Выход из соглашения с ОПЕК: Россия исправляет свою ошибку? — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Выход из соглашения с ОПЕК: Россия исправляет свою ошибку?

2021-02-05 74
Выход из соглашения с ОПЕК: Россия исправляет свою ошибку? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В эти мартовские дни на нас обрушилось множество оглушительных новостей, которые приятными никак не назовешь: резкие обвалы котировок на ведущих фондовых биржах мира, внеплановое снижение ключевой ставки ФРС США сразу на две ступеньки (на 0,5 процентных пункта), заметное увеличение объемов бумаг с отрицательными процентными ставками на мировом финансовом рынке, сильное падение валютного курса рубля, обвал цен на рынке «черного золота», новые экономические рестрикции в связи с коронавирусом и т. п. Все эти события свидетельствуют о приближении мирового экономического и финансового кризиса.

Все они уже сейчас сказываются негативно на российской экономике. Особенно ощутимым и очевидным является действие такого фактора как падение мировых цен на нефть, поскольку значительная часть экономики России завязана на добычу и экспорт «черного золота».

Большинство экспертов связывают резкий ценовой обвал на рынке нефти как раз с действиями России. Мировые СМИ разнесли новость, что Москва 4 марта хлопнула дверью на очередной встрече стран группы ОПЕК+ и отказалась пролонгировать свое участие в договоренностях с ОПЕК. Действительно, министр энергетики Александр Новак досрочно, не дожидаясь окончания встречи, улетел в Москву. Что, конечно, не могло не шокировать участников встречи.

На протяжении многих лет Саудовская Аравия как главный участник блока ОПЕК «окучивала» Москву, уговаривая ее стать членом этой организации. Москва на это не пошла, справедливо опасаясь потерять независимость в вопросах определения масштабов добычи и экспорта «черного золота». В конце концов был достигнут компромиссный вариант: Россия дала согласие на временные (как правило, полугодовые) присоединения к договоренностям ОПЕК по квотам на экспорт. Такая форма сотрудничества России (и некоторых других нефтедобывающих стран) с блоком получила название «ОПЕК+». Первая подобная договоренность Москвы была достигнута в декабре 2016 года и начала действовать с 1 января 2017 года. Эти договоренности регулярно пролонгировались, при этом происходили некоторые корректировки квот. Россия брала на себя обязательства по сокращению экспорта нефти, хотя ее обязательства были гораздо более скромные, чем у Саудовской Аравии. Действие последнего соглашения ОПЕК+ истекает 1 апреля текущего года. Эр-Рияд очень рассчитывал, что Россия его пролонгирует.

По мнению многих экспертов, ОПЕК+ является инструментом укрепления позиций в мировой экономике не Саудовской Аравии, не других традиционных членов организации и не временно примкнувшей к ней России, а Соединенных Штатов Америки. Некогда Америка была ведущим производителем и экспортером «черного золота» в мире. В 1970 году был достигнут максимум добычи (около 10 млн. баррелей в сутки), после чего началось быстрое сворачивание добычи. Одновременно происходило наращивание импорта «черного золота», Америка превратилась в крупнейшего покупателя нефти на мировом рынке. И вот в Белый дом пришел Дональд Трамп, который поставил задачу не только превратить Америку в главного производителя нефти, но и сделать ее чистым экспортером «черного золота». И, в конечном счете, превратить ее хозяина, который единолично будет управлять мировым рынком нефти. Следует признать, что эта задача успешно реализуется. Последний раз нетто-экспортером на месячной основе Америка была аж в 1940 году. И вот в декабре 2019 года на месячной основе также было зафиксировано превышение экспорта над импортом Америкой «черного золота». Теперь власти США ставят задачу в ближайшее время сделать страну чистым экспортером нефти на годовой основе. Это, по мнению экспертов, может уже произойти в следующем, 2021 году.

Но в самой России всегда существовала оппозиция даже «мягкому» сотрудничеству с ОПЕК на основе временных соглашений. ОПЕК+, по мнению российских критиков (самые главные из них — руководители ряда российских нефтяных компаний), «дует в паруса» американской нефтяной промышленности.

Во-первых, высокие цены на «черное золото» дают возможность наращивать в США производство сланцевой нефти. Трамп сделал большую ставку на такую нефть, ибо запасы сланцев в Америке очень большие (справедливости ради следует признать, что так называемая «сланцевая революция» в Америке началась еще при президенте Обаме, на затем начала «выдыхаться»; Трамп решил придать этой революции «второе дыхание»).

