Коронавирус заставил вспомнить о национализации — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Коронавирус заставил вспомнить о национализации

2021-02-05 69
Коронавирус заставил вспомнить о национализации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В последние десятилетия слово «национализация» почти полностью исчезло из лексикона политиков и чиновников большинства стран мира. В ходу было слово «приватизация». Это была эпоха экономического либерализма, когда почти аксиомой считалось, что частная форма собственности обеспечивает большую эффективность, а государственная — неэффективна. А потому надо неуклонно снижать долю государства в активах экономики, оставив за ним лишь минимум функций в области регулирования и контроля. Но вот нежданно-негаданно в этом году грянула эпидемия коронавируса. Она тряханула экономику посильнее, чем иной кризис.

Трудно сказать, какую отрасль экономики эта эпидемия не затронула. В том же Китае, откуда все началось, предприятия закрывались на карантин массово — независимо от их отраслевой принадлежности. В других странах, где масштабы эпидемии поменьше, предприятия и организации приостанавливали и продолжают приостанавливать свою работу по причине обнаружения носителя вируса среди персонала. И тут отраслевая принадлежность предприятия или организации не имеет никакого значения. Для контролирующих санитарно-медицинских служб это лишь «потенциальный очаг» распространения заразы.

Вот один из самых свежих примеров. Руководство ведущих автопроизводителей в США — компаний General Motors, Ford Motor и Fiat Chrysler — 18 марта приняло решение о временном закрытии заводов по производству автомобилей на территории США, Мексики и Канады. Причиной (или поводом?) такого решения стал выявленный случай заболевания сотрудника вирусом ravid-19 на одном из заводов Ford в штате Мичиган. Одного случая в отрасли оказалось достаточно для того, чтобы отправить домой на неопределенный срок около 150 тысяч рабочих отрасли. Как сообщила газета The New York Times, аналогичным образом решили поступить японские концерны Honda, Toyota и Nissan в отношении своих заводов на территории Северной Америки.

Ущербы может нести даже такое предприятие, на котором все сотрудники здоровы и никакого карантина нет. Это те предприятия, которые зависят от поставок деталей и узлов с других предприятий, в том числе зарубежных. Существует риск «обрыва» так называемой «производственной цепочки». Случаев таких «обрывов» каждый день во всем мире (и в России, в частности) бесчисленное количество. Наоборот, остановка конечного звена в цепочке может создать негативный «мультипликационный эффект», бьющий по десяткам, сотням и иногда тысячам поставщиков. Так, упомянутое выше решение об остановке американского автопрома снизит занятость на предприятиях-поставщиках деталей и узлов на величину, превышающую снижение занятости в самом автопроме.

Но все-таки можно определить ряд отраслей и секторов экономики, которые явно пострадали и будут продолжать страдать больше других. Фактор пандемии на них оказывает постоянное действие.

Во-первых, туризм и отельный бизнес. Особенно те компании, которые ориентированы на иностранных гостей.

Во-вторых, транспортные компании, которые занимаются международными перевозками пассажиров. Сегодня львиную долю таких перевозок осуществляют авиакомпании.

В-третьих, те учреждения, где на ограниченных площадях сосредотачивается большое количество людей. Это кинотеатры и театры, другие зрелищные и развлекательные учреждения, кафе, рестораны и т. д. Отчасти городской транспорт, торговые учреждения и т. д.

Кое-какие оценки суммарных убытков по указанным секторам экономики уже сделаны. Очевидно, что оценки условные, они постоянно пересматриваются — с учетом меняющейся пандемической и экономической ситуации. Но пересмотр, как правило, всегда в сторону повышению сумм ущербов. По оценкам Всемирной ассоциации деловых путешествий, масштабы потерь туристических фирм по миру могут составлять до 47 миллиардов долларов ежемесячно. Особенно пострадают туристический бизнес Китая и стран, зависимых от китайских туристов (Гонконг, Макао, Таиланд, Камбоджа и Филиппины). Согласно данным Всемирной туристической организации, китайские туристы ежегодно тратили около 260 миллиардов долларов на путешествия (в два раза больше, чем тратят туристы из США), а сами китайцы являются самой путешествующей нацией в мире. В этом году ожидалось, что 500 миллионов китайцев будут путешествовать, но они оказались на «внутреннем карантине», и их денег китайские и иностранные туристические фирмы не увидят.

