Построение кривой Энгеля и кривой спроса — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Построение кривой Энгеля и кривой спроса

2021-03-17 218
Построение кривой Энгеля и кривой спроса 2.00 из 5.00 1 оценка
Заказать работу

С помощью графической модели равновесия потребителя, анализируя влияние изменения бюджета и цен благ на потребительское равновесие, можно определить изменение объема покупок рассматриваемых благ под влиянием изменения указанных факторов (рис. 5.3). 

 

Рисунок 5.3. Построение кривой Энгеля (для блага В) и кривой спроса (на благо В).

Так, изменение бюджета при прочих равных условиях сдвигает бюджетную линию параллельно самой себе в пространстве двух благ, в результате изменяется положение равновесия потребителя. Совокупность всех таких точек равновесия образует линию «доход (бюджет) – потребление», представленную в верхней части рисунка 5.3.

На основании этой линии в координатах «бюджет (M) – объем блага (Q)» при условии неизменных цен можно построить кривую Энгеля, показанную в левой верхней части рисунка 5.3. Она имеет положительный наклон для «нормальных» благ, и отрицательный – для так называемых «некачественных» благ. 

Переменную, откладываемую по оси ординат, иногда обозначают символом «I – доход». 

Изменение цены одного блага при прочих равных условиях поворачивает бюджетную линию вокруг точки ее пересечения с осью другого блага, в результате образуются «веер кривых безразличия» и новые точки потребительского равновесия. Совокупность таких точек образует линию «цена – потребление», отображенную в правой верхней части рисунка

5.3.

На основании данной линии в координатах «цена блага (P) – объем блага (Q)» при условии постоянного бюджета и неизменной цены другого блага можно построить кривую спроса (D ) на исследуемое благо, которая показывает, как потребитель реагирует на изменение цены данного блага при прочих равных условиях (правая часть рис. 11). Характер потребительской реакции на изменение цены блага может быть формализован и записан в виде функции спроса: Q = f (P). Сила реакции количественно характеризуются коэффициентом ценовой эластичности спроса. 

Отрицательный наклон характерен для кривой спроса на «нормальные» блага. Однако кривая спроса на некоторые товары имеет положительный наклон. Так, одно из исключений из закона спроса называется «парадокс Гиффена»: объем спроса на некоторые товары возрастает по мере роста цены.

 

Список использованной литературы

 

1. Вечканов Г.С. Экономическая теория. 2-е изд. – СПб.: Питер. 2009. – 448 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

2. Куликов Л.М. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, Издво Проспект, 2005. – 432 с. 

3. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Мо-сква: Издательство «Дело и Сервис», 2007. – 1040 с. – (Серия

«Учебники    Московского государственного   университета им. М.В. Ломоносова».) 

4. Тарасевич Л.С.,      Гребенников П.И.,     Леусский А.И.

Микроэкономика: учебник. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 391 с. – (Университеты России). 

5. Экономическая теория: учебник / [В.И. Бархатов, Г.П. Журавлева, А.В. Горшков и др.]; под. Ред. В.И. Бархатова, Г.П. Журавлевой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 848 с.: ил.

6. Экономическая теория (Политэкономия): Учебник / Под общей редакцией акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 640 с.

7. Сельское хозяйство Республики Башкортостан: статистический сборник. – Уфа: Башкортостан, 2010 г. – 118 с.

8. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Росстат.

– М.: 2009. – 795 с.

 

Вопросы для самопроверки:

 

1. Основы теории потребительского поведения

2. Каковы цели и принципы построения модели поведения потребителя?

3. Охарактеризуйте кардиналистскую концепцию поведения потребителя.

4. Что такое общая (U) и предельная (MU) полезность?

5. В чем состоит содержание первого и второго законов Госсена?

6. Каковы особенности ординалистской концепции поведения потребителя?

7. Что представляют собой карта безразличия и бюджетная линия?

8. Что означает понятие «равновесие потребителя»?

