Роль коносамента и коммерческого счета во внешней торговле — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Роль коносамента и коммерческого счета во внешней торговле

2021-03-17 92
Роль коносамента и коммерческого счета во внешней торговле 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коносамент, функции, виды, сфера применения, правила заполнения

Коносамент(consignment) - документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента. Коносамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом.

Для стран-участниц коносаментные перевозки грузов регулируются Международной конвенцией по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов 1921 г. (Гаагские правила); Брюссельским протоколом 1968 г. по пересмотру Гаагских правил о коносаментах 1921 г. (Правила Гаага-Висби); Конвенцией ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила), которая поглощает Гаагские правила и правила Гаага-Висби. Около 40 стран мира присоединились к конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г., но Россия не является её участницей.

В Российской Федерации правовое регулирование коносаментных перевозок осуществляется кодексом торгового мореплавания СССР 1968 г. с последующими изменениями и дополнениями и Гражданским кодексом России.

С юридической точки зрения коносамент выполняет три основные функции:

1) Является официальной квитанцией судовладельца (перевозчика), подтверждающей, что товары, которые предположительно находятся в указанном виде, количестве и состоянии, отправлены в указанное место назначения на конкретном судне или, по крайней мере, получены под охрану судовладельца для цели отправки. Обязанность перевозчика выдать отправителю после приема груза коносамент установлена ст. 123 КТМ СССР.

2) Удостоверяет заключение сделки морской перевозки, который фактически заключается до подписания коносамента, и повторяет в деталях его содержание. В соответствии со ст. 120 КТМ СССР наличие и содержание соглашения морской перевозки могут быть доказываемы среди прочих документов коносаментами. Согласно ст. 121 КТМ СССР правоотношения между перевозчиком и получателем груза определяются коносаментом.

3) Является товарораспорядительным документом на товары, позволяющим покупателю распорядиться ими путем передаточной надписи и предоставления коносамента. Таким образом, коносамент предоставляет право собственности на товары.

Согласно ст. 124 КТМ СССР в коносаменте указываются:

1) Наименование судна, если груз принят к перевозке на определенном судне;

2) Наименование перевозчика;

3) Место приема или погрузки судна;

4) Наименование отправителя;

5) Место назначения груза либо, при наличии чартера, место назначения или направление судна;

6) Наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан "приказу отправителя", либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан "приказу получателя" (ордерный коносамент), или указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя); если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен "приказу получателя", то он считается составленным "приказу отправителя";

7) Наименование груза, имеющиеся на нем марки, число мест либо количество и (или) мера (вес, объем), а в необходимых случаях данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза;

 

 

8) Фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенном в чартере или в другом документе, либо указание, что фрахт полностью уплачен;

9) Время и место выдачи коносамента;

10) Число составленных экземпляров коносамента;

11) Подпись капитана или иного представителя перевозчика.

Обычно коносамент - это типографским способом отпечатанный бланк, в который на пишущей машинке или на принтере вносятся вышеуказанные сведения. На обороте коносамента приводятся условия договоренности морской перевозки. Крупные судоходные фирмы имеют свои фирменные бланки. Поскольку коносамент является товарораспорядительным документом и обладание им согласно торговому обычаю во многих отношениях эквивалентно обладанию товарами, вручение коносамента обычно влечет те же последствия, что и вручение самих товаров.

Как правило, изготавливается три и более экземпляров коносамента с тем же содержанием и датой: для грузоотправителя или его экспедитора, для грузополучателя и для грузовладельца. Все экземпляры коносамента, составляющие так называемый полный комплект, являются оригиналами и на них ставится штамп "Оригинал". В некоторых случаях обозначается порядковый номер оригинала. Товарораспорядительным документом является обычно только один (первый) из оригиналов коносамента. Копии коносамента имеют штамп "Копия" или печатаются на бланках, отличного от оригинала цвета.

Если по одному из экземпляров коносамента товары выданы, то остальные теряют силу.

