Для слушателей заочного отделения — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Для слушателей заочного отделения

2021-03-17 614
Для слушателей заочного отделения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методические материалы

по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы

Для слушателей заочного отделения

По специальности 40.05.02 – «Правоохранительная деятельность»

специализация – воспитательно-правовая

ведомственная специализация: организация воспитательной работы

с осуждёнными

 

 

Вологда – 2018


История государства и права зарубежных стран: Методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы для слушателей заочного отделения по специальности 40.05.02 – «Правоохранительная деятельность», специализация – воспитательно-правовая, ведомственная специализация: организация воспитательной работы с осуждёнными. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2018. – 102 с.

 

 

Подготовили:

И.В. Брызгалова – преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин;

Н. В. Гилёва – старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат исторических наук;

Ю.А. Перебинос – доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат исторических наук, доцент;

С.А. Софронова – начальник юридического факультета, кандидат юридических наук, доцент.

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин «25» января 2018 г., протокол № 1.

 

©ВИПЭ ФСИН России, 2018


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА…………………………………………………..................................5

 

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

ПО ВСЕМ ТЕМАМ КУРСА………………………………………………………………………………56

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ……………………………………….................58

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ…………………...........58

ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВО  И  ПРАВО  ДРЕВНЕГО ШУМЕРА

 И ВАВИЛОНА……………………………………………………………………..59

 

ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И КИТАЯ…………61

 

ТЕМА 8. ФЕОДАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ВОФРАНЦИИ……………………..64

ТЕМА 19. ВОЗНИКНОВЕНИЕ БУРЖУАЗНОГО ПРАВА И ЕГО РАЗВИТИЕ В XIX-НАЧАЛЕ ХХ ВВ, БУРЖУАЗНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И СТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ…………………………………….67

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ………………………………………………………………………………72

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ…………………………………………………74

 

примерные вопросы К ЭКЗАМЕНУ……………………………………….97

 

ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ………………………………………..102


ВВЕДЕНИЕ

 

История государства и права зарубежных стран является самостоятельной частью государственно-правовой истории и в то же время одной из фундаментальных правовых дисциплин. Изучение истории государства и права зарубежных стран в образовательных организациях высшего образования ФСИН России преследует цель сформировать у обучающихся теоретические знания и научные представления об истории становления и развития государственно-правовых институтов в зарубежных странах.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать: основные исторические периоды развития государства и права зарубежных стран; сущность, структуру и функции государственной и правовой системы общества на протяжении истории зарубежных стран, основные исторические и юридические методы изучения государственно-правовых явлений и процессов; основные понятия и категории исторической и юридической наук; основные правила логического мышления в профессиональной деятельности.

уметь: использовать научную терминологию; ориентироваться в политических и правовых процессах для выделения особенностей пенитенциарной политики зарубежных стран в настоящее время; формулировать устно и письменно собственные идеи.

владеть: навыками работы с научным текстом как информационным источником; навыками анализа научной литературы и правовых источников для ориентации в политических и социальных процессах, происходящих в обществе; навыками публичной речи.

Изучение дисциплины предполагает широкое использование метода сравнительного анализа в сочетании с конкретно-историческим подходом в изучении государственно-правовых явлений прошлого.

Материал дисциплины изучается на лекциях, семинарах, практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы обучающихся. Основной фактический и понятийный материал представлен в рекомендуемых учебниках, учебных пособиях, периодической литературе и сборниках документов.

В процессе изучения материала предусмотрены различные формы самостоятельной работы, задания, выполнение которых позволит сформировать необходимые для профессиональной деятельности знания, умения и навыки.

Данные методические материалы предназначены для организации самостоятельного освоения теоретического материала и подготовки к семинарским, практическим занятиям и экзамену по курсу.

