Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-02-05 | 172 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Исход болезни:
1.
Выздоровление – это компенсация патологических расстройств и и восстановление нарушенных функций. Субъективное чувство выздоровления не всегда совпадает с объективными показателями.
Выздоровление может быть полным и неполным. При не полном выздоровлении имеются ограничения трудоспособности, и отсутствие оптимальной приспособленности к окружающей среде При неполном выздоровлении говорят о хронификации болезни.
^ 2. Хроническая болезн ь предполагает периодические обострения. Хронические заболевания представляют собой экзистенциальную ситуацию жизни человека, ограничивающую его свободу.
Хроническое течение заболеваний предполагает воздействие определённых вредностей на организм: гипоксия, интоксикация. Гипоксия – при заболевании органов дыхания. Интоксикация – инфекционное заболевание ЖКТ, печени, почек. Хроника предполагает периодичное стационирование. Длительное периодичное стационирование ведёт к госпитализму – феномену привыкания к существованию в больничных условиях. Особенно ему подвержены дети и пожилые люди. Госпитализм приводит к регрессу психического развития у детей и изменениям в эмоционально-волевой сфере у пожилых.
Вопрос № 8. Психологическое содержание исхода болезни: умирание, смерть.
Еще одним исходом соматического заболевания является умирание и смерть.
Хотя человек всегда знает о неизбежности своей кончины, ее непосредственное приближение вызывает у него ряд психологических сдвигов.
Три основных типа реакции больного на возможную в недалеком будущем физическую смерть от заболевания:
|
– «цепляние» за жизнь – используются любые средства для того, чтобы остаться в живых. Болезнь и борьба с ней становятся глав ным смыслом жизни. Болезнь лишает всех радостей в жизни, кроме одной – борьбы и побед над болезнью;
– принятие ситуации смерти как вероятной. Люди начинают «жить на всю катушку», стараются обогатить себя духовно, не дать болезни взять над собой верх. Болезнь становится чем-то второстепенным, но постоянным фоном жизни, но не направляет жизнь;
– принятие ситуации смерти как неизбежной и ее ожидание. Такая реакция влечет за собой апатию, уход в болезнь, тяжелые переживания любых ее проявлений. Болезнь определяет все жизненные выборы, становится центральной направляющей поведения. Это отравляет жизнь не только больного, но и его родственников.
Отношение к смерти определяет жизнь, многие ее аспекты. Две глобальные позиции, с кото рых человек рассматривает вероятную в ближайшем будущем смерть:
– стремление к жизни;
– страх смерти.
Знание о вероятной в скором времени смерти близкого человека формирует эмоциональные переживания родственников на основе тех же позиций.
Страх смерти можно рассмотреть в двух направлениях:
– проекция ситуации на себя: воспринимая смерть близкого чело века как неизбежность, человек начинает задумываться о своей; возможно переживание умирания другого человека как своего собственного;
– восприятие смерти близкого как внешнего фактора – здесь могут возникать чувство вины, угрызения совести, тревога за свое будущее.
Некоторые страхи, запрятанные достаточно глубоко, но сильно переживаемые, могут приводить к психосомати ческим заболеваниям. Осознание страхов и психокоррекционная ра бота с улучшение самочувствия, фон жизни более положительный, появляется больше радужных красок. Увеличиваются внутренние резервы, появляется возможность, ранее сдерживаемая страхами, скорректировать свою жизнь таким образом, чтобы подойти к черте биологической смерти со спокойной душой.
|
Кроме моделей жизни, предлагаемых человеку куль турой, каждый строит собственную модель жизни, в которую обязательно входит отношение к смерти.
Гнездилов - среди психологических проблем терминальных больных на первый план выступает приближающаяся смерть, весь комплекс мыслей и чувств больного вращается вокруг нее. Ужас небытия, уничтожение личности представляются конечной точкой.
Трудно перечислить все психологиче ские проблемы, с которыми сталкивается уходящий больной: любви, надежды, долга, вины, благодарности; все они преломляются индивидуально в зеркале смерти. Больному необходимо самостоятельно или с помощью психотерапевта преодолеть определенный психологический барьер и включить смерть в свою жизнь.
