Опыт, который может оказаться востребованным в условиях вирусно-экономического кризиса — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опыт, который может оказаться востребованным в условиях вирусно-экономического кризиса

2021-02-05 71
Опыт, который может оказаться востребованным в условиях вирусно-экономического кризиса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вирусно-экономический кризис захватил большую часть мира и продолжает набирать обороты. Эксперты в разных странах прогнозируют рост банкротств и нарастание безработицы. Не обошел кризис и Россию. Согласно только что обнародованным оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), из-за карантинных мер, введенных в крупных городах, и массовой остановки бизнеса 15,5 миллиона россиян лишатся работы временно или навсегда. Для справки сообщу, что общая численность рабочей силы в России, по данным Росстата, в данное время составляет 74,5 млн. человек. Получается, что безработными станут более 20 процентов людей, составляющих рабочую силу. Официальная безработица составляла на начало марта 3,4 млн. человек, или 4,6 % рабочей силы. Т. е. уже в ближайшее время как минимум четверть работоспособных граждан России могут оказаться безработными. На самом деле масштабы безработицы могут оказаться намного большими, т. к. ни прогноз ЦМАКП, ни статистика Росстата не учитывают многомиллионную армию так называемых самозанятых граждан, которые работают без трудовых договоров и находятся в «тени». По ним вирусно-экономический кризис ударил в первую очередь, миллионы самозанятых уже остались не удел. По моим оценкам, как минимум треть населения страны, относящегося к категории «рабочая сила», может быть поражена безработицей, люди могут остаться без средств к существованию. Возникает риск массового голода.

Что делать власти в этой ситуации? На этот счет уже наработан определенный опыт спасения населения от голода — как отечественный, так и зарубежный. Опыт, который применялся как в периоды войн, так и экономических кризисов.

В первую очередь, речь идет о таком средстве, как карточная система. Это государственная система снабжения населения продовольствием и другими жизненно важными товарами в условиях дефицита, один из способов рационирования. Карточная система стара как мир. Помните знаменитую фразу «Хлеба и зрелищ!»? — В Древнем Риме существовала бесплатная раздача хлеба людям, которая осуществлялась по предъявлении ими специальных знаков, изготавливавшихся из разных материалов (глины, слоновой кости, металла, др.), называвшихся «тессерами».

Современная карточная система появилась в Европе во время Первой мировой войны в ряде воюющих держав (в частности, в США и Германии). В 1916 году карточная система была введена даже в нейтральной Швеции. В этом же году она стала вводиться в Российской империи в отдельных губерниях. Пришедшее к власти в России Временное правительство 25 марта (7 апреля) 1917 года ввело «хлебную монополию» (теперь весь хлеб, всё зерно становилось собственностью государства) и хлебные карточки. В советской России карточная система существовала в период «военного коммунизма», была отменена при переходе к НЭПу в 1921 году. Потом в 1929 году в связи с началом индустриализации и необходимостью максимальной мобилизации всех ресурсов хлебные карточки были возобновлены. Появились двойные цены на продовольствие — «обычные» (на товары, отпускаемые по карточкам) и «коммерческие» (более высокие, использовавшиеся при купле-продаже без карточек). Постепенно карточки в 30-е годы стали исчезать, но осталось рационирование, которое представляло собой ограничения на количество отпускаемого покупателю товара.

Карточные системы широко использовались странами, в том числе в СССР, в годы Второй мировой войны. Карточные системы продолжали существовать некоторое время и после окончания войны. В СССР такая система была введена в июле 1941 года и отменена в декабре 1947 года (одновременно с проведением денежной реформы). А вот в Великобритании окончательная отмена карточек произошла лишь в 1954 году.

