Вопрос №7 Психологическая характеристика исхода болезни: Выздоровление, хроническое заболевание. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Вопрос №7 Психологическая характеристика исхода болезни: Выздоровление, хроническое заболевание.

2021-02-05 172
Вопрос №7 Психологическая характеристика исхода болезни: Выздоровление, хроническое заболевание. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Исход болезни:

 


  • Выздоровление

  • Хроническое заболевание

  • Умирание

  • Смерть

1.
Выздоровление – это компенсация патологических расстройств и и восстановление нарушенных функций. Субъективное чувство выздоровления не всегда совпадает с объективными показателями.


Выздоровление может быть полным и неполным. При не полном выздоровлении имеются ограничения трудоспособности, и отсутствие оптимальной приспособленности к окружающей среде При неполном выздоровлении говорят о хронификации болезни.

^ 2. Хроническая болезн ь предполагает периодические обострения. Хронические заболевания представляют собой экзистенциальную ситуацию жизни человека, ограничивающую его свободу.

Хроническое течение заболеваний предполагает воздействие определённых вредностей на организм: гипоксия, интоксикация. Гипоксия – при заболевании органов дыхания. Интоксикация – инфекционное заболевание ЖКТ, печени, почек. Хроника предполагает периодичное стационирование. Длительное периодичное стационирование ведёт к госпитализму – феномену привыкания к существованию в больничных условиях. Особенно ему подвержены дети и пожилые люди. Госпитализм приводит к регрессу психического развития у детей и изменениям в эмоционально-волевой сфере у пожилых.

 

Вопрос № 8. Психологическое содержание исхода болезни: умирание, смерть.
Еще од­ним ис­хо­дом со­ма­ти­че­ско­го за­бо­ле­ва­ния яв­ля­ет­ся умирание и смерть.

Хо­тя че­ло­век все­гда зна­ет о не­из­беж­но­сти сво­ей кон­чи­ны, ее не­по­сред­ст­вен­ное при­бли­же­ние вы­зы­ва­ет у не­го ряд пси­хо­ло­ги­че­ских сдви­гов.

Три ос­нов­ных ти­па ре­ак­ции боль­но­го на воз­мож­ную в не­да­ле­ком бу­ду­щем фи­зи­че­скую смерть от за­бо­ле­ва­ния:

– «це­п­ля­ние» за жизнь – ис­поль­зу­ют­ся лю­бые сред­ст­ва для то­го, что­бы ос­тать­ся в жи­вых. Бо­лезнь и борь­ба с ней ста­но­вят­ся глав­ ным смыс­лом жиз­ни. Бо­лезнь ли­ша­ет всех ра­до­стей в жиз­ни, кро­ме од­ной – борь­бы и по­бед над бо­лез­нью;

при­ня­тие си­туа­ции смер­ти как ве­ро­ят­ной. Лю­ди на­чи­на­ют «жить на всю ка­туш­ку», ста­ра­ют­ся обо­га­тить се­бя ду­хов­но, не дать бо­лез­ни взять над со­бой верх. Бо­лезнь ста­но­вит­ся чем-то вто­ро­сте­пен­ным, но по­сто­ян­ным фо­ном жиз­ни, но не на­прав­ля­ет жизнь;

 – при­ня­тие си­туа­ции смер­ти как не­из­беж­ной и ее ожи­да­ние. Та­кая ре­ак­ция вле­чет за со­бой апа­тию, уход в бо­лезнь, тя­же­лые пе­ре­жи­ва­ния лю­бых ее про­яв­ле­ний. Бо­лезнь оп­ре­де­ля­ет все жиз­нен­ные вы­бо­ры, ста­но­вит­ся цен­траль­ной на­прав­ляю­щей по­ве­де­ния. Это от­рав­ля­ет жизнь не только боль­но­го, но и его род­ст­вен­ни­ков.

 От­но­ше­ние к смер­ти оп­ре­де­ля­ет жизнь, мно­гие ее ас­пек­ты. Две гло­баль­ные по­зи­ции, с ко­то­ рых че­ло­век рас­смат­ри­ва­ет ве­ро­ят­ную в бли­жай­шем бу­ду­щем смерть:

– стрем­ле­ние к жиз­ни;

 – страх смер­ти.

Зна­ние о ве­ро­ят­ной в ско­ром вре­ме­ни смер­ти близ­ко­го че­ло­ве­ка фор­ми­ру­ет эмо­цио­наль­ные пе­ре­жи­ва­ния род­ст­вен­ни­ков на ос­но­ве тех же по­зи­ций.

            Страх смер­ти мож­но рас­смот­реть в двух на­прав­ле­ни­ях:

– про­ек­ция си­туа­ции на се­бя: вос­при­ни­мая смерть близ­ко­го че­ло­ ве­ка как не­из­беж­ность, че­ло­век на­чи­на­ет за­ду­мы­вать­ся о сво­ей; воз­мож­но пе­ре­жи­ва­ние уми­ра­ния дру­го­го че­ло­ве­ка как своего соб­ст­вен­ного;

– вос­при­ятие смер­ти близ­ко­го как внеш­не­го фак­то­ра – здесь мо­гут воз­ни­кать чув­ст­во ви­ны, уг­ры­зе­ния со­вес­ти, тре­во­га за свое бу­ду­щее.

