Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

2021-03-17 85
Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Примечание. «Во Святу́ю и Вели́кую Сре́ду ве́чера, во свети́льничное, обы́чное стихосло́вие от Трисвята́го без покло́нов. Стихосло́вим же и Ко Го́споду внегда́ скорбе́ти ми... без покло́нов» (Триодь Постная, «Во Святую и Великую Среду вечера»).

Кафизма 18-я – без поклонов (см.: Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»).

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 2-й и глас 6-й (те же, что пелись на хвалитех и на стиховне утрени) – 10. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Го́споди, яже во мно́гия грехи́ впа́дшая жена́…».

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (Исхода и Иова) с прокимнами, по обычаю. 1-й прокимен, глас 4-й: «Испове́дайтеся Бо́гу Небе́сному, яко Благ, яко в век ми́лость Его́», стих: «Испове́дайтеся Бо́гу бого́в, яко в век ми́лость Его́»; 2-й прокимен, глас 4-й: «Го́споди, ми́лость Твоя́ во век, дел руку́ Твое́ю не пре́зри», стих: «Испове́мся Тебе́, Го́споди, всем се́рдцем мои́м и пред А́нгелы воспою́ Тебе́».

По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) читается Евангелие – Мф., зач. 108-е: «Иисусу бы́вшу в Вифа́нии…». Ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.

После «Буди имя Господне…» – 3 великих поклона2. (Обычно они совершаются с чтением молитвы прп. Ефрема Сирина.)

Примечание. И «а́бие упраждня́ются соверше́нно (т. е. прекращаются) в церкви быва́емыя поклоны»3 до дня Святой Троицы. Келейно же и до Великого Пятка совершаются (ср.: Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»). Согласно же указаниям Триоди Постной, поклоны прекращаются после трех поклонов «по пренесе́нии Честны́х Даро́в» на великом входе (ср.: Триодь Постная, «Во Святую и Великую Среду вечера»).

Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…».

В среду вечером служится малое повечерие. На нем трипеснец Великого Четвертка из Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 6-й (песни 4-я, 8-я и 9-я). Ирмосы по дважды; тропари – сколько есть. В конце каждой песни – ирмос на катавасию.

По 4-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален Триоди, глас 4-й: «Яды́й, Влады́ко…».

По Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Хлеб прие́м…» (см. на утрене Великого Четвертка), и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…» (но не «Гряды́й Господь на вольную Страсть…»).

Примечание. «От сего́ свята́го дни [в монастырях, – Сост. ] полу́нощница не пое́тся в це́ркви до седми́цы Фомины́. В собо́рных же хра́мех и мирски́х пою́т в це́рквах» (Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Среду вечера», 1-е «зри»).

С этого дня и до Недели Антипасхи на службах суточного круга кафизм нет, за исключением 17-й кафизмы на утрене Великой Субботы.

2 «На Бу́ди и́мя Госпо́дне: покло́ны 3» (Типикон, гл. 49, «Во святую и великую среду вечера»).

3 Кроме поклонов перед Святой Плащаницей.

3 апреля по старому стилю /  16 апреля по новому стилю

Страстна́я седмица. Великий Четверто́к. Воспоминание Тайной Ве́чери.

Прп. Ники́ты исп., игумена обители Мидики́йской.

Иконы Божией Матери «Неувяда́емый Цвет».

Календарные заметки:

На утрене кафизм нет (кафизмы отменяются до Недели Фоминой, за исключением 17-й кафизмы на утрене Великой Субботы).
Чин умовения ног, по традиции, совершается при архиерейском служении.
Обычно в четверг вечером совершается утреня Великого Пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Лк., 108 зач. (от полу́), XXII, 1–39. Лит. – 1 Кор., 149 зач., XI, 23–32. Ев. составное: Мф., 107 зач., XXVI, 1–20. Ин., 44 зач., XIII, 3–17. Мф., 108 зач. (от полу́), XXVI, 21–39. Лк., 109 зач., XXII, 43–45. Мф., 108 зач., XXVI, 40 – XXVII, 2.

На умовении ног: Ин., 44 зач., XIII, 1–11.