Особого внимания заслуживает изучение опыта карточного распределения в США, которую принято считать самой богатой страной Запада. Во Вторую мировую войну Америка вступила в декабре 1941 года, а уже в январе 1942 года она ввела ограничения на покупку множества товаров, в частности, сахара, мяса, шин, бензина, велосипедов и обуви. Нормы потребления сахара были установлены на уровне 0,5 фунта (227 г) на человека в неделю, и к середине 1945 года были сокращены до 0,285 фунта (129 г) в неделю. Недельная норма бензина для владельцев частных автомашин колебалась от 11 до 15 литров. Сохранялись жесткие ограничения на покупку автомобильных шин. Карточки на большинство товаров были отменены в течение 1945 года, на сахар — в 1947 году.

Но вот что удивительно: США вводили нормированное потребление с помощью карточек не только в годы Первой и Второй мировых войн. У них такая система стала применяться даже в мирное время. Я имею в виду программу льготной покупки продуктов питания — SNAP (Supplemental Nutrition Assistance Program). Ее еще называют программой выдачи продуктовых талонов (food stamps). Эта программа была подготовлена в 30-е годы прошлого века министром сельского хозяйства Генри Уоллесом (Henry A. Wallace) и была запущена в мае 1939 года, т. е. за два с половиной года до вступления США в мировую войну. Она продолжала действовать и после вступления США в войну. SNAP стала вынужденной реакцией правительства США на продолжавшуюся экономическую депрессию в стране. Число безработных в годы острой фазы кризиса (1929–1932 гг.) достигало 25 %; в условиях последовавшей за кризисом депрессии безработица все равно оставалась очень высокой (колебалась около планки в 10 %). Хроническая безработица порождала недоедание и даже голод. Более того, голод становился причиной высокой смертности в стране. Согласно оценкам американских экспертов, в период кризиса и депрессии в стране скончалось от голода 5–6 миллионов человек. И это в стране, которая в ХХ веке считалась самой богатой на Западе. Страшные картины из жизни 30-х годов в Америке показаны в романе американского писателя Джона Стейнбека «Гроздья гнева» (1939 г.) Пособия по безработице были мизерными. Не менее мизерными были заработные платы, которые получали миллионы американцев, участвовавших в программах общественных работ, запущенных президентом Франклином Рузвельтом.

Так на свет родилась программа SNAP, которая была призвана обеспечить выживание миллионов простых американцев в условиях кризиса. Первый руководитель программы Мило Перкинс (Milo Perkins), чиновник Министерства сельского хозяйства, так описал смысл SNAP: «Страну разделяет пропасть. На одной её стороне фермеры, у которых избыток продуктов, на другой — недоедающие городские жители, ходящие с протянутой рукой». Для реализации программы в 1939 году в рамках Минсельхоза было создано агентство, получившее название «Федеральная корпорация по управлению товарными излишками» (Federal Surplus Commodities Corporation — FSCC). Программа SNAP предоставляла наиболее неимущим гражданам денежные пособия и к ним прилагались бумажные продуктовые талоны (food stamps), которые позволяли приобретать продовольствие со скидкой в 50 % от цены. Таким образом потребление продовольственных товаров за счет государственной субсидии удваивалось. Первоначально получателями помощи в виде продуктовых талонов стало 4 миллиона человек. Потому количество получателей увеличилось. Из бюджета в 1939 году на программу было выделено 262 млн. долл. Программа действовала до весны 1943 года.

Возобновлена программа была через 18 лет — в мае 1961 года. Поначалу она действовала в пилотном режиме. С 1964 года SNAP получила статус постоянной, а с 1974 года — общенациональной программы. SNAP функционирует и по сей день. Если отсчитывать от мая 1939 года, то скоро будет 81 год с момента ее рождения. Условия программы менялись, наиболее существенные изменения вносились в 1977, 1993, 1996 и 2002 годах.

Сегодня программа финансируется из федерального бюджета через Службу по продовольствию и питанию (Food and Nutrition Service) в министерстве сельского хозяйства США. Ежемесячный доход претендующего на пособия должен составлять не более 130 процентов от официального прожиточного минимума. На сегодняшний день это означает, что любая семья из четырех человек с общим доходом не более 2,5 тыс. долларов в месяц имеет право на продуктовые талоны. Американец-одиночка может претендовать на помощь по линии SNAP, если его доход не превышает 1,2 тыс. долларов в месяц.