Только лицо, обладающее коносаментом, вправе претендовать на передачу ему товаров перевозчиком. Перевозчик не будет нести ответственности за неправильную доставку товаров, если вручит товары держателю первого оригинала коносамента, который ему представлен (при условии, что перевозчик не осведомлен о незаконности владения коносаментом). И даже истинный владелец не вправе претендовать на товары, если он не может предъявить коносамент. По способу передачи права собственности на товары при помощи коносамента коносаменты различают на следующие виды.

Именной коносамент (straight consignment) - выписанный на определенного получателя с указанием его наименования и адреса. Он может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования. По такому коносаменту груз в порту назначения выдается получателю, указанному в коносаменте, или лицу, которому коносамент был передан в указанном порядке.

Ордерный коносамент (to-order consignment) - содержащий указание "приказу отправителя" или "приказу получателя". Он предполагает, что отправитель или получатель могут передать свои права третьему лицу путем проставления на коносаменте передаточной надписи (индоссамента) и вручения его этому лицу. В порту назначения по ордерному коносаменту груз будет выдан отправителю или получателю в зависимости от того чьему приказу он выдан, а при наличии в нем передаточных надписей (consignment made out to order and endorsed in blank) - лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью.

Коносамент на предъявителя (bearer consignment) - предполагает, что продукт в порту назначения передается любому лицу - предъявителю коносамента. Такой коносамент передается путем простого вручения.

Коносаменты ордерные и на предъявителя являются оборотными (negotiable consignment). Благодаря оборотности они выполняют свою основную функцию - дают их держателю возможность распоряжаться товарами, пока они находятся в пути или заложить коносамент в банк до прибытия продукта. Коносамент становится оборотным лишь в том случае, если он был таким оформлен.

Если грузоотправитель намеревается получить оборотный коносамент, он указывает в коносаменте: "приказу имярек". Грузоотправитель, который желает получить необоротный коносамент, термин "приказу" не вписывает, а в соответствующем поле коносамента указывает получателя груза.

Оборотные коносаменты предпочтительнее в некоторых видах международной торговли, т.к. благодаря тому, что коносамент является оборотным, груз тоже фактически становится оборотным. Оборотная форма коносаментов обычно применяется при торговле зерном, черным золотом и т.п. товаров, где коносаменты на товары в пути продаются и покупаются по цепочке договоров с оговоркой, по которым Посредники не принимают товары и только последний покупатель физически получает товары с судна по его прибытии. Как уже сказано выше, оборотные коносаменты используются и в случаях, когда покупатель намеревается или предполагает заложить коносаменты как дополнительное обеспечение в банк до прибытия товаров.

 

 

Однако, на практике чаще применяются необоротные Коносаменты (non-negotiable Consignment), применение которых предполагает, что получатель сам примет Товары по прибытии судна. Даже необоротный Коносамент действует как товарораспорядительный документ, т.к. только указанный в нем получатель вправе требовать выдачи товаров судовладельцем (если предъявит Коносамент).

В зависимости от наличия оговорок о наличии у перевозчика претензий к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковки различают Коносаменты "чистые" (clean Consignment) и "с оговорками" (claused).

"Чистые" Коносаменты не содержат дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние Продукта и/или упаковки. Оговорка, не относящаяся к состоянию товаров при погрузке, но затрагивающая их дальнейшую судьбу и состояние при разгрузке, не делает Коносамент Коносаментом с оговорками.

Представление "чистого" Коносамента является обязательным условием многих сделок в Международной торговле. Банк может не принять Коносамент с оговорками (пометками), если только в Аккредитиве точно не указывается, какие из них допускаются.