По умовении ног: Ин., 45 зач., XIII, 12–17.

Утреня.

Примечание. По Уставу, утреня начинается «в 7-й час нощи», т. е. по-нашему – около первого часа ночи: «В 7-й час но́щи кле́плет параекклисиа́рх, и собра́вшеся в це́рковь, и сотво́ршу иере́ю нача́ло: Благослове́н Бог наш... начина́ем а́бие по обы́чаю, я́коже писа́ся в четверто́к 5-я неде́ли» (см.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток»).

Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец4: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов – обычное каждение).

Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет...»). Тропарь, глас тот же: «Егда́ сла́внии ученицы́…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же. Кафизм нет.

По окончании пения тропаря отверзаются царские врата, и диакон возглашает: «И о сподо́битися нам слы́шанию…». Евангелие – Лк., зач. 108, от полу́: «Приближа́шеся праздник опресно́к…» (конец в зач. 109: «По Не́мже идо́ша ученицы́ Его»).

Псалом 50-й. Молитва «Спаси, Боже, люди Твоя…» не читается, но сразу канон Триоди, глас 6-й, творение св. Космы Маиумского: «Се́ченое сече́тся…» (ирмосы по дважды, тропари на 6), с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (библейские песни не стихословятся). По каждой песни катавасия – ирмос канона.

По 3-й песни – малая ектения, седален Триоди, глас 1-й: «Езе́ра и исто́чники…». «Слава» – ин седален, глас 3-й: «Смиря́яся за благоутро́бие…», «И ныне» – ин седален, глас 4-й: «Яды́й, Влады́ко…».

По 6-й песни – малая ектения, кондак Триоди, глас 2-й: «Хлеб прие́м…», и икос, глас тот же: «Та́йной трапе́зе…».

На 9-й песни – каждение. («Честнейшую» не поем.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Ексапостиларий Триоди: «Чертог Твой…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 2-й – 4. «Слава, и ныне» – Триоди, глас тот же: «Его́же пропове́да А́гнца Иса́ия…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения просительная: «Исполним утреннюю…», возглас: «Яко Бог милости…», и обычная молитва главопреклонения (с возгласом: «Твое бо есть...»).

Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й – 4 (с особыми припевами). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Нрав твой льсти…», «И ныне» – Триоди, глас 5-й: «Тайново́дствуя Твоя́, Го́споди, ученики́…».

«Благо есть» (единожды). По Трисвятом поется тропарь, глас 8-й: «Егда́ сла́внии ученицы́…». Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…». Возглас: «Яко Милостив…». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

На 1-м часе тропарь: «Егда́ сла́внии ученицы́…». После Богородична: «Что Тя нарече́м…» – тропарь пророчества (Триоди), глас 3-й: «Зауше́нный за род человеческий…», «Слава, и ныне» – тот же тропарь. 1-й прокимен (Триоди), глас 1-й: «Да разумеют язы́цы, яко имя Тебе Господь»; стих: «Боже, кто уподо́бится Тебе?», и паримия Триоди (Иеремии). Затем 2-й прокимен (Триоди), глас 8-й: «Помоли́теся и воздади́те Го́сподеви, Богу нашему»; стих: «Ве́дом во Иуде́и Бог, во Изра́или ве́лие имя Его́». Далее чтец: «Стопы́ моя́…» (без пения и повторений) и т. д. По Трисвятом – кондак Триоди: «Хлеб прие́м…», и прочее по обычаю (но не как в Великий пост). Отпуст: «Иже за превосходя́щую бла́гость путь добре́йший смире́ния показа́вый, внегда́ умы́ти но́ги ученико́в, да́же и до Креста и погребе́ния снизше́дый нам, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (святые храма и дня не поминаются)5.

Примечание. «Подоба́ет ве́дати, я́ко лития́ за упоко́й в притво́ре не быва́ет до Неде́ли Фомины́» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток», 1-е «зри»). Соответственно этому указанию Типикона, во все последующие дни Страстно́й и Пасхальной седмиц не до́лжно произносить заупокойных ектений и совершать какие-либо поминовения усопших, кроме тайного на проскомидии и на Литургии по освящении Даров. Не совершаются ни панихиды, ни литии.