 

Не­ко­то­рые стра­хи, за­пря­тан­ные дос­та­точ­но глу­бо­ко, но силь­но пе­ре­жи­вае­мые, мо­гут при­во­дить к пси­хо­со­ма­ти­ че­ским за­бо­ле­ва­ни­ям. Осоз­на­ние стра­хов и пси­хо­кор­рек­ци­он­ная ра­ бо­та с улуч­шение са­мо­чув­ст­вия, фон жиз­ни бо­лее по­ло­жи­тель­ный, по­яв­ля­ет­ся боль­ше ра­дуж­ных кра­сок. Уве­ли­чи­ва­ют­ся внут­рен­ние ре­зер­вы, по­яв­ля­ет­ся возмож­ность, ра­нее сдер­жи­вае­мая стра­ха­ми, скор­рек­ти­ро­вать свою жизнь та­ким об­ра­зом, что­бы по­дой­ти к чер­те био­ло­ги­че­ской смер­ти со спо­кой­ной ду­шой.

 

Кро­ме мо­де­лей жиз­ни, пред­ла­гае­мых че­ло­ве­ку куль­ ту­рой, ка­ж­дый стро­ит соб­ст­вен­ную мо­дель жиз­ни, в ко­то­рую обя­за­тель­но вхо­дит от­но­ше­ние к смер­ти.

 

Гнез­ди­лов -  сре­ди пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем тер­ми­наль­ных боль­ных на пер­вый план вы­сту­па­ет при­бли­жаю­щая­ся смерть, весь ком­плекс мыс­лей и чувств боль­но­го вра­ща­ет­ся во­круг нее. Ужас не­бы­тия, унич­то­же­ние лич­но­сти пред­став­ля­ют­ся ко­неч­ной точ­кой.

 

Труд­но пе­ре­чис­лить все пси­хо­ло­ги­че ские про­бле­мы, с ко­то­ры­ми стал­ки­ва­ет­ся ухо­дя­щий боль­ной: люб­ви, на­де­ж­ды, дол­га, ви­ны, бла­го­дар­но­сти; все они пре­лом­ля­ют­ся ин­ди­виду­аль­но в зер­ка­ле смер­ти. Боль­но­му не­об­хо­ди­мо са­мо­стоя­тель­но или с по­мо­щью пси­хо­те­ра­пев­та пре­одо­леть оп­ре­де­лен­ный пси­хо­ло­ги­че­ский барь­ер и вклю­чить смерть в свою жизнь.

Важен принцип правды: больные чувствуют ложь, да­же ес­ли сам боль­ной вы­ну­ж­да­ет ко лжи (в раз­го­во­ре о ди­аг­но­зе и пер­спек­ти­вах), луч­ше ук­ло­нить­ся от от­ве­та, со­ хра­нив за боль­ным та­ким об­ра­зом пра­во на до­ве­ри­тель­ные от­но­ше­ния (иначе больные чувствуют мучительное одиночество среди близких). Прин­цип прав­ды да­ет воз­мож­ность ре­аль­но­го кон­так­та с боль­ным.

Цель терапии - по­мочь че­ло­ве­ку най­ти смысл в «обес­смыс­лив­шей­ся» жиз­ни, раз­де­лить его оди­но­че­ст­во, под­дер­жать, не ос­та­вить в ми­ну­ты смя­те­ния, об­ра­тить его к са­мо­му се­бе.

 

Пер­вым на­уч­но-пси­хо­ло­ги­че­ским на­блю­де­ни­ем и обоб­ще­ни­ем по этой про­бле­ме был от­чет  Эли­за­бет Кюб­лер-Росс (1969)

П ять ста­дий в про­цес­се уми­ра­ния:

1) от­ри­ца­ния – са­мая рас­про­стра­нен­ная и нор­маль­ная ре­ак­ция че­ло­ ве­ка на из­вес­тие – «нет, это­го не мо­жет быть со мной». Эта ста­дия про­те­ка­ет лег­че или тя­же­лей в за­ви­си­мо­сти от мик­ро­со­ци­аль­но­го ок­ру­же­ния (оди­но­че­ст­во, се­мья);

2) – гне­ва – «по­че­му это про­изош­ло имен­но со мной?» – боль­ной воз­му­ща­ет­ся, мо­жет из­лить гнев на род­ных и близ­ких, на лю­бо­го здо­ро­во­ го че­ло­ве­ка. Не­об­хо­ди­мо, что­бы боль­ной от­реа­ги­ро­вал во­вне.

3)  – тор­га – боль­ной тор­гу­ет­ся с вра­чом («я со­гла­сен на лю­бое ле­че­ние, я бу­ду об­раз­цо­вым па­ци­ен­том»), с Бо­гом («я бу­ду при­мер­ным хри­стиа­ни­ном»);

Пер­вые три ста­дии – это пе­ри­од кри­зи­са, воз­мо­жен воз­врат к пер­во­му и вто­ро­му эта­пам.