В международной практике "чистый" Коносамент часто выдается перевозчиком грузоотправителю в обмен на гарантийное письмо последнего. В международной практике различают также Коносаменты бортовые (shipped on board Consignment) и на принятый для погрузки груз (received for shipment). Если Товары не перевозятся в контейнерах, Коносаменты обычно являются бортовыми. На бортовых Коносаментах указывается: "погружен в хорошем состоянии (кем) на борт теплохода (название)"; на Коносаментах для отгрузки: "получен в хорошем состоянии от (кого) для отгрузки на борт теплохода (название)". Когда судовладелец выдает бортовой Коносамент, он подтверждает, что груз погружен на борт судна. Если же он выдает Коносамент для погрузки на борт судна, он лишь подтверждает, что Товары доставлены под его охрану. Коносамент такого типа обычно используется, если Товары подготовлены к отправке в контейнерах на заводе, на складе экспортера или на контейнерном терминале вне порт аккурат пример, на железнодорожной станции). Рейсовый (линейный) Коносамент (liner Consignment) - применяется при перевозках товаров на судах, совершающих рейсы по расписанию, для которых в порту назначения имеется зарезервированный причал. Это Коносамент для линейных, а не трамповых перевозок, когда судно не имеет постоянного маршрута и расписания рейсов.

Чартерный (фрахтовый) Коносамент (chartered Consignment) применяется в трамповых (нерегулярных) перевозках. Чартер или чартер-партия (charter, charter-party) - это Договор на перевозку груза трамповым судном. Сторонами в чартерном договоре являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель).

Фрахтователь может заключить Договор на перевозку товаров с третьим лицом. Коносамент, оформленный для такой перевозки, должен содержать указание "по чартер-партии", а Договор на перевозку - ссылку на Контракт о найме данного судна. Линейный Коносамент содержит все существенные условия Концессии перевозки и третье лицо (например, индоссат или иной держатель Коносамента) имеет возможность узнать о них из самого Коносамента. В чартерном Коносаменте инкорпорируются путем ссылки отдельные из условий чартер-партии с тем, чтобы они могли иметь эффект для грузополучателя или индоссата Коносамента.

 

Главное различие между линейными и чартерными Коносаментами состоит в том, что Банки, как правило, если только не имеют противоположных инструкций, отказываются акцептовать чартерный Коносамент как действительное Предложение по аккредитиву. Т.е., если иное не предусмотрено в Аккредитиве, Банки отклоняют документ, в котором указано, что он выставлен на условиях чартер-партии.

Коносаменты могут также быть прямыми и сквозными.

Прямые Коносаменты применяются при перевозках от порта до порта.

Сквозные Коносаменты (through Consignment) используются, если морская перевозка составляет только часть общей перевозки и Товары должны перевозиться разными наземными и морскими перевозчиками. В этом случае отправителю обычно удобнее получить сквозной Коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками, которые должны перевозить груз на последующих стадиях перевозки. Сквозные Коносаменты применяются также, когда сама морская перевозка разделена на отдельные стадии, которые осуществляют разные судовладельцы путем перегрузки. Сквозной Коносамент типичен для современных контейнерных перевозок, когда Товары перевозятся от места погрузки до места назначения в одних и тех же контейнерах, но на различных видах транспорта. Грузоотправитель заключает Договор перевозки только с перевозчиком, который сквозной подписывает Коносамент. Перевозчик (экспедитор) организует перегрузки с последующими перевозками. Товары считаются доставленными только последним из перевозчиков после передачи одной оригинальной части сквозного Коносамента, которая подлежит передаче грузополучателю.

Если судоходная Организация осуществляет комбинированные перевозки, она может выдать специальный контейнерный Коносамент, который подпадает под действие правил Гаага-Висби. Все контейнерные Коносаменты обычно являются не бортовыми (shipped on board), а погрузочными (received for shipment). Это связано с тем, что они зачастую принимаются к перевозке на контейнерных станциях вне порта. На обороте контейнерного Коносамента указаны условия Концессии перевозки.

Если Коносамент включает в себя страховой полис, он является застрахованным Коносаментом (insured Consignment).

Другой важнейший внешнеторговый документ - счет-фактура относится к коммерческим документам, которые дают стоимостную, количественную и качественную характеристику Продукта. Такие документы оформляет на своем бланке Продавец, а Покупатель против них производит оплату.