Входные молитвы, по обычаю, священнослужители творят на молитве 9-го часа, и проскомидия совершается во время пения «Господи, воззвах». Но если будет много поминаний, проскомидия может быть начата во время часов и закончена во время пения «Господи, воззвах»6.

Примечание. «При часе́ же 3-м дне ударя́ет параекклисиа́рх в би́ло, и пое́м часы́ вку́пе, 3-й, 6-й, и 9-й, по обы́чаю про́сто в притво́ре... И Блаже́нны ско́ро без пе́ния...» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток»).

Часы 3-й, 6-й и 9-й – без кафизм. На часах – тропарь: «Егда́ сла́внии ученицы́…», и кондак: «Хлеб прие́м…». Присоединяется, как обычно, последование изобразительных 7. Блаженны скоро, без пения. «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный поет Тя…», «Приступи́те к Нему…», «Лик Небесный поет Тя…». «Слава» – «Лик святых Ангел…», «И ныне» – «Верую...», «Осла́би, оста́ви…», «Отче наш», после возгласа: «Яко Твое есть Царство...» – кондак: «Хлеб прие́м…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст.

Литургия свт. Василия Великого начинается вечерней.

Примечание. По Уставу, вечерня с Литургией свт. Василия Великого начинается «во 8-й час дне», т. е. по-нашему – около 2-х часов пополудни: «Во 8-й час дне ударя́ет параекклисиа́рх, и собра́вшеся в це́рковь, благослови́вшу иере́ю, начина́ем вече́рню без стихосло́вия. Царю́ Небе́сный: Трисвято́е: Го́споди, поми́луй, 12. Прииди́те, поклони́мся: трижды. И псало́м: Благослови́, душе́ моя́, Го́спода...» (см.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).

Возглас: «Благословено Царство…». Обычное начало (с «Царю Небесный...»), псалом 103-й (священник читает светильничные молитвы перед царскими вратами). Великая ектения. Кафизмы нет.

Примечание. «Та́же Го́споди, воззва́х на глас 2-й, поставля́ем стихо́в 10. Свяще́нник же изменя́яй свяще́нническую оде́жду, исхо́дит, и кади́т, и по е́же возврати́тися, твори́т проскоми́дию» (Триодь Постная, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 2-й8 – 10 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6-й: «Рожде́ние ехи́днов вои́стинну Иу́да…». В это время заканчивается чин проскомидии, на котором приготовляются два Агнца: один для данной Литургии, а другой – для приготовления запасных Святых Даров на весь год.

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». 1-й прокимен Триоди, глас 1-й: «Изми́ мя, Господи, от челове́ка лука́ва, от му́жа непра́ведна изба́ви мя»; стих: «Иже помы́слиша непра́вду в сердце весь день», и читается 1-я паримия Триоди (Исхода). 2-й прокимен Триоди, глас 7-й: «Изми́ мя от враг мои́х, Боже, и от востаю́щих на мя изба́ви мя»; стих: «Изба́ви мя от де́лающих беззако́ние», и читаются оставшиеся две паримии Триоди (Иова и Исаии)9. Малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…»10. Трисвятое. Прокимен Апостола, глас 7-й: «Кня́зи лю́дстии собра́шася вку́пе на Го́спода и на Христа́ Его́»; стих: «Вску́ю шата́шася язы́цы, и лю́дие поучи́шася тще́тным». Апостол – 1 Кор., зач. 149. Аллилуиарий, глас 6-й: «Блаже́н разумева́яй на нища и убо́га, в день лют изба́вит его Господь»; стих: «Врази́ мои ре́ша мне злая: когда у́мрет и поги́бнет имя его?»; стих: «Яды́й хле́бы моя, возвели́чи на мя запина́ние». Евангелие (составное)11 – Мф., зач. 107: «Рече́ Госпо́дь Свои́м ученико́м: ве́сте, яко по двою́ дню Па́сха бу́дет…».

Далее по чину Литургия свт. Василия Великого.