Программа обрела второе дыхание после финансового кризиса 2008–2009 гг. В 2013 году был установлен исторический рекорд: 47,6 миллиона американцев получили талонов на общую сумму в 76,1 миллиарда долларов. Таким образом, в 2013 году примерно 15 % жителей США были получателями помощи по линии программы SNAP. Наиболее высокий процент населения, охваченного программой (более 20 %) был зафиксирован в таких штатах, как Джорджия, Кентукки, Луизиана, Нью-Мексико, Орегон и Теннесси. Самый высокий процент был зафиксирован в округе Колумбия (там, где находится столица США город Вашингтон): помощь получали 23 % жителей округа[8].

Американские экономисты отмечают, что программа SNAP не только спасает десятки миллионов человек от недоедания или даже голода, она также способствует оживлению экономики (сельского хозяйства и смежных отраслей). Каждый доллар, израсходованный из бюджета через продуктовые карточки, в конечном итоге дает прирост ВНП страны на 1,7–1,8 доллара.

Талоны предназначены для приобретения четко регламентированного набора продовольственных товаров: молочных продуктов, мяса, птицы и рыбы, фруктов и овощей, выпечки, прохладительных напитков, а также семян растений для выращивания фруктов, овощей и ягод в домашних условиях. С помощью талонов нельзя приобрети хозяйственные товары, алкогольные напитки, табачные изделия, медикаменты. В XXI веке привычные бумажные (или картонные) талоны исчезли. Их заменили пластиковые дебетовые карты.

После пиковых показателей 2013 года программа SNAP несколько сократилась. Например, в 2018 году число получателей помощи составило 40,8 млн. человек, а бюджетное финансирование — 65,5 млрд. долл. В прошлом году произошло еще большее «проседание»: число получателей помощи в 2019 году снизилось до 35,7 млн. человек, а бюджетное финансирование — до 60,4 млрд. долл.[9]

Начавшийся и разгорающийся в США вирусноэкономический кризис уже в марте вызвал рост безработицы в стране. Даже министр финансов Стивен Мнучин признал, что в ближайшие месяцы безработица может достичь 20 % (показатель, который сопоставим лишь с кризисом 30-х годов прошлого века). В марте был зафиксирован значительный рост заявок американцев на продуктовые талоны. За период с начала года по 23 марта на получение продовольственной помощи получили право новые миллионы американцев. Число получателей увеличилось на 15 %, следовательно в конце марта программой SNAP было охвачено около 41 миллиона человек. Если дело пойдет такими темпами, то до конца года число получателей помощи по программе SNAP может значительно превысить рекордный показатель 2013 года[10].

В России на сегодняшний день нет аналога американской программы SNAP. Но зато есть достаточно богатый собственный опыт использования продовольственных карточек в критические моменты истории. Есть смысл обратиться и к собственному, и к американскому опыту.

 

Для спасения Америки решили провести «национализацию» Федерального резерва и «приватизацию» Казначейства

 

В мире денег и финансов за последние полвека периодически происходили «революции». Некоторые из них порой оставались незамеченными или, по крайней мере, не оцененными в полной мере. Так, в 70-е годы был окончательно ликвидирован золотой стандарт. Образно выражаясь, с «печатного станка» Федеральной резервной системы США был снят «золотой тормоз». Центральный банк США мог теперь печатать долларов столько, сколько пожелает. Оставалось лишь поддерживать спрос на «зеленую бумагу» путем создания и раздувания финансовых рынков, внедрения новых финансовых инструментов (типа деривативов), проведения приватизаций и снятия всяких ограничений и запретов на трансграничное движение капитала (для скупки любых активов с помощью этой самой «зеленой бумаги»).