4) – де­прес­сии – «да, на этот раз ум­ру имен­но я» осоз­на­ет боль­ной и за­мы­ка­ет­ся в се­бе, пла­чет о се­бе, про­ща­ет­ся с близ­ки­ми, на­сту­па­ет по­сте­пен­ное от­ре­че­ние от жиз­ни;

5) – при­ня­тия смер­ти  – при­ми­ре­ние с не­из­беж­ным, сми­рен­ное ожи­дание кон­ца. Ко­неч­ные ста­дии уми­ра­ния, пред­ва­ряю­щие на­сту­п­ле­ние кли­ни­че­ской смер­ти, яв­ля­ют­ся са­мо­стоя­тель­ной фа­зой раз­ви­тия че­ло­ве­ка с соб­ст­вен­ной по­сле­до­ва­тель­но­стью со­бы­тий; оп­ре­де­лен­ны­ми, под­даю­щи­ми­ся опи­са­нию пе­ре­жи­ва­ния­ми и спо­со­ба­ми по­ве­де­ния.

 Эти фа­зы при­сутст­ву­ют не толь­ко у лю­дей, уми­раю­щих в ре­зуль­та­те за­бо­ле­ва­ний (например, и у приговоренных к смерти)

 

 Р. Пэт­ти­сон вы­де­лил дру­гие ста­дии в про­цессе уми­ра­ния:

1)  со­ци­аль­ная смерть – изо­ля­ция от об­ще­ст­ва, все боль­шее уда­ле­ние от лю­дей;

2) пси­хи­че­ская смерть – осоз­на­ние че­ло­ве­ком близ­ко­го кон­ца, пси­хи­че­ское уга­са­ние;

3)смерть моз­га – пре­кра­ще­ние дея­тель­но­сти го­лов­но­го моз­га;

4) фи­зио­ло­ги­че­ская смерть  – уга­са­ние жиз­нен­ных функ­ций ор­га­низ­ма.

 

 

В 70-е 20в появились хос­пи­сы(«стран­но­приим­ный дом»). человек как стран­ни­к на зем­ле, чей путь ра­но или позд­но дол­жен за­кон­чить­ся; в кон­це до­ро­ги лю­бой пут­ник мо­жет об­рес­ти по­мощь в стран­но­при­им­ном до­ме.

 

Пер­вый х ос­пи с со­вре­мен­но­го типа создан Се­си­ли­ей Сон­дерс.

На се­го­дняш­ний день су­ще­ст­ву­ет це­лая сеть по­доб­ных уч­ре­ж­де­ний во всех раз­ви­тых стра­нах.

Хос­пи­сы – это уч­ре­ж­де­ния, где осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ком­плекс­ная по­мощь уми­раю­щим боль­ным.

По­ми­мо ме­ди­цин­ской по­мо­щи, включающей обез­бо­ли­ва­ни­е, ухо­д за боль­ны­ми и кон­тро­ль их сим­птома­ти­ки, т.е. то, что вхо­дит в по­ня­тие пал­лиа­тив­ной ме­ди­ци­ны, осо­бая роль в хос­пи­сах от­во­дит­ся пси­хо­ло­ги­че­ской и ду­хов­ной под­держ­ке уми­раю­щих и их род­ст­вен­ни­ков. В ос­но­ву по­мо­щи уми­раю­щим за­ло­жен со­ци­аль­ный ас­пект, ко­то­рый взы­ва­ет к со­стра­да­нию, ми­ло­сер­дию и в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев из­бав­ля­ет па­ци­ен­та и его се­мью от пла­ты за за­бо­ту. Прин­цип, что за смерть нель­зя пла­тить но­сит эти­че­ский, нрав­ст­вен­ный ха­рак­тер и яв­ля­ет­ся важ­ным пунк­том фи­ло­со­фии хос­пи­са.

Активно развивали: Гнездилов, Р. и В.Зорза

Пси­хо­ло­ги­че­ские ре­ак­ции де­тей со смер­тель­ны­ми бо­лез­ня­ми ста­ли объ­ек­том вни­ма­ния пси­хо­ло­гов лишь в по­след­ние го­ды. Ра­нее думали, де­ти не про­яв­ля­ют пол­но­го осоз­на­ва­ния и тре­во­ги по по­во­ду не­ми­нуе­мой и ско­рой смер­ти.

Де­ти раз­но­го воз­рас­та по-раз­но­му пе­ре­жи­ва­ют та­кую си­туа­цию.

· Дети млад­шего до­шко­ль­ного воз­раста (до трех лет) от­ли­ча­ют­ся край­ней за­ви­си­мо­стью от ма­те­ри и пло­хо пе­ре­но­сят ее от­сут­ст­вие.

нет чув­ст­ва вре­ме­ни. Су­ дить о пе­ре­жи­ва­ни­ях ре­бен­ка это­го воз­рас­та мож­но по его по­ве­де­ нию, осо­бен­но­сти ко­то­ро­го за­ви­сят от ду­шев­но­го со­стоя­ния уха­жи­ваю­щих за ним, да­же в боль­шей сте­пе­ни, чем от его фи­зи­че­ско­го со­ стоя­ния.

· Стар­ший до­шко­ль­ный воз­раст (3–6 лет)

ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ин­тер­на­ли­ за­ци­ей ро­ди­тель­ских тре­бо­ва­ний. Воз­ни­ка­ют ре­ак­ции ви­ны за свое по­ ве­де­ние. Де­ти это­го воз­рас­та не­ред­ко вос­при­ни­ма­ют за­бо­ле­ва­ние как на­ ка­за­ние. Ред­ко в этом воз­рас­те де­ти пря­мо го­во­рят о сво­ей бо­яз­ни уме­реть., раз­ные фор­мы пси­хо­ло­ги­че­ской за­щи­ты

·. Млад­ший школь­ный воз­раст (6–12 лет)

– по­зна­ва­тель­ные спо­соб­ но­сти по­зво­ля­ют ре­бен­ку по­нять, что ка­ж­дое жи­вое су­ще­ст­во уми­ра­ет. У не­го по­яв­ля­ют­ся мыс­ли о не­об­ра­ти­мо­сти смер­ти. Да­же не имея пол­но­го пред­став­ле­ния о смер­ти, де­ти об­на­ру­жи­ва­ют воз­рас­таю­щую тре­во­гу и оза­бо­чен­ность сво­им со­стоя­ни­ем.