По подсчетам авторитетной Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), обнародованным 20 февраля, мировые авиаперевозчики могут потерять в этом году 29,3 млрд. долл. Однако в марте оценка потерь резко подскочила и стала «вилочной»: от 63 до 113 млрд. долл. Такой кардинальный пересмотр обусловлен тем, что изначально оценивались убытки, связанные с возможным сворачиванием авиаперевозок между Китаем и другими странами. В марте, когда ВОЗ объявила о пандемии (т. е. эпидемии глобального масштаба) стало понятно, что сворачиваются авиаперевозками и между другими странами. Большинство экспертов признают, что почти все ведущие мировые компании авиаперевозчики уже находятся «в минусе», т. е. несут систематические убытки. Примеров бедственного положения авиаперевозчиков бесконечное множество. Так, группа компаний IAG, куда входят известные перевозчики British Airways, Aer Lingus и Iberia, заявила, что уменьшит парк летающих самолетов на 75 % в апреле и мае и урежет расходы за счет временного уменьшения штата. Norwegian Air уже в марте сократила 90 % рейсов и отправила в неоплачиваемый отпуск более 7,5 тысяч человек.

Согласно многочисленным прогнозам, при сохраняющихся тенденциях к маю половина ведущих авиакомпаний мира станут банкротами. Впрочем, есть уже первые «ласточки». В начале марта было объявлено о банкротстве британской региональной авиакомпании Flybe, в середине февраля — итальянской Air Italy.

Власти многих стран мира заявили, что бизнес в беде не бросят. Будут помогать. Виды государственной помощи самые разные. Например, введение на время пандемии «налоговых каникул». Установление на тот же срок моратория на обслуживание и погашение долгов по банковским кредитам. Полная отмена некоторых налогов. Также предоставление субсидий и иных форм прямой финансовой помощи (например, льготных кредитов). Так, в конце февраля администрация президента Дональда Трампа запросила у Конгресса 2,5 млрд долл. на борьбу с коронавирусом. Демократы Палаты представителей сразу предложили увеличить сумму до 8 млрд. долл., Трамп предложение поддержал. Азарт растет. 17 марта американский президент обнародовал пакет помощи на борьбу с коронавирусом на сумму 850 млрд. долл. (включающий в себя не только помощь бизнесу, но и населению)[4]. Сумма заявленных Трампом бюджетных обязательств уже сопоставима с общим объемом бюджетной помощи федерального правительства американской экономике во время кризиса 2007–2009 гг.

Европейский Союз старается не отстать от Америки и в феврале обещал выделить из общеевропейского бюджета на помощь разным секторам экономики 25 млрд. евро. Позднее обещанная сумма была увеличена до 37 млрд. евро. И это в дополнение к тем деньгам, которые планируется выделять на помощь бизнесу из бюджетов стран-членов ЕС. Франция, в частности, анонсировала программу помощи на 45 млрд. евро. Правительство Польши обещало сумму, эквивалентную 52 млрд. долл. Финляндия озвучила сумму помощи в 15 млрд. евро, Австралия — 12,5 млрд. долл. и т. д.

Конечно, власти отдельных стран испытывают большой дискомфорт из-за неопределенности относительно того, сколько еще будет продолжаться пандемия и насколько она расползется по планете. Может быть, и указанных впечатляющих сумм может оказаться недостаточно. Частный бизнес может подсесть на постоянный «бюджетный подсос». Конечно, как признают эксперты, если пандемия продлится даже до конца лета (как например, считает американский президент Трамп), то малый бизнес просто вымрет. Да, судя по всему, власти не собираются бросать на ветер деньги для поддержки малого бизнеса. В пятницу, 20 марта министерство экономики Германии обнародовало цифру: двадцать пять миллионов предприятий малого и среднего бизнеса пострадали в ЕС от пандемии коронавируса, это 99 % предприятий сообщества.

