Коносамент и чартер как правовая основа морских перевозок — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Коносамент и чартер как правовая основа морских перевозок

2021-03-17 198
Коносамент и чартер как правовая основа морских перевозок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отличительной особенностью морских перевозок является использование специального документа, наделенного уникальными свойствами. Речь идет о коносаменте. Коносамент применяется только при перевозках в водном сообщении. Такого документа не знают ни воздушные, ни автомобильные, ни железнодорожные перевозки.

Это один из мастодонтов, дошедших до нашего времени из эпохи парусного флота. И сегодня коносамент имеет самое широкое применение.

Что такое коносамент? Перевозчик, приняв предъявленный ему к перевозке груз, на основании данных, представленных отправителем, выдает последнему в нескольких экземплярах особый транспортно-коммерческий документ, который и называется коносаментом (“Bill of Lading”- англ.; “Connaissement”- франц.; “ Konossement”- немец.; “ Conocimento ” - испан.).

Коносаменты выписываются на основе стандартных форм (бланков). Эти формы разрабатываются и одобряются объединениями предприятий судовладельцев, линейными судоходными компаниями и другими морскими предприятиями. Большинство коносаментов разработаны под эгидой международной неправительственной морской фирмы - БИМКО (Балтийский и Международный морской Совет).

Коносамент универсальный документ многоцелевого назначения. Его функции можно свести к следующим:

1. Коносамент служит распиской перевозчика в приеме груза. Другими словами, коносамент является доказательством приема перевозчиком указанного в нем груза. Доказательственная сила коносамента как расписки, выданной в подтверждение приема груза для перевозки, зависит от того, между какими участниками перевозки возник спор по поводу данных коносамента о грузе. Если данные коносамента служат предметом спора между сторонами соглашения – отправителем (фрахтователем) и перевозчиком, они считаются достоверными, пока не доказано противоположное. Если же коносамент переходит к третьему лицу, то оспаривание данных коносамента перевозчиком уже недопустимо.

2. Коносамент выступает доказательством наличия и содержания договоренности морской перевозки. Сам по себе коносамент не является договором морской перевозки, как это часто полагают на практике. Договор всегда двусторонняя или многосторонняя сделка, тогда как коносамент односторонний акт, подписываемый капитаном или иным уполномоченным представителем перевозчика. Вместе с тем, в коносаменте излагаются основные условия концессии перевозки.договором

3. Коносамент является товарораспорядительным документом (Ценной бумагой). Эта функция выражается в том, что Договора купли-продажи товаров, а также другие операции с Товарами осуществляются с помощью Коносамента без физической передачи самих товаров. То есть Коносамент, представляющий поименованные в нем Товары может быть куплен, продан, передан на определенных условиях. Это возможно в силу того, что Коносамент, являясь Ценной бумагой, имеющей хождение на Рынке, выражает право собственности на конкретный указанный в Коносаменте груз.

Виды Коносаментов. Если приему груза предшествует заключение между сторонами чартера, то соответственно выданный Коносамент называется чартерным. Если же судно заранее не фрахтуется, чартер не составляется, что характерно для линейного судоходства, то перевозка осуществляется в соответствии с Коносаментом, называемым линейным.

В зависимости от того, как в Коносаменте определено лицо, имеющее право на получение груза, Коносаменты бывают:

1) именные;

2) ордерные;

3) предъявительские.

По именному Коносаменту груз может получить лишь то физическое или Юр. лицо, на имя которого он выписан.

В ордерном Коносаменте указывается, что Коносамент выдан “приказу отправителя” либо “приказу получателя”, т. е. отправителем или получателем может осуществляться передача Коносамента другим лицам. Обычно в Коносаменте указывается, чьему приказу он составлен. Если такая запись в Коносаменте отсутствует, считается, что он составлен “приказу отправителя”.

В Коносаменте на предъявителя указывается, что он выдан на предъявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо Данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему такой Коносамент.

Наибольшее распространение в Международной торговле получили ордерные Коносаменты.

