Великая вечерня в 1-й день Пасхи. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Великая вечерня в 1-й день Пасхи.

2021-03-17 91
Великая вечерня в 1-й день Пасхи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Перед вечерней – 9-й час по пасхальному чину.

По окончании 9-го часа облаченный во все священнические одежды иерей (при соборном служении – предстоятель)66, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает: «Благословен Бог наш…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Иерей – стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази́ Его…» и прочее пасхального начала (как в начале Литургии). Ектения великая.

На «Господи, воззвах»67 стихиры воскресные (см. в Цветной Триоди), глас 2-й – 6. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Спаси́тельную песнь пою́ще…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Пре́йде сень зако́нная…».

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог ве́лий, яко Бог наш…», со стихами. По исполнении прокимна иерей, по обычаю, став в царских вратах лицом к народу, читает Евангелие. Чтение предваряется возглашением: «И о сподо́битися нам…», и прочее. Евангелие – Ин., 65 зач. (XX, 19–25): «Сущу по́зде в день той…».

Примечание. По Уставу, «чтет Ева́нгелие настоя́тель во олтари́» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи вечера»).

По прочтении Евангелия ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне поется одна стихира воскресная (см. в Цветной Триоди), глас 2-й: «Воскресе́ние Твое, Христе́ Спа́се…», затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог…». «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресе́ния день…» – «Христос воскресе из мертвых…» (единожды, как окончание стихиры). И далее «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), в качестве тропаря в конец вечерни.

По исполнении стихир и тропаря – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Иерей поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Иерей с Крестом в руке и, по обычаю, с трисвещником произносит отпуст: «Христо́с, воскресы́й из ме́ртвых…», и прочее, как в конце утрени.

Последование пасхальных часов совершается за малое повечерие.

53 Существует обычай нести иконы таким образом, чтобы тот, кто смотрит на приближающийся крестный ход, видел их расположенными также, как в алтаре (запрестольный Крест – справа, образ Божией Матери – слева).

54 «Та́же настоя́тель глаго́лет стихи́...» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).

55 «И па́ки последи́ ки́йждо лик ирмо́с. Последи́ же на схо́де катава́сия, ирмо́с то́йже: Воскресе́ния день... И по нем: Христо́с воскре́се: три́жды» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»).

56 Этот порядок указан в Цветной Триоди (М., 1914) и в кн. «Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи» (М., 2003). Ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 2001р. Т. 4. С. 568.

57 По мнению М. Н. Скабаллановича (см. его «Толковый Типикон». Вып. 2. Гл. 2. С. 326), название Огласительного слова (с наименованием автора) не произносится.

58 Предве́девый.

59 Подробнее об отпустах см.: Ванюков С., прот. О богослужебных отпустах // Богослужебные указания на 2018 год. М., 2017. С. 965.

60 См. примечание ниже.

61 См. примечание ниже.

62 Ср.: Ирмологий, служба на Святую Пасху; Триодь Цветная, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи»; Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи».

63 «И час пе́рвый. Пое́тся же си́це: Христо́с воскре́се..., три́жды... И отпу́ст 1-го часа́. Си́це же пое́тся и 3-й час, и 6-й, и 9-й, кроме́ отпу́ста, зане́ быва́ет вку́пе. Та́кожде пое́м за повече́рие и за полу́нощницу. То́чию по Честне́йшую... и по Моли́твами святы́х оте́ц... на ки́йждо отпу́ст глаго́лем: Христо́с воскре́се..., три́жды» (Ирмологий, служба на Святую Пасху).

64 Святая и Великая Неделя Пасхи открывает ряд евангельских литургийных зачал от Иоанна, простирающийся до Недели Пятидесятницы.

65 См. в Требнике или в кн.: Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. М., 2003. С. 54–55.

66 «По 9-м часе́ во свети́льничном, облачи́тся настоя́тель во всю свяще́нную оде́жду. И став пред свято́ю трапе́зою с кади́льницею зна́менует крестови́дно, и возглаша́ет глаго́ля: Благослове́н Бог наш...» (ср.: Типикон, гл. 50, «Во Святую и Великую Неделю Пасхи вечера»).

67 Во время пения «Господи, воззвах» совершается обычное каждение всего храма. Диаконы совершают каждение со свечой в левой руке.

7 апреля по старому стилю /  20 апреля по новому стилю

Понедельник Светлой седмицы. Сплошная седмица.