Вместе с тем приоритеты в программах помощи бизнесу будут отданы оставшемуся одному проценту — крупным и крупнейшим корпорациям. И надо сделать все для того, чтобы не допустить их банкротства. В этой связи высшим государственным чиновникам все чаще приходит в голову мысль о необходимости национализации таких «системно значимых» компаний. 13 марта министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер в интервью Der Spiegel заявил, что власти Германии не исключают временной национализации важных для государства компаний, если те будут испытывать трудности в связи с распространением инфекции COVID-19. «Мы не допустим банкротства экономически крепких компаний», — сказал министр, пояснив, что национализация может стать одним из вариантов поддержки в условиях разрыва из-за коронавируса глобальных цепочек поставок и обвала спроса.

18 марта глава Министерства финансов Франции Бруно Ле Мэр заявил, что правительство страны рассматривает национализацию предприятий в качестве возможной меры их поддержки в условиях пандемического кризиса. Впрочем, он добавил, что национализация будет крайней мерой, когда будут исчерпаны другие способы спасения.

Впрочем, пока Франция и Германия лишь делают заявления о возможных национализациях, Италия уже начала национализацию. Речь идет о национализации частных медицинских учреждений. Как известно, в Италии масштабы и негативные последствия вирусной пандемии особенно большие. Национализация сектора частных медицинских услуг, с точки зрения эпидемиологов и других специалистов, является вообще необходимым условием эффективной борьбы с пандемиями. Как вооруженные силы не могут быть частными организациями, так и медицины всегда должна находиться в первой боевой готовности и быть способной отражать любые эпидемии и пандемии. Кстати, итальянцы, проводя экстренную национализацию медицины, взяли пример с Китая, где почти вся медицина государственная, и она продемонстрировала высокую эффективность борьбы с коронавирусом. Италия, в свою очередь, показывает здесь пример другим европейским странам. Второй страной, которая приступила к национализации частных медицинских учреждений, стала Испания.

Но итальянское правительство пошло еще дальше. В начале этой недели оно объявило, что возьмет под полный контроль авиакомпанию Alitalia, которую окончательно добила вспышка коронавируса в Европе. Напомню, в начале года власти страны выделили ей кредит в 400 млн. евро для санации и планировали до 31 мая продать убыточную компанию. Как сообщает Reuters, в связи с новым кризисом Рим отчаялся найти покупателя для авиакомпании и принял решение о ее национализации с компенсацией владельцам в размере 3,5 млрд евро.

Упомянутый выше французский министр финансов Бруно Ле Мэр 19 марта в продолжение своего заявления о национализации сказал, что наиболее вероятными кандидатами на национализацию являются французские авиаперевозчики. Также в СМИ прошла информация о тяжелом положения шведской авиакомпании SAS, которая находится на грани банкротства. В парламенте Швеции звучат призывы национализировать SAS. На повестке дня также стоит вопрос о национализации немецкого гиганта авиаперевозок — знаменитой компании Lufthansa. «Распространение коронавируса поместило всю глобальную экономику и нашу компанию в беспрецедентное чрезвычайное положение, — сказал глава Lufthansa Карстен Шпор. — На данный момент никто не может прогнозировать последствия». В США пока вопрос о национализации авиакомпаний не поднимался. Три дня назад президент объявил, что данной отрасли будет предоставлена финансовая помощь в размере 50 млрд. долл.

Российские власти пока внятных мер по защите экономики от пандемии не обнародовало. Если, конечно, не считать сообщения на сайте кабмина от 17 марта о том, что Правительство РФ и Банк России «вводят пакет мер поддержки экономики и населения страны, чтобы минимизировать последствия влияния коронавируса и волатильности на глобальных финансовых и сырьевых рынках». Экономический пакет мер направлен на достижение трех приоритетных задач: 1) обеспечение финансовой стабильности, 2) поддержание финансовой устойчивости отраслей и секторов экономики, 3) поддержка населения и региональных бюджетов. В контексте обсуждаемой темы нас сейчас интересует вторая позиция. К сожалению, до сих пор конкретики по ней в сообщении кабмина нет. А конкретика нужна. Ее особенно ждут российские авиакомпании и туристический бизнес.

