Психофизиологическое тестирование спортсменов разных видов спорта в динамике учебно-тренировочного и соревновательного процессов. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Психофизиологическое тестирование спортсменов разных видов спорта в динамике учебно-тренировочного и соревновательного процессов.

2021-03-17 178
Психофизиологическое тестирование спортсменов разных видов спорта в динамике учебно-тренировочного и соревновательного процессов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Показатель сенсомоторной реакции включает в себя множество компонентов высшей нервной деятельности человека от сенсорной обработки сигнала до активации двигательных нейронов. Потенциальные возможности применения психофизиологической диагностики для сопровождения тренировочного и соревновательного процессов спортсменов видятся не до конца раскрытыми и внедренными в практику.

В предсоревновательный и соревновательный этапы оценивались результаты психофункциональной диагностики футболистов (n=18; 7 КМС, 11 обладателей I-го разряда) и спортсменов национальной команды РБ по плаванию (n=16; 5 МСМК, 11 МС). У них определяли показатели сенсомоторной реакции с расчетом времени анализа и принятия решения (разницы СЗМР–ПЗМР), психоэмоциональное состояние (уровень ситуативной тревоги, коэффициент вегетатики). На соревновательном этапе футболисты обследованы за 2 дня до решающего матча, пловцы – за 4-5 дней до ЧМ (таблица 16).

Таблица 16

Психофизиологическое тестирование футболистов и пловцов на этапах подготовки

Показатель, 

единицы измерения

Футболисты, n =18

Пловцы, n =16

Предсоревн. этап, M1±m1 Соревн. этап, M2±m2 p1-2 Предсоревн. этап, M3±m3 Соревн. этап, M4±m4 p3-4
ПЗМР, мс 191,41±4,38 210,06±3,62 <0,05 192,77±9,08 185,69±5,35 >0,05
Функциональный уровень нервной системы, у. е. 4,92±0,07 4,86±0,09 >0,05 4,92±0,11 4,81±0,09 >0,05
Устойчивость НС, у. е. 2,26±0,11 2,24±0,14 >0,05 2,45±0,15 2,10±0,12 >0,05
Уровень функциональных возможностей, у. е. 3,98±0,12 3,88±0,14 >0,05 4,07±0,19 3,72±0,15 >0,05
Реакция различения, мс 329,29±9,16 296,33±8,46 <0,05 325,67±7,08 299,33±10,14 >0,05
Ошибки выбора цвета, n 3,59±0,42 1,61±0,35 <0,05 4,22±0,50 2,46±0,37 <0,05
Время анализа, мс 137,88±7,94 86,28±8,05 <0,05 133,67±8,22 121,85±9,37 >0,05
Ситуативная тревога, у. е. 2,39±0,56 1,11±0,29 <0,05 0,42±0,19 0,69±0,31 >0,05
Коэф. вегетации, у. е. 1,54±0,11 1,29±0,08 >0,05 1,38±0,10 1,40±0,07 >0,05

 

Из полученных данных следует, что время простой сенсомоторной реакции у футболистов в динамике по этапам подготовки достоверно увеличилось (с 191,41±4,38 до 210,06±3,62 мс; p<0,05). Однако более существенное увеличение скорости обработки информации в ЦНС, что отражается в достоверном снижении времени анализа и принятия решения (с 137,88±7,94 до 86,28±8,05 мс; p<0,05), привело к тому, что длительность сложной зрительно-моторной реакции также достоверно снизилась (с 329,29±9,16 до 296,33±8,46 мс; p<0,05). Ситуативная тревога при этом достоверно снизилась (с 2,39±0,56 до 1,11±0,29 усл. ед.; p<0,05). Показатели функционального состояния ЦНС остались практически на прежнем уровне, что свидетельствует об успешном завершении предсоревновательного периода подготовки. Вместе с тем можно констатировать факт, что к соревновательному периоду у спортсменов данной команды наблюдается состояние «психического пресыщения» по Е.П. Ильину и Н.П. Фитискину. В их работах было показано, что такие разнонаправленные изменения, как увеличение времени ПЗМР при снижении времени СЗМР (реакции различения), являются показателем неблагоприятного состояния центральных регуляторных механизмов. На основании полученных данных была проведена своевременная психокоррекция и внесены необходимые изменения в предсоревновательную подготовку команды, что привело к положительным результатам в соревновательной деятельности: 2 игры с командами, значительно превосходящими по уровню мастерства, закончились победой курируемой команды.

У пловцов в динамике адаптации к физической нагрузке время ПЗМР уменьшилось недостоверно (с 192,77±9,08 до 185,69±5,35 мс; p >0,05). Уменьшилось и время СЗМР (с 325,67±7,08 до 299,33±10,14 мс; p>0,05), и незначительно уменьшилось время анализа и принятия решения (с 133,67±8,22 до 121,85±9,37 мс; p>0,05). Данные изменения свидетельствуют о благоприятной динамике функционального состояния ЦНС спортсменов в процессе подготовки: достоверно снизилось количество ошибок выбора цвета, что свидетельствует о повышении мобилизационной готовности спортсменов. Выявленные изменения были подтверждены результатами выступления национальной команды РБ по плаванию на ЧМ (10 членов национальной команды улучшили свои личные результаты в ходе выступления на ЧМ практически на всех дистанциях, в которых участвовали).

Отсутствие достоверных изменений показателей сенсомоторного реагирования в динамике учебно-тренировочного и соревновательного процессов у спортсменов национальной команды по плаванию объясняется их высокой квалификацией, что отражается в развившейся адаптации к специфической физической активности (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Динамика времени сенсомоторных реакций в процессе адаптации к физической активности

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.