Вместо Херувимской песни – «Ве́чери Твоея́ тайныя…» (трижды): дважды до перенесения Святых Даров (без «Аллилуия»), третий раз – после перенесения Даров (с «Аллилуия»).

Примечание. «Вме́сто же Херуви́мския пе́сни, пое́м во глас 6-й: Ве́чери Твоея́ та́йныя: три́жды, ли́ки пременя́ющеся: на коне́чном же Аллилу́иа три́жды» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).

Задостойник – ирмос 9-й песни канона Великого Четвертка: «Стра́нствия Влады́чня…».

Вместо причастна, во время причащения и вместо «Да испо́лнятся…» – «Ве́чери Твоея́ тайныя…», «Аллилуия» (трижды).

После «Спаси, Боже, люди Твоя…» поем: «Ви́дехом Свет Истинный…».

Примечание. «В прича́стна же ме́сто пое́м то́йже тропа́рь: Ве́чери Твоея́ та́йныя: И пое́м мно́жицею, до́ндеже причаща́ются бра́тия Боже́ственных Та́ин. И пото́м Аллилу́иа три́жды. И вме́сто, Да испо́лнятся, пое́м то́йже тропа́рь: и Аллилу́иа» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).

Отпуст краткий: «И́же за превосходя́щую бла́гость…» (святые дня и храма не поминаются).

Примечание. «Та́же вхо́дим в трапе́зу и яди́м варе́ние с еле́ем. Пие́м же и вино́, и и́но сухояде́ние, зане́же пое́тся Аллилу́ия. Студи́йския же оби́тели Ти́пик повелева́ет в Вели́кий Святы́й Четверто́к я́сти еди́но варе́ние, и со́чиво, и обваре́н боб, пие́м же и вино́. Святы́я же Горы́ Ти́пик повелева́ет во Святы́й Вели́кий Четверто́к я́сти варе́ния два с еле́ем и вина́ по три ча́ши. И сия́ вся ка́ко разсу́дит настоя́тель, зря свою́ о Христе́ бра́тию произволя́ющу к душеспаси́тельной по́льзе» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).

В четверг вечером служится малое повечерие. На нем трипеснец Великого Пятка из Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 5-я, 8-я и 9-я). Ирмосы по дважды; тропари, сколько их есть. В конце каждой песни – ирмос на катавасию.

По Трисвятом – кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго…» (см. на утрене Великого Пятка), и прочее последование малого повечерия. Отпуст малый.

Примечание. Ради умилительного трипеснца это повечерие не следует опускать и в том случае, когда последование святых Страстей совершается в четверток вечером.

4 См. в четверг 5-й седмицы Великого поста (20 марта).

5 Так по Служебнику. В книге «Службы на каждый день Страстно́й седмицы» в Великий Четверг на утрене и на изобразительных указан отпуст «Гряды́й Господь на вольную Страсть…», что менее соответствует содержанию богослужения утрени этого дня (см.: Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты // Богослужебные указания на 1998 год. С. 416–417).

6 В этом случае входные молитвы совершаются перед началом богослужения.

7 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем...».

8 Те же стихиры, что пелись на хвалитех утрени.

9 Во время пения прокимнов царские врата, по традиции, открыты; на чтение паримий царские врата затворяются.

10 Возглас «Яко Свят еси, Боже наш...» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя...». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя...» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже...». (См.: Определения Священного Синода <о порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя...»>, заседание 17 июля 1997 г. // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. С. 15–16.)

11 Составные евангельские чтения Страстной седмицы, а также 12 Евангелий Святых Страстей на утрене Великой Пятницы, приводятся полностью в приложении Богослужебного Евангелия.

4 апреля по старому стилю /  17 апреля по новому стилю

Страстна́я седмица. Великий Пято́к. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Прпп. Ио́сифа песнопи́сца и Гео́ргия, иже в Мале́и. Иконы Божией Матери, именуемой «Изба́вительница». Сщмч. Ники́ты Славяни́на, Афо́нского. Прмчч. архим. Вениами́на Кононова и иером. Ники́фора Кучина Солове́цких 12.

Прп. Ио́сифа Многоболе́зненного, Печерского, в Дальних пещерах.