Российские авиакомпании, в частности, уже пребывают в тяжелом, можно сказать, предсмертном состоянии. Ограничения на перелеты из-за коронавируса, по данным Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), затронули около 40 % рынка международных перевозок российских авиакомпаний. Пока российские авиаперевозчики обратились в правительство с просьбой снижения налоговой нагрузки, в частности предлагают обнулить налог на добавленную стоимость (НДС) на все внутренние перевозки. Впрочем, если до начала лета международные рейсы российских авиакомпаний не будут восстановлены, то часть авиаперевозчиков обанкротится. И альтернативы национализации оставшихся в живых компаний не будет. Если действие «фактора коронавируса» затянется до конца года или даже продолжится в следующем году, то можно ожидать, что вопрос национализации станет актуальным не только в отношении российских авиаперевозчиков, но и компаний многих других отраслей экономики.

Вопрос национализации встал остро в России еще до начавшейся вирусной истерии. Некоторые народные депутаты ни раз пытались инициировать законопроекты о национализации. Последняя такая попытка была в феврале этого года. Законопроект об основах национализации в РФ был внесен депутатами от КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым, но был отклонен Госдумой. Предполагалось, что основанием для принятия решения о национализации может стать угроза массового сокращения штата работников градообразующей или социально значимой организации, признание стратегического предприятия банкротом, объявление имущества общенациональным достоянием, монопольное или доминирующее положение предприятия, приватизация с нарушением законодательства или по заведомо заниженным ценам, приобретение контрольных пакетов акционерных обществ, создаваемых на базе госпредприятий-монополистов, иностранным капиталом, а также иные обстоятельства. Уверен, что «фактор коронавируса» в ближайшее время вновь поставит на повестку дня вопрос национализации крупных частных компаний.

 

 

Раздел II

США

 

На борьбу с коронавирусом в США будут мобилизованы… «вертолеты с деньгами»

 

Я уже писал о том, что мир к началу нынешнего года оказался на грани финансового и экономического кризиса. В настоящее время мир уже вошел в этот кризис.[5] Но СМИ обеспечивают «дымовую завесу», прикрывая кризис всяческим раздуванием истерии по поводу коронавируса.

Ведь по некоторым отраслям экономики ситуация сегодня несравненно более «тухлая», чем, скажем, во время кризиса 2007–2009 гг. И даже чем во время того кризиса, который начался в октябре 1929 года и до сих пор считается самым глубоким и продолжительным. Особо в тяжелом положении оказались такие отрасли, как пассажирские авиаперевозки и туризм (вместе с отельным бизнесом). Так, по подсчетам авторитетной Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), обнародованным 20 февраля, мировые авиаперевозчики могут потерять в этом году 29,3 млрд. долл. Однако в марте оценка потерь резко подскочила и стала «вилочной»: от 63 до 113 млрд. долл. Такой кардинальный пересмотр обусловлен тем, что изначально оценивались убытки, связанные с возможным сворачиванием авиаперевозок между Китаем и другими странами. В марте, когда ВОЗ объявила о пандемии (т. е. эпидемии глобального масштаба) стало понятно, что сворачиваются авиаперевозками и между другими странами. Большинство экспертов признают, что почти все ведущие мировые компании авиаперевозчики уже находятся «в минусе», т. е. несут систематические убытки. Примеров бедственного положения авиаперевозчиков бесконечное множество. Так, группа компаний IAG, куда входят известные перевозчики British Airways, Aer Lingus и Iberia, заявила, что уменьшит парк летающих самолетов на 75 % в апреле и мае и урежет расходы за счет временного уменьшения штата. Norwegian Air уже в марте сократила 90 % рейсов и отправила в неоплачиваемый отпуск более 7,5 тысяч человек. Уже есть первые банкроты. В середине февраля было объявлено о банкротстве итальянской Air Italy, в начале марта — британской региональной авиакомпании Flybe. Согласно многочисленным прогнозам, при сохраняющихся тенденциях к маю половина ведущих авиакомпаний мира станут банкротами.