Прп. Гео́ргия, еп. Мелити́нского. Прп. Дании́ла Переясла́вского.

Утреню и вечерню во все дни Пасхальной седмицы в монастырях иерей совершает в мантии, епитрахили (и, по традиции, в поручах), а в приходских храмах – в фелони, епитрахили (и, по традиции, в поручах)68.

Перед утреней последование пасхальных часов совершается за полунощницу.

Порядок чтений, согласно календарю: Деян., 2 зач., I, 12–17, 21–26. Ин., 2 зач., I, 18–28.

Утреня. Предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгла́сом: «Слава Святей, и Единосущней…». Поется пасхальное начало – тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» со стихами. Ектения великая.

Примечание. «И по возгла́се а́бие пое́м кано́н: Воскресе́ния день: ирмосы́ по два́жды, тропари́ же на 10, с припе́вом: Христо́с воскре́се: В Сла́ва же, и И ны́не, глаго́лем Богоро́дичны господи́на Феофа́на, и господи́на Ио́сифа. Катава́сия о́ба ли́ка вку́пе: Воскресе́ния день: И последи́: Христо́с воскре́се: три́жды. И глаго́лем сие́ во всю седми́цу вку́пе со ирмосы́ на 14» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник Светлыя седмицы на утрени»).

Канон Пасхи: «Воскресения день…» со ирмосом и Богородичнами на 14 (ирмосы по дважды, тропари на 10, на «Слава» и на «И ныне» – Богородичны). Припев: «Христос воскре́се из мертвых». Библейские песни не поются.

Примечание. С понедельника пасхальный канон поется с особыми Богородичнами (творение прпп. Феофана и Иосифа). В Цветной Триоди они помещены в последовании Недели жен-мироносиц, а в изданном особой книгой «Последовании во Святую и Великую Неделю Пасхи» печатаются в каноне на ряду в первый день Пасхи. О малых ектениях на каноне в Уставе не упомянуто, потому что с понедельника Пасхи в отношении ектений строй утрени обычный: ектении произносятся только по 3-й, 6-й и 9-й песнях. Катавасия по каждой песни – ирмос канона Пасхи (единожды) и «Христос воскресе…» (трижды; по обычаю, скорым распевом). Каждение, по традиции, на 1-й, 4-й, 7-й и 9-й песнях канона (во всю Светлую седмицу).

Катавасия «Воскресения день…».

По 3-й песни – ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предварившия утро…».

По 6-й песни – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…», и икос, глас тот же. «Воскресение Христово…» и «Воскрес Иисус от Гроба…» – по трижды.

В понедельник, вторник, среду, четверг и субботу Светлой седмицы 9-я песнь поется в следующем порядке:

Диакон: «Вели́чит душа моя Воскресшаго тридне́вно от гро́ба Христа́ Жизнода́вца», 1-й лик: «Свети́ся, свети́ся…»;

2-й лик: «Величит душа моя волею страдавша…», «Светися, светися…»;

1-й лик: «Христос, новая Пасха…», «О, Боже́ственнаго…»;

2-й лик: тот же припев и тропарь;

1-й лик: «Ангел вопия́ше…», «О, Божественнаго…»;

2-й лик: тот же припев и тропарь;

1-й лик: «Возбудил еси, уснув…», «О, Божественнаго…»;

2-й лик: «Магдалина Мария…», «О, Пасха ве́лия…»;

1-й лик: «Ангел облиста́яй…», «О, Пасха велия…»;

2-й лик: «Христос воскресе…», «О, Пасха велия…»;

1-й лик: «Днесь всяка тварь…», «О, Пасха велия…»;

2-й лик: «Днесь Владыка плени́…», «О, Пасха велия…»;

1-й лик: «Величит душа моя Триипоста́снаго…», Богородичен: «Согласно, Дево…»;

2-й лик: «Радуйся, Дево…», Богородичен: «Веселися и радуйся…»;

Оба лика вместе: «Величит душа моя Воскресшаго…», «Светися, светися…», и тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды; по обычаю, скорым распевом).

По 9-й песни – ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув…» (трижды).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 2-й – 4, и стихиры Пасхи, глас 5-й (со своими стихами). «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день…» – «Христос воскресе из мертвых…» (единожды). И далее «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), в качестве тропаря в конец утрени. (Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста не читается.) Ектении и отпуст пасхальный с Крестом и, по традиции, с трисвещником.