В связи с этим методические материалы включают:

- методические указания по изучению теоретического (лекционного) материала;

- общие рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям;

- перечень учебных пособий, рекомендуемых для подготовки по всем темам курса;

- планы семинаров и практических занятий, включающие перечень теоретических вопросов для самостоятельной подготовки обучающихся и дальнейшего совместного обсуждения в рамках аудиторных занятий; списки рекомендуемой специальной литературы, методические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям; перечень основных понятий по каждой изучаемой теме;

- методические указания по выполнению контрольных работ;

- темы контрольных работ

- примерные вопросы и типовые задания к экзамену.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Лекция – это логически стройное, систематическое, последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса. Лекция часто сопровождается демонстрацией наглядных пособий, слайдов, цитированием документов. Лекция предназначена для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех других видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов.

Основная задача слушателя на лекции – учиться мыслить, понимать идеи, излагаемые лектором. На лекции необходимо вести конспект. Механическая запись лекции приносит мало пользы. Нужно не только записать услышанное, но и понять его. Нельзя ограничиваться записью только каких-либо выкладок, которые приводит лектор на доске, или перенесением в конспект его рисунков. Нужно помнить, что основными в лекции являются те положения, выводы, логические построения, для доказательства которых и делаются выкладки. Ведение конспекта создает благоприятные условия для запоминания услышанного, так как в этом процессе принимает участие слуховая, зрительная и моторная память. Но обязательным условием, способствующим запоминанию, является понимание обучающимся излагаемого материала.

 


И права зарубежных стран

Учебные вопросы:

1. Место истории государства и права зарубежных стран в системе юридических знаний. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран.

2. Периодизация истории государства и права зарубежных стран.

Вопрос 1. Место истории государства и права зарубежных стран в системе юридических знаний. Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран. История государства и права зарубежных стран (ИГПЗ) является комплексной дисциплиной, т.е. дисциплиной одновременно исторического и юридического профиля. С одной стороны, данная дисциплина изучает такие юридические понятия, как государство и право, государственные и правовые институты и явления, отрасли права. С другой стороны, история государства и права зарубежных стран изучает историческое развитие государственно-правовых явлений.

История государства и права зарубежных стран взаимодействует со следующими дисциплинами: с историей (существует общая периодизация, характеристика понятий и явлений). С теорией государства и права: использует множество основных категорий и понятий, оперирует этими понятиями; вместе изучают доминирующие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. С отраслевыми юридическими дисциплинами (конституционным, гражданским, уголовным правом). История государства и права зарубежных стран прослеживает исторические судьбы изучаемых ими институтов, историческую практику использования этих институтов в зарубежных странах.

История государства и права зарубежных стран тесно взаимодействует с историей политических и правовых учений, которая изучает возникновение и развитие, социальную эффективность государственных и правовых учений. История государства и права зарубежных стран тесно связана с историей государства и права России. У данных предметов общие задачи, общий предмет, разница – в географических рамках.

Предметом истории государства и права зарубежных стран является возникновение, оформление и функционирование государственных и правовых явлений, их последующие изменения у разных народов мира в отдельные периоды от древности до современности. При этом следует указать, что история государства и права зарубежных стран исследует возникновение, развитие, функционирование государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности, то есть изучаются не все страны, а только имеющие наиболее типичные особенности.

Методами истории государства и права зарубежных стран являются:

1) общие методы познания (диалектический, дедукция и индукция, анализ и синтез); 2) специальные методы (исторический, сравнительно-правовой и сравнительно-исторический, системно-структурный, статистический).

Вопрос 2. Периодизация истории государства и права зарубежных стран. Периодизация истории государства и права зарубежных стран в большинстве все еще строится в соответствии с марксистской традицией (формационный подход). Карл Маркс выделял несколько периодов в развитии общества: рабовладельческое государство и право, феодальное государство и право, капиталистическое государство и право, социалистическое государство и право.