Ис­сле­до­ва­ние этих де­тей с по­мо­щью про­жек­тив­ной тех­ни­ки по­зво­ля­ет вы­явить их зна­ния о при­бли­жаю­щей­ся смер­ти, о ди­аг­но­сти­ке не­из­ле­чи­мой бо­лез­ни, не­об­ ра­ти­мо­сти смер­тель­но­го ис­хо­да и т.п. (D.R. Crase, 1975). И.К. Шац (1989) изу­чал пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти де­тей, стра­дав­ших не­из­ле­чи­мым ост­рым лей­ко­зом. У 88,4 % де­тей вы­яви­лись аф­фек­тив­ные на­ру­ше­ния: дис­ти­мия, тре­во­га, де­прес­сия. Эти де­ти от­ка­зы­ва­лись уча­ст­во­вать в об­щих иг­рах, от­го­ра­жи­ва­лись от свер­ст­ни­ков, пред­по­чи­та­ли об­ще­ние со стар­ши­ми, на­хо­ди­лись в слож­ных от­ но­ше­ни­ях с ро­ди­те­ля­ми.

Со­дер­жа­ние стра­хов в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев бы­ло свя­за­но с тя­же­стью за­бо­ле­ва­ния и не­ве­ри­ем в вы­здо­ров­ле­ние.

R. Gilder, P. Buschman (1980) опи­сы­ва­ют ти­по­ло­гию ре­ак­ций де­тей млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та на не­из­беж­ный и близ­кий фа­таль­ный ис­ход за­бо­ле­ва­ния.

· В пер­вом слу­чае, не­смот­ря на по­ни­ма­ние гря­ду­щей смер­ти, ре­бенку уда­ет­ся вы­тес­нить от­чая­ние, па­ни­ку и на­хо­дить­ся в поч­ти хо­ро­шем на­строе­нии..

· Во вто­ром – мыс­ли о смер­ти за­ме­ща­ют­ся ак­тив­ной ро­лью стра­да­юще­го. По­яв­ле­ние ипо­хон­д­ри­че­ских пе­ре­жи­ва­ний име­ет по­ло­жи­тель­ ный смысл. Они по­дав­ля­ют страх уми­ра­ния, так как для то­го что­бы стра­дать, на­до жить.

· В треть­ем – за­бо­ле­ва­ние рас­смат­ри­ва­ет­ся ре­бен­ком как не­серь­ез­ ное, од­на­ко на не­осоз­на­вае­мом уров­не вы­яв­ля­ет­ся тре­во­га. Это при­ во­дит к уг­рю­мо­му на­строе­нию, жа­ло­бам на со­ма­ти­че­ское не­до­мо­га­ ние, вспыш­кам гне­ва, осо­бен­но в ад­рес ро­ди­те­лей.

· В чет­вер­том – гнев в от­вет на осоз­на­ва­ние не­из­ле­чи­мо­сти за­бо­ле­ва­ния мо­жет вы­ра­жать­ся в фо­би­ях ле­карств, вра­ж­деб­но­сти и дис­фо­ри­ях, фор­ми­ру­ется силь­ная пси­хо­ло­ги­че­ская за­щи­та про­тив уг­ро­зы не­из­ле­чи­мо­го за­бо­ле­ва­ния. тревога,гнев, стыд, ви­на. Они спо­соб­ны скры­вать свои чув­ст­ва.. У де­тей очень ост­рое чув­ст­во осоз­на­ва­ния ро­ди­тель­ских ре­ак­ций на их за­бо­ле­ва­ние. пси­хо­лог дол­жен соз­дать та­ кие ус­ло­вия, ко­то­рые по­зво­ли­ли бы боль­но­му го­во­рить о том, что его му­ча­ет в пря­мой или кос­вен­ной фор­ме; ина­че дет­ские пе­ре­жи­ва­ния и стра­хи, чув­ст­во по­ки­ну­то­сти и изо­ля­ции бу­дут на­рас­тать.

 

Вопрос №9 Психологическая характеристика астенического синдрома.
По Труф.

Ас­те­ни­че­ский син­дром – одна из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных форм не­спе­ци­фи­че­ско­го реа­ги­ро­ва­ния ЦНС на внут­рен­ние вред­ные факторы.

