Тренинг общения для подростков — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тренинг общения для подростков

2021-03-17 99
Тренинг общения для подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«ГЕНИЙ ОБЩЕНИЯ»

Организатор тренинга: Никитченко Т.В., педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Владивостокский городской Дворец детского творчества»

Цель: Выявление и коррекция установок участников для понимания и принятия себя и другого человека.

Задачи:

1. Развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самораскрытия и принятия других

2. Развитие чувства собственного достоинства и уверенности в своих возможностях

3. Развитие социальной адаптивности, умения преодолевать жизненные трудности.

4. Освоение невербальных каналов передачи информации

5. Создание новых моделей поведения.

Целевая группа: подростки 13–16 лет, которые могут быть объединены в одну группу, или разбиты на возрастные группы 13–14 и 15–16 по усмотрению специалиста-психолога набирающего группу.

Форма работы с подростками: игровой психотренинг.

Что такое тренинг? Это групповые занятия, которые проводятся под руководством психолога. Психотренинг направлен на выявление и коррекцию установок каждого члена группы, проявляющихся в общении и в деятельности. Кроме полного и точного представления о себе как индивидуальности, подростку крайне важно научиться жить среди людей, общаться с удовольствием, использовать любую возможность контакта с человеком для того, чтобы понять их и себя.

Для кого проводится тренинг: в группу входят подростки, имеющие проблемы в общении. Или те подростки, которые хотят приобрести новых друзей, справиться с неприятием отдельных представителей в классе, кто хочет научиться строить контакты со сверстниками и старшими и т. д.

Количество человек в группе: 10–15 человек, если занятия ведет один тренер, если есть второй ведущий, то количество участников может достигать 20 и более человек. Но лучше не более 25 человек, так как в большей группе сложно установить доверительные отношения.

Необходимые условия:

Помещение для занятий должно быть достаточно просторным, или состоящим из нескольких совмещенных помещений, т. к. должна быть возможность свободного перехода участников из одного в другое во время подвижных упражнений, работы в кругу, в микрогруппах. Важно, чтобы в помещении был большой круглый или овальный стол или парты, которые соединяются таким образом, чтобы все участники были видны друг другу. Доска аудиторная, желательно комбинированная: магнитная + маркерная, стенд, ноутбук.

Требования к ведущему тренинга: психолог, имеющий навыки групповой работы, а также навыки работы с подростками. Это важно для отслеживания особенностей групповой динамики, взаимоотношений в малой группе, проявлений лидерства, неприятия группой кого-либо из участников и др.

Особые навыки: умение импровизировать, следовать за групповым процессом, имеющий запас различных упражнений, обладающий чувством юмора, умением создать доброжелательную обстановку в группе.

Основные методики предварительной диагностики:

1.методика определения уровня развития коммуникативных и организаторских способностей (КОС),

2. рисунок несуществующего животного (РНЖ),

3.опросник исследования темперамента Айзенка,

4. проективная методика «Четыре позиции».

Цель повторной диагностики и родительского собрания (проводится после проведения тренинга): получение дополнительной информации о результате групповой работы.

Для занятий необходимы листы форматом А-4, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, мягкие (поролоновые) мячи, длинная веревка, газеты, погремушки, запись классической или легкой музыки.

Вариант проведения первой встречи

ВВОДНОЕ СЛОВО (вариант)

Ведущий: Добрый день. Мы очень рады вас видеть здесь сегодня. Уверены, что у каждого из вас есть своя цель и понимание, зачем он сюда пришел сюда. Свои ожидания и представления о том, что мы тут будем делать.

Мы все разные. Каждый имеет свой характер, свои привычки в общении с людьми. Одно ясно, раз вы здесь, значит хотите вместе с нами попробовать решить какую-то проблему, которая у вас есть. Очень важно понять эти проблемы, принять (осознать), и понять, что надо изменить. Каждый может изменить отношение к своей проблеме, и тогда она перестанет ею быть. Этим мы и займемся. Мы будем учиться общаться и доверять себе и друг другу, раскрывая свои способности и таланты. Пожалуйста, относитесь ко всему, что будет происходить серьезно, но не забывайте о юморе. Если будут возникать вопросы — задавайте их. Глупых вопросов не бывает. Наша цель — помочь себе и друг другу быть счастливым в этом мире. Вы видите, что мы сидим в кругу. Как вы думаете почему? (Каждого видно, все равны и т. д. Дается историческая справка). Сегодняшнее занятие мы посвятим нашему знакомству».

