Тема 11. Административный надзор органов внутренних дел — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 11. Административный надзор органов внутренних дел

2021-02-05 78
Тема 11. Административный надзор органов внутренних дел 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие, сущность и виды административного надзора ОВД

Административный надзор является важнейшим способом обеспечения безопасности в Российском государстве, правовым механизмом защиты конституционных прав и свобод граждан, соблюдения законных интересов юридических лиц, необходимой формой публичного управления и функцией государственных органов исполнительной власти.

Исследование конкретных видов и способов управленческой деятельности обязывает, прежде всего, определиться в вопросе о том, какое место занимает административный надзор в государственном управлении на современном этапе развития Российского государства. К сожалению, приходится признавать, что в административно-правовой науке отсутствует единообразное понимание основополагающих терминов, что обусловливает, с одной стороны, низкое качество нормотворческой деятельности, с другой стороны, проблемы толкования норм административного права в правоприменении.

Рассмотрим административный надзор как вид деятельности правоохранительных органов.

Административный надзор полиции следует понимать как систематическое наблюдение, контроль за точным и неуклонным соблюдением должностными лицами и гражданами правил, регулирующих общественный порядок и безопасность в целях предупреждения, пресечения нарушений этих правил, выявления нарушителей и привлечения их к ответственности или принятия к ним иных мер воздействия.

Административный надзор полиции характеризуется рядом факторов. Прежде всего, следует заметить, что ему присущ государственно-властный характер. Осуществляя функции по охране общественного порядка, сотрудники полиции применяют различные меры административного принуждения, они также наделены правом в пределах своей компетенции давать обязательные для исполнения требования и распоряжения.

Административный надзор носит всеобщий характер, так как реализуется всеми службами полиции во всех подконтрольных им сферах жизнедеятельности.

В процессе реализации административный надзор проходит несколько стадий: наблюдение, выявление и документирование фактов, требующих соответствующего реагирования.

Содержание, формы и методы административного надзора различны, что обусловлено кругом лиц, отношений и объектов, на которые он направлен.

В связи с этим принято различать три его вида:

1. В отношении неопределенного круга лиц, физических и юридических лиц, не находящихся в организационном подчинении полиции (например, деятельность полиции по охране общественного порядка).

2. В отношении определенного круга субъектов или определенного круга вопросов (соблюдение правил разрешительной, паспортно-визовой системы, правил дорожного движения).

3. В отношении определенной категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы (специальный надзор).

В ходе осуществления административного надзора полиция использует правовые и организационные формы деятельности.

К организационным можно отнести привлечение внимания должностных лиц и общественности к фактам правонарушений либо обстоятельствам, которые могут повлечь общественно опасные последствия (проверка знаний частными охранниками правил обращения с огнестрельным оружием, проведение воспитательной работы с лицами, освобожденными из мест лишения свободы).

В качестве правовых форм ( правоприменительных) регулятивного характера следует рассматривать деятельность по оформлению и выдаче работниками полиции, лицензий и прочих документов, позволяющих гражданам реализовать свои субъективные права в сферах, находящихся под общим надзором таких служб ОВД, как Центр лицензионно-разрешительной работы МВД, УГИБДД МВД, ГУВМ МВД и др.

Использование правоохранительных форм выражается в применении к физическим и юридическим лицам мер административного принуждения.

В целях выявления фактов нарушений общественного порядка и безопасности, принятия к нарушителям предусмотренных законодательством мер полиция применяет следующие методы:

1) непосредственное наблюдение за выполнением должностными лицами и гражданами установленных правил;

2) периодические проверки выполнения предприятиями, учреждениями и организациями правил, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции полиции;

3) выявление нарушений при проверке жалоб и заявлений граждан.

Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Важнейшее место в деятельности правоохранительных органов занимает административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Это форма социального контроля, направленная на предупреждение с их стороны преступлений, оказание необходимого воспитательного воздействия. 

Особенность этого вида надзора заключается в том, что он осуществляется в отношении определенной законом категории лиц и порядок его осуществления регламентирован правовыми нормами.

В настоящее время порядок установления и осуществления административного надзора регламентируется Федеральным законом РФ от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Административный надзор может устанавливаться судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

а) тяжкого или особо тяжкого преступления;

б) преступления при рецидиве преступлений;

в) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. 

Административный надзор может устанавливаться также в случаях, если:

а) лицо в период отбывания наказания в местах лишения сво-

боды признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

б) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свобо-

ды и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушений против порядка управления и (или) правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия названных оснований.

В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Обязательными ограничениями являются: обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

В случаях нарушений правил надзора административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев или до погашения судимости.

Административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя.

Административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Течение срока административного надзора приостанавливается в случае:

а) объявления поднадзорного лица в розыск;

б) признания поднадзорного лица безвестно отсутствующим;

в) заключения поднадзорного лица под стражу.

После устранения обстоятельства, послужившего основанием для приостановления срока административного надзора, течение такого срока продолжается.

Наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.

Полномочия органов внутренних дел при осуществлении административного надзора: 

– разъяснять поднадзорному лицу его права и обязанности, а также предупреждать об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений и за невыполнение предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

– вести учет поднадзорных лиц в течение срока административного надзора;

– систематически наблюдать за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;

– вести с поднадзорным лицом индивидуальную профилактическую работу, направленную на предупреждение совершения им преступлений и других правонарушений;

– объявлять и осуществлять розыск поднадзорного лица, освобожденного из мест лишения свободы и не прибывшего без уважительных причин в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному поднадзорным лицом месту жительства или пребывания, а также розыск поднадзорного лица, самовольно оставившего место жительства или пребывания либо выехавшего за установленные судом пределы территории, если судом ему было установлено такое административное ограничение;

– подавать в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным Федеральным законом, не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

При осуществлении административного надзора органы внутренних дел имеют право:

– запрашивать у организаций по месту работы и (или) месту жительства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения о его поведении;

– вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения предусмотренных Федеральным законом обязанностей;

– входить беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.

Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные законодательством, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.

В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.

В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

После прекращения административного надзора поднадзорное лицо снимается с учета в органах внутренних дел.

При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в отношении лица, судимого за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Основания прекращения административного надзора:

1) истечение срока административного надзора;

2) снятие судимости с поднадзорного лица;

3) осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания;

4) вступление в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим;

5) 5) смерть поднадзорного лица.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.