Моральный долг и совесть человека — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Моральный долг и совесть человека

2021-01-31 112
Моральный долг и совесть человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Моральный долг и совесть человека

Ведь так непросто нам порой,

Решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой

Ив трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорностьили бой,

Отвагу или лесть?

Вопрос подобный задавал

Себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Каким же в этой жизни быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье Человека заслужить?

Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье Человека, как надо жить: спокойно, ни во что не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь в ней что-то изменить, сделать ее лучше. Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством? Сегодня, на нашем мероприятии мы поразмышляем над тем, что такое «Честь», «Совесть» и «Долг».

Упражнение «Ожидание».

На доске прикреплен каркас дерева. Детям раздаются вырезанные листочки. На них дети пишут, что они ожидают от данного мероприятия. Каждый выходит к доске, проговаривает свои ожидания и прикрепляет к дереву свой листик.

Обсуждение понятия «долг».

Наверное, самые важные слова, которые формируют нас как личность, мы слышим уже с раннего детства: «Ты должен!» Первые обязанности ребенка возникают в семье. Но человек растет. И процесс социализации все больше расширяет круг его обязанностей. Даже находясь в детском саду, малыш уже осознает свою обязанность перед родителями, воспитателями, товарищами.

По мере взросления мир человека все больше усложняется, усложняются и его обязанности. Давайте подумаем над тем, какие же новые обязанности появляются у человека по мере его взросления и дальнейшей социализации.

 

Думаю, что с очень большим кругом обязанностей (с которыми далеко не каждый справляется) человек сталкивается уже с первых лет школьной жизни. Первым делом это обязанность учиться. Затем - жить по определенным школьным правилам. А это и взаимоотношения с учителями, друзьями, другими старшими и всеми людьми, которые тебя окружают, с которыми ты вступаешь в контакт. Потом идут кружки, секции, клубы, организации. И здесь у человека тоже есть определенные обязанности.

 

- Итак, у каждого из нас есть обязанности, независимые от нашего желания, то есть объективные обязанности. Существует объективная необходимость эти обязанности выполнять. Это – ответственность. А что такое долг? (это объективные обязанности и ответственность)

 

ДОЛГ - все должное, что должно исполнить, обязанность.

 

Лично я могу с уверенностью сказать, что долг – это неотъемлемое свойство человеческого поведения. Если вы со мной согласны, то скажите, с чем или кем связывает человека долг? (с другими людьми, с обществом)

Вся наша жизнь заполнена отношениями с людьми, обществом: у нас есть родители, друзья, сослуживцы, есть просто окружающие нас люди, посёлок или город, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть объективные обязанности и ответственность. Иначе мы просто не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей для окружающих, да и для самих себя: обманул, подвёл товарища – останешься без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику.
- В этике принято выделять 2 аспекта понятия долг: долг общественный и долг моральный. Обе эти стороны неразрывно взаимосвязаны, как, например, 2 стороны Луны. Но вместе с тем каждая из них имеет свои характерные особенности.

 

Что такое общественный долг? Как вы понимаете это выражение?

 

Общественный долг — это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять (или, как говорят ученые, совокупность объективно необходимых обязанностей человека). Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе и на отдыхе, в учебе и в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, в отношении к друзьям, окружающим людям, природе, а также по отношению к самому себе. Чтобы общество и отдельный человек могли жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей — должен, и все тут! Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем — и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям.

 Все виды наших обязанностей, нашего долга гармонически сочетаются. Но одна из наших обязанностей занимает особое место. Это наш патриотический долг. А суть его состоит в том, что мы должны сохранить жизнь на Земле, сохранить мир и цивилизацию. Известно, что вопросы войны и мира в наши дни очень актуальны.

 

- Согласен, потому что именно от этого зависит сохранение основного права человечества - его права на жизнь.

- Каждый человек имеет право на жизнь.