Календарные заметки:

Строгий пост.
Во второй половине дня совершается вечерня, на которой из алтаря износится Святая Плащаница.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа 1-е: Ин., 46 зач., XIII, 31 – XVIII, 1. 2-е:Ин., 58 зач., XVIII, 1–28. 3-е: Мф., 109 зач., XXVI, 57–75. 4-е:Ин., 59 зач., XVIII, 28 – XIX, 16. 5-е: Мф., 111 зач., XXVII, 3–32. 6-е:Мк., 67 зач., XV, 16–32. 7-е: Мф., 113 зач., XXVII, 33–54. 8-е:Лк., 111 зач., XXIII, 32–49. 9-е: Ин., 61 зач., XIX, 25–37. 10-е:Мк., 69 зач., XV, 43–47. 11-е: Ин., 62 зач., XIX, 38–42. 12-е:Мф., 114 зач., XXVII, 62–66.

На 1-м часе: Гал., 215 зач. (от полу́), VI, 14–18. Мф., 110 зач., XXVII, 1–56.

На 3-м часе: Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6–11. Мк., 67 зач., XV, 16–41.

На 6-м часе: Евр., 306 зач., II, 11–18. Лк., 111 зач., XXIII, 32–49.

На 9-м часе: Евр., 324 зач., X, 19–31. Ин., 59 зач., XVIII, 28 – XIX, 37.

На веч.: 1 Кор., 125 зач., I, 18 – II, 2.

Ев. составное: Мф., 110 зач., XXVII, 1–44; Лк., XXIII, 39–43; Мф., XXVII, 45–54; Ин., XIX, 31–37; Мф., XXVII, 55–61.

Полунощницу «пое́м в ке́ллиях» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).

Утреня Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), именуемая Уставом «После́дование Святы́х и спаси́тельных Страсте́й Го́спода на́шего Иису́са Христа́», совершается обычно в Великий Четверток вечером. По Типикону, она должна начинаться во 2-м часу ночи, т. е., по нашему счету, в 8-м часу вечера в Великий Четверг.

Примечание. «Во 2-й час но́щи кле́плет параекклисиа́рх. И собра́вшимся нам во храм, благослови́вшу иере́ю с кади́лом, глаго́лем по обы́чаю, я́коже предписа́ся в четверто́к 5 неде́ли» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»).

Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец13: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов – обычное каждение).

Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет...»), и тропарь «ко́сно и со сладкопе́нием», глас тот же: «Егда́ сла́внии ученицы́…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

Примечание. «По тропаре́ же вхо́дит настоя́тель со диа́коном во святы́й олта́рь, и облача́ся во свяще́нныя оде́жды, кади́т святу́ю трапе́зу крестообра́зно, и весь святы́й олта́рь, и ли́ки, и бра́тию по чи́ну» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»).

Церковный Устав указывает читать Евангелия Святых Страстей в алтаре (причем Евангелие остается на престоле), но уже твердо установился обычай читать их на середине храма. В начале пения тропаря отверзаются царские врата, и предстоятель в фелони износит Евангелие на середину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Свечи по прочтении каждого Евангелия погашаются и возжигаются к началу следующего Евангелия14. Далее, во время продолжающегося пения тропаря, предстоятель совершает полное каждение всего храма. По окончании тропаря и каждения – малая ектения15, возглас: «Яко Твоя держава и Твое есть Царство…». Посем: «И о сподо́битися нам…»16, «Премудрость, про́сти…», «Мир всем» и прочее по обычаю.

Примечание. По традиции, перед чтением каждого Евангелия ударяют в большой колокол в соответствии со счетом чтений (1 раз – перед первым, 2 раза – перед вторым и т. д.). По окончании 12-го Евангелия – краткий трезвон.

Перед чтением Евангелия, по традиции, певцы поют: «Слава Страсте́м Твоим, Господи» (хотя Типикон не дает такого указания).

По прочтении Евангелия певцы: «Слава долготерпе́нию Твоему, Господи» (этот припев указывается Типиконом).

После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события. Если будет затруднительно все их пропеть, то необходимо прочитать, причем каждый тропарь этих антифонов поется или читается по дважды17; особенность такого исполнения специально оговорена Уставом (см. Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»).