Важен принцип правды: больные чувствуют ложь, даже если сам больной вынуждает ко лжи (в разговоре о диагнозе и перспективах), лучше уклониться от ответа, со хранив за больным таким образом право на доверительные отношения (иначе больные чувствуют мучительное одиночество среди близких). Принцип правды дает возможность реального контакта с больным.
Цель терапии - помочь человеку найти смысл в «обессмыслившейся» жизни, разделить его одиночество, поддержать, не оставить в минуты смятения, обратить его к самому себе.
Первым научно-психологическим наблюдением и обобщением по этой проблеме был отчет Элизабет Кюблер-Росс (1969)
П ять стадий в процессе умирания:
1) отрицания – самая распространенная и нормальная реакция чело века на известие – «нет, этого не может быть со мной». Эта стадия протекает легче или тяжелей в зависимости от микросоциального окружения (одиночество, семья);
|
2) – гнева – «почему это произошло именно со мной?» – больной возмущается, может излить гнев на родных и близких, на любого здорово го человека. Необходимо, чтобы больной отреагировал вовне.
3) – торга – больной торгуется с врачом («я согласен на любое лечение, я буду образцовым пациентом»), с Богом («я буду примерным христианином»);
Первые три стадии – это период кризиса, возможен возврат к первому и второму этапам.
4) – депрессии – «да, на этот раз умру именно я» осознает больной и замыкается в себе, плачет о себе, прощается с близкими, наступает постепенное отречение от жизни;
5) – принятия смерти – примирение с неизбежным, смиренное ожидание конца. Конечные стадии умирания, предваряющие наступление клинической смерти, являются самостоятельной фазой развития человека с собственной последовательностью событий; определенными, поддающимися описанию переживаниями и способами поведения.
Эти фазы присутствуют не только у людей, умирающих в результате заболеваний (например, и у приговоренных к смерти)
Р. Пэттисон выделил другие стадии в процессе умирания:
1) социальная смерть – изоляция от общества, все большее удаление от людей;
2) психическая смерть – осознание человеком близкого конца, психическое угасание;
3)смерть мозга – прекращение деятельности головного мозга;
4) физиологическая смерть – угасание жизненных функций организма.
В 70-е 20в появились хосписы(«странноприимный дом»). человек как странник на земле, чей путь рано или поздно должен закончиться; в конце дороги любой путник может обрести помощь в странноприимном доме.
|
Первый х оспи с современного типа создан Сесилией Сондерс.
На сегодняшний день существует целая сеть подобных учреждений во всех развитых странах.
Хосписы – это учреждения, где осуществляется комплексная помощь умирающим больным.
Помимо медицинской помощи, включающей обезболивание, уход за больными и контроль их симптоматики, т.е. то, что входит в понятие паллиативной медицины, особая роль в хосписах отводится психологической и духовной поддержке умирающих и их родственников. В основу помощи умирающим заложен социальный аспект, который взывает к состраданию, милосердию и в большинстве случаев избавляет пациента и его семью от платы за заботу. Принцип, что за смерть нельзя платить носит этический, нравственный характер и является важным пунктом философии хосписа.
Активно развивали: Гнездилов, Р. и В.Зорза
Психологические реакции детей со смертельными болезнями стали объектом внимания психологов лишь в последние годы. Ранее думали, дети не проявляют полного осознавания и тревоги по поводу неминуемой и скорой смерти.
Дети разного возраста по-разному переживают такую ситуацию.
· Дети младшего дошкольного возраста (до трех лет) отличаются крайней зависимостью от матери и плохо переносят ее отсутствие.
нет чувства времени. Су дить о переживаниях ребенка этого возраста можно по его поведе нию, особенности которого зависят от душевного состояния ухаживающих за ним, даже в большей степени, чем от его физического со стояния.
· Старший дошкольный возраст (3–6 лет)
характеризуется интернали зацией родительских требований. Возникают реакции вины за свое по ведение. Дети этого возраста нередко воспринимают заболевание как на казание. Редко в этом возрасте дети прямо говорят о своей боязни умереть., разные формы психологической защиты
·. Младший школьный возраст (6–12 лет)
– познавательные способ ности позволяют ребенку понять, что каждое живое существо умирает. У него появляются мысли о необратимости смерти. Даже не имея полного представления о смерти, дети обнаруживают возрастающую тревогу и озабоченность своим состоянием.