Передача права на груз по ордерному Коносаменту осуществляется по бланковым или именным надписям (индоссаментам), которые учиняются на лицевой или оборотной стороне Коносамента.

Бланковая надпись учиняется лицом, распоряжающимся грузом, путем его подписи на Коносаменте. Ставя свою подпись, это лицо превращает ордерный Коносамент в Коносамент на предъявителя. Если же после бланковой надписи учиняется именная надпись, то это превращает ордерный Коносамент в именной.

Передача Коносамента от одного лица к другому по именной надписи осуществляется путем указания на Коносаменте фамилии лица, которому передается Коносамент.

При наличии непрерывного ряда надписей на Коносаменте груз выдается либо последнему указанному в нем конкретному лицу или же предъявителю Коносамента с бланковой надписью.

Порядок составления и выдачи Коносамента. Предложение заключить Договор перевозки груза исходит от отправителя в форме составляемого в нескольких экземплярах погрузочного ордера. В погрузочном ордере указываются название судна, наименование и количество груза, вид упаковки, имеющиеся на грузе марки, наименование отправителя и получателя, порты отправления и назначения. После погрузки грузовой помощник капитана ставит свою подпись на одном из двух экземпляров погрузочного ордера, который превращается таким образом в штурманскую расписку (mate’s receipt) - документ, подтверждающий прием груза на борт. Коносамент вручается отправителю в обмен на штурманскую расписку.

Коносамент выдается в определенном количестве экземпляров тождественного содержания, которые составляют комплект (set of bills). Это делается с целью облегчения обращения Коносамента и страхуют отправителя от Риска утраты пересылаемого Коносамента. При выдаче груза по одному из экземпляров Коносамента остальные теряют силу (stand void).

Чистые Коносаменты и гарантийные письма. Выданный перевозчиком Коносамент свидетельствует о количестве принятого к перевозке груза, его внешнем виде и состоянии упаковки. Коносамент, в котором нет оговорок, ставящих под сомнение количество принятого к перевозке груза или указывающего на его ненадлежащее состояние иили дефекты его упаковки, называется чистым Коносаментом (Clean Consignment).

Однако, если внешнее состояние груза или его упаковка вызывают сомнение в отношении сохранности груза, капитан вправе сделать соответствующую оговорку в Коносаменте: “мешки грязные” (“bags dirty”); “бочки текут”(“barrels leaking”) и т.п. Наличие такой оговорки, делающей Коносамент “нечистым” (foul Consignment; claused Consignment) снижает доказательственную силу и значение Коносамента как товарораспорядительного документа. Банк может не принять такой Коносамент к обращению.

В этой связи грузоотправитель, заинтересованный в получении комплекта чистых Коносаментов, нередко предлагает компромисс - выдачу гарантийного письма в обмен на чистый Коносамент. Гарантийное письмо (letter of indemnity, back letter) представляет собой документ, в котором отправитель обязуется возместить перевозчику убытки, которые могут возникнуть у последнего при сдаче груза получателю.

В практике может иметь место замена Коносамента необоротными документами, аналогичными тем, которые используются при иных способах транспортировки грузов. В качестве таковых, например, может быть использована морская Накладная на товар. Она более удобна для использования и в большей степени гарантирует безопасность от мошенничества. Однако в тех случаях, когда Покупатель намерен продать груз, находящийся в Процессе морской перевозки, необходим Коносамент.

Понятие чартера. Под чартером в самом широком смысле понимается Договор фрахтования транспортного средства, в соответствии с которым одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки груза, пассажиров и багажа.

Порядок заключения Сделки фрахтования, а также форма указанного Сделки устанавливается транспортными уставами и кодексами.

В чартере обычно подробно излагаются согласованные сторонами условия перевозки груза, а также условия, предусматривающие обязанности сторон, предшествующие перевозке: характеристики судна, время и место подачи судна и т.д. Условия чартера становятся обязательными с момента его подписания, а не с момента фактической подачи судна под погрузку судна. Фрахтовщик-судовладелец несет предусмотренную чартером ответственность за неподачу судно или опоздание.