 

Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись без принуждения, добровольно? Эта задача веками волновала и сейчас волнует тех, кто размышляет о морали. И люди сумели решить ее, найти четкий ответ: нужно, чтобы к своему общественному долгу люди относились как к моральному долгу.

Что же такое моральный долг? (Ответы обучающихся)

Усвоение понятия «Совесть»

Честь, достоинство, совесть, благородство… Такие привычные и знакомые слова… они звучат с экранов телевизоров, встречаются на страницах книг и газет, о них слагают пословицы и поговорки, например: «Береги честь смолоду», «Всякому своя честь дорога», «Живи по чести - будут и почести», «Жизнь - Родине, честь - никому». Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся над значением этих слов.

Наше мероприятие я хочу продолжить рассказом «Осколки в сердце»

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла - и пошел себе дальше.

Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение - все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,- сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, - ответил слепой.»

Работа в парах.

В пословицах и поговорках отражается народная мудрость, его отношение к чему-либо, которое сложилось веками. Вот некоторые пословицы, в которых говорится о стыде и совести.

У вас на столе разложены части пословиц. Соберите их и прочитайте!

1. В ком стыд, в том и совесть.

2. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

3. Совесть без зубов, а загрызет.

4. Когда совесть раздавали, его дома не было.

5. Без стыда лица не износишь.

6. Чего стыдимся, о том таимся.

7. Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

8. Всякому своя честь дорога.

9. По заслугам и честь.

10. Не кусок пирога, а честь дорога.

11. В ком честь, в том и правда.

12. Чистая совесть - самая мягкая подушка.

13. От человека утаишь, от совести не утаишь.

14. Жизнь дана на добрые дела.

15. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.

16. Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.

17. Правда, как оса, - лезет в глаза.

18. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.

19. Без совести и при большом уме не проживёшь.

 

Скажите, вы согласны с этими пословицами? Может быть, у вас другое мнение? Объясните, как вы их понимаете?

Упражнение «Раскаяние»

На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум - нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе - блуждание в потемках.

Сейчас проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, и вспомним свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. Попробуйте написать на листочках не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас.

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают и делают записи на листочках.

Учащиеся получают карточки со следующими фразами:

1. Мог бы, но не сделал...

2. Из этого поправимо...

3. Совершенно забыл о...

4. Виноват, но до сих пор не извинился...

5. В своем поведении мне стоит избегать...

6. Я раскаиваюсь..., постараюсь не повторять ничего подобного.

7. Мне бы следовало наконец простить...

8. Я, конечно, виноват в том, что...

9. Мне необходимо совершенствовать такие нравственные качества, как...

10. Чтобы исправить уже сделанное, выполнить все намеченное, мне

необходимо...

Прочитайте нам то, что написали.

Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?

(попросить прощения)

 Чувство раскаяния - это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», - гласит русская пословица.

 

В романе Ч. Айтматова «Плаха» есть такие слова: «Человек - сам судья и сам творец каждого дня нашего». Вот и мы с вами должны анализировать каждый прожитый день: что сделано не так, что мы осудим, а что одобрим. И позор тому, кто лжет, изворачивается, ищет оправдание своим бесчестным поступкам. Мне хочется, чтобы вы вошли в жизнь достойными людьми, чтобы уже сейчас с достоинством несли знание: я - человек.

Делают выводы:

- Быть человеком — значит жить по совести. А это значит быть за все в ответе, исполнять свой земной долг перед собой и людьми.

- Долг - дело святое.

- Жить по совести - значит хранить в себе человеческое достоинство, развивать телесные и душевные способности для стремления к добру, истине, справедливости.

- Долг и совесть - высшие законы нашей жизни. Это вечные ценности, позволяющие всему живущему жить.

 

Завершим мероприятие упражнением «Мои ожидания». Вам необходимо на листиках ответить на вопросы и прикрепить к нашему дереву ожиданий.

- Оправдались ли ваши ожидания?

- Что нового вы взяли из того, что услышали?

- Изменились ли ваши взгляды на некоторые вопросы? Если хотите, скажите на какие.

