспортного средства (его вид,, марку, модель);
— тождество транспортного средства или отдельной его части, (например, шины);
— какие повреждения возникли на транспортном средстве в. результате происшествия (например, разрушение фарного рассеи-ватедя);
— наличие неисправностей некоторых механизмов (так, по следам торможения можно сделать вывод о неодновременном действии колесных тормозов);
— отдельные обстоятельства происшествия (например, направление движения транспортного средства).
Изучение следов на месте происшествия и дальнейшее их исследование иногда помогают установить и другие факты, например вид перевозившегося груза, какие вещества могли попасть на транспортное средство с места происшествия и т. д.
4.10.1. ВИДЫ СЛЕДОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
4.10.1.1. СЛЕДЫ КОЛЕС х.
Чаще всего на местах происшествий обнаруживают следы колес (шин) транспортных средств, которые содержат важную розыскную и доказательственную информацию.
Различают объемные и поверхностные следы колес.
Объемные следы образуются на мягком грунте, снегу и других аналогичных поверхностях вследствие их деформации. В сравнительно глубоких следах отображается не только беговая дорожка шины, но и ее боковина. Чтобы правильно определить ширину беговой дорожки шины, измерение нужно производить по дну следа.
Поверхностные следы образуются на твердом дорожном покрытии или на предметах, которые переехало колесо. Они, в свою очередь, делятся на следы наслоения и отслоения. Поверхностные следы наслоения могут быть позитивными, если они образованы
|
380
частицами, находившимися на выступах протектора, или негативными — когда на дорожное покрытие наслоились частицы, находившиеся в углублениях протектора. Следы отслоения образуются, •если выступы протектора соприкасаются с дорожным покрытием, снимают с него часть пыли, снега или другие вещества и таким образом воспроизводится рисунок протектора.
В зависимости от состояния колес в момент следообразования различают следы качения и следы скольжения. Следы скольжения образуются при полной блокировке колес в процессе торможения или их пробуксовке, а следы качения — при обычном движении.
С учетом того, движется транспортное средство или находится в состоянии покоя, выделяют две группы следов: следы, образовавшиеся во время стоянки (остановки) транспортного средства, и следы, возникшие в процессе его движения.
Информационная ценность названных групп следов различна. На стоянке могут быть обнаружены следы всех колес; они отличаются от следов, возникших при движении: объемные — более глубокие; поверхностные, окрашенные — интенсивнее по степени отложения следообразующего вещества. Следы первой группы содержат больше информации о ходовой части, чем те, которые образуются при движении. По ним можно определить количество осей, установить количество колес на средних осях.
Следы второй группы образуются при прямолинейном и криволинейном движении (при повороте и развороте). При криволинейном движении следы передних колес, как правило, сохраняются, что позволяет выявить признаки всех шин и установить обе колеи. По следам разворота с применением заднего хода можно определить базу транспортного средства.
Следы шин являются источником информации о признаках транспортных средств, среди которых выделяются две основные группы:
— технические характеристики транспортного средства и его шин, а также другие признаки, на основании которых устанавливается групповая принадлежность этих объектов;
— признаки, которые индивидуализируют шины и могут быть использованы для идентификации.
Признаки, позволяющие идентифицировать конкретную шину, возникают в процессе производства, эксплуатации и ремонта шин. Они представляют собой различные повреждения и дефекты на беговой дорожке шины, в частности трещины и выкрошенности резины на выступающих элементах рисунка протектора; участки без эельефного' рисунка, образовавшиеся в результате отслоения или износа резины; заплаты, дефекты производства и др.
|
381
Чтобы определить тип и модель автомототранспортного средства по следам колес, необходимо установить: количество колес; модель шин; колею передних и задних колес; базу.
Для определения модели шины достаточно знать рисунок протектора и ширину ее беговой дорожки. Полезно также иметь дополнительную информацию о. размерах основных элементов рисунка протектора.