Проформы чартеров. Длительная практика фрахтования выработала обычно применяемые условия чартера, а это в дальнейшем привело к разработке стандартных форм чартеров (проформ). В настоящее время известно более 400 проформ чартеров. Они разработаны под эгидой старейших и авторитетных организаций - Английской палаты судоходства, основанной в 1877 г., и Балтийского Международного морского Совета (БИМКО), основанной в 1905 г.

Существуют проформы чартеров, предназначенные для перевозки угля, кокса, зерна, риса, арахиса, соли, фруктов и удобрений. Для некоторых грузов разработаны по несколько чартеров в зависимости от направления грузопотоков. Перевозки грузов, для которых нет специальных проформ, как правило, осуществляются на базе чартера “Дженкон”.

Преимущество проформ чартеров заключается в том, что они учитывают интересы фрахтователей и судовладельцев. Большинство из таких чартеров представляют собой своего рода компромиссы, выработанные в результате длительных переговоров.

Применение проформ чартеров в значительной степени облегчает технику фрахтования Преимуществоически все условия чартера сегодня можно согласовать по телефону, факсу и электронной почте.

Стороны при фрахтовании согласовывают стандартную проформу чартера и вносимые изменения. Впечатанный на машинке текст в проформе чартера имеет преимущество перед типографским текстом. Часто все изменения и дополнения сводятся в прилагаемый к проформе чартера так называемый аддендум (от англ. addendum - приложение, дополнение).

Преимущество

Хотя фразеология некоторых статей чартеров кажется архаичной и не совсем ясной, в судебной практике не встречается затруднений в их толковании, а сам факт наличия именно таких формулировок свидетельствует об их жизненности.

Основные условия чартера. Круг условий, содержащихся в чартере, довольно широк. Ограничимся рассмотрением лишь наиболее важных из них.

1. Субститут (substitute) - право судовладельца заменить поименованное судно другим. Это судно не обязательно должно быть однотипным, но должно иметь сходные эксплуатационные характеристики с тем, чтобы обеспечить перевозку обусловленного количества груза.

2. Мореходность (seaworthiness). Это означает, что судно должно быть водонепроницаемым, надежным и крепким и во всех отношениях снаряженным для данного рейса (tight, staunch and strong and in all respects fitted for the voyage).

3. Безопасный порт (safe port). В тех случаях, когда в чартере не обозначен порт или порты, делается оговорка, что порт должен быть безопасным. Имеется прежде всего безопасность порта по природным условиям. Тем не менее, если в порту происходят какие-либо политические события (восстание, гражданская междоусобица) или Боевые действия, то он не считается безопасным.

4. Так близко, как судно может безопасно подойти (as near as she can safely get). Это условие указывается в тех случаях, когда судно по каким-либо обстоятельствам не может подойти непосредственно к месту грузовых операций.

5. Всегда на плаву (always afloat). Судно ни при каких условиях не обязано осуществлять грузовые операции, если под килем нет достаточного запаса воды.

6. Сталийное время (laydays). В чартере указываются правила применения норм грузовых работ, способы расчета сталийного времени и т. д.

8. Демередж (demmurage). За простой судна сверх нормы судовладельцу должны быть возмещены его Издержки на содержание судна во время стоянки.

9. Сверхконтрсталия (detention). Обычно в чартерах предусматривается право фрахтователя держать судно на простое лишь 5-10 суток, после чего оно переходит на сверхконтрсталию. В этом случае фрахтователь обязан оплатить не только Расходы судовладельца на содержание судна, но и убытки, которые могут возникнуть из-за возможных задержек, влекущих, в частности, невыполнение обязательств по отношению к другому фрахтователю.

10. Диспач (despatch). Если судно будет погружено или выгружено ранее предусмотренного договором времени, то фрахтователь имеет право на компенсацию его усилий по досрочному завершению грузовых операций. Обычно диспач равен половине демереджа.

12. Канцеллинг (cancelling) право фрахтователя расторгнуть Договор морской перевозки в случае, если судно к определенному Сроку не пришло в порт погрузки.