Под дамокловым мечом коронавируса находятся и многие другие отрасли промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. Достаточно одной «искры» (случая выявления инфицированного коронавирусом работника), чтобы «пожар» (введение карантина, полное прекращение работы) охватил все предприятие, всю компанию и даже всю отрасль. Вот лишь один штрих к картине того пожара, который сегодня полыхает в европейской экономике. В пятницу, 20 марта министерство экономики Германии обнародовало цифру: двадцать пять миллионов предприятий малого и среднего бизнеса пострадали в ЕС от пандемии коронавируса, это 99 % предприятий сообщества.

А вот один яркий штрих картины пожара в американской экономике. Руководство ведущих автопроизводителей в США — компаний General Motors, Ford Motor и Fiat Chrysler провели совместную экстренную встречу в Детройте 18 марта. Причиной (или поводом?) встречи стал выявленный случай заболевания сотрудника вирусом Covid-2019 на одном из заводов Ford в штате Мичиган. Руководители американского автопрома приняли решение о временном закрытии своих заводов на территории США, Мексики и Канады. Одного случая в отрасли оказалось достаточно для того, чтобы отправить домой на неопределенный срок около 150 тысяч рабочих отрасли. Как сообщила газета The New York Times, аналогичным образом решили поступить японские концерны Honda, Toyota и Nissan в отношении своих заводов на территории Северной Америки. Автопром — один из локомотивов американской экономики. Остановка этого локомотива ударит по многим отраслям. Она приведет к снижению занятости на тысячах предприятий, поставляющих автопрому детали и узлы. Потери (по занятности) у смежников и подрядчиков будут больше, чем в самом автопроме. Многие поставщики вообще вынуждены будут закрыться.

Одним словом, нынешний «вирусный» кризис гораздо менее прогнозируем, чем тот, который мировая экономика переживала в конце прошлого десятилетия. Нельзя сказать ничего определенного о широте охвата «вирусной эпидемией» отраслей и времени действия этой «эпидемии». Кто-то из политиков и экспертов утверждает, что острая фаза закончиться к началу лета. Другие (как, например, американский президент Дональд Трамп) относят эту дату на конец лета. Есть и те, кто относят эту дату на конец года или даже на следующий год. Впрочем, уже образовалась группа экспертов, которые уверены, что «пандемия» станет перманентным состоянием мира. Что нынешняя эпидемия имеет искусственное, рукотворное происхождение. И что, когда коронавирус «выдохнется», на смену ему придет другой.

С учетом упомянутых неопределенностей власти некоторых стран пытаются заливать пожар разгорающейся в экономике «вирусной эпидемии» деньгами. И денег не жалеют. Я уже писал о крайне оперативных и радикальных действиях ФРС США, европейского Центрального банка, Банка Англии и других Центробанков по снижению ключевых ставок и наращиванию денежной эмиссии, называемому «количественными смягчениями»[6]. От Центральных банков не отстают и Минфины ведущих стран. Вот о них я и хочу поговорить. Минфинам также приходится действовать оперативно и решительно. Во-первых, предоставляя различные финансовые льготы (налоговые каникулы, отмена некоторых налогов, предоставление государственных гарантий под банковские кредиты и др.). Во-вторых, выделяя деньги в виде субсидий, кредитов или даже вложений в акционерные капиталы частных компаний («мягкая» форма национализации).