Уже в XXI веке наиболее «революционной» новацией стала политика Центробанков, получившая название «количественные смягчения». ФРС США, ЕЦБ, Банк Японии, другие Центробанки получили неограниченные возможности для скупки государственных долговых бумаг и одновременно для накачки денежной сферы миллиардами и триллионами долларов, евро, иен, других валютных единиц. Некоторые Центробанки совершили «революцию» другого рода: они опустили свои ключевые ставки ниже нуля. Процентные ставки стали отрицательными. Это Центробанки Швеции, Дании, Японии, Швейцарии. Свою тихую «революцию» осуществляют Центробанки Японии и Швейцарии. Они уже не ограничиваются скупкой государственных ценных бумаг, а очень активно наращивают свои активы за счет корпоративных ценных бумаг, в том числе акций. Все эти «революции» призваны спасать деградирующие экономики. Но названные средства подобны наркотикам, причем используемым во все больших дозах. Поэтому никто не знает, чем закончится это «лечение».

Вирусно-экономический кризис, который разворачивается на наших глазах, также подталкивает денежные власти (казначейства и Центральные банки) к поиску и использованию новых «революционных» методов спасения экономик. Центробанки по полной программе возобновили «количественные смягчения» (которые еще в прошлом году они планировали сворачивать). Скорее всего, продолжатся снижения ключевых ставок, и в минус уйдут новые Центробанки.

Особое внимание привлекают новации денежных властей США, которые смело можно отнести к разряду «революционных». Многие американские и мировые СМИ разнесли новость, что для борьбы с коронавирусом и порожденным им экономическим кризисом Минфин США и ФРС США выделили в общей сложности около 6 триллионов долларов, что равно примерно 30 % американского ВВП. С Америкой по относительному уровню финансовой помощи сопоставима лишь Германия. У других стран Запада относительный уровень помощи поменьше: Италия (20 % ВВП), Великобритания (16 %), Испания (16 %) и Франция (14 %). Стоит, однако, учитывать, что изрядную долю заявленной помощи у европейских стран составляют гарантии и лимиты по кредитам, которые могут в итоге не быть выбраны полностью. Например, более 90 % заявленной помощи в Италии, Великобритании и Франции составляют государственные гарантии по кредитам.

Но вернемся к США. Из 6 триллионов долларов суммарной финансовой помощи примерно 2,2 трлн. долл. приходится на Минфин, а 3,8 трлн. долл. — на ФРС США. Минфиновские деньги предусмотрены законом, который был подписан президентом Трампом 27 марта и который называется: Закон о помощи и смягчении последствий пандемии коронавируса и экономической безопасности (The Coronavirus Aid, Relief, and Economic Security (CARES) Act)

Приведенные выше цифры не окончательные. Министр финансов США Стивен Мнучин и председатель ФРС Джером Пауэлл сказали, что до конца года при необходимости могут быть выделены дополнительные деньги. Сейчас я хочу обратить внимание не на количественную, а на качественную сторону вопроса. Для помощи американской экономике и продвижения указанных астрономических денежных сумм предусмотрено создание специальных механизмов. Возникает новая схема взаимодействия двух институтов денежной власти США.

Ранее взаимодействие осуществлялось на основе классической схемы: Минфин (Казначейство) эмитирует свои долговые бумаги (облигации) и продает их американскому Центробанку, получая от него другие «бумажки», называемые долларами. Объемы обмена такими бумагами (облигациями и долларами) существенно увеличились после кризиса 2008–2009 гг. в результате реализации программ «количественного смягчения». В конце прошлого года портфель казначейских бумаг Федерального резерва составил 2,54 трлн. долл.

Эта схема взаимодействия продолжает действовать, и масштабы операций в рамках этой схемы будут возрастать. ФРС заявила, что с 23 марта она начинает скупать казначейские бумаги по 75 млрд. долл. в день (плюс к этому ипотечные бумаги — по 50 млрд. долл. в день). Это означает, что за неделю (пять рабочих дней) портфель казначейских бумаг Федерального резерва увеличился на 375 млрд. долл. А ведь в разгар третьей программы КС закупки казначейских бумаг Федеральным резервом составляли лишь по 50 млрд. долл. в месяц! Еще в прошлом году активы ФРС США были менее 4 трлн. долл., а в апреле нынешнего года они уже перевалили через планку в 6 трлн. долл.