Существует также цивилизационный поход (представители - А. Тойнби, К. Ясперс, П. Сорокин). В отличие от марксистской традиции, ориентированной на истолкование закономерностей истории как смены общественно-экономических формаций и на обнаружение черт сходства в политическом и правовом опыте разных народов и государств, цивилизационная версия исторического процесса в большей мере способствует выявлению специфических и характерных черт в этом опыте.

В целом история государства и права зарубежных стран изучает историю государственно-правовых институтов отдельных стран хронологически в рамках четырех основных периодов:

I. История государства и права Древнего мира (IV тыс. до н.э. – V в. н.э.)

II. История государства и права средних веков (V в. – XVI в.)

III. Истории государства и права Нового времени (XVII – XX в.)

IV. Истории государства и права Новейшего времени (XX - ХХI в.)

Данная периодизация в значительной мере условная. Тем не менее, она соответствует четырем основным эпохам развития общества, важнейшей частью которой являются государства и право. Каждая из этих эпох характеризуется сложностью и неоднозначностью социально-экономических и государственно-правовых процессов.

 

 

ПОДГОТОВКИ ПО ВСЕМ ТЕМАМ КУРСА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ

Вариант 18-1

Задание 1. Напишите эссе на тему: Каким путем обычно создавались империи на Востоке? Правомерно ли сводить роль империи к территориальной экспансии и эксплуатации чужих территорий? Можно ли их рассматривать в качестве высшего итога социально-политической интеграции? Насколько значительными в процессе их создания были элементы естественно-исторического развития?

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1 Авилум Забар приобрел для своего раба Кубата, обученного гончарному ремеслу, мастерскую и забирал 2/3 дохода. Накопив сумму, достаточную для брачного выкупа, Кубат женился на Лике – «дочери человека».Прожив с ней 7 лет, Кубат умер. После его смерти Забар продал мастерскую и забрал имущество своего раба, оставив Лике ее приданое. Вдова обратилась в суд. Какое решение должен вынести судья? (решите казус по законам Хаммурапи).

Задача № 2. Торговка мукой Элизабет Кюнгер специально испортила весы и длительное время обманывала своих покупателей, продавая им муку, используя испорченные весы. Какому уголовному наказанию может быть подвергнута Э. Кюнгер? (решите казус по Каролине).

 

Вариант 18-2

Задание 1. Напишите эссе на тему: Древняя Индия славилась богатыми гуманными традициями поведения воинов на войне. В Законах Ману говорилось о том, что воины не должны применять такие виды оружия, как багры, яд, огонь, нападать на невоюющих. Законы предписывали воинам щадить побежденных, оставлять в живых раненых и сдавшихся в плен, уважать особые законы покоренных народов. Как Вы можете объяснить такой гуманизм Законов Ману? Данные нормы являются типичными для древнего права или характерны только для индийской традиции?

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1.  Из царского книгохранилища пропал папирус с текстом поэмы о Гильгамеше. Подозрение пало на раба, ежедневно убиравшего помещение хранилища. Рабианум установил, что последний бывает в доме мушкенума В., у своей сестры-рабыни. При обыске царская вещь была найдена в этом доме. Раб, его сестры-рабыни и хозяин были казнены. На основе каких статей они понесли столь тяжкое наказание? (Решите казус по законам Хаммурапи).

Задача № 2.  Муж Натали Вильре Антуан застал ее с любовником в их супружеском доме. В порыве ревности Антуан несколькими выстрелами из револьвера убил его. Какое наказание должен понести ревнивый муж за убийство любовника? Подвергнется ли Натали Вильре какому-либо наказанию за свое деяние? (решите казус по Уголовному кодексу Франции 1810 г.)

 

Вариант 18-3

Задание 1. Напишите эссе на тему: Как Вы понимаете смысл следующих принципов средневекового французского права: «Бог на стороне правого»; – «Кому дозволено носить меч при бедре, тому можно и должно защищать этим мечом свое право».

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. Корабельщик Кинегудра построил корабль по заказу Зарихудоносора. Оказалось, что судно непрочно и в этом же году дало течь. Корабельщик отказался заплатить владельцу понесенные убытки. Как должен быть решен данный спор по законам Хаммурапи?