На данный момент издержки по добыче сланцевой нефти все еще высоки, такой нефти нужны цены на рынке как минимум 50 долларов за баррель. А еще лучше 80 или даже 90 долларов. Официальные представители России и даже сам президент Владимир Путин не раз говорили, что Москва не гонится за максимально высокими ценами. Что ей достаточно комфортно, чтобы цены были на уровне 60–70 долларов за баррель. А вот Эр-Рияд постоянно подчеркивал, что ему нужны цены как минимум 80 долларов за баррель. Мол, без таких цен ему не удастся сбалансировать свой бюджет. Конечно, аргумент Эр-Рияда насчет «сбалансированного бюджета», мягко говоря, выглядит не очень убедительно. Возникает сильное подозрение, что минимальная цена в 80 долларов за баррель нужна не столько Эр-Рияду, сколько Вашингтону с его сланцевой нефтью. Российские критики ОПЕК+ небезосновательно высказывали и высказывают предположение, что Эр-Рияд выполняет роль «троянского коня» Вашингтона, и Москве надо дистанцироваться от него.

Во-вторых, сокращение объемов экспорта «черного золота» российскими компаниями означает, что они добровольно должны уступать свое место американским конкурентам.

Следует признать, что российские экспортеры нефти систематически нарушали обязательства по квотам, фактические объемы экспорта были больше. Саудовская Аравия и другие члены блока ОПЕК были, конечно, недовольны таким поведением российского нефтяного бизнеса, но воздерживались от слишком громкой критики России, опасаясь, что Россия может вообще хлопнуть дверью и прекратить сотрудничество с ОПЕК. России также было некомфортно оставаться в ОПЕК+, выступая в роли нарушителя. В общем, напряженность в рамках ОПЕК+ нарастала и завершилась действительно тем, что Россия дверью хлопнула.

Теоретически нашей стране можно было бы заключать временные соглашения с ОПЕК. Но при двух условиях. Во-первых, если бы Эр-Рияд не был бы столь откровенным проводником интересов Вашингтона в регионе и в мировой нефтяной отрасли. Во-вторых, если бы ОПЕК имела в мировой нефтяной отрасли действительно монопольные позиции. Такие, как у него были, скажем, лет 40–50 назад. Так, в 1970 году на страны-члены ОПЕК приходилось более 70 % мировой добычи нефти. И хотя на сегодняшний день на страны ОПЕК приходится около 70 % мировых доказанных запасов нефти, их доля в добыче снизилась до 40 %. Поскольку два названных условия на данный момент отсутствуют, то, очевидно, что сотрудничество с ОПЕК для России не имеет смысла и даже опасно.

Полагаю, что соглашение России с ОПЕК, заключенное в декабре 2016 года, было ошибочным. А за ошибки приходится расплачиваться. В данном случае расплатой служит резкое падение цен на нефть. Некоторые журналисты считают, что решение Саудовской Аравии начать наращивать добычу и экспорт нефти продиктовано желанием наказать Москву. Мы же можем и должны отнестись к этому падению цен как к вразумлению. Многие годы в России шли разговоры о необходимости структурных реформ в экономике, в отказе от той модели, которая получила название «экономика трубы». Увы, Россия по-прежнему остается «экономикой трубы». Даже власть признает, что в федеральном бюджете доля нефтегазовых доходов в последнее время держится на уровне 40 % (а в 2000 году, между прочим, она была лишь 20 %). Россия пытается на международной арене проводить независимую, суверенную политику. Но это трудно, почти невозможно если страна представляет собой «экономику трубы». Вспомним, что одним из первых ударов по экономике СССР был нанесен Саудовской Аравией, которая по команде из Вашингтона в середине 1980-х годов начала заливать мировой рынок своей нефтью и понижать цены на «черное золото». Советский Союз тогда еще не был «экономикой трубы», но его зависимость от экспорта «черного золота» резко выросла с 1973 года, когда разразился так называемый энергетический кризис и цены на нефть за несколько месяцев подскочили в четыре раза. Советская экономика подсела на нефтяную иглу, а обрушение цен на нефть в середине 80-х годов ее серьезно подкосило. В настоящее время Россия еще более уязвима для нефтяного оружия, к которому Вашингтон будет обращаться все чаще. Пока — через Саудовскую Аравию, а со временем — напрямую (если сумеет занять монопольные позиции на рынке нефти).