Ширина беговой дорожки шины определяется путем измерения ширины следа. Чтобы результаты измерения наиболее точно соответствовали ширине беговой дорожки, выбирается участок следа, где последняя полностью отобразилась. Измерения проводятся по перпендикуляру к продольной оси следа. В объемном следе границами отображения беговой дорожки являются следы вертикальных стенок шины. В поверхностных следах границами дорожки являются крайние точки отобразившихся элементов рисунка протектора. При этом для установления полноты отображения беговой части шины обращают внимание на симметричность отображения рисунка протектора, количество и размеры отобразившихся элементов.
Симметричность рисунка протектора означает, что на каждой половине беговой дорожки расположено равное количество составляющих элементов ', аналогичных по форме и размерам. Поэтому при изучении следа необходимо определять,количество отобразившихся в нем продольных рядов выступов и канавок рисунка протектора и исходя из этого судить о полноте следа. Следует учитывать, что вдоль боковых границ протектора шин большинства моделей с универсальным рисунком расположены изолированные выступы. Наличие отпечатков этих выступов по краям следа свидетельствует о том, что ширина беговой дорожки шины отобразилась в следе полностью.
О полноте следа в определенной степени можно судить по его ширине, учитывая при этом, что ширина беговой дорожки шин для легковых автомобилей и легких грузовиков колеблется от 92 до 160 мм, а для грузовых автомобилей — от 140 до 590 мм.
|
При осмотре места происшествия необходимо также устанавливать, достаточно ли было вещества для окрашивания беговой дорожки по всей ее ширине, в частности, образовался ли след после переезда большой лужи или небольшого масляного пятна. Для определения полноты отображения беговой дорожки надо учитывать и величину следовоспринимающего объекта (например, рука-
1 Некоторые современные модели шин имеют переменный шаг рисунка, улучшает сцепление с дорогой и снижает износ протектора.
ва одежды пострадавшего), и положение следа на нем (в средней части или у края объекта).
Если в следе качения устанавливается чередующееся отображение какой-либо индивидуальной особенности (повреждение шины, след камня и т. д.), то необходимо определить наружный диаметр колес с шиной. Для этого измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины определяется по формуле
длина окрз^жности шины
; при вычислениях следует учесть
возможные отклонения от истинного размера, обусловленные изменением давления в шинах, степенью загрузки транспортного' средства, характером дорожного покрытия.
Кроме рассмотренных технических характеристик шины могут иметь и другие признаки, в частности сдвиг элементов рисунка протектора, шины противоскольжения, степень изношенности рисунка протектора, наличие веществ, унесенных с места происшествия, броские дефекты беговой дорожки.
Сдвиг (смещение) элементов рисунка — это несовпадение их на двух частях протектора, которые разделены продольной срединной линией. На наличие шипов указывают вмятины (кружки) в следе качения или полосы (царапины) в следе скольжения. Степень изношенности шин оценивают по наличию или отсутствию-в следах отображений выпрессовок' и всех границ выступов, расположенных в средней части беговой дорожки.
В объемных следах степень изношенности определяется по глубине отобразившихся элементов рисунка протектора.
По следам шин можно судить о таком временном, но весьма существенном признаке, как наличие веществ, унесенных с места-происшествия. Ими могут быть частицы крови, мозгового вещества, древесины, цементного оградительного столбика и других объектов, с которыми контактировала шина.
Все эти признаки можно обнаружить при осмотре следов и использовать для розыска транспортного средства, поскольку они позволяют выделить более узкую группу шин определенной модели.
Для установления модели автотранспортного средства важное значение имеет правильное определение колеи.
|
Колея автотранспортного средства — это расстояние между
1 Выпрессовки— это круглые выступы диаметром до 2 мм или тонкие полосы (“гребешки”), которые образуются в результате выдавливания резины из прессформы.