договоромn>Тайм-чартер. Если фрахт по рейсовому чартеру оплачивается за перевозку груза, то арендная плата по тайм-чартеру (time-charter) связана с Периодом времени, в течение которого судно находится в распоряжении фрахтователя. Тайм-чартер может охватывать определенный отрезок времени, как правило, от 3 месяцев до нескольких лет. Плата по тайм-чартеру почти всегда оплачивается авансом, обычно вперед за календарный месяц. Размер платы может быть указан как в виде определенной суммы (люмпсум), так и в виде ставки в Долларах или любой другой Валюте за тонну полного дедвейта судна в месяц. Оплачивая Рентау судна, фрахтователь имеет право использовать все грузовые помещения судна, а также загружать его по установленную грузовую марку любым законным грузом, за исключением тех, перевозка которых не допускается по условиям чартера.

По тайм-чартеру, если не предусмотрен определенный район плавания судна, например, Средиземное море, фрахтователь имеет право направить судно в любой безопасный порт мира. По специальному соглашению между сторонами район плавания может включать Страны, в которых ведутся или могут начаться Боевые действия. В настоящее время такие ограничения иногда распространяются на Страны с определенными политическими режимами.

Условия отдельных тайм-чартеров могут в значительной степени отличаться, но, как правило, слесоглашениюовные положения остаются неизменными:

1. Судовладелец выплачивает Заработную плату экипажу, но сверхурочные и некоторые дополнительные Расходы оплачиваются фрахтователем. Владелец также оплачивает страхование корпуса судна и его машинной установки, текущий ремонт и снабжение продовольствием.

2. Фрахтователь оплачивает топливо, портовые и другие сборы, взимаемые в портах захода; все Расходы по грузовым операциям.

3. Если во время нахождения судна в тайм-чартере оно окажет услуги по спасанию, то причитающееся спасательное вознаграждение распределяется в равных долях между судовладельцем и фрахтователем.

Бребоут-чартер. Под бербоут- чартером в морском бизнесе понимают Договор фрахтования судна без экипажа (от англ. bare-boat charter – дословно – фрахтование «голого» судна).

Предметом бербоут-чартера также служит предоставление во временное пользование судна. Однако этот Договор не предусматривает оказание экипажем услуг. Следовательно, бербоут-чартер - это Договор найма (аренды) судна. Тем не менее он отличается от обычного Сделки имущественного найма, регулируемого нормами общегражданского Законодательства. Эти отличия определяются тем, что судно предоставляется как плавучее сооружение для торгового мореплавания.

По договору бербоут-чартера фрахтователю во всех отношениях подчинен экипаж. Вознаграждение за спасение на море безраздельно принадлежит фрахтователю. В отличие от условий тайм-чартера судовладелец не имеет права на получение части этого вознаграждения.

Часто в практике используется такое название Сделки фрахтования судна без экипажа,договоруайз-чартер (demise-charter). Фактически это равнозначное понятие с бербоут-чартером.

Одним из преимуществ бербоут-чартера является возможность фрахтователя поменять флаг судна на «удобный».

Расписка, выданная перевозчиком, выступающим в качестве получателя груза, подтверждающая, что он получил перечисленные в расписке товары от указанного в ней отправителя для транспортировки в указанное место назначения указанному грузополучателю или в соответствии с приказом любого лица. Кроме выполнения роли расписки, выданной в подтверждение приема груза, и документа, при посредстве к-рого оформляется договор перевозки груза, К. выполняет функции идентификации (полное описание груза, участвующих сторон, маршрута и т. д.) и функцию информации (как источник данных для подготовки др. документов морским перевозчиком)

Выступая в качестве расписки, подтверждающей получение груза (товаров), К. должен содержать такое описание груза (товаров), чтобы его можно было незамедлительно идентифицировать. Он не должен вызывать сомнение о количестве груза или указывать на его ненадлежащее состояние и (или) дефекты его упаковки, а также не должен содержать условий об ограничении ответственности перевозчика (напр., таких оговорок, как `заявленное как существующее`, `погрузка и счет грузоотправителя` и т. д. Др. словами, К. должен быть `чистым`.