С моей точки зрения, разговоры о том, что народное хозяйство страны сегодня превратилось в «экономику трубы», даже несколько приукрашивают кризисное состояние экономики. Само словосочетание «экономика трубы» является своеобразным эвфемизмом. Слово «экономика» означает производство нового продукта (товара или услуги), создание «добавленной стоимости». Поставки на мировой рынок углеводородов (нефти и природного газа), других природных ресурсов следует назвать торговлей (торговля стоимость не создает, а лишь перераспределяет ее). Причем торгуем мы тем, что Бог дал нам для созидательного труда и производства жизненно необходимых продуктов. Увы, Россия живет уже давно преимущественно за счет «ренты». И мы должны честно себе сказать, что это не экономика, а своеобразная форма паразитирования. Жить Россия должна за счет созидательного труда. Только исходя из этого посыла мы сможем для себя решить и многие текущие вопросы экономики и политики.

P.S. Промыслительно нынешний обвал цен на нефть заставляет нас задуматься о другом, еще более опасном обвале в нефтяной отрасли. В самом конце 2018 года правительство утвердило документ под названием «Стратегия развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года»[43]. В нем содержатся интересные цифры и прогнозы по нефтяной промышленности России. В частности, в документе отмечается, что текущие уровни нефтедобычи в России «недостаточно обеспечены запасами разрабатываемых месторождений». Пиковое значение показателя добычи ожидается в 2021-м году — 570 млн тонн. Начиная с 2025 года ресурсная база нефтедобычи перестанет справляться с нагрузкой, начнется резкий спад добычи. Если верить документу, то до критической точки остается около пяти лет, а далее начнется быстрое сокращение добычи. Из-за сужения ресурсной базы она может сократиться с 555,8 млн т в 2018 году в год (11,4 млн баррелей в день), до 310 млн тон (6,3 млн баррелей в день) в 2035 году. Т. е. ожидается без малого двукратный обвал. Если цены на нефть упадут до 30 долларов за баррель (как это прогнозируют некоторые эксперты в связи с мартовскими событиями на рынке нефти), то падение добычи нефти в России будет происходить даже быстрее, чем в сценарии упомянутого документа.

Итак, мы видим, что нынешний ценовой удар по российской «экономике трубы» — лишь первый «звонок». За ним может последовать другой удар, который приведет к уничтожению и самой «трубы». А, стало быть, и страны, которая сидит на этой самой «трубе». России срочно нужна стратегия и программа «трубозамещения».

 

«Экономика трубы» в отражении квартального платежного баланса РФ

 

Сегодня Банк России разместил на своем сайте данные по платежному балансу Российской Федерации по итогам первого квартала текущего года. Картинка существенно отличается от той, которая была год назад (платежный баланс за первый квартал 2019 года).

Особенно бросается в глаза та часть платежного баланса, которая относится к операциям по внешней торговле товарами. Импорт товаров в 1 квартале 2020 года остался почти таким же, каким был в 1 квартале прошлого года (соответственно 55,7 и 55,6 млрд. долл.). А вот экспорт товаров претерпел существенные количественные изменения. В 1 квартале прошлого года он составлял 102,6 млрд. долл., а в 1 квартале нынешнего года — лишь 87,8 млрд. долл. Снижение составило 14 %.

В результате сальдо внешней торговли товарами уменьшилось в полтора раза: с 47,0 млрд. долл. в 1 квартале прошлого года до 32,7 млрд. долл. в 1 квартале этого. А ведь, по сути, за счет этого положительного сальдо и живет многие годы Россия.

Как известно, основные экспортные доходы мы получаем за счет «трубы», по которой идут поставки за рубеж углеводородов. Именно в результате снижения доходов от экспорта углеводородов произошло столь заметное снижение положительного сальдо товарной торговли. Экспорт сырой нефти упал с 29,6 млрд. долл. в 1 квартале прошлого года до 24,5 млрд. долл., т. е. на 13 %. По нефтепродуктам цифры равняются соответственно 17,6 и 14,1 млрд. долл.; падение составило 20 %. По природному газу экспорт снизился с 14,1 до 7,1 млрд. долл. Т. е. имело место двукратное падение экспорта «голубого топлива»! В целом по трем указанным товарным позициям произошло снижение экспортных доходов с 61,3 до 45,7 млрд. долл., или на 15,6 млрд. долл. Почти точно на такую величину сократилось положительное сальдо торгового баланса за рассматриваемый период времени.

