Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития

2021-03-17 82
Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития

Региона.

Основные понятия.

Проект (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.[2]

Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги).

Выполнение проекта составляет проектную деятельность, которая включает: а) проведение управленческих мероприятий (проектное управление). Достигается на основе использования, в том числе, принципов и методов управления проектом, являющегося частью системы менеджмента предприятия, универсальной для решения разных производственных задач;

б) Решение специализированной задачи: - разработка продукции для заказчика.

Продуктами проекта могут быть:

- результаты маркетинговых исследований (маркетинг), проектно конструкторская документация (управление проектированием). Комплект такой документации называется проектом. Он предназначен для создания разработанного устройства, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых он был разработан. (Обратим внимание на то, что значение слова «проект» в управленческой и научно-технической деятельности отличаются), технологическая документация (управление производством),

программное обеспечение (управление проектами), и т. д.;

в)решение внутренних производственных задач:

- повышение качества продукции (управление качеством);

- повышение эффективности организации труда (управление персоналом);

- оптимизация финансовых потоков (финансовый менеджмент),и др;

Проекты могут быть объединены в программу проектов для достижения единого результата, или в портфель проектов для более эффективного управления. Портфель проектов может состоять из программ.

Проект обладает рядом свойственных ему характеристик, определив которые, можно точно сказать, относится ли анализируемый вид деятельности к проектам.

Временность — любой проект имеет четкие временные рамки (это не относится к его результатам); в случае, если таких рамок не имеется, деятельность называется операцией и может длиться сколь угодно долго.

Уникальные продукты, услуги, результаты — проект должен порождать уникальные результаты, достижения, продукты; в противном случае такое предприятие становится серийным производством.

Последовательная разработка — любой проект развивается во времени, проходя через определенные ранее этапы или шаги, но при этом составление спецификаций проекта строго ограничивается содержанием, установленным на этапе начала.

Несмотря на то, что конечный результат выполнения проекта должен быть уникален, он обладает рядом общих с процессным производством характеристик:

- Выполняется людьми.

- Ограничен доступностью ресурсов.

- Планируется, исполняется и управляется.

- Выделяют типы проектов по сферам деятельности:

- Технический проект (строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения и т.д.);

- Организационный проект (реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции и т. д.);

- Экономический проект (приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения и т. д.);

- Социальный проект (реформирование системы социального обеспечения, социальная защита необеспеченных слоев, преодоление последствий природных и социальных потрясений и т. д.);

- Смешанный проект (проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности, - к примеру, проект реформирования предприятия, включающий внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, разработку и внедрение специального программного обеспечения и т. д.);

1. Существует классификация проектов[1]

1.1. По масштабу:

- Монопроекты – проекты, направленные на решение преимущественно одной задачи (обычно в рамках предприятия);

- Мультипроект – комплексный проект, состоящий из ряда взаимосвязанных монопроектов, объединенных одной целью;

- Мегапроект – целевые программы по реформированию экономики страны, развития регионов, отраслей и др. образований, включающие в свой состав ряд моно-и мультипроектов;

1.2. По объемам финансирования:

В зависимости от отрасли, масштабов деятельности компании-исполнителя и страны, в которой реализуется проект, он может быть отнесен к малым, средним или крупным.

1.3. По длительности реализации:

a) Краткосрочный – до 1-го года;

b) Среднесрочный – от 1-го года до 3-х лет;

c) Долгосрочный – свыше 3-х лет;

1.4. По географическому признаку:

- Территориальный;

- Региональный;

- Международный;

1.5. По сложности:

a) Технически сложный. К таким проектам относятся те, в которых полностью или частично неизвестна технология получения результата, либо имеются технические трудности разного рода в реализации проекта;

b) Организационно сложный. К таким относятся проекты с большим количеством участников, либо территориально разнесенный, когда участники команды находятся в разных местах;

c) Комплексно-сложный. К таким относится проект, включающий в себя проблемы технического и организационного плана;

d) Простой. Тот, который команда проекта, как правило, уже реализовывала ранее и имеет опыт;

Из этой главы можно увидеть, какие существует проекты, типы и классификация проектов, узнали, что каждый проект развивается в определенной среде, причем независимо от того, какой предметной области он принадлежит. Эта среда напрямую влияет на проект. А так же проект может быть разбит (декомпозирован) как на подпроекты, так и на фазы. Совокупность временных фаз представляет собой жизненный цикл проекта.

 

 


Забайкальского края.

Более подробно, мы хотели бы рассмотреть численность обучающихся в общеобразовательных учреждения Забайкальского края и численность студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, за последние три года.