При­чи­на раз­ви­тия - яв­ле­ния ин­ток­си­ка­ции и ги­пок­сии при тя­же­лом те­че­нии ря­да со­ма­ти­че­ских за­бо­ле­ва­ний

Ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ская ха­рак­те­ри­сти­ка ас­те­ни­че­ско­го син­дро­ма

И.П. Пав­ло­в- фи­зио­ло­ги­че­ски обос­но­ва­л ме­ха­низ­мы ас­те­нии. До­ка­за­но, что при са­мых раз­но­об­раз­ных со­ма­ти­че­ских, моз­го­вых, трав­ма­ти­че­ских за­бо­ле­ва­ни­ях воз­ни­ка­ют за­ко­но­мер­ные из­ме­не­ния в те­че­нии ос­нов­ных про­цес­сов в НС:

- ос­лаб­ля­ет­ся про­цесс ак­тив­но­го тор­мо­же­ния, в ре­зуль­та­те че­го на­ру­ша­ет­ся кон­троль и сба­лан­си­ро­ван­ность его с раздра­жи­тель­ным про­цес­сом.  

-при по­сле­дую­щем воз­дей­ст­вии па­то­ген­но­го фак­то­ра по­яв­ля­ет­ся ла­биль­ность и сла­бость про­цес­са воз­бу­ж­де­ния.

-при бо­лее дли­тель­ном или очень ин­тен­сив­ном воз­дей­ст­вии бо­лезне­твор­но­го аген­та мо­жет раз­вить­ся за­пре­дель­ное тор­мо­же­ние.

 

Кли­ни­че­ская ха­рак­те­ри­сти­ка ас­те­ни­че­ско­го син­дро­ма

 Прак­ти­че­ски ка­ж­дое со­ма­ти­че­ское за­бо­ле­ва­ние за­кан­чи­ва­ет­ся ас­те­ни­че­ским со­стоя­ни­ем.

Пер­вич­но оно име­ет со­ма­то­ген­ное про­ис­хо­ж­де­ние, но впо­след­ст­вии мо­жет сти­му­ли­ро­вать­ся пси­хо­ген­ны­ми фак­то­ра­ми – де­за­дап­та­ция в се­мье, на ра­бо­те.

Ас­те­ния про­дол­жа­ет­ся раз­лич­ное вре­мя в за­ви­си­мо­сти от за­бо­ле­ва­ния и пре­мор­бид­ных лич­но­ст­ных осо­бен­но­стей.

Кли­ни­че­ски АС   про­яв­ля­ет­ся в од­ном из трех ва­ри­ан­тов ( ста­дии в сто­ро­ну утя­же­ле­ния):.

1. Ги­пер­сте­ни­че­ский син­дром (гиперстения)

Очень деятельный больной, но деятельность но­сит ма­ло­упо­ря­дочен­ный, пло­хо ор­га­ни­зо­ван­ный ха­рак­тер.

 Боль­ные от­ли­ча­ют­ся по­вы­шен­ной от­вле­кае­мо­стью, ис­пы­ты­ва­ют труд­но­сти со­сре­до­то­че­ния, осо­бен­но при дли­тель­ном ум­ст­вен­ном на­пря­же­нии. В пись­мен­ной про­дук­ции – опи­ски, ошиб­ки.

Ха­рак­тер­но чув­ст­во ус­та­ло­сти, осо­бен­но за­мет­ное при не­уда­чах, ко­то­рое мо­жет сме­нить­ся подъ­е­мом ра­бо­то­спо­соб­но­сти при ув­ле­че­нии ра­бо­той или удач­ных ре­зуль­та­тах дея­тель­но­сти. В пре­де­лах ко­рот­ко­го от­рез­ка вре­ме­ни дея­тель­ность боль­но­го мо­жет быть про­дуктив­ной, но дея­тель­ность слож­ная, осо­бен­но не­зна­ко­мая, уже не под си­лу в свя­зи с бы­ст­ро на­сту­паю­щим утом­ле­ни­ем.

2. Синдром раз­дра­жи­тель­ной сла­бости

В след за бур­ным на­ча­лом дея­тель­но­сти сле­ду­ет бы­строе ее па­де­ние; за бы­ст­ро вспых­нув­шим ин­те­ре­сом – вя­лость и апа­тия; за не­тер­пе­ли­вым стрем­ле­ни­ем что-ли­бо сде­лать – по­сле­ дую­щее чув­ст­во ус­та­ло­сти, бес­си­лия, раз­оча­ро­ва­ния.

 Боль­ные с этой фор­мой ас­те­нии хо­тят ра­бо­тать, на­чи­на­ют с ин­те­ре­сом, но, бы­ст­ро ус­тав, до­пус­ка­ют ошиб­ки, воз­бу­ж­да­ют­ся, на­пря­жен­но пы­та­ют­ся все на­чать сно­ва, бро­са­ют, с огор­че­ни­ем или да­же от­чая­ни­ем от­ме­чая свою не­со­стоя­тель­ность; те­ря­ют са­мо­об­ла­да­ние из-за лю­бой ме­ло­чи.

3. Ги­по­сте­ни­че­ский син­дром

Да­же при­выч­ная дея­тель­ность тре­бу­ет от боль­но­го боль­шо­го на­пря­же­ния. Уже к се­ре­ди­не дня он чув­ст­ву­ет се­бя не­спо­соб­ным к работе­; все не ла­дит­ся, про­стей­шие эле­мен­ты тре­бу­ют все боль­ше и боль­ше вре­ме­ни. Но­вые за­да­ния ка­жут­ся не­пре­одо­ли­мо труд­ны­ми, час­ты ошиб­ки, опи­ски, про­пус­ки букв, слов. Вос­про­из­ве­де­ние ра­нее ус­во­ен­но­го тре­бу­ет на­пря­же­ния. По­сле ра­бо­че­го дня – край­няя раз­би­тость, ус­та­лость, не при­вле­ ка­ют да­же раз­вле­че­ния. Не­ред­ко боль­ной с ут­ра чув­ст­ву­ет се­бя раз­ би­тым, ха­рак­тер­на по­сто­ян­ная сон­ли­вость, но сон не при­но­сит бод­ ро­сти и све­же­сти.

