Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2021-03-17 | 125 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Задание 40. Австрия. Гайдн. «Детская симфония»
Сегодня мы начинаем знакомиться с одной из самых музыкальных стран мира – Австрией. Пожалуйста, не
путайте ее с Австралией! Напоминаю, в Австралии – кенгуру, а в Австрии жили множество великих
композиторов. Один из этих композиторов – Йозеф ГАЙДН.
Жил Гайдн 250 лет назад. В мире он известен как «отец симфонии». СИМФОНИЯ -- один из самых сложных музыкальных жанров. Но если знать законы, по которым строится симфония, даже нам с вами будет несложно в ней разобраться! В разные времена «симфонией» называли совершенно разные понятия. В Древней Греции «симфония» -- это созвучие, любое приятное сочетание звуков. Позже «симфонией» стали называть оркестр. А когда появилась опера, «симфонией» называли оперную увертюру.
Время шло, и постепенно композиторы договорились считать симфонией произведение для оркестра, в котором несколько частей, медленных и быстрых. Вы думаете, на этом все закончилось? А как же Гайдн? Почему все-таки он -- «отец симфонии»? Ведь симфонии писали и до него!
Гайдн очень любил порядок во всем – в музыке и в жизни. Взявшись писать симфонии (а в его время это должен был уметь каждый уважающий себя композитор), Гайдн задумался: как же так? Каждый пишет, как ему вздумается: то в ней 3 части, то 4, 5 и даже 6 частей! Вот уж у него все будет по правилам! Только 4 части: быстро, медленно, оживленно, быстро.
Гайдн написал целых 104 симфонии! Они пользовались такой популярностью и любовью слушателей,
что постепенно другие композиторы стали следовать его правилам. И сейчас СИМФОНИЕЙ называют
произведение для оркестра в четырех частях (обычно первая и последняя части в быстром темпе).
|
Таким образом, Гайдн – «отец симфонии» не потому, что он первый ее написал, а потому что он установил
правила для ее написания.
Я уже не раз вам говорила, что искусство не терпит жестких правил. Так получилось и с симфонией: Гайдн,
установив правила, сам и начал их нарушать! Но только иногда! Правда, другие композиторы
продолжили… Но! Что бы ни происходило с симфонией в последующие времена (а их пишут и в наше время),
как бы композиторы ни изменяли ее, все равно – правила, установленные Гайдном, считаются классическими,
то есть образцовыми!
Теперь мы, зная правило написания симфонии, и познакомимся с исключение из правил! Гайдн был очень
добродушным человеком с прекрасным чувством юмора. Говорят, однажды, оказавшись на деревенской
ярмарке, он увидел продавца детских музыкальных игрушек: свистелок, дуделок, погремушек, трещоток…
Скупив у продавца весь товар, Гайдн пришел домой и написал …«Детскую симфонию», где играютвсе эти
инструменты вместе с настоящим оркестром. В этой симфонии три части: быстрая, медленная, быстрая.
Самостоятельное чтение: родился Гайдн в деревне Рорау. Его отец был каретным мастером, а мать –
кухаркой. В семье было 17 детей! Сами понимаете, что, не имея денег, родители не могли дать детям
хорошее образование. Но есть вещи, которые не купишь ни за какие деньги: трудолюбие, упорство и умение
ладить с людьми. Все это Гайдну досталось от родителей. А еще музыкальность: ведь его отец, совершенно не
зная нот, играл на маленькой деревенской арфе.
В детстве у Гайдна обнаружился прекрасный голос. Однажды к ним в гости приехал дальний родственник.
Услышав пение Гайдна, он предложил родителям забрать его к себе в соседний городок, чтобы научить
мальчика музыке. Так в шесть лет Йозефу пришлось покинуть родной дом. Можно представить, каково ему
пришлось, если позже он вспоминал, что получал у этого родственника больше «колотушек, чем еды».
|
Когда Гайдну было 8 лет, его случайно услышал проезжавший мимо регент (руководитель церковного хора)
из собора Святого Стефана. Это главная церковь Вены – столицы Австрии. Так Гайдн оказался в этом
большом и красивом городе. Он стал одним из многочисленных хористов детского хора этой церкви. В то
время женщинам было запрещено петь в церковном хоре и мальчики исполняли партии сопрано и альтов.