Исследование этих детей с помощью прожективной техники позволяет выявить их знания о приближающейся смерти, о диагностике неизлечимой болезни, необ ратимости смертельного исхода и т.п. (D.R. Crase, 1975). И.К. Шац (1989) изучал психологические особенности детей, страдавших неизлечимым острым лейкозом. У 88,4 % детей выявились аффективные нарушения: дистимия, тревога, депрессия. Эти дети отказывались участвовать в общих играх, отгораживались от сверстников, предпочитали общение со старшими, находились в сложных от ношениях с родителями.
|
Содержание страхов в большинстве случаев было связано с тяжестью заболевания и неверием в выздоровление.
R. Gilder, P. Buschman (1980) описывают типологию реакций детей младшего школьного возраста на неизбежный и близкий фатальный исход заболевания.
· В первом случае, несмотря на понимание грядущей смерти, ребенку удается вытеснить отчаяние, панику и находиться в почти хорошем настроении..
· Во втором – мысли о смерти замещаются активной ролью страдающего. Появление ипохондрических переживаний имеет положитель ный смысл. Они подавляют страх умирания, так как для того чтобы страдать, надо жить.
· В третьем – заболевание рассматривается ребенком как несерьез ное, однако на неосознаваемом уровне выявляется тревога. Это при водит к угрюмому настроению, жалобам на соматическое недомога ние, вспышкам гнева, особенно в адрес родителей.
· В четвертом – гнев в ответ на осознавание неизлечимости заболевания может выражаться в фобиях лекарств, враждебности и дисфориях, формируется сильная психологическая защита против угрозы неизлечимого заболевания. тревога,гнев, стыд, вина. Они способны скрывать свои чувства.. У детей очень острое чувство осознавания родительских реакций на их заболевание. психолог должен создать та кие условия, которые позволили бы больному говорить о том, что его мучает в прямой или косвенной форме; иначе детские переживания и страхи, чувство покинутости и изоляции будут нарастать.
Вопрос №9 Психологическая характеристика астенического синдрома.
По Труф.
Астенический синдром – одна из наиболее распространенных форм неспецифического реагирования ЦНС на внутренние вредные факторы.
Причина развития - явления интоксикации и гипоксии при тяжелом течении ряда соматических заболеваний
Нейрофизиологическая характеристика астенического синдрома
И.П. Павлов- физиологически обосновал механизмы астении. Доказано, что при самых разнообразных соматических, мозговых, травматических заболеваниях возникают закономерные изменения в течении основных процессов в НС:
- ослабляется процесс активного торможения, в результате чего нарушается контроль и сбалансированность его с раздражительным процессом.
-при последующем воздействии патогенного фактора появляется лабильность и слабость процесса возбуждения.
-при более длительном или очень интенсивном воздействии болезнетворного агента может развиться запредельное торможение.
Клиническая характеристика астенического синдрома
Практически каждое соматическое заболевание заканчивается астеническим состоянием.
Первично оно имеет соматогенное происхождение, но впоследствии может стимулироваться психогенными факторами – дезадаптация в семье, на работе.
Астения продолжается различное время в зависимости от заболевания и преморбидных личностных особенностей.
Клинически АС проявляется в одном из трех вариантов ( стадии в сторону утяжеления):.
1. Гиперстенический синдром (гиперстения)
Очень деятельный больной, но деятельность носит малоупорядоченный, плохо организованный характер.
Больные отличаются повышенной отвлекаемостью, испытывают трудности сосредоточения, особенно при длительном умственном напряжении. В письменной продукции – описки, ошибки.
Характерно чувство усталости, особенно заметное при неудачах, которое может смениться подъемом работоспособности при увлечении работой или удачных результатах деятельности. В пределах короткого отрезка времени деятельность больного может быть продуктивной, но деятельность сложная, особенно незнакомая, уже не под силу в связи с быстро наступающим утомлением.