И тон тут задают Соединенные Штаты. Все началось с того, что в конце февраля администрация президента Дональда Трампа запросила у Конгресса 2,5 млрд долл. на борьбу с коронавирусом. Демократы Палаты представителей сразу предложили увеличить сумму до 8 млрд. долл., Трамп предложение поддержал. Бюджетный азарт стал расти в геометрической прогрессии. 17 марта американский президент обнародовал пакет помощи на борьбу с коронавирусом на сумму 850 млрд. долл. (включающий в себя не только помощь бизнесу, но и населению)[7]. В рамках указанного пакета помощи Минфин США предлагает выделить 300 миллиардов долларов на кредитование малого бизнеса, 150 миллиардов долларов на гарантии под кредиты компаниям разных отраслей экономики и отдельно 50 миллиардов долларов на поддержку авиаперевозчиков, особо сильно пострадавших от эпидемии.

Сумма заявленных Трампом бюджетных обязательств уже сопоставима с общим объемом бюджетной помощи федерального правительства американской экономики во время кризиса 2007–2009 гг. Глава Национального экономического совета Белого дома Лоуренс Кадлоу 19 марта заявил, что наращивание финансовой поддержки экономики продолжится. По его мнению, на программу смягчения последствий распространения коронавируса в США потребуется свыше 1,3 трлн долларов. Уверен, что и эта цифра не станет окончательной.

Европейский Союз старается не отстать от Америки и в феврале обещал выделить из общеевропейского бюджета на помощь разным секторам экономики 25 млрд. евро. Позднее обещанная сумма была увеличена до 37 млрд. евро. И это, так сказать, верхняя часть айсберга. Основные деньги будут выделяться на помощь бизнесу из бюджетов стран-членов ЕС.

Тут вне конкуренции Германия, которая желает занимать твердо второе место после США. Она обещает вложить в борьбу с «вирусной эпидемией» в экономике 550 млрд. евро. За ней идет Франция — 547 млрд евро. Италия выделяет 340 млрд евро. Испания готова потратить 200 млрд евро. Из стран, находящихся за пределами ЕС, выделяются Великобритания — 330 млрд. долл. и Япония — 193 млрд долл. Правительство Польши обещало сумму, эквивалентную 52 млрд. долл. Финляндия озвучила сумму помощи в 15 млрд. евро.

Конечно, к приведенным цифрам следует относиться осторожно. Поскольку в большинстве случаев они представляют собой лишь заявления первых лиц и высших чиновников. В большинстве стран сейчас происходит корректировка бюджетов (принятых в конце прошлого года) с учетом новой чрезвычайной ситуации. Неизвестно, будут ли урезаны заявленные с высоких трибун суммы или нет. И если урезаны, то насколько.

Власти ряда стран заявили, что, если все возможности спасения крупных «системно значимых» компаний будут исчерпаны, они пойдут на крайнюю меру — национализацию. В частности, об этом 13 марта сообщил министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер в интервью Der Spiegel. 18 марта об этом заявил глава Министерства финансов Франции Бруно Ле Мэр. При этом оба министра подчеркнули, что это «крайняя мера». И что в любом случае она будет носить «временный характер» (после острой фазы кризиса государство выйдет из капитала). И уж, конечно, национализация будет «цивилизованной», т. е. с компенсациями, выкупом за счет бюджетных денег долей частных акционеров.

Впрочем, кое-где от заявлений о национализации к ней уже перешли. В Италии, а несколько позднее в Испании началась национализация частных компаний, занимающихся оказанием медицинских услуг. Это национализированные организации будут брошены на борьбу с коронавирусом. Еще более резонансным стало заявление итальянского правительства о том, что оно возьмет под полный контроль авиакомпанию Alitalia, которую окончательно добила вспышка коронавируса в Европе. Напомню, в начале года власти страны выделили ей кредит в 400 млн евро для санации и планировали до начала лета продать убыточную компанию и вернуть кредит. Однако в середине марта стало понятно, что покупателя компании найти не удастся. В этой связи правительство приняло решение о ее национализации с выплатой ее частным акционерам 3,5 млрд евро.