В прошлом месяце, как я уже отметил, было принято решение об увеличении финансовой поддержки экономики. Помимо привычной скупки казначейских, а также ипотечных бумаг Федеральный резерв будет в порядке поддержки закупать и другие бумаги. Но не напрямую, а при посредничестве Минфина. А для этого будет применена новая схема. Он включает в себя следующие основные элементы, или механизмы (facilities):

Первый из них — Корпоративная кредитная линия первичного рынка (Primary Market Corporate Credit Facility — PMCCF). Этот механизм предназначен для скупки новых корпоративных бумаг при их первичном размещении на рынке.

Второй — Корпоративная кредитная линия вторичного рынка (Secondary Market Corporate Credit Facility — SMCCF). Механизм предназначен для поддержания бумаг, уже обращающихся на рынке.

Третий — Срочный кредитный фонд обеспеченных ценных бумаг (Term Asset-Backed Securities Loan Facility — TALF). Этот фонд предназначен для скупки бумаг, выпущенных под обеспечение банковских кредитов (такая операция называется секьюритизацией банковских кредитов). А кредиты банков, в свою очередь, должны иметь обеспечение в виде гарантий или залогов. В первую очередь, речь идет о кредитах компаниям малого и среднего бизнеса, обеспеченные гарантиями Администрации малого бизнеса (SBA).

Четвертый механизм — Фонд ликвидности взаимного фонда денежного рынка (Money Market Mutual Fund Liquidity Facility — MMLF). Впрочем, этот механизм, как сообщают американские СМИ, был создан ранее. Речь идет лишь о расширении операций через Фонд. В основном он предназначен для финансовой поддержки муниципальных властей (скупка Фондом муниципальных бумаг).

Пятый механизм — Программа финансирования коммерческих бумаг (Commercial Paper Funding Facility — CPFF). Предполагается, что через этот механизм будут скупаться те бумаги, которые не подпадают под стандарты первых четырех названных механизмов.

Подробностей того, как будут функционировать механизмы (за исключением MMLF, который уже был создан ранее), пока нет. Идут активные обсуждения вокруг новой схемы. Пожалуй, самое главное, о чем уже сообщили и ФРС США, и Казначейство США, что в рамках каждого механизма будет создана компания специального назначения (Special Purpose Vehicle — SPV). Учредителем компаний специального назначения (КСН) будет выступать правительство, которое выделит из бюджета деньги для формирования исходного капитала. КСН будут получать кредиты от ФРС США для скупки на рынке бумаг своего профиля. Предусмотрено, что кредитное плечо будет 1:10. Это означает, что под каждый доллар уставного капитала КСН американский Центробанк будет выдавать кредит в размере 10 долларов. Минфиновский доллар будет обеспечением кредитов ФРС на 10 долларов. Кстати, в упомянутом выше законе CARES 454 млрд. долл. предназначено для капитализации КСН[11]. Следовательно, можно предположить, что максимальный объем кредитов, которые могут получить новые компании, превысит 4,5 триллиона долларов. Для сравнения отмечу, что примерно такой величиной измерялись все активы Федеральной резервной системы США в начале этого года.

Эксперты уже комментируют «революционную» новацию денежных властей. Чем-то напоминает частичное банковское резервирование. Многие полагают, что под один реальный доллар Минфина можно будет создать десять не очень реальных (даже виртуальных) долларов. Впрочем, некоторые считают, что даже исходный доллар Минфина, который будет вложен в капитал КСН, будет также виртуальным, созданным «из воздуха». Действительно, ведь все большая часть долларов в федеральном бюджете США — не налоги, а займы ФРС США. Кстати, откуда правительство возьмет анонсированные деньги в размере более 2 триллионов долларов США борьбу с вирусно-экономическим кризисом? Ведь в предыдущем (2019) финансовом году федеральный бюджет был сведен с дефицитом, равным примерно 1 триллиону. В этом финансовом году, даже если бы не было кризиса, дефицит все равно был бы не менее 1 триллиона. Администрация Трампа ведь не повышает налоги. Она их и раньше понижала для стимулирования экономического роста, а в условиях кризиса добивается еще большего их понижения. Значит, щедрый жест правительства в размере более 2 триллионов долларов означает увеличение бюджетного дефицита на эту же сумму. Значит, Федеральный резерв дополнительно закупит казначейских бумаг на сумму более 2 триллионов. Получается, что распиаренная в американских СМИ бюджетная помощь в два триллиона создана из воздуха.

