Методика обучения технике метания малого мяча и гранаты в цель — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Методика обучения технике метания малого мяча и гранаты в цель

2021-03-17 171
Методика обучения технике метания малого мяча и гранаты в цель 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

    Принципиальная схема воспитания меткости (по Н.Г. Озолину) проходит в четыре этапа:

«1. В бросках, метаниях, выполняемых с места.

2. То же, но с разных фиксированных точек.

3. То же, в метаниях выполняемых с различных позиций и в разных ситуациях.

4. Воспитание меткости по движущейся цели» [5; стр. 349].

Задача первого этапа – овладеть правильными движениями, посылающими снаряд с направленностью на цель. На этом этапе требуется сформировать исходное положение обучаемого и те движения, которыми он пошлет снаряд строго в нужном направлении. Формирование исходного положения требуют большого времени т.к необходимо найти «удобное» для ученика положение. Важно чтобы техника выполнения метания по структуре была возможно более простой. Затем на этом этапе включаются упражнения на отработку броска мяча с расстояния до цели, определяемого правилами соревнований (например, цель – флажок, поставленный на доступном расстоянии для метания малого мяча). Здесь важно, чтобы ученики к освоенному точному направлению добавили расчет угла вылета снаряда, его начальную скорость, траекторию, приводящую этот снаряд в цель. Необходимо, чтобы на основе глазомерного расчета и ощущениях, возникающих при повторных попытках ученики нашли вариант попадания в цель. Дозировка зависит от способности учеников, но, тем не менее, количество повторений велико, чтобы упрочить этот навык. При формировании этого навыка необходимо обратить внимание учащихся на точность в усилиях броска, поскольку в конечном счете от этого зависит попадание в цель.

На втором этапе надо расширить возможности в меткости, производя броски из стандартного положения с места и с разбега, но с фиксированных точек спортивного поля. Для этого используется методика первого этапа, но при этом используются броски с возможно большим различием в расстоянии до цели.

Третий этап – воспитание способности учеников выполнять броски в цель с различных точек, из различных исходных положений, во время передвижения, в разных ситуациях. На этом этапе нужно совершенствовать не просто интегративную способность координировать движения, а способность строить и управлять точными и меткими действиями. Несмотря на большую подвижность и вариативность двигательных навыков, только ими невозможно обеспечить мгновенное решение самых различных, часто непредсказуемых двигательных задач. Для этого нужна интегративная способность специфической направленности на точность и меткость [5]. Создать её и совершенствовать можно упражнениями и играми, выполняемыми индивидуально, вдвоем, втроем, группой, в усложненных и более трудных условиях.

Четвертый этап – воспитание меткости бросков по движущейся цели за счет совершенствования интегрированной способности учащегося, его глазомерного упреждающего расчета, выбора траектории момента и действий для поражения цели. Подобные задания усложняются различными исходными положениями: стоя, с колена, лежа, с разбега, в передвижении с разным направлением и изменяющейся скоростью. Чтобы достичь глазомерного расчета, позволяющему ученику определять расстояние до цели нужно постоянно сопоставлять свою глазомерную оценку с последующим точным измерением. Наряду с такими упражнениями необходимо совершенствоваться в глазомерном расчете с выполнением броска в цель. В процессе бросков по самым разным целям (в том числе далеких от соревновательных) у обучающихся возникает умение мгновенно трансформировать увиденную мишень в оценку требуемого направление и усилия для поражения ее и фактическое действие [5]. Обучение метанию мяча, гранаты по разным движущемся целям будет улучшать интегративную способность учеников. При этом господствует правило – «стал владеть сложным – будешь легче и увереннее в более простом». В таких упражнениях меняется сама мишень, скорость ее передвижения, направление движения. Меткость можно довести до 100 % за счет значительного увеличения количества и разнообразия упражнений, структурно взаимосвязанных с точным попаданиям снаряда в цель.

  При  обучении технике метания в цель  необходимо учитывать следующие моменты:

- определение начального уровня готовности каждого учащегося к овладению навыком метания в цель;

- определение оптимального шага усложнения задания, исходя из физической готовности учащегося;

- изменение скорости обучения в зависимости от усложнения задания;

- осуществление контроля и самоконтроля на базе получаемой текущей информации при выполнении упражнений.