Выступая в качестве документа, позволяющего оформить договор перевозки, К. должен содержать подписи перевозчика или его агента и содержать указание пунктов отправки и назначения груза.

Функции К. как товарораспорядительного документа, т. е. документа, к-рый подтверждает право собственности на груз, зависят от типа К. Федеральный закон о К. проводит четкое различие между именным и ордерным К. Первый указывает на то, что товары должны быть отгружены или доставлены указанному грузополучателю, и используется главным образом для перевозок внутри страны; второй определяет отгрузку товаров по приказу любого лица и используется как для внутренних, так и зарубежных перевозок. Исходя из этого, именной К. должен быть помечен как `необоротный`; такая же пометка должна содержаться и в его копии. Право собственности на продукт принадлежит грузополучателю и при передаче своего права посредством индоссамента, или поставки; собственники не могут передавать правовой режим собственности больший, чем им принадлежал. Т. о., заемщик по именному К. на имя неправомерного лица лишен защиты даже в случае добросовестного кредитования и в отсутствие осведомленности о нарушении права собственности. Напротив, ордерный К. может быть оборотным, и когда он индоссирован должным образом, любой его добросовестный владелец имеет безоговорочное право на владение товарами. Т. о., ордерный К. может быть хорошим банковским обеспечением.

Инциденты с правовыми последствиями по К. контролируются Федеральным законом о К., принятым 29 августа 1916 г. и вступившим в силу с 1 января 1917 г. с поправками; законом о единой транспортной накладной на товар ( Uniform consignment Act) (дейсding Act) (действующим на территории 29 штатов и на Аляске); Федеральным законом о перевозке грузов морем 1936 г. (Federal Carriage of goods by Sea Act), а также законом о единообразии продаж (Uniform Sales Act) (действующим в 34 штатах, округе Колумбийская республика и двух территориях). Закон о перевозке грузов морем содержал основное положение в отношении К. по морским перевозкам, т. е. это означало, что подобный К. подлежит регулированию на основании положений Гаагских правил (принятых на международной конференции в Гааге в 1921 г.). Авиагрузовая накладная на товар является соглашением об отправлении и доставке между воздушным перевозчиком и грузоотправителем; если отправка груза осуществляется ж.-д. экспресс-агентством или др. экспресс-агентством, то авиагрузовая накладная на товар выдается этим агентством. Содержание единой авиагрузовой накладной на товар в международной торговле определяется положениями раздела III договора о воздушных перевозках (Air Transpoсоглашениемvention (Warsaw, 1929), к-рое было декларировано президентом США в 1934 г. В отношении грузов, отправляемых на экспорт, по перевозкам внутри страны будет выдаваться ж.-д., воздушным или автомобильным транспортным агентом для транспортировки товаров в пункт отгрузки, в то время как К. на паромные перевозки, а также трансокеанские авиагрузовые К. будут обмениваться (заменяться) на К. на перевозки внутри страны.

Единообразный торгово-коммерческий кодекс, подготовленный уполномоченными по единообразным законам и Амер. институтом права и представленный для утверждения штатами начиная с 1953 г., в целом повторяет формулировки и модернизирует межштатные правила, регулирующие документы на право собственности, включая закон о складских накладных на товар, закон о транспортных накладных на товар и закон о продажах. Статья 7 кодекса, касающаяся складских накладных на товар, К. и др. титульных документов, разрешает конфликты, возникающие при толковании штатами закона о единой транспортной накладной на товар, а Федеральный закон о К. регулирует отношения по перевозке грузов между штатами. Для того чтобы быть применимым для регулирования отношений по перевозке грузов в заграничном сообщении и между штатами, кодекс должен быть введен в действие на федеральном уровне.