Таблица 2.2.1. Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Годы

Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях (тыс.чел.)

В том числе:

Государственные и муниципальные Негосударственные
2008 139,4 138,8 0,6
2009 137,9 137,3 0,6
2010 137,6 136,9 0,7

 Из Таблицы 2.2.1 видно, что численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях уменьшается на 1,8 единиц. Государственные и муниципальные учреждения снижается на 1,9 единиц. А негосударственные учреждения увеличатся на 0,1 единиц. Причинами может быть мало рождаемость, дефицит в общеобразовательных учреждениях.

Таблица 2.2.2. Численность студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Годы

Численность студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (чел)

В том числе:

В государственных В негосударственных
2008 40378 39054 1324
2009 37862 36692 1170
2010 41362 40488 874

Из Таблицы 2.2.2 видно, что численность студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования с 2008 года по 2009 год уменьшается на 2516 единиц, а с 2009 года по 2010 год увеличивается на 3500 единиц Государственные и муниципальные учреждения с 2008 года по 2009 год снижается на 2362 единиц, а потом с 2009 года по 2010 год увеличивается на 3796 единиц. А негосударственные учреждения уменьшаются с 2008 года по 2010 год на 450 единиц.

По данным прогноза таблицы видно, что существуют  изменения. Численность студентов в образовательных учреждениях высшего профессиального образования больше, чем численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Можно сказать, что в общеобразовательных государственных и муниципальных учреждениях коэффициенты(цифры) снижаются, а в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования сначала коэффициенты(цифры) увеличиваются, а потом уменьшаются и резко опять увеличиваются. В негосударственных общеобразовательных учреждениях коэффициенты (цифры) сначала стабильны, а к концу года увеличиваются. В негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования коэффициенты уменьшаются. Причинами этого могут быть мало рождаемость, дефицит в общеобразовательных учреждениях и в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

 

 

Заключение

Таким образом, развитие региональной системы образования является одним из приоритетов развития социальной сферы, повышения уровня и качества жизни населения. В крае действуют все типы образовательных учреждений, позволяющие обеспечить реализацию прав граждан на образование в условиях дифференциации и вариативности системы образования, выбор образовательных программ исходя из потребностей, интересов и состояния здоровья детей. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в прогнозируемом периоде будет продолжена работа по обеспечению консолидации усилий федерального, краевого и муниципального уровней власти в целях модернизации системы образования и улучшения качества обучения и воспитания через стимулирование инновационных программ и форм обучения, внедрение эффективных государственно-общественных форм управления образованием, развитие системы социального партнерства, поддержку лучших учителей, укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.

По оценке, в 2010 году численность учащихся общеобразовательных школ составит 142550 (на 1,8 % ниже уровня 2009 года). По прогнозу, в 2011 году численность учащихся по отношению к предыдущему году незначительно уменьшится: по первому варианту она составит 142200 человек, что на 0,2 % ниже уровня 2010 года, по второму варианту – 142400 человек (ниже на 0,1 %), что обусловлено демографическими процессами. В последующие годы в результате увеличения числа первоклассников ожидается рост численности учащихся общеобразовательных школ, и к 2013 году численность учащихся увеличится по первому варианту прогноза на 1,9 % к уровню 2010 года (145200 человек), по второму варианту – на 2 % (145400 человек).

В целях обеспечения доступности дошкольного образования в перспективе планируется строительство новых и увеличение мощности действующих детских садов.

Численность детей в учреждениях дошкольного образования в 2010 году, по оценке, составит 46,6 тыс. человек и увеличится к уровню 2009 года на 0,9 %, в 2011 году, по прогнозу, – 47,2 тыс. человек по первому и 47,4 тыс. человек по второму варианту, что составит 101,3 % и 101,7 % соответственно по вариантам к уровню предыдущего года, что обусловлено увеличением мощности действующих дошкольных садов, развитием альтернативных форм дошкольного образования. Численность детей в учреждениях дошкольного образования за 2011–2013 годы по первому варианту прогноза увеличится на 4,5 % и составит в 2013 году 48,7 тыс. человек, по второму варианту – увеличится на 5,2 % и составит в 2013 году 49 тыс. человек.

Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями в 2010 году, по оценке, снизится на 2,1 % по сравнению с уровнем предыдущего года и составит 460 мест на 1000 детей в возрасте 1–6 лет. Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями в 2011 году, по прогнозу, составит 458,0 мест на 1000 детей дошкольного возраста по первому варианту и 460 мест на 1000 детей дошкольного возраста по второму варианту прогноза, или 99,6 % и 100,0 % соответственно к уровню предыдущего года.