Помните, ребята, все в ваших руках.

- А начинать надо именно с того, чтобы решиться задуматься обо всем. Ведь некоторые люди просто не хотят себя этим утруждать. А чего только стоят эти расхожие фразы: «Не бери в голову. Не напрягайся». А «брать в голову» очень даже стоит. И ум свой, и совесть свою напрячь тоже стоит.

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам...

Эти слова написал поэт Н. Рыленков.

А вот что хотел бы сказать я:

Мир добра и зла, мир войн, противоречий,

Мир, который дорог мне, знаком,

Хватит всех испытывать на прочность,

В том числе и Землю, здесь наш дом.

Ну а дома разрушать устои, мир, ответь мне,

Разве делать это стоит?

Почему ты, мир, жесток и неспокоен

И когда в тебе проснется совесть?

Муки совести изведаешь когда,

Что в ручьях твоих нечистая вода?

Что полно еще и зла, и нищеты?

И тогда ответил мир: «А ты?

Полный отрицательных страстей,

Я ведь состою из вас, людей.

Значит, ты ответь мне, человек,

Почему ты укорачивал мой век?

Почему ты обманул и сжег, украл,

Жизнь людскую почему забрал?

Почему ты, все морали попирая,

Совесть в темный уголок загнал?

Хочешь в мире мир большой сберечь,

Совесть больше слушай, не перечь,

Не перечь ей мудрой, вот она,

Мук стыда, решимости полна

Выполнять свой долг из века в век,

Чтоб напомнить: ты же - человек!

Значит, звание свое не посрами,

С чувством долга перед совестью живи!»

(Для дополнительного обсуждения можно использовать высказывания знаменитых людей о долге и совести; подборку высказываний делают Ребята.)

О совести и чувстве вины

• «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» (Д. Дидро). Можешь осознать или нет - вот в чем вопрос.

• «Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» (Л. H.Толстой). Вот и применяй совесть согласно закону* как известно, в таких случаях неприятности обходят стороной.

• «Моя совесть есть не что иное, как мое Я, ставящее себя на место оскорбленного Ты...» (Л. Фейербах). Я, конечно дороже нам, чем Ты, но что потом делать с совестью?

• «Совесть представляет вещи иначе, чем они кажутся; она микроскоп, который увеличивает их для того, чтобы сделать отчетливыми и заметными для наших притупившихся чувств. Она - метафизика сердца» (Л. Фейербах). Побольше бы таких микроскопов, применяемых в обязательном порядке.

• «Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею» (Л. H.Толстой). К сожалению, жертвовать могут немногие.

• «Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть» (Э. Делакруа). Гибкость - это хорошо, но не тогда, когда дело касается совести.

• «Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды» (Цицерон). А стоило бы задуматься: так ли все спокойно «в Датском королевстве»?

• «Совесть у него чистая, не бывшая в употреблении» (Е. Лец). Совсем безгрешных не бывает, так что совесть, бывшая в употреблении, наверно, то единственное, что ценно после использования.

 

Моральный долг и совесть человека

Ведь так непросто нам порой,

Решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой

Ив трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорностьили бой,

Отвагу или лесть?

Вопрос подобный задавал

Себе, конечно, каждый

И на него ответ мучительно искал.

Каким же в этой жизни быть,

Чтоб пред соблазнами любыми устоять,

И званье Человека заслужить?

Над этим вопросом люди задумывались во все времена, пытаясь понять, в чем же назначенье Человека, как надо жить: спокойно, ни во что не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь в ней что-то изменить, сделать ее лучше. Что значит, прожить жизнь с честью и достоинством? Сегодня, на нашем мероприятии мы поразмышляем над тем, что такое «Честь», «Совесть» и «Долг».

Упражнение «Ожидание».

На доске прикреплен каркас дерева. Детям раздаются вырезанные листочки. На них дети пишут, что они ожидают от данного мероприятия. Каждый выходит к доске, проговаривает свои ожидания и прикрепляет к дереву свой листик.