383;
средними линиями беговых дорожек шин одинарных колес или между средними линиями спаренных колес.
При изучении на месте происшествия следов колес этот признак ходовой части транспортного средства достаточно часто поддается точному определению; из всех" рассматриваемых признаков он имеет наибольшее информативное значение для розыска конкретной модели автотранспортного средства. Однако любые неточности при проведении измерений, неумение это делать могут
Рис. 46. Определение колеи транспортного средства:
АБ — колеса; ВГ — ширина следа колеса; К — колея,
измеренная по следам двухскатных колес
*
привести к тому, что вся поисковая работа будет направлена по ложному пути, что на практике иногда и происходит.
Для правильного определения колеи замеряют одно из следующих расстояний:
— между соответствующими средними линиями следов;
— между одноименными (левыми или правыми) боковыми гранями следов беговых дорожек шин одинарных колес;
— между средними линиями отпечатков беговых дорожек шин спаренных колес (рис. 46).
Измерение расстояния между средними линиями беговых дорожек одинарных следов, как правило, не является точным, и оно производится лишь при наличии в рисунке протектора выраженной срединной линии. В остальных случаях измерения надо производить по одноименным элементам или односторонн'им боковым граням беговых дорожек шин.
Ввиду того, что при движении автомобиля колея передних колес перекрывается следами задних колес, для ее измерения выбирают участок криволинейного движения на повороте или месте
Рис. 47. Определение базы и колеи автомобиля по следам разворота с применением заднего хода: Лп — колея передних колес; Лз — колея задних колес;
Б — база автомобиля
разворота с применением заднего хода (рис. 47). Измерение производят строго по перпендикуляру к осевым линиям следов. При этом колею передних колес измеряют на участке выхода из пово-.рота (объезда) на прямую, где она меньше подвергается искажению.
База транспортного средства — это расстояние между его передней и задней осями. У трехосных транспортных средств базой считают расстояние между передней и средней, а также между задней и средней осями. В справочниках эта база обозначается двумя числами, соединенными знаком “ + ”.
384
25 М164 |
385 |
Базу можно определить по следам шин, образованным во время стоянки (остановки), при развороте с применением заднего хода и при повороте, а также при пробуксовке колес.
На месте стоянки (даже не очень продолжительной) транспортного средства образуются следы, фиксирующие взаиморасположение колес на осях, значит, и самих осей.
ПРИЗНАКИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ №ДСГВ,Ш0РЫЕ МОГУТ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ ПО СЛЕДАМ ШИ“(ШЕС] И ИСПОЛЬЗОВАНЫ ДАЙ СПРЕДШШ ГРУППОВОЙ Л?ЦНАйЛЕЖН0СТИ
Л _ __ц _
А
Рис. 48. Определение базы транспортного средства по следам поворота: 1,3 — след правого поворота передних колес; 2, 4 — следы правого поворота задних колес; АВ — касательная к следу в точке А до пересечения в точке В на следе 2: С — база транспортного средства
При развороте с применением заднего хода для движения в обратном направлении водитель останавливает автомобиль минимум дважды. Поскольку при этом надравление' движения каждый раз изменяется, границы (концы) следов передних и задних колес, образовавшиеся при каждой остановке, не разрушаются и могут быть использованы для определения базы.
База определяется следующим образом. Середины следов — вмятин (проталин), участков, ограниченных частицами грязи, упавшими с колес — или концы (границы) следов колес, расположенных на одной оси, соединяют прямыми линиями, которые будут соответствовать положению осей. Затем с середины линии передних колес опускают перпендикуляр на линию задних колес. Длина перпендикуляра и будет равна базе (рис. 47).
Для определения базы по следам колес, образовавшимся при движении поворачивающего автомобиля, необходимо на дуговых следах колес одной стороны транспортного средства провести касательную линию к дуге внутреннего следа (ближней к центру поворота) до пересечения с дугой внешнего следа. Данный отрезок и определит величину базы транспортного средства, оставившего следы на повороте (рис. 48).