9. Охарактеризуйте линию «доход-потребление» и кривую Энгеля.

10. Охарактеризуйте линию «цена-потребление» и кривую спроса.

 

Тесты:

 

1. Потребитель ведет себя рационально, если стремится...

а) максимизировать предельную полезность от потребления одного

блага;

б) минимизировать расходы на приобретение благ;

в) максимизировать общую полезность от потребления различных

благ;

г) максимизировать количество приобретаемых благ.

 

2. От потребительских предпочтений зависит:

а) положение и наклон линии бюджетных ограничений;

б) максимальное количество товара, которое может приобрести

потребитель;

в) положение и наклон кривых безразличия;

г) степень выпуклости кривой производственных возможностей.

 

3. Если бюджетная линия повернулась против часовой стрелке, то...

а) доходы потребителя уменьшились;

б) доходы потребителя возросли;

в) повысилась цена товара У;

г) снизилась цена товара X.

 

4. Бюджетное ограничение для потребителя представляет собой:

а) линию общей полезности товара;

б) линию предельной полезности товара;

в) ограничение, налагаемое на выбор потребителя;

г) линию максимального удовлетворения потребителя.

 

5. Для Саши потребление буханки хлеба ценой 2 руб. приносит удовлетворение    в   размере 10 утилей. Какое    количество   утилей удовлетворения принесет ему потребление литра молока по цене 5 руб., если он находится в состоянии равновесия:

а) 10;

б) 20;

в) 25;

г) 50

 

6. Рост доходов потребителей вызовет ____и____. Укажите не менее двух вариантов ответа а) рост спроса на бытовую технику;

б) рост производства автомобилей;

в) сокращение спроса на товары низшего качества;

г) рост предложения маргарина.

 

7. Когда цена товара увеличивается, эффект замещения означает:

а) снижение потребления данного товара и увеличение потребления

других товаров;

б) увеличение потребления данного товара и снижение потребления

других товаров;

в) снижение потребления данного товара и других товаров;

г) снижение потребления данного товара и никаких иных изменений.

 

8. На рисунке показана кривая безразличия и бюджетная линия некоего потребителя.

   

 

Если цена товара у равна 20 рублям, то уравнение бюджетной линии будет...

а) Qy=60-4Qx;

б) Qy=15-4QX;          

в) Qy=15-0,25QX;

г) Qy=60-0,25Qx.

 

9. Прирост общей полезности блага при увеличении потребления блага на одну единицу называется__________ полезностью.

а) единичной;

б) суммарной;

в) предельной;

г) положительной.

 

10. Чем больше количество потребленных благ, тем ______ предельная полезность, извлекаемая из каждой последующей единицы этого блага.

а) стабильней;

б) больше;

в) меньше;

г) выше.

 

Глоссарий:

 

Полезность – способность удовлетворять какую-либо потребность человека.

Общая полезность — совокупная полезность всех потребляемых благ. 

Предельная полезность    — полезность     последней единицы потребляемого блага. 

Эффект Веблена — эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. 

Эффект сноба — эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. 

Бюджетная линия – графическое отражение альтернативных сочетаний благ, которые могут быть приобретены потребителем при заданном уровне его доходов и заданных ценах этих благ

Кривая безразличия — линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя (постоянной полезности) от потребления различных наборов благ.

Карта кривых безразличия – совокупность кривых безразличия при различных количествах предлагаемых товаров.

Кривые Энгеля – показывают количество того или иного вида товара, которое потребитель готов купить при различных уровнях своего дохода. Кривая спроса — графическое изображение зависимости между рыночными ценами блага и количеством этого блага, которое готовы купить потребители в данный момент времени. 

Парадокс Смита – на рынке действует регулируемая «невидимая рука». Каждый производитель на рынке преследуя свои личные интересы и выгоды, движимой «невидимой рукой» способствуют достижению общественных интересов и целей, часто даже не задумываясь об этом, а просто преследуя свои личные цели и интересы.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.