На­строе­ние сни­же­но с от­тен­ком апа­тии, вя­лость, сни­жен ин­те­рес к ок­ру­жаю­ще­му. Фор­ми­ру­ет­ся но­вая ие­рар­хия мо­ти­ва­ци­он­но-по­треб­но­ст­ной сфе­ры, вплоть до под­чи­не­ния всех мо­ти­вов од­но­му – мо­ти­ву со­хра­не­ния здо­ро­вья.

 Кли­ни­че­ские сим­пто­мы ас­те­ни­че­ских со­стоя­ний:

– по­вы­шен­ная фи­зи­че­ская и пси­хи­че­ская утом­ляе­мость;

 – по­сто­ян­ное чув­ст­во ус­та­ло­сти;

– ухуд­ше­ние вни­ма­ния, рас­се­ян­ность;

– раз­дра­жи­тель­ная сла­бость;

– эмо­цио­наль­ная ла­биль­ность;

 – «ус­та­лость, не ищу­щая по­коя», не­тер­пе­ли­вость;

 – пси­хи­че­ская и со­ма­ти­че­ская ги­пе­ре­сте­зия;

 – па­де­ние ини­циа­ти­вы;

– ме­тео­за­ви­си­мость;

 – борь­ба мо­ти­вов, не­воз­мож­ность при­ня­тия бы­ст­ро­го ре­ше­ния;

– склон­ность к пе­ре­про­вер­ке соб­ст­вен­ных дей­ст­вий.

 

Пси­хо­ло­ги­че­ская ха­рак­те­ри­сти­ка ас­те­ни­че­ских со­стоя­ний

Ве­ду­щий пси­хо­ло­ги­че­ский сим­пто­м - по­вы­шен­ная ис­то­щае­мость пси­хи­че­ских про­цес­сов.

О на­ли­чии ис­то­щае­мо­сти мож­но су­дить при срав­не­нии ре­зуль­та­тов в на­ча­ле и в кон­це ис­сле­до­ва­ния. Значи­тель­ная истощаемость об­на­ру­жи­ва­ет­ся в про­цес­се иссле­до­ва­ния даже од­ной ме­то­ди­кой (уве­ли­че­нии па­уз и по­яв­ле­нии оши­бок, уве­ли­че­нии ла­тент­но­го пе­рио­да, за­труд­не­нии в под­бо­ре слов)

Осо­бен­но чет­ко об­на­ру­жи­ва­ет­ся ис­то­щае­мость при ис­сле­до­ва­нии ра­бо­то­спо­соб­но­сти и ак­тив­но­го вни­ма­ния. (таб­ли­цы Шуль­те, крас­но-чер­ные таб­ли­цы Гор­бо­ва, кор­рек­тур­ные про­бы, счет и от­счи­ты­ва­ние по Кре­пе­ли­ну)

Кри­вая вни­ма­ния и ра­бо­то­спо­соб­но­сти при на­ли­чии ас­те­нии мо­жет быть пред­став­ле­на в двух ви­дах:

 – ги­пер­сте­ни­че­ский ва­ри­ант -   зиг­за­го­об­раз­ный вид, от­ра­жа­ет воз­мож­ность оп­ре­де­лен­ной ком­пен­са­ ции ас­те­ни­че­ских на­ру­ше­ний;

 – ги­по­сте­ни­че­ский ва­ри­ант - по­логий вид, от­ра­жаю­щий по­сте­пен­ное на­рас­та­ние ас­те­нии без воз­мож­но­стей ком­пен­са­ции.

Ас­те­ни­че­ский круг рас­стройств па­мя­ти ( за­по­ми­на­ние 10 слов, за­по­ми­на­ние 45 цифр, про­бы Бен­то­на, ас­со­циа­тив­ное за­по­ми­на­ние, пик­то­грам­мы).

 Ис­то­щае­мость про­цес­сов па­мя­ти про­яв­ля­ет­ся в сле­дую­щих на­ру­ше­ни­ях:

 – «про­реш­ли­вая па­мять»

 – не­воз­мож­ность во­вре­мя вспом­нить нуж­ное сло­во; лишь по­том, ко­гда уже нет не­об­хо­ди­мо­сти в этой ин­форма­ции, оно «са­мо» всплы­ва­ет в па­мя­ти;

– не­дос­та­точ­ность удер­жа­ния (ре­тен­ции); боль­ной мо­жет за­пом­нить 10 слов по­сле четырехкрат­но­го предъ­яв­ле­ния, но че­рез 10–15 ми­ нут пом­нит толь­ко 2–3 сло­ва;

 – до­бав­ле­ние слов «от се­бя», не фи­гу­ри­рую­щих в чис­ле предъ­яв­ляе­мых;

 – кри­вая за­по­ми­на­ния со­от­вет­ст­ву­ет кри­вой ра­бо­то­спо­соб­но­сти;

– уси­ле­ние ро­ли ин­тер­фе­рен­ции, осо­бен­но го­мо­ген­ной.