Коммерческий счет является основным расчетным документом. Он содержит требование Продавца об уплате указанной в нем суммы причитающегося Платежа за поставленный Продукт. В нем, как правило, указываются:

1. реквизиты Продавца и Покупателя;

2. описание Продукта;

3. Цена за единицу Продукта и общая сумма счета (Платежа);

4. базисные условия Поставки Продукта;

5. способ Платежа и форма расчета;

6. наименование банка, где должен быть произведен платеж;

7. Сведения об Оплате Стоимости перевозки;

8. Сведения о страховании.

Счет выписывается в большом количестве экземпляров (иногда до 25-ти). Он активно используется при проведении таможенного и валютного контроля и производстве таможенного оформления. Согласно приказу ГТК Российской Федерации от 05.01.94 г. № 1 счета (счет-фактура, счет-проформа) должны представляться таможенному органу декларантом для подтверждения заявленных Сведений по таможенной Стоимости.

Счет-фактура (invoice) - документ, удостоверяющий фактическую Поставку Продукта и (или) оказание услуг и их Стоимость. Обычно выписывается Продавцом Покупателю после окончательной приемки Продукта последним.

Счет-фактура содержит наименование и адреса Продавца и Покупателя; дату и номер заказа Покупателя; описание проданного Продукта; Сведения об упаковке; точные обозначения и номера, указанные на упаковке; Цену Продукта; условия Поставки и Платежа. В нём рекомендуется указывать Сведения о перевозке (например, наименование судна и маршрут следования). Фактурная Цена указывается согласно условиям Концессии.

В соответствии с постановлением Правительства России от 29.07.96 № 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по Налогу на Добавленную стоимость" с 01.01.97 г. каждая отгрузка товаров, в т.ч. на экспорт, оформляется составлением счета-фактуры. В этом же Постановлении приведены правила составления счета-фактуры и обязательные для него реквизиты.

Помимо своего основного назначения, счет-фактура может использоваться в качестве Накладной на товар, направляемой вместе с Продуктом, а также для удостоверения происхождения Продукта.

Нередко таможенные Власти различных Стран устанавливают определенные требования к форме и содержанию счета-фактуры.

Консульский счет-фактура (consular invoice) - это коммерческий счет-фактура, который выписывается на официальном бланке в Стране экспортера и заверяется консульством Страны Покупателя. Назначение этого документа состоит в том, чтобы компетентные органы (таможня и др.) в Стране Покупателя могли контролировать таможенную Стоимость импортируемых товаров, предотвращать Бросовый экспорт товаров, осуществлять валютный Контроль. Например, при экспорте товаров морским транспортом в порты Аргентины счет-фактура и манифест на груз должны иметь Визу аргентинского Консула или, если его резиденция находится на расстоянии свыше 30 км от порта, соответствующую оговорку таможни порта отгрузки на национальном и испанском языках.

В настоящее время консульские счета-фактуры почти повсеместно отменены.

Следует различать счет-фактуру, счет-проформу и предварительный счет. Счет-проформа (proforma invoice) содержит Сведения о Цене и Стоимости Продукта, но не является расчетным документом, т.к. не содержит требования об уплате указанной в нем суммы. Поэтому, выполняя все остальные функции счета, он не выполняет главной функции счета как платежного документа. Счет-проформа может быть выписан на отгруженный, но еще не проданный Продукт и наоборот. Обычно он выписывается на при Поставках товаров на консигнацию, на выставки, аукционы, Поставках давальческого сырья по договорам на переработку, Поставках товаров в качестве дара или безвозмездной помощи (в этом случае может выписываться только для целей таможенной оценки).