После 3-го, 6-го, 9-го, 12-го и 15-го антифонов следуют малые ектении, затем поются седальны18, во время которых, по установившейся традиции, совершаются малые каждения (начиная с Евангелия, лежащего на аналое). Типикон же предписывает диакону или иерею кадить только святую трапе́зу, т. е. престол, но так бывает лишь в тех случаях, когда Евангелие читается не на середине храма, как ныне, а в алтаре. После того, как седален будет пропет, поется: «Слава», и конец седальна, затем: «И ныне», и весь седален вторично.

1-е Евангелие – Ин., зач. 46. Антифоны 1-й, 2-й, 3-й. Возглас по ектении: «Яко подоба́ет Тебе́ вся́кая сла́ва…». Седален, глас 7-й: «На ве́чери ученики́ пита́я…».

Примечание. «Чтет же сие́ 1-е Ева́нгелие настоя́тель, про́чия же – иере́и, еди́н по еди́ному ки́йждо» (ср.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»). О 12-м Евангелии Типикон также говорит, что его «настоя́тель чтет».

2-е Евангелие – Ин., зач. 58. Антифоны 4-й, 5-й, 6-й. Возглас по ектении: «Яко благослови́ся и просла́вися Всечестно́е и Великоле́пое И́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Седален, глас 7-й: «Ки́й тя о́браз…».

3-е Евангелие – Мф., зач. 109. Антифоны 7-й, 8-й, 9-й. Возглас по ектении: «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем…»19. Седален, глас 8-й: «О, ка́ко Иуда…».

4-е Евангелие – Ин., зач. 59. Антифоны 10-й, 11-й, 12-й. Возглас по ектении: «Бу́ди держа́ва Ца́рствия Твоего́ благослове́на, и препросла́влена, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в». Седален, глас 8-й: «Егда́ предста́л еси…».

5-е Евангелие – Мф., зач. 111. Антифоны 13-й, 14-й, 15-й. Возглас по ектении: «Яко благослови́ся Всесвято́е И́мя Твое́, и просла́вися Ца́рство Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в». Седален, глас 4-й: «Искупи́л ны еси…».

6-е Евангелие – Мк., зач. 67.

По 6-м Евангелии – поются блаженны Триоди (с тропарями)20. На блаженнах – малое каждение. Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хва́лят вся Силы Небесныя…». «Вонмем». «Премудрость». Прокимен, глас 4-й: «Раздели́ша ризы Моя себе и о оде́жди Моей мета́ша жребий»; стих: «Боже, Боже Мой, вонми́ Ми! Вску́ю оставил Мя еси?».

7-е Евангелие – Мф., зач. 113.

Псалом 50-й21.

8-е Евангелие – Лк., зач. 111.

Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 6-й, ирмосы по дважды, тропари на 12, с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Библейские песни не стихословятся.)

Катавасия – тот же ирмос.

По 5-й песни – ектения малая. Возглас: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго…», и икос, глас тот же: «Своего́ А́гнца…».

«Честнейшую» не поем. На 9-й песни – обычное каждение храма (начинается, как обычно, в алтаре в конце 8-й песни канона и заканчивается у престола).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения22. Возглас: «Яко Тя хва́лят…». Ексапостиларий Триоди: «Разбойника благоразу́мнаго…», «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

9-е Евангелие – Ин., зач. 61.

«Всякое дыхание…»23 и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Триоди, глас 3-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Совлеко́ша с Мене́ ри́зы Моя́…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «Плещи́ Моя́ дах на ра́ны…».

10-е Евангелие – Мк., зач. 69.

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю…», возглас: «Яко Бог милости…», и обычная молитва главопреклонения (с возгласом: «Твое бо есть...»)24.

11-е Евангелие – Ин., зач. 62.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й – 4 (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Го́споди, восходя́щу Ти на Крест…», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Уже́ омака́ется трость…».

Примечание. Во время пения стиховных стихир (перед 12-м Евангелием) совершается полное каждение всего храма, как и в начале (перед 1-м Евангелием): «Та́же диа́кон кади́т, я́коже и в нача́ле, храм весь» (ср.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»).