Очень резонансным стало решение властей США об использовании такого средства борьбы с «вирусной эпидемией», как раздача наличных денег населению страны. Согласно заявлениям Дональда Трампа и министра финансов Стивена Мнучина, сделанным на этой неделе, из бюджета для раздачи будет выделено полтриллиона (500 миллиардов) долларов. Взрослые получат по 1000 долларов, а дети — по 500 долларов. Дональд Трамп потребовал от правительства, «чтобы американцы получили деньги так быстро, как это только возможно». Министр финансов США Стивен Мнучин заявил, что прямые выплаты населению будут произведены в течение ближайших трех недель. Выдачи предполагается произвести дважды равными суммами. Правда, с учетом численности населения страны суммарные выдачи по указанным нормам будут меньше заявленной цифры в 500 млрд. долл. Нигде в СМИ объяснений этой арифметического парадокса я не нашел.

Многие наблюдатели обратили внимание на то, что данная инициатива американских властей очень напоминает ту идею американского экономиста Милтона Фридмана, которую он озвучил еще в конце 1960-х годов и которую позднее назвали идеей «вертолетных денег». Современные американские экономисты совершенно правильно говорят, что раздача денег бизнесу в виде кредитов ФРС или различных программ помощи по линии американского Казначейства экономику оживить уже не в состоянии. Сколько бы денег компании и банки не получили, все эти деньги оказываются на финансовом рынке и лишь надувают спекулятивные «пузыри». Реальная экономика продолжает испытывать денежный голод и стагнирует. Гораздо более действенными будут любые меры по повышению платежеспособного спроса населения. Даже бесплатная раздача денег населению. Которые будут направляться на покупку товаров и услуг и стимулировать развитие экономики, а не надувать «пузыри» на фондовой бирже. Прошло более полвека с того момента, когда Милтон Фридман озвучил идею «вертолетных денег» в своем шуточном рассуждении о том, какими могут последствия операции по разбрасыванию денег с вертолетов, летающих над Америкой. И вот, кажется, наступает момент, когда шуточная идея экономиста начинает воплощаться в жизнь.

Впрочем, к простому выводу о том, что главный упор в преодолении кризиса следует делать не на раздачу бюджетных денег бизнесу, а на повышение платежеспособного спроса населения, кажется, приходят и чиновники других стран. И для такого повышения не обязательно заниматься раздачей «вертолетных» денег. Более простой и очевидный способ — повышение заработной платы и пособий, выплачиваемых работодателем сотруднику. В этой связи можно упомянуть обращение на этой неделе министра экономики Франции Брюно Ле Мэр к работодателям. Он предложил им выплатить премии в размере одной тысячи евро сотрудникам, продолжающим трудиться в условиях действующего карантина. Кроме того, действенными являются различные налоговые льготы — освобождения от выплат налогов на время карантина, пандемии или чрезвычайного положения. Или отсрочки налоговых выплат до нормализации ситуации. Так, в упомянутом выше пакете финансовой помощи американского Минфина американским гражданам предоставляется отсрочка на перечисление налогов в общей сложности на сумму до 1 млн. долл. на срок 90 дней.

А каковы меры по защите экономики и населения от «вирусной эпидемии» в России? — На сегодняшний день суммарный пакет помощи правительства экономике и населению составляет 300 млрд. руб., что эквивалентно примерно 4 млрд. долл.

На этой неделе правительство заявило о предоставлении отсрочки по уплате налогов и страховых взносов до 1 мая для туристических и авиакомпаний, которые понесли миллиардные убытки от пандемии коронавируса. Помимо этого, премьер-министр объявил о введении российским правительством трехмесячного моратория для малого и среднего бизнеса по выплате страховых взносов, а также об отсрочке уплаты арендных платежей для тех, кто арендует государственное или муниципальное имущество. Наконец, глава правительства РФ поручил ФНС предоставить отсрочку до 1 мая по уплате налогов и страховых взносов налогоплательщикам в сфере физической культуры и спорта, а также искусства, культуры и кинематографии.

Впрочем, по мнению представителей российского бизнеса и независимых экспертов, этих мер явно недостаточно для поддержания «на плаву» отечественных компаний, особенно малого и среднего бизнеса.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.