Презирать ты научишься рыночный шум, — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Презирать ты научишься рыночный шум,

2021-03-17 81
Презирать ты научишься рыночный шум, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ненавидеть цирюльни и бани,

Безобразных поступков стыдиться, краснеть,

От насмешек грозой загораться,

Перед старшими с места учтиво вставать,

Поднимаясь при их приближенье,

И почтительным сыном родителю быть,

Не грубить, не ворчать и не спорить 1.

Возражая Правде, Кривда говорит,

Что никогда еще и нигде нравственная

Чистота не приносила пользы. Пусть

Фидиппид подумает о невыгодах скромности;

она лишает нас всех удовольствий:

Женщин, игр, праздников, вина и веселья.

Положим, молодой человек вступил

в связь с чужой женой и затем попался;

Он погиб, если не сумеет защитить себя.

Другое дело, если он будет уверять

Мужа, что ведь и Зевс поддается любви

К женщинам, а может ли смертный быть

Сильнее бога? 2 В конце концов победителем

В агоне выходит Кривда.

Фидиппид хорошо обучился у Сократа

Всем тонкостям его науки. Стрепсиад

Счастлив, он уверен, что выиграет теперь

Все процессы. Действительно, благодаря

Науке сына Стрепсиад легко

Отделывается от двух своих кредиторов.

Они удаляются, угрожая судом. Но

Почти в тот же момент обнаруживается,

Что сократовская наука падает на голову

Самого Стрепсиада.

Стрепсиад выбегает из дома, призывая

К себе на помощь соседей, родственников

И всех граждан. Оказывается,

За обедом Фидиппид побил отца, поспорив

С ним о достоинствах старой

И новой поэзии. Отец стоял за Симо-

Нида 3 и Эсхила, сын — за Еврипида.

Отец возмущается поведением сына, но

Фидиппид доказывает отцу, что он

Имел полное право его побить. Если

Отец бил его в детстве, желая ему добра,

То почему же сын не может также бить

Отца, желая ему добра? Если дети плачут,

То отчего же не плакать и отцам?

Может быть, отец скажет, что закон

Допускает бить детей? Но ведь старик —

Вдвойне ребенок. Стало быть, гораздо

справедливее [наказывать стариков,

Чем молодых. На замечание отца, что

Не существует такого закона, который

Допускал бы, чтобы били отца, сын

отвечает:

А кто обычай старый ввел, тот не был человеком?

^ А р и с т о ф а н, Комедии, т. I, стр. 234.

Здесь пародируется то место из трагедии Еврипида «Ипполит», где кормилица говорит

Федре, влюбившейся в своего пасынка, что потока Афродиты остановить нельзя, что любят люди

И Ооги, и неужели Федра желает быть нравственнее самих богов?

'69 И М ° Н И \ Д ~~ выдаюш - и и с я представитель хоровой лирики Древней Греции (ок. 556—

Глава X

Так почему же мне нельзя ввести обычай

Новый,

Чтоб дети возвращать могли родителям

Побои? 1

Стрепсиад приводит еще один довод:

Как теперь меня, потом тебя обидит,

Когда родится твой же сын.

На это Фидиппид резонно отвечает:

— А если не родится?

Так, значит, бит я даром, ты ж в гробу

Смеяться будешь? 2

Побежденный «логикой» сына, Стрепсиад

Все же раскаивается в том, что

Отправил сына учиться к Сократу.

Теперь он желает отомстить всем софистам.

Он кричит слуге, чтобы тот принес

Лестницу, взял топор и изрубил крышу

«мыслильни», сам, схватив факел, лезет

На крышу и поджигает ее. На вопрос

Перепуганного сократовского ученика,

Что он делает с домом, Стрепсиад отвечает,

Что рассуждает о тонких материях

С бревнами. На такой же вопрос Сократа

Стрепсиад отвечает, воспроизводя

Дословно слова философа, сказанные

при первой их встрече:

Парю в пространствах, мысля о судьбе

Светил 3.

Комизм такого ответа усиливается

Сходством ситуации. Только вначале

Сократ был вверху, подвешенный в своей

Корзинке, а Стрепсиад вопрошал

Его снизу, теперь же Стрепсиад стоит

Вверху, на крыше, а Сократ и его ученики

задают ему вопросы, находясь

Внизу, выглядывая, вероятно, из окон

«мыслильни».

Аристофан ополчается в этой пьесе

Против философии софистов и говорит

Об ее развращающем влиянии на нравы

Общества, и в особенности на юношество.

Какие обвинения предъявляет

Поэт софистам? Прежде всего, это безбожники,

Отвергающие богов отечественной

Религии. В качестве новых богов

Появляются Хаос, Облака, Вихрь

и Язык. Совершенно ^очевидно, что

Вся сложность религиозных воззрений

^софистов этим не исчерпана, но для

Поэта, желающего показать, к чему

Приводит отступление от традиционной

Религии, этого было достаточно. Облака

— это символ неясности и расплывчатости

Мысли представителей новой

Философии. Понятно, почему в качестве

Нового бога указан и Язык. Умение

Выступать в Народном собрании действительно

Приобрело в это время большое

Значение и стало одним из средств


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.