 Ди­на­ми­ка на­ру­ше­ний па­мя­ти вы­гля­дит сле­дую­щим об­ра­зом: вна­ча­ле стра­да­ет за­по­ми­на­ние ис­кус­ст­вен­ных сло­гов, за­тем – за­по­ми­на­ние слов и в по­след­нюю оче­редь стра­да­ет ас­со­циа­тив­ная и сло­вес­ноло­ги­че­ская па­мять.

 

Ас­те­ни­че­ские на­ру­ше­ния в ин­тел­лек­ту­аль­ной сфе­ре ( «клас­си­фи­ка­ция», «ис­клю­че­ние пред­ме­тов», объ­яс­не­ние пе­ре­нос­но­го смыс­ла по­сло­виц и ме­та­фор, тест Векс­ле­ра).

Они ха­рак­те­ри­зу­ют­ся сле­дую­щи­ми про­яв­ле­ния­ми:

 – не­рав­но­мер­ность уров­ня вы­пол­не­ния за­да­ний при дос­та­точ­но со­хран­ном уров­не дос­туп­ных обоб­ще­нии (по­яв­ле­ние си­туа­ци­он­но кон­крет­ных обоб­ще­ний на фо­не пра­виль­ных отве­тов). При ука­за­нии на ошиб­ки боль­ной их ис­прав­ля­ет;

– со­хран­ность кри­ти­че­ско­го от­но­ше­ния к сво­ему со­стоя­нию и ошиб­кам;

 – по­вы­шен­ная инерт­ность ас­со­циа­тив­но­го про­цес­са;

– воз­мож­ны на­ру­ше­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти су­ж­де­ний.

 В эмо­цио­наль­но-лич­но­ст­ной сфе­ре вы­яв­ля­ют­ся сле­дую­щие особен­но­сти:

 – эмо­цио­наль­ная ла­биль­ность;

 – при ис­сле­до­ва­нии уров­ня при­тя­за­ний вы­яв­ля­ет­ся за­ни­же­ние или за­вы­ше­ние слож­но­сти вы­би­рае­мых за­да­ний; та­ким об­ра­зом боль­ ные ща­дят свою са­мо­оцен­ку;

– в об­сле­до­ва­нии лич­но­сти с по­мо­щью оп­рос­ни­ка MMPI вы­яв­ля­ет­ся подъ­ем по шка­лам нев­ро­ти­че­ской триа­ды (1, 2, 3), подъ­ем по седь­ мой шка­ле пси­ха­сте­нии и сни­же­ние по девятой шка­ле ак­тив­но­сти и жиз­нен­но­го оп­ти­миз­ма.

 

 

Вопрос № 10 Психоорганический (энцефалопатическиий) синдром
Яв­ля­ет­ся не­спе­ци­фи­че­ским и встре­ча­ет­ся при ре­зи­ду­аль­ных ор­га­ни­че­ских по­ра­же­ни­ях го­лов­но­го моз­га трав­ма­ти­че­ско­го, ин­фек­ци­он­но­го, ин­ток­си­ка­ци­он­но­го и со­ма­то­ген­но­го (со­су­ди­стые за­бо­ле­ва­ния, бо­лез­ни ды­ха­ния, ор­га­нов вы­де­ле­ния, эн­док­ри­но­па­тии) про­ис­хо­ж­де­ния.

Ста­цио­нар­ное те­че­ние, ре­же – рег­ре­ди­ент­ное. Его раз­ви­тие мо­жет но­сить и про­гре­ди­ент­ный ха­рак­тер, что мо­жет быть обу­слов­ле­но на­рас­та­ни­ем тя­же­сти за­бо­ле­ва­ния.

Фор­мы син­дро­ма ( при про­гре­ди­енном те­че­нии - эта­пы его раз­ви­тия):

· ас­те­ни­че­ская,

· экс­пло­зив­ная,

· эй­фо­ри­че­ская,

· апа­ти­че­ская.

Со­ма­то­ген­ный пси­хо­ор­га­ни­че­ский син­дром про­яв­ля­ет­ся в первых двух фор­мах.

Спектр на­ру­ше­ний при этом син­дро­ме при­мер­но тот же, что и при ас­те­ни­че­ском, но рас­строй­ства уже не­об­ра­ти­мы и усу­губ­ля­ют­ся.

 

Пси­хо­ор­га­ни­че­ский син­дром ха­рак­те­ри­зу­ет­ся:

 – на­ру­ше­ния­ми вни­ма­ния и ра­бо­то­спо­соб­но­сти

– ис­то­щае­мость, от­вле­кае­мость, труд­но­сти пе­ре­клю­че­ния, кон­цен­тра­ции и рас­пре­де­ле­ния; сла­бость про­из­воль­но­го вни­ма­ния; низ­кий уро­вень ра­бо­то­спо­соб­но­сти и про­дук­тив­но­сти;

– на­ру­ше­ния­ми па­мя­ти – сни­же­ние спо­соб­но­сти к за­по­ми­на­нию те­ку­щих со­бы­тий; про­реш­ли­вость; раз­лич­ные дисм­не­зии; воз­мо­жен сдвиг си­туа­ции в про­шлое;