Начальный уровень готовности к овладению навыком метания в цель для каждого учащегося определяется индивидуально и выражается в расстоянии до мишени, при котором результатирующие показатели относительно целевой точности имеют наилучший эффект. 100% точность попадания в мишень с оптимального расстояния до нее и определяет начальный уровень готовности каждого учащегося к овладению навыком метания в цель. Для этого, начиная с расстояния 3 метра каждый учащийся выполняет по 6 бросков в горизонтальную (вертикальную) мишень 1,5 м х 1,5 м последовательно увеличивая (или уменьшая) расстояние до нее на 1 метр. Два промаха из 6 попыток будут свидетельством того, что задание является первым шагом в формирование навыка метания в цель, а предыдущая зона – характеризует начальный уровень подготовленности обучаемого.

Шаг усложнения задания выражается в увеличении расстояния до мишени, при котором обеспечивалось бы 90% точность попадания мяча в цель (5 попаданий из 6 попыток). Почему 90%, а не 100%? Достижение 100% точности попадания (по данным Г.В. Рощупкина, 1992) требует гораздо большего числа повторных бросков, что приведет к увеличению длительности процесса формирования навыка метания в цель. При этом 90% критерий точности объективно отражает уровень усвояемости движений на каждом новом шаге. Последующие усложнения заданий производятся по заданной выше схеме самостоятельно каждым занимающимся, что обеспечивает постоянство усложнения заданий на всех шагах обучения для каждого занимающегося в отдельности. Это будет обеспечивать гибкость обучения, приспособление его к уровню физической подготовленности отдельно взятого ученика.

Скорость обучения в зависимости от усложнения задания будет замедляться. Это обусловлено законом изменения скорости в развитии навыка. При формировании навыка метания в цель каждый последующий шаг с усложнением задания требует большего количества повторений для выхода на плато 90% критерия точности. Число бросков увеличивается по мере продвижения к конечной цели обучения. Это является важной закономерностью обучения точностно - целевым движением по Гринченко И.Б., 1991 [23].

При изучении метания в цель не оговаривается исходное положение занимающихся. Задача состоит в том, чтобы занимающийся смог самостоятельно, с учетом подготовленности, определить оптимальное для себя исходное положение, обеспечивающие стабильность попадания снаряда в цель. Только после этого исходные положения можно менять (усложнять) с тем, чтобы стабилизировать этот двигательный навык в изменяющихся условиях.

Чтобы определить эффективность, место и значение отдельного упражнения или группы упражнений в программе–предписании формирования двигательного навыка метания в цель мы придерживались следующих моментов:

- определяли цель и задачи упражнения;

- выявляли структурную взаимосвязь упражнения с освоением навыка метания в цель;

- определяли необходимое число повторных действий для достаточно прочного закрепления нового материала (дозирование упражнения);

- определяли средства и методы осуществления контроля и самоконтроля выполнения упражнений.

  Определяя цель и задачи упражнения, мы указываем его место и значение в общей последовательности обучения метанию в цель.

    Путем уточнения структурной взаимосвязи мы указываем, к какому звену двигательного действия в целом будет отнесено это упражнение, какие мышечные группы и суставы берут на себя его выполнение, как и какие благоприятные предпосылки, оно создает для других звеньев.

    Дозирование упражнения, прежде всего, предполагает исходное положение для этого упражнения, положение отдельных звеньев, направление и амплитуду движения этих звеньев, их количественное выражение в градусах, метрах, сантиметрах и.т.п., количество повторений при выполнении упражнений.

    Контроль и самоконтроль имеют важное значение для осознания движения, активизации самостоятельной деятельности, творческого участия обучающегося в процессе освоения навыка метания в цель (С. Станчев).

 

Задача 1. Создать правильное представление о технике метания мяча в горизонтальную (вертикальную) цель.

Правильное двигательное и зрительное представление о технике метания мяча в цель создается методами объяснения и показа. Объясняется самое характерное в технике. Целесообразно рассказать о прикладном значении освоения техники метания в цель. Все это будет способствовать формированию мотивации у занимающихся к этому виду деятельности. Обычно объяснение предшествует демонстрации. Демонстрация техники производится учителем. Ее цель – создание общего представления о сущности метания в цель. При необходимости демонстрация повторяется. Необходимо помнить, что в процессе освоения навыка знание учащихся должны постепенно пополняться, расширяться. Принцип формирования знаний от простого к сложному. Чтобы удовлетворить любопытство занимающихся учитель может дать им возможность выполнить несколько пробных попыток.

Задача 2. Овладеть правильными движениями, посылающими снаряд с направлением в цель.

Упражнение 1. Метание мяча в цель с расстояния 3 м, последовательно увеличивая расстояние до нее на 1 метр.

Цель. Определить начальный уровень готовности учащихся к овладению навыком метания в цель.

Дозирование. Каждому учащемуся дается по 6 попыток метания в цель с каждой дистанции (начиная с 3 м до цели). Два промаха из 6 попыток будут свидетельством того, что задание является первым шагом в формировании навыка метания в цель.