В 2013 году уровень показателя составит 474 мест и 477 мест на 1000 детей дошкольного возраста по первому и второму вариантам прогноза соответственно (прирост к 2010 году – 3,0 % и 3,7 %).

В учреждениях начального профессионального образования Забайкальского края преобладают учащиеся, получающие специальность для работы в сферах промышленности (28,2 %) и общественного питания, торговли, производства пищевой продукции (18,9 %).

Численность учащихся учреждений начального профессионального образования в 2010 году, по оценке, уменьшится к уровню предыдущего года на 0,9 % и составит 11,5 тыс. человек. В 2011–2013 годах количество учащихся незначительно уменьшится и в 2011 году составит 11,4 тыс. человек (99,1 % к предыдущему году) и 11,5 тыс. человек (100 %) по первому и второму вариантам прогноза соответственно; в 2013 году – 11,3 тыс. человек (98,3 %) по первому варианту и 11,4 тыс. человек (99,1 %) по второму варианту прогноза соответственно.

На очных отделениях средних специальных учебных заведений обучается 60,1 % от общего числа студентов. Из общего числа студентов средних специальных учебных заведений 33 % обучается с полным возмещением затрат на обучение (по договорам с юридическими и физическими лицами),

 67 % обучается за счет бюджетных средств.

По оценке, в 2010 году численность студентов средних специальных учебных заведений составит 19,7 тыс. человек и увеличится к уровню предыдущего года на 2,6 %. За 2011–2013 годы, по прогнозу, численность учащихся в учреждениях среднего профессионального образования незначительно уменьшится и составит в 2013 году 19,5 тыс. человек по первому варианту и 19,6 тыс. человек по второму варианту прогноза (99 % и 99,5 % к уровню 2010 года). 

На очных отделениях высших учебных заведений обучается 49,7 % от общего числа студентов. Из общей численности студентов высших учебных заведений 58,6 % обучается с полным возмещением затрат на обучение.

В 2010 году численность студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, по оценке, составит 36,5 тыс. человек и уменьшится к уровню 2009 года на 1,1 %. В 2011–2013 годах ожидается незначительное снижение численности студентов; в 2013 году число студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, составит, по прогнозу, 35,8 тыс. человек по первому варианту и 36 тыс. человек по второму варианту, что на 1,9 % и 1,4 % меньше уровня 2010 года. Выпуск специалистов учреждениями высшего профессионального образования всех форм собственности в 2010 году, по оценке, составит 7500 человек (105,1 % к предыдущему году), в последующие годы прогнозируемого периода выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием будет снижаться и в 2013 году составит 6120 человек по первому варианту и 6200 человек по второму варианту и уменьшится на 18,4 % и 17,3 % к уровню 2010 года соответственно.

Список использованной литературы:

1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003

2. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003.

3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. Ярославль: Академия развития, 2008.

4. Макконнелл К., Брю С. Принципы, проблемы и политика. Таллин, 1995.

5. Эльянов А. К вопросу об интеграции России в мировую экономику // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 10. С. 10-22.

6. Секторальный и региональный анализ последствий вступления России в ВТО: оценка издержек и выгод / К. Юдаева [и др.]. 3-е изд. М., 2003.

7. См.: Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. М., 2000; Auty R. Resource Abundance and Economic Development (Wider Studies in Development Economics). UNU World Institute for Development Economics Research, Helsinki, 1998; Wright G. Resource-Based Growth Then and Now // Mimeographed. Department of Economics, Stanford University, Palo Alto,California, 2001.5 Manzano O., Rigobon R. Resource Curse or DebtOverhang // NBER Working Paper: Cambridge,Massachusetts, 2001. № 8390.

8. Вишневская Н. Внешнеэкономическая либерализация и рынок труда // Мировая экономика и международные отношения. 2004. №3. С. 81-88.

9. Greenaway D., Hine R., Milner С. Vertical and Horizontal Intra-Industry Trade: A Cross Industry Analysis for the United Kingdom // Economic J. Vol. 105.Nov. 1995. P. 1505-1518.

10. Яременко Ю.В. Экономический рост. Структурная политика // Проблемы прогнозирования. 2001.№ 1. С. 6-14.

11. Пчелинцев О.С. Российский экономический рост 1999 - 2000 гг. в региональном и глобальном контекстах // Проблемы прогнозирования. 2001. № 4. С. 25-43.