Правда, жизнь и здесь была нелегка: мальчиков плохо кормили, они постоянно ходили полуголодные.
Каждый день помногу часов они должны были разучивать сложные многоголосные произведения, заниматься
сольфеджио, играть на клавесине. Но Гайдн не унывал: где бы еще он смог получить такое образование? Он
быстро стал солистом хора, и все шло, в общем, неплохо, пока однажды не случилось страшное….
Вопросы к уроку: 1. Посмотрите на карте, где находятся Австрия и Австралия, и никогда их не путайте!
2. Что называли «симфонией» в разные времена? 3. Что называют «симфонией» сейчас?
4. Почему Гайдн – «отец симфонии»? 5. Какие правила нарушил Гайдн в «Детской симфонии»?
6. Мы уже знаем музыкальный жанр, в чем-то похожий на симфонию. Какой?
7. Запомните историю детства и юности Гайдна. Решились бы вы в 6 лет уехать от родителей?
Что было бы, если бы Гайдн остался в деревне?
Слушаем: Гайдн «Детская симфония» (1-я, 2-я, 3-я части)
Задание 41. Австрия. Гайдн. Соната и кантата. Сонатное allegro.
Сегодня мы познакомимся с СОНАТОЙ. Это еще один жанр, «отцом» которого был Гайдн. В давние
времена так называли любую инструментальную пьесу, в отличие от вокальной, которую называли
«кантата». В переводе с итальянского «sonare» -- означает «звучать», а «cantare» -- «петь».
Как и в истории с симфонией, сначала композиторы не сковывали себя никакими правилами в написании
сонаты. Сонаты состояли из нескольких частей, в них могли входить даже танцы. Ну а Гайдн, с присущим
ему стремлением к порядку, взялся за сонату всерьез. Во-первых, он решил, что сонату, в отличие от
симфонии, будет играть только один инструмент, например, фортепиано, или, в крайнем случае, два –
например, скрипка и фортепиано. И конечно, Гайдн не был бы Гайдном, если бы он не определил количество
|
частей в сонате. Итак, соната – произведение для одного (или двух) инструментов, в ней 3 части:
быстрая, медленная, быстрая.
Но самое интересное сделал Гайдн с первой частью сонаты. Давайте послушаем одну из его самых
известных фортепианных сонат – сонату ре мажор (всего Гайдн написал около 50 сонат для фортепиано).
Очень часто первую часть этой сонаты называют «Курица». И правда: в начале звучит очень быстрая,
жизнерадостная мелодия – как будто в ясный солнечный день курица бойко клюет зернышки или ищет
червячков. Но она не одна – очень скоро появляется вторая мелодия, более звонкая, написанная
шестнадцатыми нотами – это цыплят а. Все вместе они весело проводят время на яркой зеленой травке.
Внезапно мы слышим, как что-то в музыке изменилос ь – тема курицы стала другой: беспокойной, взволно-
ванной. Это началась гроза, и курица заметалась, собирая цыплят. Но, к счастью, гроза была недолгой! И вот,
снова светит солнце, мы опять слышим жизнерадостную тему курицы и, немного погодя, тему цыплят.
Правда, цыплята собрались под крыльями курочки, поэтому их тема звучит уже не так звонко, как в начале.
Всю эту историю Гайдн «рассказал» нам всего за три минуты – столько звучит первая часть сонаты. Но
здесь есть все, что должно быть в настоящем произведении искусства: показ действующих лиц (курица и
цыплята), происшествие, конфликт (гроза), и заключение, итог (возвращение хорошей погоды).
Такую форму в музыке стали называть «СОНАТНОЕ ALLEGRO». «Сонатное» -- потому что в этой форме
пишется 1-я часть сонаты. Словом «allegro» обозначается быстрый темп в музыке.