Часы Пасхи.

Примечание. В «Правиле ко Святому Причащению» (М., 1893) говорится: «Ве́домо буди, яко во Светлую седмицу Пасхи вместо вечерних и утренних молитв поются часы Пасхи, вместо же канона Господу Иисусу и Пара́клисиса Богоматери чтется канон Пасхи с Богородичнами его, прочии же, по днем седмицы, опускаются». Последование ко Святому Причащению и молитвы по Причащении предваряются троекратным чтением тропаря: «Христос воскресе из мертвых…»; псалмы и Трисвятое (с тропарями после него) при этом не читаются.

Входные молитвы перед Литургией в Светлую седмицу принято совершать следующим образом. По обычном начальном возгласе «Благословен Бог наш…» читается «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), ипакои и кондак Пасхи. Вместо покаянных тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» читаются тропари пасхальных часов: «Во гробе пло́тски…». «Слава» – «Яко Живоносец…», «И ныне» – Богородичен: «Вышняго освященное…». Затем: «Пречистому Образу Твоему покланя́емся, Благи́й…», «Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице…». Молитва: «Господи, ниспосли́ руку Твою…»; псалом «Вни́ду в дом Твой…»69.

На Литургии антифоны Пасхи и прочее, как в первый день.

Вхо́дное Пасхи.

По входе – тропарь, глас 5-й: «Христос воскресе из мертвых…» (единожды), ипакои, глас 4-й: «Предварившия утро…». «Слава, и ныне» – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб...».

Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа…».

Прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие – дня (понедельника Светлой седмицы).

Задостойник Пасхи.

Причастен – «Тело Христово...».

Отпуст – как в первый день Пасхи.

Во всю Пасхальную седмицу после утрени (и 1-го часа) указан в Уставе крестный ход.

Примечание. «Подоба́ет ве́дати, я́ко твори́м исхожде́ние днесь вне монастыря́, преднося́ще хору́гви. В рука́х же держа́ще свято́е Ева́нгелие, честны́й Крест, и ико́ны, Воскресе́ния Христо́ва, и Пречи́стыя Богоро́дицы. Пое́м кано́н Па́схи с Богоро́дичны, на 8, катава́сия, ирмо́с то́йже. По 6-й пе́сни, последи́ Ева́нгелия70глаго́лем: Воскресе́ние Христо́во: три́жды. Та́же, стихи́ра: Воскре́с Иису́с от гро́ба: три́жды. Та́же 7-я, 8-я и 9-я пе́сни: и про́чее моле́бна [на Святую Пасху]» (ср.: Типикон, гл. 50, «В понедельник Светлыя седмицы на утрени», «зри»).

Во многих храмах крестный ход совершается в конце Литургии с пением канона Пасхи и чтением 11-ти воскресных утренних Евангелий (по очереди)71.

При совершении крестного хода вокруг храма звон полагается только во время шествия, на время остановок звон прекращается.

Если на Пасхальной седмице случится храмовый праздник или местное празднование, то следует совершать службу с полиелеем, как показано в Типиконе под 23 апреля: «А́ще ли случи́тся великому́ченика Гео́ргия во еди́н от дней Све́тлыя неде́ли», т. е. вечером должна быть одна вечерня без литии, утром – полиелей. Если необходимо совершать накануне таких дней всенощное бдение, то в этом случае следует руководствоваться Марковой главой: «А́ще случи́тся Благове́щение Пресвяты́я Богоро́дицы в понеде́льник, во вто́рник или́ в сре́ду Све́тлыя неде́ли».

Во всю Пасхальную седмицу богослужение совершается по чину, указанному в понедельник Пасхи, но Евангелие на вечерне не читается, меняются стихиры (см. в Триоди) и прокимны.

68 В некоторых храмах существует практика совершать во всю Светлую седмицу утреню не в алтаре, а на середине храма перед иконой Воскресения Христова.

69 В некоторых храмах вместо псалма «Вни́ду в дом Твой...» многократно читается тропарь Пасхи.

70 На пасхальном молебне Устав предлагает для чтения Евангелие от Луки (114 зач.) или Евангелие от Матфея (116 зач.). Ср.: Типикон, гл. 50, «Подоба́ет ве́дати, ка́ко пое́тся моле́бен на Святу́ю Па́сху»; Псалтирь следованная, «Во Святу́ю и Вели́кую Неде́лю Па́схи».