386 .
Рис. 49. Признаки автотранспортных средств, которые могут быть установлены
по следам колес
Практически этот способ определения базы заключается в следующем. Ленту рулетки протягивают — с касанием дуги внутреннего следа (желательно средней линии следа по его ширине) в любой точке — до пересечения соседнего следа колеса этой же стороны/ Измеренное расстояние от принятой точки касания до аналогичной точки пересечения ленты рулетки с внешним следом колеса той же стороны и будет базой (рис. 48). Применение метода одинаково для различной крутизны изгиба следов. Он применим и для определения базы мотоциклов.
Количество колес транспортного средства определяется по количеству их следов. Это положение без всяких исключений применимо только к двух-, трех- и четырехколесным транспортным средствам. Относительно других транспортных средств, например трех-или двухосных со спаренными колесами на задней оси, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.
Во-первых, следы колес средней оси трехосного автомобиля, образовавшиеся при прямолинейном движении, полностью разрушаются колесами задней (третьей) оси, и поэтому о количестве колес в данном случае судить невозможно. Этот признак может быть установлен по следам колес, образовавшимся при стоянке или при развороте автомобиля с применением заднего хода.
Во-вторых, грузовые автомобили со спаренными колесами на задней оси временно могут эксплуатироваться с неполным их комплектом, т. е. имея на задней оси два колеса вместо четырех. Чтобы правильно ориентироваться в этой ситуации, следует знать, что колеи передних и задних колес совпадают у грузовых автомобилей повышенной проходимости, которые на задней оси имеют одинарные колеса. Если на автомобиле вместо спаренных задних колес установлены одинарные, колеи не совпадают.
При изучении следов шин на месте происшествия следует четко определить, шины одной или разных моделей, а также шины какой модели и на каких колесах были установлены. Нужно зафиксировать также направленность рисунка протектора ший на каждом колесе. Следы колес бывают волнистыми, что может указывать на наличие прицепа, возможность буксировки и погнутость диска.
Все рассмотренные признаки шин и ходовой части транспортных средств сведены в рис. 49. Определение типов и моделей транспортных средств по следам колес производится с использованием справочных материалов 1 и коллекции фотоснимков образцов шин, которые могут создаваться в экспертно-криминалистических подразделениях.
4.10.1.2. ОСКОЛКИ ВНЕШНИХ ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
Наиболее уязвимыми деталями при возникновении дорож-но-транспортного происшествия являются внешние осветительные приборы, а также остекление и зеркала транспортных средств. Они, как правило, разрушаются при первом же контакте транспортных
1 См., например: Чубченко А. Л., Нагайцев А. А., Митричев Л. С., Пушное А. В. Отпечатки протекторов автотранспортных средств. М., 1987; Сова Ф. П. Следы шин автомототранспортных средств и их использование в розыскной и следственной практике. М, 1978 388
средств между собой, при наезде на препятствие, пешехода, велосипедиста и т. д.
Наиболее часто на местах происшествий обнаруживаются осколки рассеивателей фар, подфарников, указателей и боковых повторителей указателей поворота. Их значение для розыска и установления автомототранспортного средства достаточно велико — об этом свидетельствуют многочисленные примеры из практики. Поэтому при осмотре места ДТП или другого происшествия, связанного с транспортным средством, важно обнаружить и зафиксировать осколки внешних осветительных приборов. При этом следует отметить точное место расположения осколков, площадь, и направление рассеивания частиц стекла; нужно дифференцировать место расположения стекол различного вида и по возможности указать место основной концентрации осколков.
Обнаружение осколков стекла на месте происшествия обычно не представляет особых трудностей. И в ночное время, и днем частицы стекол отчетливо видны на фоне дороги и иных объектов за счет своих хороших светоотражающих свойств.