2. Синдром раздражительной слабости
В след за бурным началом деятельности следует быстрое ее падение; за быстро вспыхнувшим интересом – вялость и апатия; за нетерпеливым стремлением что-либо сделать – после дующее чувство усталости, бессилия, разочарования.
Больные с этой формой астении хотят работать, начинают с интересом, но, быстро устав, допускают ошибки, возбуждаются, напряженно пытаются все начать снова, бросают, с огорчением или даже отчаянием отмечая свою несостоятельность; теряют самообладание из-за любой мелочи.
3. Гипостенический синдром
Даже привычная деятельность требует от больного большого напряжения. Уже к середине дня он чувствует себя неспособным к работе; все не ладится, простейшие элементы требуют все больше и больше времени. Новые задания кажутся непреодолимо трудными, часты ошибки, описки, пропуски букв, слов. Воспроизведение ранее усвоенного требует напряжения. После рабочего дня – крайняя разбитость, усталость, не привле кают даже развлечения. Нередко больной с утра чувствует себя раз битым, характерна постоянная сонливость, но сон не приносит бод рости и свежести.
Настроение снижено с оттенком апатии, вялость, снижен интерес к окружающему. Формируется новая иерархия мотивационно-потребностной сферы, вплоть до подчинения всех мотивов одному – мотиву сохранения здоровья.
Клинические симптомы астенических состояний:
– повышенная физическая и психическая утомляемость;
– постоянное чувство усталости;
– ухудшение внимания, рассеянность;
– раздражительная слабость;
– эмоциональная лабильность;
– «усталость, не ищущая покоя», нетерпеливость;
– психическая и соматическая гиперестезия;
– падение инициативы;
– метеозависимость;
– борьба мотивов, невозможность принятия быстрого решения;
– склонность к перепроверке собственных действий.
Психологическая характеристика астенических состояний
Ведущий психологический симптом - повышенная истощаемость психических процессов.
О наличии истощаемости можно судить при сравнении результатов в начале и в конце исследования. Значительная истощаемость обнаруживается в процессе исследования даже одной методикой (увеличении пауз и появлении ошибок, увеличении латентного периода, затруднении в подборе слов)
Особенно четко обнаруживается истощаемость при исследовании работоспособности и активного внимания. (таблицы Шульте, красно-черные таблицы Горбова, корректурные пробы, счет и отсчитывание по Крепелину)
Кривая внимания и работоспособности при наличии астении может быть представлена в двух видах:
– гиперстенический вариант - зигзагообразный вид, отражает возможность определенной компенса ции астенических нарушений;
– гипостенический вариант - пологий вид, отражающий постепенное нарастание астении без возможностей компенсации.
Астенический круг расстройств памяти ( запоминание 10 слов, запоминание 45 цифр, пробы Бентона, ассоциативное запоминание, пиктограммы).
Истощаемость процессов памяти проявляется в следующих нарушениях:
– «прорешливая память»
– невозможность вовремя вспомнить нужное слово; лишь потом, когда уже нет необходимости в этой информации, оно «само» всплывает в памяти;
– недостаточность удержания (ретенции); больной может запомнить 10 слов после четырехкратного предъявления, но через 10–15 ми нут помнит только 2–3 слова;
– добавление слов «от себя», не фигурирующих в числе предъявляемых;
– кривая запоминания соответствует кривой работоспособности;
– усиление роли интерференции, особенно гомогенной.
Динамика нарушений памяти выглядит следующим образом: вначале страдает запоминание искусственных слогов, затем – запоминание слов и в последнюю очередь страдает ассоциативная и словеснологическая память.
Астенические нарушения в интеллектуальной сфере ( «классификация», «исключение предметов», объяснение переносного смысла пословиц и метафор, тест Векслера).
Они характеризуются следующими проявлениями:
– неравномерность уровня выполнения заданий при достаточно сохранном уровне доступных обобщении (появление ситуационно конкретных обобщений на фоне правильных ответов). При указании на ошибки больной их исправляет;
– сохранность критического отношения к своему состоянию и ошибкам;
– повышенная инертность ассоциативного процесса;
– возможны нарушения последовательности суждений.