Мы понимаем, почему произошло падение доходов от экспорта углеводородов: в первую очередь, из-за начавшегося вирусно-экономического кризиса, который привел к обвалу цен на рынках нефти и природного газа; во вторую очередь, из-за ужесточения экономических санкций Запада в отношении России (эти санкции особенно ударили по нашему «народному достоянию» — «Газпрому»). Я привел цифры за квартал. К сожалению, Банк России в квартальном балансе не дает разбивку по месяцам. Если бы она была, то наверняка мы бы увидели, что первые два месяца (январь и февраль) были относительно благополучными, а «обвальным» стал март. Например, российская нефть марки Urals в отдельные дни этого весеннего месяца торговалась ниже 11 долларов за баррель. Это не обеспечивало даже покрытия издержек по добыче и транспортировке; не из чего было уже платить налоги в государственную казну.

В разделе торговли услугами сальдо особых изменений за год не претерпело (оно из года в год является сильно отрицательным). Наибольшим изменениям подверглась статья международного туризма. Выручка России от иностранного туризма упала с 1,9 до 1,5 млрд. долл., а расходы российских граждан, путешествующих за границу, снизились с 6,5 до 5,6 млрд. долл. Впрочем, первый квартал не является туристическим. По-настоящему радикальные изменения произойдут во втором квартале, когда валютные доходы и расходы по международному туризму под влиянием «сезонного фактора» обычно резко увеличиваются. Можно уверенно сказать, что в этом году «сезонный фактор» не сработает из-за жестких ограничений и запретов по трансграничному перемещению людей, введенных в Российской Федерации и странах, где российские граждане привыкли отдыхать. Можно в этой связи надеяться, что во втором квартале заметно сократится ставшее уже хроническим отрицательное сальдо по разделу «Торговля услугами».

Теперь обратимся к такой позиции платежного баланса, как «Инвестиционные доходы». Она по-прежнему остается «дырой», через которую происходит утечка валюты из страны. В 1 квартале инвестиционные доходы к выплате (валюта, уходящая из страны) составили 14,5 млрд. долл., а инвестиционные доходы к получению (валюта, приходящая в страну) — 12,3 млрд. долл. Как всегда, по этой позиции имеем отрицательное сальдо — минус 2,3 млрд. долл. Правда, радует то, что минус несколько сократился: в прошлом году отрицательное сальдо по 1 кварталу было равно минус 4,1 млрд. долл. Также положительным моментом стало то, что по банковскому сектору сальдо инвестиционных доходов оказалось положительным (1,3 млрд. долл.). Правда, по прочим секторам экономики оно составило минус 3,6 млрд. долл.

Важным показателем платежного баланса является «Сальдо финансовых операций частного сектора». Проще говоря, это сальдо международного движения капитала частного сектора. В 1 квартале нынешнего года оно составило 17,0 млрд. долл. На такую величину отток частного капитала из страны превысил его приток. Это одна из главных «дыр», через которую происходит утечка валюты, обескровливание российской экономики. Некоторым утешением может быть только то, что за первый квартал прошлого года чистый отток частного капитала был еще больше — 24,0 млрд. долл.

И еще одна важная позиция платежного баланса — «Изменение резервных активов Российской Федерации». Имеется в виду изменение международных (золотовалютных) резервов РФ. По итогам первого квартала 2020 года прирост резервных активов составил 5,0 млрд. долл. против 18,6 млрд. долл. за аналогичный период прошлого года. Но за итоговой цифрой первого квартала этого года скрывается следующее: с первых чисел января до 13 марта международные резервы выросли с 556 до 581 млрд. долл., т. е. на 25 млрд. долл. А вот с 13 марта они начали «таять». К 27 марта они уменьшились до 560,6 млрд. долл., т. е. более чем на 20 млрд. долл. по сравнению с пиковым значением.

Хотелось бы сделать прогноз некоторых возможных изменений платежного баланса на следующий квартал и на более отдаленную перспективу. Правительство Российской Федерации не может не волноваться по поводу того, что положительное сальдо внешней торговли товарами, которое, по сути, «кормит» бюджет и всю страну, стремительно сокращается. Никаких радикальных мер по перестройке российской экономики и отходу от модели «экономики трубы» власти не предпринимают. Вся их активность направлена на то, чтобы реанимировать эту самую «трубу». Только что (в ночь с 9 на 10 апреля по московскому времени) закончились переговоры в рамках ОПЕК+ с целью заключения нового соглашения о снижении объемов добычи (для повышения цен на «черное золото»). Переговоры были дистанционные — посредством проведения видеоконференции. И очень напряженные — длились около 11 часов. Инициаторами переговоров были Москва и Эр-Рияд.