12-е Евангелие – Мф., зач. 114.

Иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата затворяются.

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – поется тропарь, глас 4-й: «Искупи́л ны еси от кля́твы зако́нныя…». Ектения: «Помилуй нас, Боже…». Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Певцы: «Аминь». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Аминь», «Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст25: «И́же оплева́ния, и бие́ния, и зауше́ния, и Крест, и смерть претерпе́вый за спасе́ние ми́ра, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколю́бец» (святые храма и дня не поминаются). Поются многолетны.

1-й час к утрене не присоединяется, так как входит в службу часов Великого Пятка.

В Великий Пяток царские часы (см. в Постной Триоди на ряду) и изобразительны совершаются по тому же чину, что и в на́вечерия Рождества Христова и Богоявления26.

Примечание. По Уставу, царские часы начинаются «при часе́ 2-м дне», т. е. по-нашему – около 8-ми часов утра: «При часе́ 2-м дне, [звон в дво́и, еди́н до́лгий.] И собра́вшеся в це́рковь. Облачи́тся иере́й во свяще́нныя ри́зы, диа́кон же в стиха́рь. Пое́м часы́ вку́пе, час 1, 3, 6 и 9» (ср.: Типикон, гл. 49, «Последование часов святаго Великаго Пятка́»).

На царских часах полагаются особые псалмы, паримии, Апостолы и Евангелия.

Примечание. На 3-м часе читается повествование о Страстях Христовых по Евангелию от Марка. Согласно Богослужебному Евангелию, чтение начинается с 67-го зачала (Мк., 67–68 зач., XV, 16–41): «Во вре́мя о́но, во́ини ведо́ша Иису́са внутрь двора́, е́же есть прето́р...»; Типикон и Триодь Постная указывают начало чтения с 66-го зачала (Мк., 66–68 зач., XV, 1–41): «Во вре́мя о́но, сове́т сотвори́ша...».

На всех часах конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны...».

Окончание изобразительных: на «И ныне» – Символ веры. «Осла́би, оста́ви…». «Отче наш…». Возглас: «Яко Твое есть Царство…». «Аминь». Кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Всесвятая Троице…». «Бу́ди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й: «Благословлю́ Го́спода…». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси́ нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «И́же нас ра́ди челове́ков и на́шего ра́ди спасе́ния стра́шныя Стра́сти, и Животворя́щий Крест, и во́льное погребе́ние Пло́тию изво́ливый, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколю́бец». Поются многолетны.

Литургию в Великий Пяток совершать не положено.

Примечание. «Подоба́ет же и сие́ ве́дати, я́ко прия́хом в Палести́не, в сей день Вели́каго Пятка́, не твори́ти Преждеосвяще́нную, ниже́ па́ки соверше́нную Литургию, но ниже́ трапе́зу поставля́ем, ниже́ яди́м в сей день Распя́тия. А́ще же кто бу́дет многоне́мощен или́ престаре́лся, и не моги́й пребы́ти по́стен, дае́тся ему́ хлеб и вода́, по захожде́нии со́лнца» (Типикон, гл. 49, «Последование часов Святаго Великаго Пятка́»).

Вечерня Великого Пятка.

Вечерня совершается обычно во второй половине дня.

Примечание. По Уставу, вечерня начинается «при часе 10-м дне», т. е. по-нашему – около 4-х часов пополудни: «При часе́ 10-м дне кле́плет в вели́кое, и собра́вшеся в це́рковь, начина́ем вече́рню» (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Пяток вечера»).

До начала вечерни святая Плащани́ца с изображением положения Господа во гроб полагается на святом престоле на место Евангелия, а само Евангелие поставляется горе́ престола, как на Литургии. Плащаница полагается так, чтобы Глава Спасителя была к северной стороне. Если есть живые цветы, то на Плащаницу возлагают венок из таких цветов27, и если есть благовонное масло или розовая вода, то ими намащают Плащаницу. Возлагать на Плащаницу венки из искусственных цветов, намащать ее духами или одеколоном, изготовленным на спирту, не следует. Закрывать лик Спасителя на Плащанице покровцом также не следует28. На Плащаницу полагается требное Евангелие (желательно небольшого размера). На середине храма устанавливается специальная подставка (в виде гробницы) или столец для Плащаницы.