Задача № 2. Сорвавшимся с крыши дома Жерара Бертье куском черепицы был тяжело ранен Ален Дюпе. Предъявленный иск о возмещении ущерба Жерар отклонил, ссылаясь на «действия непреодолимой силы» – порыв ветра. Удовлетворит ли суд требование Алена по иску к Жерару?(решите казус по Гражданскому кодексу Франции 1804 г.)

 

Вариант 18-4

Задание 1. Напишите эссе на тему: В качестве примера влияния религиозного фактора на правовой статус индивидов можно привести статью 7 книги 3 части I Саксонского зерцала. В ней идет речь о различиях в правовом статусе приверженцев иудаизма и христианства. Почему в германском праве предусматривались различия в правовом статусе на основе вероисповедания? В чем эти различия проявлялись?

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. Копьеносец Даян-Уцур был пленен во время похода против хурритов. Пробыв в плену 5 лет, он был продан в рабство в Элам, где его приобрел тамкар Иддин-Мардук. По прибытии в Вавилон Даян-Уцур обратился в суд, оспаривая свое рабское положение. За время его отсутствия жена вышла замуж за конного стрелка Бамунда, от которого прижила двух детей. Какое решение должен принять судья по делу Даян-Уцура? (решите казус по законам Хаммурапи).

Задача № 2. На рыцарском турнире во время поединка, копье одного соперника пробило защитный шлем другого соперника и нанесло ему смертельную рану, в результате чего пострадавший умер. Как можно квалифицировать данную ситуацию? Будет ли виновный в смерти нести ответственность в соответствии с Кутюмами Бовези?

 

Вариант 18-5

Задание 1. Напишите эссе на тему: Общеевропейское правило вассалитета гласило «вассал моего вассала не мой вассал». Раскройте его содержание и значение. Однако в Англии этот принцип не действовал. Объясните, почему?

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. Жрец одного из вавилонских храмов приобрел у заезжего торговца двух рабов за 3 мины серебра. Однако житель города Лагаша, приехавший в Вавилон по своим делам, опознал в них своих беглых рабов и обратился в суд. Какое решение должен вынести судья? (решите казус по законам Хаммурапи).

Задача № 2. В семье серва и свободной женщины родился ребенок. Каким правовым статусом он будет обладать? Изменится ли правовой статус ребенка, если предположить, что отец был свободным, а мать – крепостной? Решите казус по Кутюмам Бовези.

Вариант 18-6

Задание 1. Напишите эссе на тему: В 1473 году разбиралось дело о майских жуках перед духовным судом Лозанны. Один из священников прочитал жукам увещевание: «Глупые, неразумные твари! Личинок майских жуков не было в Ноевом ковчеге. Во имя моего милосердного господина Епископа Лозаннского повелеваю вам всем Удалиться в продолжение шести дней Со всех мест, где растет пища для людей и скота. Если же вы желаете обжаловать это решение, то я приглашаю вас на суд в шестой день в первый час пополудни, к моему милостивому господину епископу Лозаннскому в Вабельсбург». Оцените данный факт. Кто мог быть субъектом правоотношений в средние века?

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. Во время супружеской ссоры жена тамкара Релиса вышвырнула из окна кувшин с маслом, который попал в голову воина Лекуна. Когда тот попытался войти в дом, раб тамкара преградил ему путь. Выхватив меч, Лекун отрубил ему руку, после чего был схвачен городской стражей. Какое решение должен принять судья по данному казусу?

Задача № 2. На рассмотрение бальи графства Клермон поступило дело о споре двух шевалье. Шевалье Рауль со своими слугами захватил стадо из 10 коров, которых пасли крестьяне шевалье Анри. Через день шевалье Анри, вооружив своих слуг и крестьян, напал на поместье шевалье Рауля, отбил захваченный скот и в качестве компенсации вывез два воза сена, пять коробов ржи и девять овец. Квалифицируйте действия сторон по кутюмам Бовези. Какое решение примет бальи?