12. Под ред. Н.А. Селезневой и А.Н. Субетто М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. С. 19. 11

13. http://www.забайкальскийкрай.рф/

14. http://chita.gks.ru/digital/default.aspx

15. http://protown.ru/russia/obl/articles/7365.html

16. http://минобр.забайкальскийкрай.рф/

 

Глава 1. Теоретические основы социально-экономического развития

Региона.

Основные понятия.

Проект (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.[2]

Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги).

Выполнение проекта составляет проектную деятельность, которая включает: а) проведение управленческих мероприятий (проектное управление). Достигается на основе использования, в том числе, принципов и методов управления проектом, являющегося частью системы менеджмента предприятия, универсальной для решения разных производственных задач;

б) Решение специализированной задачи: - разработка продукции для заказчика.

Продуктами проекта могут быть:

- результаты маркетинговых исследований (маркетинг), проектно конструкторская документация (управление проектированием). Комплект такой документации называется проектом. Он предназначен для создания разработанного устройства, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых он был разработан. (Обратим внимание на то, что значение слова «проект» в управленческой и научно-технической деятельности отличаются), технологическая документация (управление производством),

программное обеспечение (управление проектами), и т. д.;

в)решение внутренних производственных задач:

- повышение качества продукции (управление качеством);

- повышение эффективности организации труда (управление персоналом);

- оптимизация финансовых потоков (финансовый менеджмент),и др;

Проекты могут быть объединены в программу проектов для достижения единого результата, или в портфель проектов для более эффективного управления. Портфель проектов может состоять из программ.

Проект обладает рядом свойственных ему характеристик, определив которые, можно точно сказать, относится ли анализируемый вид деятельности к проектам.

Временность — любой проект имеет четкие временные рамки (это не относится к его результатам); в случае, если таких рамок не имеется, деятельность называется операцией и может длиться сколь угодно долго.

Уникальные продукты, услуги, результаты — проект должен порождать уникальные результаты, достижения, продукты; в противном случае такое предприятие становится серийным производством.

Последовательная разработка — любой проект развивается во времени, проходя через определенные ранее этапы или шаги, но при этом составление спецификаций проекта строго ограничивается содержанием, установленным на этапе начала.

Несмотря на то, что конечный результат выполнения проекта должен быть уникален, он обладает рядом общих с процессным производством характеристик:

- Выполняется людьми.

- Ограничен доступностью ресурсов.

- Планируется, исполняется и управляется.

- Выделяют типы проектов по сферам деятельности:

- Технический проект (строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения и т.д.);

- Организационный проект (реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции и т. д.);

- Экономический проект (приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения и т. д.);

- Социальный проект (реформирование системы социального обеспечения, социальная защита необеспеченных слоев, преодоление последствий природных и социальных потрясений и т. д.);

- Смешанный проект (проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности, - к примеру, проект реформирования предприятия, включающий внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, разработку и внедрение специального программного обеспечения и т. д.);

1. Существует классификация проектов[1]

1.1. По масштабу:

- Монопроекты – проекты, направленные на решение преимущественно одной задачи (обычно в рамках предприятия);

- Мультипроект – комплексный проект, состоящий из ряда взаимосвязанных монопроектов, объединенных одной целью;

- Мегапроект – целевые программы по реформированию экономики страны, развития регионов, отраслей и др. образований, включающие в свой состав ряд моно-и мультипроектов;

1.2. По объемам финансирования:

В зависимости от отрасли, масштабов деятельности компании-исполнителя и страны, в которой реализуется проект, он может быть отнесен к малым, средним или крупным.

1.3. По длительности реализации:

a) Краткосрочный – до 1-го года;

b) Среднесрочный – от 1-го года до 3-х лет;

c) Долгосрочный – свыше 3-х лет;

1.4. По географическому признаку:

- Территориальный;

- Региональный;

- Международный;

1.5. По сложности:

a) Технически сложный. К таким проектам относятся те, в которых полностью или частично неизвестна технология получения результата, либо имеются технические трудности разного рода в реализации проекта;

b) Организационно сложный. К таким относятся проекты с большим количеством участников, либо территориально разнесенный, когда участники команды находятся в разных местах;

c) Комплексно-сложный. К таким относится проект, включающий в себя проблемы технического и организационного плана;

d) Простой. Тот, который команда проекта, как правило, уже реализовывала ранее и имеет опыт;

Из этой главы можно увидеть, какие существует проекты, типы и классификация проектов, узнали, что каждый проект развивается в определенной среде, причем независимо от того, какой предметной области он принадлежит. Эта среда напрямую влияет на проект. А так же проект может быть разбит (декомпозирован) как на подпроекты, так и на фазы. Совокупность временных фаз представляет собой жизненный цикл проекта.

 

 



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.