В эмоционально-личностной сфере выявляются следующие особенности:
– эмоциональная лабильность;
– при исследовании уровня притязаний выявляется занижение или завышение сложности выбираемых заданий; таким образом боль ные щадят свою самооценку;
– в обследовании личности с помощью опросника MMPI выявляется подъем по шкалам невротической триады (1, 2, 3), подъем по седь мой шкале психастении и снижение по девятой шкале активности и жизненного оптимизма.
Вопрос № 10 Психоорганический (энцефалопатическиий) синдром
Является неспецифическим и встречается при резидуальных органических поражениях головного мозга травматического, инфекционного, интоксикационного и соматогенного (сосудистые заболевания, болезни дыхания, органов выделения, эндокринопатии) происхождения.
Стационарное течение, реже – регредиентное. Его развитие может носить и прогредиентный характер, что может быть обусловлено нарастанием тяжести заболевания.
Формы синдрома ( при прогредиенном течении - этапы его развития):
· астеническая,
· эксплозивная,
· эйфорическая,
· апатическая.
Соматогенный психоорганический синдром проявляется в первых двух формах.
Спектр нарушений при этом синдроме примерно тот же, что и при астеническом, но расстройства уже необратимы и усугубляются.
Психоорганический синдром характеризуется:
– нарушениями внимания и работоспособности
– истощаемость, отвлекаемость, трудности переключения, концентрации и распределения; слабость произвольного внимания; низкий уровень работоспособности и продуктивности;
– нарушениями памяти – снижение способности к запоминанию текущих событий; прорешливость; различные дисмнезии; возможен сдвиг ситуации в прошлое;
– нарушениями интеллекта – обстоятельность и вязкость мышления; обеднение его с ограниченностью на обыденном уровне; замедление темпа ассоциативного процесса; «бестолковость», слабость суждений (снижение уровня доступных обобщений до си туационно-конкретного); повышенная инертность, стереотипизация мышления; снижение или отсутствие критики (ошибки не корректируются);
– эмоционально-личностные нарушения, усиление эмоциональной лабильности, слабодушие; раздражительность, эксплозивность, злобность; брюзгливость, ворчливость; подавленность; повышен ная самооценка; сужение круга интересов; заострение преморбид ных черт характера и появление новых, общих для всех психоорганических больных (подозрительность, пассивность, аутизация, предвзятое отношение ко всему новому, скупость и т.п.).
Вопрос №11.
Официально зарегистрирован в 80-е (астенические проявления без признаков текущего соматического заболевания и невроза).
---трактуется как астения переутом ления, возникающая в результате длительного волевого усилия, умственного напряжения, необходимости продолжения работы в состоянии утомления, негативного отношения к выполняемой работе, также влияние инфекции, поражения иммунной системы или отравления организма.
Д. Штраус - СХУ отражает состояние иммунной системы, при котором ее реакция на определенные провокации оказывается сверхактивной по психическим или генетическим причинам. Штраус учитывает и состояние психики, так как депрессия и стрессовые ситуации ведут к разрушению иммунной системы, что повышает риск инфекционных заболеваний. Причина и следствие могут меняться местами.
Больные с таким диагнозом в основном жалуются на раздражительность, общую слабость, повышенную утомляемость, быструю истощаемость, рассеянность, плохую память, нарушения сна, головные боли, головокружения, тревожность, подавленность, боли в области сердца, нетерпеливость, несдержанность, неустойчивость настроения.
Дифференциальная диагностика различных видов астении достаточно сложна. Исходя из представления об обусловленности СХУ стилем жизни, Э.Б. Боллз разработал анкету диагностики и самоди агностики СХУ.
Перечень симптомов в СХУ (по Боллзу):
– слабость мышц, мышечная боль;
– боли в суставах;
– общее недомогание;
– бессонница;
– спутанность сознания, перемена настроения;
– забывчивость, рассеянность, неспособность либо затруднение со средоточения;
– угнетенное настроение (депрессия); – неожиданные визуальные расстройства.
Есть еще специфические для отдельных профессий (в примере было по медработникам, я удалила)
Усталость от работы (имеется в виду как физическая, так и пси хологическая) вызывает ряд соматических симптомов, оказывает негативное влияние на качество профессиональной деятельности и психическую жизнь самого профессионала.
Вопрос №12
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!