Контроль. Каждый учащийся самостоятельно определяет начальный уровень готовности. Обратить внимание на движение снаряда над плечом (ошибка – если снаряд двигается через сторону).

Самоконтроль направлен на выброс мяча в нужном направлении. Упражнение 2. Метание мяча в цель из различных исходных положений с расстояния до цели, определенным в 1-ом упражнении.

Вариант а) И.п. – стойка ноги врозь, лицом в направлении броска, преимущественно на передней части стоп. Метающая рука над плечом, согнута в локтевом и плечевом суставах. Локоть на уровне лица, свободная рука согнута перед грудью.

Вариант б) И.п. – стойка лицом в направлении броска, левая впереди в упоре, вес тела на правой, метающая рука с мячом занесена вверх, слегка согнута в локтевом суставе, грудь – в направлении броска.

Вариант в) И.п.- стойка левым боком к направлению броска. Рука с мячом выпрямлена на высоте плеча. Вес тела на правой ноге, согнутой в колене. Стопы повернуты внутрь, левая рука, согнутая в локте вынесена перед грудью.

Цель. Освоить исходное положение «удобное» для ученика как позу.

Дозирование.  Каждое упражнение выполняется с отметки – расстояние определенного в упр.1 (по 6 попыток на каждом И.п.). Ученик определяет самостоятельно из какого положения метать в цель удобнее, 4 попадания из

6 – хороший результат, можно перейти на следующее И.п.

    Контроль направлен на выполнение движения без напряжений, техника выполнения простая для учащегося, если в техническом плане какой – либо из вариантов очень сложен для ученика, нужно отказаться от этого И.п.

Самоконтроль направлен на выброс мяча в данном направлении и на определение «удобного» для себя И.п., из которого у ученика лучше всего происходит метание в цель – точность попаданий.

Упражнение 3. Метание мяча в цель, постепенно увеличивая расстояние до нее на 1 м, доведя до 6 метров – соревновательное упражнение.

Цель освоить глазомерный расчет (угол вылета, скорость вылета снаряда, траектория полета снаряда), который каждому ученику позволит найти свой вариант техники метания мяча в цель.

Дозирование. Каждое новое задание (шаг в обучении) должно обеспечивать 70% точность попадания в цель (из 6 бросков – 4 попадания), через 2-3 подхода результативность должна достигать не менее 90%. Следовательно, каждый ученик выбирает количество подходов, исходя из точности бросков.

Контроль обратить на точность в усилиях учеников при броске.

Самоконтроль постоянный зрительный контроль на какой-либо ориентир в мишени (горизонтальная мишень – флажок в центре мишени, вертикальная мишень – яркий красный круг в центре мишени), контроль за своими ощущениями.

Задача 3. Формирование интегративных способностей метания в цель.

Упражнение 1. Метание в цель с чередованием расстояния до цели (с использованием методики «большого разброса») – близко, далеко, в соревновательных условиях.

Цель: формирование глазомерного расчета в меняющихся ситуациях.

Дозирование: Переходить к новому заданию после достижения 90% попадания в предшествующем (из 6 попыток – 5 попаданий). До близкой цели – 4 м, до далекой – 8 м, до соревновательной – 6 м.

Контроль: движение учеников естественные, без напряжения. В метании в «далекую цель» обратить внимание на работу ног (разгон снаряда снизу – вверх).

Самоконтроль: постоянная направленность на выброс мяча в заданном направлении, двигательно-тактильные ощущения (их анализ, корректировка своих движений).

Упражнение 2. Учащийся должен определить расстояние до различных целей и сопоставить его с заранее измеренным преподавателем.

Цель: формирование глазомерного расчета.

Структурная взаимосвязь: упражнение создает основу для формирования глазомерного расчета, что позволит быстрее сформировать двигательный навык метания в цель.

Дозирование: это эмоциональное упражнение увлекает занимающихся, его можно проводить в виде игры «Кто точнее».

Контроль: педагог контролирует точность определения расстояния до целей.

Упражнение 3. Метание в цель с различных точек, перемещаясь по площадке. Расстояние до целей на каждой точке разное.

Цель: освоить способность строить и управлять точными и меткими действиями (чем большим «арсеналом» двигательных навыков для точности и меткости владеет ученик, тем больших результатов в меткости и точности он сможет достичь в соревновательном упражнении).

Дозирование: переходить к новому заданию после достижения 90% попадания в предшествующем (из 6 попыток – 5 попаданий). Переходить от задания к заданию по кругу с установкой на быстрейшее прохождения круга.

Контроль: за четким дозированием упражнений.