Соглашение было достигнуто, и СМИ успели его уже окрестить «сделкой века». В Кремле прокомментировали это событие. Как заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, в сделке ОПЕК+ нет проигравших. Как всегда, пресс-секретарь излучает избыточный оптимизм. Впрочем, заметьте, Дмитрий Песков не сказал, что в сделке ОПЕК+ есть выигравшие. Влияние сделки на цены на «черное золото» эксперты оценивают как минимальное. Посудите сами: уже в начале месяца эксперты оценивали, что в результате вирусно-экономического кризиса спрос на нефть в мире упал на 15–20 процентов. Это эквивалентно объемам суточной добычи нефти в 15–20 млн. баррелей. К утру 10 апреля странам ОПЕК+ удалось договориться о скоординированном снижении добычи на 10 млн. бар. в сутки. Остается не закрытой дыра в 5-10 млн. бар. Участники переговоров выразили надежду, что другие нефтедобывающие страны, находящиеся за пределами ОПЕК+, в добровольном порядке пойдут на «самоограничение». Речь идет, в первую очередь, о США и Канаде. А также о Норвегии, Бразилии и др. Наивно думать, что североамериканские государства (США и Канада) пойдут на такие добровольные жертвы. К тому же следует иметь в виду, что мировой вирусноэкономический кризис прогрессирует. И уже мелькают оценки экспертов, что падение спроса на нефть может составить 25 и даже 30 %. Никакие соглашения ОПЕК+ будут не в состоянии закрыть такую «дыру». Поэтому цены, несколько поднявшись после заключения «сделки века», могут опять опуститься до уровня плинтуса. Начнут действовать стихийные механизмы выравнивания спроса и предложения на рынке «черного золота». Многие производители не смогут долго держаться на плаву. Они будут либо банкротиться, либо замораживать добычу добровольно, без всяких межгосударственных соглашений, руководствуясь исключительно своими коммерческими соображениями.

Дмитрий Песков сказал, что «проигравших нет». А мнится мне, что главным проигравшим станет Россия. На нее возложено основное бремя выполнения соглашения. Согласно соглашению, два главных его участника — Россия и Саудовская Аравия должны снизить уровень добычи до 8,5 млн. бар. в сутки. На первый взгляд, кажется, что тяжелее всех будет Саудовской Аравии, которая на начало апреля имела суточную добычу в размере 12,3 млн. бар., а у России она составляла примерно 11,3 млн. бар. Саудовской Аравии надо снизится на 3,8 млн., а России — на 2,8 млн. бар. Но надо иметь в виду, что на указанный уровень добычи Саудовская Аравия вышла лишь в конце марта, когда начала нефтяную войну. Добыча была резко повышена на 2,5 млн. бар. — с 9,8 до 12,3 млн. бар. Если отсчитывать от «довоенного», мартовского уровня, то Саудовской Аравии придется снизить добычу лишь на 1,3 млн. бар.

Для России выход на уровень суточной добычи в 8,5 млн. бар. означает возвращение к тому минимуму, который был зафиксирован 17 лет назад. Опускание России до этого уровня добычи самоубийственно. И не столько потому, что страна недополучит свои миллиарды долларов от экспорта «черного золота». А потому, что она может потерять невозвратно часть своей нефтедобычи. Однажды опустившись до планки в 8,5 млн. бар., она рискует потом уже никогда не подняться выше этой планки. Дело в том, что значительная часть нефтескважин работает на месторождениях, которые были открыты и запущены в эксплуатацию еще в советское время. Дебет скважин невысокий, останавливать их работу нельзя. Остановив, уже не запустишь вновь. Российские нефтедобытчики будут бойкотировать выполнение сделки ОПЕК+. Впрочем, бойкотировалось и то соглашение, которое действовало до этого (до 1 апреля 2020 года). Нефтяники просто скрывали реальные объемы добычи «черного золота».