71 См. предыдущую сноску.

8 апреля по старому стилю /  21 апреля по новому стилю

Вторник Светлой седмицы.

Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы)72. Апп. Иродио́на, Ага́ва, Асинкри́та, Ру́фа, Фле́гонта, Е́рма и иже с ними. Свт. Ни́фонта, еп. Новгородского.

Прп. Ру́фа, затворника Печерского, в Дальних пещерах.

Поется 9-й час по пасхальному чину.

Порядок чтений, согласно календарю: Деян., 4 зач., II, 14–21. Лк., 113 зач., XXIV, 12–35.

По окончании 9-го часа начинается великая вечерня. Иерей, в фелони, став пред престолом с кадилом в правой руке, с Крестом и трисвещником в левой, творит крест кадилом и возглашает: «Благословен Бог наш…». Певцы: «Аминь». Иерей: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), певцы – тот же тропарь (трижды). Иерей – стихи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази́ Его…» и прочее последование пасхального начала (как в начале Литургии). Ектения великая.

На «Господи, воззвах» стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 3-й – 6. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Недосто́йно стоя́ще…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Ка́ко не диви́мся…».

Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси́ и на земли́…», со стихами. (Евангелие не читается.) Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения.

На стиховне поется одна стихира воскресная (см. в Триоди), глас 3-й: «Стра́стию Твое́ю, Христе́…», затем стихиры Пасхи, глас 5-й, со стихами: «Да воскреснет Бог…». «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресе́ния день…» – «Христос воскресе из мертвых…» (единожды, как окончание стихиры). И далее «Христос воскресе из мертвых…» (трижды), в качестве тропаря в конец вечерни.

По исполнении стихир и тропаря Пасхи – обычный возглас: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы: «И сущим во гробе́х живот даровав». Иерей с Крестом в руке и, по обычаю, с трисвещником произносит отпуст: «Христос, воскресый из мертвых…», и прочее, как в конце утрени (в первый день Пасхи).

Совершается последование пасхальных часов за малое повечерие.

Перед утреней последование пасхальных часов совершается за полунощницу.

Утреня. Предстоятель с Крестом, трисвещником и кадилом полагает начало утрени возгла́сом: «Слава Святей, и Единосущней…». Поется пасхальное начало – тропарь: «Христос воскресе из мертвых…» со стихами. Ектения великая.

Канон Пасхи: «Воскресения день…» со ирмосом и с Богородичнами на 14 (ирмосы по дважды) с припевом: «Христос воскресе из мертвых» (см. в понедельник).

По 3-й песни – ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предварившия утро…».

По 6-й песни – кондак Пасхи, глас 8-й: «Аще и во гроб…», и икос, глас тот же. «Воскресение Христово видевше…» и «Воскрес Иисус от Гроба…» – по трижды.

9-я песнь – см. в понедельник.

Ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув…» (трижды).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные (см. в Триоди), глас 3-й – 4, и стихиры Пасхи, глас 5-й.

Отпуст пасхальный с Крестом и, по традиции, с трисвещником.

Часы Пасхи.

На Литургии антифоны Пасхи и прочее, как в первый день.

Прокимен, глас 3-й, песнь Богородицы: «Вели́чит душа́ Моя Го́спода, и возра́довася дух Мой о Бо́зе, Спа́се Моем»; стих: «Яко призре́ на смирение Рабы́ Своея́, се бо отны́не ублажа́т Мя вси ро́ди».

72 См.: Минея-Февраль. М., 2002. С. 397–407.

9 апреля по старому стилю /  22 апреля по новому стилю

Среда Светлой седмицы.

Мч. Евпси́хия.

Все службы суточного круга – по образцу 7 и 8 апреля.

Поются стихиры 4-го гласа.

Порядок чтений, согласно календарю: Деян., 5 зач., II, 22–36. Ин., 4 зач., I, 35–51.

На великой вечерне – прокимен великий, глас 8-й: «Гла́сом моим ко Господу воззвах…».

На Литургии – прокимен, глас 6-й: «Помяну́ имя Твое во всяком ро́де и ро́де», стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони́ ухо Твое».

10 апреля по старому стилю /  23 апреля по новому стилю

Четверг Светлой седмицы.

Мчч. Тере́нтия, Помпии́я и иже с ними.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.