С тех пор, как Гайдн установил правила написания сонаты и придумал сонатное allegro, прошло много лет.
За эти годы были написаны тысячи разных сонат. Я надеюсь, вы понимаете, что эти сонаты «рассказывают»
другие истории, уже совсем не о курочке с цыплятами. Но правило, придуманное Гайдном, выполняется всег-
да: сонатное allegro должно состоять из трех разделов – ЭКСПОЗИЦИЯ (знакомство с двумя героями
рассказа -темами), РАЗРАБОТКА (конфликт, изменение тем), РЕПРИЗА (завершение, повторение тем).
|
Первая часть сонаты (сонатное allegro):
Экспозиция (показ первой и второй темы) | Разработка (конфликт, изменение тем) | Реприза (завершение, повторение тем) |
Самое главное – не забывайте, что это была только первая часть сонаты! Что будет во второй и третьей части, узнаем в следующий раз.
Самостоятельное чтение: вы, конечно, сгораете от желания узнать, что случилось с Гайдном, когда он пел в хоре собора Св. Стефана? А случилось то, что всегда бывает с мальчиками, когда они подрастают: у Гайдна изменился, «сломался» голос. В этот период юноши совсем не могут петь. Увы, церкви они больше были не нужны, и Гайдна в 17 лет просто выгнали на улицу. Выгнали без денег, без профессии – отныне он сам
должен был заботиться о себе. Конечно, он мог бы уехать к родителям в деревню, но … Три ночи Гайдн
ночевал на скамейке в парке. Потом его приютил знакомый, правда, он жил в маленькой комнатушке с женой
и ребенком, и Гайдн не мог долго стеснять его. Надо было искать жилье, но где взять денег?
Вопросы к уроку: 1. Когда появилось слово «соната» и что оно означало? Чем соната отличалась от
кантаты? 2. Почему Гайдн – «отец» сонаты? Чем соната отличается от симфонии?
3. Почему «сонатное allegro» так называется? Что в нем должно быть?
4. Придумайте и запишите историю в форме «сонатного allegro».
5. Почему Гайдна выгнали из собора? Как вы думаете, почему он не уехал к родителям?
Слушаем: Гайдн «Соната ре мажор» (1-я часть).
Задание 42. Австрия. Гайдн. 2-я и 3-я часть сонаты.
Мы продолжаем слушать сонату ре мажор Гайдна. Теперь настала очередь второй части сонаты.
Как и положено, она написана в медленном темпе. Вы слышите, что эта музыка уже совсем не про курочку.
Строгая, скорбная, сосредоточенная, в тональности ре минор – пожалуй, она напоминает старинную
испанскую сарабанду. Почему так изменилось настроение? Мы знаем, что Гайдн был очень жизнерадостным
и добродушным человеком. Но в жизни у него, как и у всех нас, хватало проблем. Музыка второй части – как
раз тот случай, когда человек находится в состоянии грусти, подавленности, тоски. Это бывает с каждым –
главное, чтобы такое настроение не продолжалось слишком долго!
Вот и наш Гайдн не любит долго грустить – начинается третья часть сонаты. Снова солнечный ре мажор,
снова хорошее настроение – ведь все проблемы можно решить, все трудности преодолеть – если постараться,
|
конечно! Гайдну это удалось, как мы увидим! А пока давайте получше послушаем третью часть сонаты.
Вы слышите, что в ней несколько разных мелодий, но при этом одна тема время от времени повторяется.
Попробуем обозначить буквами латинского алфавита последовательность этих тем. У нас получится: АВАСА
(читается: АБэАЦэА). Такое строение произведения, или, как говорят, музыкальная форма, называется
РОНДО. В рондо все время повторяется одна и та же тема (А), а между ее повторениями звучат новые темы,
не повторяющиеся (В и С). Самое интересное, что рондо – форма «бесконечная». Ее можно продолжать
долго: АВАСАDAGA…. Конечно, на практике, очень «длинного» рондо не бывает. Чаще всего композиторы
ограничиваются АВАСА. По секрету вам скажу, что 3-я часть сонаты очень часто пишется в форме рондо.