Осколки разбитых рассеивателей следует искать не только на месте, где произошел наезд или авария, но и на значительном расстоянии в обе стороны пути, по которому могла скрыться автомашина, так как оставшиеся осколки при движении могут выпасть на дорогу. Иногда границы осмотра целесообразно продлить до въезда в ближайший населенный пункт, где водитель мог остановиться для того, чтобы осмотреть полученные при ДТП повреждения и удалить остатки разбитого фарного рассеивателя.
Поиск осколков светосигнальных приборов следует производить с самого начала осмотра места происшествия, обеспечив хорошую охрану последнего, так как проезжающий транспорт может уничтожить частицы рассеивателей. Искать осколки надо не только на проезжей части дороги, но и на обочине, куда они могут быть унесены потоками воздуха от проходящих автомашин.
Если осмотр места происшествия производится ночью, необходимо обеспечить хорошее освещение. Но все-таки рекомендуется произвести дополнительный осмотр утром, ибо в темное время трудно обнаружить все осколки.
Если место происшествия покрыто слоем снега, то в некоторых случаях целесообразно с помощью паяльной лампы растопить снег, что значительно облегчит поиск осколков.
Если имел место наезд, то тщательно осматривается одежда потерпевшего, в которую могли внедриться кусочки стекол.
При осмотре важно отыскивать и собирать все осколки, в том
389
числе и мельчайшие, так как именно они могут сыграть решающую роль при проведении криминалистической экспертизы.
Осколки стекол помещаются в коробки с указанием места, где они найдены. Для того, чтобы края осколков при транспортировке не повреждались, их нужно прокладывать мягкой фильтровальной бумагой, но не ватой, в которой они могут легко затеряться. Мельчайшие осколки можно складывать в пробирку.
Для определения типа, марки и модели автотранспортного средства по обнаруженным на месте происшествия осколкам внешних осветительных приборов используются специальные справочные пособия1, а также натурные коллекции фарных рассеивателей, которые целесообразно создавать в экспертно-криминалистических подразделениях.
4.10.1.3. СЛЕДЫ ВЫСТУПАЮЩИХ ЧАСТЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
В результате дорожно-транспортного происшествия на транспортных средствах и объектах, с которыми они контактировали, как правило, возникают различные следы и повреждения. Выявление, фиксация и исследование таких следов дают возможность установить механизм ДТП, определить тип, модель транспортного средства, а во многих случаях и произвести его идентификацию.
Указанные следы подразделяются на статические и динамические.
Статические следы возникают при погашении силы удара в момент контакта объектов. Они могут быть поверхностными и объемными.
Поверхностные следы, не меняя формы и целостности следо-воспринимающей поверхности, могут отображать некоторые параметры контактирующего объекта, что, как правило, происходит за счет наслоения (отслоения) лакокрасочного покрытия и т. д.
Объемные следы отображают рельефное строение следообра-зуюц его объекта. Такие следы образуются при значительной энергии } пара выступающими частями транспортного средства (бам-перог, крыльями, фарами и другими деталями).
Динамические следы образуются при соударении транспорт-
1 См.: Чубченко А. Л., Нагайцев А. А., Митричев Л. С., Пушное А. В. Рас-сеиватели фар, подфарников, указателей и боковых повторителей указателей поворотов. М., 1987.
390
ных средств между собой или с другими объектами, причем процесс следообразования происходит при движении относительно друг друга одного или двух контактирующих объектов. Такие следы принято подразделять на следующие виды: царапины, вмятины, разрезы, разрывы.