 

Единые межштатные накладные на товар на отгрузку товаров по ж. д. предписаны Комиссией по торговле между штатами, напр., единая накладная на товар для внутренних перевозок, единая экспортная и единая накладная на товар на перевозку скота. Эти формы, соответствующие требованиям Федерального закона о транспортной накладной на товар, в свою очередь повлияли на формы штатных накладных на товар, применяемых для межштатных перевозок. Гос. К. предписаны гос. стандартными формами для коммерческих перевозок гос. учреждениям в случаях, когда государство оплачивает расходы по фрахту. Обязательства судоходных компаний в соответствии с К. на перевозку грузов, в соответствии с международной торговлей, а не торговлей внутри страны, регулируются Федеральным законом о перевозке грузов морем. Отношения по речным перевозкам грузов относятся к юрисдикции Комиссии по торговле между штатами и регулируются законом о торговле между штатами, касающимся обязательств по перевозке.

Поправка Кармака (1906) (Carmack Amendment) и Поправка Камминза (Cummins Amendment) (1915-1916). В связи с законодательством правовой статус публичных перевозчиков определяется нормативами предельного права в отношении обязательств, ответственность по которым ограничивается в размере, устанавливаемом судом. На Седьмом конгрессе международной торговой палаты в 1938 г. нормативные правила по документарным аккредитивам, которые соблюдаются отделами международных операций амер. банков, были приняты представителями США и 12 др. Стран.

Прежде чем принять К. в качестве обеспечения обязательства, необходимо тщательно рассмотреть следующие элементы К.:

1) дата, которая должна быть достаточно близкой к текущему моменту, чтобы не создалось впечатление, что продукт уже был доставлен (накладная на товар не должна `устареть` - датирование прошедшим числом может вызвать подозрение в мошенничестве);

2) имя выдавшего документ перевозчика, который должен быть ответственной ж.-д., авиатранспортной или судоходной организацией;

3) пункты отправления и назначения груза;

4) имена грузоотправителя и грузополучателя (в ордерном К. имена этих сторон могут быть те же самые, и в таком случае грузоотправитель должен сделать индоссамент на бланке или специальный индоссамент, для того чтобы передать право собственности его держателю);

5) описание груза, которое должно быть ясным и соответствовать, в случае морского К., связанным с ним документам, напр. Счетфактуре продавца, свидетельству о происхождении продукта, консульскому документу, свидетельству о весе и досмотре и т. д.;

6) нахождение груза в партиях, который, будучи определен как политическая партия груза, должен быть полностью укомплектован, будь то две, три или четыре политической партии;

7) обязательство перевозчика, которое должно быть четко определено с целью определения ограничений по нему. В Юр. словаре Блэка (Black`s law Dictionary) содержатся следующие термины, относящиеся к К.

Бортовой коносамент (On board bill). К., свидетельствующий о том, что погрузка завершена.

Коносамент на доставку за рубеж (Overseas bill). В случае, если запродажный контракт предусматривает поставку за рубеж и содержит условия СИФ (C.I.F.), или С и Ф (C. & F.), или ФОБ (F.O.B.), продавец, если не имеется др. договоренностей, должен получить оборотный К., подтверждающий, что товары были погружены на борт или, как в случае условия СИФ, С и Ф, или ФОБ, получены для погрузки раздел 2-323(1).

Коносамент на определенное лицо (Straigконтракт. К., в к-ром указано, что груз доставляется указанному лицу.

Коносамент с оговорками (нечистый коносамент) (Foul bill). К., содержащий указание на то, что полученные перевозчиком товары имели дефекты.

Накладные на товар в комплекте (Bills in a set). Серия К., каждый из которых имеет свой номер, удостоверяющий тот факт, что какой-либо К. имеет силу при условии, что груз не был доставлен по др. Накладной на товар (раздел 7-304 Единообразного торгово-коммерческого кодекса).

Морской коносамент (Ocean bill). Оборотный К., применяемый при морских перевозках.

Оборотный коносамент (Negotiable bill). К., к-рый по своим условиям предполагает доставку груза предъявителю, или по приказу поименованных лиц, или по распоряжениям, признаваемым во внешней торговле, если груз направляется к поименованным лицам или назначенным лицам.