Служа́щий иерей, а при соборном служении один предстоятель, облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв) – ради выноса Плащаницы (впрочем, предстоятель может облачиться на стиховных стихирах или во время чтения паримий).

Возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец (по Уставу, «предстоятель глаголет»): «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся» (трижды), и читается предначинательный псалом: «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода…» (священник читает светильничные молитвы перед царскими вратами). Великая ектения. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 2-й и глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «О, ка́ко беззако́нное со́нмище…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «Стра́шное и пресла́вное та́инство…».

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен паримии Триоди, глас 4-й: «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́ и о оде́жди Моей мета́ша жребий»; стих: «Боже, Боже мой, вонми́ Ми! Вску́ю оставил Мя еси?»29.

После прокимна, по обычаю, царские врата затворяются. Читаются три паримии Триоди (Исхода, Иова и Исаии). По окончании 1-й паримии Триоди (Исхода) – прокимен Триоди, глас 4-й: «Суди́, Го́споди, оби́дящия мя, побори́ борю́щия мя»30; стих: «Приими́ ору́жие и щит, и воста́ни в по́мощь мою», затем – 2-я паримия Триоди (Иова).

По окончании 3-й паримии Триоди (Исаии) царские врата отверзаются. «Вонмем», «Мир всем», и прочее (как на Литургии). Прокимен Апостола, глас 6-й: «Положи́ша Мя в ро́ве преиспо́днем, в те́мных и се́ни смертней»; стих: «Господи Боже спасе́ния моего́, во дни воззва́х и в нощи́ пред Тобою».

Примечание. По обычаю, перед чтением Евангелия совершается каждение, как на полной Литургии.

Апостол – 1 Кор., зач. 125 (I, 18 – II, 2). Аллилуиарий, глас 1-й (по Типикону – глас 5-й): «Спаси́ мя, Боже, яко внидо́ша во́ды до души́ моея́»; стих: «Поноше́ние ча́яше душа́ моя и страсть»; стих: «Да помрача́тся о́чи их, е́же не ви́дети».

Евангелие31 (составное)32 – Мф., зач. 110. (По обычаю, Евангелие читается диаконом на амвоне.) После чтения Евангелия царские врата затворяются.

Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й – 4 (со своими припевами: «Господь воцари́ся...», «Ибо утверди́ вселе́нную...», До́му Твоему подоба́ет...»). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Тебе, оде́ющагося светом, яко ризою…» (по обычаю, во время пения этой стихиры отверзаются царские врата, и предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение вокруг престола с лежащей на нем Плащаницей).

«Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...», и поются тропари, глас 2-й: «Благообра́зный Иосиф…». «Слава, и ныне» – «Мироно́сицам жена́м...».

Во время пения тропарей предстоятель, сотворив три земных поклона, подъемлет с престола Плащаницу и через северные врата33 (в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом) износит ее на главе на середину храма и полагает на угото́ванную гробницу. При соборном служении настоятель идет под Плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, Евангелие благоговейно несет в левой руке диакон, держа в правой кадило. Если нет диакона, священник благословляет кому-либо из благочестивых мирян нести Евангелие обернутым в плат. Евангелие в этих случаях несут впереди Плащаницы. Затем Евангелие полагается на Плащаницу. Далее совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы, после чего священнослужители совершают поклонение и целование Плащаницы.

Примечание. В тех храмах, где малое повечерие в Великую Пятницу после вечерни не совершается, существует практика пения канона Триоди «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы» (см. на малом повечерии) после выноса Плащаницы на вечерне (после тропарей перед отпустом). По катавасии 9-й песни канона – «Премудрость» и окончание вечерни (см. ниже).

По тропарях – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси́ нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Иже нас ра́ди челове́ков и на́шего ра́ди спасе́ния стра́шныя Стра́сти, и Животворя́щий Крест, и во́льное погребе́ние Пло́тию изво́ливый, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ М


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.