Одним словом, «золотой век» «экономики трубы» уже давно позади. Скоро мы лишимся и самой «трубы». По-прежнему все усилия власть тратит на реанимацию «трубы». А тратить их надо на то, чтобы создавать самодостаточную экономику, не зависящую от пандемий, кризисов, финансовых спекулянтов и экономических санкций. Слепое, фанатичное упование на «трубу» может привести к тому, что уже в этом году (несмотря на распиаренную «сделку века») Россия лишится профицита торгового баланса. Почти тридцатилетнее существование России за счет природной ренты (экспорт нефти, газа, других природных ресурсов) заканчивается. Остается единственный вариант — жить за счет созидательного труда.

 

Соглашение ОПЕК+: можно ли его назвать «сделкой века»?

 

Известно, что в конце 2016 года Россия заключила соглашение с государственным нефтяным картелем ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти). Оно начало действовать с 1 января 2017 года. С тех пор периодически соглашение, получившее название «ОПЕК+», продлевалось. Цель ОПЕК+ заключалась в том, чтобы поддерживать на приемлемом уровне цены на нефть за счет сдерживания добычи и экспорта «черного золота». При каждом продлении условия пересматривались (для каждой страны устанавливалась своя квота предельной величины добычи нефти). Последнее соглашение было заключено в декабре 2019 года и действовало до 1 апреля 2020 года. Продления соглашения между ОПЕК и Россией не последовало. Что привело к обвалу из без того невысоких цен на нефть. Уже 2 апреля цены российской нефти марки Urals упала ниже 11 долларов за баррель. При таких ценах российский государственный бюджет перестает получать доходы от нефтяных налогов, а компаниям невыгодно продавать нефть в Европе. В целом цены на разные марки нефти в начале апреля оказались на треть ниже, чем в начале марта.

Ситуация усугубилась тем, что Саудовская Аравия стала резко наращивать добычу «черного золота», что способствовало еще большему обвалу цен. Многие посчитали, что Эр-Рияд начал нефтяную войну против Москвы, которую он назвал виновником развала соглашения ОПЕК+. Нефтяная война Саудовской Аравии наложилась на вирусно-экономический кризис, который уже бушевал в мире. Эр-Рияд подлил масла в огонь мирового кризиса, который стал еще большее жечь экономики стран-членов ОПЕК и других нефтедобывающих стран (России, США, Канады, Бразилии, Норвегии, Мексики, Азербайджана, Казахстана и др.).

Но, кажется, и для самой Саудовской Аравии нефтяная война оказалась непосильной. Поэтому, несмотря на, мягко выражаясь, не очень дружественную в отношении Москвы риторику, Эр-Рияд согласился сесть за стол переговоров с Москвой и закончить самоубийственную политику. Предполагалось, что переговоры с участием стран-членов ОПЕК и России состоятся в режиме видеоконференции 6 апреля. Однако стороны оказались ни морально, ни политически, ни технически не готовы к переговорам в понедельник. Они были перенесены на четверг 9 апреля.

Переговоры 9 апреля состоялись, велись в режиме видеоконференции, были напряженными, их продолжительность превысила девять часов (по другим данным она составила 11 часов). СМИ сообщили ближе к ночи (по московскому времени), что сделка все-таки состоялась. Ее назвали «сделкой века». Вместе с тем, пока на сайтах министерств экономики стран ОПЕК и стран, примкнувших к ОПЕК, никакой официальной информации о сделке нет. Формально участниками нового соглашения ОПЕК+ стали все страны-члены ОПЕК, а также 10 других нефтедобывающих стран.

В январе 2020 года среднесуточная добыча нефти странами ОПЕК составила 24,71 млн. баррелей. В том числе наибольшие объемы добычи были у следующих стран (млн. бар.): Саудовская Аравия — 9,73; Ирак — 4,50; Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) — 3,03; Кувейт -2,67.

В странах, не входящих в ОПЕК и участвовавших в ОПЕК+ (всего таких стран десять), суммарная среднесуточная добыча в январе составила 16,36 млн. баррелей. Львиная доля пришлась на Российскую Федерацию -10,39 млн. баррелей. Другие крупные нефтедобывающие страны из этой группы (млн. бар.): Мексика — 1,71; Казахстан — 1,69. Другими странами, примкнувшими к соглашению ОПЕК+, были: Оман, Азербайджан, Малайзия, Бахрейн, Бруней, Южный Судан, Судан[44].