Если производится осмотр места происшествия, при котором неустановленное транспортное средство совершило наезд на мотоциклиста, велосипедиста или столкнулось с автомобилем, то тщательному изучению и фиксации подлежат все повреждения на указанных транспортных средствах, которые целесообразно изъять для проведения транспортно-трассологической экспертизы. При наезде на пешехода со смертельным исходом следы выступающих частей на теле трупа исследуются в процессе проведения судебно-медицинской экспертизы. Однако на месте происшествия важно сразу получить данные, необходимые для определения вида транспортного средства и проведения неотложных поисковых работ. Поэтому при предварительном осмотре трупа необходимо изучить имеющиеся повреждения, зафиксировать их взаимное расположение и, главное, определить их положение относительно уровня земли (например, измерив расстояние от подошвы обуви потерпевшего до участков перелома ног, можно определить высоту расположения бампера, что сразу сузит круг разыскиваемых автомобилей). С аналогичной целью на месте происшествия исследуется и одежда потерпевшего.
Следы выступающих частей транспортного средства следует искать и при расследовании преступлений, не связанных с ДТП.
Если автотранспортное средство используется в преступных целях, то во время движения оно может контактировать с различными объектами и оставлять на них различные следы. Поэтому при осмотре места происшествия необходимо обращать внимание на заборы, столбы, бортовые камни, деревья и другие объекты, находящиеся на пути движения транспортного средства.
Наиболее часто следы выступающих частей можно обнаружить при осмотре места происшествия в лесу. В этом случае тщательному исследованию подлежат стволы деревьев на пути движения, все ветки, с которыми мог произойти контакт; обращают внимание на пни, на которых могут остаться следы днища автомобиля, изучают все неровности дороги (бугры и ямы), на которых часто остаются хорошо различимые следы скольжения от выступающих частей нижней части транспортного средства. Все обнаруженные следы тщательно фиксируют, производят точные измерения их расположения относительно друг друга и относительно поверхности земли. При этом надо учесть рельеф поверхности, так как в случае
391
правого или левого уклона измеренное расстояние не будет соответствовать фактическому расположению выступающей части.
Динамические следы на деревьях изымаются вместе с объектом (выпиливаются), со следов скольжения днища по грунту изготавливаются гипсовые слепки.
Определение типа и модели автотранспортного средства по следам выступающих частей производится с использованием справочных пособий и каталогов \ Как показала практика, в экспертно-криминалистических подразделениях целесообразно иметь свои фотокаталоги или видеотеки выступающих частей используемых в регионе автотранспортных средств.
4.10.1.4. ЧАСТИЦЫ ЛАКОКРАСОЧНОГО ПОКРЫТИЯ
В результате дорожно-транспортного происшествия при контакте транспортных средств между собой и с различными объектами нередко происходит перенос частиц лакокрасочного покрытия на контактирующую поверхность. Лакокрасочное покрытие включает в себя следующие элементы: грунтовку, шпатлевку и краску. Отделение частиц ЛКП происходит вследствие деформации поверхности транспортного средства, которая обусловлена столкновением или наездом. Этот процесс вызывает отслаивание, растрескивание и рассеивание фрагментов покрытия.
Частицы лакокрасочного покрытия, обнаруженные на месте ДТП, позволяют установить точку первичного контакта транспортных средств при столкновении или наезде.
Обнаруженные частицы ЛКП имеют большое розыскное значение, так как несут в себе информацию о цвете покраски автотранспортного средства и в большинстве случаев позволяют судить о типе и марке автомобиля, годе его выпуска. В результате трас-сологических исследований возможна идентификация транспортного средства по обнаруженным на месте происшествия частицам ЛКП. Важная розыскная и доказательственная информация может быть получена в результате физико-химического исследования лакокрасочного покрытия. Например, в ряде случаев можно судить о производимых ремонтах разыскиваемого автомобиля, количестве покрасок, первоначальном цвете, а также установить комплекс.признаков, практически индивидуализирующих конкретное транспортное средство (для многослойных покрытий).
1 Чубченко А. Л., Нагайцев А. А., Митричев Л. С., Пушное А. В. Определение типа, марки, модели автотранспортного средства по следам шин, выступающих частей и осколков светосигнальных приборов. М., 1987.