Вариант 18-7

Задание 1. Напишите эссе на тему: В чем состоят причины стабильности Конституции США? Почему её относят к «живым» конституциям? Охарактеризуйте Конституцию США.

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. Представим себе, что какая-то чужая лошадь, отбившаяся от табуна
и преследуемая волками, прорвалась во двор А. Последний, не зная, кому принадлежит лошадь, оставил ее у себя, кормил ее и работал на ней. Собственник лошади Л. явился и потребовал, чтобы ее немедленно возвратили. Пришли свидетели, подтвердившие принадлежность лошади Л. А. лошадь не отдал. Правильно ли он поступил с точки зрения Законов Хаммурапи?

Задача № 2. На рассмотрение бальи поступило дело человека, обвиняемого в поджоге дома. Какое наказание грозит обвиняемому в соответствии с Кутюмами Бовези?

 

Вариант 18-8

Задание 1. Напишите эссе на тему: Оцените содержание и значение революции 1911 – 1912 гг. в Китае, используя следующие вопросы:каковы политические последствия революции 1911-1912 гг.? Какая форма правления и какой государственный режим сложились в результате революции? Почему революция 1911 года прошла под лозунгом «Свергнем маньчжуров, восстановим китайское правление». Почему основной идеей революции стала идея китайского национализма?

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. Жена ростовщика Нитени вошла в безлюдное помещение с посторонним мужчиной, после чего муж предупредил ее, чтобы она больше так не поступала, ибо это вызывает у него подозрения. Она же не обратила внимания
на его замечание и повторила свой поступок. Муж обвинил ее в прелюбодеянии. Как будет решено данное дело по Законам Хаммурапи?

Задача № 2. При рассмотрении судебного спора один из участников пригласил в качестве адвоката свою сестру. Она славилась начитанностью, бойкостью и остротой речи. Имели право бальи отклонять кандидатуру адвоката? Рассмотрите ситуацию, опираясь на кутюмы Бовези.

Вариант 18-9

Задание 1. Напишите эссе на тему: Охарактеризуйте правовой статус Британского Содружества по плану: а) причины распада Британской колониальной империи; б) международно-правовой статус «Содружества наций», порядок взаимоотношений между Великобританией и ее бывшими колониями; в) современные тенденции в развитии Британского Содружества.

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. На рассмотрение судьи поступил спор, в котором на стороне истца выступили два свидетеля брахмана, а на стороне ответчика брахман и кшатрий. Чья правовая позиция предпочтительней для судьи? (решите казус по законам Ману).

Задача № 2. Шевалье Жан Мерсье обратился в курию своего сеньора о признании права saisine (сейзины) на пустующие выгоны, которыми он пользовался уже полтора года. Что такое сейзина? Будут ли признаны и удовлетворены требованья шевалье? Рассмотрите ситуацию, опираясь на кутюмы Бовези.

Вариант 18-10

Задание 1. Напишите эссе на тему: Многие исследователи в ментальности древних греков ключевую роль отводят «агональному духу» (стремлению к состязательности). Можно ли на этом основании говорить о том, что на древнегреческом материале полностью подтвердилась справедливость спортивной теории происхождения государства? Почему? Если вы не согласны с данной теорией применительно к Древней Греции, то выскажите свою версию и аргументируйте ее.

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. Торговец продал Деварадже позолоченную вазу, выдав ее за золотую. Через месяц, обнаружив подделку, Девараджа потребовал расторгнуть сделку и вернуть деньги. Но торговец отказался, утверждая, что срок для расторжения сделки пропущен. Правомерны ли действия Девараджи? Как следует разрешить спор? (решите казус по законам Ману).

