Детская библиотека-филиал РМКУК «КМЦБ» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Детская библиотека-филиал РМКУК «КМЦБ»

2021-02-05 237
Детская библиотека-филиал РМКУК «КМЦБ» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детская библиотека-филиал РМКУК «КМЦБ»

«Прочитай малышке книжку»

Долгосрочная  литературная программа для дошкольников старших и подготовительных групп детских садов города 6+

                               г. Красный Холм

2021

«Чтобы воспитать читателя в ребенке, прежде всего, необходимо воспитывать в нём активное тяготение к постоянному общению с книгой. Необходимо поддерживать и развивать впечатлительность, эмоциональную отзывчивость, способность получать удовольствие, радость от встреч с книгой.                                                   Л.С.Выготский

            

Введение

«Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии.

Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития – чтение»

                                 Д. С. Лихачёв

«Нельзя представить полноценного воспитания, если человек в детском возрасте не узнал на собственном опыте волнующей радости размышления над книгой. Чтение становится могучей воспитательной силой, человек начинает оценивать свои действия и поступки, измерять себя определенной мерой моральности. Чтение и раздумье над книгой становятся интеллектуальной потребностью».  

                          В.Г.Сухомлинский

    

Лучшие друзья ребёнка - это книги. Раннее  детство  и дошкольный период  – время, которое нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка.

Именно в дошкольном возрасте у ребенка пробуждается интерес к чтению, в его сознании закладываются такие важные понятия, как добро и зло, сочувствие и милосердие. Книга помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры. Мировой опыт подсказывает надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению - кладезю знаний, идей, мудрости.

Именно в возрасте до семи лету ребенка вырабатывается свое отношение к книге и чтению, к библиотеке с ее многообразием ярких, интересных книг

И оттого, станет ли чтение для ребенка радостным, а посещение

библиотеки ярким и интересным событием, зависит посещение ее маленьким читателям в будущем.

Мы, дети и взрослые любим книгу! Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда все они родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда! Книга учит, лечит душу, воспитывает вкус, формирует взгляды. Неслучайно говорится: «Испокон века книга растит человека» В.Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя».

Принимая во внимание ведущую роль книги в развитии ребёнка, перед библиотекарями и воспитателями стоит задача научить его любить книгу.

 

Паспорт программы

Данная программа предусматривает приобщение детей дошкольного возраста (старшие и подготовительные группы детских садов города) к чтению книг, используя основную форму работы с детьми данной категории наших читателей – громкое чтение книг по разным отраслям знания.

Программа рассчитана на детей разной читательской подготовленности.

Название программы

«Прочитай малышке книжку»

 

Тип программы

Образовательная, социально-просветительская

 

Вид программы

Групповой

 

Разработчик программы

Главный библиотекарь детской библиотеки Морева Н.А.

 

Исполнители программы

Сотрудники детской библиотеки

 

Адрес учреждения

г. Красный Холм, ул. Калинина, 39

Контактные телефоны: 848 237 23-225

Электронный адрес: [email protected]

 

Пояснительная записка

«Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант читателя…»   

                                                       С.Я.Маршак

 

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности.

  Чтение детей – одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры нации. Для будущего каждой нации особенно важно как происходит процесс вхождения детей в мир книжной культуры, значение книг и то, как книги должны быть преподнесены, чтобы оставаться для детей главным источником грамотности и развития.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Читательская биография современного ребенка начинается, как правило, с дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это то драгоценное время для интеллектуального и познавательного развития ребенка, упустив которое ребенок не получает многих знаний. В этом возрасте у детей формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Ведь книга требует напряжения мысли, анализа прочитанного, будит творческое сознание читателя, способствует генерации и освоению новых идей, но при условии внимательного и вдумчивого отношения к ней и систематического чтения. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге, начиная с дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произве­дение доносит до них взрослый, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед  взрослым  стоит важная задача — каждое про­изведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замы­сел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Только в этом случае книги становятся живыми друзьями для детей. Они как бы разговаривают с ребенком, дают добрый совет, приглашают в захватывающий мир приключений.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с со­держанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

                       

Что даёт ребёнку чтение вслух?