Общее право (Common law). Письменное подтверждение сделки перевозки груза морем и доставки груза за соответствующий фрахт. Письменный меморандум, выдаваемый лицом, управляющим торговым судном, подтверждающий принятие на борт судна товаров в надлежащем состоянии, к-рое он совершает, с учетом уплаты фрахта, для доставки этих товаров в полной исправности (за исключением опасностей моря) в указанное место грузополучателю, указанному в накладной на товар, или лицу, им назначенному.

Ордерный коносамент (Order bill). К., в котором указывается, что товары доставляются по приказу любого лица, вписанного в него.

 

Сквозной коносамент (Through bill). К., по которому ж. д. заключает договор на перевозку вагонных политических партий груза за пределы ж. д. на определенное расстояние, а также на доставку того же самого груза к соприкасающимся линиям для доставки к месту назначения по фиксированной ставке платы за вагонную политическую партию груза соразмерно всему расстоянию. Выражает действия, которые должны быть частично осуществлены лицами, выступающими в качестве агента отправителя (раздел 7-302 Единообразного торгово-коммерческого кодекса).

Чистая накладная на товар (Clean bill). Накладная на товар, не содержащая никаких оговорок, относящихся к положениям К.

Коносамент на груз, принятый для погрузки

Received for shipment consignment (Received for shipment B/L)

Коносамент на груз, принятый для погрузки - коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна.

 

 

Морской коносамент;

Океанский коносамент

Коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в подтверждение факта принятия груза к морской перевозке и обязательства передать его грузополучателю в порту назначения.

В коносаменте указываются:

- наименование судна (если груз принят к перевозке определенным судном);

- наименование перевозчика, место приема груза к перевозке, наименование отправителя;

+ место назначения или направление судна, наименование получателя груза (коносамент на предъявителя, именной коносамент, ордерный коносамент);

- наименование, маркировка, состояние, внешний вид и свойства груза;

- количество мест и/или вес и/или объем груза;

- Данные о фрахте и других причитающихся перевозчику платежах;

- количество составленных экземпляров коносамента;

+подпись капитана или иного представителя перевозчика. Внешняя торговля самым тесным образом связана с транспортом. Транспорт осуществляет доставку продукта от экспортера к импортеру. Его нормальное функционирование обеспечивает выполнение обязательств сторонами по контракту купли-продажи. Большое значение имеет правильный выбор сторонами оптимального способа транспортировки, маршрута движения продукта. Нарушение транспортного процесса ведет зачастую к материальным потерям экспортера и импортера, делает товары неконкурентоспособными.

Транспорт является важным дополнительным источником валютных поступлений для государства. Многогранный и сложный процесс траконтрактуо обеспечения внешнеэкономических связей можно условно разбить на три последовательные группы вопросов, решаемых до заключения контракта купли-продажи, в процессе обсуждения соглашения и ее реализации и после ее завершения.

К первой группе вопросов относятся, прежде всего, проработка транспортных условий предстоящего договоренности купли-продажи, анализ конъюнктуры рынков транспортных услуг, тарифов и условий перевозки продукта.

Ко второй - непосредственно определение транспортных условий контракта и их реалконтракталанирование перевозок, компания упаковки, затаривания, маркировки продукта, заключение договоров на перевозки продукта по внутренней территории и за границей, оформление всей необходимой документации, страхование, расчеты с перевозчиками.

К третьей группе относятся вопросы, связанные с разрешением исков и споров, которые могут возникнуть между продавцом и покупателем и между грузовладельцем и перевозчиком.