392
Поиск частиц ЛКП на месте происшествия обычно не представляет особых трудностей, за исключением случаев обнаружения микроколичеств лакокрасочного покрытия. Обычно участки отделившихся частиц ЛКП при дорожно-транспортном происшествии концентрируются в местах падения осколков стекла и осыпавшегося при ударе грунта. В других случаях частицы ЛКП следует искать во всех местах контакта выступающих частей транспортного средства с различными объектами. Поэтому все следы контактного взаимодействия следует изучать как для получения трас-сологической информации, так и с целью выявления в следах частиц ЛКП. В зависимости от характера следообразования, силы и направления удара, силы контактного взаимодействия на следовос-принимающую поверхность могут быть перенесены как макроколичества ЛКП с отображением всех слоев покраски транспортного средства, так и микроколичества ЛКП лишь верхнего слоя краски.
При наезде на одежде потерпевшего обычно остаются микрочастицы лакокрасочного покрытия. Поэтому очень важно сразу же тщательно ее осмотреть, обращая особое внимание на места разрыва тканей. Крупные частицы ЛКП фиксируют, снимают и по отдельности упаковывают.
Микрочастицы ЛКП выявляют и исследуют в лабораторных условиях. Оптимальным вариантом является изъятие верхней одежды непосредственно на месте происшествия, а не после того, как труп будет отправлен в морг. Если потерпевшего отвозят в больницу, нужно принять меры к изъятию одежды в кратчайшие сроки, а при невозможности это сделать — обеспечить условия, исключающие ее контакт с предметами вещной обстановки. Желательно, чтобы один из участников группы сопровождал потерпевшего до больницы и там упаковал его одежду для направления на исследование. Важно - отметить, что предметы одежды должны быть упакованы каждый в отдельности в чистую, гладкую бумагу наружной стороной вовнутрь. При этом следует производить как можно меньше операций, чтобы не потерять микрочастицы.
При изъятии частиц лакокрасочного покрытия рекомендуется ' соблюдать следующие правила:
— нужно стремиться изъять максимальное количество частиц, ЛКП;
— собранные частицы следует хранить в бумажной или полиэтиленовой упаковке (не рекомендуется применять липкую ленту, поскольку содержащиеся в ней растворители проникают в вещество ЛКП);
393-
— следы лакокрасочного покрытия, обнаруженные на одежде потерпевшего, следует обшить куском иной ткани;
_ необходимо избегать механического повреждения объектов с целью сохранения их идентификационных признаков;
_ если следы лакокрасочного покрытия находятся на каких-либо объектах (заборе, дереве, ветках, столбе и др.), надо произвести демонтаж детали, вырезку участка дерева и т. д. К соскобу прибегают в крайних случаях — когда объект-следоноситель не может быть изъят целиком или частями.
Часто уже во время осмотра места происшествия возникает необходимость осмотреть проверяемый автомобиль', и в этом случае очень важно правильно отобрать образцы ЛКП для дальнейшего исследования. При этом надо учитывать, что автотранспортные средства, особенно грузовые автомобили, на разных деталях имеют разную систему ЛКП. Кроме того, возможны случаи подкраски или частичной перекраски. Поэтому при отборе ЛКП следует изымать образцы с каждой съемной детали отдельно, т. е. с пра^-вого и левого крыла, передней облицовки капота, правой и левой дверцы, правого и левого борта кузова и т. п. Особое внимание нужно обращать на места, где имеются вмятины, трещины, царапины, повреждения ЛКП. Именно с этих мест важно получить образцы для сравнения в достаточном количестве. Образцы ЛКП с разных деталей упаковывают отдельно с обязательным указанием места их отбора.
На основании лабораторного исследования изъятых с места происшествия частиц ЛКП во многих случаях удается установить тип и марку автомобиля. Этому в значительной степени способствует создание в ЭКО коллекции образцов ЛКП и технологические схемы окраски автомобилей.
Таблица 14
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!