Задача № 2. Графу де Артуа поступила жалоба от одного из вассалов на то, что один из рыцарей его графства переманил к себе на поселение нескольких свободных, которые ранее проживали в фьефе истца на условиях гостизы. Перед уходом они передали гостизы другим лицам. Истец не доволен несением ими повинностей и просит вернуть поселенцев обратно. Будет удовлетворена жалоба истца по Кутюмам Бовези?

Вариант 19-1

Задание 1. Напишите эссе на тему: В древнеиндийских Законах Ману говорилось: «Если бы царь не налагал неустанно наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле». Каким образом данное изречение объясняет цели создания законов Ману и предназначение царской власти?

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. Шудра купил у вайшьи плуг для вспашки земли. По истечении двух недель вайшья решил вернуть себе плуг обратно. Он пришел к шудре
и при свидетелях стал требовать, чтобы шудра вернул обратно его вещь. Шудра ответил отказом и, рассердившись оскорбил вайшью унизительными словами. Вайшья обратился в суд с требованием наказать шудру за оскорбление и вернуть ему плуг. Какое решение должен принять суд по данному иску? (решите казус по законам Ману).

Задача № 2. Между бароном графства Клермон и его вассалом возник спор о величине фьефа. Доказательством позиции барона был документ, составленный бароном и скрепленный его печатью, о пожаловании феодом. В документе границы феода были указаны гораздо меньше, чем границы земель, на которые претендовал вассал. При рассмотрении спора в графской курии документ и печать барона были признаны подлинными. Достаточно ли доказательств для разрешения спора? Какое решение будет принято судебной курией в соответствии с Кутюмами Бовези?

Вариант 19-2

Задание 1. Напишите эссе на тему: В Древней Греции говорили: «Горы защищают и разъединяют, а море объединяет». Почему так говорили? Согласны ли вы с таким утверждением?

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. Судья Зилгуда вынес решение по делу о ростовщичестве и изготовил по нему документы с печатью, а затем изменил свое решение в пользу ответчиков, в чем и был изобличен. Какие юридические последствия влекут за собой противоречивые действия судьи в соответствии с Законами Хаммурапи?

Задача № 2. В судебном споре между двумя лицами выяснилось, что судья, назначенный для решения дела, является должником одной из сторон процесса. Является ли этот факт основанием требовать отвода и замены судьи? Решите казус в соответствии с Кутюмами Бовези.

Вариант 19-3

Задание 1. Напишите эссе на тему: Как Вы понимаете смысл следующих принципов средневекового французского права:

– «Бог на стороне правого»;

– «Кому дозволено носить меч при бедре, тому можно и должно защищать этим мечом свое право».

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. Взрослая дочь ростовщика Тарбы во время его отсутствия купила дорогой золотой браслет. Через две недели отец, узнав о покупке, потребовал расторгнуть сделку и вернуть деньги. Но продавец отказался. Как должен быть решен данный спор? (решите казус по законам Ману).

Задача № 2. В курию графства Н. поступила жалоба одного из рыцарей. Рыцарь жаловался на своего сеньора, который лишил его фьефа на основании того, что в назначенное время он (рыцарь) не явился в судебную курию, где рассматривалось его дело. При этом о дате и месте заседания курии рыцарь был извещен за 8 дней. Правомерны действия сеньора? Какое решение должна вынести курия графа, опираясь на Кутюмы Бовези?

Вариант 19-4

Задание 1. Напишите эссе на тему: Что такое лен, и какие виды ленов существовали в Германии? Какое влияние на феодальное право Германии оказал принцип «обязательного пожалования леном»? Как приобретался лен? Что представлял собой обряд «инвеституры»? Какими правомочиями обладал держатель лена? Что такое право «ожидания лена»?

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. Воин Хамаку, перебрав в корчме сикеры, устроил драку с заезжими торговцами. Надавав им оплеух, он выскочил на улицу, где был остановлен декумом. Приняв его за одного из тех, с кем он подрался, Хамак сбил с ног декума и бросился бежать. Задержанный городской стражей, он предстал перед судом. Какое решение должен вынести судья по Законам Хаммурапи?