Правовой основой, которая регулирует взаимоотношения договоровельца и перевозчика при внутренних и внешних перевозках, служили постановления, кодекс торгового мореплавания (КТМ), Уставов железнодорожного, автомобильного, речного транспорта, Воздушный кодекс, а также различные инструкции и положения межведомственного характера. В настоящее время деятельность автоперевозчиков на территории СНГ определяют двухсторонние договора. Рассмотрим, каково содержание отдельных транспортных операций во внешней торговле при выполнении контрактов купли-продажи. Содержание этих операций определяется характером международных перевозок или международных сообщений, которые подразделяются в зависимости от:

- предмета транспортных операций;

- вида транспорта; транспортной характеристики продукта (генеральные, массовые, наливные, газообразные);

периодичности (линейное, трамповое судоходсконтрактовярное воздушное сообщение, чартерные перевозки);

 

 

-порядка прохождения границы (перегрузочные, транзитные);

- транспортно-технологической системы (пакетная, контейнерная, ролкерная, лихтеровозная, паромная баржа буксирная);

- вида сообщения (прямое, последовательными перевозчиками);

-перевозки на особых условиях режимных грузов (скоропортящиеся, опасные, тяжеловесные).

Места осуществления транспортных операций могут быть разные. Это и пункты отправления, и пути следования груза, и в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой, и на пограничных пунктах, и у получателя продукта. А производить их могут продавец или покупатель, изготовитель продукции, заказчик товаров, перевозчик, Посредник в транспортных операциях (транспортно-экспедиторская, агентская, брокерская и др. операции), обслуживающий внешнеторговый грузооборот. Транспортные операции могут проходить как внутри страны, так и за границей. В настоящее время все большее развитие получила отгрузка экспортных грузов в контейнерах. Контейнеры особенно удобны при смешанной перевозке. При этом достигается экономия физического труда и стоимость перегрузки товаров с одного вида транспортного средства на другой, уменьшается опасность хищения. Экономическая эффективность внешнеторговой концессии, как уже было отмечено, во многом зависит от правильно выбранных транспортных условий и базисных условий поставки товаров. В контракте купли-продажи предусматривается особый раздел - транспортные условия. В нем предусматривают обязательства экспортера и импортера/ принимаемые ими по перемещению продукта.

В зависимости от перевозимых грузов мировой фрахтовый рынок или рынок морских перевозок, делится на нефтеналивной, сухогрузный и линейный фрахтовые рынки. Данные о состоянии и перспективах движения цен на морскую перевозку черного золота публикуют практически все крупные журналы, освещающие проблемы мировой торговли черным золотом:"Petroleum Economist", "Platt's Oligram News", "World Oil".

Сухогрузный фрахтовой рынок - это рынок тоннажа для перевозки массовых сухих грузов и в первую очередь железной руды, коксующихся и энергетических углей, зерновых, бокситов. В последние годы на этом рынке отмечается рост "прочих" сухих грузов, к которым относятся лесные грузы, удобрения и сырье для их получения, металлургическое сырье и полуфабрикаты. Основными источниками данных по ценам мировой торговли этими грузами могут служить материалы отраслевых журналов, таких как "Coal Age". Линейное судоходство - это форма транспортного обслуживания международной торговли главным образом готовыми предметами торговли и полуфабрикатами на направлениях перевозок с устойчивыми грузопотоками, предусматривающая компанию движения закрепленных за линией судов по расписанию с оплатой по заранее объявленному тарифу. Международное линейное судоходство находится под контролем линейных конференций.

В торговом мореплавании применяют следующие виды фрахтования судов:

фрахтование на условиях рейсового чартера (фрахтование на один рейс на последовательные рейсы по генеральному тарифу);

 

 

- фрахтование на условиях тайм-чартер (обычный тайм-чартер и круговые рейсы);

+фрахтование судна без экипажа. Тарифы на линейные перевозки публикуются в периодической специализированной печати. Во внешнеторговой практике наиболее представительными считаются индексы журнала "Lloyd^ s Ship manager /Shipping News International" индексы министерства транспорта. Кроме того/ имеются специализированные фрахтовые рынки развивающиеся по своим специфическим законам. В нашей внутренней практике оформление перевозок морским транспортом, а также документация, которая сопровождает такие перевозки, менее известно. Документы между пароходствами и российскими фрахтователями морских судов заключается на годовой период с распределением по кварталам, с учетом направлений перевозки.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.