 – на­ру­ше­ния­ми ин­тел­лек­та – об­стоя­тель­ность и вяз­кость мыш­ле­ния; обед­не­ние его с ог­ра­ни­чен­но­стью на обы­ден­ном уров­не; за­мед­ле­ние тем­па ас­со­циа­тив­но­го про­цес­са; «бес­тол­ко­вость», слабость су­ж­де­ний (сни­же­ние уров­ня дос­туп­ных обоб­ще­ний до си туа­ци­он­но-кон­крет­но­го); по­вы­шен­ная инерт­ность, сте­рео­ти­пи­за­ция мыш­ле­ния; сни­же­ние или от­сут­ст­вие кри­ти­ки (ошиб­ки не кор­рек­ти­ру­ют­ся);

 – эмо­цио­наль­но-лич­но­ст­ные на­ру­ше­ния,  уси­ле­ние эмо­цио­наль­ной ла­биль­но­сти, сла­бо­ду­шие; раз­дра­жи­тель­ность, экс­пло­зив­ность, злоб­ность; брюзг­ли­вость, ворч­ли­вость; по­дав­лен­ность; по­вы­шен­ ная са­мо­оцен­ка; су­же­ние кру­га ин­те­ре­сов; за­ост­ре­ние пре­мор­бид ных черт ха­рак­те­ра и по­яв­ле­ние но­вых, об­щих для всех пси­хо­орга­ни­че­ских боль­ных (по­доз­ри­тель­ность, пас­сив­ность, ау­ти­за­ция, пред­взя­тое от­но­ше­ние ко все­му но­во­му, ску­пость и т.п.).

 

Вопрос №11.

Официально зарегистрирован в 80-е (астенические проявления без при­зна­ков те­ку­ще­го со­ма­ти­че­ско­го за­бо­ле­ва­ния и нев­ро­за).

---трак­ту­ет­ся как ас­те­ния пе­ре­утом­ ле­ния, воз­ни­каю­щая в ре­зуль­та­те дли­тель­но­го во­ле­во­го уси­лия, ум­ст­вен­но­го на­пря­же­ния, не­об­хо­ди­мо­сти про­дол­же­ния ра­бо­ты в со­стоя­нии утом­ле­ния, не­га­тив­но­го от­но­ше­ния к вы­пол­няе­мой ра­бо­те, так­же влия­ние ин­фек­ции, по­ра­же­ния им­мун­ной сис­те­мы или от­рав­ле­ния ор­га­низ­ма.

Д. Штра­ус - СХУ от­ра­жа­ет со­стоя­ние им­мун­ной сис­те­мы, при ко­то­ром ее ре­ак­ция на оп­ре­де­лен­ные про­во­ка­ции ока­зы­ва­ет­ся сверх­ак­тив­ной по пси­хи­че­ским или ге­не­ти­че­ским при­чи­нам. Штра­ус учи­ты­ва­ет и со­стоя­ние пси­хи­ки, так как де­прес­сия и стрес­со­вые си­туа­ции ве­дут к раз­ру­ше­нию им­мун­ной сис­те­мы, что по­вы­ша­ет риск ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний. При­чи­на и след­ст­вие мо­гут ме­нять­ся мес­та­ми.

 

Боль­ные с та­ким ди­аг­но­зом в ос­нов­ном жа­лу­ют­ся на раз­дра­жи­тель­ность, об­щую сла­бость, по­вы­шен­ную утом­ляе­мость, бы­ст­рую ис­то­щае­мость, рас­се­ян­ность, плохую па­мять, на­ру­ше­ния сна, го­лов­ные бо­ли, го­ло­во­кру­же­ния, тре­вож­ность, по­дав­лен­ность, бо­ли в об­лас­ти серд­ца, не­тер­пе­ли­вость, не­сдер­жан­ность, не­ус­той­чи­вость на­строе­ния.

Диф­фе­рен­ци­аль­ная ди­аг­но­сти­ка раз­лич­ных ви­дов ас­те­нии дос­та­точ­но слож­на. Ис­хо­дя из пред­став­ле­ния об обу­слов­лен­но­сти СХУ сти­лем жиз­ни, Э.Б. Боллз раз­ра­бо­тал ан­ке­ту ди­аг­но­сти­ки и са­мо­ди­ аг­но­сти­ки СХУ.

 

Пе­ре­чень сим­пто­мов в СХУ (по Бол­лзу):

– сла­бость мышц, мы­шеч­ная боль;

– бо­ли в сус­та­вах;

– об­щее не­до­мо­га­ние;

 – бес­сон­ни­ца;

 – спу­тан­ность соз­на­ния, пе­ре­ме­на на­строе­ния;

– за­быв­чи­вость, рас­се­ян­ность, не­спо­соб­ность ли­бо за­труд­не­ние со­ сре­до­то­че­ния;

– уг­не­тен­ное на­строе­ние (де­прес­сия); – не­ожи­дан­ные ви­зу­аль­ные рас­строй­ства.

Есть еще специфические для отдельных профессий (в примере было по медработникам, я удалила)

 Ус­та­лость от ра­бо­ты (име­ет­ся в ви­ду как фи­зи­че­ская, так и пси­ хо­ло­ги­че­ская) вы­зы­ва­ет ряд со­ма­ти­че­ских сим­пто­мов, ока­зы­ва­ет нега­тив­ное влия­ние на ка­че­ст­во про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти и пси­хи­че­скую жизнь са­мо­го про­фес­сио­на­ла.

 

Вопрос №12


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.