Итак, возникает замкнутый контур, в котором будут обращаться почти исключительно виртуальные деньги. Финансовый аналитик Стив Сэвилл (Steve Saville) следующим образом комментирует новую схему денежных властей США: «Самое безумное здесь то, что доллары, вливаемые правительством в SPV ФРС, ранее созданы из ничего при монетизации ФРС ценных бумаг Казначейства США. Таким образом, ФРС создает деньги из воздуха, затем эти деньги идут правительству, правительство вливает их в новые SPV ФРС, и ФРС на основе этих вливаний «капитала» создает намного больше денег из ничего»[12].

Примечательно, что до сих пор Федеральная резервная система с корпоративным долгом не работала. Теперь она активно этим займется. Суммарный корпоративный долг США в настоящее время оценивается в 9,5 трлн. долл. Большая часть его на сегодняшний день имеет низкие инвестиционные рейтинги, а часть квалифицируется как «бросовая», или «мусорная». При планируемых масштабах закупочной деятельности КСН им неизбежно придется накапливать на своих балансах «мусорные» бумаги. Кстати, американские эксперты уверены, что уже в ближайшее время КСН будут закупать не только корпоративные долговые бумаги (в том числе «мусорные», но и акции американских компаний (как это уже делают Центробанки Японии и Швейцарии).

Казалось бы, КСН при такой политике обречены на то, чтобы обанкротиться. Но правительство не позволит обанкротиться КСН, бросив им спасательный круг в виде новых десятков и сотен миллиардов долларов, которые американский Минфин возьмет взаймы у Федерального резерва. Возник, своеобразный финансово-денежный «вечный двигатель». Правда, как говорят эксперты, движение с помощью этой чудо-машины будет иллюзорным. И рано или поздно из мира иллюзий придется выходить в мир реальный, но к моменту выхода реальный мир (т. е. реальная экономика) уже может оказаться окончательно разрушенным.

По поводу новой схемы делаются совершенно справедливые замечания, что она свидетельствует о сильном сближении двух институтов денежной власти США — Федерального резерва и Казначейства (Минфина). Тот же Стив Сэвилл отмечает: «Американское правительство и Федеральная резервная система (ФРС) шагают во главе, причем всякое предполагаемое разграничение этих двух структур размывается или исчезает». Правда, он тут же добавляет: «…никто больше не делает вид, будто ФРС независима от правительства». Некоторые нынешнюю революционную новацию назвали даже «национализацией» Федерального резерва. Есть правда, и противоположная точка зрения. Что, мол, новая схема более напоминает «приватизацию» американского Казначейства в интересах «хозяев денег». Мне кажется, что вторая точка зрения ближе к реальности.

Особенно учитывая, что в новой схеме кроме двух упомянутых участников есть еще третий. Кто это? Его зовут BlackRock. Это крупнейший в Америке и в мире финансовый холдинг, инвестиционный фонд, который имеет в своем доверительном управлении активы в 27 трлн. долл. Плюс к этому своим собственным капиталом участвует в капитале многих ключевых банков и корпораций. В частности, у него есть доли в капитале большинства банков Уолл-стрит.

Не исключаю, что именно BlackRock окажется главным из трех участников в новой конструкции. Ему поручено осуществлять текущее управление активами компаний специального назначения. Те, кто следит за деятельностью финансового гиганта BlackRock, отметили, что пандемия коронавируса позволила ему занять это почетное место под солнцем. BlackRock теперь будет возглавлять борьбу с пандемией COVID-19.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.