Задача № 2. Сеньор одной из бароний графства Клермон с целью ремонта мостов и дорог ввел новую пошлину на проезжающих. По истечении трех лет, когда цель была достигнута, барон решил сохранить сбор, превратив его в постоянный, действующий на основе местного обычая (кутюма). Правомерны ли действия сеньора с точки зрения Кутюмов Бовези?

Вариант 19-5

Задание 1. Напишите эссе на тему: Можно ли говорить о византийской «табели о рангах»? Каким образом было организовано византийское чиновничество?

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. Авилум во время ссоры ударил по лицу рабианума. Какую ответственность должен понести авилум в соответствии с Законами царя Хаммурапи?

Задача № 2. Во время феодальной распри между двумя баронами было заключено перемирие. Один из них пригласил другого встретиться на территории местного монастыря и путем переговоров решить все проблемы, но на дороге к монастырю устроил засаду. Во время нападения приглашенный барон был ранен, но ему удалось ускакать от нападавших. Квалифицируйте данные действия по Кутюмам Бовези. Понесет ли барон, организовавший засаду уголовное наказание?

 

Вариант 19-6

Задание 1. Напишите эссе на тему: Определите значение инквизиции для развития средневекового права, используя следующие вопросы: Что такое инквизиция? Какая цель преследовалась созданием «Святой инквизиции»? Какие дела находились в ведении инквизиции? Дайте характеристику инквизиционному процессу. В чем состояла суть обвинительного судебного процесса? Почему обвинительный процесс был вытеснен в светском судопроизводстве инквизиционным процессом?

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. Шаррукен имел трех сыновей. Умирая, он оставил сыновьям городскую усадьбу, фруктовый сад, ближнее поле площадь 600 сар и дальнее поле площадью 100 сар, 12 коров, несколько десятков овец и домашнюю утварь. Еще при жизни он подарил старшему сыну дальнее поле площадью 100 сар, о чем был оставлен документ с печатью. Как будет решен вопрос о разделе наследства по Законам Хаммурапи?

Задача № 2. Один из баронов графства был обвинен в том, что самовольно от своего имени стал чеканить монету из серебра. Следствие установило, что качество металла было высоким, а вес монеты соответствовал номиналу. Считаются данные действия преступлением по кутюмам Бовези? Если да, то какое наказание из этого следует? Если нет, то почему?

Вариант 19-7

Задание 1. Напишите эссе на тему: Депутат Национального собрания Петион говорил о Декларации прав человека и гражданина 1789 года: «Наша задача не ограничивается одной Францией, мы должны объявить, какие права составляют общее достояние всех людей и всех времен». Сторонником какой теории эпохи Просвещения был данный депутат? Почему депутаты Национального собрания считали, что принятая ими Декларация имеет значение не только для Франции, но и для всех остальных государств?

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. Представим себе, что какая-то чужая лошадь, отбившаяся от табуна и преследуемая волками, прорвалась во двор А. Последний, не зная, кому принадлежит лошадь, оставил ее у себя, кормил ее и работал на ней. Собственник лошади Л. явился и потребовал, чтобы ее немедленно возвратили. Пришли свидетели, подтвердившие принадлежность лошади Л. А. лошадь не отдал. Правильно ли он поступил с точки зрения Законов Хаммурапи?

Задача № 2. Франсуа, крестьянин одного из местных приходов, был обвинен в совершении двойного убийства. Следствие установило, что это произошло, когда шайка вооруженных грабителей пыталась похитить скот крестьянина. Квалифицируйте действия Франсуа по Кутюмам Бовези. Какое он понесет наказание?