Разминка

ХЛОПКИ

Сейчас я буду вас спрашивать, а вы отвечайте с помощью хлопков, если согласны с утверждением. Каждый сам за себя:

-на улице хорошая погода,

-я рад, что наконец-то каникулы,

-я пришел сюда, потому что сказали прийти,

-я ничего не понял, что мы тут будем делать,

-у меня хорошее настроение,

-я готов к работе в нашей группе.

Основная часть

ВИЗИТКИ

Каждый участник группы оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. Предоставляется полная свобода выбора. Имя может быть настоящим, уменьшительно-ласкательным, можно взять имя своего друга или героя фильма, книги. Имя должно быть написано достаточно крупно. После подготовки визиток происходит их представление.

Важно: дать понять ребятам, что именно так их здесь будут называть. Первые несколько занятий все должны быть с визитками. Визитки теряют свою необходимость, когда все запомнили имена друг друга.

ПРАВИЛА ГРУППЫ

Сейчас мы обсудим правила, по которым будем дальше вместе работать и взаимодействовать.

Мы примем правила только тогда, когда все члены группы будут с ними согласны.

Важно:

ведущий объясняет необходимость правил в группе: «Именно тогда мы группа, когда у нас есть свои «правила», по которым мы живем и работаем». После каждого правила ведется его обсуждение в группе.

1. Доверительный стиль общения. Обращение на "ты" ко всем, включая ведущих. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т. д.

2. «Здесь и теперь». Во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

3. Говорим только от себя и о себе. («Я считаю...», «Я думаю...», а не «Некоторые говорят...», «Мои друзья считают...»).

4. Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т. е. только правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать.

5. Секретность (конфиденциальность). Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы этой комнаты. Благодаря соблюдению этого правила, можно не бояться, что обсуждаемые на занятии проблемы могут стать общеизвестными. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

6. Оцениваем не личность, а ее действия. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия (высказывания). Нельзя использовать высказывания типа: «Ты болтун», следует говорить: «Ты говоришь много и неконкретно» и т. д.

7. Когда один говорит, остальные молча слушают.

Важно:

Последние два правила наиболее часто нарушаются, важно следить за их соблюдением.

Очень важно, чтобы группа не просто молчаливо согласилась с предложенными правилами, но чтобы каждый их принял и дал обещание их выполнять. Это дает возможность, потом требовать от всех соблюдения этих правил и приучает к личной ответственности. Ребята сами могут предложить ввести правила, которые они считают нужными для работы в их группе.

Процедура принятия правил такова: каждому предлагается произнести фразу типа: «Я согласен с правилами группы и обязуюсь их выполнять» или «Я принимаю правила группы». Таким образом, заключается групповой контракт. Ведущий тоже обязуется соблюдать правила группы.

После принятий правил группы вырабатываются «санкции» за нарушение контракта. Они не должны быть суровыми, но вполне ощутимыми. (Это может быть или временное не участие в упражнение, или несколько раз присесть, отжаться и т. д.). Ведущий берет на себя ответственность следить за выполнением правил, и накладывать санкции в случае их нарушения.

Если кто-то приходит в группу после первого занятия, то его необходимо ознакомить с правилами групповой работы.

ПУСТЬ ВСТАНЕТ ТОТ КТО

Все сидят в кругу на стульях, кроме ведущего, который стоит в центре. Ведущий говорит: «Пусть встанет тот кто...(носит очки, одет в джинсы, имеет два уха и т. д.)». Те, кто подходит под описание, быстро встают и меняются местами; в возникшей суматохе ведущий пытается занять свое место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим. Нельзя меняться местами с тем, кто сидит рядом. «Отсиживаться» на месте нельзя. Нужно стараться задавать такие вопросы, которые раскроют что-то новое, малоизвестное про участников группы. Еще можно постараться поднять как можно большее количество участников группы своим вопросом. А потом сделать акцент на том, что нас объединяет.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.