Самостоятельное чтение: слово «рондо» в переводе означает «круг». Дело в том, что когда-то давно
европейские композиторы взяли эту форму из народных хороводов (хоровод, как вы знаете, водят по кругу).
Хороводы эти как раз и включали в себя одну повторяющуюся мелодию и несколько неповторяющихся.
А какже наш Гайдн? Он играл на скрипке в уличных ансамблях, был переписчиком нот, и, наконец, нако-
пив немного денег, смог снять себе маленькую дешевую комнатушку на чердаке: летом там была страшная ду-
хота, зимой она продувалась всеми ветрами, но в ней стоял клавесин! Правда, старый, изъеденный жуком-дре-
воточцем, но Гайдн был неописуемо рад! Позже он говорил: «Я тогда был счастливее любого короля!».
Теперь предстояло решить главную проблему: Гайдн очень хотел сочинять музыку, но знаний ему не хватало – ведь в соборе этому не учили! Конечно, в Вене было много композиторов, у которых он мог бы брать уроки,
но стоило это очень дорого, а денег ему едва хватало на жизнь. И тогда Гайдн устроился работать к одному
известному композитору: убирал у него квартиру, чистил одежду и обувь, а за это хозяин учил его композиции.
Десять лет прожил Гайдн в Вене, и за это время упорным трудом заработал себе хорошую репутацию: из
никому не известного юноши он превратился в крепкого профессионала. И вот тут Гайдну повезло еще раз: на него обратил внимание сам князь Эстерхази! Это был один из самых знатных, богатых и могущественных людей Австрии, и при этом – большой любитель музыки! У Эстерхази был собственный театр и прекрасный оркестр. Вот этот оркестр и поступил в распоряжение Гайдна. Вспомните, когда-то он радовался старому клавесину, а сейчас у него настоящий оркестр! Ведь теперь можно писать симфонию и тут же услышать, как она звучит, исправить все недочеты, узнать как лучше сочетаются инструменты, можно и поэкспериментировать… Вот так Гайдн и стал «отцом» симфонии».
30 лет проработал он у Эстерхази! Конечно, положение
музыканта в то время было совсем не такое, как сейчас: даже самый
Один из дворцов князя Эстерхази. хороший композитор считался всего лишь слугой! Он не имел
права без разрешения хозяина уезжать куда- либо, а вся музыка, им написанная, принадлежала Эстерхази.
Несправедливо, правда? Но таковы были правила того времени, и Гайдна это, в общем, устраивало. Он
принимал жизнь такой, как она есть, и старался только работать много и хорошо, на совесть. И его труд
принес свои плоды: в конце жизни (а прожил Гайдн 77 лет) он был знаменитым и всеми уважаемым
композитором. Однажды, при весьма драматических обстоятельствах (если вам интересно, я расскажу, каких),
он сказал: «Там, где Гайдн, не может быть ничего плохого!» И правда, стоит послушать музыку Гайдна – и
сразу понятно, что написал ее очень хороший человек, который и в людях хотел видеть только хорошее, хотел
облегчить им жизнь, хотел сказать: «Жизнь прекрасна, несмотря ни на что!»
Вопросы к уроку: 1. В каком характере написана 2-я и 3-я часть сонаты ре мажор?
2. Что такое «рондо»? Почему оно так называется? Какая часть сонаты обычно пишется в этой форме?
3. Довольно часто дети путают строение сонаты и строение сонатного аllegro? Как вы думаете, почему?
4. Много ли Гайдну было нужно для счастья? Как он решил свою главную проблему в Вене? У кого работал
Гайдн большую часть жизни? Сколько лет? Что для него было самым ценным в этой работе?
А какие были проблемы? Как он к ним относился? В конце жизни Гайдн сказал: «Молодые люди могут
убедиться на моем примере, что и из ничего получается нечто». Как вы понимаете эти слова?
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!