1. Развивает речь (обогащает словарный запас ребенка, ребенок легче запоминает новые слова, понимает их значение и позже правильно употребляет их в речи и грамотно строит предложения);

2. Развивает интеллект ребёнка и расширяет детский кругозор;

3. Развивается фонематический слух, память, воображение, внимание;

4. Учит детей таким необходимым социальным чувствам, как сострадание, умение сопереживать, готовности прийти на помощь.

Чтение малышу вслух - необходимый и чрезвычайно важный вариант приобщения ребенка к чтению, позволяющий заинтересовать его, воспитывать потребность получения новых знаний, новой информации, рождающий желание читать самому.

                            Как читать детям вслух?

Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.

Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

Знакомство с литературными произведениями происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.

Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимаются практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.

Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.

Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это  важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств.  Именно в детском саду закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Необходимо добиться восстановления упавшего престижа чтения в глазах детей.

Данная программа, имеет художественную направленность и предназначена для того, чтобы  в дошкольном возрасте у  каждого ребёнка появился интерес к чтению, чтобы книга стала помощником и советчиком на протяжении всей жизни. Программа способствует формированию у маленьких читателей потребность в постоянном общении с книгой, первых навыков чтения и работы с ней.

Доказано, что книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. И именно ранний дошкольный возраст должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего талантливого читателя

Таким образом, чтение детей - одна из важнейших составляющих духовности, интеллекта, культуры нации. Для будущего каждой нации особенно важно, как происходит процесс вхождения детей в мир книжной культуры.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия детской библиотеки.   Библиотека – это бесценный кладезь информации по всем отраслям знаний. Задача библиотекаря побудить ребенка воспользоваться этим сокровищем. Детская библиотека  должна играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в  наш век полноценным читателем надо успеть стать в детстве.

Данная программа затрагивает основные, наиболее значимые направления в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

Программа несет образовательную, познавательную, информационную функции.

Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, а главным инструментом в этом сложном, масштабном и интересном процессе выступает книга.

При составлении программы учитывались возрастные особенности детей дошкольного возраста, задействованы разные виды деятельности.

 Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и  задач процесса образования детей дошкольного возраста.

 

Актуальность программы

В настоящее время весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры.  Резко сократилась доля чтения в свободное время. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.

А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

   Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в книгу.

Читатель начинается раньше, чем ребенок научится читать.

  И здесь особая роль отводится громким чтениям. Чтение вслух помогает слушателям почувствовать красоту языка произведения. Громкие чтения способствуют развитию чувства слова, воображения, формированию и развитию литературного вкуса дошкольников. Слушая громкое чтение произведений, дошкольник формируется как читатель.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Поскольку маленький ребенок еще не читатель в прямом смысле этого слова, а только слушатель, выразительное чтение библиотекарем книги для малыша – первый и важный шаг к ее пониманию.

С раннего возраста детям необходимо читать много книг. Очень важно, чтобы они полюбили это занятие. Благодаря этим навыкам у детей будет формироваться яркая, красочная, грамматически правильная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой. Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т.д.

Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми и всё реже читают книги.

В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

 Всем известно,  что,  не читая, человек не развивается. Он  не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Данная программа разработана в силу особой актуальности на сегодняшний день: проблемы не читающего молодого поколения у нас в стране, в частности, снижения интереса к книге и чтению и  у дошкольников.

 Программа является комплексной. Она направлена не только на развитие у детей любви к книге, к чтению, но на развитие у дошкольников речи в целом.

 В  программе используется системный, комплексный и личностный подход к развитию детей.

Программа направлена на воспитание интереса к чтению, к книге у дошкольников, гармоничное развитие познавательных, речевых и творческих возможностей дошкольников.

 

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на два учебных года:

2020-2021 учебный год и 2021-2022 учебный год.

Участники программы

Участниками программы являются слушатели литературной гостиной «Академия дедушки Зная»: дети старших и подготовительных групп детских садов города (Детский сад №1 «Теремок», детский сад №2 «Солнышко», детский сад №3 «Малышок», детский сад №4 «Ласточка»).

Также участниками реализации программы являются воспитатели старших и подготовительных групп всех четырех детских садов города.

 

Продолжительность программы

Данная программа является долгосрочной, так как рассчитана на два учебных года.