Обсуждение понятия «долг».

Наверное, самые важные слова, которые формируют нас как личность, мы слышим уже с раннего детства: «Ты должен!» Первые обязанности ребенка возникают в семье. Но человек растет. И процесс социализации все больше расширяет круг его обязанностей. Даже находясь в детском саду, малыш уже осознает свою обязанность перед родителями, воспитателями, товарищами.

По мере взросления мир человека все больше усложняется, усложняются и его обязанности. Давайте подумаем над тем, какие же новые обязанности появляются у человека по мере его взросления и дальнейшей социализации.

 

Думаю, что с очень большим кругом обязанностей (с которыми далеко не каждый справляется) человек сталкивается уже с первых лет школьной жизни. Первым делом это обязанность учиться. Затем - жить по определенным школьным правилам. А это и взаимоотношения с учителями, друзьями, другими старшими и всеми людьми, которые тебя окружают, с которыми ты вступаешь в контакт. Потом идут кружки, секции, клубы, организации. И здесь у человека тоже есть определенные обязанности.

 

- Итак, у каждого из нас есть обязанности, независимые от нашего желания, то есть объективные обязанности. Существует объективная необходимость эти обязанности выполнять. Это – ответственность. А что такое долг? (это объективные обязанности и ответственность)

 

ДОЛГ - все должное, что должно исполнить, обязанность.

 

Лично я могу с уверенностью сказать, что долг – это неотъемлемое свойство человеческого поведения. Если вы со мной согласны, то скажите, с чем или кем связывает человека долг? (с другими людьми, с обществом)

Вся наша жизнь заполнена отношениями с людьми, обществом: у нас есть родители, друзья, сослуживцы, есть просто окружающие нас люди, посёлок или город, Родина. Долг связывает нас с ними. Это значит, что перед каждым из окружающих, перед всем обществом у нас есть объективные обязанности и ответственность. Иначе мы просто не сможем жить в обществе, станем источником постоянных неприятностей для окружающих, да и для самих себя: обманул, подвёл товарища – останешься без друзей; халтурная работа в конце концов ударит по самому халтурщику.
- В этике принято выделять 2 аспекта понятия долг: долг общественный и долг моральный. Обе эти стороны неразрывно взаимосвязаны, как, например, 2 стороны Луны. Но вместе с тем каждая из них имеет свои характерные особенности.

 

Что такое общественный долг? Как вы понимаете это выражение?

 

Общественный долг — это все объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять (или, как говорят ученые, совокупность объективно необходимых обязанностей человека). Обязанности существуют везде, где действует человек: на работе и на отдыхе, в учебе и в общественной деятельности, дома, в семье, в общественных местах, в отношении к друзьям, окружающим людям, природе, а также по отношению к самому себе. Чтобы общество и отдельный человек могли жить и развиваться, каждый должен выполнять свои обязанности независимо от личных желаний и склонностей — должен, и все тут! Кстати, многие общественные обязанности регулируются правом, законами, имеющими принудительный характер. Честное исполнение долга приносит пользу всем — и обществу в целом, и отдельному человеку, а нечестное может привести к самым печальным последствиям.

 Все виды наших обязанностей, нашего долга гармонически сочетаются. Но одна из наших обязанностей занимает особое место. Это наш патриотический долг. А суть его состоит в том, что мы должны сохранить жизнь на Земле, сохранить мир и цивилизацию. Известно, что вопросы войны и мира в наши дни очень актуальны.

 

- Согласен, потому что именно от этого зависит сохранение основного права человечества - его права на жизнь.

- Каждый человек имеет право на жизнь.

 

Но как сделать, чтобы общественные обязанности исполнялись без принуждения, добровольно? Эта задача веками волновала и сейчас волнует тех, кто размышляет о морали. И люди сумели решить ее, найти четкий ответ: нужно, чтобы к своему общественному долгу люди относились как к моральному долгу.

Что же такое моральный долг? (Ответы обучающихся)


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.