Предварительный счет (preliminary invoice) выписывается, когда приемка Продукта производится в Стране назначения или при частичных (дробных) Поставках Продукта. Он содержит Сведения о количестве и Стоимости Политической партии Продукта и подлежит Оплате. После приемки Продукта или Поставки всей Политической партии выписывается счет-фактура, по которому производится окончательный расчет. В настоящее время в Государственной Думе ведется Работа по разработке законопроекта “О государственных и муниципальных ценных бумагах”. Регулирование вопросов Эмиссии ценных бумаг любых видов Ценных бумаг изначально должно преследовать цель защищать интересы Инвесторов, приобретающих Ценные бумаги. Задача обеспечения защиты Инвесторов может быть выполнена, во-первых, путем установления требований к эмитенту, которые бы обеспечивали исполнимость обязательств, принимаемых на себя эмитентом, во-вторых, путем установления правил, регламентирующих с достаточной опредедоговорам процедуру, принудительного исполнения обязательств, принятых на себя должником эмитентом. Когда в роли Эмитента оказывается Государство, необходимость обеспечения исполнения указанных задач возрастает, поскольку в данном случае и сам должник, и тот, кто обеспечивает принудительное действие в отношении должника противостоят частному лицу - инвестору. В этой связи разработка детальных правил, определяющих порядок Эмиссии ценных бумаг Государственных ценных бумаг, имеет принципиальное значение.

Сейчас можно говорить лишь о фрагментарности регулирования вопросов Эмиссии ценных бумаг Государственных ценных бумаг. Несмотря на то, что вопросы Эмиссии ценных бумаг, размещения или обращения Государственных ценных бумаг так или иначе регламентируются в различных правовых актах, в том числе в таких как Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, специальных законодательных актах, тем не менее отсутствует единая система нормативных актов. В результате всякий Выпуск отдельного вида Ценных бумаг сопровождается принятием специального нормативногта (или нескольких актов), регламентирующих вопросы Эмиссии ценных бумаг и обращения конкретного вида Ценных бумаг.

 

Сегодня главными источниками, определяющими основные принципы Эмиссии ценных бумаг и обращения Ценных бумаг, являются:

Конституция РФ.

Гражданский Кодекс РФ.

Федеральный Закон РФ “О Рынке ценных бумаг”.

Иные нормативные акты.

В текущем законодательстве не охвачены вопросы, связанные с межбиржевым Клирингом и погашением обязательств по Ценным бумагам, фьючерсных и опционных сделок; Ценные бумаги отделены от инвестиционных Рисков и инвестиционных инструментов. Основные направления совершенствования Законодательства о Ценных бумагах вытекают из нижеследующих выводов.

Коносамент выполняет три основные функции:

1) удостоверяет принятие судоходной Фирмой груза к перевозке; 2) является товаросопроводительным документом и выдача Продукта производится судоходной Фирмой в порту назначения только против предъявления этого документа; 3) свидетельствует о заключении Концессии морской перевозки. Коносамент обычно составляется в трех экземплярах. Все экземпляры Коносамента, составляющие так называемый полный комплект, являются оригиналами и на них ставится штамп "оригинал". После выдачи груза по одному из оригиналов остальные теряют силу, и с судоходной Организации снимается всякая ответственность за Продукт. Когда по контракту предусматривается полный Контроль над Товарами, необходимо представить полный комплект Коносаментов. Коносаменты составляются экспортером или транспортно-экспедиторской Компанией и представляются на подпись перевозчику. Если при приемке Продукта перевозчиком не было найдено никаких повреждений Продукта или его упаковки, то он просто подписывает Коносамент. Такой Коносамент называется "чистым". Если были обнаружены какие-либо повреждения, то перевозчик указывает их в Коносаменте. Такой Коносамент называется "нечистым" или "Коносамент с оговорками". В этом случае владелец Продукта может понести убытки. Получатель Продукта, когда ему предоставляются документы к Оплате, обычно желает знать, что указанный Продукт отгружен и направляется в его адрес. Об этом указывается пометка на Коносаменте "отгружен". Иногда на Коносаменте стоит отметка "принят к отгрузке". В этом случае существует Риск того, что Продукт находится еще в порту, дожидаясь следующего судна. Коносамент с такой отметкой содержит специальную оговорку.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.