 

Формы реализации программы

 Формы реализации программы являются внешними выражениями содержания дошкольного образования, способами его осуществления.

Обновление содержания дошкольного образования неизбежно влечет за собой и обновление форм работы с дошкольниками. Возникают новые формы работы (творческие мастерские, викторины, конкурсы и т.д.) Обновляются в соответствии с обновленным содержанием и старые классические формы (беседа, обзор, экскурсия, наблюдения, рассматривания и т.д.). Эти формы работы не теряют своей актуальности в образовательной деятельности. Все формы носят интегративный характер, т.е. позволяют решать задачи нескольких образовательных областей, развития различных видов детской деятельности.

 Основной формой реализации программы является громкое чтение книг. Громкое чтение является основной формой при проведении других форм работы. Оно обязательно присутствует при проведении разных массовых мероприятий. Также основной формой работы с дошкольниками и ведущим их видом деятельности является игра. Элементы игры обязательно присутствуют при проведении мероприятий разных форм.

  Также данная программа включает в себя  и другие разнообразные формы работы:

- литературно-познавательные программы;

- творческие игровые программы;

- игровые программы, игры, конкурсы;

-детские праздники;

- книжные, книжно-иллюстративные выставки;

-выставки творческих работ, участников программы;

-беседы, обзоры по творчеству детских писателей, к юбилейным датам нашей Родины;

-урок памяти;

-урок здоровья;

-различные акции (в том числе,  и интернет - акции разного направления).

 

 

Методы реализации программы

Основными методами при реализации программы являются следующие:

- словесный  (чтение художественных произведением библиотекарем, беседы по прочитанному, заучивание наизусть стихотворений, потешек, пересказ произведений);

 

- наглядный  (проведение отдельных мероприятий программы с использованием компьютерных технологий - просмотр презентаций; организация различных выставок);

 

- практический (овладение материалом на основе самостоятельных заданий)

- метод познавательных игр (проведение нескольких мероприятий в игровой форме, в форме творческой игры)

 

 Игра относится к разделу косвенных методов воздействия, когда ребенок, не ощущая на себе давления взрослого, действует как полноправный участник познавательной деятельности.

 В процессе игры, дети стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их самостоятельно.

- метод умственного поиска ( «вслушайся, вдумайся, оцени, сравни, выскажи»);

 

- репродуктивный (овладение предложенным материалом, основанное на воспроизводящей функции памяти);

 

- проблемно-поисковый ( организация путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развитие творческого мышления и познавательной активности ребят).

 

Календарный план реализации программы на 2020-2021 учебный год.

№ п\п Название мероприятия Возрастные группы Срок проведения Ответств.
1. «Дом, в котором живут книги»: знакомство с детской библиотекой.      / для старших групп/   «Осени яркие краски»: литературно-познавательный игровой час   Книжная выставка «Вальс листопада»   Старшие и подготовительные группы   сентябрь Морева Н.А.
2. «В гостях у этикета»: час увлекательной информации   Книжная выставка «Школа хороших манер» Старшие и подготовительные группы   октябрь Вильчинская Л.В.
  3.   «Мир такой огромный подарила мама»: детский праздник   Книжно-иллюстративная выставка «Мама – солнышко моё»   Старшие и подготовительные группы     ноябрь   Морева Н.А.
4. «Новогодний калейдоскоп»: развлекательная игровая программа   Книжно-иллюстративная выставка «Вот и снова Новый год» Старшие и подготовительные группы декабрь Вильчинская Л.В.
  5.   «Ах ты, зимушка-зима»: литературно-игровая программа   Книжная выставка «Белая сказка зимы»     Старшие и подготовительные группы       январь     Вильчинская Л.В.    
  6.   «Я честью этой дорожу»: час русской славы Книжно- иллюстративная выставка «23 февраля - День защитников Отечества» Выставка в библиотеке детского рисунка «Мы будущие солдаты»         Старшие и подготовительные группы     февраль   Морева Н.А.
    7.   Неделя детской книги. «В мире детства с Агнией Барто»: литературная карусель по произведениям детской поэтессы (к 115-летию со дня рождения А.Л.Барто)   Книжная выставка «Поэзия доброты»       Старшие и подготовительные группы     март     Вильчинская Л.В.
  8. «Воробьи, синички и другие птички»: познавательно-экологический час (к Международному дню птиц)   Книжная выставка «Пернатый мир» Старшие и подготовительные группы апрель   Морева Н.А.  
    9.    «Расскажем детям о войне»: урок мужества   Книжная выставка «Дети и война» Старшие и подготовительные группы     май     Вильчинская Л.В.    
10.   «За ученым котом в сказку   Пушкина войдём»: литературно-игровая программа, посвященная творчеству А.С.Пушкина   Книжная выставка «Люблю я Пушкина творения» Только для детских садов, работающих в июне   Старшие и подготовительные     июнь     Морева Н.А.
  11. Международная акция «Книжка на ладошке»   Только для одного детского сада, работающего в августе   Старшие и подготовительные     август Морева Н.А. Вильчинская Л.В.