В начале переговоров стороны договорились, что для того, чтобы желаемое соглашение возымело ощутимый эффект на цены, необходимо добиться суммарного сокращения суточной добычи на 10 млн. бар. в сутки. Саудовская Аравия предложила: общая добыча стран ОПЕК+ должна быть сокращена с 43,8 млн (начало апреля) до 33,8 млн баррелей в сутки, или на 23 %. Если исходить из пропорционального принципа, то для каждой страны, участвующей в переговорах, добыча должна снизиться на 23 %. Примечательно, что из круга стран, которые должны были взять на себя обязательства сокращения добычи с самого начала были исключены три страны: Иран, Ливия и Венесуэла по-прежнему получили право не сокращать добычу в силу внутриполитических кризисов.

Уже в начале переговоров Россия настаивала на том, чтобы базой отсчета была взята средняя суточная добыча в марте, а Саудовская Аравия — уровни, зафиксированные на начало апреля. Саудовская Аравия была заинтересована в апрельской базе потому, что успела нарастить добычу с 9,8 млн. до 12,3 млн. баррелей в начале текущего месяца. Если бы даже саудовцы приняли на себя обязательство сократить добычу на 2,5 млн. бар. от апрельской базы, то его исполнение означало бы лишь возвращение Саудовской Аравии к уровню добычи до начала нефтяной войны. А для России подобное снижение было бы более чем серьезным. Ей пришлось бы скатиться до уровня примерно в 7,5 млн. бар. (такого низкого уровня у нее никогда не было).

Как сообщают СМИ (еще раз повторяю, что официальной информации пока нет), Россия, как и Саудовская Аравия достигли компромиссного решения. Базовым уровнем каждой из этих двух ведущих нефтяных держав считать добычу в объеме 11 млн. бар. в сутки. Каждой из этих стран сократить добычу по сравнению с базой на 2,5 млн баррелей, т. е. до 8,5 млн баррелей в сутки.

Фактическое снижение по сравнению с уровнем начала апреля для Саудовской Аравии будет 3,8 млн. бар., а по сравнению с мартовским уровнем — лишь на 1,3 млн. бар. В марте среднесуточная добыча в Российской Федерации была равна 11,3 млн. бар. Официальных данных на начало апреля нет, но если верить экспертам, то уровень добычи был такой же как в марте. Таким образом, России придется снизить добычу на 2,8 млн. баррелей. Именно такая получается «арифметика», если опираться на данные СМИ. Но российская сторона до последнего момента говорила, что максимальное снижение, на которое она может пойти, — 1,5 млн. бар. Когда ночью с четверга на пятницу СМИ радостно сообщили, что соглашение достигнуто, то было сказано, что российская сторона пошла на «жертву» и согласилась на снижение в 2,0 млн. баррелей. Пока цифры не очень «бьются».

Небольшой казус произошел с Мексикой. Она оказалась единственной из двадцати участников переговоров, которая заартачилась и не согласилась с возложенной на нее квотой сокращения. Мексика не готова была к сокращению на 400 тыс. бар., соглашаясь лишь на 100 тыс. бар. К утру пятницы Мексику удалось додавить усилиями остальных 19 участников.

Невооруженным глазом видно, что Россия пошла на большие жертвы ради соглашения, чем Саудовская Аравия. Установленный для России уровень добычи в 8,5 млн. бар. — минимальный за последние 17 лет. Столь радикальное снижение добычи в РФ неизбежно затронет те нефтяные скважины, которые работают на месторождениях, открытых и запущенных в эксплуатацию еще в советское время. Дебет таких скважин невысок, останавливать их нельзя. Если остановить, то потом вновь запустить будет очень проблематично. Часть российских нефтяников воспринимают это соглашение как опасное для отрасли. Строгое соблюдение его условий приведет к тому, что потом выйти на прежние уровни добычи отрасль уже не сможет.

Новое соглашение будет действовать до конца апреля 2021 года, при этом ограничения на добычу должны постепенно ослабляться. С июля по декабрь суммарный объем сокращения уменьшится до 8 млн баррелей в сутки, а с января 2021 года по апрель включительно — до 6 млн баррелей в сутки. Следующее заседание стран ОПЕК+ состоится 10 июня, вероятнее всего, в формате вебинара.

В Кремле прокомментировали прошедшее накануне заседание ОПЕК+ и утверждённую после него сделку. Как заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, в сделке ОПЕК+ нет проигравших. Что ж, хотелось бы верить, что проигравших не будет. Но и особо выигравших я тоже не вижу. По мнению экспертов, влияние сделки на цены нефти на мировом рынке будет весьма скромным. Цены в зависимости от марки нефти будут гулять где-то в диапазоне 25–35 долларов за баррель. Кстати, такие цены, если они будут держаться долго, убьют часть производителей «черного золота», что будет способствовать стихийному преодолению дисбаланса между спросом и предложением на рынке.