Самоконтроль: упражнение осуществлять с прицеливанием, представляя угол вылета, траекторию полета снаряда, «цепляясь» взглядом за мишень.

Упражнение 4. Метание мяча по изменяющейся цели.

Дозирование: это упражнение можно проводить в уроке, можно давать как самостоятельное домашнее задание. В качестве мишени могут быть различные фишки (кубики, набивные мячи, пластиковые бутылки и.т.п.) баскетбольный щит, столб, дерево и.т.п. Расстояние до цели варьируется от способности занимающегося. Условие 90% попаданий.

Самоконтроль: проверять свои мышечные ощущения и сопоставлять их с ощущениями, возникающими при попадании в цель. Выполнять на основе этого корректировку своих действий. Например: снаряд улетает вправо от цели – необходимо удержать левую руку у левого плеча. Снаряд перелетает цель – контроль за скоростью вылета снаряда и траекторией вылета и.т.п.

 Задача 4. Совершенствование интегративных способностей метания в цель.

Упражнение 1. Метание мяча в цель из различных исходных положений:

Вариант а) стоя на одном колене.

Вариант б) из положения лежа.

Цель: научиться корректировать свои действия при метании в цель в более усложненных условиях.

Дозирование: упражнения выполнять с различного расстояния до цели. В связи с большей сложностью упражнения переход на новую линию броска можно осуществлять при 70% попадания в цель 4 из 6 попаданий бросков (в последующих занятиях доводить точность попадания до 90%). Расстояние до цели с 5 м. до 8 м. увеличивать постепенно (на 1 метр).

Контроль: показать учащимся метание с колена и из положения лежа. Обратить внимание учащихся на постоянное нацеливание на мишень при броске.

Самоконтроль: направлен на соблюдение точного исходного положения для метания и на направление полета мяча.

Упражнение 2. Метание мяча по движущейся цели.

Цель: развитие глазомерного и упреждающего расчета, способности выбора траектории и действий для поражения цели в быстро меняющейся ситуации.

Дозирование: упражнения проводить от простого к сложному. Сначала использовать большие мишени и не большую скорость их передвижения (катящейся обруч), затем мишень можно уменьшить оставляя расстояние до нее тем же; затем скорость и направление движения мишени менять (например: катить волейбольный мяч в противоположную сторону от занимающегося или на него или по диагонали площадки и.т.п.). Упражнения выполнять до осмысленного упреждающего прицеливания (важно, чтобы ученик это понял). Хороший показатель 70% - 4 попадания из 6 попыток.

Контроль: осуществлять за упреждающим броском ученика т.е выполнение броска в предполагающую точку встречи мяча с мишенью.

Самоконтроль: определение скорости вылета снаряда, угла вылета в зависимости от передвижения мишени.

Дополнительные упражнения: игры и эстафеты с метаниями в цель.

1. Определение лучшего снайпера класса.

2. Команда снайперов.

3. «Убегающая мишень».

4. «Охотники – утки».

5. Легкоатлетический биатлон.

6. «- 5» (броски в цель из разных точек).

7. «Перестрелка» (выбивалы, «мяч капитану»).

8. Выбей мяч соперника.

9. От цели к цели по кругу.

10.  Метание мяча в цель – как одно из заданий преодоления полосы препятствий.

 

 

Литература

 

1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.

2. Жилкин А.И. Легкая атлетика: Учебн. Пособие для студ. Высш.пед.учеб. заведений /А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 464 с.

3.  Лях В.И. Координационные способности школьников. //Физическая культура в школе. – 2000. №4, №5.

4.  Лях В.И. Совершенствование специфических координационных способностей. //Физическая культа в школе. – 2001. №2.

5.   Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для институтов физической культуры. – М.: ФиС, 1991. – 543 с.

6.  Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. – М.: ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 863 с.

7. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. уч.заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с.

8. Рощупкин Г.В. Метание на уроках физической культуры. // Физическая культура в школе. – 1997. №5.

9. Сенсомоторика и двигательный навык в спорте: Сб.нау.тр. /Под. ред.  Зимкин Н.В. – Ленинград, 1973. – 103 с.

10.  Сидоров А.А., Прохорова М.В.,Синюхин Б.Д. Педагогика: Учеб.для студ., асп.,преп.и тренеров по дис. «Физическая культура» - М.: «Тера – Спорт», 2000. – 272 с.

11. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: «Тера – Спорт, Олимпия Пресс», 2001. – 520 с.

12.  Станчев С. Техническая подготовка легкоатлетов – метателей: Пер. с болг. /Предисл. Н.Г. Левицкого. – М.: ФиС, 1981. – 135 с.

13.  Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. Для студ.сред. и высш. Учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 608 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.