 

Вариант 19-8

Задание 1. Напишите эссе на тему: Охарактеризуйте мусульманское право, ответив на следующие вопросы:объясните, почему мусульманское право именуется правом исламским? Каково соотношение мусульманского права и ислама? Тождественны ли эти понятия? Как следует понимать словосочетание – «адатный ислам»? Установите соотношение понятий: «биюридизм» и «полиюридизм»? Совпадают ли между собой два понятия: мусульманское право и право мусульманских стран? Свой ответ аргументируйте. Установите, какое из двух явлений: шариат или фикх может быть отождествлено с мусульманским правом? Наблюдается ли при этом полное тождество?

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. Некто Е. вез зерно на рынок. В пути c Е. произошло несчастье, и он вынужден при свидетелях оставить зерно на хранение в сарае у Б. По истечении срока хранении Е. явился за зерном, но его не получил. Б. ему рассказал, что однажды ночью неизвестные взломали дверь сарая и похитили зерно. Е. возбудил иск к Б. Возможно ли возмещение убытка в соответствии с Законами Хаммурапи?

Задача № 2. На территории фьефа одного из рыцарей было совершено разбойное нападение. Одного из преступников удалось схватить, и шевалье, обладавший правом низшей инстанции, приказал казнить разбойника. Правомерны действия шевалье с точки зрения Кутюмов Бовези? Каким образом необходимо было действовать?

 

Вариант 19-9

Задание 1. Напишите эссе на тему: Задание для устного обсуждения, написания эссе. Как вы понимаете следующие высказывания А. Гитлера? Какому политическому режиму они соответствуют? Реализованы ли данные идеи на практике?:

А) «То миросозерцание, которое отвергает демократический принцип массы и ставит своей задачей отдать власть над всем миром в руки лучшей из наций, то есть в руки самых лучших людей, логически должно применять тот же аристократический принцип внутри самого данного народа. Другими словами, оно должно обеспечить наибольшее влияние и подлинное руководство за самыми лучшими головами в данном народе, а это значит, что такое мировоззрение все стоит не на принципе большинства, а на роли личности… Вся организация общества должна представлять собой воплощенное стремление поставить личность над массой, то есть подчинить массу личности».

Б) «…При социализме надо социализировать не собственность, а личность».

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. Защищая незнакомую женщину от нападения насильника, шудра нанес ему смертельный удар. Родственники убитого кшатрия потребовали смертной казни для убийцы, и предварительно отрезать руку, которой был нанесен удар. Какое решение примет суд? (решите казус по законам Ману).

Задача № 2. Используя положения Саксонского зерцала распределите, что из нижеперечисленного будет относиться к наследству, а что включено в имущество, которое жена может получить после смерти мужа: земельный надел, рабочие лошади, домашняя птица, откормленные свиньи, золотые украшения, постельное белье, доспехи, денежные средства, съестные припасы, материя в отрезах, книги.

Вариант 19-10

Задание 1. Напишите эссе на тему: С легкой руки немецкого антиковеда И. Дройзена три столетия, последовавшие за временем Александра Македонского, принято называть эпохой эллинизма. Каковы основные отличия эллинистических государств от государств-полисов?

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. У. продал быка Л. Спустя три месяца на быка стал претендовать К. Л. обратился в суд. Как должен поступить судья? В соответствии с вышеуказанным оказалось, что У. не является собственником быка. Подлинным собственником является К., который иском потребовал быка у Л. Что должен предпринять Л., по Законам Хаммурапи, для возмещения понесенных им затрат?

Задача № 2. Барон Хольт фон Вернер после смерти своей супруги заявил, что последняя подарила ему все, чем владела, в день рождения их первого сына. Родственники умершей супруги выдвинули встречные притязания на имущество баронессы. Какое решение на основе норм Саксонского зерцала должен вынести суд, рассматривающий данное дело?

 

Вариант 20-1

Задание 1. Напишите эссе на тему: В Древней Греции говорили: «Горы защищают и разъединяют, а море объединяет». Согласны ли вы с таким утверждением?

Задание 2. Решите юридические казусы.

Задача № 1. В водах Тигра чиновники выловили женщину-утопленницу. Выяснилось, что женщина – жена богатого тамк


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.