Участники вчерашних переговоров особенно и не скрывали, что даже если договоренность в рамках ОПЕК+ будет достигнута, то согласованное сокращение добычи «черного золота» в 10 млн. баррелей не закрывает всей «дыры», которая образовалась в результате вирусно-экономического кризиса. Падение спроса на нефть в мировых масштабах накануне переговоров оценивалось в 20 млн. баррелей в сутки (по сравнению с докризисным уровнем). Договоренность ОПЕК+ закрывает только половину образовавшейся «дыры». Участники вчерашних переговоров в рамках ОПЕК+ выразили надежду, что нефтедобывающие страны, не участвовавшие в переговорах, примут добровольные решения о сокращениях добычи еще на 5 млн. баррелей в сутки. В первую очередь, имеются в виду такие страны, как США, Канада, Норвегия, Бразилия. Ряд политиков из стран, участвующих в ОПЕК+, полагают, что было бы справедливо, если бы две североамериканские страны (США и Канада) подобно России и Саудовской Аравии взяли на себя обязательства по сокращению добычи на 2,5 млн. бар. каждая. Соединенные Штаты, входящие в тройку ведущих нефтяных держав (наряду с Россией и Саудовской Аравией), приглашали присоединиться к ОПЕК+, но Америка отказалась. Трамп уклончиво отметил, что это, мол, вопрос, который касается исключительно отношений между Россией и Саудовской Аравией. Кроме того, министерство энергетики США несколько раз заявляло, что Америка не может участвовать в такого рода договоренностях из-за антимонопольного законодательства, поэтому любое упоминание страны в каких-либо подобных документах повлечет за собой проблемы.

Участники переговоров ОПЕК+ очень рассчитывают, что решения о дополнительных ограничениях добычи другими нефтедобывающими странами будут приняты сегодня, 10 апреля на заседании министров энергетики Большой двадцатки. В настоящее время заседание идет. Никаких сообщений о дополнительных добровольных сокращениях добычи нет. Впрочем, вероятность добровольного самоограничения со стороны США и других сторонних нефтедобывающих стран эксперты оценивают как невысокую. Пока только известно (по сообщениям агентства Блумберг), что на заседании Большой двадцатки подготовлен проект коммюнике, распространенный среди членов G20. В нем упоминается создание специального комитета по мониторингу мер по стабилизации нефтяных рынков. Комитет будет отчитываться перед министрами энергетики G20 «для дальнейшей корректировки действий при необходимости».

И последнее. Пока ведутся переговоры и достигаются соглашения по ограничению добычи, вирусноэкономический кризис продолжает нарастать. Согласно

последним оценкам, падение спроса на нефть уже приближается к планке, эквивалентной добыче примерно 25 миллионов баррель в сутки[45]. С учетом сказанного эффект от достигнутого соглашения будет временным, цены могут вернуться к сегодняшнему уровню «плинтуса» (т. е. уровню, немного выше издержек добычи и транспортировки). Выравнивание спроса и предложения на мировом рынке будет происходить стихийно, путем банкротства нефтедобывающих компаний и добровольных «замораживаний» добычи бизнесом. Добровольность будет диктоваться не межгосударственными соглашениями, а коммерческими соображениями.

P.S. Переговоры по энергетике Большой двадцатки, длившиеся более пяти часов в формате вебинара, завершились безрезультатно. Вопреки ожиданиям вопрос о добровольном сокращении добычи по аналогии с ОПЕК+ даже не обсуждался. Напротив, некоторые страны попросили не драматизировать ситуацию с кризисом на рынке нефти.

Также стали известны некоторые подробности относительно «особой» позиции Мексики в ходе переговоров в рамках ОПЕК+. Оказывается, Мексика так и не согласилась на предложенную ей квоту на сокращение добычи в 400 тыс. бар. в сутки. (назвав приемлемым для себя сокращение в 100 тыс. бар.). В дело неожиданно вмешался Трамп, который в пятницу заявил, что США готовы взять на себя 300 тыс. бар. мексиканской квоты. Добавив, что Соединенные Штаты надеются в будущем получить от Мехико некую компенсацию. Москва, Эр-Рияд и другие участники сделки пока своего отношения к такому способу решения вопроса не выразили.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.