 

 

Календарный план реализации программы на 2021-2022 учебный год

№ п\п Название мероприятия Возрастные группы Срок проведения Ответств.
    1. «Здравствуй, здравствуй, книжкин дом»: знакомство с детской библиотекой.      / для старших групп/     Час доброго чтения «По страницам книг Любови Воронковой» (к 115-летию со дня рождения русской писательницы Л.Ф.Воронковой)   Книжная выставка «Лучик солнца на каждой страничке»   Старшие и подготовительные группы   сентябрь Вильчинская Л.В.
    2.   Познавательная викторина с элементами игры «Что ты знаешь о животных» (к Всемирному дню защиты животных)   Книжная выставка «И все они создания природы» Старшие и подготовительные группы октябрь Морева Н.А.
    3.   «Волшебный мир зверей и птиц Евгения Чарушина»: литературный круиз по произведениям писателя  (к 120- летию со дня рождения русского детского писателя-натуралиста, художника-иллюстратора)     Книжная выставка «Ребятам о моих любимых зверятах»   Старшие и подготовительные группы     ноябрь     Морева Н.А.
  4.   Литературно-игровая программа «Новогодняя мозаика»   Книжная выставка «Вот и снова Новый год»   Старшие и подготовительные группы   декабрь   Вильчинская Л.В.
    5.    Литературная познавательно-игровая программа «Волшебство зимней сказки»   Книжно-иллюстративная выставка «Идет волшебница зима»     Старшие и подготовительные группы       январь     Вильчинская Л.В.    
    6.    Познавательный час «Стоит на страже Родины солдат» (к Дню защитника Отечества)   Книжная выставка «Держава армией сильна»       Старшие и подготовительные группы     февраль   Морева Н.А.
    7.   Неделя детской книги. Литературно-игровой калейдоскоп «Вас ждут сказочные приключения на острове чтения»   Книжная выставка «Там, на неведомых дорожках»       Старшие и подготовительные группы     март     Вильчинская Л.В.
  8.   Урок здоровья «Азбука здоровья для малышей - крепышей»:   Книжная выставка «Книжная выставка «Забота о здоровье-лучшее лекарство» Старшие и подготовительные группы апрель   Морева Н.А.  
    9.   Урок памяти «Не смолкнет слава тех военных лет»   Книжная выставка «А в книжной памяти мгновения войны» Старшие и подготовительные группы май   Вильчинская Л.В.
10.        Литературная игра-поиск «По следам пушкинских сказок»  (к Пушкинскому дню России)   Книжная выставка «Сиянье пушкинских сказок»   Только для детских садов, работающих в июне Старшие и подготовительные группы  июнь       Морева Н.А.
  11. Международная акция «Книжка на ладошке»   Только для одного детского сада, работающего в августе   Старшие и подготовительные группы     август   Морева Н.А. Вильчинская Л.В.

 

Детская библиотека-филиал РМКУК «КМЦБ»

«Прочитай малышке книжку»

Долгосрочная  литературная программа для дошкольников старших и подготовительных групп детских садов города 6+

                               г. Красный Холм

2021

«Чтобы воспитать читателя в ребенке, прежде всего, необходимо воспитывать в нём активное тяготение к постоянному общению с книгой. Необходимо поддерживать и развивать впечатлительность, эмоциональную отзывчивость, способность получать удовольствие, радость от встреч с книгой.                                                   Л.С.Выготский

            

Введение

«Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии.

Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития – чтение»

                                 Д. С. Лихачёв

«Нельзя представить полноценного воспитания, если человек в детском возрасте не узнал на собственном опыте волнующей радости размышления над книгой. Чтение становится могучей воспитательной силой, человек начинает оценивать свои действия и поступки, измерять себя определенной мерой моральности. Чтение и раздумье над книгой становятся интеллектуальной потребностью».  

                          В.Г.Сухомлинский

    

Лучшие друзья ребёнка - это книги. Раннее  детство  и дошкольный период  – время, которое нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка.

Именно в дошкольном возрасте у ребенка пробуждается интерес к чтению, в его сознании закладываются такие важные понятия, как добро и зло, сочувствие и милосердие. Книга помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры. Мировой опыт подсказывает надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению - кладезю знаний, идей, мудрости.

Именно в возрасте до семи лету ребенка вырабатывается свое отношение к книге и чтению, к библиотеке с ее многообразием ярких, интересных книг

И оттого, станет ли чтение для ребенка радостным, а посещение

библиотеки ярким и интересным событием, зависит посещение ее маленьким читателям в будущем.

Мы, дети и взрослые любим книгу! Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы взрослых память о детстве, откуда все они родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Ибо детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда! Книга учит, лечит душу, воспитывает вкус, формирует взгляды. Неслучайно говорится: «Испокон века книга растит человека» В.Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя».

Принимая во внимание ведущую роль книги в развитии ребёнка, перед библиотекарями и воспитателями стоит задача научить его любить книгу.

 

Паспорт программы

Данная программа предусматривает приобщение детей дошкольного возраста (старшие и подготовительные группы детских садов города) к чтению книг, используя основную форму работы с детьми данной категории наших читателей – громкое чтение книг по разным отраслям знания.

Программа рассчитана на детей разной читательской подготовленности.

Название программы

«Прочитай малышке книжку»

 

Тип программы

Образовательная, социально-просветительская

 

Вид программы

Групповой

 

Разработчик программы

Главный библиотекарь детской библиотеки Морева Н.А.

 

Исполнители программы

Сотрудники детской библиотеки

 

Адрес учреждения

г. Красный Холм, ул. Калинина, 39

Контактные телефоны: 848 237 23-225

Электронный адрес: [email protected]

 

Пояснительная записка

«Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант читателя…»   

                                                       С.Я.Маршак

 

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Детям перестали читать, а значит, страдают грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности.

  Чтение детей – одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры нации. Для будущего каждой нации особенно важно как происходит процесс вхождения детей в мир книжной культуры, значение книг и то, как книги должны быть преподнесены, чтобы оставаться для детей главным источником грамотности и развития.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Читательская биография современного ребенка начинается, как правило, с дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это то драгоценное время для интеллектуального и познавательного развития ребенка, упустив которое ребенок не получает многих знаний. В этом возрасте у детей формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Ведь книга требует напряжения мысли, анализа прочитанного, будит творческое сознание читателя, способствует генерации и освоению новых идей, но при условии внимательного и вдумчивого отношения к ней и систематического чтения. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге, начиная с дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произве­дение доносит до них взрослый, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед  взрослым  стоит важная задача — каждое про­изведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замы­сел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Только в этом случае книги становятся живыми друзьями для детей. Они как бы разговаривают с ребенком, дают добрый совет, приглашают в захватывающий мир приключений.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с со­держанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

                       

Что даёт ребёнку чтение вслух?

1. Развивает речь (обогащает словарный запас ребенка, ребенок легче запоминает новые слова, понимает их значение и позже правильно употребляет их в речи и грамотно строит предложения);

2. Развивает интеллект ребёнка и расширяет детский кругозор;

3. Развивается фонематический слух, память, воображение, внимание;

4. Учит детей таким необходимым социальным чувствам, как сострадание, умение сопереживать, готовности прийти на помощь.

Чтение малышу вслух - необходимый и чрезвычайно важный вариант приобщения ребенка к чтению, позволяющий заинтересовать его, воспитывать потребность получения новых знаний, новой информации, рождающий желание читать самому.

                            Как читать детям вслух?

Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.

Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

Знакомство с литературными произведениями происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделят


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.153 с.